Преподобный савва сторожевский звенигородский. Савва сторожевский — храм, икона, мощи

Одним из самых почитаемых русских монахов был преподобный Савва Сторожевский, деяния которого по утверждению веры в душах монахов и мирян способствовали причислению его к лику святых. Он был одним из первых и любимых учеников преподобного Сергия Радонежского.

Житие Саввы Сторожевского, написанное Маркеллом Хутынским в XVI веке долгое время являлось настольной книгой не только для тех, кто желал принять монашеский постриг, но и для всех богобоязненных и добропорядочных жителей Киевской Руси.

Сохранившиеся до нашего времени источники, среди которых не последнее место занимают жития других монахов и святых людей не дают точного представления о месте и дате рождения Саввы.

Достоверно известно лишь, что преподобный Савва Сторожевский был одним из ближайших учеников Сергия Радонежского . Жил звенигородский Савва Сторожевский в конце XIV начале XV века и был, скорее всего, потомком одного из богатых боярских родов, проживающих в Смоленских землях. Обычай отдавать в монахи одного из своих сыновей в те времена был очень распространен.

Будучи иноком в Троице-Сергиевской Лавре, Савва стал свидетелем многих чудес, сотворенных по молитве его великим учителем Сергием Радонежским. Одним из них были напутственные слова войску Дмитрия Донского, идущему на битву с врагами русских земель. По возвращению из похода с победой, князь не забыл поблагодарить святого старца, выделив ему земли близ реки Дубенки для обустройства монастыря и скита, куда могли бы приходить жаждущие уединенной жизни монахи.

На подаренной земле Сергий Радонежский основал церковь Успения Пресвятой Богородицы, призвав туда множество монахов, воздвигнувших в пустынных местах прекрасный монастырь. Но дела мирские и Божеские требовали от Радонежского больших забот, потому старец выбрал самого умного, трудолюбивого и отрешенного от мирской жизни ученика, коим оказался Савва Сторожевский, и поручил ему блюсти монашеские заветы и направлять паству, ему вверенную так, будто это делает сам Сергий.

Савва был уважаемым и кротким монахом, все свои дни проводящим в молитвах перед образом Святой Богородицы. Монашествующая братия безмерно обрадовалась назначению такого настоятеля. И впоследствии, после преставления Сергия Радонежского, предложили Савве возглавить Троице-Сергиеву Лавру.

Это предложение это было принято Саввой с большой благодарностью, но с условием, что назначение его будет временным и закончится как только старец Никон, которому по праву наследования принадлежала должность настоятеля, вернется из безмолвного скитания по пустошам. Произошло это событие примерно между 1392 и 1393 годами (в летописных источниках указанными, как вероятное время кончины Сергия Радонежского).

В должности настоятеля Савва Сторожевский пребывал на протяжении шести лет, после чего решил оставить мир и удалиться в уединенные скиты, передав полномочия вернувшемуся из странствий Никону. За время нахождения на посту настоятеля Савва Сторожевский прославился благочинным нравом и снискал любовь не только простых мирян, приходящих искать благословения от рук святого старца, но и уважения со стороны сильных мира сего.

После смерти Сергия Радонежского Савва взял на себя опеку над всеми духовными сыновьями и дочерьми последнего, и на протяжении многих лет выступал в роли наставника вдовы Дмитрия Донского – Евдокии и его третьего сына Юрия.

Дружба с Юрием Донским

Юрий Дмитриевич Донской познакомился с Саввой еще при жизни своего великого родителя, глубоко чтившего насельников святой обители. После смерти Дмитрия Донского между его старшим сыном Василием и младшим сыном Юрием начался разлад, братья никак не могли поделить принадлежавшие им земли, никого не обидев.

Юрий был наиболее умным и способным из всех сыновей Дмитрия Донского, потому именно в нем жители Владимирских, Звенигородских и Галичских земель видели спасителя Руси. Этой же позиции, по всей видимости, придерживался и Савва, благословив Юрия Дмитриевича в 1395 году на поход в Волжскую Булгарию, завершившийся не только победой русского войска, но и предотвращением угрозы русским землям со стороны надвигающихся полчищ Тамерлана.

После того, как предсказание старца Саввы, данное им накануне похода сбылось, князь Юрий еще больше преисполнился к нему уважением и любовью и потому не пожелал отпускать от себя надолго, выделив земли вблизи Звенигорода для постройки , где Савва мог бы стать настоятелем. Видя в строительстве еще одной Божьей обители благое дело, Савва Сторожевский согласился покинуть Троицкую Лавру и основать монастырь на горе Стороже.

Строительство Звенигородского монастыря

Постройка монастыря была начата в 1396 году и завершилась ближе к 1405. На территории нового монастыря было воздвигнуто сразу несколько церквей, роспись которых была поручена тогда еще никому не известному Андрею Рублеву. С благословления самого Саввы Сторожевского Рублев написал «Спас Звенигородский», а также стал автором Звенигородского чина.

Влияние Саввы на молодого художника было столь велико и благотворно, что, по мнению, некоторых историков, именно Савва Строжевский стал тем, кто подвиг Рублева на написание его знаменитой «Троицы». Савва видел в молодом отроке немалый талант, потому незадолго до своей смерти препоручил его судьбу в руки своего духовного сына Юрия.

Благодаря усилиям Саввы Сторожевского, его неиссякаемой энергии и благочестию, Звенигородский монастырь превратился в своего рода Китиж-град, куда стремился попасть каждый православный христианин, на сердце которого лежал какой-нибудь грех, либо забота.

Савва Сторожевский принимал всех, кто приходил к нему со своими печалями, выслушивал и давал советы, поступая так, как это делал некогда великий его учитель Сергий Радонежский. Всю свою жизнь ни от кого не отворачивался монах, памятуя о том, что пути Господни неисповедимы, и не дано человеку судить о задумке Божией, а лишь направлять и смиренно молиться о судьбе грешников.

За свой долгий век старец благословил на святые брачные обеты немало пар, среди которых были также князь Юрий и его невеста Анастасия, прожившие счастливую и долгую жизнь. И это несмотря на то, что брак был исключительно политическим, поскольку позволял князю Юрию претендовать на большую часть русских земель. Вероятнее всего, что если бы задумка Юрия и в некоторой степени самого Саввы удалась, русские земли были бы объединены в одно государство намного раньше намеченного срока, но этого не произошло.

После смерти Саввы в декабре 1407 года, Звенигордский монастырь пришел в упадок, что было связанно с желанием потомков занявшего престол брата Юрия – Василия, стереть саму память о существовании преподобного, бывшего наставником ненавистного родственника.

Чудеса, связанные с образом Саввы Сторжевского

Житие Саввы Сторожевского, писанное Маркеллом Хутынским заканчивается историей о явлении святого Саввы игумену Звенигородского монастыря Дионисию, под впечатлением которого последний написал чудодейственный лик, славящийся своей способностью к исцелению страждущих.

Долгое время Савву Сторожевского почитали как местного святого, в 1547 году старец был канонизирован, а 1652 году произошло первое обретение мощей святого игумена в Звенигородском монастыре, совершенное по повелению Алексея Михайловича Романова, чтившего Савву как своего личного заступника, спасшего его от лап разъяренного медведя.

Другой удивительный случай помощи Саввы Сторожевского был зафиксирован в 1812 году. Преподобный явился одному из военачальников Наполеона – Эжену Богарне и попросил его не причинять бедствий жителям Звенигорода и монастырским стенам, предсказав, что выполнив эту просьбу, он останется цел и невредим в войне, ничего хорошего французам не сулящей. После того как предсказание Савы сбылось небольшой монастырь, им основанный, возвысился и стал также популярен, как и сама Троицкая Лавра.

Но на этом чудеса Саввы Сторожевского не закончились. На сегодняшний день мощи Саввы Сторожевского находятся в Звенигородском мужском монастыре, куда они были перенесены в 1998 году, после окончания периода коммунистического запрета на церковную и монашескую деятельность. Рака с чудотворными останками преподобного хранится справа от алтаря в .

А недалеко от обители, возле пещеры, где жил преподобный Савва расположен целебный источник. Многие годы люди передают друг другу весть о великих чудесах, которые открываются каждому чистому душой человеку, посетившему это место и окунувшегося в купель Саввы Сторожевского.

Даже не зная в чем помогает Савва Сторожевский, к нему обращаются люди со всех уголков России, рассказывают о возникших у них трудностях, и им становится легче. Преподобный Савва незримой рукой помогает и направляет заблудшие души также, как делал это при жизни. Звенигородский святой слышит любую праведную молитву и обязательно помогает.

Подробнее о Саввино-Сторожевском монастыре можно прочитать в этой .

Савва Сторожевский – преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из «первых» (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.

Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского (1392), стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (несмотря на завещание Сергия Радонежского в котором он завещал игуменство Никону Радонежскому). Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского.

От юности возлюбив чистое и целомудренное житие и отвергши суетные прелести мира, Савва пришел в пустыню к преподобному Сергию и принял от него иноческий постриг. Руководимый своим богоносным наставником, он пребывал в совершенном послушании ему, навыкая в Троицкой обители порядкам иноческого жития.

Преподобный Савва принимает постриг от преподобного Сергия Радонежского

Жизнь свою преподобный Савва проводил в строгом воздержании и непрестанном бдении, заботясь о соблюдении чистоты душевной и телесной, которая есть украшение иноческого жития. Прежде всех приходил преподобный в церковь на Божественную службу и после всех выходил из нее. Со страхом Божиим стоял он в храме на молитве, в умилении не мог удерживаться от сильного плача и рыдания, так что удивлял всех иноков обители. Непрестанно упражнялся он в церковном пении и чтении, а в свободное от молитвы и церковных служб время занимался каким-либо рукоделием, боясь праздности – матери пороков. Подвижник любил безмолвие и избегал бесед с другими. Поэтому он казался всем простецом, ничего не знавшим, а на деле превосходил мудростью своей многих, считающих себя разумными. Он искал не показной человеческой мудрости, а высшей, духовной, в которой и преуспевал. Преподобный Сергий лучше других видел успехи преподобного Саввы в духовной жизни и поставил его духовником всей братии монастыря.

В те времена благоверный князь московский Димитрий Иоаннович одержал победу над неверным ханом татарским Мамаем и его полчищами.

Возвратившись с радостью в Москву, великий князь немедленно пришел к преподобному Сергию в обитель – помолиться и принять от него благословение. При этом князь обратился к святому старцу с такими словами: «Святче Божий! Когда я хотел выступить против неверных магометан, то обещался построить монастырь во имя Пресвятой Богородицы и устроить в нем общежитие. И вот теперь, честный отче, с помощью Всесильного Бога и Пречистой Богородицы и твоими молитвами, желание наше исполнилось, супостаты наши побеждены. Посему молю твое преподобие: всячески постарайся, Господа ради, чтобы обет наш был вскоре исполнен».

Князь отправился в Москву, а преподобный Сергий с усердием стал исполнять его просьбу. Он обошел много пустынных мест, изыскивая, где бы удобнее устроить монастырь. Пришедши на реку, называемую Дубенкой, он нашел там место, которое ему весьма понравилось. Там прп. Сергий и создал церковь, а при ней монастырь во имя Пресвятой Богородицы, честного Ее Успения. Вскоре пришли сюда некоторые из братии. Преподобный с радостью принял их и затем учредил здесь общежитие. Настоятелем сего монастыря преподобный Сергий выбрал из учеников своих блаженного Савву, считая его вполне способным к самостоятельному руководству братией. Помолившись о нем, великий подвижник благословил его и сказал: «Бог да поможет тебе, чадо, да подаст тебе усердие и силу и да руководит тобою на все благое и полезное».

Приняв благословение от святого старца, преподобный Савва начал управлять Дубенским монастырем. Житие он проводил здесь чистое, равноангельное; удручал себя постом и бдением, питался лишь пустынными растениями, отказываясь от всякой сытной и вкусной пищи; никогда не носил мягких одежд. Часто проливал он сердечные слезы, сокрушаясь о грехах своих, и предавался самым строгим монашеским подвигам.

Между тем братия обители начали умножаться. Преподобный Савва с любовью наставлял их и служил каждому со смирением и кротостью. Так прожил преподобный в Дубенском монастыре более 10 лет.

25 сентября 1392 года преподобный Сергий преставился ко Господу. Готовясь к исходу из земной жизни, еще за полгода до кончины своей он вручил управление великой лавры ближайшему своему ученику преподобному Никону. Но Никон по преставлении преподобного Сергия сначала недолго настоятельствовал над лаврой; желая пребывать в совершенном безмолвии, он вскоре затворился в особой келии. Троицкие братия после долгих молений возвели на игуменство преподобного Савву Дубенского. Приняв на себя игуменство в Троице-Сергиевой лавре, преподобный Савва благоуспешно управлял порученным ему стадом, вспомоществуемый молитвами великого отца своего духовного и основателя лавры - преподобного Сергия. Древнее предание относит ко времени начальствования преподобного Саввы в лавре чудесное изведение его молитвами водного источника за стенами обители, к северу, в то время как монастырь нуждался в воде. По прошествии 6 лет преподобный Савва, ища безмолвия, оставил управление обителью, после чего братия Сергиевой лавры вновь возвели на игуменство преподобного Никона. Преподобный Савва остался подвизаться в Троицкой лавре.

Вскоре после этого в Троицкую обитель прибыл благоверный князь Георгий Димитриевич. Князь Георгий был связан духовными узами с Троицкой обителью. Преподобный Сергий был его крестным отцом, преподобный Савва – отцом духовным. Теперь он обратился к своему отцу духовному с просьбой посетить его дом и преподать благословение всем домашним. Упрошенный князем, преподобный Савва отправился к нему, думая вскоре же возвратиться в Сергиеву обитель. Но христолюбивый князь стал неотступно просить преподобного старца, чтобы он никогда не отлучался от него, но чтобы устроил монастырь в его вотчине, близ Звенигорода, и игуменствовал в нем. Видя доброе произволение князя, преподобный Савва не отказался исполнить его просьбу. Он хотел искать подходящего места для устроения монастыря, но князь звенигородский уже заранее облюбовал и избрал такое место на горе Сторожевской, в полутора верстах от самого Звенигорода. Место это показалось преподобному как бы небесным раем, наполненным благовонными цветами. Молитвенно припав к честной иконе Пресвятой Богородицы, которую подвижник носил с собою, он со слезами воззвал к Заступнице: «Владычице мира, Пресвятая Богородице! На Тебя возлагаю надежду спасения моего. Не отрини меня, убогого раба Твоего, ибо Ты знаешь немощь души моей. И ныне, Владычице, призри на место сие и сохрани его безопасным от врагов. Буди мне наставницей и окормительницей моей до самого конца жизни моей, ибо иной надежды, кроме Тебя, я не имею».

Так помолившись и возложив всю надежду на Богоматерь, преподобный Савва поселился на том месте. В непродолжительном времени он построил здесь небольшую деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного Рождества Ее. Недалеко от нее он соорудил себе маленькую келейку. От этого времени преподобный еще больше утруждал плоть свою постническими трудами и лишениями, подвизаясь в безмолвии. Скоро слух о его святой жизни привел к нему многих, искавших безмолвного жития, и преподобный всех принимал с любовью и был для них образцом смирения и иноческих трудов. Когда собралось довольно братии, преподобный Савва, по образцу духовно воспитавшей его Троице-Сергиевой обители, устроил для них общежитие. В своих отношениях к братии он старался подражать своему великому учителю преподобному Сергию, заветы которого хранил в сердце своем и соблюдал в своей подвижнической деятельности; свои распоряжения и приказания преподобный Савва подкреплял собственным примером.

Предание сохранило о нем рассказ, что он сам на своих перетруженных подвигами и возрастом плечах носил воду на крутую гору, к монастырю, и все потребное для себя старался делать сам, чтобы научить братию не лениться и не губить дней своих в праздности. Все это радовало благоверного князя Георгия; он имел к преподобному Савве, духовному отцу своему, великую веру и весьма почитал его, покровительствовал новосозданной обители и щедро благотворил ей. Благодатью Божией и молитвами преподобного Саввы монастырь Сторожевский распространялся: братство увеличивалось пришельцами из соседних городов и селений, искавших духовной пользы и руководства в добродетелях. Как чадолюбивый отец, преподобный Савва принимал всех с любовью и отечески непрестанно вразумлял их душеполезными поучениями. Они же, побеждаемые Божественной любовью, соблюдали заповеди своего наставника и приносили духовные плоды добродетели.

В 1399 году князь Георгий, по повелению брата своего великого князя московского Василия Димитриевича, должен был идти войною против волжских болгар. Перед самым походом благочестивый князь пришел в Сторожевскую обитель испросить благословения на брань у своего духовного отца. Он просил преподобного Савву помолиться Всемилостивому Богу, да подаст ему силу на супротивных врагов. Святой помолился и, взяв честный крест, осенил им князя и при этом пророчески изрек: «Иди, благоверный княже, и Господь будет с тобою, помогая тебе. Врагов своих ты одолеешь и благодатью Божией здоровым возвратишься в свое отечество».

Приняв от святого старца благословение, князь Георгий Димитриевич собрал свои войска и пошел на болгар, покорил много городов и областей и с великой славой и победой возвратился в свою вотчину, как и пророчествовал преподобный старец.По возвращении с победой князь Георгий Димитриевич поспешил к преподобному Савве благодарить его за благоуспешную молитву и помолиться в обители.

После благодарственного молебна князь сказал подвижнику: «Великого молитвенника обрел я в тебе и крепкого помощника в бранях, ибо ясно вижу, что лишь твоими молитвами я победил врагов своих». Преподобный смиренно отвечал князю: «Благий и Милосердный Бог, видя твое благочестивое княжение и смирение сердца твоего и любовь, которую оказываешь ты убогим, даровал тебе такую победу над неверными, ибо ничем нельзя так приблизиться к Богу, как милосердием к нищим. И если до конца пребудешь милостив к ним, то много доброго приобретешь в сей жизни и будешь наследником вечных благ».

Князь сделал щедрое пожертвование в монастырь и учредил трапезу братии. После того князь Георгий стал питать еще большую веру к преподобному Савве.

Вслед за тем благодарный и благочестивый князь поспешил доказать свою благодарность еще яснее, с усердием доставляя обители преподобного Саввы различные пособия, дары и вклады. Вновь были устроены келии для братии и обитель обнесена деревянной оградой. Но лучшим памятником трудов преподобного Саввы и благотворительности князя Георгия Димитриевича остается существующий и поныне благолепный, величественный, обширный каменный Храм во имя Рождества Богородицы , построенный на месте прежнего бедного, неудобного и слишком малого деревянного храма. Приступая к его построению, благочестивый князь дал преподобному Савве много золота, сёл и имений. Делал благочестивый князь и другие богатые приношения в обитель отца своего духовного, перед святой, подвижнической жизнью которого благоговел.

Между тем смиренномудрый старец преуспевал в добродетелях и дарованиях духовных. Бодрствуя над другими, он еще более, непрестанно и неослабно, бодрствовал над собою. Монастырь его украшался, и имя преподобного Саввы прославлялось везде вокруг, как и имя Сторожевской обители. Со всех сторон стекались к нему иноки, ища руководства в духовной жизни и монашеских подвигах. Миряне приходили к нему, прося наставлений и руководства. Опасаясь и бегая земной славы, преподобный Савва ушел для подвигов за версту от монастыря и там, в глубоком овраге, под сенью густого леса, ископал себе тесную пещеру, где в совершенном уединении и безмолвии, в покаянии со слезами молился Господу.

Молитва преподобного Саввы

Молитву и богомыслие преподобный чередовал с рукоделием и невзирая на свои преклонные лета не переставал сам трудиться для обители: своими руками он выкопал колодезь под горою, который и поныне доставляет прекрасную воду для обители.

Так, со дня в день возрастая в духовной жизни, преподобный Савва достиг наконец глубокой старости, никогда не изменив своего уставного правила и отвергшись однажды мира, о мирском и суетном уже более не заботился; никогда он не одевался в мягкие одежды и не искал телесного покоя, предпочитая тесный и прискорбный путь пространному. Нищету возлюбил он паче богатства, бесславие – паче земной славы и терпение скорбей – паче суетной радости. Наконец преподобный впал в предсмертную болезнь. Почувствовав приближение кончины, старец призвал к своему смертному ложу братию, поучал их довольно от Божественных Писаний, убеждал блюсти чистоту душевную и телесную, иметь братолюбие, украшаться смирением и подвизаться в посте и молитве и при этом назначил преемником себе, игуменом обители, одного из своих учеников именем Савву. После этого, преподав всем мир и целование, преподобный скончался 3 декабря 1407 года .

Много слез пролили братия Сторожевского монастыря, лишившись своего «кормника и учителя». Весть о блаженной кончине преподобного Саввы быстро распространилась по окрестностям и привлекла в обитель множество благоговейных почитателей его из иночествующих и мирян. На погребение собрались князья, бояре и жители звенигородские. Скорбь была всеобщая; все шли на погребение, как бы на погребение своего отца. Многие приносили своих недужных ко гробу преподобного. Тело прп. Саввы было предано в земле в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, при нем построенной, на правой стороне.

Мощи преподобного Саввы Сторожевского

Рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского

Нетленные мощи угодника Божия были открыты спустя почти два столетия с половиной после его кончины, в царствование благочестивейшего Алексия Михайловича, в 1652 году. Обретение святых и нетленных мощей преподобного Саввы было вызвано многочисленными дивными исцелениями и чудотворениями, совершившимися при гробе и по его молитвенному предстательству.

Ближайшим поводом к обретению мощей преподобного Саввы, по существующем в Сторожевском монастыре древнему преданию, послужило явление угодника Божия самому царю Алексию .

Алексий Михайлович в одно из своих посещений монастыря ходил на охоту в окрестные леса звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя и он остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. Царь, видя невозможность защищаться, обрек себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и с его явлением зверь бежал от царя. Спрошенный об имени, старец отвечал, что его зовут Саввой и что он инок Сторожевской обители. В это время собрались к царю некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Вернувшись в обитель, Алексий Михайлович спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит отвечал царю, что в монастыре нет ни одного монаха с именем Саввы. Тогда царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это он сам, велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления святых мощей преподобного Саввы к торжественному открытию.

Много и других чудес и явлений угодника Божия предшествовало открытию его мощей.

Торжественное открытие мощей преподобного Саввы было совершено 19 января 1652 года в присутствии самого государя Алексия Михайловича, его супруги царицы Марии Ильиничны, Всероссийского Патриарха Иоасафа, Новгородского митрополита Никона, впоследствии знаменитого Патриарха Всероссийского, и бесчисленного множества народа не только из Звенигорода, его окрестностей и всего округа Московского, но и из отдаленных городов и всей великой земли Русской. Мощи преподобного Саввы обретены были нетленными после 245-летнего пребывания в сырой земле и поставлены в дубовой гробнице на правой стороне в соборе, у южных врат, ведущих в алтарь Богородице-Рождественской церкви обители.

Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород

И по открытии святых нетленных мощей преподобного Саввы много чудес совершалось при гробе его. И доныне Бог хранит обитель Сторожевскую молитвенным предстательством первоначальника ее, преподобного Саввы, и от святых мощей его истекают чудотворения с верою и любовью призывающим святое имя его в благодатную помощь себе и заступление.

Молитва преподобному Савве
О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея, и о всех, по духу, чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу, и не презри, верою и любовию чтущих тя. Испроси, предстательством твоим, у Царя царствующих мир Церкви, под знаменем Креста воинствующей, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; малодушным упокоение; заблуждшим исправление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи, в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя; идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь, глас 8
Пустыни явился еси доброе прозябение, Преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати: Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

Святой источник прп. Саввы Сторожевского возле Саввино-Сторожевского мужского монастыря, г.Звенигород. Книга Скит преподобного Саввы Сказание о жизни и о некоторых из чудес преподобного отца нашего Саввы, создавшего обитель Пресвятой Богородицы близ Звенигорода на месте, называемом Сторожи. Благослови, отче! Как царская утварь, украшенная золотом с драгоценными камнями, веселит глаза глядящих на нее, так же и больше этого праздники, творимые в память святых, духовной красотой веселят верных сердца и души освящают, Все человеколюбец Бог на пользу нам творит, и потому древние имели обычай описывать жизнь выдающихся мужей ради бывающей от этих описаний пользы. Нам же теперь, когда приблизился конец времен, еще более нужно это.

Савва Звенигородский. Галерея икон.

И вот ныне настал пресветлый новый праздник предивной и драгоценной памяти преподобного отца нашего Саввы, о жизни которого теперь обязаны написать для славы Сына Божьего, избравшего Своего раба и подарившего ему дар исцеления душевных и телесных страданий. Не о витиеватости слов заботясь, но просто написали, призывая этого святого о молитве к Богу, боголюбивым и благонравным на послушание и пользу, повинуясь повелению великого отца и первосвятителя великой и апостольской Церкви, преосвященного русской митрополии,— говорю о Макарии, митрополите всея Руси.

Памятные места, связанные с именем преподобного Саввы.

Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде был основан преподобным Саввой.

У входа в Саввино-Сторожевский монастырь стоит памятник преподобному Савве.

Отцы этой обители умолили его об этом, и он охотно об этом позаботился и меня, убогого, заставил написать, чтобы все знали о святом этом и навсегда памятном муже: как, и откуда, и в какое время такой светильник воссиял нам. О рождении же его и о воспитании мы не нашли ничего, но только о пребывании его в монашестве, поискав, написали кратко, а начало рассказа такое.

Икона Саввы Сторожевского.

Этот преподобный отец наш Савва был одним из учеников блаженного Сергия чудотворца. Он пребывал в его обители в совершенном послушании, обучаясь монашеской жизни и ее нраву, воздержанию и бдению, чистоту во всем соблюдая, как украшение всей монашеской жизни, всегда имея работу в руках, неустанно молясь в пении, никогда ни с кем не беседуя, но уединяясь и пребывая в молчании. Перед всеми он вел себя как ничего не знающий простолюдин, но превосходил разумом многих витий, считающих себя пребывающими в мудрости, ибо искал не внешней мудрости, а горней, и ради нее подвизался.

Икона Саввы Сторожевского.

Он принял от этого святого старца все благие наставления ради Христа, прежде всех входил в церковь и последним уходил, со страхом Божиим стоял, выполняя предписанное пение. Такое умиление было у него, что он не мог удерживаться от великого плача и рыдания во время божественной службы. Дивились отцы обители той, видя такое умиление и плач, и прославляли за это благодатного Бога.

Икона Саввы Сторожевского с житием.

В то время благоверный великий князь Димитрий Иоаннович победил безбожного царя Мамая со всем его войском и с великой радостью возвратился в свое отечество. И пришел в обитель, к блаженному Сергию принять от него благословение и молитву и вот что рассказал ему: «Когда, святой Божий, я хотел выступить против безбожных агарян, то обет дал устроить монастырь во имя пресвятой Богородицы и ввести в нем общежитие. И ныне, честной отче, с помощью всесильного Бога и пречистой Богоматери и по твоим святым молитвами желание наше исполнилось, враги наши побеждены. И я молю твое преподобие — с усердием постарайся, Господа ради, чтобы обет наш быстро исполнился». Это сказал он святому, умоляя.

Преподобный Савва Звенигородский, Сторожевский. Первая половина XVIII в. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии (ЦАК МДА) (см. Иконография учеников Сергия Радонежского).

Блаженный же Сергий принял просьбу самодержца с усердием и, обходя многие пустынные места, смотрел, где хорошо устроить монастырь. И пришел на реку, называемую Дубенка, нашел такое место и очень полюбил его и создал церковь во имя честного успения Пресвятой Богородицы. И пришли к нему некоторые из братьев, он же с радостью принял их, и быстро составилось общежитие. И он избрал из стада учеников своих того блаженного Савву, о котором рассказывает эта повесть, видя совершенство жизни его, и честность нрава, и тихость поведения — всю благость его воли, и вручил ему старейшинство, чтобы заботился об этом месте. Тогда помолился о нем святой и благословил его. «Бог,— сказал он,— да поможет тебе, чадо, и усердию твоему да подаст силу, и руководит тобою на пути к лучшему и совершеннейшему».

Блаженный же Савва, приняв благословение старца, остался в том месте, проводя жизнь духовную и ангельскую, смиряя себя постом и бдением, причащаясь трав пустыни и ими питая плоть свою, сытной же пищи и мягкой одежды совсем избегая. Вместе с этим он всегда плакал, и часто стонал, и непрестанно простирался ниц, и томил себя. Когда же число братии стало расти, он всех с любовью учил и служил каждому со смирением и кротостью. Так, добрыми подвигами украшая свою жизнь, он пробыл несколько лет на месте том.

Когда же захотел блаженный Сергий от жизни этой уйти, то вручил паству великой лавры ученику своему, блаженному Никону. Он же, после кончины святого, немного лет был игуменом, вновь оставил паству и пожелал в безмолвии пребывать. Братья же, не желая быть без настоятеля, после многих просьб возвели на игуменство в великую лавру блаженного Савву. Он же, приняв паству, хорошо пас порученное ему стадо,— насколько мог и сколько отца его, блаженного Сергия, молитвы помогали ему. На шестой же год он оставил паству. Они же вновь возвели на игуменство преподобного Никона, как и в житии его поведано. Мы же, оставив это, возвратимся к рассказу.

После этого пришел в обитель святой Троицы благоверный князь Георгий, сын великого князя Димитрия, и усердную просьбу обратил к блаженному Савве, чтобы тот пошел с ним в город Дмитров и дал благословение и молитву дому его (ибо Савва был его духовным отцом). Он же, не уклонившись от просьбы его, пошел с ним, желая исполнить прошение его и думая вскоре вновь в обитель возвратиться. Христолюбивый же этот князь, более того, молит преподобного старца, чтобы тот никогда не разлучался с ним, но пребыл у него, и чтобы создал монастырь в отечестве его — близ Звенигорода, где есть место, называемое Сторожи.

Усердный же в послушании Савва, видя душевное желание князя, и от этого не отказался, но все возложил на всемогущего Бога и, любя труд, пошел в названное место. И увидел, что оно, словно небесный рай, благоухающими насаждено цветами, и очень полюбил его. И припал к пречестной иконе пресвятой Богородицы, которую носил с собой, и с умилением сказал, проливая из глаз неустанно теплые слезы: — Владычица мира, пресвятая Богородица, на Тебя возлагаю надежду о спасении моем, не отринь меня, убогого своего раба, ты ведь знаешь немощь души моей, и теперь, Владычица, посмотри на место это и огради его от нападения врагов, и будь мне наставницей и окормительницей до самого конца жизни моей, ибо другой надежды не имеем, кроме Тебя.

Так помолившись, он всю надежду возложил на Богоматерь и поселился на месте том и воздвиг деревянную церковь во имя пресвятой Богородицы,— честного и славного ее Рождества. Для себя же он устроил маленькую келийку, удобную для добродетелей, так сказать, мастерскую, и устремился к большим болезням, к подвигам постным, сияя, как теплейший поборник безмолвия. И сошлось к нему несколько братьев, составя общежитие, какое есть и доныне.

Князь же Георгий много радовался, и великое доверие оказывал ему, и очень почитал его. И повелел воздвигнуть церковь каменную, искусно украшенную, что и исполнилось. И дал блаженному сел много и денег, сколько нужно было на строительство монастыря. Святой же очень об этом заботился и молился Богу, что это место еще более возросло. Благодатью же Божией братство умножалось, и обитель возрастала. О трудолюбивой же его жизни было известно повсюду, и многие стекались к нему из городов и областей, решая, что полезнее быть с ним и учиться добродетели. Чадолюбивый же отец всех с любовью принимал и руководил, как отец, наставляя полезными поучениями. Они же, болея любовью Божией, наставления его во всем исполняли и словно сладкой водой поили свои души: как сказал бы Давид, возрастая и расцветая словно сад, посаженный у водных источников, который плод сладкий приносит в нужное время.

О победе князя Георгия. Однажды благоверный князь Георгий решил пойти войной против болгар и пришел во обитель пресвятой Богородицы, моля преподобного игумена Савву о молитвах за него всемилостивому Богу, чтобы дал ему силу на противостоящих врагов. Святой же, помолясь, взял драгоценный крест, благословил его и пророчески сказал ему: «Иди, благоверный князь, Господь да будет с тобою, помогая тебе. Врагов своих одолеешь и, по благодати Христовой, здоров возвратишься в свое отечество». Он же, взяв благословение у святого старца, собрал воинов своих и пошел на болгар.

И войною прошел по многим городам и областям, и город Казань до основания разорил, и многие страны татарские сжег и пленных там взял. И с великою победою и славою в свое отечество возвратился, как предрек святой старец. После возвращения же с победой он вновь пришел во обитель пресвятой Богородицы и великую благодарность воздал всемилостивому Богу и пречистой Богоматери. Когда же преподобный осенял его драгоценным крестом, князь поклонился с любовью и, целуя святую руку его, слезами ее омочил, говоря: «В тебе, честный отче, нашел я великого молитвенника к Владыке и могучего помощника в сражениях, ибо знаю, что твоими молитвами победил врагов моих».

Преподобный же старец со смирением ответил ему: «Благой и милосердный Бог, видя твое благочестивое княжение, и смирение сердца твоего, и любовь, которую оказываешь бедным, ради них дал тебе такую победу над неверными, чтобы отомстилась кровь рабов Его, прославляющих имя Его. Пусть же Он утвердит твое сердце во всем пребывать в любви Его. Ибо мы ни в чем не приближаемся настолько к Богу, как в милости к нищим. Если ты будешь милостив к ним до конца, то и эту жизнь доброй сделаешь и будешь наследником вечных благ». И еще более других поучительных слов из божественных писаний говорил ему. Князь же все это слушал радостно, влагая в сердце свое, и дал милостыню монастырю, достаточно обеспечив братию, и ушел к себе. И с этих пор стал еще более, чем раньше, доверять ему.

Блаженный же Савва несколько лет пробыл на месте том и достиг глубокой старости, никогда не изменяя своего молитвенного правила. Лишь в отношении к миру и пребывающему в нем он изменился, заботясь не о мирском и суетном, не о лишней пище, не красуясь в мягких одеждах, не ища телесного покоя, но предпочитал узкий и страдальческий путь, не широкий, и нищету больше богатства возлюбил, и бесславие больше мирской славы, и терпение страданий больше радости о бесполезном. И, всеми добродетелями просветившись, конец здешних трудов он принял, драгоценную и блаженную душу свою предав в руки Господа месяца декабря в 3 день.

Братья же, собравшись на погребение отца своего и видя его ушедшим ко Господу, многие слезы проливали и стонами горькими терзались, лишившись учителя и как бы кормчего. И, взяв святое тело его, они положили его на ложе и проводили достойно с надгробными песнями, предав земле в созданном им монастыре, где и доныне память его празднуется. Возлюбленные! Приходя ко святой его раке, мы молимся, припадая со страхом и любовью, говоря:

— О драгоценная глава, преподобный и блаженный в Боге отец наш Савва! Не переставай молитву творить человеколюбцу Богу о стаде твоем, которое от души возлюбил, ради которого много трудов и болезней вытерпел, ведь ты знаешь отовсюду осаждающий нас страх, знаешь и непрекращающуюся бесовскую войну против нас, знаешь ожесточение и напасти плоти, знаешь бессилие нашего усердия. Из-за этого молим тебя: как в этой трудной и многострадальной жизни любил нас, наставник и вождь ко спасению был, более того ныне, предстоя перед престолом Бога, всех Царя, вспоминай нас, детей своих, да избавит нас Господь от тысяч страданий и от всех нападок лукавых бесов и злых людей.

Вспомни, преподобный отец, и меня, убогого и многогрешного инока Маркелла, слабо потрудившегося написать о равноангельской жизни твоей, чтобы молитвами твоими в день Страшного Суда я нашел Господа нашего Иисуса Христа милостивым. Ему же слава и царство с Отцом и с Пресвятым Духом, ныне, всегда, и во веки веков. Аминь.

Об явлении преподобного Саввы. Когда прошло много лет после кончины преподобного Саввы, игумен той обители по имени Дионисий молился ночью. И после обычного своего правила лег спать и в видении видит представшего перед ним мужа благообразного, сединами украшенного, говорящего ему: «Дионисий, поднявшись, поторопись написать образ мой на иконе». Тот же спросил: «Кто ты, господин, и как твое имя?» Благолепный же старец сказал: «Я — Савва, основатель места этого». Игумен же, проснувшись, призвал старца некоего, одного из учеников блаженного Саввы по имени Аввакум, и стал спрашивать его о блаженном Савве — как тот выглядел. Тот же рассказал об облике его и росте, игумен же сказал ему: «Воистину, брат, в этом образе он явился ко мне в ночь эту и повелел мне образ свой написать на иконе». И с усердием образ его написал, ибо был тот игумен сам живописец-иконник. И с тех пор стали многие и различные исцеления происходить от драгоценного гроба его.

Об исцелении бесноватого. Некогда привели в обитель Пресвятой Богородицы одного человека по имени Иуда, давно мучимого бесом. Он сокрушал железные оковы и много пакостей причинял людям. И пробыл он в обители некоторое время.

В один же день игумен Дионисий пел молебен о нем и начал больного осенять крестом, тот же с болью закричал: «Горе мне, ибо сгораю». И с тех пор выздоровел и начал осмысленно говорить. Стоявшие же там спрашивали его: «Из-за чего ты закричал?» Он же отвечал: «Когда хотел игумен осенить меня драгоценным крестом, я увидел старца благолепного, стоящего на гробнице, крест в руке держащего и осеняющего меня. И огромный пламень от креста его вышел и всего меня опалил, и с того времени выздоровел, как вы видите». И поняли все, что благолепный старец был блаженный Савва, и прославили Бога, такую благодать дарующего Своим служителям.

О братиях, роптавших на игумена Дионисия. Однажды братья этой обители возроптали на игумена Дионисия и много нелепого и ложного наговорили на него самодержцу, великому князю Иоанну б. Он же поверил словам их и велел скорее предстать игумену на суд перед собой. Игумен же в скорби великой был, и явился ему во сне блаженный Савва, укрепляя его и говоря: «Что скорбишь, брат? Иди скорее и говори смело, не боясь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе». Игумен же, проснувшись тут же от видения, всю ночь пробыл без сна, со слезами Богу молясь.

В ту же ночь некоторые из роптавших на него видели мужа благолепного, говорившего им: «Для того ли ушли из мира, чтобы с ропотом совершать подвиг монашества вашего? Вы ропщете, а игумен о вас со слезами молится и бдит. Что одолеет: ваш ли ропот или отца вашего молитва? Понимайте и то, чада, что в строптивых сердцах не почивают ни смирение, ни оправдание Божие». Они же, проснувшись, поведали это и прочим. И когда предстали перед самодержцем, ничего не могли отвечать, но все посрамлены были, игумена же Дионисия с великой честью вернули в монастырь по молитвам преподобного отца нашего игумена Саввы.

Об исцелении бесноватого. После же этого привели бесноватого человека, подобного первому, который страшно кричал, бессмысленные слова произнося. Он вырвался от водивших его и сбежал из обители, устремился в лес и влез на огромное дерево,. и едва насильно смогли снять его. И вновь привели ко гробу блаженного Саввы. Игумен же Каллист отслужил молебен о нем.

Больной начал становиться кротким и вскоре выздоровел и прославил Бога и служителя его, блаженного Савву.

Об исцелении слепого. Один инок этой обители был долго болен глазами, так что не мог вообще видеть свет. И в один день пришел ко гробу святого и припал со слезами, прося исцеления, и протер глаза свои покровом, который находится на гробе святого. Один же из братии стал ругать его, говоря: «Не исцеление получишь, а скорее глаза свои пылью забьешь». Прикоснувшийся же с верою ко гробу исцеление получил, а ругавший его брат был объят слепотою.

И послышалось ему, будто кто-то говорит: «Ты нашел, чего искал, чтобы другие на тебе поучились, не хулить и не смеяться над чудесами, бывающими от Божьего служителя». Он же, придя в себя, с покаянием ко гробу святого припал, много слез из глаз изливал, прося прощения в своем согрешении. Щедрый же милостью Савва, во всем подражая своему Владыке, и этому вскоре исцеление даровал. И, видя такое славное чудо, все прославили Бога и служителя его блаженного Савву.

Об исцелении больного. Один человек пришел в обитель одержимый тяжелым недугом и, ко гробу святого часто приходя, с умилением кланялся, молясь, чтобы избавлен был от этой болезни. Благодатью же Божией и молитвами святого исцеление получил и к себе возвратился и тем же недугом заболел.

Он же опять пришел в обитель и принял исцеление и вновь восвояси ушел. И так много раз он делал и тяжелее, чем сперва, стал страдать, и понял тот человек, что это судьба и воля Божия о нем. И обещался не уходить из обители и принять ангельский образ. И вскоре пришел в монастырь и постригся. Стал иноком и прожил оставшиеся годы в покаянии, служа братьям со всем смирением. Болезнь же его больше не приходила.

О хотевших обокрасть церковь. Некоторые люди, придя, рассказали о чуде, происшедшем в той обители. Однажды воры хотели обокрасть церковь святой Богородицы. И, когда устремились к окну, находящемуся у гроба святого Саввы, увидели огромную гору, на которую никак не могли подняться.

И напал на них страх и трепет, и ушли ни с чем. Потом эти воры и сами исповедовались в этом и прожили остальное время в покаянии.

Об исцелении больного. Инок той обители по имени Вениамин, ученик старца Варсонофия, пришел с головной болью и лицом, распухшим так, что он не мог глядеть глазами, и припал ко гробу святого, много слез из глаз проливая. И после совершения молебного пения умыл он лицо свое священною водою, и в тот же час болезнь его ушла, и с лица его как бы чешуя спала. И прославил Бога и служителя его блаженного Савву.

Об Александре Белом. После этого привезли некоего сына боярского, именем Александр, по прозванию Белый. Он болел так, что и в жизни отчаялся. И принесли его ко гробу блаженного Саввы и сотворили молебен о нем. Благодатью же Божией и молитвами святого он получил здоровье и ушел к себе.

О келаре Савве. Той же обители келарь именем Савва не мог даже поднять руку к губам,— так она отяжелела. И припал со слезами ко гробу святого и вскоре исцеление получил. После же игуменом был той обители.

Об исцелении женщины. Когда настал праздник честного Рождества Пресвятой Богородицы, привели некую женщину, именем Анну, мучимую бесом. И поставили ее вне церкви, напротив гроба блаженного Саввы. И во время литургии, когда начал диакон читать святое Евангелие, закричала женщина громким голосом: «Преподобный отец Савва здоровье подарил мне». И с того времени начала разумно говорить, и вошла в церковь, и припала к целительному тому гробу, великую благодарность воздавая Богу и служителю Его блаженному отцу Савве.

Об исцелении в доме Иоанна Ртищева. После же этого пришел сын боярский Иоанн Ртищев, принеся на ложе сына своего Георгия — больного и не могущего языком пошевелить. И сотворили молебен о нем, и влили в уста его квас преподобного Саввы. И было чудо славное: в тот же час больной заговорил и излечился от недуга своего, и вкусил хлеба обители святого Саввы, и выздоровел. Видев же это, Божие милосердие и быстрое выздоровление сына, помянутый Иоанн от великой радости много слез из глаз изливал и великое благодарение угоднику воссылал, как к живому говоря: «Имею, святой Божий, в дому моем рабов и рабынь, больных разными недугами. Знаю, преподобный отец, что, если захочешь, можешь и их исцелить».

И попросил у игумена кваса этого для освящения рабов своих. И, когда пришел в дом свой, повелел позвать одну из рабынь своих, именем Ирину, которая была глуха и слепа, и повелел влить этого кваса в ее уши, а также и глаза ей помазать. И молитвами преподобного отца Саввы раскрылся слух ее и просветились глаза ее. И всех, бывших в доме его, объял трепет и ужас, и все прославляли благодетеля Бога, прославляющего Своих служителей.

Иоанн же повелел позвать одного из своих рабов, именем Артемия, который семь лет как оглох, и в его ухо влили квас. И в то время начал слышать. Также привели девицу, именем Киликию, слепую, и влили квас. И прозрела, и стала явно видеть всех, бывших в доме. И все от радости душевной прославили Бога и служителя Его, блаженного Савву чудотворца.

Об исцелении игумена Мисаила. Той же обители игумен, именем Мисаил, впал в недуг телесный, и болезнь была тяжела, угрожая смертью. И в то время пономарь Гурий хотел звонить к заутрене, и случилось так, что, когда был он напротив дверей церковных, встретил его старец благолепный и стал спрашивать его: «Как здоровье игумена вашего?» Он же рассказал о его болезни.

Благолепный же старец сказал: «Иди и скажи ему, чтобы призвал на помощь святую Богородицу и основателя места этого старца Савву — и здоровье получит. Мне же открой двери церковные, чтобы я вошел в храм». Пономарь же засомневался и не хотел открыть, потому что не узнал его. И осмелился спросить его: «Кто ты, господин, и как твое имя?»

Увиденный же им святой старец не ответил ничего, но пошел к дверям церкви, и они сами открылись, и вошел внутрь. Пономарь же позвал друга своего и стал пенять ему, говоря: «Зачем вечером не запер дверей церкви, сегодня я видел, как неизвестный муж вошел туда». И скорее пошли со светильниками к церкви и увидели, что она заперта и все, что надо, закрыто. По окончании же утрени пономарь рассказал это игумену и всей братии, и все поняли, что благолепный старец был преподобный Савва. Игумен же Мисаил повелел себя скорее нести ко гробу святого, и долго молился и плакал около него.

И вскоре исцеление получил и прославил Бога и преподобного отца нашего Савву чудотворца.

Об исцелении Иоанна Ртищева. Однажды привезли упоминавшегося Иоанна Ртищева больным, так что никого он не узнавал и говорить не мог. И отслужили молебен о нем и влили в рот ему от кваса блаженного Саввы. И тогда заговорил, и облегчилась болезнь его, и вскоре выздоровел.

Об исцелении казначея Геронтия. Той же обители дохиар, то есть казначей, по имени Геронтий, заболел глазами. И, припадая ко гробу святого, много плакал, чтобы больные глаза его выздоровели. Быстрый же в помощи, услышав молитву его, вскоре подарил ему здоровье.

Чудо о Данииле Болотникове. После этого некий сын боярский Даниил Болотников ехал из города Коломны и простудился. И пришел ко гробу блаженного Саввы, и отслужили о нем молебен. Тогда он получил исцеление и пошел к себе, радуясь.

Об умножении в сосуде масла по молитвам святого. Наступил день памяти преподобного отца нашего Саввы, и келарь Геронтий по благосло-влению игумена хотел устроить трапезу для удовольствия братии ради памяти святого. И внесли большой глиняный горшок с маслом, и с крыши упал кусок дерева, и горшок разбился. Келарь же сразу сказал об этом игумену Афанасию. Игумен же спросил его: «Есть ли масло в другом горшке?» Он же ответил, что мало осталось, из-за этого нельзя устроить трапезу, потому что масла не хватит.

Игумен же сказал ему: «Все это, брат, следует нам возлагать на Господа Бога и на его служителя великого чудотворца Савву, который может и малое умножить. Ты же только вели все готовить, и сколько Бог даст — столько для насыщения братии предложим». Келарь же сразу пошел и велел готовить, и столько сготовили, что хватило и для насыщения братии, и много осталось. Масло же в сосуде не оскудело прежде всего по молитвам преподобного Саввы чудотворца. И все ели, радуясь и прославляя Бога.

О Домнике Михайлове дочери, жене Гусева. Пришел в обитель некий сын боярский, именем Семен, и рассказал игумену, что мать его Домника тяжело болеет: опухло все тело ее с головы до ног, говорить не может. Игумен же отслужил молебен о ней и послал святой воды и от кваса блаженного. Когда же пришли в дом ее, покропили ее святою водой и от кваса того дали ей пить — сразу здоровье получила и прославила Бога и служителя Его преподобного Савву.

О Долмате Федорове сыне Карпове. Один из вельмож, Долмат Федоров сын Карпов, был одержим той же простудой. И пришел в обитель пресвятой Богородицы и припал ко гробу блаженного Саввы, молясь с умилением. Благодатью же Божией и молитвами святого выздоровел и ушел в дом свой, славя Бога.

Об исцелении бесноватого. Из одного села той обители привели человека по имени Савва, одержимого тяжелым недугом. И, пробыв несколько дней в обители той, здоровье получил.

О Григории Тоболине. Другой сын боярский, именем Григорий, заболел и был у дверей смертных. И когда принесли святую воду от гроба преподобного Саввы и окропили его, полегчала его болезнь и вскоре выздоровел.

О сытнике Семене. После этого привезли сытника 7 великого князя, именем Семена, которого мучил бес: бил людей и говорил нелепые слова, а кого зубами кусал. И молитвами преподобного Саввы исцеление получил.

Об исцелении бесноватого. Другой человек, именем Федор, подобно предыдущему, был мучим бесом, так же страдал и родных своих не узнавал. И пробыл несколько дней в обители святого, и исцеление получил.

О женщине, убитой громом. Некая женщина была убита громом и лежала семь дней, не видя глазами и не ощущая человеческого присутствия. Только по слабому дыханию понимали, что дух ее пребывает в ней. И окропили ее святой водою, и выздоровела.

Об исцелении игумена Афанасия. Той же обители игумен Афанасий однажды впал в человекоугодие, осмелившись ради некоего князя в Великий пост рыбу свежую есть. И волею Божией отнялись у него рука, и нога, и язык.

И привели его к гробу преподобного Саввы, и многие слезы из глаз изливал, прося прощения в своем согрешении. Милосердный же Бог ради Своего служителя даровал ему здоровье: заговорил, рука же и нога стали крепки, как и прежде. И прославил Бога и служителя Его преподобного Савву и обещался более так не делать.

Об исцелении бесноватого. Привели сына боярского, именем Василия, которого мучил бес: он страшно напрягался и на людей бросался, как зверь, или падал на землю и извергал пену. И пробыл несколько дней в обители, и благодатью Божией исцеление получил, и ушел в дом свой, радуясь и славя Бога и служителя Его Савву чудотворца во все дни жизни своей.

Богу нашему слава теперь, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Сторожевский Савва Преподобный - (Савва Звенигородский) — преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из «первых» (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.

Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского (1392 г.), был некоторое время игуменом Троицкого монастыря (на период когда Никон Радонежский, которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор). Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского — Евдокии (в монашестве — Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского. Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, так как его настоятелем в то время был другой Савва — Стромынский.

Иди, благоверный князь, Господь да будет с тобою, помогая тебе, и врагов своих одолеешь, и благодатью Христовой здрав возвратишься в свое отечество. (князю Георгию)

Сторожевский Савва Преподобный Святой

По новым сведениям первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. Также скорее всего (по летописям) в 1395 году (а не в 1399-м) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14-ти городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань.

Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на Сторожи можно отнести к периоду 1396—1398 гг. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери.

В это же время полным ходом идёт строительство каменного храма на Городке в Звенигородском Кремле, а позднее (после кончины Саввы) Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где до сих пор находятся мощи святого) и Рождественского в Саввино-Сторожевском. Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее было бы его называть — «звенигородском») стиле, был приглашён молодой иконописец Андрей Рублёв. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918—1919 гг. на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16 по новому стилю) декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года. Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 19 января (1 февраля) 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси.

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое — это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе — явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона остался живым (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России. Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте после Троице-Сергиевой Лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

После Октябрьской революции 17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты VIII-ым (ликвидационным) Отделом Народного Комиссариата Юстиции и изъяты. Сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода М.М. Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Даниловский монастырь, в августе 1998 года их торжественно перенесены в родную обитель — в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.

), Звенигородский чудотворец, преподобный

Долгое время считалось, что святые мощи преподобного, которые в 1920-е годы были экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, затем были переданы на Лубянку и пропали в её подвалах. Лишь в 1980-е стало известно, что, по милости Божией, честная глава преподобного Саввы более 50 лет тайно хранилась в одной православной семье. Супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские с большим риском для себя сберегли святыню. В 1920-е годы Михаил Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник ЧК, вызвавший его, показал ему серебряное блюдо, накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде - останки Саввы Сторожевского, - поместите, куда сочтёте нужным». Вначале Михаил Михайлович хранил мощи на даче в Звенигороде. Затем решил спрятать святыню в более безопасное место: сложил мощи в чистый мешочек, положил в специально изготовленный сосуд с плотной крышкой и зарыл в землю в саду. Вскоре на даче произошёл пожар, дом выгорел дотла, но святые мощи не пострадали. После этого события он перевёз мощи преподобного в свою московскую квартиру. За три года до смерти М. М. Успенский, беспокоясь о святыне, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обратился к о. Евлогию (Смирнову) (тогда - эконому Троице-Сергиевой лавры) с вопросом, как ему поступить с мощами? О. Евлогий посоветовал передать их в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М. М. Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», - добавили они.

25 марта года святыня была передана в Московский Данилов монастырь , где почивала в алтаре храма Семи Вселенских Соборов.

В году началась передача Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. 23 августа года состоялось перенесение мощей преподобного в его обитель. По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 23 августа стал праздником «Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского».

Молитвы

Тропарь, глас 8

Пусты́ни яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние, преподо́бне:/ от ю́ности бо изво́лил еси́ чи́стое житие́,/ духо́вному твоему́ учи́телю после́дуя,/ и того́ уче́нием ум к Небе́сным впери́в,/ и ста́ду твоему́ прему́др наста́вник показа́лся еси́;/ тем и Христо́с я́ко пресве́тла тя свети́льника чудесы́ обогати́./ Са́вво, о́тче наш, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...