Места съемок гостья из будущего. Как снимали фильм "гостья из будущего"

» и прочих «Хищников», в приближающемся к коллапсу СССР прогремели два кинособытия, которые без тени иронии имеют право называться культовыми. Взрослые пока еще необъятной страны от всей души сопереживали бразильской «золушке» Изауре, а дети каждое лето ждали возвращения на экраны футуристического доброго волшебства под названием «Гостья из будущего».

Для многих кульминацией летних каникул были те самые пять счастливых дней, когда на одном из двух-трех доступных каналов маленькая девочка Алиса смотрела огромными глазами по ту сторону телеэкрана, обещая «прекрасное далеко». И ведь мало кто сомневался, что пусть еще не скоро, но когда-нибудь, в новом веке, мы сами увидим Институт времени, Космозоо, человекоподобных роботов, автоматы с бесплатной выдачей разных вкусностей и, конечно же, сможем полетать на флипах или махнуть отдыхать на Луну.

Наверное, у каждого поколения должны быть свои кумиры и островки памяти, к которым приятно возвращаться спустя десятилетия. Для кого-то такими островками станут «Гарри Поттер» или песни Макса Коржа, а тогда, 20-30 лет назад, все мальчишки и девчонки переболели «алисоманией». В этом году у фильма «Гостья из будущего» своеобразный юбилей - легендарный телесериал начали снимать в 1983-м. С какими трудностями пришлось столкнуться съемочной группе и к каким ухищрениям они прибегали, чтобы снять самые эффектные сцены, мы расскажем в этой статье.

1. В 80-90-е годы прошлого века трудно было найти мальчишку, не увлекающегося фантастикой. Для таких, конечно же, самыми интересными были первые две серии «Гостей», в которых режиссер Павел Арсенов не без помощи Кира Булычева попытался приоткрыть занавес над тем будущим, которое, если повезет, должно было ждать всех нас.

2. «Прекрасное далеко» встречало зрителей и Колю Герасимова стерильной чистотой Института времени. Внутреннюю часть здания снимали в павильоне на киностудии им. М. Горького. Комнату с машиной времени оклеили белыми обоями и освещали как можно ярче. Имитирующая бесконечные коридоры института декорация на самом деле была относительно небольшая, а эффект запутанности создавался только благодаря игре актеров и особой съемке с разных ракурсов.

3. Для освещения коридоров «будущего» обошлись стандартными в то время лампочками накаливания. Их вставляли в специальные короба из матового стекла, и вуаля - получалось весьма футуристичное по тем временам освещение.

4. Утопающий в зелени вход в Институт времени снимали в Ботаническом саду Москвы. А вот само здание учреждения - не более чем макет высотой около 50 см. Его подвешивали на тросах и перспективно совмещали с поляной, на которой якобы стоял институт.

По словам художника-постановщика фильма Ольги Кравчени, то, что сегодня с легкостью делается на компьютере, тогда приходилось долго и кропотливо создавать вручную. Взять тот же космопорт. Для общих планов кинематографисты нарисовали его верхнюю часть, которую затем на пленке необходимо было совместить с нижней частью декорации. «Кино снимали на пленке, на которой надо было работать с „масками“, то есть снимали одну часть изображения, а потом „впечатывали“ другую. Нужно было также совместить свет, цвет на обоих изображениях, чтобы линия соединения была незаметна. Работа многих профессий, включая художника-постановщика, комбинаторов, художника по костюмам, гримера соединялась в одно единое целое под руководством главного оператора картины», - вспоминает Ольга Кравченя.

5. Для создания «космической» атмосферы внутри космопорта было решено использовать стеклянные трубки, применявшиеся на химических заводах. При этом съемочная группа переживала, доживет ли хрупкий материал до нужного эпизода.

6. Космозоо частично снимали в Ботаническом саду столицы СССР, а в качестве входа подошла местность неподалеку от метро ВДНХ. Изначально космический зоопарк хотели снимать в Гаграх - уж больно природа подходящая, экзотическая. Однако из-за продолжительной ненастной погоды съемочной группе пришлось уехать ни с чем, переключив внимание на московские ландшафты. Из снятого в Гаграх материала пригодились только кадры волн, которые можно увидеть за дверями «автобуса» с мгновенной телепортацией.

7. Кстати, внешний вид необычного для фантастики плоского фанерного автобуса придумал режиссер картины. Павел Арсенов не хотел придумывать и так мозолившие глаза в каждом фильме подобной тематики пульты и нагромождение кнопок. Почему бы в будущем не сделать процесс мгновенного перемещения как можно более простым - открыл дверь, и ты уже на другом краю Земли?

8. С образом миелофона было сложнее. Устройство, из-за которого заварилась вся «каша», толком не описано в первоисточнике, приходилось придумывать его самостоятельно. У дизайнеров было много вариантов внешнего вида прибора для чтения мыслей. Но после того как режиссер увидел кристаллы, используемые в производстве фотоаппаратов, то остановился на идее «кристаллического миелофона».

9. Гораздо сложнее силами киностудии было сделать машину времени. Сотрудники бутафорского цеха привыкли создавать исторический антураж с помощью имитации лепнины и необычной «сказочной» фактуры, но блестящая пластмасса оказалась им не по силам. Что-то пришлось делать на заказ, а для оформления пульта сгодился кубик Рубика. Почему именно он? Да просто потому, что в 1980-е венгерская головоломка была необычайно популярна.

10. С машиной времени связан самый передовой для советского кино того времени видеоэффект. Помните молнии, радуги, звезды и контурные линии, сопровождавшие путешествие Коли во времени? Все это делалось вручную. Оптические эффекты создавались в лазерной лаборатории, снимались на пленку, а затем кадры сложным способом комбинировались. На создание одного такого кадра уходил в лучшем случае месяц.

11. Знаменитое ветхое здание, в подвале которого в наши дни находилась машина времени, нашли совершенно случайно на улице, дома которой почти все шли под снос. Подвальное же помещение целиком и полностью представляет собой построенную в павильоне декорацию. Стены расписали африканскими мотивами, чтобы добавить налет таинственности. Колонны сделали из пенопласта и картона, чтобы при взрыве в последней серии фильма не ранить детей. Кольца из пенопласта обтянули картоном, подпилили в заранее определенных местах, заложили туда пиропатроны и в нужный момент взорвали.

12. Пожалуй, одними из самых впечатляющих эпизодов «Гостей из будущего» стали кадры, в которых появляются флипы. Среди минских школьников даже ходили легенды, мол, в Москве действительно есть такой аттракцион с летающими кабинами! На самом деле кабины были обычным, но чрезвычайно дорогим реквизитом. В Литве их изготовили пять штук, каждый флип стоил около 5 тысяч рублей - солидная по тем временам сумма, которую вполне можно было потратить на настоящие «Жигули».

13. Кроме того, было сделано несколько миниатюрных копий флипов с макетами людей в них. Они использовались для съемки дальних планов с высоко летящими аппаратами. Такие игрушки подвешивались на проволоку к крану со стрелой около 20 метров, после чего выбирался подходящий фон, например гостиница «Космос». Чтобы проволока не блестела, ее закрашивали под цвет фона.

14. Полноразмерные тяжелые флипы с настоящими актерами устанавливали в кузове грузовиков на специальные конструкции в виде торчащих по бокам машин брусков. Если в кадре одновременно находятся два флипа, значит, необходимы два грузовика, которые должны были ехать рядом плавно и с ювелирной точностью. Иногда в таких эпизодах заметны чересчур резкие покачивания - так иллюзия полета нарушалась выбоинами на дороге. Однажды во время съемок даже ободрали ехавшие навстречу «Жигули» - пришлось заплатить штраф 200 рублей.

15. По воспоминаниям кинематографистов, на съемках полностью выкладывались все - и взрослые актеры, и дети. Сыгравший Весельчака У Вячеслав Невинный, несмотря на свои габариты, готов был сам исполнять все трюки, чего ему, правда, не позволили. А Михаил Кононов частенько так импровизировал, что получалось намного лучше сценарного варианта.

17. Евгений Герасимов мастерски воплотил на экране робота Вертера - герой, от А до Я придуманный специально для фильма. Зачем изобретать сложные механизмы или прибегать к помощи дорогостоящей анимации, если одному человеку с помощью походки и специально поставленной речи удалось показать идеального робота будущего? Плюс, разумеется, костюм, парик и грим.

18. В сцене убийства Вертера в костюм актера вставили пару металлических пластин с прикрепленными к ним пиропатронами. Евгений Герасимов сам нажимал кнопку, активирующую запал, и таким образом «поджигал» себя в течение около полутора минут, пока пираты в него стреляли. К слову, лазерные лучи - обычная нарисованная вручную мультипликация, которая экспозицией накладывалась на готовые кадры с пластмассовыми «бластерами» в руках Крыса и Весельчака У.

19. В буквальном смысле тяжелую ношу пришлось нести Алексею Фомкину, неподражаемому Коле Герасимову. Помните четвертую серию, в которой Алиса, взгромоздясь на плечи своей подруги Юли Грибковой и надев длинный плащ, изображает высоченную даму в огромных темных очках? Исполнительница роли Юли физически не могла носить Наташу Гусеву. На помощь пришел Алексей Фомкин. На него надели гольфы, сандалии, школьную форму, усадили ему на плечи Алису и отправили дефилировать по улице.

20. Саму Наташу Гусеву учили правильно разбегаться, чтобы снять эффектный шестиметровый прыжок в длину на уроке физкультуры. Девочка должна была сигануть через камеру с оператором, которых припорошили песком. Исполнительница роли Алисы Селезневой потом рассказывала, что жутко боялась упасть на оператора и сломать ему шею или спину. К счастью, все обошлось.

21. А вот в эпизоде, где Алису сбивает троллейбус, снималась девочка-каскадер. Она бежала с одной скоростью, а прямо перед «ударом» троллейбуса ускорялась, убегая дальше. При этом зритель не видит момент «столкновения», поскольку кадр перекрыт троллейбусом. Впрочем, если вы внимательно посмотрите, то увидите и легкий бег, и момент ускорения, и мелькающие за троллейбусом ноги (дело было в конце второй серии).

22. Таких «киноляпов» в фильме немало. Например, съемочной группе не понравилось, каким получился эпизод в Космозоо, когда Алиса пытается прочитать мысли крокодила. Хищника смастерили из пенопласта, и, в принципе, он был очень похож на настоящего аллигатора. Но водолазы, управлявшие макетом, недостаточно глубоко опустили его в воду. Было видно, что это ненастоящий крокодил, да еще слишком легкий, плавающий на самой поверхности. Особо внимательные зрители могут даже рассмотреть водолазов.

На съемки «Гостей из будущего» ушли два долгих года. За это время многие дети, занятые в съемках, успели вырасти. Это особенно хорошо заметно, если учесть, что сначала снимались сцены с натурными съемками в «настоящем», а «будущее» отложили на последний этап.

У авторов сериала нашего детства сложились разные судьбы. К сожалению, для некоторых из них будущее оказалось не таким светлым, какое обещала Алиса. Но ведь многие из тех, кто помнит фильм, и сегодня не перестают мечтать флипнуть до космопорта, прогуляться по Космозоо или открыть дверь автобуса в Минске и выйти где-нибудь на Мальдивах. Получится ли это когда-нибудь реализовать?

Когда во время одного из интервью у теперь уже взрослого исполнителя роли Бори Мессерера спросили, хотел бы он жить в будущем, показанном в фильме, актер ответил: «Вопрос поставлен некорректно. Жить в этом мире невозможно, потому что он настолько нереальный…» «Было ясно даже в 1984 году, что все, что там изображается, это не футурология. Нет. Это какой-то абсолютно стерильный мир, который нужен был только для воплощения определенных идей. Он нечеткий и нереальный. Как будто в центре фокус, а по краям все расплывается… Этот мир носит, к сожалению, на мой взгляд, некий отпечаток утопий шестидесятых годов, из той же серии, что и Стругацкие. Кругом там наука, научно-технический прогресс рванул, маленькие дети занимаются наукой. А сейчас мы видим, что наука и у нас, и за границей совершенно не имеет тенденции к занятию ею того места, которое мечталось Булычевым и другими. Реальность состоит в том, что 85% интересуются не серьезными вещами, а всякой дребеденью. А остальные так завалены жизненными проблемами, что больше ни на что времени не остается», - добавил он.

Фото: кадр из фильма «Гостья из будущего»

Режиссер не хотел копировать «Звездные войны»

Актрисе Наталье Гусевой эта роль принесла всесоюзную славу. Письма с признаниями в любви приходили ей буквально мешками. Забавно, но факт: во время съемок на актрису мальчики внимания не обращали! Об этом, а также о других интересных моментах, которые происходили за кадром, рассказывает главный оператор фильма .

На съемочной площадке мальчишки Наташей как-то не интересовались. Помню, что Алеша Фомкин (Коля) дружил с девочкой, которая играла Лену, они частенько общались. А других альянсов я как-то не замечал. Никто из детей не хулиганил. Бывало, спорили, шумели, толкались. Прикрикнешь на них, затихнут, а через полчаса опять. Съемки – это же скучно, сидишь два часа, ждешь своего выхода. Потом они привыкли. Но чтобы не перегружать детей, им назначили короткий съемочный день – с 10 утра до 3 дня примерно.

А долго искали главных героев на роль?

Около полугода. Вера Линд, ассистент по актерам, ходила по школам. Фотографии кандидатов приносила Павлу Арсенову (режиссер. – Прим. «Антенны»), и тех, кто ему нравился, уже приводили. Он с ними беседовал, потом снимались кинопробы. С Алисой он определился сразу, как только увидел фото Наташи Гусевой. Были сомнения по ее поводу, но он интуитивно решил: она!

Когда вы 30 лет назад снимали кино про будущее, на что ориентировались? Смотрели западную фантастику?

Конечно, старались смотреть, но тогда это было очень сложно. Все запрещалось, пленки хранились в Белых Столбах под Москвой (там находился архив кинодокументов. – Прим. «Антенны»), и чтобы один фильм посмотреть, надо было на целый день ехать. В этом смысле мы ленились. Хотя тогда уже вышли первые «Звездные войны». Но Арсенов был категорически против заимствований из западных картин. И был прав: технологически мы бы это не воспроизвели. В похожем смысле, конечно, очень удачный пример космоса – «Кин-дза-дза», где вместо сверкающих лайнеров – ржавые бочки. Мы, к сожалению, такого интересного хода не придумали. Но изобрели что-то свое.Очень много придумала наш художник-постановщик Оля Кравченя. Например, дизайн флипов – машин, которые летают. Их по Олиным эскизам делали в Прибалтике на предприятии, которое производило планеры. Вот флипы изготовили, доставили в Москву. Как их на съемку везти? Бортовой грузовик! А с бортового грузовика разгружали, просто сталкивая на землю. И сразу же два было поломано: стекло треснуло, разлетелось. Так что в первый же день флипов у нас осталось три.

Несостоявшийся социализм 2084 года. Как снимали «Гостью из будущего»

13 апреля 1984 года ученик московской школы № 20 на машине времени попадает в 2084 год. Так начинается любимый миллионами советских подростков сериал «Гостья из будущего» по повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед».


Москвовед Татьяна Воронцова провела нас по столичным местам охоты за фантастическим устройством для чтения мыслей – миелофоном.

Весной 1985 года, после выхода на экраны картины «Гостья из будущего», тысячи московских подростков бросились искать сарай с машиной времени. Это здание стояло в окрестностях Самотечной улицы во 2-м Волконском переулке, 8а. Дом снесли вскоре после съемок. Сегодня на его месте – административно-деловой центр ЦАО рядом с недавно построенной станцией метро «Достоевская».

В фильме ученик 6 «В» Коля Герасимов (Алеша Фомкин) на машине времени абсолютно случайно попадает в Московский институт времени 2084 года, где знакомится с биороботом Вертером (Евгений Герасимов). Съемки идут в окрестностях Главного ботанического сада РАН имени Цицина – крупнейшего ботанического сада Европы (Ботаническая ул., 4). Стеклянные киношные конструкции с огромными антеннами на крышах стоят как раз у его главного входа – что можно опознать по буйной растительности.

Этот же сад мы видим и во второй серии в зоопарке будущего КосмоЗоо – здесь Алиса Селезнева (Наталья Гусева) пробует прочесть мысли крокодила, а по дорожкам с говорящим козлом прохаживается сотрудник Электрон Иванович (Игорь Ясулович). Эти сцены, как и похищение миелофона, снимали в Ботаническом саду. В фильме есть момент: Коля, взяв в руки миелофон, убегает от космических пиратов Весельчака У (Вячеслав Невинный) и Крыса (Михаил Кононов). В кадр несколько раз попадают информационные таблички, рассказывающие о деревьях в Главном ботаническом саду: секвойя такая-то, ель такая-то....


Коля отправляется на космодром – там будет встреча Первой звездной экспедиции. Сцены сняты у метро «ВДНХ». В кадре появляются памятник покорителям космоса и Аллея Космонавтов, близ которой стоит декорация красного «мгновенного автобуса», работающего как телепорт: через его двери можно попасть в любую точку Москвы.


В 2084 году люди перемещаются по столице на флипах – кругленьких летательных аппаратах. Кнопки – пункты назначения, куда можно добраться по воздуху, таковы: «Зарядье», «Царицыно», «Бирюлево», «Химки», «Луна-парк» и «КосмоЗоо».


Коля пролетает над Москвой будущего, и мы видим район Останкино – большой корпус гостиницы «Космос» из стекла и камня. Потом герой летит к Большому театру.

Далее появляются прекрасные панорамы Зарядья, Кремля. Любопытно, что в 2084 году, по версии киношников, гостиница «Россия» оставалась на своем месте. В реальности же ее снесли в 2006 году. Над Кремлем алеет красный флаг, исчезнувший оттуда в 1991 году. Останавливается Коля в Космопорте – в роли объекта, где приземляются космические корабли, выступал достаточно узнаваемый по своей архитектуре вестибюль метро «Ботанический сад». Художники-монтажеры пририсовали к нему два купола. Съемка идет издалека, поэтому не видны ни буква «М» (метро), ни скамеечки, стоящие вокруг.


После того как действие картины перемещается обратно в апрель 1984 года, нам достаточно подробно показывают объекты вблизи «Кропоткинской». Видны площадь перед метро и памятник Энгельсу. Коля забегает в магазин «Молоко» на Остоженке, сейчас там тоже продуктовый магазин.


Когда девочка из будущего Алиса Селезнева попадает в Москву 1980-х годов, в кадре появляются Пречистенка, красивая усадьба Хрущевых-Селезнёвых, в которой разместился Государственный музей А.С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2). Неподалеку от этого особняка Алиса попадает под троллейбус и в результате ДТП оказывается в больнице.


Когда одноклассник Коли Фима Королев (Илья Наумов) встретил сбежавших из больницы Алису Селезневу и Юлю Грибкову (Марианна Ионесян), он срочно звонит другу Герасимову из таксофона на перекрестке Арбата и Серебряного переулка. Телефоны-автоматы, по которым звонили, бросая монеты-двушки, стояли тогда на каждом углу Москвы – это яркая примета того времени. В кадре видим магазин «Продукты» на Арбате, там сейчас кафе. В фильме Арбат – улица, по которой едут машины и есть пешеходные переходы. А сегодня уже трудно себе представить, что по Старому Арбату ходили троллейбусы. Если копнуть еще глубже, то в 1920-1930-е годы там в обе стороны ездили трамваи. Практически сразу после съемок «Гостьи из будущего» начнется реконструкция, превратившая в 1987 году Арбат в пешеходный.


Убегая по городу от космических пиратов, девочки по воле киношников совершают невероятно протяженные забеги – по 3-5 км, если судить по точкам Москвы. Нам показывают проспект Калинина (ныне Новый Арбат). В кадре на этой магистрали много зелени, виднеются магазин «Москвичка», кафе «Валдай».


Когда пираты Весельчак У и Крыс разговаривают с одноклассницей Коли отличницей Милой Руткевич (Екатерина Авербах), действие происходит на Гоголевском бульваре. Они находятся на пешеходной зоне бульвара.


А на углу Сивцева Вражка мы видим интересное здание – двухэтажный кубик из стекла и металла. Таких «кубиков» в Москве было много, в них располагались предприятия службы быта. В фильме же снята одна из самых знаменитых близ Арбата парикмахерских. Сегодня там здание Сбербанка. Многие думают, это особнячок XIX века. На самом деле он построен в 2000-е годы. Школа, где учатся герои – дети из 6-го «В», до сих пор существует в Вспольном переулке, 6. В то время это была английская спецшкола № 20.


Фильм «Гостья из будущего» настолько полюбился зрителям, что на Речном вокзале несколько лет назад установили памятник героям картины, а в парке Дружбы у станции метро «Речной вокзал» даже есть аллея Алисы Селезневой.

1. Первая погоня.
Пираты поджидают Алису и Юлю и параллельно затариваются антиквариатом на проспекте Калинина.

Тогда на теперешнем Новом Арбате существовало что-то вроде сквера и стояли лавочки. На заднем плане мы можем видеть магазин "Москвичка" (женская одежда)

Девочки появляются в поле зрения, но замечают пиратов и тут же пытаются скрыться в арбатских переулках. А нам показывают Новый Арбат достаточно полно

Кстати, когда Весельчак нес свой самовар от магазина, за витриной второго этажа можно заметить любопытствующую публику

А вот в следующем моменте школьницы (а потом и пираты) выскакивают уже у м. Кропоткинская

Правда пират, гонимый огромной собакой, моментально вылетел из подъезда, пробежал до дома №38 и стал карабкаться вверх по стене

на правом кадре виден тот самый подъезд, правда за прошедшие годы он обзавелся навесом и колоннами.

Итак, школьники в будущем будут не только замечательно прыгать в длину и высоту (в чем мы еще убедимся), но и станут чрезвычайно выносливыми. Шутка ли: девочки-школьницы бегают более трех километров (и это, если считать по прямой) в очень высоком темпе. Впрочем, школьница Юля из 1980-х не отстает:)

Вот точки на карте, для наглядности

2. Коля с Фимой тоже гуляют по Москве.
Вот они идут по внутренней стороне Гоголевского бульвара

В кадре "засветился" дом с колоннами - Гоголевский бульвар д. 10 стр.1 - городская усадьба М.М. Нарышкина (дом Цурикова), сейчас один из адресов Московского музея современного искусства.

Мальчики спускаются на бульвар и здесь встречают Веселчака

3. Вторая погоня.
Опять - таки по тому же маршруту
Погоня начинается с проспекта Калинина и любопытных наблюдателей

Ныряют в переулки

Выбегают на Кропоткинскую

Пираты уже не успевают за девочками - стайерами. Приходится перебегать Гоголевский бульвар по крышам такси (в районе д.3)

По проторенному пути в район Спиридоновки

угол с Вспольным пер.

Спиридоновка 25/20

здесь же Алиса прыгает через забор

Итак, карта второй погони

И как минимум 4 км бегом:)

Рабочий момент съемок

4. Гланое маскировка! Мало того, что девочки явно срывают свое место проживания. Вон забегали якобы домой, в подъезд на Спиридоновке. Из Юлиной квартиры открывается чудесный вид на Плотников пер. д. 4/5, а в этом кадре замаскированные "Юля" с Алисой выходят из подъезда д.28 в Гагаринском переулке и в таком виде шествуют на Гоголевский бульвар.

Достаточно известный факт, но упомянуть об этом стоит. Ноги у этой странной фигуры совсем не Юлины. Конечно, она бы столько не протаскала бы Алису на себе. Режиссер, недолго думая, выловил из автобуса бедного спящего Алешу Фомкина, который играл Колю Герасимова: "Давай мы на тебя наденем форму, тапочки, и вперед!" Вот такие "комбинированные" съемки.

5. Встреча пиратов с учениками 6 "В"
Милу Рудкевич пираты повстречали на Гоголевском бульваре. В кадре виднеется здание с стеклянным фасадом, которого ныне нет на Гоголевском. В советское время в таких размещались Дома быта и салоны-парикмахерские. Ныне на месте “стекляшки” "ампирный особнячок" с зелеными стеклопакетами(дом №2/19), который выстроил для себя Сбербанк

А вот Колю Садовского поджидали на другом бульваре - Никитском.

6. В общем, пираты проникают в школу.
Это действительно бывшая английская спецшкола №20, а сегодня – №1239. Вспольный пер. д.6 с.1

Крыс превращается в учительницу. И именно здесь в этот момент начинается третья погоня.
А вот еще один рабочий момент съемок.

7. Итак, погоня номер три!
Стартуем от школы в Вспольном переулке. По нему собственно и бегут Коля, за ним пираты, за ними Алиса...

Вбежав в арку дома № 5 в Вспольном переулке, вся компания выбегает уже в переулках между Арбатом и Пречистенкой и гоняет там по Б. и М. Афонасьевским переулкам.

Счастье пионерии

С 25 по 29 марта 1985 года, когда мини-сериал «Гостья из будущего» впервые транслировался по Первой программе советского ТВ, детская жизнь в стране была практически парализована. Пять дней пионеры и октябрята жили исключительно этим сериалом и последующим обсуждением всех его перипетий и нюансов. Не забывай, что других радостей у советского школьника в те времена имелось не так уж и много: видео не было, компьютеров не было, Интернета не было. Если был кубик Рубика, то считай несказанно повезло. Даже книжки фантаста Кира Булычева (по его повести «Сто лет тому вперед» и поставлен данный сериал) были далеко не в каждом доме. Не потому, что Булычева не любили, а потому, что книги числились в категории «дефицит и товар повышенного спроса», как и вся качественная фантастика в советских книжных магазинах.



Литературное обозрение

Отличий литературного первоисточника от фильма более чем достаточно, но вряд ли их можно называть критичными: общая идея повести сохранилась. В 1982 году, то есть еще до экранизации, книга была обкатана на редком нынче формате - диафильме. Он назывался «100 лет тому вперед. Коля в будущем» и рассказывал только о первой фазе приключений школьника Коли, который по чистой случайности, ведомый любопытством, стал путешественником во времени. Что же касается писателя Булычева, настоящее имя которого Игорь Можейко, то для него «Сто лет тому вперед» была лишь одной из многочисленных историй из цикла про Алису Селезневу (первая называлась «Девочка, с которой ничего не случится» и вышла в 1965 году). Знаменитый мультфильм «Тайна третьей планеты» тоже принадлежит этой франшизе (судя по звучанию, слово явно из будущего, в СССР так не говорили!) Алиса - москвичка, родившаяся примерно в 2080 году, хотя на экране хронология от литературной слегка отличается. Ее отец - профессор космической зоологии и директор московского зоопарка Игорь Селезнев, мать - космический архитектор Кира Селезнева.



Алиса, миелофон

В центре истории находится охота за телепатическим устройством под названием «миелофон», который оказывается нужен сразу всем и в первую очередь злодеям. В данном сюжете миелофон выполняет роль , то есть некоего, порой даже не очень нужного, предмета, беготня с которым и держит на себе сюжетную линию. В советском детском кино макгаффинов было пруд пруди, взять хотя бы ленты «Кортик», «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», «Каникулы Кроша». Миелофон в СССР мгновенно стал мемом и предметом миллиона анекдотов, в основном очень детских и глупых. Сам же прибор умел читать мысли и выглядел как кристалл в черной коробке - идеальный макгаффин! В показаниях свидетелей со съемочной площадки наблюдаются явные противоречия. Одни уверяют, что художники фильма сделали миелофон из уральского сувенира, найденного в магазине, - то были кристаллы кварца в подарочной упаковке, оставалось только добавить изящный ремешок для переноски. Другие очевидцы уверяют, что использовались промышленные призмы, взятые на оптико-механическом заводе. Свидетели второй версии вызывают доверия больше.



Алиса в стране мальчиков

Девочка Наташа Гусева, игравшая Алису, мгновенно превратилось в секс… стоп, какой там секс… в пламенный пионерский символ, объект вожде… уважения миллионов советских мальчиков. Корреспонденция к ней шла мешками, зачастую без указания точного адреса, просто «Москва, гостье из будущего», но и такое доходило до адресата. Наташа снялась еще в нескольких картинах, но не считала актерство своим призванием и в итоге выучилась на биохимика. К тому же подобная слава ее перепугала, ей захотелось спрятаться и заняться чем-то менее публичным. Кстати, в фильме обязана была возникнуть очень-очень, просто невероятно важная сцена, где Алиса купается в ванне с пеной. Такое испытание девочку страшило, и с великим облегчением она встретила новость, что фильм сократят и сцену с ванной снимать не будут. Как мы живем без этого?



Судьба пионера

Куда печальнее сложилась судьба главного героя фильма - пионера Коли, точнее, актера Алеши Фомкина. Он так увлекся работой в кино, что еле-еле закончил школу, даже не получив аттестата. После армии работал маляром, много пил и баловался . К тому же времена в стране, сам понимаешь, наступили не самые веселые. Алексей уехал в город Владимир, женился, баловался поэзией. В 1996 году в ночь празднования Дня Советской Армии, он задохнулся дымом вследствие пожара в гостях у товарищей.



Пионер-герой

Алексей Фомкин, кстати, успел появиться на Центральном телевидении еще до того, как снялся в «Гостье из будущего». Событие имело место 7 ноября 1982 года, когда во время торжественного заседания правительства на сцену выпустили пионеров, которые читали стихи и речевки. Среди них был и Леша Фомкин. Кстати, самое время вспомнить, что выступал с докладом на том самом торжестве, а через три дня генсека не стало.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме