Что изучают исторические науки. Что изучает история? Что такое история

Среди дисциплин, знакомство с которыми начинается еще в средней школе, следует назвать историю, которая позволяет школьникам понять, как жили люди прошлых эпох, какие события происходили столетия назад, к каким последствиям они привели. Рассмотрим, что изучает история, зачем нам знать о давно минувших событиях.

Описание дисциплины

Историческая наука позволяет узнать о прошлых эпохах, конкретных событиях, монархах, изобретениях. Однако такое понимание того, что изучает история, было бы упрощенным. Эта дисциплина работает не только с фактами, но и дает возможность выявить закономерности развития жизни, обозначить периоды, проанализировать ошибки прошлого, чтобы стараться их не повторять. В целом наука «история мира» постигает процесс развития человеческого общества.

Данная область знаний относится к числу гуманитарных. Являясь одной из самых древних наук (ее основоположником считается Геродот), она продолжает активно развиваться.

Предмет изучения

Что изучает история? Прежде всего, основным предметом этой науки является прошлое, то есть та совокупность событий, которая происходила в определенном государстве, обществе в целом. Эта дисциплина исследует войны, реформы, восстания и мятежи, взаимоотношения между разными государствами, деятельность исторических личностей. Чтобы лучше понять, что изучает история, составим таблицу.

Историческая периодизация

Что изучается

Первобытная

Особенности внешнего вида и жизни древнейших и древних охотников и собирателей, зарождение общественных отношений, появление искусства, устройство древнего общества, зарождение ремесел, специфика жизни общины

Древнего мира, Античность

Особенности первых государств, специфика внешней и внутренней политики первых монархов, социальные структуры древнейших обществ, первые законы и их значение, ведение хозяйственной деятельности

Средние века

Специфика ранних европейских королевств, отношение государственности и церкви, выделяемые в обществе классы и особенности жизни каждого из них, реформы, специфика внешней политики, рыцарство, набеги викингов, рыцарские ордены, крестовые походы, инквизиция, Столетняя война

Новое время

Технические открытия, развитие мирового хозяйства, колонизация, образование и многообразие политических партий, буржуазные революции, промышленные перевороты

Новейшая

Вторая мировая война, отношения России и мирового сообщества, особенности жизни, война в Афганистане, Чеченская кампания, переворот в Испании

Из таблицы видно, что в изучении исторической науки находится огромное число фактов, тенденций, особенностей, событий. Эта дисциплина помогает людям осознать прошлое своей страны или мирового сообщества в целом, не забыть эти бесценные знания, а сохранить их, проанализировать, осознать.

Эволюция термина

Слово «история» не всегда употреблялось в современном нам значении.

  • Изначально это слово с греческого языка переводилось как «узнавание», «расследование». Поэтому термин означал способ выявления определенного факта или события.
  • Во времена античного Рима слово стало использоваться в значении «пересказ событий минувшего».
  • В эпоху Возрождения под термином стало пониматься обобщенное значение - не только установление истины, но и письменное ее фиксирование. Это понимание вобрало в себя первое и второе.

Лишь в 17-м столетии историческая наука стала самостоятельной отраслью знаний и приобрела известное нам значение.

Позиция Ключевского

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский очень интересно высказался о предмете исторической науки, подчеркивая двоякую природу термина:

  • Это сам процесс движения вперед.
  • Изучение этого процесса.

Таким образом, все, что происходит в мире, является его историей. Наука при этом постигает особенности исторического процесса, то есть события, условия, результаты.

О роли этой науки Ключевский высказался очень кратко, но емко: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Вспомогательные дисциплины

История является многоотраслевой, сложной наукой, которой приходится иметь дело с большим числом фактов и событий. Именно поэтому и появился целый ряд вспомогательных дисциплин, информация о которых представлена в таблице.

Каждая из этих вспомогательных дисциплин очень важна для постижения исторического процесса в целом.

Отрасли

Развитие человека и общества - процесс сложный, многогранный, включающий в себя деятельность отдельных личностей, развитие социальной и культурно-бытовой сфер, внутреннюю и внешнюю политику государств.

В силу этого в самой науке принято выделять ряд основных направлений истории:

  • Военная.
  • Государственная.
  • Политическая.
  • История религии.
  • Права.
  • Экономическая.
  • Социальная.

Все эти направления в своей совокупности и представляют собой историю. Однако в рамках школьного курса изучаются лишь самые общие сведения из дисциплины, в учебниках по истории используется другое подразделение:

  • История Древнего мира.
  • Средневековая.
  • Новая.
  • Новейшая.

Отдельно выделяется мировая и отечественная история. Также в школьный курс включается и краеведение, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями развития родного края.

Основные методы

Прежде чем разбираться в вопросе, зачем изучать историю, следует рассмотреть ту совокупность методов, которую использует эта увлекательная наука:

  • Хронологический - изучение науки по периодам и датам. Например, изучая новую историю, очень важно понимать хронологию Великих географических открытий.
  • Синхронический - попытка выявить связь между процессами и явлениями.
  • Историко-генетический - проведение анализа исторического события, определение его причин, значения, связь с другими событиями. Например, Бостонское чаепитие и Первый Континентальный конгресс повлекли за собой Войну за независимость США.
  • Сравнительно-исторический - сравнение данного явления с другими. К примеру, сравнение особенностей периода Возрождения в различных европейских странах при изучении истории мира.
  • Статистический - сбор конкретных числовых данных для анализа. История - наука точная, поэтому такие сведения необходимы: какое число жертв унесло то или иное восстание, столкновение, война.
  • Историко-типологический - распределение событий и явлений на основе общности. Например, особенности промышленного переворота в новой истории у различных государств.

Все эти методы используются учеными для постижения особенностей и закономерностей пути развития общества.

Роль

Рассмотрим, зачем нужно изучать историю. Эта наука позволяет понять закономерности исторического развития человечества и общества, на основании этих сведений становится возможным понимать то, что нас ожидает в будущем.

Исторический путь сложен и противоречив, даже самые умные и дальновидные личности делали ошибки, которые приводили к ужасающим последствиям: мятежам, гражданским войнам, гибели сотен тысяч простых людей, переворотам. Мы сможем избежать этих ошибок только в том случае, если будем знать о них.

Без знания мировой и родной истории невозможно быть образованным грамотным человеком, патриотом, понимать свое место в мире. Именно поэтому с детских лет надо изучать эту увлекательную науку.

Как постигать науку

Чтобы понимать особенности развития общества, следует выбрать хороший учебник по истории и рабочую тетрадь. В средней школе для работы необходимы и контурные карты, заполнение которых позволяет визуально представить особенности протекания того или иного процесса.

Дополнительным плюсом станет чтение литературы по предмету, за счет которого можно существенно расширить свои знания и познакомиться с интересными фактами.

Трудности

Рассмотрев, что изучает история, разберемся в вопросе, с какими трудностями приходится сталкиваться при постижении этой гуманитарной дисциплины:

  • Многие события исторического пути имеют противоречивую и нередко субъективную оценку исследователей.
  • Новая история подвергается переосмыслению, поэтому те знания, которые всю жизнь преподносили на своих уроках педагоги «старой школы», оказались неактуальными.
  • При изучении древних периодов очень многие факты носят характер гипотез, пусть и подкрепленных доказательствами.
  • Наука стремится к точности, что не всегда возможно.
  • Необходимость держать в голове огромное количество дат, имен, реформ.

Именно поэтому знакомство с наукой истории нередко не вызывает у современных школьников энтузиазма. Чаще всего они просто не понимают огромного значения этой дисциплины, не видят в ней интереса, воспринимая предмет как скучный и требующий заучивания большого объема информации.

От педагога требуется донести до своих учеников роль этой увлекательной науки, помочь школьникам осознать ее ценность. Только в этом случае работа на уроках станет полезной и продуктивной.

Что изучает история? На этот вопрос никогда не было однозначного ответа. Карл Ясперс, размышляя на эту тему, говорил о том, что когда мы пытаемся вглядываться в историю, то это погружает нас в саму тайну человеческого бытия. Ведь это наше прошлое, которое сделало нас такими, какие мы есть. Или, по крайней мере, такими, какими мы сами себе представляемся. Поэтому мы и задаемся подобными вопросами: откуда все происходит, куда ведет и что, собственно, означает? Потребность обращаться к прошлому и хранить записи о различных событиях имеет очень глубокие корни. Вначале история была только хронологическим (и то не всегда) нагромождением событий и явлений. Последние принято называть фактами. Собственно, тем, что изучает история, а именно главными структурными элементами, на которых зиждется весь процесс исследования, характерный для данной науки.

Однако накопления одних фактов было совершенно недостаточно для появления ученого дискурса. Теоретическое рассуждение начинается с поиска связи между событиями и феноменами. Когда люди начинают пытаться искать смысл происходящего или привносить его, видеть цели или причины того, что случилось и будет случаться, тогда и возникает наука. Происходит рационализация истории. Она словно выделяется в особый мир, который остается вне нас и в то же время имеет с нами какое-то общение. А вот когда мы начинаем задавать вопросы о сущности этого особого бытия, то тем самым осуществляем его философский анализ. Он тоже отвечает на вопросы о том, что изучает история.

Даже изначально, когда становление этой науки происходило в архаический период, никакое теоретизирование не обходилось без структур и категорий. Ведь любое понятие, используемое в этой сфере, как, например, город или народ, государство или рабы - это уже не исторический факт. Это некая категория, которая его обобщает. Поэтому история изучает еще и эти понятия, и соотношение между ними и происшедшими событиями. Когда же мы ищем смысл фактов и пытаемся понять, укладываются ли они в какую-либо систему, то часто думаем даже не о том, что было и будет, а о том, что должно быть. Таким образом, мы ищем не только то, что изучает история, но и то, к чему она нас ведет или к чему все мы должны прийти в идеале.

Так возникает понятие особого времени, процесса, имеющего начало и конец. Эта историческая категория тоже понималась по-разному. В древние времена время было символом испорченности, падения из «золотого века». Затем появилось понятие развития - эпическая история отдельных народов. А потом, в конце античной эпохи, после Августина, зародилась теория прогресса. Она гласила о том, что история - это линейное время, проходящее от падения до спасения, что она имеет скрытый смысл, главной движущей силой которого является Бог и Его замысел. Фактически все позднейшие светские теории о следующих друг за другом прогрессивных формациях повторяли смысл идей Августина о движении от ада до рая, только интерпретировали их в социальном смысле.

С ранних времен изучение истории и философии также фокусировалось на анализе политики. Однако это не был анализ реальных событий а, скорее, шел поиск идеальных форм государства и законодательства. Затем, в эпоху Возрождения, анализ права превалировал над рассмотрением видов политических систем, и вторые ставились в зависимость от первого. На современном же этапе выделилась целая наука. Ее называют политической историей. Она анализирует происходящие в реальном времени процессы. Думая о том, что политическая история изучает, можно сказать, что теперь она рефлексирует не только над тем, что происходит сегодня, но пытается вывести современные события из традиций былых эпох.

Материалы по теме:

  • Развернутый ответ на вопрос о том, зачем нужна история
  • История как наука

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Что изучает история »

Цели урока:

  1. Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;
  2. Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;
  3. Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке
  4. Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.
  5. Личностные – обучающиеся смогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

Деятельностная:

  • Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений).
  • Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов.

Образовательная:

  • Определить значение исторического прошлого для современности;
  • используя знания учащихся подвести их к ответу на проблемный вопрос, который выражен в теме урока.

Развивающая:

  • продолжать развитие речи через ответы на вопросы;
  • продолжать развитие текстовых умений и навыков
  • осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход (творческие задания);
  • развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать картографические умения и навыки.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к Родине;
  • чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее

Задачи: в результате изучения темы ученики должны уметь:

  • давать определения понятиям история, геральдика, исторические источники, страна, гимн, флаг;
  • приводить примеры вещественных, письменных и устных источников;
  • уметь соотносить дату и век;
  • знать и называть вспомогательные исторические дисциплины;
  • сформировать умение заполнять таблицу;
  • определять и объяснять свое отношение к событиям изучаемого периода;
  • решать учебно-жизненные задачи с позиции человека XXIв.

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала:

1. Что такое история.

2. Исторические источники.

3. Помощницы истории.

4. Хронология

5. О чем расскажет историческая карта.

6. Закрепление.

7. Домашнее задание

8. Итог

Ход урока:

1. Создание проблемной ситуацией

Ход урока :

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Что вы видите на слайдах? Назовите те, которые вам известны.

Легендарный певец Баян, рассказывающий о давно минувших временах, наши предки славяне, встречающие заморских купцов. На полотне Василия Ивановича Сурикова запечатлен русский полководец Суворов, совершающий со своими солдатами героический переход через высокие горы Альпы, это картина Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». В центре расположена фотография ракеты, символизирующая освоение нашей страной космического пространства.

2. Объясните, что объединяет картины (картины прошлого нашей Родины)

3. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? О науке истории

4. Что нам поможет в работе? Учебник,

2. Формирование проблемы. (записывается на доске)

Сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.

Что же такое история? Зачем нужна история?

Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…»

III. Изучение нового материала.

1. Что такое история.

Зачем нужна история?

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий :

1) узнать о прошлом;

2) понять, почему это происходило именно так;

– С помощью словаря объясните, что означает слово «история».

1) Работа со словарем.

Понятие «история» имеет несколько толкований – происшествие; рассказ о происшедшем (повествование); наука.

Вот как определяет историю энциклопедический словарь – ИСТОРИЯ (от греч. historia - рассказ о прошедшем, об узнанном),

1) процесс развития природы и общества.

2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

Выясняют два значения слова:

1) история – процесс развития человеческого общества;

2) история – наука, помогающая восстановить прошлое человечества;

Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.

2) Работа с историческим источником.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и перескажите его.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.

Ответьте на вопросы.

1.Что такое история как наука? История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!

2.Что изучает история? История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.

3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества? Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.

Ребята, основные знания по истории вы получаете из школьного учебника.

А где еще можно узнать о прошлом?

Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории. – Но есть проблема, все определения терминов перемешались.

Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.

Гипотезы:

2. Исторические источники

Откуда историки узнают о прошлом? Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.

Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.

Проанализируйте текст «Исторические источники», используя следующие значки.

«Исторические источники»

История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.

Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:

1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;

2. устные;

3. Вещественные источники – это различные памятники материальной культуры (остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п.);

4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования и т.д.,

5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);

6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;

7. кино – фотодокументы;

8. фонодокументы – звуковые записи.

К примеру, в пещере, которая была пристанищем древних людей, были обнаружены наскальные рисунки. Пещерные люди изобразили на стене сцену охоты, где несколько мужчин пытаются застрелить из лука быка, а остальные жители бросают в животные копья. Такой рисунок сразу дает историкам несколько реалистичных выводов. Во-первых, уже в те годы жители пещеры охотились, во-вторых, их интересовала именно крупная добыча, а раз животное они убивали вместе, значит их умственное развитие уже тогда было на высоком уровне. Кроме того, они уже умели делать примитивное оружие.

Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.

2) Работа с историческим источником по вариантам.

1 вариант. Источник № 1.

«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».

Сделайте выводы из этих находок:

1 .Какие занятия были знакомы жителям поселка?

2. Что было развито больше – скотоводство или охота?

3. Какие животные были уже приручены

2 вариант. Источник №2.

Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:

«Я, царь великий, царь могучий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, шесть тысяч воинов убил, двадцать городов сжег, сто тысяч мужчин и женщин взял в плен, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги».

О чем расскажет ученым этот письменный источник?

3) Практическая работа. Физминутка.

Распределите источники на вещественные и письменные.

Если называется источник письменный встает первый вариант.

Если называется источник вещественный встает второй вариант.

1. грамоты 2. оружие 3. монеты 4. одежда. 5. обувь 6. документы 7. орудия труда 8. домашняя утварь 9. дневники 10. былины 11. медали 12. воспоминания.

Письменные: 1,6,9,10,12.

1. грамоты

6. документы

9. дневники

10. былины

12. воспоминания

Вещественные: 2,3,4,5,7,8,11.

2. Оружие

3. монеты

4. одежда.

5. Обувь

7. орудия труда

8. домашняя утварь

11. медали

5) Творческое задание :

Какую историческую информацию можно почерпнуть из русских сказок?

Трудности «прочтения» источников: найти, понять, сохранить .

3. Помощницы истории.

Изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое. Порой эта работа похожа на головоломку, неизвестные буквы, язык, материал, а ученым необходимо собрать воедино всю информацию.

Ребята, посмотрите на экран, что вы видите??? (Стол)

Давайте представим, что крышка у стола это история, а ножки – это ее помощники. А давайте уберем у стола ножки, он будет столом?

Нет.

Значит и история, не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. А помощь истории оказывают, следующие науки.

1) Работа со словарем. Ознакомьтесь со вспомогательными историческими дисциплинами.

Какие из них вам известны?

Перечислите науки – помощницы истории

1. – археология 2. – палеография 3. – ономастика 4. – геральдика 5. – сфрагистика 6. – нумизматика 7. – генеалогия 8. – метрология

1. – археология – историческая дисциплина , изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества

2. – палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко – филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

3. – ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов и их происхождение.4. –5. –

4. – геральдика – , занимающаяся изучением гербов , а также традиция и практика их использования.

5. – сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

6. – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

7. – генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, занимается изучением людей , историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением и .

8. – метрология – наука об измерениях , методах и обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

2) Блиц – турнир

Я предлагаю вам Блиц – турнир, определить, какая наука изучает предметы, которые я вам буду показывать.

  • Лист старинной книги – палеография.
  • Медаль – фалеристика.
  • Герб – геральдика.
  • Монета – нумизматика.
  • Печать – сфрагистика
  • Родословное древо – генеалогия.
  • Флаг – флаговедение

Вексиллология – историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамён. Она родственна геральдике. Действительно многие черты объединяют флаги с гербами, очень часто флаги были лишь одним из способов передачи гербового изображения. Но всё же не следует отождествлять гербы и флаги. Они, хотя и «ягоды одного поля», но различий в их истории предостаточно.

  • Совок – археология
  • Гиря – метрология

4. Хронология – наука о времени.

Люди во все времена ценили время, учились правильно его считать, беречь. Для истории это особенно важно. Без знания дат не может быть знания истории. Я предстоит выполнить о задание на знание хронологии. Вспомним государственные праздники РФ.

1. Работа в парах, взаимопроверка.

Государственные праздники России. Соотнести праздники и их даты.

  1. Новый Год;
  1. Праздник Весны и Труда;
  1. День Защитника Отечества;
  1. Рождество Христово;

XVII

XVIII

5. О чем расскажет историческая карта

«Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя. Что это?»

Правильно – это историческая карта.

Хорошо знать историю, зримо представлять события нам и помогает историческая карта.

Какие государства Древнего мира вы изучали?

Я предлагаю сравнить римское государство в разные периоды его существования.

Римская республика в 4 – 3 вв. до н.э.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

IV Закрепление.

« История – это прошлое человечества и наука о прошлом человечества»

Предполагаемый вывод по проблеме:

История нужна для того, чтобы понять прошлое и разобраться в настоящем, и в этом нам помогают исторические знания.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗАНАНИЯ

1) работа в группах

Как ты думаешь, мы, люди XXI века, должны помнить о том, что было в прошлом? Сформулируй свою позицию и аргументируй (объясни) её. Свой ответ запиши.

Позиция

Я считаю, что _____________

_________________________

Аргумент (ы)

Потому что _______________

_________________________

_________________________

_________________________

Игровой прием:

Ученики по очереди (или по желанию) должны высказать свое суждение об истории, начав его со слов «Мир истории – это…» . Выиграет тот, чье суждение понравится большему числу одноклассников.

V . Урок хочется закончить словами древнеримского оратора Цицерона: «Не знать истории – значит всегда быть ребенком».

Давайте изучать историю, чтобы стать взрослыми! ВПЕРЁД! В МИР ИСТОРИИ!


Определение истории.

История - наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающий себя в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно многообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и прочего.

Методология истории.

Методология истории - это система принципов и методов исторического познания. Наиболее распространенными до недавнего времени были позитивистская и марксистская ориентации в историческом познании. Первая базируется на положительном (позитивном) знании, основанном на опыте. Вторая - на материалистической диалектике.

Теории исторического процесса.

Теория - это логическая схема, поясняющая исторические факты. Теории исторического процесса определяются предметом истории. Теория представляет собой логическую схему, которая поясняет исторические факты. Одна теория исторического процесса отличается от другой предметом изучения и системой взглядов на исторический процесс. Каждая из теорий предлагает свой вариант видения исторического процесса. По предметам изучения выделяются три теории исторического процесса:

Религиозно-историческая;

Всемирно-историческая;

Локально-историческая.

Предмет изучения религиозно-исторической теории - связь человека с Богом. С точки зрения этой теории смысл истории заключается в движении человека к Богу как к Высшему разуму, Творцу, в процессе которого происходит формирование свободной личности.

Предметом изучения всемирно-исторической теории является общемировой прогресс человечества. Все народы проходят одни и те же стадии, только у одних это происходит раньше, у других - позже. В этой теории выделяется несколько направлений:

Материалистическое (развитием общества движет борьба между различными классами, которая в итоге приводит к построению бесклассового общества);

Либеральное (в истории всегда существует выбор пути развития, который зависит от сильного человека);

Технологическое (изменения в обществе происходят в результате технологического развития).

Локально-историческая теория изучает локальные цивилизации: их зарождение, становление, расцвет, упадок и гибель.

Предмет истории.

История России - научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов. Отечественная история является неотъемлемой частью всемирной истории. Такой подход основывается на философских категориях общего и особенного. Применение этих категорий позволяет показать особенности развития России как многонационального, многоконфессионального государства, обладающего сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненными устоями. Научные споры о принадлежности ее к какому-либо типу цивилизации не прекращаются и сегодня. Нетрудно заметить, что в прошлом и настоящем России причудливо переплелись черты различных цивилизаций. Не без оснований ряд ученых заявляет о наличии особого типа цивилизации - евразийского, к которому принадлежит наша страна.

Поэтому при изучении курса необходимо сочетание цивилизационного подхода с формационными характеристиками. Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытное развитие которого определяется природно-климатическими, геополитическими, конфессиональными (религиозными), социополитическими и другими факторами. На своеобразие России и ее роль в мировом культурно-историческом процессе значительное влияние оказало ее пограничное положение между Европой и Азией, обусловившее противоречивое воздействие на Россию Запада и Востока. Вместе с тем признание самобытности не означает обособления России от общего исторического развития; история России рассматривается в рамках становления мировой цивилизации.

Прошлое каждого народа уникально и неповторимо. В историческом развитии Российского государства следует выделить ряд определяющих факторов, к которым относятся географическое положение, влияние природно-климатических условий, геополитический фактор, специфика распространения религиозных учений (поликонфессиональность), веротерпимость, многонациональный состав населения, вобравшего в себя различные традиции, как Востока, так и Запада. Наконец, значительную роль в истории России играют особенности национального сознания россиян и специфика их ментальности (мировосприятия), а также традиции социальной организации - отсутствие жесткой структурированности общества и неразделенность, в отличие от Запада, интересов общества, государства и личности - соборность. Вместе с тем это не означает отсутствия корпоративных интересов отдельных групп и слоев населения, особенно тесно связанных с обслуживанием институтов государственной власти и управления. С другой стороны, огромные пространства Российской державы, слабо заселенные разными по языку и обычаям племенами, плохо связанные друг с другом, могли управляться только при помощи сильной централизованной власти. Без этого распад уникальной этнокультурной общности был бы предрешен.

Исторические школы.

Историческое исследование включает историографический анализ. Историография - это анализ концепций, уже существующих в научной и автобиографической литературе. Изучение трудов историков позволяет определить собственную тему исследования, не повторять уже пройденных путей, не тратить время на развитие опровергнутых гипотез.

Историческое исследование только тогда может быть признано научным, когда оно имеет четко очерченный предмет, ставит проблему, выдвигает гипотезу, использует соответствующие научные методы, проверяет достоверность источников, опирается на историографию вопроса и, наконец, аргументирует авторскую концепцию. Историческое знание существует в форме фактов и концепций.

Историческая школа - понятие XVIII - XIX вв., так как с этого времени ученые стали создавать научно обоснованные теории. Античные историки объясняли события личными качествами выдающихся правителей и полководцев, нравами и традициями страны, непреодолимой судьбой, роком, фатумом. Средневековые историки искали причины событий в Божьем соизволении, проводили аналогии с библейскими сюжетами. Под влиянием идей французского Просвещения история стала рассматриваться с точки зрения нравственного совершенствования человечества, восхождения от варварских обычаев к цивилизации. С XIX в. для интерпретации фактов используются социальные, экономические, биологические и другие теории.

Государственная школа. Наибольший вклад в российскую историческую науку XIX столетия внесли Н.М. Карамзин, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский.

Главное произведение Н.М. Карамзина - «История государства Российского». Основная идея автора заключается в том, что Россия гибла от безначалия и спасалась мудрым единовластием. Высшей ценностью объявлялось государство, а идеальной формой правления - просвещенная дворянская монархия с патриархальным допетровским укладом жизни. Историк отдавал предпочтение Ивану III и Алексею Михайловичу, которые укрепляли государство постепенными преобразованиями, а не кровопролитным царствованиям Ивана Грозного и Петра.

Наиболее ярким представителем государственной исторической школы был С.М. Соловьев, написавший «Историю России с древнейших времен» в 29 книгах. Основными факторами истории он считал природу страны, характер народа и ход внешних событий. Государство - высшая форма исторического развития, так как только в государстве народ обретает возможность прогрессивного развития.

В.О. Ключевский, сформировавшийся как ученый в государственной исторической школе, считал, что на историю влияют различные факторы: природные, экономические, этнические, личностные. Он отметил важную роль процесса колонизации новых земель в российской истории, что обусловило экстенсивный путь хозяйственного развития. С точки зрения историка, на характер русского народа значительное влияние оказали умеренно-континентальный климат и лесостепной ландшафт, приспособление к которым выработало привычку к напряженному, но кратковременному труду, терпеливость, тягу к перемене мест, бытовую неприхотливость. Значительное внимание В.О. Ключевский уделял психологии поведения правителей и социальных групп.

В современной российской исторической науке существует несколько влиятельных научных школ, кладущих в основу анализа прошлого различные факторы. Ни одна из школ не может претендовать на обладание абсолютной истиной, каждая имеет сильные и слабые стороны, успехи и неудачи.

Марксистское направление. Представители направления основываются на положении, что материальные условия жизни людей определяют их сознательную деятельность. Общественная структура, политика, право, мораль, идеология, а отчасти искусство и наука зависят от способа производства товаров. Господствующий способ производства в соединении со свойственной ему надстройкой К. Маркс назвал общественно-экономической формацией. Человечество прогрессирует от низших формаций к высшим: от первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической к коммунистической. Для стран Востока марксизм предложил параллельную формацию - азиатский способ производства, который основан на общине, коллективной и государственной собственности на землю.

В рабовладельческой, феодальной, капиталистической формациях общество разделено на классы. Класс - большая группа людей, занимающая определенное место в производстве и распределении товаров, причем это место зависит от обладания собственностью на средства производства. В формации есть классы эксплуататоров (владельцы собственности) и эксплуатируемых. Переход от одной формации к другой связан с совершенствованием техники, которая создает новые источники богатства, присваиваемые новыми классами. Став экономически господствующим, новый класс захватывает политическое господство. Данную схему К. Маркс иллюстрировал примерами буржуазных революций в Европе.

Отечественные историки советского периода внесли значительный вклад в развитие российской исторической науки. Их работы, созданные в рамках марксистского направления, во многом не утратили своего значения и в наше время.

Сильная сторона марксистской исторической школы в материалистическом объяснении прошлого, приоритетном исследовании экономических отношений, социальной структуры, государственной политики. Слабая сторона - европоцентризм (перенесение опыта развития западноевропейских стран на весь мир). Ошибочным оказался прогноз о неизбежном переходе наиболее развитых буржуазных стран к коммунизму, который рассматривался как вершина технического, научного прогресса, освобождение личности от эксплуатации.

Цивилизационная школа. Основоположниками данной школы были Н.Я. Данилевский и А. Тойнби. История мира рассматривается как процесс развития локальных цивилизаций. Постоянными критериями цивилизации А. Тойнби считал место возникновения и религию. Цивилизация проходит несколько стадий: рождение, рост, расцвет, надлом, распад, гибель. Она развивается за счет работы системы «Вызов - Ответ». Любая жизненная проблема может рассматриваться как Вызов - нападение врага, неблагоприятные природа и климат, страх смерти. Разрешение проблемы есть Ответ - отражение агрессии, формы ведения хозяйства, религия. Прогресс цивилизации связывается с развитием духовной и материальной культуры, которое осуществляется творческими личностями. Народные массы подражают творческому меньшинству и не способны создать что-то новое. Надлом цивилизации характеризуется появлением враждебных группировок внутри элиты. Распад цивилизации связан с деградацией правящего класса, который перестает интересоваться государственными делами, а занимается личным обогащением и интригами. На место старой элиты приходит новая элита, сформировавшаяся из непривилегированных слоев. В фазе распада цивилизации создаются великие империи, которые берут за образец либо свое прошлое (архаизм), либо утопическую идею нового строя (футуризм). Гибель цивилизации связана с покорением ее другой цивилизацией и распространением иной культуры.

Сильная сторона цивилизационной школы - в том, что она объясняет развитие всех регионов мира, а история признается многофакторным процессом, так что на разных этапах могут доминировать различные факторы: экономические, политические, религиозные. Слабость цивилизацион-ного подхода заключается в расплывчатости критерия «Вызов - Ответ», который более констатирует, чем объясняет. Кроме того, при этом подходе практически не учитывается роль народных масс в истории.

Теория этногенеза. Детально разработана в трудах Л.Н. Гумилева. История человечества представляется историей этносов. Этнос - коллектив людей со своим стереотипом поведения, который усваивается потомством через условный рефлекс подражания. Этнос существует не более 1500 лет, проходя в своем развитии следующие стадии: пассионарный толчок, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация, гомеостаз, мемориальная фаза, вырождение.

Каждой стадии присущ свой стереотип поведения - при пассионарном толчке и в акматической фазе преобладают идеалы жертвенности и победы. Надлом характеризуется стремлением к успеху, знанию, красоте. В инерционной фазе главенствует стремление к благоустройству без риска для жизни. Обскурация отмечена преобладанием идеала тихой обывательской жизни, приспособленной к ландшафту. В последних фазах этнос оказывается не способным вести производительное хозяйство, создавать культуру и постепенно деградирует.

Исторический возраст этноса зависит от количества пассионарное - биохимической энергии живого вещества, дающей способность к сверхнапряжению сил. Пассионарность приходит из космоса в виде излучения, воздействует на гены людей и передается по наследству. На первых этапах энергия в избытке - этносы ведут войны, колонизацию. Со временем количество энергии уменьшается, и этносы создают культуру. Все великие империи создавались пассионарными этносами, но через определенное количество поколений энергия уменьшалась, и империи гибли. Причиной могло быть как завоевание извне, так и развал изнутри.

Сильная сторона школы этногенеза заключается в объяснении событий мировой истории на основе измеряемой величины - пассионарности. Теория позволяет прогнозировать будущее этносов. Слабая сторона школы этногенеза - недоказанность самого понятия «пассионарность». История приобретает черты биологии, когда все проблемы можно свести к избытку или недостатку энергии.

Большинство современных российских историков прямо не связывают свои исследования с той или иной школой. Однако при создании концепций можно проследить влияние одной из указанных школ. В настоящее время исследователи довольно редко поднимаются до уровня обобщений в рамках всемирной истории, предпочитая заниматься историей отдельных регионов и периодов, на новом качественном уровне углублять имеющиеся представления о прошлом России.

Принципы исторической науки.

Что же мы понимаем под принципами и методами исторической науки, исторического исследования?

Представляется, что принципы - это главные, основополагающие положения науки. Они исходят из изучения объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы - категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей.

В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования: объективность, историзм, социальный подход в изучении истории, всестороннее изучение проблемы.

Принцип объективности является одним из принципов, который обязывает рассматривать историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Рассматривать историю с позиций этого принципа означает, что необходимо, прежде всего, изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития; что необходимо опираться на факты в их истинном содержании; что необходимо, наконец, рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности.

Принцип историзма является одним из наиболее значимых для любой исторической дисциплины, в том числе и для истории России. Любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин (политических, идеологических) это явление возникло, каким оно было вначале, как оценивалось тогда, как затем развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как заменялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития. Принцип историзма требует, чтобы любой человек, кто изучает историю, не впадал в роль судьи при оценке тех или иных исторических и политических событий. Принцип историзма обязывает трезво учитывать реальные силы, которыми располагали те или иные политические силы, осуществляя свои идеи, программы и лозунги в конкретные исторические периоды.

Важным принципом при изучении истории России является принцип социального подхода. В этой связи небезынтересна точка зрения выдающегося российского ученого и мыслителя Г. В. Плеханова, который писал: "Там, где историку приходится изображать борьбу противоположных сил, он неизбежно будет сочувствовать той или другой... В этом отношении он будет субъективен... Но такой субъективизм не помешает ему быть совершенно объективным историком, если только он не станет искажать реальные экономические отношения, на почве которых выросли общественные силы" (Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1956. С. 671). В современных условиях российские историки принцип партийности стали называть принципом социального подхода, подразумевая под ним проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений: в политической борьбе, в экономической области, в противоречиях социальной и классовой психологии и традиций, в межклассовых и внеклассовых противоречиях. Принцип социального подхода предусматривает одновременное соблюдение принципов субъективности и историзма. При этом следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к политической истории особенно необходим и существенен в изучении и оценке программ и реальной политической деятельности политических партий и движений, их лидеров и деятелей. Несколько слов следует сказать и по принципу всесторонности.

Принцип всесторонности изучения истории подразумевает не только необходимость полноты и достоверности информации, но и то, что необходимо иметь в виду и учитывать все стороны и все взаимосвязи, влияющие на политическую сферу жизни общества.

Таким образом, принципы объективности, историзма, социального подхода, всесторонности изучения базируются на диалектико-материалистической методологии изучения исторических процессов.

Историческое знание.

Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня.

1) реконструктивное знание - фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, - формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.

2) эмпирическое историческое знание - знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами - является результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое историческое знание - знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур - объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования. Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история – законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история – законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.

Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят:

Потребность формирования социального самосознания,

Удовлетворение потребности в социальном воспитании,

Потребности в политической деятельности и самой политики,

Потребности объяснения, предвидения и предсказания будущего.

Функции исторического знания.

Познавательная - выявление закономерностей исторического развития.

Прогностическая - предвидение будущего.

Воспитательная - формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств.

Социальной памяти - способ идентификации и ориентации общества и личности.

Требования к оканчивающим вуз специалистам.

По новому Госстандарту Высшая школа должна готовить высококвалифицированных специалистов, умеющих решать профессиональные задачи на уровне последних достижений мировой науки и техники и вместе с тем стать культурными, духовно богатыми людьми, профессионально занимающимися творческим умственным трудом, развитием и распространением культуры.

Специалист ХХI века должен:

1. иметь хорошую общенаучную (общетеоретическую) подготовку естественного профиля, которую он получает в ходе изучения математики, физики и др. дисциплин.

2. иметь глубокие знания теоретические и практические непосредственно по своей специальности – ветеринарной медицине.

3. иметь хорошую гуманитарную, в том числе историческую, подготовку, высокий уровень общей культуры, высокие качества гражданской личности, чувство патриотизма, трудолюбия и т.д. Специалист должен получить достаточно полное представление о философии, экономической теории, социологии, политологии, психологии, культурологии.

Историческое сознание и его уровни.

Гуманитарная подготовка в вузах России начинается с Отечественной истории. В ходе изучения истории формируется историческое сознание, которое является одной из важных сторон общественного сознания. Историческое сознание - совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня.

Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или даже является их участником. Широкие массы населения как носители обыденного сознания на низшей ступени исторического сознания не способны привести его в систему, оценить с точки зрения всего хода исторического процесса.

Вторая ступень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении.

Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде.

На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных историей знаний о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более-менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития.

Значение формирования исторического сознания:

1. Оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт.

2. Национально-историческое сознание - фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Это давно установленный на историческом опыте факт.

3. Оно способствует отбору и формированию общественно значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу.

УРОК № 1

Что изучает история

Цель урока: сформировать понятие «история как наука»; показать, для чего история необходима людям; познакомить с особенностями работы историков и важнейшими вопросами исторического познания: что произошло, где произошло, когда произошло; развивать умение работать с текстом учебника

Ход урока

I. Изучение нового материала.

План

2. Как работают историки.

1. История – наука о прошлом.

Вы впервые пришли на урок истории. Кто-то из вас уже успел прочитать рассказы, посмотреть фильмы на историческую тему. Но все это были отрывочные сведения. А теперь начинается изучение исторической науки. Эта работа продлится до окончания школы.

Каждый урок будет ставить новые вопросы, шаг за шагом мы будем раскрывать ценность истории. Но самое главное значение этой науки заключается в том, что она позволяет увидеть дела человека, понять, что он собой представляет.

Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 3, 4.

Что общего между ними? (На всех иллюстрациях изображено то, что было в прошлом).

Прочитайте в учебнике на с. 4 второй абзац. Найдите предложение, в котором содержится объяснение, что такое история.

Записать на доске (затем в тетрадь):

Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей.

Обратите внимание на первое слово в предложении. Оно выделено жирным шрифтом. Наука – это то, что дает нам знания, опыт, поучает. Математика изучает числа и как с ними работать. Зоология изучает все, что связано с миром животных. Науки бывают самые разные. Со многими из них ученики познакомятся в школе.

История

Составление схемы

Изучает прошлое

Изучает деятельность людей

Всегда связана с людьми

Что дает человеку история?

Запись в тетрадь:

История помогает узнать о людях:

Как жили;

Чем занимались;

К чему стремились

Какие горести и радости испытывали

Задание: определите по учебнику, из какого языка пришло к нам слово «история» (из греческого). Запишите его в тетрадь, указав значение и происхождение.

Запись в тетрадь: история (слово греческое) – рассказ о прошедшем, об узнанном.

2. Как работаю историки.

Отцом истории называют Геродота.

В конце учебника есть словарик. Определите, какие сведения о Геродоте содержатся в тексте словаря. (Словарь – первый помощник в изучении истории. Словари бывают самые разные, но все они помогают быстро узнать значение непонятного слова, его происхождение).

Чтение учебника на стр. 5-6.

Рассмотрите иллюстрации на стр. 5-6 учебника. Здесь изображены события прошлого.

Эти исторические события происходили в разных местах. Ватерлоо – населенный пункт в Бельгии, южнее Брюсселя. Помпеи – город в Южной Италии у подножия вулкана Везувий. Куликово поле – между реками Непрядва, Дон, Красивая Меча (сейчас это Тульская область). Значит каждое событие имеет свое место и время.

Что произошло, где произошло, когда произошло – это главные вопросы, с которых любой историк начинает изучать прошлое.

Но ответы на эти вопросы не достаточны историку. Перед ним встают новые вопросы: почему произошло событие, к каким последствиям оно привело и многие другие. Вопросы могут быть самые неожиданные, ответы на которые приходится искать долгие годы.

Запись в тетрадь:

Главные вопросы историка:

Что произошло

Где произошло

Когда произошло

II. Закрепление.

вопросы на стр. 6 учебника

Домашнее задание: записи в тетради


 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...