Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Сочинение: Куприн а. и

Ирина Полякова
Наталья Крицкая

Ирина Викторовна ПОЛЯКОВА (1967), Наталья Валерьевна КРИЦКАЯ (1971) - учителя русского языка и литературы СОШ № 32 г. Астрахани.

“Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды...”

Тема любви в творчестве А.И. Куприна.По рассказу «Гранатовый браслет»

Цели. Расширить и углубить представление учащихся об А.И. Куприне - мастере художественного слова, передавшем в слове силу редчайшего дара высокой любви, величие пережитого простым человеком; показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека; помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе; формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства - литературу, музыку.

Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары её,
ни счастья - выше наслаждения служить ей.

В.Шекспир

Ход урока

I. Вступление

Под звуки музыки Георгия Свиридова учитель читает наизусть сонет (130-й) Вильяма Шекспира.

Её глаза на звёзды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И чёрной проволокой вьётся прядь.

С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щёк.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдёшь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.

И всё ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

Учитель. Эти слова о любви принадлежат великому Шекспиру. А вот как об этом чувстве размышляет Всеволод Рождественский.

Любовь, любовь - загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждёт?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Любовь - одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. “Любить, - писал Л.Н. Толстой, - значит жить жизнью того, кого любишь”. А Аристотель говорил по этому поводу так: “Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо”.

Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

II. Беседа по содержанию рассказа

О чём произведение Куприна? Почему оно называется «Гранатовый браслет»?

(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство “маленького человека”, телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события. Да и гранаты в браслете с их дрожащими внутри “кровавыми огнями” - символ любви и трагедии в судьбе героя.)

Рассказ, состоящий из тринадцати глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте её. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. При чтении пейзажа возникает ощущение увядающего мира. Описание природы напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идёт: лето сменяется осенью, молодость - старостью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Сродни природе холодное, благоразумное существование героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.)

Прочитайте описание осеннего сада (вторая глава). Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Какую цель преследовал автор?

Что же можно сказать о её душе? Не страдает ли она от “сердечной недостаточности”?

(Нельзя сказать, что княгиня бессердечна. Она любит детей сестры, хочет иметь своих… К мужу относится как к другу - “прежняя страстная любовь давно ушла”; спасает его от полного разорения.)

Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает её родственников.

Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны?

(Учащиеся отыскивают в тексте “характеристики” гостей: и “толстого, безобразно огромного” профессора Свешникова; и с “гнилыми зубами на лице черепа” мужа Анны, глупого человека, который “ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении”; и штабного полковника Пономарёва, “преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой”.)

Кто из гостей изображён с симпатией? Почему?

(Это генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Он производит приятное впечатление человека простого, но благородного, а главное - мудрого. Его Куприн наделил “русскими, мужицкими чертами”: “добродушно-весёлым взглядом на жизнь”, “бесхитростной, наивной верой”… Именно ему принадлежит убийственная характеристика современного ему общества, в котором обмельчали, опошлели интересы, а люди разучились любить. Аносов говорит: “Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью”. Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви, для которой “совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость”.)

Что же “счастливо-чудесное” произошло в день именин княгини Веры?

(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)

Остановимся на письме Желткова Вере. Прочитаем его. Какую характеристику мы можем дать его автору? Как же относиться к Желткову? Сочувствовать, жалеть, восхищаться или презирать, как слабого духом человека?

(Мы можем относиться к герою как угодно, и хорошо, если в жизни каждого из нас не произойдёт подобной трагедии, но нам важно определить авторскую позицию, выявить отношение самого автора к своему герою.)

Обратимся к эпизоду посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя? Как ведут себя участники сцены? Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?

(Желтков. За его нервозностью, смятением кроется огромное чувство, убить которое может только смерть. Тугановскому не дано ни понять, ни самому испытать такие чувства. Даже князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: “…Разве виноват он в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”)

Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным. Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?

(Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - “громадное счастье”. Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Прощаясь с ней, он пишет: “Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»”.)

III. Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…»

Чем стихотворение Пушкина созвучно рассказу Куприна?

(В обоих произведениях выражены и преклонение перед любимой, и благоговение, и самопожертвование, и боль страдающего сердца.)

Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием? (“Что это: любовь или сумасшествие?”.)

(Князь Шеин: “Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим”.)

Но почему Желтков кончает жизнь самоубийством?

(Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее “маленького человека”. Он любит, и уже поэтому счастлив. Поэтому смерть не страшит героя.)

Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым, их единственное свидание. Обратимся к этому эпизоду и прочитаем его со слов: “В комнате пахло ладаном…”

Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушёл из жизни из-за неё?

(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворенное выражение на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона.)

Случайна ли эта деталь? Каким предстаёт перед нами Желтков?

(Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: “Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.)

Отметим: история, положенная в основу этого рассказа, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Л.И. Любимова, которой влюблённый в неё человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, он понимал: между ним, “маленьким человеком”, и ею - непреодолимая пропасть.

Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюблённый осмелился прислать ей в подарок гранатовый браслет. Возмущённые муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращён, а Жёлтый (фамилия влюблённого) поклялся более не писать. Тем всё и завершилось.

Почему Куприн по-иному осмыслил “курьёзный случай” и ввёл в свой рассказ трагический финал?

(Трагический финал производит большое впечатление, придаёт необычайную силу и весомость чувству Желткова.)

Как вы думаете, какой момент рассказа является кульминационным?

(Эпизод с пианисткой: “…Взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя её большие прекрасные руки, закричала…”)

Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты № 2, как бы донёсшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.

(Звучит соната № 2 Бетховена.)

Почему Желтков “заставляет” Веру Николаевну слушать именно это бетховенское произведение? Почему слова, которые слагались в её уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

(Слова как бы исходят от Желткова. Они действительно совпадают с музыкой, действительно “это были как будто куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое»”.)

Княгиня Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, возникло ли ответное чувство любви в душе Веры?

(Ответное чувство состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)

В чём, по-вашему, состоит сила любви?

(В преображении души.)

Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения.

Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в десятой главе? Отличаются ли первые главы от последних по стилю?

(Язык начальных глав нетороплив, спокоен, в них больше описаний, нет надрыва, больше обыденности.)

Давайте найдём не только стилевое, но и смысловое противопоставление двух частей рассказа.

(Лирический пейзаж, праздничный вечер противопоставлены “заплёванной лестнице дома, в котором живёт Желтков, убогой обстановке его комнаты, похожей на кают-компанию грузового парохода”.)

Средством противопоставления героев являются и фамилии: незначительная и даже какая-то приниженная “Желтков” и преувеличенно громкая, тройная “Мирза-Булат-Тугановский”. Есть в рассказе и предметы-противопоставления. Какие?

(Изысканная записная книжечка, украшенная “филигранным золотым узором редкой сложности, тонкости и красоты”, и гранатовый браслет из низкопробного золота с плохо отшлифованными гранатами.)

Какова идея рассказа А.И. Куприна? В чём смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы XIX века продолжил писатель в этом произведении?

(Смысл рассказа - показать благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Автор показывает психологический контраст: не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся лишь благополучие, спокойствие, красивые вещи и слова, но исчезли такие понятия, как красота души, духовность, чуткость и искренность. “Маленький человек” возвышается, становится велик своей жертвенной любовью.)

IV. Заключение

К.Паустовский говорил, что “Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не писал”. Такое же чувство очищения и просветления оставляет рассказ Куприна и у нас, читателей. Он помогает понять, чего мы можем лишиться, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить большое, настоящее в жизни.

V. Домашнее задание (ответить письменно )

Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): “Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”

Помогите пожалуйста! Проверьте и разделите на абзацы.
Любовь - величайшее чувство на земле. Она делает человека счастливым, освещает всю его жизнь, возносит до небес. Но нередко любовь ранит сердце человека, заставляет его страдать и мучиться, испытывая неразделенное, безответное чувство. В повести Куприна «Гранатовый браслет» «любовь - бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, про которую сказано «сильна, как смерть». Любовь, для которой совершить любой! подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость». Именно такая необыкновенная любовь коснулась обыкновенного чиновника Желткова. Он влюбляется в красавицу-княгиню Веру Шеину и пишет ей письма.с пылкими признаниями в любви. Девушка не придает особого значения этим посланиям и вскоре выходит замуж за молодого и красивого князя. Несмотря на это, Желтков продолжает любить княгиню, причем его любовь так сильна, что он готовя издалека обожать Веру Николаевну. Он просто боготворит ее: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете прислуге, с которой Вы говорите». Конечно, Желтков и Вера Николаевна являются главными героями повести, но вместе с тем немалое значение в «Гранатовом браслете» Куприн отводит генералу Аносову. Своими размышлениями о любви он способствует тому, что его внучка начинает по-другому смотреть на свою собственную жизнь с мужем (Василием Львовичем) и заставляет отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Мудрость, обретенная в ходе прожитой жизни, определенный опыт позволили ему увидеть в любви бедного телеграфиста не назойливую привязанность молодого человека, а достойное, высоконравственное чувство. Именно он переворачивает устоявшийся жизненный мир княгини Веры и произносит слова, вызвавшие ее новое отношение к происходящим событиям: «...может быть твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Такая любовь, по мнению генерала, чрезвычайно редка и непонятна большинству людей, которые никогда в жизни не испытывали ничего подобного. Он говорит о том, что люди совершенно разучились любить. Люди, состоящие в браке, обычно проявляют друг к другу ровные отношения, не любовь, а уважение. Любви, «которой не должны касаться «никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы», которая «должна быть величайшей тайной в мире», «трагедией» -такой любви больше не существует. О ней, «единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной», мечтает каждый человек, его счастье, если в течение своей жизни ему удастся встретить такую любовь. Истинное, всепоглощающее чувство, испытываемое «маленьким человеком», наполняет смыслом его жизнь и не кажется ему неправильным. «Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал». Это чувство изначально было безответно, и Желтков прекрасно это знал. Он не упрекает, ни в чем не винит княгиню, «ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна». Он не требовал к себе внимания, не молил о взаимности, прекрасно понимая, что это невозможно. Желтков действительно по своему социальному положению «маленький человек», но чувство, которое рождено в душе, никак нельзя назвать маленьким. Оно необъятно, не имеет ни временных, ни пространственных границ: «Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом».

Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды (по рассказу И.А. Куприна «Гранатовый браслет»)
Порой мы так далеки от реальности в наших мечтах, что очередное возвращение к действительности приносит нам боль и разочарование. И мы бежим от малейших неприятностей жизни, от ее холодности и бесчувствия. В своих розовых снах мы видим светлое будущее, в грезах – снова пытаемся построить хрустальные замки на безоблачном небе. Но есть в нашей жизни чувство, настолько близкое нашим мечтам, что почти соприкасается с ними. Это любовь. С ним мы ощущаем себя защищенными от превратностей судьбы. Уже с детства в сознании каждого закладываются основы любви и привязанности. И каждый человек пронесет их через всю жизнь, разделив с окружающим миром, тем самым сделав его шире и светлее. тем самым сделав его шире и светлее. Но иногда кажется, что люди все больше приземляют собственные интересы, и даже чувства становятся жертвами такого приземления. Они черствеют, превращаются в лед, мельчают. Счастливую и искреннюю любовь приходится переживать, увы, не каждому. И даже она имеет свои взлеты и падения. А некоторые и вовсе задаются вопросом: Существует ли она на свете. И все таки, так хочется верить, что это волшебное чувство, во имя которого ради любимого человека можно пожертвовать самым ценным -даже собственной жизнью. Именно о такой, бескорыстной и всепрощающей любви, пишет Куприн в своем рассказе «Гранатовый браслет».
Первые страницы рассказа посвящены описанию природы. Будто на их чудодейственном светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка любви. Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем «начинает давить своей плоской пустотой...». Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что – то из ряда вон выходящее, какую – то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, да, но такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи. И вот Вера Николаевна получает от Желткова браслет, блеск гранатов которого повергает ее в ужас, мозг сразу же пронзает мысль «точно кровь», и вот уже ясное чувство о предстоящем несчастье тяготит ее, и на этот раз оно вовсе не пустое. С этого момента ее спокойствие разрушено. Вместе с браслетом получив письмо, в котором Желтков признается ей в любви, все нарастающему волнению нет предела. Вера посчитала Желткова «несчастным», она не смогла понять всего трагизма этой любви. Несколько противоречивым оказалось выражение «счастливый несчастный человек». Ведь в своем чувстве к Вере Желтков испытал счастье. Он оборвал жизнь по приказу Тугановского, благословив тем самым любимую женщину. Уходя навсегда, он думал, что путь Веры станет свободным, е жизнь наладится и пойдет по – старому. Но дороги назад нет. Прощание с телом Желткова было кульминационным моментом ее жизни. В этот момент сила любви достигла максимального значения, стала равна смерти. Восемь лет плохой, беззаветной любви, ничего не требующей взамен, восемь лет преданности милому идеалу, самоотверженности от собственных принципов. За один короткий миг счастья пожертвовать всем накопленным за такой большой срок – это под силу не каждому. Но любовь Желткова к Вере не подчинялась никаким образцам, она была выше их. И даже если конец ее оказался трагичным, прощение Желткова было вознаграждено. Хрустальный дворец, в котором жила Вера, разбился, пропустив много света, тепла, искренности в жизнь. Сливаясь в финале с музыкой Бетховена, она сливается и с любовью Желткова, и с вечной памятью о нем.
Так хотелось бы, чтобы в нашу однообразную жизнь проникла эта сказка о всепрощающей и сильной любви, созданная И. А. Куприным. Так хотелось бы, чтобы никогда жестокая реальность не смогла победить наши искренние чувства, нашу любовь. Мы должны приумножать ее, гордиться ей. Любви, истинной любви, необходимо учиться усердно, как самой кропотливой науке. Однако любовь не приходит, если ждешь ее появления каждую минуту, и в тоже время, не разгорается из ничего, но и потушить сильную, настоящую любовь невозможно. Она, разная во всех проявлениях, не образец жизненных традиций, а, скорее, исключение из правил. И все же любовь нужна человеку для очищения, для приобретения смысла жизни. Человек любящий способен на жертву ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он счастлив. Мы должны превносить в любовь все самое лучшее, что чувствуем, чем гордимся. И тогда яркое солнце обязательно осветит ее, и даже самая обычная любовь станет священной, сливаясь в одно целое с вечностью. Навсегда…

