Поурочный план - нации и межнациональные отношения. План-конспект урока по обществознанию на тему "нации и межнациональные отношения в россии"


Этнос (от греч. Ethnos - народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, зафиксированном в самосознании (по Ю.В.Бромлею)


Согласны ли Вы с утверждением автора о решающей роли географической среды на историю страны и психологию её жителей? Дайте мне карту страны, её очертания, климат, воды, ветры – всю её физическую географию, дайте мне её естественные плоды, флору, зоологию, и я берусь наперед сказать, каков человек этой страны, какую роль эта страна будет играть в истории, и не случайно, а в силу необходимости, и не в одну эпоху, а вовсе эпохи. В.Кузен












Сравните точки зрения О.Бауэра и П.Сорокина на нацию. Какие выделяются признаки? На основе определенного производства и распределения средств существования возникает и определенная духовная культура…. Нация есть всегда не что иное, как культурная общность… Нация есть совокупность людей, общностью судьбы сплоченных в общность характера…. (О.Бауэр) Нация является многосвязной, солидарной организацией, полузакрытой социокультурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и единства. Это группа индивидов, которые: 1)являются гражданами одного государства; 2) имеют общий… язык; 3) занимают общую территорию, на которой …. Жили их предки… П.А.Сорокин






Тенденции в развитии национальных отношений 1. Дифференциация -это процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов в самых разных планах - стремление к саморазвитию, национальной самостоятельности, развитию национальной культуры 2. Развитие национальных отношений в современном мире




Это процесс постепенного объединения различных этносов через сферы общественной жизни Интеграция Причины: 1.Экономическая и политическая взаимосвязь стран; 2.Невозможность государств жить изолированно, что связанно с коренными изменениями в экономике практически всех современных стран Тенденции в развитии национальных отношений






Межнациональный конфликт - о дна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.





Пути разрешения межнациональных конфликтов 1.Осознание неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов. 2.Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей. 3.Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного разрешения национальных споров. 4.Предоставление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом



  • План:

  • Этнические общности

  • Национальное самосознание

  • Развитие межнациональных отношений в современном мире

  • Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления

  • Национальная политика

Социальные общности – относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов


Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований


Различные подходы к пониманию сущности этносов их генезиса и многообразия состава населения Земли

  • Естественно-биологический или расово-антропологический подход о неравенстве человеческих рас, культурном превосходстве белой, европеоидной расы. (Ж.Гобино, Ж.Лапуж) Несовершенство расовых признаков – основа культурной отсталости наций и народностей.

  • «Пассивная теория этногенеза» Л. Н. Гумилева. Этнос – природное, биологическое, географическое явление. Этнос – результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. Пассионарность – определенная характеристика поведения и природных свойств человека.

  • Социокультурный подход к пониманию сущности этносов: этнические общности – компоненты социальной структуры общества.

  • Концепция нации П. Сорокина – решающая роль в формировании наци, государственности, языка, территории.

  • Марксистская теория – экологические отношения – главная основа формирования нации



Национальное самосознание

  • Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития нации.

  • Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознание своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

  • Национальный интерес – это выражение потребностей какого-нибудь одного доминирующего этноса (коренной нации)


Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах


Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни

  • Причины:

  • Невозможность государства жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

  • Экономическая и политическая взаимосвязь стран.



Особенности развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами:

  • Утрата прежнего высокого статуса русской нации.

  • Рост сепаратистских тенденций на территории России.

  • Демографические и миграционные процессы.


Национализм

  • Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.

  • Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.



Причины межнациональных конфликтов

  • Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

  • Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей

  • Колониальное население.

  • Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов


Пути решения межнациональных конфликтов

  • Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов.

  • Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

  • Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.

  • Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом


Типы межнациональных конфликтов

  • Государственно-правовое (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с властными структурами государства, в составе которого находится нация).

  • Этнотерриториальный (определение территории нации, национально-территориальных границ).

  • Этнодемографический (защита прав «коренной национальности», ограничения для «пришлых»; опасность растворения этноса в результате притока иноязычного населения).

  • Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека)


Этносоциальный конфликт – форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку

  • Типы конфликтов

  • Территориальные споры, стремление к суверенизации.

  • Борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования.

  • Против нарушения прав человека, дискриминация языка, образа жизни.

  • Проблемы беженцев, вынужденных переселенцев.

  • Противоречия исторического характера – последствия войн, ошибок в национальной политике.


Пути регулирования межнациональных конфликтов

  • Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

  • Использование экономических. рычагов для нормализации ситуации.

  • Создание культурной инфраструктуры консенсуса (национальные общества и центры, национально-культурная автономия, двуязычие), соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.


Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

  • Отказ от насилия и принуждения.

  • Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

  • Признание прав и свобод человека.

  • Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

  • Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.


Основные принципы национальной политики

  • Гармоническое сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

  • Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

  • Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

  • Неприятие любых форм шовинизма.


Условия гармонизации национальных отношений

  • Наличие правового государства.

  • Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

  • Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

  • Признание культурной автономии меньшинств, финансирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

  • Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный, местный уровень.


Д/З

  • Что такое этнос, каковы его основные черты? Ответ конкретизируйте примерами истории.


  • Предварительный просмотр:

    Абубакирова Н.Ш

    Нации и национальные отношения

    «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – своего позвоночника»

    (Дж. Б. Шоу – английский драматург)

    « Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими»

    (Г. Лессинг – немецкий философ-просветитель, 18 в.)

    «Кто унижает окружающих, тот никогда не будет великим сам»

    (И. Зейме – немецкий публицист, поэт, просветитель)

    «Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит»

    (Демокрит – древнегреческий мыслитель)

    Цель урока:

    Образовательная цель : углубить знания учащихся о ведущих

    Тенденциях развития наций и межнациональных

    Отношений в современном мире и нашей стране,

    Возможных путях межнациональной интеграции и

    Гармонизации межнациональных отношений.

    Воспитательная цель : подвести к пониманию ряда идей,

    Составляющих ценностную базу культуры

    Межнациональных отношений и шире –общей

    Нравственно–правовой культуры.

    Принцип гуманистического подхода к этническим

    Проблемам, суть которого рассматривается на

    Ке.

    Развивающая цель : продолжение работы над понятиями «нация»,

    «этнос», «национализм», «экстремизм», «депортация».

    Задачи :

    1. показать некоторые истоки искаженной психологии людей в понимании национальных проблем;

    2. раскрыть отвратительную сущность крайних форм проявления национализма;

    3. показать опасность возрождения фашизма для человечества.

    План урока

    1.Национальное самосознание.

    2. Сложность национальных конфликтов в мире.

    2. Пути процесса межнациональной интеграции.

    4. Национальные проблемы и их изменения.

    5. Пути гармонизации межнациональных отношений.

    Тема: «Проблемы молодежи». Плакат.

    Ход урока

    Задание.

    Вспомнить самые важные, на ваш взгляд, достоинства личности, которые отличают человека от животных, т.е. те качества, которых не может быть ни у одного животного (совесть, честь, долг, порядочность, благородство…)

    Назовите те качества, которые можно встретить и у некоторых людей, и у животных (злобность, жестокость, жадность).

    Чем отличается жестокость животных, например, акулы, от жестокости человека? (понимание того, что жестокостью и злобностью животного руководят их природа, инстинкты, а жестокость человека, как правило, проявлена осознанно, т.е. при участии ума, расч

    Отрицательные качества людей – это то, что, к сожалению, существует с момента появления человечества, что человек постоянно совершенствуется, но зло все равно проявляется, и нередко. Иногда оно приобретает отвратительные черты. Одной из таких черт является национализм , который выражается в нетерпимом отношении к людям другой национальности .

    Национальное самосознание.

    «Патриотизм и национальная гордость»

    1. Сознание принадлежности к своему народу.

    2. Чувство любви к Отечеству.

    3. Уважение к историческому наследию.

    4. Чувство ответственности за судьбу Отечества..

    5. Критическое отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей, свободной.

    6. Нет места высокомерию, гордыне, чванству.

    7. Чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям.

    НО

    Принадлежность человека к той или иной нации не является ни достоинством, ни недостатком.

    Национальная принадлежность вообще не подлежит какой-либо моральной оценке, ибо оценивать собственно нечего: в ней не заключено никакого человеческого (социального) поступка, действия, отношения, которых можно было бы рассматривать с позиций добра и зла.

    Вместе с тем нередки случаи, когда грубо принижается, оскорбляется достоинство человека (бытовой, неофициальный национализм, шовинизм)

    Такое поведение расценивается как аморальное, как поступок подлый, недостойный порядочного человека, ибо фактически он унижает личное достоинство человека, т.к. все люди равны перед законами морали, как право каждого на уважение независимо от происхождения, социального положения.

    Сложность национальных конфликтов в мире

    Вопрос.

    Перечислите страны, где наблюдается острота межнациональных отношений (конец 20 в. – начало 21 в.) Северная Ирландия, Индия (сикхи и налимы в 80-е годы 20 в. стали активизироваться в борьбе за автономию, а затем за отделение от Индии, создав националистическое и сепаратистское движение. Столкновения между индусами и мусульманами вызвали многочисленные жертвы, в том числе и убийство глав государства Раджи Ганди, Индиры Ганди), Канада (канадско - франкский конфликт), Израиль и Палестина Чехословакия (распад и образование Чехии и Словакии), РФ, Югославия, Турция (курды), Украина и т.д.

    Сообщения учащихся.

    События в вышеназванных странах по национальному вопросу (небольшие исторические справки).

    Пути процесса межнациональной интеграции в Российской Федерации

    Россия – это демократическое федеративное правовое государство.

    Вопросы

    1. Что означает слово «федерация»? (форма государственного устройства, при которой несколько государств составляют одно государство)

    2. Сколько субъектов в Российской Федерации? (89)

    3. По каким признакам созданы части многонационального государства?

    По национальному признаку : в состав России входят субъекты федерации (республики, автономные округа, автономные области), которые получили названия от коренных народов, проживающих на этих территориях на протяжении веков (республика Дагестан, Карелия, Коми).

    По территориальному признаку : в составе Российской Федерации есть области, которые образованы не потому, что там проживали люди коренной национальности. Это территории России, выделенные в области и края, в основном, для удобства управления (Москва, Ростовская область, Брянская область, Хабаровский край, Амурская область)

    4. Какие преимущества имеет член Российской Федерации?

    5. Что такое суверенитет?

    Суверенитет (в переводе ряда европейских языков - верховная власть, независимость власти.

    Чем больше власти, чем она независимее от других властей, тем выше суверенитет.

    Он зависит от того, насколько свободна нация сама, может решать основные выборы жизни общества, определять свою судьбу.

    Главное, что помогает понять уровень суверенитета нации – это её право войти в состав того или иного государства, объединившись с другими нациями, и выйти из этого государства, образовав самостоятельное государство. Если такое право есть, значит, нация и чувствует себя свободной, а не подневольной.

    Если какой-то народ хочет жить в составе федерации, пользоваться преимуществами членства в ней, то он должен отдавать часть своего суверенитета федеральному руководству. Это руководство имеет власть над теми частями федерации, которые вошли в многонациональное государство. Но не полную власть и не во всех сферах жизни. Например, какой-либо народ – член федерации – считает установленные в федерации налоги слишком высокими, но подчинятся воле руководства.

    Зато федеративное руководство не может приказывать члену федерации, например, в вопросах развития промышленности и сельском хозяйстве, строительства, образования и т.д.

    6. Что такое автономия?

    Автономия - это право самостоятельно осуществлять госуд. власти или управления.

    Это право зафиксировано в Конституции федеративного государства.

    В составе России насчитывается несколько автономных округов. Среди них есть такие, которые получили название от одного народа, а проживает в них несколько народов. Например, в Корякском автономном округе на Камчатке проживает 6 тысяч коряков, 1 тысяча ительменов, 600 человек – эвенов.

    Одни народы (казалось бы, самой небольшой численности) имеют свою автономию. А другие – нет. Объясняется это тем, что малые народы Севера и Дальнего Востока находились в крайне отсталом и забитом в царской России положении. Они нуждались в особой защите, заботе. И они получили автономию. Это дало свои плоды.

    Сообщения учащихся .

    События в Чеченской республике в конце ХХ века и в настоящее время.

    Задания учащимся, разделенным на группы.

    Задание I группе .

    Какие выгоды получают субъекты от вхождения в федерацию?

    1. Потребление электроэнергии и газа из общего котла по ценам, значительно ниже мировых.

    2. В случае стихийного бедствия оказывается материальная помощь.

    3. Единая денежная система.

    4. Беспошлинная торговля.

    Задание II группе.

    Представьте такую ситуацию. Исторически сложилось, что народ какой-либо национальности оказался в центре большого государства и долгие годы жил в составе этого государства. По федеральному закону этот народ может полный суверенитет, т.е. выйти из федерации.

    Что требуется для того, чтобы быть суверенным государством? Какие первые шаги?

    а) Провести границу и организовать охрану.

    б) Установить таможни.

    в) Организовать свой собственный аппарат управления.

    г) Своя армия.

    д) Платить за проезд теперь уже по чужой территории (для выхода в море).

    е) Платить за пролет самолетов.

    А платить нечем. Об этом никто не думает. Думают о суверенитете и чтобы перед федеральным государством не иметь никаких обязательств.

    Задание III группе.

    Почему федеративное государство заинтересовано в своей целостности?

    Данный суверенитет никому не выгоден. У любого союза государств есть недостатки и преимущества. Эти государства должны договориться об условиях своих взаимоотношений, чтобы чувствовать себя свободным и пользоваться преимуществами совместной деятельности.

    Дополнение.

    Российское государство имеет особенности исторических путей формирования. Ведь на территории России проживают как народы, имеющие здесь свою основную национальную территорию и свою историческую родину, так и множество национальных групп, так называемые национальные меньшинства, этническое ядро которых находится в других странах (немцы, поляки, финны, греки, евреи, венгры, чехи, литовцы, эстонцы, латыши, болгары, корейцы, цыгане, украинцы, армяне, грузины и представители других народов, принявших российское гражданство).

    Эти национальные группы живут в России сотни лет, они тоже россияне, и русская культура, язык, образ жизни стали для них столь же родными, как и культура предков, а подчас и единственно родными.

    Причины остроты национального вопроса.

    __________ Национальные конфликты _______

    Из-за насильственного

    по поводу спорных включения территории

    территорий народа в соседнее госуд.

    из-за изгнания народа между этническим боль-

    со своей территории и шинством и компактно

    возвращение департиро- проживающим мень-

    ванного народа на свою шинством (некоренная

    историческую родину национальность)

    По поводу отсутствия у

    из-за произвольного народа национальной

    изменения администра- государственности и ее

    тивных границ расчлененности между

    Другими государствами

    Пути преодоления межнациональных конфликтов

    Во всех цивилизованных странах люди начинают понимать, что счастье каждого человека зависит от счастья не только его народа, но и всех людей на земле. А отсюда вытекает простое правило: люби свой народ, уважая его язык, историю, традиции, будь уважителен к другим народам.

    Какие должны быть отношения между людьми в таком многонациональном мегаполисе, как Москва, и почему?

    Вопрос. Что такое толерантность?

    Терпимость, важная человеческая ценность. Это качество, значение которого актуально в современном мире.

    Что такое плюрализм?

    Это разнообразие и множество культур.

    Большинство стран многонационально (Великобритания, Бельгия, Франция и Португалия). В них все более растет число выходцев из африканских и азиатских стран, бывших колоний (привлекательны для иммигрантов из развивающихся стран, а в последнее время из стран Восточной Европы).

    Плюрализм должен быть гарантирован правом.

    Современный мир – это мир роста терроризма, в т.ч. международного. Хотя у терроризма нет фактически конфессии и национальности, большинство террористических актов окрашено в этнический цвет.

    Вопрос Какие факты подтверждают значимость терпимости? Насколько важна проблема терпимости?

    1995 год – ЮНЕСКО объявило годом толерантности.

    1995 год – принята декларация принципов толерантности.

    Терпимость :

    а) это уважение к чужому мнению, признание универсальных прав и основных свобод человека.

    2000 год – российское правительство приняло специальную программу содействия росту терпимости, что говорит о важности социальной, политической терпимости для нашего общества.

    б) это сознательное подавление в себе чувства неприятия, вызванное инаковостью другого (чужого).

    Например, по опросам социологов 56% наших соотечественников не придают значения этническим различиям. Но ведь это не говорит о том, что они, эти 56% - космополиты (в нормальном понимании этого слова).

    Космополизм – лозунг «мирового государства» и «мирового гражданства», отвергает право наций на самостоятельное существование и государственную независимость, национальные традиции, патриотизм. Это говорит о том, что их отношение к национальным различиям нейтрально.

    Но нейтральность эта не гарантирует того, что в ситуации острого конфликта, в который вовлечены представители разных национальностей, не станут вести себя не по существу конфликта, не по существу столкнувшихся интересов, а исходя из того, представители какой национальности в этот конфликт оказались вовлеченными.

    Терпимость – уважение к самобытности другого – это значит, что тем самым признается право другого на самовыражение, право другого быть другим и оставаться другим, сообразно с собственными ценностными предпочтениями. Отсюда – терпимость выражается именно в уважении к самобытности.

    Нетерпимость

    С гражданской точки зрения проблемой является не терпимость, а нетерпимость.

    Корни нетерпимости:

    а) Это проявление психических свойств человека.

    С 1,5 до 2,5 лет ребенок плачет при виде чужих. Любое чужое лицо вызывает опасение и в более позднем возрасте. Незнакомец нередко воспринимается как источник дискомфорта.

    б) В основе нетерпимости может быть чувство собственной исключительности. Отдельные личности воспринимают себя с завышенной оценкой, а других – с заниженной. Это тоже проблема.

    Хотя говорят, смотря что нетерпимость. Нетерпимость к злу. Несправедливость, совершенная в отношении нас лично, конечно, воспринимается эмоционально, страстно, мы невольно хотим ответить тем же: несправедливость на несправедливость, силой на насилие.

    Мы живем в несовершенном обществе (я имею в виде не наше сегодняшнее обществ, а общество вообще, т.к. оно не рай, оно не может быть совершенно). В обществе не избежать ситуаций, когда безопасность одного человека может быть обеспечена только с помощью активной силы, молниеносно направленной против другой. Такие ситуации нередки. Именно поэтому столь актуально требование ненасилия: против зла сохраняя справедливость, а не умножая зло, необоснованно прибегая к силе.

    Л.Н. Толстой – учитель и проповедник философии ненасилия. Ему задали вопрос, как быть, когда вы видите, что злодей занес нож над безвинной жертвой – женой или ребенком? Толстой отвечал в таком духе, что мол, если медведь полез, я знаю, что медведь дело завершит и задерет человека, поэтому надо убить. А когда некто, пусть вы и называете его злодеем, поднял нож, я ещё не знаю, убьет он его или нет, может быть он только устрашает, убивать человека нельзя, но надо сделать все, чтобы не свершилось насилие.

    Говорят, ненасилие не работает. Да, очень часто это происходит, потому что мы не готовы к нему, мы не знаем, что значит действовать активно и ненасильно. Мы предполагаем, что ненасилие означает пассивность и бездействие, и очень многие так т трактовали толстовское учение.

    Но посмотрим на обычных бойцов. Чтобы стать настоящими бойцами, они месяцами тренировались, отрабатывая приемы атаки и обороны. Если признать, что ненападение это не только философия, но и определенного рода техника, то, очевидно, здесь тоже должно быть обучение, и тренировки. По аналогии с единоборствами специалисты по ненасильственному сопротивлению ввели термин: ненасильственная джиу-джитсу . Ненасильственная борьба указывает на то, что противодействие это не значит убивать и калечить, достаточно подавление.

    Основа борьбы джиу-джитсу заключается в том, что для подавления противника используется его же собственная сила, его же энергия: энергию противника направить против него самого. Как это делать – вопрос техники.

    Хотя если мы сравним два этических принципа – принцип ненасилия и принцип противодействия - второй является приоритетным, и если возникает выбор жёсткий, то предпочтение последнему. Но необходимо помнить об опасности «заражения» злом, отсюда необходимость в «работе над собой».

    Вопрос

    Есть ли такие страны, где национальный вопрос успешно разрешен?

    Каковы пути гармонизации межнациональных отношений?

    1. соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем.

    2. свобода всего народ

    3. защита прав человека.

    а) предоставление всем народам, живущим в данной стране, максимально широкого самоуправления – автономии (во всех ее видах).

    в) постоянный поиск консенсуса .

    г) настойчивая борьба с трудно преодолимым пороком – бытовым национализмом и шовинизмом.

    д) последовательное проведение принципа уважения к людям иной национальности. Это долг каждого мыслящего гражданина, просто порядочного человека.

    е) интеграция (тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, поддержание взаимовыгодных контактов).

    ж) построение правового государства с его демократизацией

    Задание. Заполните таблицу, состоящую из двух колонок.

    Факторы, благоприятствующие процессам консолидации народов

    Факторы, которые оставляют почву для противоречий

    1. Признание культурной автономией меньшинств; финансирование из центрального бюджета; вещание на языке этнического меньшинства.

    2. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный уровень.

    3. Предоставление компактно расселен-ным меньшинствам самой широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

    4. . . . . . . . . . . . . .

    5. . . . . . . . . . . . . .

    1. Просчеты в культурной и языковой политике

    2. Отступление от демократических принципов.

    3. Попирание прав человека

    4. . . . . . . . . . . . . .

    5. . . . . . . . . . . . . .

    Миграционная политика в России в настоящее время.

    Цель снять напряженность и способствовать нормальным отношениям между жителям крупных городов и мигрантами.

    1. Открываются школы для мигрантов и их детей для лучшего освоения русского языка и адаптации к жизни мегаполисов.

    2. Изучение фольклора, страноведения, традиций, законов коренных жителей.

    3. С целью культивации национальных традиций проводится просветительная работа (показ, например, города Москвы, рассказ о правилах поведения в городе, особенностях общения, обычаях москвичей).

    4. Взаимные поездки.

    Приезд школьников из стран Ближнего зарубежья с целью ознакомления с культурой россиян.

    5. Содействие в трудоустройстве мигрантов.

    6. Облегчение их регистрации для регулирования рынка труда.

    7. Создание норм жилищных условий для проживания мигрантов.

    9. Работодатель обязан обеспечить нормальные жилищные условия, медицинское страхование, культурный досуг, обучение мигрантов. В случае отсутствия социального обеспечения огромные штрафы. Создание механизмов для искоренения рабского труда.

    Можно ли жить без национальных конфликтов?

    (Мнения специалистов)

    Наука утверждает: в абсолютном смысле – нет, в относительном – да.

    Иначе говоря, построение гармоничных межнациональных отношений – задача не безнадежная.

    Сдержанный же оптимизм ученых имеет основания. Мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты (а они, видимо, будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость, т.е. возможность взвалить вину за все беды на «инородцев» (чему многие учащиеся – живые примеры).

    Помимо мудрой национальной политики вообще, этому можно противопоставить только одно – личную культуру межнациональных и шире – межличностных отношений, которую каждый должен вырабатывать в себе.

    Такая культура, говорил русский ученый Л.Н. Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив, искренне доброжелателен, короче – проявляй у другим такое отношение, какое ты ждешь от них.


    «План-конспект по обществознанию» на тему «Нации и межнациональные отношения» Бунина Ольга Владимировна

    15.02.2017 Урок в 8 классе

    Цель урока:

    обеспечение условий для формирования толерантной личности, представления о том, что в современном мире существует многообразие наций, этносов, народов.

    Задачи урока:

    Научить видеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия и высказать собственную точку зрения по этому вопросу;

    Выявить причины межнациональных конфликтов;

    Воспитывать чувство толерантности и уважения к другим нациям;

    Тип урока: Урок открытия нового знания.

    Оснащение урока:

    Презентация, магнитная доска

    Карточки с заданиями.

    План урока:

    1)Организационный момент (1-2 мин)

    2) Тестирование, взаимная проверка (5 мин)

    3) Мотивационный этап. Определение темы урока (2-3 мин)

    4) Изучение нового материала (20 минут)

    А) Проблемная ситуация (5-7 мин)

    Б) Творческая самостоятельная работа (5 минут)

    В) Работа с текстом учебника, дополнительными материалами. Самостоятельная формулировка определений: этнос, нация, национальность (10 минут)

    Г) Работа с учебником, озвучивают что такое межнациональный конфликт, его причины (3 минуты)

    5) Физминутка (1 минута)

    6) Творческая самостоятельная работа с текстом Конституции (10 минут)

    7) Выставление оценок (3 мин)

    8)Домашнее задание (2 мин)

    9)Рефлексия (2-3мин)

    Литература:

    1.Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова – 4-е изд. – М. Просвещение, 2016. – 255 с.

    2. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), 2016.

    Основные понятия урока: этнос, нация, национальность, межнациональный конфликт.

    Ход урока

    Этапы урока

    Работа учителя

    Работа учащихся

    Организационный момент

    Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто у вас сегодня дежурный? Назовите отсутствующих.

    Приветствуют учителя, садятся.

    Дежурный называет отсутствующих, садится.

    Мотивационный этап

    Все мы с вами живем в одном из самых, не побоюсь этого слова, больших по территории государств. Это, конечно же, Россия. Но Россия это не только территория…Россия это прежде всего люди…Причем люди различного происхождения и национальности. Видео «Россия многонациональное государство». Дети формулируют тему урока. «Нации и межнациональные отношения».

    Записывают число, тему урока.

    Проблемная ситуация

    Сейчас я вам расскажу притчу и мы обсудим ее.(Задание 3 на стр. 130)

    В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.

    Как вы думаете, о чем говорит эта притча?

    Объясните, как вы оцениваете ответ человека волшебнику?

    Мы не зря начали с этого наш сегодняшний урок. Ведь именно отношения между различными нациями, народами всегда волновали и будут волновать людей.

    Читает вслух один ученик. Остальные слушают.

    Думают, дают свои ответы.

    Предполагают: Эта притча говорит нам о том, что 1)племенная вражда существовала с давних времен

    2)говорит нам о жадности и ненависти (одних к другим)

    Предположения: грубый, связан с причинением вреда как себе, так и другому.

    Изучение нового материала

    Прежде чем приступить к ознакомлению с новым для вас материалом, вы поделитесь на группы по два человека. Возьмите листочек Приложение 1. Россия, США, Великобритания – многонациональные страны. Каждый ряд должен выбрать из списка те народы которые проживают в этих странах. 1 ряд в России, второй в США, 3 в Великобритании. А теперь, ребята, давайте посмотрим, как вы распределили народности по этим странам?

    Вот видите, сколько различных народностей может жить в одном государстве?

    А как вы думаете, будут ли возникать конфликты в каждой из этих стран? Поэтому задача –руководителей этих стран-видеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия; выявить причины межнациональных конфликтов.

    При помощи учебника и дополнительного материала «Нации», сформулируйте определения Этнос, нация, национальность, найдите признаки нации

    Учитель контролирует деятельность учеников.

    В современном мире существуют определенные признаки, благодаря которым мы можем говорить о том, определенная общность людей это нация, или что-то другое.

    Запишем признаки нации.

    Физминутка.

    Обратимся к истории.

    Во второй половине 80-х годов 20 века в некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В различных районах возникли нетерпимость, конфликты на межнациональной основе. Эти конфликты были дестабилизирующими для всех и каждого.

    Так каковы же причины этих конфликтов? (Работа со страницей учебника 126-127)

    Исходя из написанных пунктов выведем правило:

    «Каждый человек, к какому бы этносу он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом».

    Записывают число и тему урока.

    Называют свои варианты.

    Выступают со своими ответами.

    Да, могут возникать.

    Записывают определение «этнос».

    Этнос – это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос – это то, что составляет индивидуальность, неповторимость народа, то, что отличает один народ от другого.

    Записывают определение «нация».

    Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.

    Признаки нации:

    1)общая территория;

    2)развитая экономика;

    3)государство;

    4)национальное самосознание;

    5) знание и уважение национальных обычаев, праздников, традиций;

    6) чувство национального достоинства и национальной гордости.

    Записывают определение понятия «национальность».

    Национальность – это осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической общности.

    Встают и повторяют движения

    Конфликт межнациональный - одна из форм обострения политической обстановки, национальных отношений внутри многонационального государства.

    1)территориальные споры

    2)неравенство социально-экономических условий

    3)языковой барьер

    «Каждый человек, к какому бы этносу он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом».

    Творческая самостоятельная работа

    Какие документы, определяют национальную политику в нашей стране?

    1. КРФ (1993 года).

    Ваша задача такова: изучить статьи Конституции РФ № 13, 19, 26,29,65,69. См. Приложение 2.

    Анализируют статьи, приводят примеры, делают выводы по вопросам:

    Какие конституционные положения отражают принципы национальной политики?

    Уважение к людям всех наций-ст.26;

    Равенство – ст.19,69;

    Принципа толерантности (терпимости) –ст. 13,29; - сотрудничества и демократизации национальной политики ст. 26,65

    Пояснение понятия «толерантность».

    Документы, определяющие национальную политику в нашей стране:

    1. КРФ (1993 года).

    2.«Концепция национальной политики РФ» (1996 года).

    Конституционные положения отражающие принципы национальной политики:

    - уважение к людям всех наций-ст.26;

    Равенство – ст.19,69;

    Принцип толерантности(терпимости) –ст. 13,29; - сотрудничество и демократизации национальной политики ст. 26,65

    Домашнее задание

    §15, выбрать одну из понравившихся стран и описать в тетради их традиции, обычаи, культурные ценности.

    Записывают домашнее задание.

    Итог урока

    Выставление оценок в дневник. Подводя итоги урока, мне бы хотелось каждому из вас раздать памятку: «Учимся жить в многонациональном обществе» См. Приложение 3.

    Рефлексия

    Вспомните, что такое этнос, нация, национальность?

    2)Тяжело ли в современном мире людям с различным этносом, культурой, традициями жить в одном государстве?

    3)Как разрешить межнациональные конфликты?

    Припоминают, отвечают на поставленные вопросы.

    Приложение 3.

    Учимся жить в многонациональном обществе

    1. Не забывай, что люди разных национальностей имеют в нашей стране одинаковые права, которые гарантирует Основной закон государс тва - Конституция Российской Федерации.

    2. Всегда помни, что нет хороших или плохих национальностей. Человек любой национальности может быть хорошим или плохим.

    3. И в учебной, и в трудовой деятельности настраивайся на сотрудничество с людьми любой этнической принадлежности.

    4. Если в коллективе, в котором ты учишься или работаешь, есть люди, которые по этнической принадлежности отличаются от большинства членов коллектива, относись с пониманием к особенностям их национальной культуры.

    5. Если рядом с тобой живут, работают или учатся представители других этнических групп, относись к ним с таким же уважением, как к людям своей национальности.

    6. Никогда не употребляй слова и выражения, унижающие или оскорбляющие людей другой национальности.

    7. Помни, что люди другой этнической принадлежности имеют такое же право общаться между собой на родном языке, как и ты сам.

    8. Если ты живёшь на территории, где большинство населения - люди другой национальности, знакомься с их культурой, уважай их традиции и обычаи.

    9. Никогда не поддавайся на призывы тех, кто хотел бы посеять межнациональную рознь. Помни, что сотрудничество и взаимопонимание народов России - важный источник её силы и благополучия.

    Приложение 1.

    Англичане

    Шотландцы

    гэлы (горцы)

    Валлийцы

    Ирландцы

    Американцы

    Афроамериканцы

    Англоканадцы

    Ольстерцы

    Мексиканцы

    Эскимосы

    Украинцы

    Азербайджанцы

    Приложение 2

    Статья 13

    1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

    2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

    4. Общественные объединения равны перед законом.

    5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Статья 19

    1. Все равны перед законом и судом.

    2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    Статья 26

    1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

    2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

    Статья 29

    1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

    2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

    3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

    4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

    5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

    Статья 65

    1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

    Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия; Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область; Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения; Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

    2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

    Статья 69

    Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

     
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...