Мумии Гуанахуато: печальная история эпидемии холеры в Мексике. Музей мумий Гуанахуато: тела, сохранившееся естественным путем (Мексика) Что будет если провести мумию в музее


Пожалуй, все хотя бы раз в жизни видели какой-нибудь фильм ужасов, в котором ожившие мертвецы нападают на людей. Эти зловещие мертвецы будоражат человеческое воображение. Но на самом деле мумии не представляют никакой опасности, а имеют невероятную научную ценность. В нашем обзоре одна из самых невероятных археологических находок современности - мумии Гуанахуато.

Мумии Гуанахуато - коллекция естественным образом мумифицированных тел, захороненных во время вспышки холеры в мексиканском Гуанахуато в 1833 году. Эти мумии были обнаружены на городском кладбище, после чего Гуанахуато стал одной из главных туристических достопримечательностей в Мексике. Правда, достопримечательностью весьма жуткой.


Учёные считают, что тела были эксгумированы между 1865 и 1958 годами. В то время ввели новый налог, согласно которого родственники усопшего должны были оплатить налог на место на кладбище, в противном случае тело эксгумировали. В итоге девяносто процентов останков были эксгумированы, потому что желающих заплатить такой налог было немного. Из них только два процента тел были мумифицированы естественным образом. Мумифицированные тела, которые хранились в специальном здании на кладбище, в 1900-е годы стали доступны туристам.


Кладбищенские рабочие начали за несколько песо пускать посетителей, чтобы войти в здание, где хранились кости и мумии. Это место впоследствии было превращено в музей под названием El Museo De Las Momias ("Музей мумий"). Закон, запрещающий насильственную эксгумацию, был принят в 1958 году, но до сих пор в этом музее демонстрируются оригинальные мумии.


Мумии мексиканского города Гуанахуато – результат погодных условий и состояния почвы, при которых происходит мумификация. Тела умерших людей, которые не забрали для захоронения родственники, часто становились общественными экспонатами. Во время эпидемии тела закапывали сразу же после смерти, чтобы предотвратить распространение заболевания. Учёные считают, что некоторые люди были погребены ещё живыми, и именно поэтому на их лицах запечатлено выражение ужаса. Но есть и другое мнение: выражение лица – результат посмертных процессов.


При этом известно, что некая Игнация Агилар действительно была погребена заживо. Женщина страдала от странной болезни, из-за которой у нее несколько раз останавливалось сердце. Во время одного из приступов ее сердце, казалось, остановилось на более, чем сутки. Посчитав, что Игнация умерла, ее родственники похоронили её. Когда провели эксгумацию, оказалось, что её тело лежало вниз лицом, причем женщина кусала себя за руку, а во рту была запечённая кровь.


Музей, в котором выставлено, по меньшей мере, 111 мумий, расположен прямо над тем местом, где впервые были обнаружены мумии. В данном музее также находится самая маленькая мумия в мире - плод беременной женщины, которая стала жертвой холеры. Некоторые из мумий выставлены в сохранившейся одежде, в которой они были похоронены. Мумии Гуанахуато являются заметной частью мексиканской народной культуры, как нельзя лучше подчеркивая национальный праздник "День мертвых" (El Dia de los Muertos).

Не менее интересна и . Ученые до сих пор не могут разгадать рецепт, по которому мумифицировали тело Пирогова, а люди приходят в церковь поклониться ему, как святым мощам, и попросить о помощи.

Существует множество городов, которые славятся своими музеями. Крохотный городишко Гуанахуато в тоже всемирно известен. Но в нем нет ни артефактов древности, ни знаменитых картин. Экспонаты этого музея - покойники. И расположен он на местном кладбище Санта-Паула...

Городок Гуанахуато расположен в Центральной Мексике, в 350 километрах от столицы. В середине XVI века испанцы отбили эти земли у ацтеков и основали форт Санта-Фе. У испанцев были все основания крепко держаться за городок: земля славилась золотыми и серебряными шахтами.

Там, где добывают металл

До ацтеков здесь жили и добывали драгметаллы чичимеки и пурепеча, название их городка так и переводилось - «место, где добывают металл». Потом пришли ацтеки, наладили добычу золота чуть не в промышленных масштабах и переименовали городок в Куанас Хуато - «обиталище лягушек среди холмов». В колумбову эпоху ацтеков сменили испанцы. Они возвели мощную крепость и стали добывать золото для испанской короны. К XVIII столетию золото в шахтах истощилось, стали добывать серебро. Городок считался богатым. Испанские переселенцы строили его, дабы затмить красоту родного Толедо. И им это удалось -прекрасные соборы, дворцы, высоченные крепостные стены. Город, расположенный в зеленой долине, карабкался по «лягушачьим холмам», идущие ввысь улочки строились как лестницы - со ступенями. Дворцы, впрочем, соседствовали с крохотными домиками, прилепившимися к склонам холмов один над другим. Это был рай для богатых жителей Новой - и ад для бедных. Все эти бедняки трудились на рудниках. Большая часть бедняков мечтала сбросить колониальное иго. Это удалось к середине XIX века. Мексика получила независимость. Начались новое время и новые порядки. Однако выяснилось, что богатые никуда не делись. Нищие все так же трудились на рудниках. Налоги все так же росли. А с 1865 года местные могильщики ввели ежегодную оплату места на кладбище. Теперь в том случае, если за погребение не поступало платы в течение 5 лет, покойника извлекали из склепа и помещали в подвал. Безутешные родственники могли вернуть тело в могилу... если оплатят задолженность. Увы, не все могли это сделать! Первыми жертвами нового закона стали мертвецы, не имевшие родственников. Следующими - несостоятельные покойники. Их кости валялись в подвале, пока предприимчивые владельцы кладбища не стали показывать всем желающим своих мертвых соотечественников. Разумеется, тайно и за деньги. А потом - уже и не тайно. С 1969 года кладбищенский подвал был переоборудован и получил статус музея...

Страшные экспонаты

Мертвецов, подлежащих изгнанию из склепов, оказалось немало. Но не все «изгнанники» удостоились места в музее. Таковых оказалось чуть больше сотни. И причина помещения этих покойников в стеклянные витрины музея была нетривиальна: за время пребывания в склепе тела умерших не распались, как полагается мертвой плоти, а превратились в мумии. Это были мумии естественного происхождения - их после смерти не бальзамировали, не умащали специальными составами, а просто положили в гроб. И если с большинством покойников случилось то, что обычно случается с трупами, то эти тела натуральным образом мумифицировались.

Первым экспонатом считается вполне обеспеченный когда-то покойник, доктор Ремигио Лерой. Бедолага просто не имел родных. Его выкопали в 1865 году и дали инвентарный номер «единица хранения 214». На докторе сохранился даже костюм, сшитый из дорогой ткани. Костюмы и платья на прочих экспонатах либо почти не сохранились, либо были изъяты музейными работниками. По словам одного из них, от вещей шел такой запах, что не помогла бы никакая санобработка. Так что большинство истлевших одежд было содрано с трупов и уничтожено. Вот почему многие из умерших предстают перед любопытными туристами в голом виде. Правда, носки и обувь с некоторых из них не сняли - обувь от времени пострадала не так сильно.

Среди экспонатов есть умершие во время эпидемии холеры в 1833 году, есть погибшие от профессиональных болезней горняков, которые вдыхали ежедневно серебряную пыль, есть умершие от старости, есть скончавшиеся в результате несчастного случая, есть удушенные, есть утопленные. И женщин среди них гораздо больше, чем мужчин.

Немногие экспонаты ученым удалось идентифицировать. Среди них есть женщина с руками, прижатыми ко рту, в задранной вверх рубашке и с разведенными ногами. Это Игнасия Агиляр, вполне почтенная мать семейства. Странная поза многими объясняется просто: в момент погребения Игнасия находилась в глубоком обмороке или впала в летаргический сон. Ее, наверное, похоронили живой. Женщина очнулась уже в гробу, царапала его крышку, кричала, пыталась вырваться из плена. Когда у нее стал кончаться воздух, она пыталась разодрать от боли собственный рот. Во рту нашли сгустки крови. Ученые собираются исследовать вещество, извлеченное из-под ее ногтей: если это окажется древесина или обшивка гроба, то страшная догадка подтвердится.

Судьба другого экспоната музея, тоже женщины, не менее печальна. Ее удушили. На ее шее до сих пор сохранился обрывок веревки. По музейной легенде, имеющаяся в экспозиции голова казненного мужчины принадлежит мужу-душителю.

Еще один любопытный экспонат экспозиции - кричащая женщина. Рот у этой мумии открыт, хотя руки сложены на груди. Слабонервные люди, впервые увидев кричащую мумию, отшатываются в страхе. Несмотря на спокойное положение рук, выражение лица у этого экспоната таково, что даже некоторые специалисты подозревают, что женщину тоже похоронили живой...


Сын фараона и другие

Впрочем, искаженные черты лица и открытые в немом крике рты не всегда показатель, что человек был погребен заживо. Известна история, произошедшая в 1886 году с египтологом Гастоном Масперо. Он обнаружил мумию молодого человека со связанными руками и ногами, с лицом, перекошенным, вероятно, от боли, и широко открытым ртом. Ко всему прочему мумия была безымянной и завернутой в шкуру овцы, что нехарактерно для . Археолог решил, что несчастного погребли заживо. Страшное выражение лица навело на мысль, что заговорщика даже не мумифицировали. Однако в наши дни судебные медики сканировали тело и нашли все признаки мумификации. Следовательно, живым его не похоронили. А страшное выражение лица связано с тем, что это, скорее всего, достойный забвения старший сын фараона Рамзеса III, которому разрешили после неудачного покушения на отца покончить с собой при помощи яда.

Но открытый рот может вовсе не говорить о страшных муках. Даже спокойно скончавшийся человек может получить устрашающее выражение «немого крика», если челюсть покойного будет плохо подвязана. В экспозиции мексиканского музея - не меньше двух десятков мумий с «кричащими» ртами. Среди них есть и мужчины, и женщины, и даже дети.

Основная масса мумий Гуанахуато, которых насчитывается 111, не достигает не то что 200, но и 150 лет. Это самые молодые мумии, возникшие естественным способом. Только несколько детей, так называемых «ангелочков», имеют следы посмертного вмешательства - из них извлечены внутренние органы. В целом же тела мумифицировались сами собой. В XIX веке, когда первые такие тела были найдены, вопроса «почему» у людей не возникало. На мумифицированные останки смотрели с благоговением - это считалось чудом и свидетельством безгрешной жизни. Но в наши дни ученые все же решили разгадать загадку.

Известно, что мумифицированные тела не были погребены в земле. Все они находились в склепах, идущих на кладбище «этажами». Склепы сложены из известняка. Городок Гуанахуато расположен на высоте в 2 километра над уровнем моря, климат в нем жаркий и сухой. Вывод ученых таков: мумифицирование не связано ни с образом жизни умерших, ни с возрастом, ни с питанием, а зависит сугубо от времени года, когда тело было уложено в склеп, и от конструкции склепа. Если погребение состоялось в сухую и жаркую погоду, известковые плиты надежно перекрывают доступ воздуха и отлично впитывают влагу, исходящую от тела. Внутри такого склепа сухо и жарко, как в печке. Тело в таком «доме смерти» отлично высушивается и очень скоро превращается в мумию. Правда, этот процесс не всегда благотворно сказывается на выражении лица - мышцы тоже усыхают, стягиваются, черты лиц искажаются, а приоткрытые рты становятся перекошенными и разверстыми в отчаянном немом крике.

Некоторые мумии, которые сегодня пугают посетителей мировых столиц, были найдены еще тысячи лет тому назад. Что касается мумий мексиканского города Гуанахуато, то они попали в музей спустя всего несколько столетий.

В период с 1865 по 1958 год жителей города, чьи родственники покоились в здешних могилах, обязали платить налог. Если кто-то уклонялся от уплаты три года подряд, то тела его близких сразу же выкапывали.

Из-за того, что почва в данном регионе Мексики была чрезвычайно сухой, трупы больше напоминали хорошо сохранившееся мумии. Первой вырытой мумией считается тело доктора Леруа Ремиджио, которое было найдено 9 июня 1865 года. Вырытые тела сохраняли в склепе на кладбище, и родственники могли все еще выкупить труп. Такая практика длилась вплоть до 1894 года, пока в склепе не накопилась достаточно тел для открытия музея мумий в Гуанахуато.



В 1958 году жители перестали платить налог за место на кладбище, однако мумии решили оставить в склепе, который вскоре стал местной достопримечательностью и начал пользоваться популярностью у туристов. Да, изначально путешественники приходили прямо в склеп, чтобы увидеть тела мумий, но вскоре коллекция мертвецы стали экспонатами отдельного музея.

Так как все мумии образовались естественным путем, они выглядят куда более ужасающе, чем забальзамированные тела. Примичательно, что мумии Гуанахуато с их костлявыми и искаженными лицами все еще одеты в то убранство, в котором были похоронены.



Пожалуй, самыми шокирующими экспонатами музея мумий для посетителей покажутся похороненное тело беременной женщины и изморщиненные тела детей. В музее также находится самая маленькая мумия на планете, которая не больше буханки хлеба.



На данный момент точно не известно, как труп, будучи похороненным больше столетия, мог так удачно сохраниться. Как уже говорилось, ученые предполагают, что причиной этого являются особенности местной почвы, но также есть мнение, что мумизации трупов поспособствовал местный климат.

В музее есть магазин, где продаются сахарные черепа, чучела мумий, а также открытки с черным юмором на испанском языке.

Мумией называется специально обработанное химическим веществом тело живого существа, у которого замедляется процесс разложения тканей. Мумии хранятся сотни и даже тысячи лет, неся в себе историю наших предков, их обычаи и внешний вид. С одной стороны мумии выглядят жутко страшными, бывает мурашки по коже пробегают от одного взгляда, с другой стороны они хранят в себе интереснейшую историю древнего мира. Мы составили список из 13 самых жутких и в тоже время самых интересных мумий, когда либо обнаруженных в мире:

13. Музей мумий Гуанахуато, Мексика

Фото 13. Музей мумий Гуанахуато – в экспозиции выставлено 59 мумий, умерших в 1850-1950 годах [blogspot.ru ]

Музей мумий Гуанахуато в Мексике является одним из самых странных и ужасных в мире, здесь собрано около 111 мумий (59 из которых выставлены), умерших в период с 1850 – 1950 годах. Искаженные выражения лиц на некоторых мумиях свидетельствуют о том, что они были захоронены заживо. Ежегодно музей посещают сотни тысяч туристов.

12. Мумия малыша в местечке Qilakitsoq, Гренландия


Фото 12. Мумия 6-месячного мальчика в Гренландии (местечко Qilakitsoq) [Choffa ]

Еще один пример живого захоронения – на фото представлен 6-месячный мальчик, найденный в Гренландии. Рядом найдены еще 3 мумии женщин, возможно одна из них – мать мальчика, вместе с которой он был захоронен заживо (по эскимосским обычаям того времени). Мумии датированы 1460 годом. Благодаря ледяному климату Гренландии хорошо сохранилась одежда того времени. Всего было найдено 78 экземпляров одежды, сделанных из шкур животных, например, тюленей и оленей. На лицах взрослых были небольшие татуировки, но лицо ребенка – это просто ужас!

11. Розалия Ломбардо, Италия


Фото 11. 2-х летняя девочка, умершая в 1920 году от пневмонии [Maria lo sposo ]

Маленькой Розалии было всего 2 года, когда она умерла от пневмонии в 1920 году в Палермо (Сицилия). Опечаленный отец поручил известному бальзамировщику Альфреду Салафия мумифицировать тело Розалии Ломбардо.

10. Мумия с раскрашенным лицом, Египет


Фото 10. Мумия из Египта представлена в Британском музее [Klafubra ]

Когда мы задумываемся о мумиях, то первое что приходит в голову – это Египет. Поставлено множество фильмов с участием этих сохранившихся трупов, которые, перевязанные в бинтах, возвращаются к жизни, нападая на мирных жителей. На фото представлен один из типичных представителей мумий (экспонат выставлен на выставке в Британском музее).

9. Кристиан Фридрих фон Кальбутз, Германия


Фото 9. Рыцарь Кристиан, Германия [B. Schroeren ]

На фото представлен немецкий рыцарь Кристиан, ореол таинственности окружает этот страшный взгляд мумии.

8. Рамзес II, Египет


Фото 8. Мумия египетского фараона – Рамзеса Великого [ThutmoseIII ]

Представленная на фото мумия принадлежит фараону Рамзесу II (Рамзес Великий), который умер в 1213 году до н.э. и является одним из самых известных египетских фараонов. Полагают, что он был правителем Египта во времена похода Моисея и представлен таковым во многих художественных произведениях. Одной из отличительных особенностей мумии является наличие рыжих волос, символизирующие связь с богом Сетом – покровителем царской власти.

7. Женщина города Skrydstrup, Дания


Фото 7. Мумия девушки 18-19 лет, Дания [Sven Rosborn ]

Мумия женщины 18-19 лет, захоронненго в Дании в 1300 году до н.э. По ее одежде и ювелирным украшениям можно предположить, что она принадлежала к семье вождя. Девушка была захоронена в гроб из дуба, поэтому ее тело и одежда на удивление хорошо сохранились.

6. Джинджер, Египет


Фото 6. Мумия египетского взрослого человека [Jack1956 ]

Мумия Джинджер “Имбирь” – это египетская мумия взрослого мужчины, который умер более 5000 лет назад и был похоронее в песок в пустыне (в то время египтяне еще не начали мумифмкации трупов).

5. Человек Галлах, Ирландия


Фото 5. Человек Gallagh, захороненый в болоте [Mark J Healey ]

Этот странный вид мумии, известный как Человек Галлах (Gallagh), был обнаружен в болоте в Ирландии в 1821 году. Человек был похоронен в болоте в плаще с фрагментом ветки ивы вокруг шеи. Некоторые исследователи считают, что возможно его задушили.

4. Человек Рендсвюрен, Германия


Фото 4. Человек трясина Рендсвюрен [Bullenwächter ]

Человек болота Рендсвюрен (Rendswühren), подобно человеку-трясине Галлаху, был найден в болоте, на этот раз в Германии в 1871 году. Человеку было 40-50 лет, полагают что его избили до смерти, тело было найдено в 19 веке.

3. Сети I – фараон древнего Египта


Фото 3. Сети I – египетский фараон в гробнице. [Underwood and Underwood ]

Сети I правил в 1290-1279 г до н.э. Мумия фараона была захоронена в египетской гробнице. Египтяне были опытными бальзамировщиками, поэтому мы можем наблюдать их работу в наше время.

2. Принцесса Уко́ка, Алтай


Фото 2. Мумия принцессы Укок [

Существует множество городов, которые славятся своими музеями. Крохотный городишко Гуанахуато в Мексике тоже всемирно известен. Но в нем нет ни артефактов древности, ни знаменитых картин. Экспонаты этого музея - покойники. И расположен он на местном кладбище Санта-Паула.

Городок Гуанахуато расположен в Центральной Мексике, в 350 километрах от столицы. В середине XVI века испанцы отбили эти земли у ацтеков и основали форт Санта-Фе. У испанцев были все основания крепко держаться за городок: земля славилась золотыми и серебряными шахтами.

Там, где добывают металл

До ацтеков здесь жили и добывали драгметаллы чичимеки и пурепеча, название их городка так и переводилось - «место, где добывают металл». Потом пришли ацтеки, наладили добычу золота чуть не в промышленных масштабах и переименовали городок в Куанас Хуато - «обиталище лягушек среди холмов». В колумбову эпоху ацтеков сменили испанцы.

Они возвели мощную крепость и стали добывать золото для испанской короны. К XVIII столетию золото в шахтах истощилось, стали добывать серебро. Городок считался богатым. Испанские переселенцы строили его, дабы затмить красоту родного Толедо. И им это удалось -прекрасные соборы, дворцы, высоченные крепостные стены.

Город, расположенный в зеленой долине, карабкался по «лягушачьим холмам», идущие ввысь улочки строились как лестницы - со ступенями. Дворцы, впрочем, соседствовали с крохотными домиками, прилепившимися к склонам холмов один над другим. Это был рай для богатых жителей Новой Испании - и ад для бедных. Все эти бедняки трудились на рудниках.

Большая часть бедняков мечтала сбросить колониальное иго. Это удалось к середине XIX века. Мексика получила независимость. Начались новое время и новые порядки. Однако выяснилось, что богатые никуда не делись. Нищие все так же трудились на рудниках. Налоги все так же росли.

А с 1865 года местные могильщики ввели ежегодную оплату места на кладбище. Теперь в том случае, если за погребение не поступало платы в течение 5 лет, покойника извлекали из склепа и помещали в подвал. Безутешные родственники могли вернуть тело в могилу... если оплатят задолженность.

Увы, не все могли это сделать! Первыми жертвами нового закона стали мертвецы, не имевшие родственников. Следующими - несостоятельные покойники. Их кости валялись в подвале, пока предприимчивые владельцы кладбища не стали показывать всем желающим своих мертвых соотечественников. Разумеется, тайно и за деньги. А потом - уже и не тайно. С 1969 года кладбищенский подвал был переоборудован и получил статус музея.

Страшные экспонаты

Мертвецов, подлежащих изгнанию из склепов, оказалось немало. Но не все «изгнанники» удостоились места в музее. Таковых оказалось чуть больше сотни. И причина помещения этих покойников в стеклянные витрины музея была нетривиальна: за время пребывания в склепе тела умерших не распались, как полагается мертвой плоти, а превратились в мумии.

Это были мумии естественного происхождения - их после смерти не бальзамировали, не умащали специальными составами, а просто положили в гроб. И если с большинством покойников случилось то, что обычно случается с трупами, то эти тела натуральным образом мумифицировались.

Первым экспонатом считается вполне обеспеченный когда-то покойник, доктор Ремигио Лерой. Бедолага просто не имел родных. Его выкопали в 1865 году и дали инвентарный номер «единица хранения 214». На докторе сохранился даже костюм, сшитый из дорогой ткани.

Костюмы и платья на прочих экспонатах либо почти не сохранились, либо были изъяты музейными работниками. По словам одного из них, от вещей шел такой запах, что не помогла бы никакая санобработка. Так что большинство истлевших одежд было содрано с трупов и уничтожено. Вот почему многие из умерших предстают перед любопытными туристами в голом виде. Правда, носки и обувь с некоторых из них не сняли - обувь от времени пострадала не так сильно.

Среди экспонатов есть умершие во время эпидемии холеры в 1833 году, есть погибшие от профессиональных болезней горняков, которые вдыхали ежедневно серебряную пыль, есть умершие от старости, есть скончавшиеся в результате несчастного случая, есть удушенные, есть утопленные. И женщин среди них гораздо больше, чем мужчин.

Немногие экспонаты ученым удалось идентифицировать. Среди них есть женщина с руками, прижатыми ко рту, в задранной вверх рубашке и с разведенными ногами. Это Игнасия Агиляр, вполне почтенная мать семейства. Странная поза многими объясняется просто: в момент погребения Игнасия находилась в глубоком обмороке или впала в летаргический сон. Ее, наверное, похоронили живой.

Женщина очнулась уже в гробу, царапала его крышку, кричала, пыталась вырваться из плена. Когда у нее стал кончаться воздух, она пыталась разодрать от боли собственный рот. Во рту нашли сгустки крови. Ученые собираются исследовать вещество, извлеченное из-под ее ногтей: если это окажется древесина или обшивка гроба, то страшная догадка подтвердится.

Судьба другого экспоната музея, тоже женщины, не менее печальна. Ее удушили. На ее шее до сих пор сохранился обрывок веревки. По музейной легенде, имеющаяся в экспозиции голова казненного мужчины принадлежит мужу-душителю.

Еще один любопытный экспонат экспозиции - кричащая женщина. Рот у этой мумии открыт, хотя руки сложены на груди. Слабонервные люди, впервые увидев кричащую мумию, отшатываются в страхе. Несмотря на спокойное положение рук, выражение лица у этого экспоната таково, что даже некоторые специалисты подозревают, что женщину тоже похоронили живой...

Сын фараона и другие

Впрочем, искаженные черты лица и открытые в немом крике рты не всегда показатель, что человек был погребен заживо. Известна история, произошедшая в 1886 году с египтологом Гастоном Масперо. Он обнаружил мумию молодого человека со связанными руками и ногами, с лицом, перекошенным, вероятно, от боли, и широко открытым ртом.

Ко всему прочему мумия была безымянной и завернутой в шкуру овцы, что нехарактерно для Египта. Археолог решил, что несчастного погребли заживо. Страшное выражение лица навело на мысль, что заговорщика даже не мумифицировали.

Однако в наши дни судебные медики сканировали тело и нашли все признаки мумификации. Следовательно, живым его не похоронили. А страшное выражение лица связано с тем, что это, скорее всего, достойный забвения старший сын фараона Рамзеса III, которому разрешили после неудачного покушения на отца покончить с собой при помощи яда.

Но открытый рот может вовсе не говорить о страшных муках. Даже спокойно скончавшийся человек может получить устрашающее выражение «немого крика», если челюсть покойного будет плохо подвязана. В экспозиции мексиканского музея- не меньше двух десятков мумий с «кричащими» ртами. Среди них есть и мужчины, и женщины, и даже дети.

Основная масса мумий Гуанахуато, которых насчитывается 111, не достигает не то что 200, но и 150 лет. Это самые молодые мумии, возникшие естественным способом. Только несколько детей, так называемых «ангелочков», имеют следы посмертного вмешательства- из них извлечены внутренние органы.

В целом же тела мумифицировались сами собой. В XIX веке, когда первые такие тела были найдены, вопроса «почему» у людей не возникало. На мумифицированные останки смотрели с благоговением - это считалось чудом и свидетельством безгрешной жизни. Но в наши дни ученые все же решили разгадать загадку.

Известно, что мумифицированные тела не были погребены в земле. Все они находились в склепах, идущих на кладбище «этажами». Склепы сложены из известняка. Городок Гуанахуато расположен на высоте в 2 километра над уровнем моря, климат в нем жаркий и сухой.

Вывод ученых таков: мумифицирование не связано ни с образом жизни умерших, ни с возрастом, ни с питанием, а зависит сугубо от времени года, когда тело было уложено в склеп, и от конструкции склепа. Если погребение состоялось в сухую и жаркую погоду, известковые плиты надежно перекрывают доступ воздуха и отлично впитывают влагу, исходящую от тела.

Внутри такого склепа сухо и жарко, как в печке. Тело в таком «доме смерти» отлично высушивается и очень скоро превращается в мумию. Правда, этот процесс не всегда благотворно сказывается на выражении лица - мышцы тоже усыхают, стягиваются, черты лиц искажаются, а приоткрытые рты становятся перекошенными и разверстыми в отчаянном немом крике.

Николай КОТОМКИН

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...