«ЛЮБОВЬ БЕСКОРЫСТНАЯ, САМООТВЕРЖЕННАЯ,

НЕ ЖДУЩАЯ НАГРАДЫ».

(Тема любви в рассказе « Гранатовый браслет»)

ЛЮБОВЬ ВСЕСИЛЬНА: НЕТ НА ЗЕМЛЕ НИ ГОРЯ-

ВЫШЕ КАРЫ ЕЕ, НИ СЧАСТЬЯ - ВЫШЕ НАСЛАЖДЕ-

НИЯ СЛУЖИТЬ ЕЙ.

В. ШЕКСПИР.

Цель урока: Показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств, раскрыть идею и художественные особенности, роль детали в повести, развивать умение анализировать текст художественного произведения.

ВСТУПЛЕНИЕ: Под звуки музыки Г. Свиридова «Иллюстрации к повести А, С Пушкина « Метель»учитель читает наизусть сонет В. Шекспира.

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек,

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного цвета на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

А милая ступает по земле.

Но все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

УЧИТЕЛЬ: Эти слова принадлежат великому Шекспиру. А вот, как размышляет об этом чувстве через 500 лет Вс. Рождественский.

Любовь, любовь- загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет?

И вечный мировой круговорот?

УЧИТЕЛЬ: Любовь- одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотвержена. Какие высказывания о любви вы нашли?

(Учащиеся зачитывают найденные цитаты, затем учитель предлагает записать понравившиеся.)

УЧИТЕЛЬ: Аристотель примерно 2,5 тыс. лет назад по этому поводу сказал так: «Любить- значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо.»

Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в рассказе «Гранатовый браслет», написанном в 1910 году. В основе произведения лежит реальный факт- история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Леонида Любимова.

(СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ О ПРОТОТИПАХ РАССКАЗА. См. « Планирование «11 кл. стр. 64.)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

1.Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника? С какой целью введен трагический финал любви Желткова?

2.Какие социальные преграды отодвигают любовь Желткова в сферу недоступной мечты? Только ли они делают невозможным счастье героя?

3.Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта писателя об идеальном, неземном чувстве?

1.Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем? Найдите художественные средства, предопределяющие будущую трагедию. О чем говорит такая деталь, что «обитатели жизнелюбивые» потянулись в город?

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

Отвратительные погоды Тихие безоблачные дни

Густой туман ясные, солнечные теплые

Сирена ревела, свирепый ураган желтая щетина полей

Размякшее шоссе, густая грязь заблестела слюдяным блеском паутина

Мутная кисея дождя

Пустота оголенность деревья покорно роняли желтые листья

А. Какой художественный прием использован писателем?

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЕМ: ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ.

Б. Какие возникают мысли. чувства? Какова идейно-композиционная роль этой зарисовки?

ВЫВОД: Ощущение увядающего мира, быстротечности жизни, приближения смерти, которая может быть трагической.

2.Главная героиня-Шеина Вера Николаевна, княгиня, жена предводителя дворянства. Зачитайте портрет героини. Найдите детали, помогающие создать портрет кн. Веры. Найдите описание осеннего сада, зачитайте его. Найдите повторяющиеся эпитеты в описании кн. Веры и сада. Почему кн. Вера не уезжает с дачи?

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

ПЕЙЗАЖ КН. ВЕРА

Холодная и высокомерная холодное гордое лицо

Красота осенних цветов царственное спокойствие, холодная любез-

ность, практичность

А. Какой возникает ассоциативный ряд?

АСОЦИАТИВНЫЙ РЯД: Холодный – высокомерный – гордый – надменный - царственный - аристократический.

ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ.

А. Что можно сказать о душе кн. Веры? (она холодная)

Б. Почему описание сада идет после описания чувств к мужу?

В. Страдает ли Вера Николаевна от «сердечной недостаточности», т. е. бессердечна ли она?

3. Найти эпизод кн. Веры с сестрой; выделить в нем слова героини о море, лесе. Найти эпизод в финале- реакция сада на слезы героини. Какова идейно-композиционная роль этого сопоставления?

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

«ОТНОШЕНИЕ КН. ВЕРЫ К ПРИРОДЕ»

МОРЕ: «Когда я первый раз вижу море, оно меня радует и поражает. Когда я привыкну к нему, я скучаю, глядя на него.»

ЛЕС: (сосны, мхи, мухоморы- сравнение) «Точно из красного бархата и вышиты белым бисером»

Для Веры Николаевны главное- Взгляд словно скользит по поверхно-

внешнее. Пейзаж воспринимает сти. Нет желания всмотреться, вчувс-

через материальные ценности. твоваться.

Вопрос учителя: Почему окружающая красота оставляет Веру Николаевну равнодушной?

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

ОБИЛИЕ КРАСОТЫ РОЖДАЕТ ПРЕСЫШЕНЬЕ, КОТОРОЕ СКОРЕЕ ВСЕГО НАСТУПАЕТ У ЛЮДЕЙ С ХОЛОДНЫМ СЕРДЦЕМ.

ВЫВОД: Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием героини. Вспомним: «Деревья успокоились и покорно роняли желтые листья» В таком же равнодушном состоянии находится героиня: со всеми строго проста, холодно любезна»

ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ.


Подарки Вере Николаевне. В чем их значение? Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? Зачитать описание браслета, найти смысловое сравнение. Чем он(браслет) отличается от других подарков? Есть ли в этом символическое звучание? Письмо Желткова Вере Николаевне. Прочитать. Какую характеристику можем дать автору? Как можно относиться к Желткову: сочувствовать, восхищаться, жалеть или презирать, как слабого духом человека? Эпизод посещения Желткова мужем и братом Веры Николаевны. Детали интерьера. Как ведут себя участники сцены (брат, Желтков, муж). Кто одерживает в этом своеобразном поединке нравственную победу? Почему? Найти свидетельства того, что героем руководит то огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным.

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕЕ (ДУША)


Дом, лестница, комната.

Бедность.

2. Портрет. Чистота, искренность, умение чувст-

3 Поведение во время разговора. За внешней растерянностью, нервоз-

ностью кроется глубокое чувство.

4. Последнее письмо, музыка красота, глубина души.

ВЫВОД: Человек, занимающий низкое положение в обществе способен на глубокие чувства, имеет высокую душу.


Эпизод прощания Веры Николаевны с умершим. (В комнате пахло ладаном…)Что испытывает героиня, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее? Ее мысли. Случайна ли эта деталь? Какой момент, по-вашему, является кульминационным?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты №2, как бы донесшей нам потрясения боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры Николаевны все суетное, мелкое и неожиданно вселяет ответное облагораживающее страдание.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. На ее фоне уч-ся читает отрывок «Да святится имя твое».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

1. Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль играет музыка?

В чем, по-вашему, заключается сила любви? Прошла ли мимо Веры Николаевны та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет»? Для кого из героев, по вашему мнению, эта история стала нравственным уроком, испытанием любовью? Возможен ли иной финал рассказа?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Частный случай опоэтизирован Куприным, Выведен на уровень общефилософских обобщений…. Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте,

Не в творчестве выражается индивидуальность. Но

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать сочинение-миниатюру или рассуждение по проблеме, поднятой писателем, по алгоритму письменного ответа части С в рамках ЕГЭ.


Тема: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды»

(по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»).

Цели: а) раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа (воспевание любви как высшей ценности мира); роль символического звучания деталей в поэтике рассказа);

б) способствовать воспитанию благородства, духовности;

в) развитие навыков аргументированной речи.

Метод: беседа; дискуссия; анализ художественного текста; выразительное чтение; защита творческих работ.

Оборудование: запись «Лунной сонаты» Бетховена.

При подготовке к уроку учащиеся получили дифференцированные домашние задания : 1-ый уровень (обязательный для всех). Прочитать рассказ «Гранатовый браслет». Подумать над вопросом: « Почему М.Горький назвал рассказ А.Куприна «Гранатовый браслет» превосходной вещью?

2-ой уровень (интеллектуальный). Сделать сопоставительный анализ темы «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М. Достоевского и в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».

3-ий уровень (творческий). Подобрать эпиграф к уроку «Тема любви в рассказе Куприна «Гранатовый браслет», обосновать свой выбор письменно (сочинение-миниатюра); подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил»

    Вступительное слово учителя.

Любовь – лейтмотив всего творчества А.Куприна. Этой «вечной» теме посвящены литературные, музыкальные произведения, полотна художников, потому что любовь – самое чистое и первозданное чувство. Любовь - это жизнь, и каждый живущий на земле пишет свою страницу в книге любви, ибо «не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность, но в любви». Свою страницу в вечной книге любви заполнил и скромный чиновник Желтков – герой рассказа Куприна «Гранатовый браслет». О чём она? Как вы её поняли? И совпадает ли ваше понимание рассказа с авторским замыслом? На эти вопросы мы попытаемся ответить.

    Выявление восприятия рассказа.

М.Горький был в восторге от рассказа «Гранатовый браслет»: «Какая вещь…Чудесно! И я – рад, что начинается хорошая литература». Согласны ли вы с такой оценкой рассказа?

Мнения учеников, прочитавших рассказ, различны. Большей части ребят рассказ понравился. Они отмечают интересный, захватывающий сюжет. Их не оставляют равнодушными страдания и радость любви «маленького человека», его способность умереть ради любимой. Они говорят об очищающем воздействии на душу этого рассказа о печальной, возвышенной любви. Считают, что высокая оценка рассказа вызвана тем, что скучной, пошлой действительности писатель противопоставил романтическую устремлённость героя, который и в унизительной бедности не потерял способности к яркому, всепоглощающему чувству. Достоинством рассказа, по их мнению, является и то, что «Гранатовый браслет» заставил задуматься о вечных и преходящих ценностях, о том, что богатство, положение в обществе не определяют нравственную ценность человека, а способность любить по-настоящему дана не каждому, её нельзя купить. И поэтому способность любить – бесценное духовное сокровище.

Другие не разделяют такую точку зрения на рассказ. По их мнению, в настоящее время рассказ потерял свою значимость, потому что не отвечает жизненной правде. Рассказ воспринимается как сказка. Он о том, чего нет в жизни, и поэтому не вызвал живого интереса. Героя рассказа обвиняют в слабости, безволии, в том, что он не умеет добиваться поставленной цели. Да и вообще он не интересен как личность. Желтков вызывает жалость, что унижает человека, но не уважение и тем более не желание подражать. Они не согласны с горьковской оценкой рассказа.

После того как выступили все желающие, учитель говорит о том, что прочитанный ими рассказ, при диаметрально противоположных мнениях о нём, никого не оставил равнодушным, каждый по-своему прочитал его. Но первоначальное восприятие не даёт полного представления об идейной глубине произведения, не способно дать правильного понимания авторского замысла, и поэтому предлагает обратиться к смысловой сути рассказа.

    Защита эпиграфов к рассказу.

Выступающие ученики аргументированно доказывают, что подобранный ими эпиграф наиболее полно выражает основную идею рассказа, после чего следует дискуссия-беседа, направляемая учителем, в ходе которой учитель предлагает обратиться к тексту рассказа, с тем чтобы утверждения выступающих не были голословными.

Первый эпиграф : «Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Всё-таки лучше, чем ничего». (А.П.Чехов)

Второй эпиграф: (А.Куприн) Третий эпиграф: «…Большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет» ( А.Куприн)

    Выступление по 1-ому представленному эпиграфу.

Мираж, по словарю Ожегова, – « обманчивый призрак чего-то; нечто кажущееся». Вот таким «обманчивым призраком» и была любовь бедного чиновника Желткова к княгине Вере Шеиной, вызванная давлением на него «томительно однообразной» жизни.

Восемь лет романтически настроенный молодой человек слепо преклонялся перед незнакомой дамой из высшего общества, благоговел перед нею, не смея показаться ей на глаза, не обмолвившись с нею ни единым словом, потому что с первого взгляда на неё понял: « на свете нет ничего похожего на неё, нет ничего лучше», в ней « воплотилась вся красота земли». Вера для Желткова с первого и до последнего мгновения его любви была не земной женщиной, человеком, а была некоей идеей прекрасного. Он любил не Веру Шеину, потому что он её совсем не знал, а любил образ, созданный своим воображением, образ небесной красоты. Он сам пишет в письме к ней, что каждое мгновение его жизни заполнено мыслью о ней, мечтами о ней – «сладким бредом».

Кроме «сладкого бреда» что их ещё связывало? Забытый ею на балу платок, который он украл? Обронённая ею Программа художественной выставки? Одна-единственная записка, в которой она просила не писать ей? Это единственные ниточки, связывающие его « сладкий бред» с живой женщиной. Но ведь этого мало. Разве поднятая им Программа или её платок заменят живое общение, раскроют душу любимой женщины, дадут возможность обогреть её сердце, утешить её в горе, порадоваться за неё в радости, защитить, уберечь от жизненных невзгод? Конечно же, нет. Его отношение к ней нельзя назвать любовью. Это, скорее, преклонение, обожествление земной женщины, одним словом – мираж.

А княгиня Вера была обыкновенной, имела, как и все, недостатки, она была не ангел, не божество. В рассказе упоминается о таких «земных» мелочах, которые совершенно не соотносятся с романтическими представлениями Желткова о ней. Например, Вера любила вкусно поесть, увлекалась азартной карточной игрой, была надменна, высокомерна в отношениях со слугами. И когда Желтков в письме к ней обращается: «Ваше сиятельство, Глубокоуважаемая Княгиня Вера Николаевна!» (каждое письмо в обращении написано с заглавной буквы) или пишет в этом же письме: «Я осмеливаюсь препроводить Вам моё скромное верноподданческое подношение…» – он вызывает своим уничижением лишь чувство презрительной жалости. И не случайно Вера, прочитав лишь начало его письма, подумала с неудовольствием: «Ах, это тот!» Влюблённый чиновник придумал для себя образ Веры, совершенно не соответствующий образу реальной героини. Таким образом, и Вера Шеина – тоже мираж.

Желтков не любил княгиню Веру – он мечтал о любви, он любил свои страдания, свой восторг, свою преданность. Бедный молодой человек был счастлив своими мечтами, своим «бредом», потому что это была его единственная радость в жизни. «Человек создан для счастья, как птица для полёта», и если в реальной жизни всё тускло, серо, обыденно, то он восполняет недостаток радости своими мечтами. В рассказе мало говорится о жизни самого Желткова. Мы знаем только, что он снимал расположенную под чердаком комнату, тёмную, бедно обставленную, подниматься в которую надо было по грязной, неосвещённой лестнице. Портрет Желткова, его поведение, манеры выдают типичного разночинца – городского бедняка, жизнь которого – безрадостное существование, лишь на какой-то миг осветившееся любовью-миражом.

Призрачность чувства Желткова подчёркивается сопоставлением с земной, обыкновенной любовью самой Веры и её мужа – князя Василия Львовича. Их отношения строятся на взаимном доверии, понимании, уважении. Они помогают друг другу, дарят счастье, радость. Их любовь – любовь-дружба, любовь-счастье, любовь-радость, но не любовь-мираж.

Дискуссия- беседа после защиты предложенного эпиграфа.

Подавляющее большинство не приняли предложенную концепцию рассказа.

На мой взгляд, данный эпиграф совершенно не выражает основную идею рассказа. Нельзя любовь Желткова назвать миражом, то есть чем-то кажущимся. Он любил Веру Николаевну возвышенной, неземной, идеальной, но реальной любовью. Он расстался даже с жизнью, чтобы избавить её от тревоги, волнения, суеты вокруг её имени. С первого взгляда на неё он увидел не только небесную красоту, но и душевную, поэтому и полюбил её. И эта любовь принесла ему счастье, радость обожания, преклонения перед любимой. Он сам писал в письме: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить».

Нельзя назвать миражом такое сильное чувство, такую любовь. Наоборот, писатель показывает, что эта любовь переродила и саму Веру Шеину, и её мужа, и самого Желткова, потому что «настоящая любовь сильнее смерти». До встречи с бедным чиновником князь Василий Львович смеялся «над бедным телеграфистом П.П.Ж.», рисовал карикатуры, шаржи на него, серьёзно не воспринимал любовь бедного чиновника, считая его отношения к Вере «нелепым ухаживанием, курьёзным флиртом. И лишь познакомившись с Желтковым, Василий Львович понял, что бедный молодой человек искренне любит и страдает. «Я не сомневаюсь в искренности этого человека… я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим», - признаёт он в разговоре с Верой. Да и сама Вера, холодная аристократка, в конце рассказа поняла, что её жизнь пересекла настоящая любовь. И она уже после смерти Желткова испытала к нему глубокую благодарность, поняла его страдания, оценила его самоотверженную, всепоглощающую любовь, а может быть, хоть на миг полюбила его. Изменился и сам Желтков за эти восемь лет безответной, но самоотверженной любви. Вспомним, первые два года письма его носили вульгарный, курьёзно пылкий характер. Но чувство большой любви очистило, облагородило его душу. Он стал писать лишь изредка: на Новый год, на Пасху и в день её именин. И его письма полны самоотречения, благородства, любви. Таким образом, замысел автора – показать, что настоящая любовь творит чудеса, ей всё подвластно, для настоящей любви нет ничего невозможного, она облагораживает душу, дарит счастье, но не в показе того, что любовь Желткова - мираж.

Учитель предлагает обратиться к эпизоду прощания Веры Николаевны с Желтковым, который может служить иллюстрацией к высказанному утверждению. Для анализа предлагаются следующие вопросы: - С какой целью княгиня Вера Шеина решила пойти на квартиру покойного Желткова - Что поняла Вера Шеина, вглядываясь в лицо того, кто так преданно любил её? - Какая деталь подчёркивает величие Желткова? - Каковы другие символические детали, присутствующие в этом эпизоде, какова их роль?

Ученики говорят, что Вера Николаевна испытала чувство любви перед трагически погибшим Желтковым и чувство благодарности за ту большую любовь, которую он подарил ей. Эта любовь стёрла все преграды между нею, княгиней, и безродным мелким чиновником. Эта любовь возвысила его в глазах княгини. Она поняла, глядя на мёртвого Желткова, что он велик в своей любви, в своих страданиях. Именно поэтому он напоминает Вере Николаевне Пушкина и Наполеона – двух великих страдальцев. И другая символическая деталь – красная роза, которую принесла княгиня и положила под голову Желткова. Красная роза – символ любви и смерти. Красная роза напоминает красные гранаты подаренного ей браслета, которые ассоциировались в сознании Веры тоже с любовью и кровью. Смерть соединила их на духовном уровне.

После анализа эпизода следует продолжение дискуссии по 1-ому эпиграфу.

У Желткова не было жизни в обывательском понимании: он был бедный, занимал скромное место на служебной лестнице, вёл трудовую жизнь городского бедняка. Социальное положение героя угадывается и через его портрет, и описание жилища, и слова героя о самом себе – всё это есть в рассказе, но не на первом месте. Бедность героя и сопутствующая ей серая, однообразная жизнь не выступают в рассказе как первопричина любви чиновника, который якобы стремился убежать в мир мечты от томительно однообразной жизни. Авторский замысел в другом – показать, что настоящая любовь возвышает даже самого скромного человека, величие человека заключается не в титулах, не в богатстве, не в положении в обществе – но в способности любить. Именно поэтому Желтков противопоставляется привилегированному обществу.

Далее следует анализ эпизода посещения Желткова мужем и братом Веры Шеиной по следующим вопросам: 1.Как ведут себя Желтков и Мирза-Булат-Тугановский в этом эпизоде? 2. Какова роль портрета, авторской характеристики в описании внутреннего состояния героев? Как выражено авторское отношение к героям?

3. Как в этом эпизоде показано нравственное превосходство скромного чиновника над князем Мирза-Булат-Тугановским?

Ученики говорят, что в начале разговора Желтков находится в смятении, он растерян, испуган, чувствует свою вину перед пришедшими. Он очень неловок, вызывает жалость своей незащищённостью, уязвимостью. Но уже в портрете угадывается скрытая сила, способность на решительные поступки. Ребята отмечают в портрете романтическую бледность, нежность, большие голубые глаза в сочетании с «упрямым подбородком и ямочкой посередине». Его внутреннее смятение передаётся авторскими словами: «в замешательстве потирал руки»; «худые нервные пальцы» застёгивали и расстёгивали пуговицы «пиджачка»; он неловко кланялся; «пролепетал омертвевшими губами»; глядел на Шеина «умоляющими глазами» и др. А брат Веры Николаевны ведёт себя высокомерно, выказывая презрение к «черни», «плебею», осмелившемуся считать себя равным им, князьям Тугановским. Он не замечает протянутой ему руки, высокомерно и демонстративно отвернулся, продолжал стоять, несмотря на приглашение хозяина присесть. В авторской речи, которая сопровождает его реплики, чувствуется отношение автора к герою как отрицательное. Николай Николаевич разговаривал с Желтковым « с лёгкой наглостью»; «он почти закричал» на Желткова, когда тот осмелился перебить его. Но как же меняется поведение бедного чиновника, когда он услышал от князя, что они могут обратиться к властям, чтобы оградить Веру Николаевну от его преследования! Желтков «рассмеялся», усевшись поудобнее на диване, закурил, предварительно обратившись исключительно к мужу Веры Николаевны с извинениями за то, что он сидит. Исчезли страх, смятение, неловкость. Теперь он разговаривал только с мужем Веры Николаевны, который «с серьёзным любопытством» глядел на него. Причина этой метаморфозы заключается в том, что князь Тугановский проявил свою душевную недоразвитость и Желтков понял ущербность князя и почувствовал своё человеческое превосходство. Знатный помощник прокурора и не подозревал, что нельзя заставить разлюбить и полюбить, что это не в силах сделать даже власть. Потому что сам он не умел любить. Не любил никогда. Он не способен на такое чувство, как любовь. Сам Желтков осознал своё нравственное превосходство над князем. Муж Веры Николаевны признал это превосходство и с уважением стал разговаривать с Желтковым, а от Николая Николаевича «нетерпеливо отмахнулся». Василий Львович понял, что Желтков не виноват в своей любви, что нельзя управлять таким чувством, как любовь. Он произнёс слова, которые говорят о его чуткости, благородстве души: «Мне жалко этого человека. И я чувствую, что присутствую при какой-то трагедии души. И я не могу здесь паясничать». Таким образом, князь Василий Львович сумел подняться над презрительным отношением к анонимному поклоннику княгини Веры, узнав его лично, и склониться перед его душевной трагедией.

Учитель говорит, что Куприн в этом рассказе продолжает и развивает «тему маленького человека», являющуюся одной из главных в русской литературе. Подготовленный ученик делает сообщение «Тема маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.Куприна»

Русская классическая литература отличается глубоким гуманизмом, демократизмом, и поэтому «тема маленького человека является сквозной в творчестве русских писателей. А.С.Пушкин впервые в русской литературе главным героем своей повести «Станционный смотритель» сделал «маленького человека» – чиновника 14 класса Самсона Вырина. Писатель показал его бедственное положение не столько в материальном, сколько в духовном плане. Он увидел горечь и унижение «маленького человека», с которым не считаются, которого унижают, у которого можно отнять самое дорогое – единственную дочь. И которого можно просто выкинуть из передней, как опостылевшую вещь. Пушкин своей повестью обращал внимание общества на «человеческую сущность маленьких людей», призывал к жалости, состраданию по отношению к ним.

Эту тему продолжил Н.В.Гоголь. В своей повести «Шинель» он рассказал о судьбе Башмачкина. Это робкое существо, приниженное, способное лишь переписывать бумаги. Больше никакого просвета в его жизни не было. И никаких целей, никакой радости. И, наконец, появилась цель – покупка новой шинели. Как долго он копил гроши на приобретение шинели! Как тщательно! С каким удовольствием выбирал сукно, приклад! И вот шинель, новая, добротная, тепло и уютно прикрыла его тело от холода и ветра. Но у «маленького человека» грабители отняли эту единственную радость, как у Самсона Вырина. Так же, как и пушкинский герой, бедный Башмачкин пытается вернуть отобранное, и так же его робкие попытки кончаются очередным унижением и затем смертью. Гоголь не пошёл дальше Пушкина в раскрытии темы « маленького человека». Он тоже призывал лишь к жалости, состраданию. И вот в конце 40-х годов появился роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди», где главными героями являются бедная швея Варенька и чиновник Макар Девушкин. Но это уже не Самсон Вырин и не Башмачкин. «Сердцем и мыслями я человек!» – провозглашает Макар Девушкин. Он беден в материальном плане, а в духовном – богаче многих. И это духовное богатство проявилось в его способности любить. Любить и заботиться о бедной, больной девушке. В его письмах к Вареньке видна большая душа, такт, человечность. Он духовно богаче дворянина, помещика Быкова, который видит в бедной Вареньке лишь предмет утехи. «Маленький человек» Достоевского вызывает не столько жалость, сколько уважение. Куприн в рассказе «Гранатовый браслет» продолжает традиции Ф.М.Достоевского. Способность любить возвышенно, чисто, страстно он подарил бедному чиновнику Желткову. Всю жизнь он посвятил любви к княгине Вере Шеиной. Но эта любовь изначально обречена, так как этот благородный молодой человек не одного круга с княгиней. Он беден, стеснителен, неловок, его жизнь была бы томительно однообразна, если бы не великая, святая любовь, которая озарила его судьбу, пробудила в нём человеческое достоинство, раскрыла громадные силы его духа. После смерти бедного чиновника княгиня поняла, что мимо неё прошла любовь, которая рождается раз в тысячу лет. Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей «высшего общества» и возвысил «маленького человека»

    Защита следующего эпиграфа к рассказу: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (А.Куприн).

О волшебной силе любви, которая несёт счастье и муки, толкает на безрассудные поступки, испепеляет душу человека – и очищает, возвышает её, размышляли философы, писатели во все времена. О такой любви и рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет». Основная идея этого рассказа заключается в утверждении того, что любовь – это тайна, что настоящая любовь обязательно сопряжена с трагедией. Эта мысль раскрывается в истории любви скромного, бедного чиновника Желткова к знатной даме из высшего общества – княгине Вере Шеиной. «Маленький человек « оказался способен на огромное, всепоглощающее чувство, заключающее в себе весь смысл жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас», - так писал самоотверженно влюблённый Желтков любимой женщине.

Его любовь была безответной, безнадёжной, тайной – княгиня даже ни разу не видела того, кто всю жизнь посвятил любви к ней. Они не сказали друг другу ни единого слова, но он боготворил её, преклонялся перед нею, ради её счастья, её спокойствия добровольно расстался с жизнью. Это любовь от Бога, посланная ему как награда, как величайшее счастье. Невозможно понять и объяснить, почему он, незаметный, бедный молодой человек, полюбил с первого взгляда незнакомую знатную даму, заведомо понимая, что эта любовь будет безответной и горько-счастливой. Почему эта далеко не идеальная женщина возвысилась в его глазах до божества? «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твоё» - любовь таинственна и всесильна. Она сильнее даже смерти, сильнее законов логики. Любовь и смерть – эта трагическая коллизия часто повторяется, когда речь идёт о настоящей любви. Трагедией смерти окрашена и любовь Желткова. Разлюбить Веру он был не в силах, потому что «разве можно управлять таким чувством, как любовь, чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя». И любить её он тоже не мог больше, не мог ради Веры, потому что его любовь стала омрачать жизнь любимой женщины. Вот истинно трагическая ситуация, выход из которой – только в смерти. Желтков закончил жизнь самоубийством. Но и уходя из жизни, он думал о Вере. Он не хотел, чтобы даже косвенно его смерть запятнала её имя, поэтому в предсмертной записке причину трагического ухода из жизни он объяснил растратой казённых денег. Не всякий добровольный уход из жизни можно назвать трагедией, потому что в основе трагического противостояния лежат высокие нравственные или общественные мотивы. Смерть Желткова продиктована высоким, одухотворённым чувством любви. Её можно назвать трагедией. Настоящая любовь изначально трагична, потому что несёт счастье и большое страдание, потому что во всякой радости много печали.

Беседа-дискуссия после защиты представленного эпиграфа.

Эпиграф выражает идейную суть рассказа: истинная любовь – это тайна, трагедия. Такая любовь возвышается над земными страстями, земной суетой, её не касаются жизненные удобства, компромиссы, расчеты. О такой любви нельзя судить исходя из обычных представлений о разумности, нравственности. Настоящая любовь не укладывается в житейскую мудрость, и в этом плане она является величайшей тайной в мире. Эта мысль звучит не только в истории любви Желткова, но в рассказе есть второстепенные персонажи со своей любовью-тайной, любовью-трагедией. Например, молодой прапорщик, чистый, пылкий юноша, полюбил неизвестно за что старую, некрасивую, безнравственную особу – жену командира полка, и бросился под поезд, чтобы доказать ей свою любовь. А другой герой – капитан, любимец солдат, храбрый офицер - превратился в посмешище для окружающих, потому что так любил свою жену, что ради неё оберегал её любовника во время походов от опасностей, трудностей. Жертвовал своей жизнью, спасая его. Настоящая любовь – тайна, трагедия.

Учитель спрашивает, можно ли назвать эти истории трагическими, какую роль они играют в рассказе. Мнения учеников разделились.

Можно, потому что любят не за что-то, не за достоинства какие-то, а любят вопреки чему-то. Да, женщина, которую полюбил молодой, чистый юноша, далеко не идеальна. И в этом-то заключается трагедия. Молодой прапорщик, ослеплённый сильным чувством, боготворил мерзкую особу, которая не могла быть иной, и поэтому, посылая на смерть влюблённого в неё молодого человек, она была естественна в своей глупости, самовлюблённости, спесивости. Несмотря на низость этой женщины, вопреки этому, молодой человек был готов на всё, даже на смерть, чтобы доказать, проявить свою любовь. Самоотверженная любовь и человеческая низость – разве это не трагическое противоречие в жизни?

Эту историю нельзя назвать трагической. Во-первых, сам генерал Амосов называет её глупостью, а старый генерал является в рассказе рупором идей Куприна. Он один из положительных героев рассказа, которому можно доверять. Во-вторых, авторская характеристика героев этой истории доказывает, что от великого до смешного один шаг. Это не трагедия, а фарс. Авторская речь нарочито приземлённая, иронично-сатирическая. О высоком не говорят такими словами: «рожа преестественная»; «старая лошадь»; «какой-то идиот вздумал его удерживать и отталкивать»; «так ему обе кисти и оттяпало». В сопоставлении с трагической любовью Желткова эта история доказывает, что « любовь у людей приняла такие пошлые формы…и дошла до маленького развлечения».

    Защита эпиграфа «…Большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет » ( А.Куприн)

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн показал удивительную по красоте и силе чувства любовь, любовь возвышенную, идеальную, « о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Робкий и одинокий мелкий чиновник Желтков восемь лет тайно и безнадёжно любил недоступную для него княгиню Веру Шеину. Ничто в жизни не интересовало его, все мечты свои, лучшие помыслы и стремления, самые сокровенные движения души своей он посвятил ей – своей недоступной Мадонне. В мире пошлости, жестокости, расчётливости одинокий романтик сохранил душевную чистоту, восторженный порыв к идеальному, способность к самопожертвованию во имя любви. Даже перед лицом смерти он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его над суетным миром, подарившее ему огромное счастье. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твоё».

Любовь бедного чиновника Желткова идеально-романтическая, которая, по словам старого генерала Аносова, «встречается один раз в тысячу лет». Это доказывается в рассказе при помощи приёма сопоставления. Чистая и бескорыстная любовь Желткова противопоставлена продажной любви, основанной на меркантильных интересах, расчёте, фальши. Именно так «любит» своего мужа сестра Веры Шеиной, выйдя за него замуж только потому, что он сказочно богат. О таких браках по расчёту и легкомыслию рассказывает много повидавший на своём веку старик Аносов. А вот настоящей любви, любви самоотверженной, бескорыстной, не ждущей награды, по его же словам, ему встречать не приходилось.

Возвышенно-романтический, неземной характер любви «маленького человека» к княгине подчёркивается словесной и образной символикой. Так, в рассказе неоднократно повторяется слово «старинный», способствующее тому, что сама история любви воспринимается как легенда, передаваемая из поколения в поколение, навеянная мечтой об идеальной, сказочно-прекрасной любви. Уже в портрете княгини Веры Шеиной подчёркивается её незаурядность, непохожесть на других: «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу-англичанку…с той очаровательной покатостью плеч, какую можно увидеть на старинных миниатюрах».На день рождения Вера получила в подарок от сестры записную книжку в старинном переплёте от молитвенника с орнаментом, который делает форму креста, прикреплённую к очень древней настоящей венецианской цепочке старого золота. Наконец сам гранатовый браслет был « весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами», а среди красных гранатов переливался один зелёный гранат, который, « по старинному преданию, имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам».

И образ возлюбленного бедного романтика, и вещи, которые её окружают – всё дышит глубокой стариной, антикварной ценностью, так же, как и любовь скромного чиновника к его Богине.

Обсуждение предложенного эпиграфа

Эпиграф выражает мысль об исключительности, романтической приподнятости любви скромного чиновника к княгине. Рассказ «Гранатовый браслет» - произведение реалистическое. В нём достоверно, правдиво изображена социальная, бытовая действительность, но в тоже время чувствуется тяготение к романтической приподнятости над серой жизнью, стремление приукрасить обыденность. В рассказе сочетаются черты реализма и романтизма. Уже в портрете Желткова подчёркиваются черты внешности героя романтических произведений: бледность, длинные волосы, большие голубые глаза. Его жизнь окружена ореолом таинственности6 мы ничего не знаем о нём, можем только догадываться по некоторым признакам о его социальном положении в обществе, но его прошлое, настоящее – всё тайна. Как у всякого романтического героя, любовь у него таинственная, загадочная, приобретает даже черты стихийности, не подвластной человеческой воле. Любовь – самоотречение, любовь – подвиг. Желтков любит страстно, бескорыстно. Он благодарен той, которая подарила ему счастье любви: «Да святится имя Твоё». Любовь самоотверженная, бескорыстная, чистая – большая любовь.

Учитель спрашивает, в каких ещё произведениях русской литературы любовь показана как самоотвержение, преклонение, подвиг. В числе прочих ученики называют стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил»

    Чтение учеником наизусть стихотворения «Я вас любил»

    Заключительное слово учителя.

Подобранные эпиграфы выражают и читательское восприятие рассказа, и авторскую позицию. Куприн показал любовь как вечное светлое начало, способное возвысить душу любящего. Он показал вечную загадку любви как «величайшую тайну в мире». Он противопоставил большую любовь низменным чувствам, соединив реализм с романтизмом. Авторским эпиграфом к рассказу является название бессмертной бетховенской сонаты, потому что эта музыка раскрыла Вере Николаевне красоту чувства Желткова как редкой ценности и помогла всё понять и почувствовать себя прощённой. Любовь Желткова так же бессмертна, как эта соната. Она заслуживает преклонения.

Чтение учителем конца рассказа под звуки «Лунной сонаты».

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме