Народные хоры и ансамбли уральского края. Русские народные песни прикамья. Дипломом xiii всероссийского фестиваля-конкурса народных хоров и ансамблей «поет село родное» отметить

Характеристика профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности выпускников: вокальное исполнительство сольное, в составе хора или ансамбля; музыкальная педагогика в детских школах искусств, детских музыкальных школах, детских хоровых школах и других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО; руководство народными коллективами, организация и постановка концертов и прочих сценических выступлений.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

музыкальные произведения разных направлений и стилей;

музыкальные инструменты;

народные коллективы;

детские школы искусств, детские музыкальные школы, детские хоровые школы, другие учреждения дополнительного образования, общеобразовательные учреждения, учреждения СПО;

образовательные программы, реализуемые в детских музыкальных школах, детских школах искусств, детских хоровых школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;

слушатели и зрители театров и концертных залов;

театральные и концертные организации;

учреждения культуры, образования;

Виды деятельности выпускников:

Исполнительская деятельность (репетиционно-концертная деятельность в качестве артиста хора, ансамбля, солиста на различных сценических площадках).

Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО).

Организационная деятельность (руководство народными коллективами, организация и постановка концертов и прочих сценических выступлений).

Предметы обучения

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)

Сольфеджио

Элементарная теория музыки

Гармония

Анализ музыкальных произведений

Музыкальная информатика

ПМ.00 Профессиональные модули

ПМ.01 Исполнительская деятельность

Сольное пение

Ансамблевое пение

Фортепиано

ПМ.02 Педагогическая деятельность

Народное творчество и фольклорные традиции

Основы фольклорной импровизации

Фольклорный театр и режиссура народной песни

ПМ.03 Организационная деятельность

Дирижирование

Чтение хоровых и ансамблевых партитур

Областные певческие стили

Расшифровка народной песни

Аранжировка народной песни

Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена специальности

общими компетенциями, проявлять способность и готовность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

На базе приобретенных знаний и умений выпускник должен обладать профессиональными компетенциями , соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Исполнительская деятельность

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.

ПК 1.6. Применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач.

Педагогическая деятельность

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, вокальных и хоровых дисциплин, анализировать особенности народных исполнительских стилей.

ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

Организационная деятельность

ПК 3.1. Применять базовые знания принципов организации труда с учетом специфики деятельности педагогических и творческих коллективов.

ПК 3.2. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 3.3. Использовать базовые нормативно-правовые знания в деятельности специалиста по организационной работе в учреждениях образования и культуры.

ПК 3.4. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей.

С арафаны в пол, кокошники и песенное искусство. Русские народные хоровые коллективы со званием «академические» - как признание наивысшего уровня сценического мастерства. Подробнее о пути «народников» на большую сцену - Наталья Летникова.

Кубанский казачий хор

200 лет истории. Песни казаков - не то конный марш, не то пешая вылазка под «Маруся, раз, два, три...» с молодецким посвистом. 1811-й - год создания первого хорового коллектива в России. Живой исторический памятник, пронесший сквозь века кубанскую историю и певческие традиции казачьего войска. У истоков стояли духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский. С середины ХIХ века коллектив не только участвовал в богослужениях, но и давал светские концерты в духе бесшабашной казачьей вольницы и, по Есенину , - «тоски веселой».

Хор имени Митрофана Пятницкого

Коллектив, уже век гордо именующий себя «крестьянским». И пусть сегодня на сцене выступают профессиональные артисты, а не обычные голосистые крестьяне-великороссы из Рязанской, Воронежской и других губерний, - хор представляет народную песню в удивительной гармонии и красе. Каждое выступление вызывает восхищение, как и сто лет назад. Первый концерт крестьянского хора состоялся в зале Благородного собрания. Зрители, в числе которых были Рахманинов , Шаляпин, Бунин, ушли после выступления потрясенные.

Северный народный хор

Простая сельская учительница Антонина Колотилова жила в Великом Устюге. За рукоделием собирала любителей народной песни. Февральским вечером шили белье для детского дома: «Ровный, мягкий свет, падавший от лампы-молнии, создавал особый уют. А за окном бушевала февральская непогода, ветер свистел в трубе, гремел досками на крыше, бросал хлопья снега в окно. От этого несоответствия между теплом уютной комнаты и завыванием снежной вьюги было немножко тоскливо на душе. И вдруг зазвучала песня, грустная, протяжная...» Так и звучит северный напев - 90 лет. Уже со сцены.

Рязанский народный хор имени Евгения Попова

Есенинские песни. На родине главного певца земли Русской и поют его стихи. Мелодичные, пронзительные, волнующие. Где белая береза - не то дерево, не то девушка, застывшая на высоком берегу Оки. А тополь непременно «серебрист и светел». Создавался хор на основе сельского фольклорного ансамбля села Большая Журавинка, выступавшего с 1932 года. Рязанскому хору повезло. Руководитель коллектива Евгений Попов сам писал музыку к стихам удивительно чувствовавшего красоту земляка. Поют эти песни - будто рассказывают о своей жизни. Тепло и нежно.

Сибирский народный хор

Хор, балет, оркестр, детская студия. Сибирский хор многогранен и созвучен морозному ветру. Концертная программа «Ямщицкий сказ» основана на музыкальном, песенном и хореографическом материале Сибирского края, как и многие сценические зарисовки коллектива. Творчество сибиряков видели в 50 странах мира - от Германии и Бельгии до Монголии и Кореи. Чем живут, о том и поют. Сначала в Сибири , а потом и по всей стране. Как вышло с песней Николая Кудрина «Хлеб - всему голова», которая впервые прозвучала в исполнении Сибирского хора.

Воронежский русский народный хор имени Константина Массалитинова

Песни в прифронтовой полосе в те тяжелые дни, когда, казалось бы, совсем не до творчества. Воронежский хор появился в рабочем поселке Анна в разгар Великой Отечественной войны - в 1943 году. Первыми услышали песни нового коллектива в воинских частях. Первый большой концерт - со слезами на глазах - прошел в освобожденном от немцев Воронеже. В репертуаре - лирические песни и частушки, которые в России знают и любят. В том числе благодаря самой известной солистке Воронежского хора - Марии Мордасовой.

Волжский народный хор имени Петра Милославова

«По сцене театра Шатле гуляет степной ветер и доносит нам аромат самобытных песен и танцев», - писала французская газета L’Umanite в 1958 году. Самара-городок представила французам песенное наследие Поволжья. Исполнитель - Волжский народный хор, созданный решением Правительства РСФСР в 1952 году Петром Милославовым. Неспешная и душевная жизнь по берегам великой Волги и на сцене. В коллективе начинала свой творческий путь Екатерина Шаврина. В исполнении Волжского хора впервые прозвучала песня «Белоснежная вишня».

Омский народный хор

Медведь с балалайкой. Эмблема прославленного коллектива хорошо известна и в России, и за рубежом. «Любовь и гордость земли Сибирской», как окрестили коллектив критики в одной из зарубежных поездок. «Омский народный хор не назовешь только реставратором и хранителем старой народной песни. Он сам - живое воплощение народного творчества наших дней», - писала британская The Daily Telegraph. В основе репертуара - сибирские песни, записанные основателем коллектива Еленой Калугиной полвека назад и яркие картинки из жизни. К примеру, сюита «Зимние сибирские забавы».

Уральский народный хор

Выступления на фронтах и в госпиталях. Урал не только давал стране металл, но и поднимал боевой дух вихревыми плясками и хороводами, богатейшим фольклорным материалом земли Уральской. При Свердловской филармонии объединили самодеятельные коллективы окрестных сел Измоденово, Покровское, Катарач, Лая. «Наш жанр - живой» , - говорят в коллективе и сегодня. И сохранять эту жизнь считают главной задачей. Как знаменитую уральскую «Семёру». «Дробушки» и «барабушки» на сцене уже 70 лет. Не танец, а пляска. Истовая и удалая.

