Русские народные хоры. Н. Калугина - Репертуар современных фольклорных ансамблей и самодеятельных народных хоров Уральский народный хор

29.11.2016 г. в ГДК "Авиатор", в рамках детской музыкальной филармонии Аэропортовской детской музыкальной школы состоится концерт- презентация проекта преподавателя Бисеровой Анастасии Викторовны "НАРОДНЫЕ ХОРЫ РОССИИ" .

В проекте приняли участие хоровые коллективы хорового и инструментальных отделений (преподаватели - Бисерова А.В., Мальцева Л.Ю., Абаньшина С.М., концертмейстеры - Бисеров С.И., Ртищев П.А., Шаркова И.Н., Авдеева Ю.А.)

Я представляла Северный русский народный хор.

Идея данного мероприятия состояла в следующем.

Учащиеся Аэропортовской детской музыкальной школы делали доклад о том или ином государственном народном хоре. Затем хор, ансамбль или солисты музыкальной школы знакомили зрителей с репертуаром этого хора или исполняли песню того региона, к которому относится народный хор. Поощрялось представление докладчиком типичного (можно стилизованного) народного костюма заданного района России.

Всего учащимися музыкальной школы было подготовлено 12 презентаций по государственным народным хорам:

  1. Ансамюль Донских казаков. им. Квасова,
  2. Волжский народный хор имени П.М. Милославова
  3. Воронежский народный хор имени К.И. Массалитинова
  4. Кубанский казачий хор
  5. Омский народный хор
  6. Оренбургский народный хор
  7. Рязанский народный хор имени Е.Г. Попова
  8. Северный народный хор
  9. Сибирский народный хор Уральский народный хор
  10. Хор имени М.Е. Пятницкого
  11. Государственный вокально-хореографический ансамбль «Русь» имени Михаила Фирсова
  12. Государственный Пензенский народный хор

********

Вот текст моего доклада-презентации о Северном русском народном хоре.

Датой создания Государственного академического Северного русского народного хора принято считать 8 марта 1926 года.

Ансамбль изначально сложился из кружка художественной самодеятельности, который организовала в 1919 году Антонина Яковлевна Колотилова - сельская учительница из Великого Устюга. Сначала это был любительский ансамбль, затем любительский хор.

В 1931 году Антонина Яковлевна переезжает в Архангельск, который и становится новым домом Северного хора.

В 1936 году Северный хор принимает участие во Всесоюзном радиофестивале и становится его лауреатом.

Стоит отметить, что на протяжении всего этого времени, с 1919 года, участниками ансамбля были обычные люди, зачастую не знающие нот, отработавшие на своей основной работе смену и собиравшиеся вечером вместе, чтобы петь народную песню. А.Я. Колотилова, имея образование, опыт педагогической работы, лишь придала сырому фольклорному материалу академическую форму, возвышая народную песню, облекая ее в сценический образ.

Ведь исполнение в ансамбле еще сложно тем, что в коллективе, помимо своих личных вокальных данных, необходимо уметь слушать и слышать других, поддерживать другие голоса, уступать, наступать своим голосом где нужно. В противном случае получится как в басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Каждый вокалист тянет одеяло на себя, и результата в виде красивой песенной композиции нет. Коллективное исполнение - всегда сложнее, чем сольное, но оно и более интересно.

То, что А.Я. Колотиловой удалось найти таких людей, сколотить коллектив, свидетельствует о том, насколько все-таки песня была переплетена с жизнью обычного человека еще каких-то 100 лет назад.

2 февраля 1940 года - коллективу присваивается статус профессионального, что позволяет сразу создать танцевальную и оркестровую группы.

Северный хор стал ярким представителем одной из основных стилевых географических зон в русском песенном фольклоре - северно-русской. Географически она распространена на территориях современных Новгородской, Архангельской, Ленинградской и Вологодской областей.

На Севере до сих пор бытуют все жанровые разновидности обрядовой и бытовой песенной лирики: свадебные корильные, величальные песни, плясовые, песни-скоморошины, колядки, "виноградья" и масленичные песни. Самым знаковым, характерным для севера является жанр хороводных песен.

Своеобразие народным песням придает северный диалект. Принято считать, что "северная говоря" - окающая.

Отличительная особенность северного хорового исполнительства - мягкий, некрикливый звук. Это обусловлено тем, что на Севере по климатическим условиям женщины много пели в помещении. Отсюда многие исследователи северное пение так и называют - избяное .

Народные песни в исполнении Северного хора не спутаешь ни с чем другим. Их костюмы может узнать каждый. Хор воплощает в своих образах фольклорные традиции типичного костюмного комплекса севера. С его сарафанами, душегреями, богатыми головными уборами. На всем протяжении своей истории Северный хор очень бережно собирал и передавал зрителю особенности северных песен.

Великая Отечественная война застала хор в Великом Устюге. Начались поездки по воинским частям и госпиталям Волховского, Ленинградского и Карельского фронтов. За это время артисты дали в военно-полевых условиях 1100 концертов.

Весь послевоенный период, до 1961 года - это период оглушительного успеха Северного хора. А.Я. Колотилова и коллектив Северного хора получил за это время множество государственных наград и званий.

С 1961 года по 2008 год художественным руководителем Северного хора становится Нина Константиновна Мешко (народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки, профессор кафедры хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных).

В декабре 2008 года художественным руководителем Северного хора становится Светлана Конопьяновна Игнатьева, которая занимает эту должность и по сей день.

Весь творческий путь Северного хора и его руководителей, особенно А.Я. Колотиловой - это яркий пример того, как простой человек, благодаря своему труду способен оставить после себя нетлеющий след для будущих поколений. В этом году Северному хору исполнилось 90 лет. Человека уже нет, нет в живых первых участников ансамбля, а коллектив работает, несет народную песню людям. Наверное, это и есть настоящее бессмертие! Когда результат твоего труда даже после того, как тебя не стало, продолжает приносить пользу людям.

Костюм северный.

Костюм, представляющий русский север мы с мамой шили с августа. Основами для придуманного, составленного и сшитого нами с мамой костюма послужили образцы костюмных комплексов из собраний Государственного исторического музея, Российского этнографического музея, Государственного русского музея, Сергея Глебушкина.

С арафаны в пол, кокошники и песенное искусство. Русские народные хоровые коллективы со званием «академические» - как признание наивысшего уровня сценического мастерства. Подробнее о пути «народников» на большую сцену - Наталья Летникова.

Кубанский казачий хор

200 лет истории. Песни казаков - не то конный марш, не то пешая вылазка под «Маруся, раз, два, три...» с молодецким посвистом. 1811-й - год создания первого хорового коллектива в России. Живой исторический памятник, пронесший сквозь века кубанскую историю и певческие традиции казачьего войска. У истоков стояли духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский. С середины ХIХ века коллектив не только участвовал в богослужениях, но и давал светские концерты в духе бесшабашной казачьей вольницы и, по Есенину , - «тоски веселой».

Хор имени Митрофана Пятницкого

Коллектив, уже век гордо именующий себя «крестьянским». И пусть сегодня на сцене выступают профессиональные артисты, а не обычные голосистые крестьяне-великороссы из Рязанской, Воронежской и других губерний, - хор представляет народную песню в удивительной гармонии и красе. Каждое выступление вызывает восхищение, как и сто лет назад. Первый концерт крестьянского хора состоялся в зале Благородного собрания. Зрители, в числе которых были Рахманинов , Шаляпин, Бунин, ушли после выступления потрясенные.

Северный народный хор

Простая сельская учительница Антонина Колотилова жила в Великом Устюге. За рукоделием собирала любителей народной песни. Февральским вечером шили белье для детского дома: «Ровный, мягкий свет, падавший от лампы-молнии, создавал особый уют. А за окном бушевала февральская непогода, ветер свистел в трубе, гремел досками на крыше, бросал хлопья снега в окно. От этого несоответствия между теплом уютной комнаты и завыванием снежной вьюги было немножко тоскливо на душе. И вдруг зазвучала песня, грустная, протяжная...» Так и звучит северный напев - 90 лет. Уже со сцены.

Рязанский народный хор имени Евгения Попова

Есенинские песни. На родине главного певца земли Русской и поют его стихи. Мелодичные, пронзительные, волнующие. Где белая береза - не то дерево, не то девушка, застывшая на высоком берегу Оки. А тополь непременно «серебрист и светел». Создавался хор на основе сельского фольклорного ансамбля села Большая Журавинка, выступавшего с 1932 года. Рязанскому хору повезло. Руководитель коллектива Евгений Попов сам писал музыку к стихам удивительно чувствовавшего красоту земляка. Поют эти песни - будто рассказывают о своей жизни. Тепло и нежно.

Сибирский народный хор

Хор, балет, оркестр, детская студия. Сибирский хор многогранен и созвучен морозному ветру. Концертная программа «Ямщицкий сказ» основана на музыкальном, песенном и хореографическом материале Сибирского края, как и многие сценические зарисовки коллектива. Творчество сибиряков видели в 50 странах мира - от Германии и Бельгии до Монголии и Кореи. Чем живут, о том и поют. Сначала в Сибири , а потом и по всей стране. Как вышло с песней Николая Кудрина «Хлеб - всему голова», которая впервые прозвучала в исполнении Сибирского хора.

Воронежский русский народный хор имени Константина Массалитинова

Песни в прифронтовой полосе в те тяжелые дни, когда, казалось бы, совсем не до творчества. Воронежский хор появился в рабочем поселке Анна в разгар Великой Отечественной войны - в 1943 году. Первыми услышали песни нового коллектива в воинских частях. Первый большой концерт - со слезами на глазах - прошел в освобожденном от немцев Воронеже. В репертуаре - лирические песни и частушки, которые в России знают и любят. В том числе благодаря самой известной солистке Воронежского хора - Марии Мордасовой.

Волжский народный хор имени Петра Милославова

«По сцене театра Шатле гуляет степной ветер и доносит нам аромат самобытных песен и танцев», - писала французская газета L’Umanite в 1958 году. Самара-городок представила французам песенное наследие Поволжья. Исполнитель - Волжский народный хор, созданный решением Правительства РСФСР в 1952 году Петром Милославовым. Неспешная и душевная жизнь по берегам великой Волги и на сцене. В коллективе начинала свой творческий путь Екатерина Шаврина. В исполнении Волжского хора впервые прозвучала песня «Белоснежная вишня».

Омский народный хор

Медведь с балалайкой. Эмблема прославленного коллектива хорошо известна и в России, и за рубежом. «Любовь и гордость земли Сибирской», как окрестили коллектив критики в одной из зарубежных поездок. «Омский народный хор не назовешь только реставратором и хранителем старой народной песни. Он сам - живое воплощение народного творчества наших дней», - писала британская The Daily Telegraph. В основе репертуара - сибирские песни, записанные основателем коллектива Еленой Калугиной полвека назад и яркие картинки из жизни. К примеру, сюита «Зимние сибирские забавы».

Уральский народный хор

Выступления на фронтах и в госпиталях. Урал не только давал стране металл, но и поднимал боевой дух вихревыми плясками и хороводами, богатейшим фольклорным материалом земли Уральской. При Свердловской филармонии объединили самодеятельные коллективы окрестных сел Измоденово, Покровское, Катарач, Лая. «Наш жанр - живой» , - говорят в коллективе и сегодня. И сохранять эту жизнь считают главной задачей. Как знаменитую уральскую «Семёру». «Дробушки» и «барабушки» на сцене уже 70 лет. Не танец, а пляска. Истовая и удалая.

Оренбургский народный хор

Пуховый платок как часть сценического костюма. Пушистые кружева в переплетении с народными песнями и в хороводе - как часть быта оренбургского казачества. Коллектив создан в 1958 году для сохранения уникальной культуры и обрядов, бытующих «на краю Руси обширной, вдоль Урала берегов». Каждое выступление - словно спектакль. Исполняют не только песни, что сложил народ. Даже у танцев литературная основа. «Когда казаки плачут» - хореографическая композиция по мотивам рассказа Михаила Шолохова из быта станичников. Впрочем, что ни песня или танец - то своя история.

Учебник освещает основные вопросы работы с русским народным хором. Настоящее издание переработано и дополнено. Предназначается для преподавателей и студентов отделений по подготовке руководителей народного хора музыкальных вузов.

ПРЕДИСЛОВИЕ
С развитием советского хорового искусства интерес к национальным традициям, и том числе и к народным хорам, все более возрастает. Своей разносторонней концертной н творческой деятельностью народные хоровые коллективы завоевали прочное место в советском исполнительстве, так как они представляют самостоятельный вид хорового искусства, имеющий глубочайшие традиции. На основе обобщения творческой практики этих коллективов стало возможным создание методики работы с русским народным хором, и возникла необходимость профессиональной подготовки специалистов в этой области руководства народными хоровыми коллективами.
В 1966 году (впервые в России!) на кафедре хорового дирижирования Государственного музыкально-педагогического института имени Гнеснных было открыто отделение по подготовке руководителей русских народных хоров. Параллельно такое отделение начало функционировать в Саратовской, а позже и в Уральской консерваториях. После этого произошел крутой поворот в системе профессионального музыкального образования: возникла и продолжает расти сеть народно-хоровых отделений в институтах культуры, музыкальных и культурно-просветительных училищах. При учебных заведениях создаются фольклорные кабинеты русской музыки, клубы русской народной песни. Все это должно ликвидировать разрыв, который длительное время существовал между профессиональным обучением и практикой народного музицирования, и подготовить хоровых дирижеров более широкого профиля, отвечающих требованиям жизни.

Воспитание народных певцов в хоровых коллективах осуществляется практическим путем, поэтому методы учебно-воспитательной н художественно-творческой работы в них многообразны. Тем не менее основные методические принципы едины и могут изучаться в специальном курсе. При этом следует учесть, что народное исполнительство наших дней продолжает развиваться: черты стиля современного русского народного хора, его вокально-хоровая организация н методические принципы еще исследуются и систематизируются. Это создаст известную сложность при изучении методики работы с хором.
Цель настоящего курса - дать будущим дирижерам-хоровикам знания в области руководства хором русской народной песни, привить необходимое умение ориентироваться в стилевых особенностях этого хора для применения их в своей исполнительской деятельности, а также интерес к разнообразным формам работы в народном хоре. Этот курс состоит из лекций, семинарских занятий н подготавливает студентов к практике работы с народным хоровым коллективом.

Учебник освещает основные вопросы лекционного курса: организация хора н отбор исполнителен, репертуар и певческое воспитание, импровизация, работа над содержанием и исполнением песен н другие.
Некоторые из разделов не являются собственно методическими, например: стилевые особенности русского народного хора, вокально-хоровая структура, партитура. Тем не менее рассмотрение их необходимо для уяснения теоретических основ народного хора, поскольку мы еще не имеем научной разработки хороведення н хороуправления в области народно-певческого исполнительства. Известны лишь отдельные работы, посвященные этим вопросам.
В разделе «Партитура народного хора» анализируются лишь некоторые закономерности народно-хоровых партитур и почти не затрагиваются вопросы аранжировки, так как методы обработки и переложения для составов народных хоров требуют специального исследования.

Опыт работы народно-хоровых отделений музыкальных вузов привел автора к необходимости добавить во второе издание учебника главу о профессиональных народных хоровых коллективах. Некоторые из них известны лишь по газетным и журнальным рецензиям на отдельные концерты. Нами собран и систематизирован материал последних лет творческой деятельности всех двенадцати хоров. В нотном приложении приводятся характерные партитуры этих хоров. В данное издание введена еще одна новая глава - «Инструментальное сопровождение в народном хоре», также необходимая для будущих руководителей коллективов.
Список литературы, приведенный в конце учебника, дан с указанием рекомендации к отдельным главам.

Предисловие
1. Из истории становления жанра русского народного хора.
2. Жанровые особенности и исполнительские формы современного русского народного хора
3. Репертуар.
4. Вокально-хоровая структура
5. Партитура русского народного хора
6. Организация народного хора и отбор исполнителей
7. Певческое воспитание
8. Работа над песнями с элементами движения
9. Вопросы импровизации Коллективное творчество
10. Работа над содержанием и исполнением песен
11. Организация исполнении
12 Инструментальное сопровождение в народном хоре
13. Музыкально-образовательная работа в народном хоре.
14. Особенности деятельности руководителя народного хора.
15. Профессиональные русские народные хоры
Литература

Нотное приложение:

АЙ, ДА УЖ ВЫ, НОЧИ Народная песня Московской обл.
ПО БУГРУ, ПО БЕРЕГУ. Слова и напев А. ОЛЕНИЧЕВОЙ. Обработка В. ЗАХАРОВА
БЕЛЫМ СНЕГОМ. Слова и напев А. ОЛЕНИЧЕВОИ. Обработка А. КОЛОСОВА
ПОДМОСКОВНАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ. Слова В. БОКОВА. Музыка Н. ПОЛИКАРПОВА
Ой, ВЫ, ГОРЫ. Уральская народная песня. Распев Уральского хора
НЕ БЕЛА ЗАРЯ. Пензенская народная песня. Обработка Н. КУТУЗОВА
ГОРЫ ВОРОБЬЕВСКИЕ. Русская народная песня
МАМАШЕНЬКА БРАНИТСЯ. Народная песня Красноярского края
НЕ ОРЕЛ ЛИ С ЛЕБЕДЕМ КУПАЛИСЯ. Народная песня Московской обл.
НИЧЕГО Я С СОБОЙ НЕ ПОДЕЛАЮ. Слова и музыка Н. ПОЛИКАРПОВА
ШУМИ, ШУМИ, ДУБРАВУШКА. Музыка А. АБРАМСКОГО. Слова Н.ГЕРАСИМОВОЙ
ОТ СИБИРСКИХ ПРОСТОРНЫХ ПОЛЕЙ. Мелодия и слова Крутинского хора. Распев Омского хора
ВО ПОЛЕ ОРЕШИНА. Распев народного хора
ТЫ, СИБИРЬ, РОДНАЯ СТОРОНА. Напев и слова А. ОЛЕНИЧЕВОЙ
ПОЛОСА. Народная песня Воронежской обл.
УЖ И Я ЛИ, МОЛОДА. Слова Н. ГЕРАСИМОВОЙ. Музыка А. АБРАМСКОГО
ЕСТЬ МОРЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ. Народная песня иртышских казаков. Запись и обработка Е.Конькова
ХОРОШО БЫЛО, БРАТЦЫ, В ОТРЯДЕ. Народная песня Краснодарского края
ЦВЕТИКИ, ЦВЕТИКИ МОИ. Народная песня Ростовской области
Партитуры Государственных русских народных хоров
СИДЯТ ВЕТЕРАНЫ. Музыка А. ПАХМУТОВОЙ. Слова М. ЛЬВОВА Переложение В. Левашова. Из репертуара хора им. Пятницкого
ЗА ДВИНОЙ,ЗА СЕВЕРНОЙ. Слова В. БОКОВА и ПОЛИКАРПОВА. Из репертуара Северного народного хора
ОЙ ВЫ, МОРОЗЫ Народная песня Ростовской области. Из репертуара Ансамбля Донских казаков
ЭХ, ДА ЧТО ЖЕ ВАМ, ПОЛЯ. Обработка К. МАССАЛИТИНОВА. Из репертуара Воронежского народного хора
НА ГОРЕ, НА ГОРОНЬКЕ. Народная песня. Обработка В. ГОРЯЧИХ. Из репертуара Уральского народного хора
ЧТО ГОРИТ, ГОРИТ. Обработка В. ЛЕВАШОВА Из репертуара Сибирского народного хора
Я НЕ ЗНАЛА, НЕ ВЕДАЛА. Обработка Н. КУТУЗОВА Из репертуара Хора русской песни Радио
УЖ ТЫ, НОЧЬ МОЯ. Из репертуара Рязанского народного хора Обработка Е. ПОПОВА
СИБИРСКИЕ СТРАДАНИЯ. Обработка Е. КАЛУГИНОЙ. Из репертуара Омского народного хора
ОЙ, ПОСОХ, ПОВЯЛ КАМЫШ. Обработка М. ЧУМАКОВА. Из репертуара Волжского народного хора
ШИРОКА ТЫ, СТЕПЬ. Русская народная песня. Обработка А. КОЛОСОВА Из репертуара Оренбургского народного хора
ОЙ, У ПОЛИ ТРИ ДОРОЖКИ. Песня черноморских казаков. Обработка Ю. ЗАЦАРНОГО Из репертуара Кубанского казачьего народного хора

Фольклор земли Рязанской

Широки и необъятны рязанские дали. Ласково шепчут о чём-то при лёгком дуновении ветерка бескрайние Мещерские леса. Среди цветущих лугов струит свои чистые воды неторопливая синеглазая Ока. Сколькими талантами одарила и удивила эта земля, а какие песни живут в душе народной здесь, в сердце России!
Все самобытные черты песенной традиции рязанского края бережно хранит Рязанский хор, основу репертуара которого составляют старинные песни. В них звучит душа народа – то грустная и задумчивая, то нежная и любящая, рвущаяся к счастью. Хору и солистам удаётся передать колорит каждого напева с большой достоверностью и точностью. И сегодня, как и прежде, неизменным остаётся творческое кредо коллектива – возрождение, сохранение и развитие богатейших фольклорных традиций родного края и русской народно-певческой культуры.
Хор был создан в 1946 году на основе фольклорного ансамбля села Большая Журавинка Ряжского район Рязанской области. Его основатель и первый художественный руководитель Ирина Ивановна Косилкина сумела создать из самодеятельного коллектива профессиональный хор русской народной песни. С 1950 года руководителем хора становится уроженец Старожиловского района, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Евгений Григорьевич Попов, чьё имя в дальнейшем было присвоено коллективу. Е.Г. Попов тонко и бережно относился к истокам песенного творчества родного края. Им были записаны и обработаны сотни мелодий, вошедших в золотой фонд репертуара Рязанского народного хора. Звучание хора неповторимо и своеобразно. Для него характерны теплота, задушевность и проникновенная лирика, так свойственные русской душе. И столь же неповторимы его песни – часть музыкальной сокровищницы России, песни, что сложены в «стране берёзового ситца». Бережно сохраняются хоровые и танцевальные традиции родной стороны. Рязанский фольклор лежит в основе плясок и вокально-хореографических картин.

Косилкина Ирина Ивановна, уроженка села Большая Журавинка, музыкант-самоучка, женщина с большой творческой волей и организационными способностями, возглавила Журавинский хор, а затем и Рязанский народный хор

Неблизкие уже 30-е годы, рязанская глубинка. И вот здесь, в селе Большая Журавинка Ряжского района, местные крестьяне собираются на спевки. Да не на завалинке. Не за околицей в хороводе. Не на посиделках, а в хор. Время так предопределило – не смолкла тогда песня русская. Справедливости ради стоит сказать, пожалуй, что в ту пору в Ряжском районе существовало немало других сельских хоровых коллективов: Фофановский, к примеру, Еголдаевский... Но наибольший успех выпал на долю журавинцев – их ценили за особую манеру пения – со звонким, «полётным» звуком, с красочными подголосками и неповторимым репертуаром – от «своего села».
В те годы в хоре «играло» (во многих рязанских и русских сёлах до сих пор говорят не «петь», а «играть») небольшое число певцов-самородков, уроженцев села. А первое публичное выступление журавинцев состоялось в 1932 году и вызвало самый живой интерес.
И с 30-х годов этот самобытный коллектив возглавила Ирина Ивановна Косилкина, известная в селе певунья и сочинительница частушек. Она и определила дальнейшую его судьбу. Все довоенные годы хор был заметен (и отмечался неоднократно) на различных областных смотрах, часто приглашали его в Москву на творческие олимпиады (были такие раньше), где журавинцы, представляя рязанскую землю, показывали своё глубинно-русское народное исполнительское искусство.
А назывались журавинцы тогда безыскусно – «хором колхоза имени Карла Маркса».
В те годы основой репертуара хора были любимые песни села Большая Журавинка: «Ой, да закатилось красное солнышко», «Посеяли девки лён», «Рябина-рябинушка». Охотно пели и авторские песни тех лет, как бы сейчас сказали, периода колхозного строительства: таков был быт...
В годы Великой Отечественной войны певицы журавинского хора Горбунова и Королькова с баянистом Летаевым в составе концертной бригады немало проехали по фронтовым дорогам, несколько месяцев выступали перед бойцами Красной Армии в непростых зачастую условиях, с риском для жизни...
...И вот год 46-й, который можно назвать судьбоносным (не побоюсь этого слова) в жизни хора! 27 октября 1946 года по решению областного Совета Журавинский хор русской песни был «переведён» в число профессиональных, став Государственным Рязанским русским народным хором. И первым его профессиональным художественным руководителем стала Ирина Ивановна Косилкина. Для неё теперь встала трудная и ответственная задача: вести коллектив по незнакомой прежде стезе – профессионального исполнительства.
С первых дней она за основное взяла самое бережное отношение к местным певческим традициям. Однако этого в новой для неё роли, конечно же, говоря откровенно, было мало. Трудно было ей освоить музыкальную грамоту, но она, понимая необходимость этого в работе, была настойчива и неутомима. Едет в Тульскую область, в город Венёв, учится там на курсах музыкального образования...
Ирина Ивановна много в это время ездит по сёлам, собирает песни, подлинные народные костюмы рязанского края – всё для становления родного хора. Тогда же ею записаны народные русские песни, которые мы сейчас знаем и исполняем, такие, как «Ой, да по край леснику», «Ой, гуляйте, девки, время», «Сидит дрёма», «Под-за крышей воробей» и многие, многие другие: хороводные, свадебные, шуточные, плясовые! И вот уж 90 лет, оказывается, со дня её рождения. А у меня на рабочем столе в кабинете до сих пор лежат «настольными книгами» полевые записки Ирины Ивановны – тетрадки с нотными записями рязанских песен, которые делала она во время своих поездок.
Не могу не упомянуть, как своеобразно работала Ирина Ивановна Косилкина с хором, по принципам народной импровизации. На занятиях просила певцов «искать свои голоса». Это характерно для традиционного народного исполнения песен.
Продолжены, не забыты были (и это особенно важно) традиции собирания песенного фольклора, начатые Ириной Ивановной Косилкиной. В первые годы своей творческой работы в хоре Евгений Григорьевич Попов неизменно обращался к фольклорному материалу, собранному Ириной Ивановной. Она в то время, оставаясь в коллективе консультантом по фольклору, всячески поддерживала его интерес к истокам народного исполнительства. И те её тетради, которые теперь в культурном багаже нашего хора, постоянно им перелистывались.

Записал Николай Реунов, «Рязанские ведомости», 22.05.2001 г.
(Из интервью с А.А. Козыревым)

«Куплеты из главной песни Арины Косилкиной» – документальный фильм о жизни и творческом пути Ирины Ивановны Косилкиной. Фильм впервые представлен в рамках Седьмых Гаретовских чтений и посвящён предстоящему 100-летнему юбилею Ирины Косилкиной.

Евгений Григорьевич Попов – хоровой дирижёр, композитор, народный артист РСФСР, ученик К.Б. Птицы, художественный руководитель Рязанского народного хора

Его судьбе можно позавидовать. В селе Гулынки, на Рязанщине, где в семье сельского фельдшера Григория Аристарховича Попова он родился, песня была в чести. Пели в доме, пели в зимнюю пору на посиделках в соседней избе, пели у околицы в весенние и летние ночи. Если судить по семейным воспоминаниям, виновником всего был сосед – плотник, первый на селе плясун и музыкант. В знак глубокого почтения к местному фельдшеру он смастерил для его четырёхлетнего сына балалайку в три струны. Родители удивились не по детски серьёзному отношению маленького Жени к новой игрушке. Но, замечая, как повзрослев, мальчик всё больше тянется к музыкальным инструментам, часами может слушать пение деревенских женщин, родители поняли: их сын навсегда потерян для медицины, техники, науки и многих других сфер человеческой деятельности. Это была счастливая потеря: от неё выиграла песня.
Радостное открытие русского песенного богатства сопровождало Е. Попова и в родном селе, и в Рязанском музыкальном училище, и в Московской государственной консерватории. Но не всё было легко и радостно. В тот самый день, когда на вступительных экзаменах в консерваторию Е. Попов сдавал сольфеджио и гармонию, в аудиторию вбежала девушка и выдохнула: «Война…»
И Попов надел солдатскую шинель. Он служил на Дальнем Востоке, участвовал в войне с Японией. А, демобилизовавшись из части, на следующий же день явился в консерваторию. Ему резонно заметили: «На улице февраль, занятия начались в сентябре, так что приезжайте на следующий год». Помогла счастливая случайность. В учебную часть зашёл заместитель декана дирижёрско-хорового факультета: «Попов? Прекрасно помню Вас по довоенным вступительным экзаменам. Разыщите-ка в архиве свой старый экзаменационный лист. Но курс занимается уже пять месяцев. Сумеете догнать?»
Попов сумел. Занимался по 14 часов в сутки. Практику проходил в Большом театре, который стал для него настоящей школой русской певческой культуры.
Получив диплом с отличием, талантливый дирижер, молодой композитор Е. Попов отказывается от лестного предложения заняться педагогической деятельностью в Саратовской консерватории и с радостью соглашается возглавить никому не известный в те годы Рязанский русский народный хор. Хор в то время переживал тяжёлый период: не было помещений для репетиций, жилья, не хватало основ музыкальной грамоты. Коллектив базировался в селе Журавинка Ряжского района, а в Рязань приезжал словно на гастроли. Хор таял. К приезду Е. Попова в нём осталось 14 человек. Благодаря организаторскому умению Е. Попова через неделю хор получил общежитие в Рязани, сцену одного из заводских клубов для занятий. В короткое время коллектив был укомплектован. Стали заниматься нотной грамотой, историей музыки.
Одна за другой следуют организованные Поповым фольклорные экспедиции.

Евгений Григорьевич собрал около 300 песен Рязанского края. Более 100 песен обработаны композитором и исполняются Рязанским хором, вызывая восхищение слушателей. И сегодня звучат «Ты рябина ли», «Ой, да закатилось красное солнышко», «Рябина-рябинушка»...
В 2001 году Государственный академический Рязанский русский народный хор удостаивается имени своего легендарного художественного руководителя – Евгения Попова. Евгений Попов навсегда вошёл в историю русской музыкальной культуры.

«Счастлив тот человек, который однажды завернёт с большака на просёлок, увидит заросший пруд у родной околицы, почерневший от непогоды дом, где знаком каждый сучок в добела отмытых половицах, и вдруг почувствует, поймёт сердцем, что нельзя послужить России, не послужив родным местам» – говорил Е.Г. Попов.

Жемчужиной репертуара Рязанского хора, визитной карточкой не только хора, но и всего Рязанского края стала песня Евгения Попова на стихи Сергея Есенина «Над окошком месяц»

В репертуаре хора особое место занимают песни на стихи Сергея Есенина, музыку к которым написал Е. Попов. Вот что он говорил: «Сергей Есенин для нас не только великий русский поэт, но и дорогой, близкий земляк. Неповторимо воспета им наша рязанская природа. В стихах его масса наших рязанских слов, оборотов, выражений, а самое главное – в поэзии Есенина живёт душа народа, любовью к родному краю пронизана каждая строчка его стихов».
И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле.
От проникновенных стихов о «стране березового ситца», шири её степных раздолий, сини озёр, шуме зелёных дубрав до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы», каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине.
Есенин знал русскую поэзию, особенно ценил стихи, ставшие народными песнями, мечтал, чтобы и его поэзия «впитывалась в плоть народа». Множество композиторов обращались и обращаются к поэзии Есенина.
Значительную часть репертуара Рязанского хора составляют песни на стихи Сергея Есенина – это не только дань великому земляку, но и неисчерпаемый источник вдохновения для композиторов, исполнителей и слушателей.
Первая песня Е. Попова на стихи С. Есенина «Берёза» появилась в 1956 году. Композитор вспоминает: «Это одно из ранних произведений поэта, созданное им в 15-летнем возрасте. В нём рисуется русская природа, я бы сказал даже рязанская природа: зимний пейзаж в очень светлых, мягких тонах… И музыку я стремился написать тоже светлую, лирическую, так, чтобы и берёза-то была наша, рязанская не только по стихам, но и по музыке».
Песни на стихи Сергея Есенина – это и дань Рязанского хора великому земляку и неисчерпаемый источник вдохновения.
«Одно из поэтичнейших чудес С. Есенина, – говорит композитор, – это уже зрелая поэзия человека, много повидавшего, побывавшего далеко от Родины, но сохранившего в душе живую и трепетную любовь к родному краю. Создавая песню на эти стихи, я стремился бережно сохранить всё их очарование, богатый поэтический подтекст».
Воспетая великим русским поэтом красота «страны березового ситца», её прекрасные люди обрели вторую музыкальную, сценическую жизнь в искусстве Рязанского русского народного хора. Это традиционные народные песни Рязанского края в превосходных музыкальных обработках легендарных руководителей хора – Е.Г. Попова и А.А. Козырева. Великолепная песенная лирика на стихи Сергея Есенина композиторов рязанской земли - Евгения Попова, Александра Ермакова, Георгия Галахова, ярчайшее музыкальное наследие нашего земляка, композитора Александра Аверкина.
Хор исполняет все песни, написанные нашим русским поэтом из Рязанской области Сергеем Есениным. Хор из Рязани поёт песни своих великих земляков! А ещё рядом с Рязанью находится село Константиново, где родился и вырос Сергей Есенин.

«Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…» – доносится из приёмника песня. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём». Излив нахлынувшие на него с песней чувства, автор заключил свою исповедь словами: «Шапки долой, Россия! Есенина поют!» (Виктор Астафьев)

Государственный академический Рязанский русский народный хор имени Е. Попова является жемчужиной русской культуры

Сегодня коллектив представляет собой синтез трёх направлений народно-сценического искусства: вокально-хоровое, танцевальное и инструментальное, где каждый исполнитель является профессиональным артистом и имеет специальную подготовку и образование.
Творческое кредо хора – сохранение, развитие и возрождение на сцене богатейшего наследия фольклорных традиций и современной авторской музыки в жанре народного исполнительства.
Большая творческая деятельность в статусе государственного народного хора направлена на сохранение местной оригинальной манеры пения, запись и обработку рязанского фольклора и поиск новых произведений, соответствующих критериям подлинного искусства.
Среди новых номеров – «Рязанская праздничная», песня Сараевского района «Боченька». Динамики и задора добавили вокально-хореографические картины на темы рязанских ремёсел, подготовленные к фестивалю «Славянский хоровод». В постановках предстали бондари, кузнецы, плотники, михайловские кружевницы… Больше всего поразил, пожалуй, номер «Гончары». Глина, гончарный круг, процесс рождения под руками мастера произведения искусства – удивительно, что всё это можно показать через танец. Композиция когда-то уже покоряла сердца зрителей и теперь вновь вернулась на сцену. Постоянный поиск новых выразительных средств, привёл к созданию композиций на основе элементов народных промыслов: «Михайловское кружево», «Скопинские гончары».

Певец другого края Владимир Солоухин писал: «Можно принять за трели соловья песнь иной пичужки, пока вдруг не услышишь истинного певца русского леса. Ошибиться тут невозможно. Настолько трели совершенны и неповторимы».

  • Краснознаменный им. А.В.Александрова ансамбль песни и пляски Советской Ар¬мии под управлением Б.А.Александрова исполняют революционные песни «Орелик», «Слушай», «Черный ворон», песни «По мосточку узкому» К.Акимова, «Святое ленинское знамя» А.В.Александрова, «Песня летчиков» Б.А.Александрова, «На походном привале» Л.О.Бакалова, «До свиданья, города и хаты», «Песня о Щорсе», «Под нашим знаменем», «Служба солдатская», «Солнце скрылось за горою», «Танки быстроходные» М.И.Блантера, «Горит Черноморское солнце» А.П.Долуханяна, «Морская гвардия» Ю.С.Милютина, «Жди солдата», «Разбегутся волны» Б.А.Мокроусова, «Россия», «Смуг¬лянка» А.Г.Новикова, «Возле сада» Г.Н.Носова, «Песня о тревожной молодости» А.Н.Пахмутовой, «Шумит волна, звенит струна» Ю.М.Слонова, «В путь», «На солнечной поляночке» В.П.Соловьева-Седого, «У родного рубежа» В.К.Сорокина, «Гвардейская полька» Б.М.Терентьева, «Ленин всегда с тобой», «Мы за мир», «Родина любимая моя», «Уезжал я в армию» С.С.Туликова, «Есть на севере хороший городок» Т.Н.Хренникова.
  • Ансамбль песни ВР под управлением А.С.Андрусенко исполняет песни «Как на зорьке» Н.П.Будашкина, «Конная Буденного» А.А.Давиденко, «Комсомольская юность моя» А.П.Долуханяна, «Песня былых походов» З.Л.Компанейца, «Ходили мы походами» К.Я.Листова, «Песня о Ворошилове» Ф.Сабо, «Песня о Лазо» Ф.Садового, «Просторы раздольные» А.Г.Флярковского, «Вальс дружбы» А.И.Хачатуряна, «Песня донских казаков» Н.К.Чемберджи.
  • Государственный русский народный хор имени М.Е.Пятницкого под управлением П.М.Казьмина исполняет песни «Песня нашей юности» П.С.Акуленко, «Наша сила в деле правом», «Слава Советской державе», «Шел со службы пограничник» В.Г.Захарова, «От друзей не отставай» З.Л.Компанейца, «Давайте дружить», «Знамя труда поднимай», «Народу партия верна» А.Г.Новикова, «Советская Россия» С.С.Туликова.
  • Государственный русский народный хор Северной песни под управлением А.Я.Колотиловой исполняет песни «Беломорцы» В.А.Лаптева, «Ясный месяц» А.Г.Новикова.
  • Хор русской песни ВР под управлением Н.В.Кутузова исполняет песни «За что мы любим Родину свою» П.С.Акуленко, «Подмосковная фестивальная» Г.Н.Гранкина, «У Тимошки кудри вьются» Ю.М.Слонова.
  • Государственный Сибирский русский народный хор под управлением В.С.Левашова исполняет песни В.С.Левашова «Под окошком сидела», «Разлилось море без края», «Широкие степи».
  • Воронежский русский народный хор под управлением К.И.Массалитинова испол¬няет песни К.И.Массалитинова «Говорят, что мой хороший», «Улетел соловушка».
  • Государственный Волжский народный хор под управлением П.М.Милославова исполняет песни Г.Ф.Пономаренко «Саратовские припевки» и «У нас под Куйбышевым».
  • Ансамбль «Березка» под управлением Н.С.Надеждиной исполняет песню И.О.Дунаевского «Ой, цветет калина».
  • Чувашский государственный ансамбль песни и танца под управлением Ф.М.Лукина исполняют песни «Любимая партия» Ф.М.Лукина, «Родной партии слава» Г.Я.Хирбю.
  • Большой хор ВР под управлением К.Б.Птицы исполняет песни «Заря вековая» А.А.Бабаева, «Курортная песня», «Летите голуби» И.О.Дунаевского, «Мы поем» С.А.Заславского, «Советская наша держава» Д.Б.Кабалевского, «Страна Октября» Ф.И.Маслова, «Славься наша родная держава» К.В.Молчанова, «Марш коммунистов» А.Г.Новикова, «Мы — коммунисты», «Это идет молодежь» С.С.Туликова, «Славься вели¬кий Советский Союз» А.Н.Холминова, «Солнце светит нам» Р.К.Щедрина.
  • Государственный академический русский хор СССР под управлением А.В.Свешникова исполняет революционные песни «Вы жертвою пали», «Мы — кузнецы», песню А.Г.Шнитке «Куда б ни шел, ни ехал ты».
  • Уральский русский народный хор под управлением Л.Л.Христиансена исполняет песню Г.И.Векшина «Жених».
  • Ансамбль песни ВР под управлением В.В.Целиковского исполняет песни «Едем мы друзья» В.И.Мурадели, «Советской страны комсомол» С.С.Прокофьева.
  • Детский хор Московского городского дома пионеров и оркестр под управлением В.С.Локтева исполняет песни «Лети ветерок» В.С.Локтева, «Пионер» А.И.Островского.
  • Рязанский хор русской народной песни под управлением Е.Г.Попова исполняет песни Е.Г.Попова «Береза», «На лугу, на берегу», «Русская метелица».
  • Государственный Белорусский народный хор под управлением Г.И.Цитовича ис¬полняет песни А.Г.Флярковского «Осенние строки», «После дождя».
  • Государственная академическая хоровая капелла БССР под управлением Г.Р.Ширмы исполняет песню Г.К.Пукста «Край мой любимый».
  • Государственный Украинский народный хор под управлением Г.Г.Веревки испол¬няет песню Г.Г.Веревки «Шахтерочка».
  • Ансамбль советской песни Латвийского радио под управлением Т.Калныньша ис¬полняет песни «Жигули» Б.А.Мокроусова, «Да здравствует Московский фестиваль» А.И.Островского, «Любовь и дружба» С.С.Туликова.
  • Государственный хор Литовской ССР под управлением К.Кавяцкаса исполняет песни К.Кавяцкаса «Заплакала земля вечерними сумерками», «Песня рыбака».
  • Вокально-инструментальный ансамбль «Вернер» (ГДР) исполняет песни «Только одиннадцать лет» Х.Бата, «Поцелуй меня» Б.Дэви, «Песня любви» И.Риадона, «Скажи» С.Фейна, «О первой встрече» В.Эйхенберга.
  • Вокальный квартет «Чеянда» (Польша) исполняет песни «Твои влюбленные глаза» А.Белостоцкого, «Я влюблен в мою Варшаву» Э.Вилера, «Песенка о Висле» В.Гана, «Под небом Парижа» З.Жиро, «Твое сердце со мной» Н.Земенского, «Маяк» Т.Кучера, «Игра в жмурки» А.Мушинского, «Капитан», «Не учи меня танцевать» В.Шпильмана.
 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...