Презентация на тему "образы, ставшие символами". Поэтическая символика лирики блока Какие образы символы

1. Что позволяет стихотворение А. Блока "Незнакомка" отнести к символической поэзии?

Для символистов характерно использование в поэзии определенной лексики: таинственный, туманный, древние поверья, темная вуаль, очарованная даль, глухие тайны, дальний берег. Сам образ Незнакомки, таинственно появляющейся каждый вечер в один и тот же час, тоже из поэтики символистов. Чертой символизма является и формирующееся в стихотворении двоемирие: пошлый мир реальности и таинственный прекрасный мир то ли пьяного воображения, то ли сна.

2. Какие образы-символы характерны для поэзии А. Блока?

Как все символисты, А. Блок создал свой мир символических образов. Это Прекрасная Дама, Вечная Жена, Незнакомка, позже - Снежная Дева.

3. Какой предстает Родина в поэзии А. Блока?

Родина у А. Блока двойственна, как и у М. Ю. Лермонтова. В ранних стихах ("Русь", "Русь опоясана реками") образ Родины овеян сказочным духом, колдовскими мотивами, некой тайной:

Ты и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.

Позже А. Блок воссоздает образ печальной, нищей, богомольной России, застывшей в своей неизменности:

Идут века, шумит война,Встает мятеж, горят деревни,А ты все та ж, моя страна,В красе заплаканной и древней.

В цикле "На поле Куликовом" победившая монгольское нашествие Русь воплощается в образе степной кобылицы, мчащейся по истории. Образ России многогранен, лиричен, философски насыщен. От изображения Руси патриархальной А. Блок приходит к изображению новой России городов, железных дорог, заводов.

4. Какие символические образы являются сквозными в поэзии А. Блока?

Сквозными в поэзии А. Блока являются образы ветра, вьюги, метели как символы стихии, позже - революции; образ пути, дороги; образ океана - земной и небесной дали.

5. В каких образах выражается отношение А. Блока к старому миру?

Отношение к старому миру ироническое, а порой и сатирическое. Это выражено в образах буржуя на перекрестке, длинноволосого писателя, долгополого попа, барыньки в каракуле. Обобщенно-символически старый мир дан в образе голодного пса.

Из прямого двучленного образного параллелизма еще в древнем устном народном творчестве произошел такой значительный вид словесно-предметной иносказательности, как символ. За последнее время символами стали называть разного рода начертания, служащие условным обозначением тех или иных отвлеченных понятий.

Но в основном своем значении символ (гр. sumbolon — знак, примета) — это самостоятельный художественный образ, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни. Появление символических образов было подготовлено длительной песенной традицией. Народные песни переходили от одних певцов к другим и сохранялись в памяти множества поколений.

И в тех случаях, когда эти песни строились на основе прямого двучленного параллелизма, смысловая связь входящих в него образов постепенно все более закреплялась в сознании и самих певцов и их слушателей.

Поэтому, как только в песне появлялся первый член параллелизма — образ природы, он тотчас же вызывал в памяти слушателей известный им заранее второй его член — образ человека, который уже не надо было воспроизводить с помощью слов. Иначе говоря, изображение жизни природы стало знаменовать собой жизнь человека, оно получило тем самым иносказательное, символическое значение. Люди научились осознавать человеческую жизнь через скрытую аналогию ее с жизнью природы. Так, в свадебной песне проводилась параллель между соколами и сватами-«боярами».

Сходство действий тех и других, укрепляемое частым повторением песни, ставшее привычным, приводило к тому, что при дальнейшем исполнении достаточно было спеть о соколах, пощипавших уточку, как слушатели понимали, что это сваты выбрали девушку и порешили ее замужество. Соколы стали символом сватов, уточка — девушки-невесты. Вот подобная, ставшая символической, песня:

Соколы, соколы, куда же летали? Мы летали с моря на море. Да что же вы видели? Мы видели утену на море. Да что же вы ее не взяли? А крылушки ощипали, Горячу кровь пролили.

Значит, в народном творчестве символ — это первый член образного параллелизма, знаменующий второй его член. Из двучленного прямого параллелизма возник параллелизм одночленный. Приводя украинскую песню, в которой «заря» (звезда) просит «месяц» не заходить раньше нее, Веселовский пишет: «Отбросим вторую часть песни... и привычка к известным сопоставлениям подскажет вместо месяца и звезды — жениха и невесту».

Следует, однако, заметить, что дело тут не в «привычке», а в самой основе параллелизма — в осознании объективных черт сходства образов природы и людей, которое только укрепляется повторением песни. Первоначально для возникновения символа как одночленного параллелизма необходимо было предварительное применение параллелизма двучленного, крепко уподоблявшего жизнь природы жизни людей.

Но когда певцы и их слушатели усвоили символику как особенный вид словесно-предметной образности, когда художественное сознание общества обогатилось этим новым принципом изображения жизни, символические образы стали возникать самостоятельно, уже не опираясь на двучленный параллелизм.

В художественной литературе, в индивидуальном творчестве разных стран и эпох символика получила еще более широкое применение. Образ природы приобретает символическое значение в процессе вдумчивого индивидуального восприятия его читателями и слушателями на основе живых ассоциаций, по сходству с человеческой жизнью.

При этом изображение природы первоначально сохраняет для читателей прямое, самостоятельное значение, а затем уже своим эмоциональным содержанием вызывает у них непосредственные эмоциональные параллели с каким-то подобным содержанием в жизни людей.Символику, т. е. наличие образов-символов, не надо смешивать с «символизмом» — литературным направлением, возникшим только в конце XIX в. Символикой особенно богато лирическое творчество.

Оно часто отличается большей или меньшей отвлеченностью своей проблематики, поэтому его образы-символы могут вызвать у читателя различные ассоциации с человеческими действиями, состояниями, переживаниями. Иначе говоря, лирическая символика часто обладает многозначностью своего эмоционального осмысления.Например, стихотворение А. Кольцова «Лес» («Что, дремучий лес, || Призадумался...»), несомненно, символично. Правда, оно посвящено памяти А. С. Пушкина и часто истолковывается как иносказательное изображение последних трагических лет жизни, а затем и смерти великого поэта.

Но такое истолкование обедняет содержание стихотворения, придает его основному образу прямолинейное, рассудочное, аллегорическое значение.

У читателей, не знающих этого истолкования, поддающихся эмоциональному очарованию кольцовских стихов с их народно-поэтическим стилем, образ леса, сначала воспринятый в прямом значении, затем может вызвать гораздо более широкие и разнообразные ассоциации — или с отдельными людьми в различных условиях их жизни, или даже с целыми общественными движениями и т. д.

В таком восприятии стихотворение Кольцова сохраняет свое символическое значение.Иносказательные по своим образам произведения Лермонтова (стихотворения «Утес», «Листок», «На севере диком стоит одиноко...»,баллада Три пальмы», поэма «Демон» и др.) также не следует воспринимать как прямые намеки на личную судьбу и переживания автора. Их образы надо осознавать как символы в их самодовлеющем эмоционально-обобщающем иносказательном значении.

В эпической и драматической литературе символика встречается значительно реже, но она может стать свойством образности целого эпического произведения. Такова, например, сказка Салтыкова-Щедрина «Коняга». В центре ее — обобщающий образ крестьянской лошади, истощенной и измученной до полусмерти постоянной тяжелой работой.

Автор описывает внешний вид животного, его состояние; кратко изображает и мужика: как тяжело он пашет поле. Читатель воспринимает все зто сначала в прямом смысле — как беспросветную трудовую жизнь крестьянского «одра», который «не живет, но и не умирает».

Но затем с помощью горьких раздумий автора о том, что кому-то нужны не «благополучие» Коняги, а «жизнь, способная выносить иго и работы», читатель начинает осознавать, что все это относится и к хозяину, бедному мужичку, живущему в такой, же беспросветности угнетения. И образ искалеченной работой лошади символизирует уже для него порабощенность трудящегося крестьянства.

Первоначально образы-символы представляли собой изображения природы, вызывающие эмоциональные аналогии с человеческой жизнью. Традиция эта сохраняется до сих пор. Наряду с ней иносказательное, символическое значение нередко стали получать в литературе и изображения отдельных людей, их действий и переживаний, знаменующие какие-то более общие процессы человеческой жизни.

Так, когда в последнем акте пьесы Чехова «Вишневый сад» Гаев и Раневская, уезжая из проданной усадьбы, забывают о старом, больном лакее Фирсе, рабски преданном своим господам, и тот остается запертым в старом доме, обреченном на слом, читатель и зрители сначала видят в этом завершение вполне реальных событий, показанных в пьесе. Но они могут затем осознать эту последнюю сцену гораздо глубже и шире — как символическое выражение обреченности усадебного мира.

Введение в литературоведение: Учеб. для филол.. спец. ун-тов / Г.Н. Поспелов, П.А. Николаев, И.Ф. Волков и др.; Под ред. Г.Н. Поспелова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1988. - 528с.

Одним из самых распространенных определений искусства является следующее: Искусство – особая форма общественного сознания, а также деятельности человека, в основе которой лежит художественно-образовательное отображение действительности.

Введение. Литература как вид искусства.

Символизм и натурализм в литературе

Как часть художественной культуры, искусство является стержнем духовной культуры в целом. В процессе исторического развития сложились различные его виды: архитектура, изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), декоративно-прикладное искусство, литература, хореография, музыка, театр, киноискусство, дизайн и т.д.

Причина деления искусства на виды – многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира. Каждый вид искусства имеет тяготение к определенным сторонам действительности. Соотношения и взаимотяготения между видами искусства исторически изменчивы и подвижны.

Каждый вид искусства уникален и имеет свою специфику, выразительные средства, материалы.

Литература, как вид искусства, эстетически осваивает мир в художественном слове. В разных своих жанрах литература охватывает природные и общественные явления, социальные катаклизмы, духовную жизнь человека.

Изначально литература существовала только в виде устного словесного творчества, поэтому строительным материалом любого литературного образа является слово. Гегель называл слово самым пластичным материалом, непосредственно принадлежащим духу. Художественная литература берет явление в его целостности и взаимодействии его различных свойств и особенностей. Литература занимает одно из ведущих мест в системе искусства и оказывает заметное влияние на развитие других видов искусства.

Символ (от греч. symbolon - знак, при­мета) - один из видов тропов * . Символ, подобно аллего­рии и метафоре, образует свои переносные значения на основе того, что мы ощущаем - родство, связь между тем предметом или яв­лением, которые обозначаются каким-то словом в языке, и другим предметом или явлением, на которые мы переносим это же словесное обозначение. Например, «утро» как начало суточной активности может сопоставляться с началом человеческой жизни. Так возникают и метафора «утро жизни», и символическая картина утра как начала жизненного пути:

B тумане утреннем неверными шагами

Я шел к таинственным и чудным берегам.

(Вл. C. Соловьев)

Однако символ коренным образом отличается и от аллегории, и от метафоры. Прежде всего тем, что он наделен огромным множе­ством значений (по сути дела - неисчисли­мым), и все они потенциально присутству­ют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга. Так, в стро­ках из стихотворения A. A. Блока «Ты была светла до странности...»:



Я твоей любовной ласкою

Озарен - и вижу сны.

Но, поверь, считаю сказкою

Небывалый знак весны

«весна» - это и время года, и зарождение первой любви, и начало юности, и наступащая «новая жизнь» и многое другое. В личие от аллегории символ глубоко эмоционален; чтобы его постичь, необходимо «вжить­ся» в настроение текста. Наконец, в аллегории и в метафоре предметное значение слова может «стираться»: иногда мы его ппросто не замечаем (так, при упоминании в литературе XVIII в. Марса или Венеры мы часто почти не вспоминаем живо обрисованных ­персонажей античных мифов, а знаем лишь что речь идет о войне и о любви. Метафора Маяковского «дней бык пег» рисует образ пестрых дней человеческой жизни, а не образ быка пятнистой масти).

Формальное отличие символа и метафафоры в том, что метафора создается как бы «на ших глазах»: мы видим, какие именно слова сопоставлены в тексте, и потому догадываемся, какие их значения сближаются, чтбы породить третье, новое. Символ может всходить и в метафорическое построение, но оно для него не обязательно.

Откуда же берется символический смысл образа? Основная особенность символов - в том, что они, в своей массе, возникают не только в тех текстах (или тем более в частях текста), где мы их находим. Они имеют исто­рию длиной в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям o мире, к мифам и обрядам. Определенные слова («утро», «зима», «зерно», «земля», «кровь» и т.д. и т.п.) c незапамятных времен запечатле­лись в памяти человечества именно как сим­вoлы. Такие слова не только многозначны: мы интуитивно чувствуем их способность быть символами. Позднее эти слова особенно привлекают художников слова, включающих их в произведения, где они получают все но­вые значения. Так, Данте в своей «Божест­венной комедии» использовал все многооб­разие значений слова «солнце», которое восходило к языческим культам, a затем к хри­стианской символике. Но он создал и свою новую символику «солнца», которая затем вошла в «солнце» у романтиков, у символистов и т.д. Таким образом, символ приходит в текст из языка многовековых культур, привнося в него весь багаж своих уже накопленных значений. Поскольку значений у символа неисчисли­мо много, он оказывается способным «отда­вать» их по-разному: в зависимости от индивидуальных особенностей читателя * .

Символизм – как литературное направление возник в конце XIX - начале ХХ в. во Франции как протест против буржуазной жизни, философии и культуры, с одной стороны, и против натурализма и реализма, с другой. В «Манифесте символизма», написанном Ж. Мореа­сом в 1886 г., утверждалось, что прямое изо­бражение реальности, быта только скользит по поверхности жизни. Только при помощи символа-намека мы можем эмоционально и интуитивно постичь «тайны мира». Симво­лизм связан с идеалистическим миропонима­нием, с оправданием индивидуализма и пол­ной свободы личности, с представлением о том, что искусство выше «пошлой» реальности. Направление это получило распростра­нение в Западной Европе, проникло в живо­пись, музыку и другие виды искусства.

В России символизм возник в начале 1890-х гг. В первое десятилетие ведущую роль в нем играли «старшие символисты» (дека­денты), особенно московская группа, воз­главленная В. Я. Брюсовым и издавшая три выпуска сборника «Русские символисты» (1894-1895). Декадентские мотивы господствовали и в поэзии петербургских авторов, печатавшихся в журнале «Северный Вест­ник», а на рубеже веков – в «Мире искус­ства» (Ф. К. Сологуб, 3. Н. Гиппиус, Д. С. Ме­режковский, Н. М. Минский). Но во взгля­дах и прозаическом творчестве петербургских символистов отразилось и многое из то­го, что будет характерно для следующего эта­па этого направления.

«Старшие символисты» резко отрицали окружающую действительность, говорили миру «нет»:

Я действительности нашей не вижу,

Я не знаю нашего века...

(В. Я. Брюсов)

Земная жизнь - лишь «сон», «тень». Реальности противопоставлен мир мечты и твс­чества - мир, где личность обретает полную свободу:

Я - бог таинственного мира,

Весь мир в одних моих мечтах.

Не сотворю себе кумира

Ни на земле, ни в небесах.

(Ф. К. Сологуб)

Это - царство красоты:

Есть одиа только вечная заповедь - жить.

В красоте, в красоте несмотря ни на что.

(Д. С. Мережковский)

Этот мир прекрасен именно тем, что его «нет ­на свете» (3. Н. Гиппиус). Реальная же жиз­нь изображается как безобразная, злая, скучная и бессмысленная. Особое внимание проявляли символисты к художественному новаторству - преобразованию значений поэтического слова, развитию ритмики, рифмы и т. д. «Старшие символисты» еще не создают систему символов они - импрессионисты, которые стремя­тся передать тончайшие оттенки настроений, впечатлений.

Новый период в истории русского символизма (1901-1904) совпал с началом нового революционного лодъема в России. Пессими­стические настроения, навеянные эпохой ре­акции 1880-х - начала 1890-х гг. и философией А. Шопенгауэра, уступают место прег­чувствиям грандиозных перемен. На лите­ратурную арену выходят «младшие символисты - последователи философа-идеа­листа и поэта Вл. С. Соловьева, представлявшего, что старый мир зла и обмана на грани полной гибели, что в мир сходит божес­венная Красота (Вечная Женственность, Душа мира), которая должна «спасти мир», соединив небесное (божественное) начало жизни c земным, материальным, создать «царство божие на земле»:

Знайте же: Вечная Женственность ныне

В теле нетленном на землю идет.

В свете немеркнущем новой богини

Небо слилося c пучиною вод.