Оренбургский народный хор

Пуховый платок как часть сценического костюма. Пушистые кружева в переплетении с народными песнями и в хороводе - как часть быта оренбургского казачества. Коллектив создан в 1958 году для сохранения уникальной культуры и обрядов, бытующих «на краю Руси обширной, вдоль Урала берегов». Каждое выступление - словно спектакль. Исполняют не только песни, что сложил народ. Даже у танцев литературная основа. «Когда казаки плачут» - хореографическая композиция по мотивам рассказа Михаила Шолохова из быта станичников. Впрочем, что ни песня или танец - то своя история.

Запись Ф. В. ПОНОМАРЕВОЙ
Составление, обработка текстов, нотная запись, вступительная статья и примечания С. И. ПУШКИНОЙ
Рецензенты В. Адищев, И. Зырянов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Этот сборник создавался несколько необычным путем: песни, вошедшие в него, собраны и записаны самой носительницей одной из нижнекамских песенных традиций — Фаиной Васильевной Пономаревой, уроженкой села Верх-Буй Куединского района Пермской области. В 1960 году фольклорная экспедиция Московской консерватории побывала в Пермской области, были сделаны записи произведений народного творчества и в Куединском районе (с. Верх-Буй, д. Тараны). Однако в основу этой книги положены записи Ф. Пономаревой. Такой путь был избран с целью показать местную песенную культуру сквозь призму не стороннего собирателя, а живого участника, чей личный вкус н мировоззрение с ней тесно связаны. Фаина Васильевна к тому же имела возможность вести в родном селе многолетнюю работу по записи песен в самой естественной обстановке их бытования, что несомненно способствовало выявлению типичных черт верх-буёвской песенной традиции. Большая часть песен, ею записанных, состоит в репертуаре местной самодеятельности. Звучат они и во время сельских гуляний, в доме и на улице, украшают сельские свадьбы.

Родилась Фаина Васильевна 31 декабря 1906 года и многодетной семье крестьянина-батрака. Она живет в небольшом, но уютном домике в деревне Тапья (это часть села Верх-Буй). Здесь более тридцати лет проработала она учительницей в средней школе. Сразу же за огородом течет речка Буй, приток Камы. Любит Фаина Васильевна и свою деревню, и прекрасную природу, ее окружающую. Фаина Васильевна неразлучна с песней. Помню, в один из своих приездов в Москву она повела внучат на Красную площадь, показала и Кремль, и Мавзолей, а у лобного места рассказала им о казни Степана Разина. песней! Различно ее отношение к разным песенным жанрам. Неохотно исполняла она детские песенки. Напротив, сосредоточенно и выразительно выпевала многочисленные вариации в песнях исторических, проголосных, плясовых. А шуточные и плясовые песни она поет с живостью, словно во время сельского гулянья. Фаина Васильевна — непременная участница хороводов, плясок. Она сама шьет все старинные костюмы, вышивает их, не оставляет до сих пор нелегкое искусство ткачества. Это искусство, как и певческое мастерство, досталось ей в наследство от родителей и дедов.

Фаина Васильевна пишет в своей биографии: «Зимой нас с братом отправляли в Буй. Брат учился в церковноприходской школе, а меня бабушка приучала к крестьянскому труду. Она готовила мне кудельки из изгребей, рыжих и колючих (отходы после льна), и учила крутить веретено. Бабушкина наука не прошла даром. Скоро я научилась прясть и брала работу у людей. Зимние вечера мы коротали при лучине. Лампы и самовара в доме деда не было. Тоненькие липовые лучинки горели тихо, без треска, словно воск таяли, бабушка то и дело заменяла одну сгоревшую лучину другой, свежей, ловко втискивая ее в светильник. Дед с бабкой любили петь. Всякая их сидячая работа сопровождалась песней. Затянут они, бывало, такую старину, которая пришла с незапамятных времен. Запевала песни обычно бабушка. Заведет протяжно, проникновенно, сосредоточенно. Дед подпевал, точа веретена или с лаптем в руках. Звуки такой задушевной песни льются по задымленной хате, не задерживаясь, и проникают прямо в сердце, западая в тайники его, чтобы до поры до времени сохраниться.»
Фаина Васильевна росла в атмосфере кропотливого крестьянского труда и русской песенной старины. Она вспоминает: «В зимние вечера, занятый каткой валенок, отец сопровождал свой нелегкий труд песней. Мать, его непосредственная помощница, вышивая валенки черным и красным гарусом, ему подтягивала. В раннем детстве усвоила я любимые песни отца и матери.

Одной из первых песен в мое детское сознание вошла «За лесом, лесом», где осуждается праздная жизнь господ-фабрикантов, которые «пьют, едят да пиры ведут, а честной народ на них спину гнет.». Уже взрослой я поняла, почему отец так любил эту песню и пел ее сосредоточенно, с задумчивой суровостью, как бы вынося приговор. Глубокую жалость испытывала я, слушая сквозь слезы песню о преждевременной гибели молодой сосны: «Вы не дуйте, ветра». Тогда же я узнала песню «Соловей кукушку уговаривал». Запомнив ее слова и мелодию, однажды вечером, совершенно по-детски я подтянула отцу и матери, лежа на полатях. Вдруг песня оборвалась, чего я не заметила, продолжая старательно выводить мелодию. Тут же ощутила прикосновение теплой отцовской ладони. Он ласково и заботливо гладил мои волосы через брус полатей, приговаривая: «Мать, вот кому достанутся наши песни, ай певунья, ай молодчина!» С этого дня я стала подпевать им и скоро вошла в наш семейный хор из четырех человек. Старшая сестра, помогая вышивать валенки, тоже пела. Зимним вечером собирались люди на посиделок-вечеринку, каждый со своей работой. Женщины вязали, пряли, шили; мужчины плели лапти или шорничали упряжь. Весь длинный вечер одна за другой лились широкоголосные песни. На смену таким песням появлялись задорные шуточные скороговорки и плясовые, от которых не усидеть на месте. Ни песни, ни шутки не останавливали работы. Женщина за один такой вечер напрядала до четырех пасм. Для мужчины обычной нормой было сплести пару лаптей. Ранней весной девушки водили многолюдные хороводы. В хороводных песнях они воспевали труд, славили приход весны, разыгрывали разнообразное содержание песен. В девических хороводах группами, парами, обнявшись друг с другом и в одиночку, гуляли парни. Подпевая и насвистывая в такт песне, приплясывая под нее, они выполняли то, о чем говорилось в песне».
Жизнь родной деревни и окрестных сел тесно сплеталась с песнями, играми. Все это жадно впитывала в себя Фаина Васильевна. Не сторонней наблюдательницей, но горячей участницей всего того, что ее окружало, она была всегда. И сейчас еще она участвует в сельских гуляньях. Потому так полны и содержательны поэтические тексты песен и их напевы.

Работа над сборником началась в 1973 году, когда автору этих строк через фольклорную комиссию Союза композиторов РСФСР были переданы для научной обработки записи Ф. В. Пономаревой (около 200 произведений). Они были йотированы и изучены. В дальнейшем, по ходу работы над книгой, Ф. В. Пономарева дополнила их новыми, повторными записями от разных исполнителей села Верх-Буй (их нотации вошли в настоящий сборник). В исполнении песен принимали участие ее односельчане: Вера Осиповна Третьякова, Анна Осиповна Галашова, Анастасия Степановна Пономарева, Агриппина Анфилофьевна Лыбина, Анастасия Андреевна Сапожникова, Анна Антоновна Шелеметьева, Мария Васильевна Спирякова, Зоя Ивановна Дягтева, Анастасия Гурьяновна Лапихина и другие.
Обширная и интересная краеведческая литература (сюда входят и фольклорные записи, и этнографические описания) относится в основном к северным и центральным районам Пермского края. Музыкальный фольклор соседней с Башкирией и Удмуртией части бассейна Нижнего Прикамья изучен крайне мало. Существуют единичные записи Вологодского в Полевском заводе и несколько записей Тезавровского в Осинском уезде. Ни одна из них не совпадает с напевами и текстами песен данного сборника. Подавляющее большинство напевов и записей Ф. Пономаревой не имеет совпадений и с публикациями Воеводина, Серебренникова, П. А. Некрасова, И. В. Некрасова, а также с современными пермскими музыкально-фольклорными публикациями (Христиансен, Земцовский).
Великолепные же и богатейшие текстовые записи фольклора, сделанные в конце XIX и начале XX столетия, а также многие современные текстовые записи ждут своего «озвучивания». Следует учесть также, что записи конца XIX и начала XX столетия остаются недоступными для широкого использования, так как их издания — библиографическая редкость, в то время как потребность в подобном материале растет по мере развития советской музыкальной культуры и науки о фольклоре.

Таким образом, материал данного сборника впервые широко представляет одну из песенных традиций Нижнего Прикамья в ее жанровом многообразии и целостном виде (напевы и тексты песен). При этом мы стремились включить в сборник по возможности больше материала, равно необходимого как для изучения фольклора Пермского края, так и для его практического использования в творческой и исполнительской сфере. Наряду с многосторонним показом произведений местной песенной традиции в книге делается попытка наметить связи с песенными традициями близлежащих областей или районов и областей России, имеющих общие исторические судьбы. Выполнить в достаточно полном объеме эту задачу при современном состоянии изучения отдельных песенных культур и к тому же в рамках песенного сборника не представляется возможным. Но какие-то нити, ведущие к истокам данной песенной культуры, можно все же наметить, что и делается в настоящей работе. Однако следует сказать, что материал, собранный Ф. Пономаревой, которая ставила перед собой скромную задачу — собрать песенник для молодежи, является вкладом в научную разработку проблемы стилевых разновидностей фольклора бывших окраин России.
В составе песен сборника мы стремились наиболее отчетливо показать- основные стилевые черты и жанровое многообразие самобытной песенной культуры, «пустившей корни» не только в районе Верх-Буя и соседних с ним некоторых деревень и сел, но и в Северном Прикамье — в далеком Гайнском районе Коми-Пермяцкого округа, а также в Верещагинском районе на границе с Удмуртией и в соседних с этим районом старообрядческих поселениях Кизнерского и Камбаровского районов Удмуртии. Эти сопоставления, сделанные в некоторых примечаниях, немногочисленны и не всегда подтверждаются публикациями. Имеются ссылки на фонозаписи с указанием места их хранения. Но именно слуховое восприятие подтверждает либо отбрасывает предположение о сходстве стилевых черт, так как исполнительская манера является неотъемлемой и подчас чуть ли не самой яркой отличительной деталью той или иной песенной традиции. Немало общих черт, например, обнаруживается при сравнении музыкального склада песен села Верх-Буй и песен Кировской области (Мохирев), но, прослушивая фонограммы, в манере исполнения сходства мы не нашли.

При изучении вариантов песен в поле зрения попали также некоторые сборники, относящиеся к северным областям. На них делаются ссылки в примечаниях с целью пополнить поэтическое содержание песен, имеющих подчас недостаточно развитой сюжет. Уральские публикации также частично используются в ссылках для возможного сравнения жанрового состава песен. Однако следует отметить, что эти ссылки не носят исчерпывающего характера и лишь сопутствуют основной задаче сборника — выявить и оттенить черты местной песенной традиции. Прежде чем перейти к ее характеристике, нельзя не остановиться на исторической обстановке, в которой она родилась и развивалась.
О времени проникновения русских на Урал сообщают летописи, повествующие о том, что «уже в XI столетии отважные новгородцы ходили за Урал в страну югры, для собирания с нее дани, а путь лежал. через землю Пермскую». Из другого источника также узнаем: «Проникновение русских людей на Уральские земли, начавшееся не позже XI века, подтверждается археологическими находками и летописными сказаниями: Лаврентьевской и Никоновской летописями. В числе первых на Урале появились новгородцы» .
Осинский уезд, к которому относилась Верх-Буёвская волость, начал заселяться русскими в конце XVI столетия. В путеводителе «Поволжье» (1925 г.) содержатся следующие сведения об этом крае: «Русские обосновались в Осе в 1591 году, когда братьями Колужениными была основана на месте современного города Никольская слобода. Еще раньше на правом берегу возник монастырь. До прихода русских здесь были поселения остяков, которые занимались рыбной ловлей и щипанием хмеля по грамоте XVI ст. Московского правительства». Крестьян привлекали богатые земли и положение «государевых», они могли селиться на казенных землях, оставаясь «вольными», и должны были нести ряд повинностей в пользу государства, среди которых распространенной была «государева десятинная пашня». Собранный крестьянами с десятинной пашни хлеб поступал в «государевы житницы» и употреблялся на выдачу жалованья «служилым людям».

Несколько позднее, вероятно, основалось и поселение Верх-Буй. Ф. В. Пономарева поведала семейное предание о родословной своего родного села. Иван Григорьевич Галашов, дед Фаины Васильевны, рассказывал, что «давным-давно, с большой реки (р. Волхов.— Ф. Я.),с Новгородчины пришли сюда люди обживать новые земли. Их было три семьи: Галашов Иван (прадед деда Пономаревой. — С. Я.), Корионов Михей и Копытов Михайло. Приехав на лошадях по весне, они попали в непроходимые лесные дебри. По рассказам деда, был здесь сплошной темный лес, что называется, «в небо дыра». Оставив свои семьи в шатрах из домотканых пологов, мужики пошли вверх по течению реки, вплоть до истока ее. И что же они видят? Из-под камней бьет сильная струя воды, выбуривая на поверхность фонтаном, и шумно течет по руслу. Кто-то из мужиков сказал: «Как же буйно бьет вода». Подхватив это слово, они окрестили реку «Буй»:. Не найдя удобного для раскорчевки места, они вернулись к своим семьям, обосновались пониже верховья, за рекой на горе, и начали обживать новые места». Таким образом, из семейного предания явствует, что земли по реке Буй (приток Камы) оказались пустынными, когда туда пришли русские первопроходцы. Было это. по-видимому, в XVII столетии. Однако в 20-е годы XX века при археологических раскопках в районе Куеды, по берегу реки Буй, были обнаружены три городища со следами поселений: Санниаковское, на Назаровой горе и близ станции Куеда. Если вспомнить, что эти земли лежали по соседству с Волжско-Камской Болгарией, которая в 1236 году первой приняла на себя удар монголо-татарского нашествия, то запустение некогда населенных земель станет понятным.
История Нижнего Прикамья богата значительными событиями и потрясениями. «Оса подвергалась нападениям татар в 1616 году, к которым присоединились башкирцы, черемисы и др.Они осаждали Осинский острог».

В 1774 году над уездом пронеслась гроза Пугачевского восстания.
Проходили десятилетия, века. «Русские крестьяне своей деятельностью изменили прежде отсталый край, создали крупные очаги земледелия, развили разнообразные ремесла и промыслы, торговлю, а также были основной рабочей силой на казенных и частных заводах. Из этих же крестьян создавалось казачье войско для охраны крепостей на Южном Урале». В Осинском уезде, который «в изобилии земледельческих произведений мог равняться с плодороднейшими местами средней России, развивалось земледелие, скотоводство, пчеловодство, винокурение». Из соседнего, Кунгурского уезда, славившегося производством кож и выработкой из кож разнообразных изделий, связанной с надомными работами, этот промысел распространяется и на соседние уезды. Народные умельцы внесли в этот промысел много художественного элемента: изделия искусно расшивались, украшались узорами.
*.
Напевы песен представлены в сборнике по возможности полно, с учетом свойственного каждой русской народно-песенной традиции варьирования напевов в каждой новой строфе. Эти вариации осуществляются ни основе закрепленного типа — строфы. Они дают более полное представление о музыкальном развитии напева, который почти никогда не повторяется в точности. И это не просто орнаментация, но свидетельство бесконечной фантазии народных исполнителей, умело, мастерски развивающих основу напева.
Примечания, помещенные в конце книги, посвящены описанию обстановки, в которой исполнялись песни, содержат их музыковедческий анализ и указания на аналогичные публикации.
Песни, вошедшие в сборник, могут служить «лучшей иллюстрацией тех неиссякаемых могучих сил, которые несет в себе народная масса». Их национальное своеобразие состоит в том, что наряду с горем и тоской от них веет «простором, волей, молодецкой удалью» (Д. Н. Мамин-Сибиряк).

С. Пушкина,
музыковед, член Союза композиторов СССР

Полный текст читайте в книге

  • Предисловие
  • СВЯТОЧНЫЕ, ИГРОВЫЕ, МАСЛЕНИЧНЫЕ ПЕСНИ
  • ПЛЯСОВЫЕ, ШУТОЧНЫЕ ПЕСНИ
  • ШРОВОДНЫЕ ПЕСНИ
  • СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ
  • КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
  • БЫЛИНА
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ
  • ПРОГОЛОСНЫЕ ПЕСНИ
  • Примечания
  • Список библиографических сокращений
  • Алфавитный указатель песен

Скачать ноты и тексты

Спасибо Анне за сборник!

Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»

Осинский Народный ансамбль песни и танца Уральская рябинушка имени Бориса Капитоновича Брюхова , заслуженного работника культуры России был создан в 1946 году. Рождением хора считается 15 января 1946г. – именно в этот день хоровой коллектив дал свой концерт в г.Оса (Пермский край).

Первым руководителем стал Александр Прокопьевич Макаров , хормейстером его жена Татьяна Владимировна Толстая (бывшая солистка хора им. Пятницкого). За короткое время хор завоевал любовь и популярность земляков. После отъезда Макарова руководителем хора в течении семи лет был Валентин Петрович Алексеев .

Начиная с 1947 г., осинский хор русской народной песни не раз был дипломантом и лауреатом многих конкурсов, смотров, фестивалей- от Всероссийских до районных. В 1947 г. хор становится Диполомантом Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности, выступает в Москве – в Доме Союзов и большом театре. Участвует в съемках фильма «Песни колхозных полей». В его репертуаре – народные песни и танцы, частушки, сценки, хороводы, песни современных композиторов.

Особое место в репертуаре хора занимали песни, записанные в осинском районе: «Красно ли моё солнышко», «Как по речке - реченьки», «Пирожок-то стряпали» и многое другое.

В 1953 г. руководителем хора становится Б.К. Брюхов , прекрасный музыкант, истинный профессионал, хороший и чуткий руководитель, который внес неоценимый вклад в развитие музыкального песенного творчества.

В 1956 г. хор участвует в съемках фильма «Навстречу песне», а в 1960 г. состоялась поездка хора в Москву с концертами на ВДНХ.

В 1961 г. осинскому хору присвоено звание «Народный», а с 1976 г. он называется Народный ансамбль песни и танца «Уральская рябинушка».

Имя Бориса Капитоновича Брюхова в 2000 г., решением областного Законодательного собрания, присваивается коллективу.

С сентября 1999 г. ансамблем руководит Олег Викторович Лыков . С его приходом в коллектив влелись новые участники - учащиеся школ и учебных заведений города, изменился репертуар.

С 2007 г. принять руководство ансамблем было предложено Людмиле Павловне Артемьевой . Оркестровую группу ансамбля возглавила Наталья Валентиновна Вергизова , а танцевальную – балетмейстер Алексей Игоревич Артемьев . С 2010 г. оркестровая группа находится под управлением талантливого баяниста – Вячеслава Геннадьевича Селезнева .

В 2010 г. «Уральская рябинушка» стала дважды Лауреатом краевых фестивалей – конкурсов «Край рябиновый» и «Прикамье полющее».

В этом же году анмабль принял участие во Всероссийском фестивале народного творчества «Родники России» в г.Чебоксары.

В 2011 г. народный ансамбль песни и танца Уральская рябинушка имени Б.К. Брюхова отметил важное событие – 65-летие творческой жизни.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме