Какие молитвы читать в понедельник страстной седмицы. Великий Четверг Страстной недели в древности. Напитаться духом Богослужения

Данная статья содержит: молитва на страстную неделю пятница - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Страстная седмица - это последняя неделя Великого поста перед наступлением Светлой Пасхи. В этот период у каждого человека есть возможность очистить душу от грехов и заручиться поддержкой Высших сил.

Страстная неделя перед Пасхой в 2017 году продолжается с 10 по 16 апреля. В этот период особое внимание стоит уделить своему духовному состоянию и посвятить время молитвам. Истинная вера поможет душе каждого освободиться от негатива и впустить в сердце Господа.

Молитва в Великий понедельник

«Господи Иисусе! Душой и сердцем всегда с Тобой каждый грешный на этой Земле. Возмолимся Тебе, вспоминая жертву Твою для всего рода человеческого. Милостью Твоей да обретем душевный покой, избавимся от демонов, нас с верного пути совращающих. Житие наше грешное, но Тобой управляемое, избавится от темноты и непросветленности. Аминь».

Молитва в Великий вторник

«Источник жизней наших, Господи! Услышь молитвы мои, к Тебе обращенные. Очисть меня от согрешений, спаси меня от помыслов нечистого. Источник жизни своей нашел я в молитвах к Тебе, Господи. Покаянно и смиренно прошу простить меня за свои поступки неблагочестивые, взываю к Святой Троице о защите и покровительстве надо мной. Аминь».

Молитва в Великую среду

«Леность свою осознаю, радуюсь каждому дню, прожитому во кресте. Велико мое покаяние. Даруй, Господи, страдания за нас принявший, спаси нас. Милость Твоя да распространится над челом каждого, войдет в души, смирит смятение и крик диавольский. Озарит светом небесным путь во тьме, да проведет нас путем безгреховным. Аминь».

Молитва в Великий четверг

«Слава Тебе, Господи! Помяни меня, грешного, в Царстве Твоем. Не позволь проискам нечистого поведать тайны и секреты Твои, запри на замок уста мои дерзновенные. Дай насладиться светом, с Небес исходящим, проникнуться мудростью в веках и научить сыновей и дочерей своих жить в праведности и безгреховности. Аминь».

Молитва в Великую пятницу

«Молитвой праведною да смирением христианским молю Тебя, Господи. Благослови меня на дела безгрешные, дай сил бороться с проявлениями негативными, не винить обидчиков своих и ставить их наказание на Волю Твою. Праведными молитвами воскрешаю Тебя ежедневно, молю за весь род людской, даруй нам всепрощение. Аминь».

Молитва в Великую Субботу

«Слава Господу нашему за Крест, за смерть Христа, за Воскресение Святое. Нет больше преград душе праведной, ибо смерть - лишь сон и упокоение. Помолимся же за души наши, за мир на Земле грешной, против козней дьявольских. Да не оставит нас Господь в наших метаниях, укажет дланью путь чрез темноту да к свету Божьему. Благослови нас, Господи. Аминь».

Завершает Страстную неделю Светлая Пасха, праздник Воскресения Христова. В этот день православные христиане радуются этому событию, прославляют Господа и приветствуют друг друга словами: «Иисусе Воскресе! Воистину Воскресе!».

Молитвы и обращение к Небесам каждый день дают нам великую силу противостоять негативу, что окружает нас. С их помощью мы просим прощения и благословения, защищаем себя от болезней и робости, помогаем детям нашим. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Страстная неделя: что можно и что нельзя делать перед Пасхой

Наши советы помогут правильно подготовиться к Пасхе. Вы узнаете, какие испытания выпадают нам на последнюю, Страстную неделю перед.

Что можно и что нельзя делать в Чистый четверг перед Пасхой

Чистый четверг - четвертый день Страстной недели, связанный со множеством традиций и обычаев. Чтобы должным образом подготовиться к Пасхе, .

Страстная неделя Великого поста по дням: что можно есть перед Пасхой

На страстную неделю выпадают семь самых строжайших дней в году. Питайтесь правильно, в соответствии с рекомендациями церкви, чтобы вылечить.

Суть Чистого четверга перед Пасхой

Чистый четверг - один из самых важных дней Страстной недели. Он обладает глубоким смыслом и множеством церковных.

Приметы и традиции на Пасху

Самый почитаемый праздник православных христиан - Пасха - связан не только с церковными традициями, но и со множеством.

Страстная седмица

Страстна́я седми́ца – последняя седмица перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими.

Эта неделя особо чтится Церковью. “Все дни – говорится в Синаксаре – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…”.

Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым.

В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением.

Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей.

В этот день Господь установил Таинство Причащения, поэтому все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной Литургии. Тропарь дня “Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувший. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе”

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. При пении тропаря: “Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи. (Перевод: «Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе»)” священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги Его. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом.

Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Это день строгого поста, когда ничего нельзя есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы. Это день самого строгого поста в году.

В Великую субботу (служба начинается вечером в Великую Пятницу) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прославися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча». В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: “Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Иоан. 16:22).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Страстная пятница 2017: приметы, обряды, молитвы и заговоры

Самым печальным и строгим днем Великого поста является Страстная пятница. Многие религиозные и народные обычаи связаны с этим днем. Так как это день великой скорби, то большинство обычаев заключается именно в запретах.

Когда страстная пятница в 2017 году или другом году зависит от даты Пасхи. В текущем году Пасха празднуется 16 апреля, значит, Страстная пятница будет 14 апреля. Этот день посвящен воспоминаниям о распятии и смерти Иисуса Христа.

Именно в пятницу Иисус Христос был распят, отсюда и символизм упоминания об этом событие в последнюю пятницу Великого поста. Иисус принял смерть на кресте на Голгофе, затем тело сняли с креста и погребли. В течение богослужения в Великую пятницу три раза читаются места Евангелие, где описаны эти события.

Дата Страстной пятницы в 2017 году приходится на 14 апреля. На утреннем богослужении зачитываются 12 отрывков, которые в хронологическом порядке рассказывают о событиях той пятницы. Отдельно также зачитываются повествования четырех евангелистов: Матвея, Иоанна, Луки, Марка. На великой вечерне об этих событиях рассказывает одно продолжительное составное евангелие.

Приметы в Страстную пятницу 2017

В Страстную пятницу нельзя плевать на землю. Народные приметы говорят, что кто плюнет на землю – от того на весь год все святые отвернутся.

В Великую пятницу можно определить, есть ли на вашем доме порча. Для этого утром этого дня нужно пойти в церковь, отстоять и службу с зажженной свечкой. После службы с остатком этой свечи придите в свой дом или квартиру и обходите ее комнату за комнатой. Возле “порченной” вещи свеча сильно затрещит и начнет чадить черным дымом.

Куличи и любая выпечка, которую испекли в Страстную пятницу никогда не заплесневеет. Также кусочек такого кулича хранят весь год и дают заболевшему человеку. Также кусочек кулича весь год, до следующей Пасхи, хранят в доме за иконами – такой оберег защищает от пожара.

Согласно приметам в Страстную пятницу нельзя копать землю и что-либо сажать. Во-первых урожая вы не получите, во-вторых поверья утверждают, что человека, который будет в этот день копать землю постигнет несчастье.

Большим грехом считается занятие любовью в Страстную пятницу даже между мужем и женой. Ребенок, зачатый в этот день, может родиться больным или калекой. В народе приметили, что если даже такой младенец будет здоровым, то во взрослой жизни станет убийцей.

Стирать в Великую пятницу нельзя. Бытует поверье, что если в этот день постирать белье и вывесить его сушиться, то на нем появятся следы крови.

Человек, который полностью воздержится от еды и воды весь этот день, будет знать за три дня время своей смерти.

Проснувшись утром в пятницу на Страстной недели первым делом, ни с кем не разговаривая до этого, выглядывали в окно и примечали, на кого первого упадет взгляд. Если увидели птицу, то это для девушки это к новому знакомству, а для парня к добрым вестям. Если взгляд упал на собаку – такой знак предвещает грусть и печаль. Первой увидеть кошку в Страстную пятницу – к достатку и богатой жизни. Если приметили молодого парня или мужчину – весь год будете здоровым. Молодая девушка – к благополучию. Увидеть целую семью – вы будете жить со всеми родными в мире и согласии. А вот если ваш взгляд упал на старика, инвалида или больного человека, то это, к сожалению, предвещает болезнь или крупную потерю.

Оботрите тряпкой все углы в доме и уберите ее подальше от чужих глаз. Такой тряпкой обычно лечат больные поясницу (обвязывают ее вокруг талии) и ноги (вытирают их после мытья в бане).

Печная зола, взятая в этот день, помогает в лечении алкоголизма, сглаза и смертной тоски.

Заговор в Страстную пятницу от алкоголизма, пьянства

К сожалению, в нашей стране вопрос алкоголизма, пьющих родственников всегда был и остается очень актуальным. Наши предки считали, что печная зола, взятая в страстную пятницу, помогает в лечении от алкоголизма, и избавляет от смертной тоски.

Золу, взятую из печи в Страстную пятницу, сыплют на пешеходный перекресток (машины там ездить не должны) наотмашь золу, и читают три раза:

Как эта зола не даст ростки, а ростки лепестки, из лепестков плод, так раб (имя) вина не возьмет в рот: ни в воскресенье, ни в субботу, ни в пятницу, ни в четверг, ни в среду, ни во вторник, и ни в понедельник. Аминь. Как эта зола ключом не забьет, соловьем не запоет, так и раб (имя) вина зелена не запьет. Аминь. Как эта зола не опоросится, не ощенится, так и раб (имя) навсегда с вином простится. Не будет пить: ни в воскресенье, ни в субботу, ни в пятницу, ни в четверг, ни в среду, ни во вторник, ни в понедельник, ни по будням, ни по праздникам Святым. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь.

Первый раз сыпать в Страстную пятницу, затем еще две пятницы подряд. Оставшуюся золу используют так же в случае срывов, если вдруг, снова запил, для профилактики перед праздниками когда «грех не выпить».

Заговор в Страстную пятницу от стресса, депрессии

В Страстную пятницу отчитывают людей, страдающих депрессией, что в наше суетное, полное стрессов время очень актуально.

Три крашеных яйца опускают в воду, которой потом должен умыться больной. Над водой читают специальный заговор:

Укрепи мои верные слова, Господь, Укрепи, Христос, рабу Божью (имя). Как люди радуются светлой Пасхе, Так и раба Божья (имя) пусть будет жизни рада. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь.

Заговор в Страстную пятницу для мира в семье

Чтобы в вашей семье всегда был мир и лад, когда будете печь пасхальные куличи, испеките вместе с ними маленький хлебный колобок. Одну половину от него съешьте сами, а вторую сохраняйте в течение года в доме за иконами. Когда будете класть колобок за икону, скажите такие слова: “Господи, спаси, сохрани, оборони. Ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

Страстная Пятница в 2017 году: что нельзя делать и что можно делать

Вопрос о том, что нельзя делать в Страстную пятницу 2017 интересует многих. Во-первых, это самый строгий пост. В этот день нельзя совсем ничего есть кроме хлеба и воды. На завтрак и это есть нельзя. А многие и от хлеба с водой отказываются. Мы уже обсуждали вопрос о том, что можно есть в Страстную пятницу.

Во-вторых, в этот день строго запрещается любое веселье. Считается, что кто будет смеяться в пятницу, тот круглый год будет плакать. Запрещается в Страстную Пятницу петь, много разговаривать и, особенно, громко. Нельзя ругаться и убирать в доме. Если на этот день у вас выпал праздник – перенесите его.

Проведите этот день в молитвах и покаянии. И готовьтесь к Пасхе.

Молитвы Страстной пятницы

Твори добро, оказывай людям помощь! Проводи время в молитве! Уклоняйся от зла! Так говорится в духовных книгах. В Страстную пятницу нужно отдавать молитве большую часть времени. Читая молитву нужно испытывать искренние чувства – и не думать о посторонних вещах. Помните! Что только тёплая молитва будет услышана Всевышним. Какие молитвы можно и нужно читать в пятницу – узнайте.

Молитва для других

О Иисус, помилуй вашей святой Церкви; заботиться о нем.

О Иисус, помилуй бедных грешников и спасти их от ада.

О Иисус, благослови моего отца, мою мать, моих братьев и сестер, и все, что я должен молиться.

О Иисус, пожалейте души в чистилище и довести их до вашего небесного покоя.

Молитва, чтобы выразить скорбь за грехи

Мне очень жаль за то, что отвернулась от вашей дружбы.

Вы показали только любовь ко мне.

Я иногда показано немного любви в ответ.

Из-за твоего, единственного твоего, Иисуса, Который умер и воскрес для меня, прости меня все мои грехи.

Отец, не только я обидел вас на мои грехи, но я также оскорбил ваше сообщество здесь, на земле.

Я обещаю, чтобы показать большую любовь к соседу, с тем чтобы восполнить мои грехи.

Я ничего не можем сделать, если ваш Святой Дух не помогает мне вести жизнь, такая как Иисус, жизнь провел забыв о себе в служении другим.

Молитва за Святейшества на Страстную пятницу

Господи, на завтра и его потребностей Я не молюсь,

Держите меня, Боже мой, от пятна грехов,

Позвольте мне оба работают старательно и надлежащим образом молиться,

Позвольте мне быть добрым словом и делом для других,

Позвольте мне не сделать ничего плохого или простаивает на словах, бездумное сказать,

Установите вам замок на моих губах

Позвольте мне в сезон, Господи, быть честны, в сезоне геев,

Позвольте мне быть верным вашей милости только сегодня,

И если сегодня, мой прилив жизни должно угасать,

О ставку быть, если сегодня я умру, приходите домой сегодня,

Так, на завтра и его потребностей, я не молюсь,

Но держать меня, направлять и любить меня, Господи, я молю тебя.

Молитва за единство

вы Отец всех мужчин.

Мы просим вас, чтобы отправить Святого Духа,

Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Мф. 21, 22

Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.

В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, - говорится в Синаксаре, - есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников - иудеев, продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров - гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом - Своею живоносною плотию».

Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает . Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».

«Закон Божий», издательство «Новая книга»

Песнопения из службы в понедельник Великого Поста

Тропарь

Стихира

Светилен

Евангелие от Матфея

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, и, ничего не нашедши на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились, и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: если будете иметь веру, и не усумнитесь; не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись, и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Мф. 21, 18-22

Священное Писание и его толкование

  • Протоиерей Александр Шаргунов .

Проповеди

  • Иеромонах Ириней (Пиковский) . . Проповедь в Великий Понедельник

Богослужение

Иконография

  • . ФОТОГАЛЕРЕЯ

Вопросы священнику

  • Иеромонах Иов (Гумеров) .

Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?..

Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, - как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И как сотни людей, вероятно, хотели бы вырваться из этой недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха, от ужаса…

И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, даже в те минуты, когда страх побеждал и они старались спрятаться от гнева народного. Никуда не могли уйти, забыть происходящее Никодим, Иосиф Аримафейский, тайные ученики Христовы, верные женщины-мироносицы,.. Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах, потому что ужас охватывал их извне и изнутри. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.

И вот, когда вспоминаешь это, - разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? И у них мешались мысли, у них холодело сердце, и у них истощались силы; но они жили этим событием. И то, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь.

Поэтому, что бы вы не переживали, как бы мало вы - мы - ни переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют. Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события - потому что это события, а не воспоминание - пусть нас ломают телом и душой. И тогда, когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, - и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

После торжества Недели ваий начинается напряженное восхождение по ступеням страстной недели к вершине Голгофы. Для христиан древности это и была Пасха - крестная. Страстная неделя для нас, христиан современности стала актуальным переживанием подвига Христа, необходимым, чтобы достойно встретить Пасху торжественную, Пасху Воскресения.

Фреска Мануила Панселина в соборном храме монастыря Ватопед (Афон), XIV век

За восклицаниями «Осанна в вышних!» следует призвание ко вниманию, сосредоточенности и молитве. На утренней службе понедельника Страстной недели нас встречает песнопение: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас». Тропарь «Се Жених грядет в полунощи…» поется первые три дня Страстной недели. Эти слова отсылают к евангельской притче о десяти девах (Мф. 25. 1-13). Душа не должна погрузиться в сон в ожидании Жениха – Христа. От степени нашего внимания и сосредоточенности зависит близость к Царству Божиему. И это один из важнейших смыслов Страстной.

На этом последнем отрезке великопостного пути нас ожидают Страсти и Смерть Христовы. В древности последняя неделя поста, предпасхальная, называлась «Великой». Воздержание в эту неделю усиливалось. Предписывались строжайший пост на хлебе, соли и овощах, советовалось полное неядение в пятницу и субботу. «…эти шесть дней Пасхи обыкновенно все проводят в сухоядении т. е. вкушают под вечер только хлеб с солью и водою; некоторые же усердно удлиняют неядение: иные же и всю неделю до пения петухов в воскресенье проводят без пищи» свидетельствует св. Епифаний Кипрский.

Каждый день Страстной недели – Великий. Бабушки из курской деревенской глубинки называют Страстную неделю Страшной неделей.

Великий Понедельник Страстной недели: Иосиф Прекрасный и иссохшая смоковница.

В этот день, как говорит синаксарь из Постной Триоди «…память творим блаженного Иосифа Прекрасного, и изсохшия смоковницы…».

Иосиф, последний сын ветхозаветного патриарха Иакова является прообразом Христа. Завистливые братья сначала скрывают его в пересохшем водяном рве, а затем продают работорговцу за тридцать сребренников. Иосиф, ставший начальником египетской земли, дает своим братьям пшеницы, когда среди израильтян свирепствует голод. Подобно Иосифу, Христос пострадал от зависти единоплеменных Ему Иудеев и был предан своим учеником за тридцать сребренников. Заключенный в темный ров - гроб, Христос своей властью восстает от мертвых и, спасая нас от греха, так же как Иосиф раздавал пшеницу, утоляет наш духовный голод Таинством Евхаристии: «…человеколюбно искупает нас таинственным пшеницедательством, яко Сам Себе за нас давый, и яко питает нас Небесным Хлебом, своею живоносною плотию». Это первая тема понедельника Страстной недели. В Священной историй более чем за 3600 лет проявляется предуведомление о Христе и Его Страстях. Для нас время спрессовано, оно сжимается в тугую пружину, которая развернется в День Пасхи. В дни Страстной недели переживаем и то, что было на заре истории, и то, что произошло две тысячи лет назад и переживается нами сегодня с неизменным чувством новизны. Образы Священной истории сплетаются в причудливый и прекрасный узор.

Один из элементов этого узора – образ иссохшей смоковницы из евангелий от Матфея (Мф. 21. 19-22) и от Марка (Мк. 11. 20 -23). Господь проклял смоковницу на которой не оказалось плодов. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит в беседе на Великий Понедельник Страстной недели: «Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями - это я, и вы, брат и сестра, возлюбленные. К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить голод души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском - одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет». И это предупреждение для всякого христианина идущего путем Страстной недели, переживая предательство Христа, Его страсти и смерть на Голгофе, мы не должны прийти к Пасхе без духовного плода. Образ смоковницы должен устрашать «…не делающих прикладного добродетелей плоды», то есть «устрашая всякого, кто не приносит плод, добродетели приличествующий.».

Рефреном хвалитных стихир (поющихся в конце утреннего богослужения) Великого понедельника Страстной недели служат слова о том, что Господь идет к мучению, которое принимает на Себя по собственной воле: «Грядый Господь к вольной страсти…», «Достигшее верни спасительную Страсть Христа Бога», «Господи, грядый к страданию». Эта мысль – повод для сугубого покаяния: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость». То есть убоимся проклятия бесплодной смоковницы и принесем плоды покаяния. С этой мыслью вступаем в Великий Вторник.

Великий Вторник Страстной недели: притча о десяти девах

«Великий Вторник нам приносит десять дев, услышавших от неподкупного Владыки приговор». Это стихи, предваряющие синаксарь на Великий Вторник. «Во святой и Великий Вторник мы вспоминаем притчу о десяти девах, ибо эти притчи Господь, идущий на страдания, входя в Иерусалим, рассказывал Своим ученикам, а иные обращал и к иудеям. Притчу же о десяти девах Он сказал, призывая к милостыне и вместе с тем уча всех быть готовыми заранее к кончине».

Чтобы не уподобиться пяти неразумным девам, светильники которых стали гаснуть, когда Жених Христос приблизился: «…бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25. 13). Поэтому второй день Страстной недели начинается с того же песнопения, что и Великий Понедельник: «Се Жених грядет в полунощи…».

Скорое распятие Христа соотносится с последними временами. Чтобы сделаться причастником первого события и без отчаяния встретить события второго: «Леность далече отвержем, и светлыми свещами безсмертного Жениха Христа пением усярщем, благословите, вопиюще, дела Господня Господа», возрастающее напряжение предпасхальных и одновременно страшных дней Страстной недели предполагает оставление всякой лени и готовность к молитве.

Синаксарь Великого Вторника Страстной недели просто определяет смысл и задачу этого дня: «Итак, для вразумления богоносные отцы и установили поместить здесь притчу о десяти девах, поучающую нас всегда бодрствовать и готовиться ко встрече истинного Жениха добрыми делами, особенно милостыней, поскольку неизвестен день и час кончины; так же как и (примером) Иосифа (учат) стяжать целомудрие, а смоковницы - всегда приносить духовный плод».

Такое бодрствование тем более актуально, что нас ожидает Среда Страстной недели, Великая по той причине, что в этот день ясно открывается неизбежность Христовых Страстей.

Великая Среда Страстной недели: Вифанское помазание.

Синаксарь третьего дня Страстной недели, который раскрывает богослужебную тему Великой среды, начинается стихом: «Жена, помазавши Христово тело миром, предвосхищает смирну и алоэ Никодима». Смирна и алоэ – атрибуты погребального ритуала.

В этот день вспоминают о том, как в дом Симона прокаженного, где находился Христос и его ученики, пришла жена-блудница и помазала миром Христа. Ученики стали негодовать: «…к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26. 8-9).. Однако Христос остановил учеников: «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26. 12). То есть помазание миром было предсказанием о смерти Христовой и Его погребении.

Великая Среда страстной недели – рубеж, с одной стороны – окончание Четыредесятницы (в этот день вечером последний раз читается молитва Ефрема Сирина и кладутся последние земные поклоны). С другой стороны, богослужебные тексты этого дня говорят о том, что иудеи уже мыслят умертвить Христа, и для них находится пособник – Иуда Искариотский. «Иуда льстец, сребролюбия рачительствуяй, предати Тя Господи, сокровище живота, лестно поучашеся, отонудуже и упився, течет ко иудеом, глаголет беззаконным: что ми хощете дати, и аз вам предам, во еже распяти Его?»: вероломный Иуда приверженный сребролюбию, замыслил предать Христа и словно пьяный спешит к иудеям и спрашивает у них, что может получить за свое предательство. Страсти совсем близко. В преддверии страшных и великих событий Страстной недели Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Докажите, что и вы умеете отвечать на любовь – любовью, что вы – истинные христиане, и из любви к Христу можете побдеть с Ним, т. е. пободрствовать над своим сердцем, хоть несколько часов, в которые Он один пил за нас чашу гнева небесного. Введите верою в сердца ваши Христа Господа страждущего за нас, страдайте там – в своем сердце вместе с Ним…». Но прежде голгофских происходят события, которые открывают мистическую глубину Христовых страданий.

Великий Четверг Страстной недели: умовение ног, Тайная Вечеря, моление в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Великий Четверток насыщен событиями и переживаниями. Прежде чем Господь пошел на Голгофу, Он личным примером показал ученикам образ кротости, установил Таинство Евхаристии, до кровавого пота молился в Гефсиманском саду и там же был предан Иудой. Синаксарь на Великий Четверток раскрывает богослужебные темы этого дня.

Первое событие: «Ученикам на вечери мыл ноги Бог,Нога Которого потом на (древо) опиралась, когда-то запрещенное в Эдеме». Непостижимое величие и самоуничижение Божества является в событии умовения ног апостолам. Тот, кто запретил человеку входить в рай вследствие его преслушания, Своей ногой попирает клятву, но одновременно умывает ноги своим ученикам, словно слуга. Богослужебные тексты об этом повествуют так: «Смирився нас ради богатый, от вечери востав, лентий прием, сим препоясался еси, и преклонь выю, омыл еси ноги учеников и предателя», «Паче ума, и неизреченна разума высоте Твоей Иисусе, кто не удивится! Яко брению предстал еси, Содетелю всяческих, омывая убо ноги, отирая же и лентием». Ради нас, богатый (Владыка мира) во всех смыслах, Христос смирился, Он, всех Создатель, препоясавшись лентием (полотенцем), омывает ноги своим ученикам. И это событие Страстной недели – превыше возможности осознать и понять человеческим умом. Христос «…напомнил другим ученикам, чтобы не искали первенства. Этому Он учил и после умовения, говоря: кто хочет быть первым, да будет последним из всех, Самого Себя поставив в пример» (Ин. 13, 15-16). Однако даже это не останавливает злое намерение Иуды Искариота. Тема иудина предательства вплетена в богослужение: «Законныя дружбы злоименитый Искариот волею забыв, яже нозе умы, уготови на предание…», злополучный Искариот решил предать Того, Кто умыл ему ноги, и это было его самостоятельным, вольным решением.

Второе событие длинного Великого Четвертка Страстной недели: «Двойная вечеря: ибо вмещает пасху ветхую и Пасху новую - Владыки Кровь и Тело».

Эта трапеза несет двойной смысл - она и ветхозаветная, совершенная по закону трапеза, совершаемая в воспоминание исхода Израиля из Египта, но и новозаветная: «…когда уже наступила ночь, Господь, открывая ученикам превосходнейшее, преподал им в горнице и таинство новой Пасхи». Таинство это - вкушение Тела и Крови Господа.

Песнопение, с которого начинается утреннее богослужение Великого четвертка Страстной недели, посвящено событию умовения ног, невместимым в наши представлении о Боге и, в той же степени ужасному событию предательства Христа: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи, слава Тебе». Ученики Христа просветились на Тайной Вечери, Иуда же задумал и осуществил предательство. Отчего ученик, который видел чудотворения Христа, тот, кому Господь умыл ноги, так поступил? Богослужебный текст дает ответ – страсть сребролюбия омрачает душу Иуды. И тот, кто стремится к стяжанию, стяжал себе бесчестную смерть – удавление.

Третье событие, ВеликогоЧчетверга страстной недели – молитва Господа в Гефсиманском саду: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22. 44). Эту молитву Господа стих синаксаря Великого четвертка называет преестественной- сверхъестественной, она сопровождалась кровавым потом Спасителя: «На преестественную молитву стихи: Молитва и страшилище (молитва и в то же время нечто нас ужасающее, нечто для нас страшное) труды кровей: Христе Отцу яве моляся. Смерть, врага прельщая в сих»». Христос, до кровавого пота открыто молился Отцу, и в этой молитве по человечеству страдал и страшился близких распятия и смерти, чем обманул врага рода человеческого.

Длинный день Великого Четверга Страстной недели завершается событием столь же непонятным, сколь и трагическим - предательством. Так об этом говорит стих синаксаря: «Что требе ножей, что древес, людолестцы, На хотящего умрети во избавление мира?» - «Обманщики людей! Зачем нужны мечи и колья Против Того, Кто добровольно умрет, чтоб мир спасти»? Кондак, поющийся на каноне этого дня словно отражает недоумение в отношении Иуды-предателя, но и подчеркивает мистическую подоплеку этого события: «Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает, и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, и неисправлен пребысть Иуда раб и льстец». Принявший от Христа в руки хлеб, эти же руки протягивает за платой, в которую оценена жизнь Христа, создавшего человека Своими руками.

В Великий Четверг Страстной недели совершается уникальная Литургия, поскольку в этот день было установлено таинство Евхаристии. По Уставу она должна совершаться ночью. В течение Великого поста совершаются Литургии преждеосвященных Даров, которые по Уставу тоже должны совершаться в ночь. Но на них не совершается обычных для Литургии священнодействий – проскомидии, освящения Даров. На Литургии четверга Страстной недели после вечерни (в современных условиях она совершается с утра) совершается полная, торжественная Литургия Василия Великого. В тот момент, когда верующие, причащаясь Тела и Крови Господних, привыкли слышать «Тело Христово примите…», в Великий Четверг Страстной недели поется «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Мы просим в этот момент сделать нас сегодня причастниками Тайной Вечери, которая случилась во времена земной жизни Христа, и подтверждаем, что наше участие в этом событии не носит иудина характера, который причастился, но не освятился.

Великий Четверг Страстной недели в древности

В 4 веке в этот день совершались две Литургии. Одна утром, знаменующая окончание Четыредесятницы, другая, являющаяся образом Тайной вечери – ближе к вечеру. В Иерусалимской Церкви ритуал был очень сложен.

Об этом дне Иерусалимской церкви рассказывает паломница 5 века Сильвия. После утренней Литургии народ завтракал по домам, затем сходились к месту, где в тот день находились Христос и его ученики. Древние христиане молились и читали отрывки Евангелия, соответствующие случаю. Этот день вообще был полон перемещений и передвижений христиан по местам, связанным с евангельской историей Великого Четвертка. Елеонская гора – Имовон (место Вознесения Господа) - Гефсимания (место, где молился Христос преестественной молитвой и где его предательски облобызал Иуда). Все это происходит ночью. «… Вследствие столь большого количества толпы, утомления от бдений и изнурения от ежедневных постов, будучи принуждены спускаться со столь высокой горы, идут в Гефсиманию при песнопениях очень медленно. И бывает приготовлено множество церковных светильников для света всему народу. И когда придет в Гефсиманию, сперва произносится приличествующая молитва, затем поется песнь и читается то место из Евангелия, где взят Господь. И когда читается это место, то весь народ с плачем поднимает такой крик и стон, что, может быть, этот стон всего народа слышен в городе».

Великий Пяток Страстной недели: Воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа

Стихи из синаксаря: «Живый еси Боже ты, и умерщвленный на древе:О мертвече нагий, и Бога живаго слове!»: «Боже, Ты – вечно живой и Ты, умерщвленный на древе! Мертвое тело и с ним – Слово живого Творца». Синаксарь раскрывает богослужебное значение этого дня: «Во святую и Великую Пятницу мы совершаем (последование) святых, спасительных и страшных страданий Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел за нас. Оплевания, избиения, пощечины, поношения, насмешки, багряница, трость, губка, уксус, гвозди, копье, и после всего этого Крест и смерть, - все это имело место в пятницу».

Великая Пятница в 5 веке была днем самого строгого поста и печали. В Иерусалимской Церкви еще до восхода солнца молились сначала у столба, где бичевали Христа, затем на Голгофе, перед епископской кафедрой перед Крестом ставился стол, на котором полагалось святое древо Креста под охраной диаконов. Охрана была необходима, поскольку народ сходился, чтобы приложиться к святому древу и был случай, что кто-то отгрыз и похитил частицу.

Перед святым древом Креста сперва читались псалмы, в которых говорится о страданиях Господа. Затем - отрывки тестов из Апостола, где повествуют о страданиях Господа Его ученики. Читались евангельские повествования, где Он страдает, читались отрывки из пророческих текстов, которые предвещают страдания Господа. «Итак, от часа шестого до часа девятого (3 часа вечера) постоянно в таком порядке происходят чтения и поются песни, для того, чтобы показать всему народу, что все, предреченное пророками о страданиях Господа, оказывается, как через Евангелия, так и через писания апостолов, совершившимся. Итак, в течении этих трех часов весь народ поучается тому, что не произошло ничего, что не было бы предречено, ничего, что не исполнилось бы всецело. С чтениями постоянно чередуются молитвы, которые приспособлены к дню, И при каждом чтении и молитве бывает такая скорбь и такой стон во всем народе, что возбуждает удивление, ибо нет никого, ни старого, ни малого, который в этот день, в эти три часа не плакал столько, сколько нельзя себе и представить, помышляя о том, что претерпел за нас Господь. После этого, при начале девятого часа, читается то место из Евангелия от Иоанна, где Он испустил дух». Так рассказывает о богослужении Великой пятницы Страстной недели иерусалимская паломница.

В наши дни по традиции утреня Великой пятницы служится вечером четверга. Это богослжение называется «Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». И это – главная богослужебная тема, раскрывающая мистическое значение Великого Пятка Страстной недели.

Читается двенадцать отрывков из четырех Евангелий, в которых раскрывается вся картина самых страшных моментов евангельской истории: от предательства до Его крестной смерти. Евангельские чтения чередуются с особыми, принадлежащими только этому дню песнопениями – антифонами.

Первый фрагмент текста из Евангелия от Иоанна (Ин.13 31- 18. 1) рассказывает о последней беседе Христа с учениками. Начинается оно словами: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13. 31). Господь говорит прямо о Своем Божественном достоинстве. Далее Он дает своим ученикам заповедь, ставшую центральной в христианском вероучении: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга…» (Ин. 13. 34). Любовь проявляется в Церковном единстве верующих. Иисус Христос в Своей архиерейской молитве о нем и молится: «Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут; да и мир веру имет, яко Ты Мя послал еси. И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есма. Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси и возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил еси» (Ин.17, 21–23). У этого единства красивый поэтический образ: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15. 1). Условием этого плодоносного единства выступает единство со Христом: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15. 4-5). В песнопениях, следующих за чтением евангельского текста, Церковь призывает верующих на самом трудном отрезке пути к Святой Пасхе очистить свои чувства, и принести души в жертву ради Христа. Эта жертва заключается во внимании, отвержении от житейской суеты: «Чувствия наша чиста Христови представим, и яко друзи Его, души наша пожрем Его ради, и не попеченьми житейскими соугнетаемся, яко Иуда, но в клетех наших возопиим: Отче наш, Иже на небесех, от лукаваго избави нас». Житейская суетность в эти дни представляется опасной, и на это указывают другое песнопение, в котором рефреном служат слова: «Беззаконный же Иуда не восхоте разумети». То есть Иуда не вразумился ни тогда, когда Господь воскресил Лазаря, ни тогда, когда Христа встречал народ криками «Осанна!». Ни умовение ног, когда вместе с остальными учениками Иуде были Господом вымыты и отерты ноги, ни то, что Христос дал понять Иуде, что знает о замыслах предателя, не остановили его и не заставили задуматься.

Второе Евангелие рассказывает, как в Гефсиманском саду после иудина поцелуя взяли Господа, отвели к первосвященнику Анне, и об унижениях, которые Он там претерпел (Ин. 18. 1-28). Фрагмент заканчивается рассказом о троекратном отречении апостола Петра, которое было предречено Господом. В антифонах, следующих за чтением, слышно недоумение в отношении Иуды: «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав. Того же безмерное проповедуется долготерпение, и велия милость». Каким образом ученик превратился в предателя? Ведь Иуда не был лишен дарования исцелений, не был лишен возможности причаститься с апостолами и оставался апостолом даже тогда, когда Господь знал о предательстве.

Третий евангельский фрагмент рассказывает о допросе в доме первосвященника Каиафы Спаситель Сам свидетельствует о Себе как о Сыне Божием: «И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий? Говорит ему Иисус: ты сказал. Но Я говорю вам: отныне будете видеть Сына Человеческого, восседающего по правую сторону Силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26:57-75) и принимает за это свидетельство заушение и оплевание. В этом же фрагменте рассказано об отречении апостола Петра и об его раскаянии. В следующих за Евангелием антифонах воспевается вольное страдание Христа за нас: «Емшым Тя беззаконным, претерпевая, сице вопиял еси Господи: аще и поразисте Пастыря, и расточисте дванадесять овец ученики Моя, можах вяшше, нежели дванадесяте легеонов представити ангелов. Но долготерплю, да исполнятся, яже явих вам пророки Моими, безвестная и тайная: Господи, слава Тебе»

Напряжение нарастает. Четвертый фрагмент (Иоан. 18:28-40, 19:1-16) – встреча Христа с Пилатом и невообразимое поведение толпы, которая жаждет крови. Господа бичуют и предают Его на истязания и казнь после единодушных слов независимости первосвященников: «Первосвящен¬ники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря». (Ин. 19. 15)

В антифоне воспевается невместимая в человеческий ум ситуация, когда Одевающийся светом, словно одеждою, стоял на суде среди людей нагим. Он же принимает удары от человеческих рук, которые Сам же создал: «Одеяйся светом, яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда: беззаконнии же людие на Кресте пригвоздиша Господа Славы: тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Егоже трепещут всяческая. Тому поклонимся».

Шестой фрагмент евангельского текста дополняет рассказ предыдущего чтения. (Мф. 27. 3-32). По наущению иудейских руководителей народ потребовал помилования преступника Вараввы, а невинному Христу требовали смерти: «Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят» (Мф. 27. 22-23). Римские легионеры издеваются над Христом, о чем рассказано и в конце пятого чтения и в начале шестого. Терновый венец, ударение тростью по голове, долгий путь на голгофу с крестом на плечах и, наконец – распятие…

Песнопения окружающие это чтение, раскрывают смысл страданий Богочеловека Христа: «Искупил ны еси от клятвы законныя, честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе». Господь искупил нас от проклятия тем, что пригвоздился на Кресте и пролил за нас Свою кровь.

Следующие евангельские чтения, седьмое (Мф. 27. 33–54) и восьмое (Лк 23. 32–49) – рассказ о страданиях на кресте Господа. После восьмого Евангелия читается канон-трипеснец, в конце которого поется очень известный текст: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети, и спаси мя». Благоразумный разбойник, исповедавший Христа Царем, в дар получил райское «гражданство» за свое исповедание.

Девятый фрагмент евангелия – самый страшный (Ин 19. 25–37). Тяжко страдающий Господь поручает заботам апостола Иоанна свою Матерь. Потом исполняет все, чему должно было свершиться по пророческим книгам: вкусил уксуса, умер прежде, чем стали перебивать голени казненным с целью ускорить смерть. Господь остался с не перебитыми костями, что имело в прообразом ветхозаветный пасхальный агнец, вкушая которого иудеи не должны были ломать его кости.

В одной из стихир после девятого евангельского чтения поется: «Кийждо уд святыя Твоея плоти, безчестие нас ради претерпе: терние, глава; лице, оплевания; челюсти, заушения; уста, во оцте растворенную желчь вкусом; ушеса, хуления злочестивая; плещи, биения; и рука, трость; всего телесе протяжения на Кресте; членове, гвоздия; и ребра, копие. Пострадавый за ны, и от страстей свободивый нас, снизшедый к нам человеколюбием, и вознесый нас, Всесильне Спасе, помилуй нас». Сошедший к нам по человеколюбию и тем возвысивший значение и ценность человеческого существа, Христос претерпел бесчестие каждой части Своего Тела. Терние ранило голову, в лицо плевали, по челюстям били руками, уши выслушивали злоречие, по плечам били бичом, руки пробили гвоздями, и ребра были пробиты копьем.

В десятом (Мк 15. 43–47) и одиннадцатом (Ин 19. 38–42) евангельских чтениях повествуется о погребении Спасителя. Тайные Христовы ученики - Иосиф Аримафейский, («благообразный советник») и Никодим - отдают своему Учителю последние почести.

Двенадцатое чтение уже приближает нас к пасхальным событиям Великой Субботы (Мф 27. 62–66). Господа положили в погребальную пещеру, иудеи выспрашивают у Пилата стражу, чтобы препятствовать возможным обманщикам, желающим выкрасть тело Христа.

Последнее песнопение этой службы дает нам надежду: «Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровию: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе»!

Великая Суббота Страстной недели: погребение, сошествие во ад и ожидание Воскресения

Три тропаря открывают нам дорогу к таинственным событиям Великой Субботы. Первый – о погребении человеческого тела Господа: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи». Иосиф снимает с креста тело Иисуса Христа, помазывает его благовониями, обвивает новой плащаницей, что велит ритуальный регламент иудеев, и кладет в погребальную пещеру. Второй тропарь вторит евангельскому повествованию евангелиста Матфея: «И вот, завеса храма разорвалась сверху донизу надвое; и земля потряслась; и камни расселись; и гробницы открылись; и многие тела усопших святых восстали; и выйдя из гробниц по восстании Его, вошли они в святой город и явились многим». (Мф. 27. 51-53). Эти воскресшие явились, чтобы возвестить о победном сошествии во ад Господа: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе». Смерть Христа стала победительным шествием в преисподнюю. Побежденный ад отпустил связанных законом смерти праведников. Третий тропарь открывает нам прямую дорогу к Пасхе: «Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь». Мироносицам, пришедшие исполнить закон, помазать погребальным миром тело Иисуса, было возвещено ангелом, что для Христа это помазание не является необходимым, Он не подвластен закону смерти.

Плащаница, символизирующая тело Иисуса Христа, снятое с креста, вынесена на середину храма. Совершается пение 17 кафизмы, которая поется на погребении, но в Великую субботу - с особыми припевами-похвалами. Тема этих похвал - Его погребение и сошествие во ад, о победе над смертью. О победе над смертью - на этой службе читается один из самых потрясающих ветхозаветных текстов из книги пророка Иезекииля (гл37, ст. 1 – 14). Это пророчество о телесном воскресении мертвых

Служба Великой Субботы начинается в пятницу вечером по современной практике церковной жизни. В древней Церкви служба эта была ночной. В наше время самое, пожалуй, продолжительное и насыщенное переживаниями богослужение совершается с утра Великой Субботы. Тогда читаются 15 паремий, фрагментов текстов Священного Писания, которые содержат пророчества или прообразования о Воскресении Господа Иисуса Христа. Это история спасения человека, в результате грехопадения утратившего рай. Верующие имеют возможность шаг за шагом, событие за событием пережить эту историю в течение одного богослужения.

Читается часть первой главы Книги Бытия, где рассказывается о сотворении мира; отрывок книги пророка Исайи - о славе Господа; книги Исход - о пасхальном агнце; Книга пророка Ионы, который своим трехдневным пребыванием во чреве кита прообразовал трехдневное сошествие во ад Христа; фрагмент Исхода, рассказывающий о чудесном прешествии израильтян через Красное море. Читаются пророчества Софонии, Исайи, Иеремии. Читается прообразующий жертву Христа текст из Книги Бытия о жертвоприношении Авраама (Быт 22. 1–18).

В Великую Субботу Страстной недели на литургии поется: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Хоть и видит Богоматерь зачатого таинственным образом Христа положенным во гроб, Он воскреснет.

В беседе, сказанной в Великую субботу свт. Григорием Паламой говорится: «Таким образом обманщик обманулся, напав на плоть Христову, как подверженную болезням и смерти, и, вот, против воли, принес Свет в мрачную и вожделенную для него преисподнюю, и представил Дарователя жизни душам, тиранствуемым им в силу духовного умерщвления; не только это, но и Тело, от которого проистекло воскресение и бессмертие, он смешал с мертвецами, поспешив предать его смерти и могиле. Мог же Господь, воистину, и эти его злые умыслы разрушить, но не сделал, напротив еще больше пожелал подъять Страсти ради нас, для чего и стал Человеком». Ад обманулся, ожидая Человечество Христа, пожелавшего стать Человеком и принявшего на Себя страдание. И в преисподней воссиял Свет.

Страстная неделя - самое важное время в году для любого христианина. С Великого понедельника все православные вспоминают события, произошедшие две тысячи лет назад, и молятся Спасителю, добровольно взошедшему на Крест ради человечества.

Великий понедельник — особо важный день, ведь именно в это время все молитвы, обращенные к Господу, имеют особую силу. Люди молятся об изменении своей судьбы и прощении грехов , а на службе, посвященной справедливости Божьей, вспоминается проклятие бесплодной смоковницы и связанный с ней урок.

По легенде, в день входа Господня в Иерусалим Иисус удалился на окраину города и провел всю ночь в молитве. На обратном пути Его одолел голод, и Спаситель подошел к плодородной смоковнице, но не нашел на ней ни одного плода.

В гневе Господь произнес: «Да не будет на тебе отныне ни одной смоковницы!» — и дерево тут же засохло. Этой притчей объясняется справедливость Божья ко всем людям, имеющим природные таланты, но не приносящие пользы и плодов.

Христиане молятся Господу и святым в начале Страстной недели, чтобы их таланты и предназначение развивались и принесли благодатные плоды.

Молитвы Спасителю

«Господи, Боже мой, Спаситель, от зла укрывший весь народ израильский! Не оставь меня, верного раба Твоего, и укажи мне путь к истинной вере. Аминь».

Эта молитва способна напомнить каждому православному об истинной вере и страданиях Христа, пошедшего на смерть ради спасения человечества:

«Господи, путь Твой страшен, и истинный Ты, не убоявшийся смерти и боли. Господи, Твоими слезами очистится душа моя, и предстану пред Тобой светлым и смиренным. Господи, адских мук не убоюсь, ибо Ты защитник и покровитель страждущих и верящих Тебе. Не оставь меня и укажи мне путь в Царствие Небесное. Аминь».


«Господи, помилуй меня, недостойного раба Твоего, ибо слаб я, слаба душа моя и дух мой. Господи, Тебя ли убоюсь я, нет мне дороги в Царствие Небесное? Господи, озари меня Своим вечным светом, пронзи тьму, окружившую меня. Отец мой, не оставь меня на растерзание дьяволу, освети душу мою и успокой мой разум. Аминь».

Эта короткая молитва предназначена для чтения перед приемом пищи в Великий понедельник:

«Господи, помилуй меня! Проклятия смоковницы бесплодной убоюся, к Твоим ногам припаду и с плачем умолю Тебя: Господи, Боже мой, излечи душу мою и ниспошли благословение Свое на любую пищу, вкушаемую мной. Да укрепит она тело мое, и восславлю я Господа и Бога моего Иисуса Христа. Аминь».

В Великий понедельник можно полностью изменить свою Судьбу с помощью веры и молитв. Мы желаем вам мира в душе и внутреннего смирения перед Господом. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

На Страстной неделе (со 22 по 27 апреля 2019 года) верующему человеку нужно обязательно побывать в храме. И, конечно эти дни невозможно провести без молитв. Христианам следует отвлечься от мирских, повседневных дел и посвятить себя заботам духовным.

Какие молитвы читать на Страстной неделе?

Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное в дни Великого поста. Постарайтесь читать эти книги в спокойной обстановке, а потом размышляйте о том, что прочли.

Дополнительно к утренним и вечерним молитвам можно читать псалмы царя Давида, а также великопостные молитвы – Великий покаянный канон святителя Андрея Критского и молитву преподобного Ефрема Сирина.

А какие молитвы читают в течение Страстной недели? Первые три дня следует читать все четыре Евангелия. В Великий четверг на службе в храме верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером в церквях читаются Евангелия страстей Господних.

Молитва ко Господу Иисусу распятому

«На Кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неисчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, Кровь Твою пролияти на Кресте изволил еси, юже аз, недостойный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и ни во чтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умныма очима на Распятаго Тя на Кресте Искупителя моего воззрев, со смирением и верою во глубину язв, Твоего милосердия исполненных, себе повергаю, грехов прощения и сквернаго жития моего исправления прося. Милостив буди мне, Владыко и Судие мой, не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоею рукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истиннаго покаяния настави, да отныне положу спасения моего начало. Божественными страданьми Твоими укроти моя плотския страсти; излиянною Твоею Кровию очисти моя душевныя скверны; распятием Твоим распни мя миру с соблазнами его и похотьми; Крестом Твоим огради мя от невидимых враг, ловящих душу мою. Прободенныма рукама Твоима руце мои от всякаго неугоднаго Тебе дела воздержи. Пригвожденный плотию, пригвозди страху Твоему плоть мою, да уклонився от зла, творю благо пред Тобою. Преклонивый главу Твою на Кресте, к земли смирения приклони вознесенную мою гордыню; венцем Твоим терновым огради моя ушеса, во еже не слышати кроме полезнаго; желчь устами вкусивый, положи хранение нечистым устом моим; отверстое копием имеяй сердце, сердце чисто во мне созижди; всеми Твоими язвами всего мя сладце в любовь Твою уязви, да Тебе, Господа моего, возлюблю всею душею, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением. Даждь ми Себе странна и неимуща, где главы подклонити; даждь ми Себе Всеблагаго, избавляющаго душу мою от смерти; даждь мне Себе Всесладкаго, услаждающаго мя в скорбех и напастех Своею любовию, да Егоже первее ненавидех, прогневлях, от себе изгонях и ко Кресту пригвождах, сего ныне возлюблю, радуяся прииму и сладце Крест Его до конца жизни моея понесу. Не даждь отселе, о всеблагий Искупителю мой, ни единой моей воле совершатися, понеже зла есть и непотребна, да не паки впаду в тяжкую работу царствовавшего во мне греха; но Твоя воля благая, спасти мя хотящая, да совершается во мне всегда, ейже мя вручая, Тебе, Распятаго Господа моего, умным очесем моего сердца представляю и молю из глубины души, да и в разлучении моем от бреннаго моего тела, Тебе Единаго на Кресте Твоем узрю, в руце мя защищения Своего приемлюша, и от воздушных духов злобы храняща, вселяюща же со грешники, покаянием Тебе благоугодившими. Аминь».

 
Статьи по теме:
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме
Гадание на кофейной гуще: Женщина (Дама) — Значение
Беременность является абсолютно не похожим на другие состояния, в котором женщина, ввиду гормональных и других серьезных изменений, становится чувствительной, поддается сомнениям и переживаниям. На фоне таких процессов вопрос: можно ли гадать беременным