(Вл. C. Соловьев)

У «младших символистов» декадентское «неприятие мира» сменяется утопическим ожиданием его грядущего преображения. А.A. Блок в сборнике «Стихи o Прекрасной Даме» (1904) воспевает то же женственное начало юности, любви и красоты, которое не только принесет счастье лирическому «я», но и изменит весь мир:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Те же мотивы встречаются в сборнике A. Бе­лого «Золото в лазури» (1904), где прославляется героическое стремление людей меч­ты - «аргонавтов» - к солнцу и счастью полной свободы. B эти же годы многие «старшие символисты» также резко отходят от на­строений прошлого десятилетия, идут к про­славлению яркой, волевой личности. Эта личность не порывает c индивидуализмом, но теперь лирическое «я» - борец за свободу:

Я хочу порвать лазурь

Успокоенных мечтаний.

Я хочу горящих зданий,

Я хочу кричащих бурь!

(К. Д. Бальмонт)

С появлением «младших» в поэтику рус­ского символизма входит понятие символа. Для учеников Соловьева это - многозначное о слово, одни значения которого связаны с миром «неба», отражают его духовную сущность, другие же рисуют «земное царство» (понимаемое как «тень» царства небесного):

Чуть слежу, склонив колени,

Взором кроток, сердцем тих,

Уплывающие тени

Суетливых дел мирских

Средь видений, сновидений,

(А. А. Блок)

Годы первой русской революции (1905­-1907) вновь существенно изменяют лицо рус­ского символизма. Большинство поэтов от­кликаются на революционные события. Блок создает образы людей нового, народното мира («Поднимались из тьмы погребов...», «Барка жизни»), борцов («Шли на приступ. Прямо в грудь...»). В.Я. Брюсов пишет зна­менитое стихотворение «Грядущие гунны», где прославляет неизбежный конец старого мира, к которому, однако, причисляет и себя, и всех людей старой, умирающей культуры. Ф.К. Сологуб создает в годы революции кни­гу стихотворений «Родине» (1906), К.Д. Бальмонт - сборник «Песни мстителя» (1907), изданные в Париже и запрещенные в России, и т. д.

Еще важнее то, что годы революции пере­строили символическое художественное ми­ролонимание. Если раньше Красота понима­лась (особенно «младшими символистами») как гармония, то теперь она связывается с хаосом борьбы, с народными стихиями. Индивидуализм сменяется поисками новой личности, в которой расцвет «я» связан с жизнью народа. Изменяется и символика: ранее связанная в основном c христианской, античной, средневековой и романтической традицией, теперь она обращается к наследию древнего «общенародного» мифа (В. И. Иванов), к русскому фольклору и славянской мифологии (А. A. Блок, C. M. Городецкий). Другим становится и строение символа. Все большую роль в нем играют его и «земные» значения: социальные, политические, исторические.

Но революция обнаруживает и «комнатный», литературно-кружковый характер направления, его утопичность, политическую наивность, далекость от истинной политической борьбы 1905-1907 гг. Главным для символизма оказывается вопрос связи революции и искусства. При его решении образовываются два крайне противоположных направления: защита культуры от разрушительной силы революционной стихии (журнал B. Брюсова «Весы») и эстетический интерес к проблёмам социальной борьбы. Лишь c A. A. Блок, обладающий большей художе­ственной прозорливостью, мечтает o большом общенародном искусстве, пишет статьи o M. Горьком и реалистах.

Споры 1907 и следующих годов вызвали резкое размежевание символистов. B годы Столыпинской реакции (1907-1911) это приводит к ослаблению наиболее интересных тенденций символизма. «Эстетический бунт» декадентов и «эстетическая утопия» «младших символистов» исчерпывают себя. На смену им приходят художественные установки «самоценного эстетизма» - подражания искусству прошлого. На передний план выдвигаются художники-стилизаторы (М. A. Кузмин). Ведущие символисты сами ощутили кризис направления: их основные журналы («Весы», «Золотое Руно») в 1909 г. закрылись. С 1910 г. символизм как течение, перестал существовать.

Однако символизм как художественный метод еще не исчерпал себя. Так, А. А. Блок, а самый талантливый поэт символизма, в конце 1900-х-1910-х гг. создает свои самые зрелые произведения. Он пытается соединить поэтику символа с темами, унаследованными от реализма XIX в., с неприятием современности (цикл «Страшный мир»), с мотивами революционного возмездия (цикл «Ямбы», поэма «Возмездие» и др.), с размышлениями об истории (цикл «На поле Куликовом», пьеса «Роза и крест» и др.). А. Белый создает роман «Петербург», как бы подводящий итог эпохе, породившей символизм.

Слайд 2

Выяснить, какие образы являются символами - Найти и изучить литературу по данному вопросу; - Выявить образы, ставшие символами; - Выяснить, почему данные образы являются символами; - Определить, что обозначают данные образы. Цель: Задачи:

Слайд 3

Из истории возникновения понятия "символ". Символ: - это слово, в котором в свернутом и скрытом виде заключены свойства вещи (Демокрит); - это некое новое начало, образованное из его составных частей, но не равное им. Смысл этого начала можно только интуитивно угадывать (Эмпедокл); - это то, что всегда включает в себя некий таинственный смысл (Пифагор).

Слайд 4

(от греч. Symbolon – знак, примета) слова, которые получают в художественном тексте кроме своих основных (словарных, предметных)значений еще и новые (переносные). В тумане утреннем Я твоей любовной ласкою неверными шагами Озарен – и вижу сны. Я шел к таинственным Но, поверь, считаю сказкою и чудным берегам. Небывалый знак весны. (С.Соловьев) (А.А.Блок) Символ в литературных произведениях. Символ

Слайд 5

«Плач Ярославны» Художник: В.А.Петров Образ Ярославны как символ женской преданности

Слайд 6

Стародавней Ярославне тихий ропот струн. Лик твой древний, лик твой светлый, как и прежде, юн. Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто Слово спел, Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел? Или русских женщин лики все в тебе слиты? Ты – Наташа, ты – и Лиза, Татьяна – ты! На стене ты плачешь утром… Как светла тоска! И, крутясь, уносит слезы песнь певца – в века! Валерий Брюсов "Певцу слова".

Слайд 7

« Все мы любим так же, как понимаем мир. История любви каждого человека – точный слепок с истории его отношения к миру вообще. Образ любимой и образ любимого - вот наиболее ясные и непреложные символы их мироощущения. Тот, кто любит, не только требует, но и отдает, - не только жаждет наслаждений, но и готов к наивысшим подвигам самоотречения. Зажженный любовью, он дерзает и на то, что превышает его силы». (Федор Сологуб) Ромео и Джульетта как символ любви.

Слайд 8

«…это один из вечных образов: имя Гамлета стало характеристикой человека, исполненного внутренних противоречий и сомнений» (энциклопедический словарь) Врубель «Гамлет и Офелия» … « Гамлеты точно бесполезны массе; они ей ничего не дают, они её никуда вести не могут, потому что сами никуда не идут». (Тургенев) Гамлет как символ нерешительности.

Слайд 9

«… в феодально-рыцарскую эпоху все строилось на основе «кулачного права». И вот Дон Кихот хочет, опираясь на силу своей руки, восстанавливать справедливость, защищать вдов и сирот, наказывать обидчиков. (К.Маркс) Дон Кихот как символ благородного рыцарства.

Слайд 10

«В герое нет и следа эгоизма, он не заботится о себе, он весь самопожертвование- оцените это слово! – он верит, верит крепко и без оглядки. Смиренный сердцем, он духом велик он не сомневается в себе, в своем призвании, даже в своих физических силах; воля его – непреклонная воля…» (И.С.Тургенев) Дон Кихот как символ благородного рыцарства.

Слайд 11

Недоросль как символ необразованности Вопросы воспитания, служения Отечеству, нравственные принципы человека, вероятно, относятся к разряду «вечных». И каждое поколение будет решать их по-своему, но никогда не откажется от них, не отмахнется, как от малозначительных, потерявших насущную необходимость. Но в любое время найдутся свои Митрофаны, не задумывающиеся о наследии, которое должны оставить своей стране.

Слайд 12

А.Н.Бенуа «Ночная беседа Петра Гринева с Пугачевым» Пугачев как символ бунта Он не был причиной восстания. Бунт давно уже тлел в народе, а Пугачев был лишь орудием, толкнувшим людей на бунт. « Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием. Никогда успехи его не были ужаснее, никогда мятеж не свирепствовал с такой силою…»

Слайд 13

«Хлестаков является в камеди не сам собою, а совершенно случайно, мимоходом, и притом не самим собою, а именно «ревизором». Страх городничего сделал его ревизором, он – сознание его испуганного воображения, призрак, тень совести». (В.Г.Белинский) «… основным импульсом развития комедии является страх чиновников. Чувство страха объединяет город в единый организм. Это же чувство страха делает всех жителей города чуть ли не братьями. Оказывается, не родство душ, не общность интересов, а только страх способен сплотить этих людей». Ревизор как символ страха.

Слайд 14

В жизни Башмачкина произошел переворот. Он шел по улицам и как будто впервые начинал узнавать их, словно заново стал открывать для себя окружающий мир, ощущать себя в нем. Он будто заново родился. Он жил: Акакий Акакиевича был приглашен на чай к помощнику столоначальника, он мог себе позволить посмотреть на богатую витрину с очень «недурной женщиной и с мужчиной …». Шинель как символ земного благополучия

Слайд 15

Левша как символ русского народа «Один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при учение выдраны», «… в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик стареньки, крючочки не застегаются, парастеряны, а шиворот разорван…»

Слайд 16

Образ Левши под пером Лескова превращается в обобщенный символ русского народа. По мнению автора, нравственная ценность человека заключена в его органической связи с живой национальной стихией – с родной землёй и её природой, с её людьми и традициями, которые уходят в далёкое прошлое … Левша как символ русского народа

Слайд 17

«Голубая птица» - это сказка о счастье. Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Синяя Птица как символ счастья «Самая главная истина, заключенная в произведении, - любить жизнь. Ведь на каждом шагу встречаются маленькие радости, которые, сплетаясь, образуют счастье. Много веков люди искали рецепт счастья. А ведь он так прост! Нужно находить радости в самом простом…»

Слайд 18

«У А. Грина романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. «чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной человеческой жизни». «Алые паруса» стали символом мечты и веры в ее исполнение». "Алые паруса" как символ надежды

Слайд 19

Маленький принц как символ чистоты души ребенка Маленький принц - это не только образ конкретного героя, но и символ ребёнка вообще, его мир - далёкий для многих взрослых мир детства... Мир детства хрупок и чист, дети - это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца.

Слайд 20

Общечеловеческие Национальные Философские - Ярославна - Недоросль - Алые паруса - Ромео и Джульетта - Пугачев - Маленький принц - Гамлет - Ревизор - Синяя Птица - Дон Кихот - Шинель - Левша Вывод: Символы

Посмотреть все слайды

1. Стихи - душа поэта.
2. Общие сведения о творчестве Блока.
3. Символ - глубокий и точный образ действительности.
4. Символика цвета.
5. Революционный образ ветра (бури, метели).
6. Символика числа «двенадцать».
7. Образ Христа в поэме.

В стихотворениях, которые создает настоящий поэт, отражаются все его мысли и даже сама душа. При чтении стихотворения сразу становиться понятно, каково было состояние человека в момент написания Поэтического творения. Стихи являются как бы дневником жизни поэта. Не у каждого получится выразить словами, а тем более выразить на бумаге свое состояние души, свои чувства и переживания. С каждым разом, перечитывая книги поэта, все больше начинаешь понимать его как человека. Хотя с другой стороны, кажется, что он такой же, как и мы, и не в чем от нас не отличается: те же мысли, те же желания. И все же он способен выразить свои чувства как-то не так, по-другому, с какой-то особой специфичностью, наверное, более скрыто и конечно же через стихотворения. Человек, которому дан такой дар выражать свои мысли и чувства через стихотворения, не может иначе.

Замечательный русский поэт начала XX века - А. А. Блок родился в ноябре 1880 года в Санкт-Петербурге. Свой творческий путь А. А. Блок начал в 1904 году обучаясь в Петербургском университете на филологическом факультете. Так появились «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 год), циклы стихотворений «Распутья» (1902-1904), «Сытые», «Нечаянная радость», «Снежная маска» (1905-1907). Окончив в 1906 году обучение в университете, писатель продолжил литературную деятельность: в 1907 году появляется поэтический цикл «На Куликовом поле», «Родина» (1907-1916), затем поэмы «Двенадцать», «Скифы» (1918).

Довольно долго поэму Блока «Двенадцать» воспринимали как произведение, в котором описывается только события Октябрьской революции, и не кто не видел того, что скрыто под этими символами, не кто не понимал те важные вопросы, которые за всеми образами стоят. Для того чтобы в простые и обычные понятия вложить глубокий и многогранный смысл, многие писатели и российские, и зарубежные используют различные символы. Например, у одного писателя цветок обозначает Прекрасную Даму, величественную женщину, а птица - это душа. Зная все эти нюансы литературного творчества, читатель уже начинает воспринимать лирику поэта совсем по-другому.

В поэме «Двенадцать» А. А. Блок очень часто использует различные символы, образы - это цвета и природа, числа и имена. Он в своей поэме, для усиления эффекта надвигающейся революции использует различные контрасты. В первой же главе в самом начале очевиден цветовой контраст: черный ветер и белый снег.

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!

Черно-белые цвета пейзажа проходят через всю поэму Блока «Двенадцать»: черное небо, черная злоба, белые розы. И постепенно по ходу развития событий эта цветовая гамма разбавляется уже красно-кровавым цветом: неожиданно появляется красная гвардия и красный флаг.

...Вдаль идут державным шагом...
- Кто еще там? Выходи!
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...

Ярко красные цвета являются цветами, символизирующими кровь, и это говорит о том, что кровопролитие обязательно будет и оно очень близко. Скоро, скоро над миром поднимется ветер революции. Особое место в поэме занимает образ ветра, который также связан с тревожным предчувствием неизбежной революции. Ветер - это символ стремительного продвижения в будущее. Этот образ проходит через всю поэму, он заполняет все мысли поэта в дни революции. Ветер трепет плакат «Вся власть Учредительному собранию», сбивает людей с ног, людей, составляющих старый мир (начиная от попа и заканчивая девчонкой легкого поведения). Здесь показан не просто ветер, а ветер стихийный, ветер глобальных перемен. Именно этот ветер унесет все старое, избавит нас от «старого мира», который слишком душен и бесчеловечен. Революционный ветер перемен принесет с собой что-то новое, какой-то новый, лучший строй. И люди ждут его, ждут перемен в жизни.

На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

Когда Блок работал над поэмой «Двенадцать», он неоднократно употреблял образ ветра в своей записной книжке: «К вечеру ураган (неизменный спутник переводов)» - 3 января, «К вечеру - циклон» - 6 января, «Бушует ветер (опять циклон?) - 14 января». Сам по себе ветер в поэме так же воспринимается, как и прямое изображение действительности, так как в январе 1918 года в Петрограде была именно такая ветреная и метельная погода. Образ ветра сопровождался и образами бури, стужи, метели. Эти образы в творчестве поэта являются одними из излюбленных, и к ним поэт прибегал, когда хотел передать ощущение полноты жизни, ожидание людьми великих перемен и волнение при надвигающейся революции.

Разыгралась, что-то вьюга,
Ой, вьюга, ой вьюга,
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Этой ночной, мрачной, холодной метели, снежной бури противопоставлены огни, яркие, светлые, теплые огни.

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни.
Кругом - огни, огни, огни...

Сам Блок так говорил о своей работе над поэмой: «Во время и после окончания "Двенадцати" я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)... поэма написана в ту историческую и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства».

Особое место в поэме занимает число «двенадцать». Как революция, так и само название поэмы очень символично и везде прослеживается это магическое сочетание цифр. Само произведение состоит из двенадцати глав, создается ощущение цикла - двенадцать месяцев в году. Главные действующие лица - двенадцать человек идущих в отряде, разгулявшаяся голытьба, потенциальные убийцы и каторжники. С другой стороны, это двенадцать апостолов, среди которых символичны имена Петр и Андрей. Так же символ двенадцати, используется и в священном числе высшей точки света и тьмы. Это полдень и полночь.

Ближе к финалу поэмы Блок пытается найти символ, который означал бы начало новой эпохи и таким образом является Христос. Исус Христос у поэта не является конкретным образом, он раскрывается перед читателем, как некий незримый символ. Христос не доступен каким-либо земным воздействиям, его невозможно увидеть:

И за вьюгой невидим,
Нот пули невредим,

За этим силуэтом можно только следовать, он как высший нравственный авторитет ведет за собой двенадцать человек.

В белом венчике из роз
Впереди - Исус Христос.

Большое количество символов и образов в поэме «Двенадцать» заставляет нас задуматься над каждым словом и знаком, так как нам хочется понять, что же скрывается за ними, какой смысл. Не даром поэт занимает свое место рядом с великими символистами, и поэма «Двенадцать» хорошо иллюстрирует это.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме