Китайский культурный. Культура Китая – многовековая история и этапы развития. Национальные особенности Китая

Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

История древнего Китая

Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате смут распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории. Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

Культура древнего Китая

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

Так выглядит древнекитайская джонка.

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

Философия древнего Китая

Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе . – Конфуций.

Допуская злобу Великую - обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься - творя благо. Лао-Цзы.

Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

Религия древнего Китая

Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней .

Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

Искусство древнего Китая

Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

Архитектура древнего Китая

Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

Китайская пагода.

Буддийский храм.

  • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
  • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
  • Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
  • У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
  • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
  • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.

Древний Китай, видео

И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.


Кратко о культуре древнего Китая.
Китайская культура не только одна из самых древних мировых культур, но в то же время и одна из самых уникальных. Начинает она свое развитие приблизительно с 3-го века до нашей эры уже как культура древнего государства и активно развивается по сей день. Зачатки культуры древнего Китая возникли раньше, чем эта культура стала восприниматься как наследие древнего государства, примерно за 2-3 века до процесса формирования империи.
У китайцев уникальная архитектура, на территории страны исповедовали в разное время множество религий, многие из которых пронесены сквозь века и актуальны по сей день. У народа есть собственная литературная традиция, отличны от других народов музыкальные и танцевальные каноны.

Религия древнего Китая

Изначально китайская религия была неким культом фетишизма, это происходило приблизительно в 2 веке до нашей эры. Далее, уже спустя век, верования свелись к тотемистическим и были тесно связаны с мистикой и всевозможными магическими ритуалами. Все тотемы были связаны с природными явлениями, да и сами религиозные представления в первую очередь превозносили природу. Поклонялись не только горам, земле и различным явлениям, например, молнии и дождю, но и существовали разные животные-тотемы. Одним из самых могущественных анималистических покровителей считался медведь.
Существовал и культ предков – их почитали, обращались к ним с просьбами и, конечно же, главы семьи выстраивали храмы для почитания всех предков своего рода.
Ближе к нулевому году сформировались и более цивилизованные религии. В частности, возникло конфуцианство. Все религии того времени были с философским подтекстом и предполагали не следование догмам, а познание мира и уважение традиций. Конфуций был самым ярким представителем религиозной жизни того времени, и его учение предполагало в первую очередь сохранение традиций общества и получение надлежащего воспитания, а не выполнение религиозных обрядов.

Письменность и литература

Письменность в древнем Китае можно назвать оригинальной, отличной от других цивилизаций. В первую очередь при таких оценках речь идет об иероглифике, являющейся самой древней формой письменности, если не считать наскальные рисунки.
Изначально все тексты писались палочками, которые вытачивали из бамбука. Все тексты были запечатлены на деревянных дощечках. Это был первый этап развития письменности. Позднее на смену этим инструментам письма пришли другие, более прогрессивные. Они значительно повысили скорость письма, а также повысили удобство написания символов. К таковым относятся кисть и ткань, в основном шелковая. Тогда же были изобретены и чернила. Еще позже на смену полотнам ткани пришла бумага – чисто китайское изобретение. Тогда письменность и стала развиваться активнее всего.
Что же касается литературы, дошло очень много древних текстов. У китайцев были как сакральные книги, предназначенные для просвещенного в религиозных и обрядовых вопросах, так и философские и исторические труды. Популярна и так называемая «Книга песен», содержащая около трехсот песенных текстов того времени. Популярными были следующие писатели: историки Сыма Цянь и Бань Гу, считающийся первым поэтом в Китае Цюй Юань и другие.

Архитектура, скульптура и живопись

Китайская архитектура с древних времен считалась прогрессивной. Когда многие народы возводили лишь примитивные жилища или строения из глины и камни в один этаж, китайская архитектура поражала – в стране было огромное количество многоэтажных зданий. Конечно же, существовала и определенная схема их построения – основой китайского дома была массивная опора из деревянных столбов. Крыши обычно покрывали черепицей, создавали ее путем обжигания глины. Самым популярным видом здания были пагоды.
Живопись в древнем Китае была тоже прогрессивна, если сравнивать ее с живописью стран, существовавших в то время. Картины обычно рисовались на шелке, а позже уже на бумаге. Для рисования использовали тушь и кисти.
Активно развивалась и скульптура, оттачивались умения народа в производстве керамики. До наших дней дошло множество ваз и небольших статуэток, делали их в основном из поделочных камней, либо слоновой кости. Посуду и украшения уже ближе к новой эре стали делать из фарфора – еще одного чисто китайского изобретения, державшегося в секрете.

Наука в древнем Китае

Наука развивалась не менее стремительно, чем другие области культуры страны. Были важные астрономические открытия, создавалась собственная медицина, отличная от других культур. Развивалась также математика, геометрия. Китайцы уже в древности знали основные свойства фигур, считали дробные числа, а еще ввели понятие об отрицательных числах. Известна была и арифметическая прогрессия.
1 век до нашей эры знаменателен в китайской науке тем, что тогда был написан величайший математический трактат, объясняющий предмет математики в двухстах главах. Эти знания были получены китайскими учеными и систематизированы.
Ученые смогли рассчитать и точную продолжительность года. Тогда весь год был разделен ими на 12 месяцев, а те в свою очередь состояли из четырех недель. Система актуальна и используется по сей день.
В древнем Китае были созданы и карты звезд и светил, описывающие их местоположение в небе, а также их движение. Но самым гениальным китайским изобретением считается компас – этого предмета не было на тот момент нигде, и именно китайцы его создали первыми.
Китайская цивилизация с древних времен была одной из самых развитых. В разных сферах культуры у этого древнего государства есть собственные уникальные изобретения и заслуги. К началу новой эры в Китае уже оформилась цивилизованная религия – Конфуцианство, популярная и по сей день. У страны есть достижения и в сфере искусства и литературе, и в науке. Оригинальна и китайская письменность. Это говорит о том, что в древности Китай был сильной цивилизацией с огромным потенциалом.

Культура Китая - одна из самых старейших и загадочных культур в мире. Именно Китай стал родиной таких философских учений как даосизм и конфуцианство. Конфуцианское мировоззрение на протяжении столетий оставалось официальной идеологией Китая.

Влияние на культуру Китая оказали и многочисленные соседи, например, из Индии в Китай попал буддизм.

Китайская культура долгое время была эталоном для подражания среди соседних государств. Япония, Корея, Вьетнам и многие другие государства переняли китайские традиции и обычаи.

Китайская живопись и поэзия наполнены глубоким смыслом. Живописные полотна китайских мастеров поражают техникой исполнения и красками.

Китайцы трудолюбивы и упорны, исполнительны и находчивы. Китай стал местом великих открытий, именно в Китае были изобретены компас и порох. Китайские путешественники открыли «Великий шелковый путь», достигли берегов Африки, плавали в Индию, Тайланд, Японию.

Одним из ярчайших символов Китая стала каллиграфия. Это ярчайшее проявление культуры Китая зародилось еще в древности и стало уникальным направлением в искусстве. По своей наполненности китайская каллиграфия сопоставима с живописью и музыкой, передавая через написание иероглифов гармонию и ритм Востока. В древнем Китае каллиграфию называли «первой среди художеств», ведь настоящий Мастер каллиграфии вкладывал в свое творение частичку своей души и все свое мастерство.

Для того чтобы воспринимать каллиграфию как искусство, очень важно умение чувствовать, видеть и, конечно, сопереживать. Все иероглифы, используемые в каллиграфии, имеют глубокий философский подтекст. Большое влияние каллиграфия оказала на китайскую поэзию.

Особое значение имеют смысл написанного и манера письма, линии, их направленность и динамичность.

Боевые искусства в Китае

Боевые искусства Китая занимают важное место в китайской культуре. Традиционные единоборства в современном Китае стали отличной заменой гимнастике, а наиболее знаменитые вошли в разряд китайских культурных ценностей.

Наибольшую известность среди китайских боевых искусств приобрело ушу. Ушу - это собирательное название боевых искусств, распространенных в Китае.

Зародилось ушу в монастыре Шаолинь. По легенде отцом-основателем ушу стал индийский монах Бодхихарма, просидевший в пещере 9 лет и использовавший особый комплекс занятий, состоявший из молчаливого созерцания и физических упражнений.

Современное ушу стало видом единоборств, на основе которого появились различные виды гимнастики и физических упражнений. На основе ушу разработаны различные виды спортивных единоборств, ставшие популярными не только в Китае, но и за рубежом.

Танец льва и танец дракона

Танец льва и танец дракона - традиционные китайские танцы. Исполняются они во время фестивалей и праздников, ключевым из которых является Китайский Новый год.

Танец льва - видео

Танец дракона - видео

Мао Цзэдун и культура Китая

Большое влияние на культуру Китая оказал приход к власти коммунистического правительства. Были проведены многие важные реформы, например, реформа языка, что позволило еще больше сплотить китайский народ.

Весомый вклад в построение нового общества в Китае внес Мао Цзэдун - политический лидер Китая, привнесший дух единства, осознания себя нацией. Несмотря на определенные просчеты и ошибки, допущенные в период правления Мао Цзэдуна, он и по сей день остается почитаемым в Китае человеком.

В музеях Китая, на улицах, в небольших магазинчиках вы сможете увидеть китайские национальные костюмы, которые продолжают пользоваться популярностью среди населения.

Национальные особенности Китая

Китайцы - один из самых сложных для понимания народов, который строго чтит свои традиции, обычаи, обряды. Однако если соблюдать основные правила поведения, можно почувствовать, что жизнь в Китае гораздо приятнее и легче, чем во многих других странах мира.

Жителей Китая характеризуют такие качества как трудолюбие, терпение, патриотизм, вежливость, идеальное знание этикета.

Выражаются в поведении и поступках его жителей. Для китайцев характерна учтивость и вежливость, они не слишком проявляют эмоции и умеют сдержанно реагировать на события.

При встрече с китайцем достаточно легкого рукопожатия и кивка. Однако китайцы отнюдь не замкнуты, а весьма общительны и удовольствием вступят в диалог.

Считается, что скромность - одно из ключевых качеств жителя Китая. Им очень приятна похвала, однако отреагировать на нее китайцы могут сдержанно и даже сухо.

Национальные особенности Китая также выражаются в местной кухне. В каждом из китайских провинций есть свои особенные блюда, однако главным продуктом в Китае традиционно служит рис. Любая трапеза обязательно начинается с чашечки зеленого чая.

Китая уходит в глубокое прошлое. Она отличается богатством духовных и материальных ценностей, а также огромной жизнестойкостью. Многочисленные мятежи, воины и разрушения, совершаемые завоевателями, не сломили и не ослабили эту цивилизацию, не порушили ее основные ценности и идеалы.

На протяжении всей истории культура древнего Китая старалась сохранить свою монолитность и не утратить активность. Каждая эпоха оставляла после себя огромное наследие самобытных, разнообразных и неповторимых по красоте и мастерству памятников. Творения живописи, зодчества, архитектуры и ремесел являются бесценными артефактами культурного наследия этой страны.

Культура древнего Китая кратко

Архитектура

Вместе с проникновением на территорию Китая буддизма (VI в. до н. э), здесь начинают появляться культовые сооружения - пагоды и скальные монастыри. Состоят они из нескольких сотен малых и больших гротов, расположенных в толще скалы.

С 1127 г. сооружают первые дворцы, храмы и монастыри. Строятся они преимущественно из дерева, бамбука, глины, тростника.

В эпоху правления императора Хань активно возводятся погребальные комплексы, оформленные росписями, рельефами и украшенные статуями мифологических животных.

Многие архитектурные сооружения Китая имеют одну общую черту - это приподнятые углы крыши, в результате чего кровля кажется слегка прогнутой.

Скульптура

Возникновение этого вида искусства связано с развитием ремеслиничества. Китайцы создают керамические изделия и украшают их красочной росписью в виде сеток, спиралей и раковин. Также появляются ритуальные сосуды, погребальные урны и другие предметы.

Появление скульптур, изделий из камня и кости, а также бронзовых сосудов, украшенных золотом и драгоценными камнями относят к 2 в. до н.э. В 4 в до н.э. начинается активное производство фарфора и лаковых изделий.

Художественная культура древнего Китая отражает главные духовные ценности конфуцианства и даосизма:

  • Духовное совершенство.
  • Близость природы и человека.
  • Поиск гармонии в явлениях природы (животных, цветах, деревьях).

Эти идеалы поспособствовали формированию уникального Культура древнего Китая пронизана идеями гармоничного соединения окружающего мира и человека. Это отражается как в каллиграфии, так и в живописи.

В традиционной культуре Китая письменность рассматривается как отдельная область эстетики и этики, ведь индивидуальное своеобразное написание иероглифов отражает душевные переживания автора. Издавна каллиграфическим письменам придавалось магическое значение, поэтому их хранят в каждом доме. Китайцы полагают, что иероглиф является идеальной моделью художественного произведения, так как в нем сочетаются простота формы, символичность, глубина и строгость.

Одним из высших достижений культуры этой страны является живопись на свитке. Этот новый вид искусства полностью освобожден от декоративной функции, он создан исключительно для созерцания. Основные жанры, в которых писали на свитке - это портрет (бытовой, исторический), пейзаж, жанр «цветы и птицы».

В китайском портрете соединены реалистическая достоверность и символичность, немного граничащая с карикатурностью. Картины отличает то, что каждый предмет, изображенный на ней, глубоко символичен. Цветок, дерево, птица или животное характеризует определенный поэтический образ. Так сосна символизирует долголетие, аист - святость и одиночество, а бамбук - счастье и стойкость. Традиционные пейзажи создавались в форме вытянутого помогало создать ощущение необъятного пространства.

Все произведения древнекитайского искусства несут в себе нравственный смысл и идею самосовершенствования человека, побуждая восхищаться красотой природы и искусной работой мастера. Видимо поэтому красота и выразительность, которую несет в себе культура древнего Китая, восхищает ценителей прекрасного. Она открывает новое видение мира и новую эстетику.

Революционная опера

Китай имеет крайне богатую и разнообразную культуру. Китайская традиционная культура формировалась тысячелетиями практически в изоляции. После 1949 года культура значительно обогатилась коммунистическим влиянием. С 1966 по 1976 года в стране проходила Культурная революция, в ходе которой традиционная китайская культура запрещалась и уничтожалась. С 1980-хх годов китайское правительство отказалось от этой политики, и приступило к возрождению традиционной культуры. Современная китайская культура является смешением традиционной культуры, коммунистических идей и пост-модернистского влияния, связанного с процессами глобализации.

Архитектура

Китайская архитектура так же стара, как вся китайская цивилизация. Со времём династии Тан китайская архитектура оказывала значительное влияние на строительные технологии Вьетнама, Кореи и Японии. В XX веке в Китае распространились западные строительные технологии, особенно в городах. Традиционные китайские здания редко превышают три этажа, и требования урбанизации привели к тому, что современные китайские города имеют западный вид. Однако в пригородах и деревнях зачастую до сих пор строят по традиционным технологиям.

Дворец Высшей Чистоты

Для традиционных китайских зданий характерна двусторонняя симметрия, которая символизирует баланс и равновесие.Китайские здания занимают максимум отведённой для них территории, свободное пространство оказывается внутри здания в виде внутренних двориков. Внутри здания размещаются отдельные корпуса, соединённые крытыми галереями. Система внутренних двориков и крытых галерей имеет практическое значение - защищает от жары. Для китайских зданий характерна протяжённость по ширине, в отличие от европейцев, предпочитающих строить ввысь. Корпуса внутри здания размещены иерархично: самые важные находятся по центральной оси, менее важные по краям, старшие члены семьи живут на дальней стороне, младшие и слуги - в передней, у входа. Для китайцев характерна геомантия, или фэн-шуй. В соответствии с этим сводом правил, здание строят задней частью к возвышенности, а передней к воде, за входной дверью стоит препятствие, так как китайцы верят, что зло путешествует только по прямой линии, по зданию развешиваются талисманы и иероглифы, привлекающие счастье, удачу и богатство.

Традиционно в Китае строят из дерева, каменные постройки всегда были редкостью. Также редко встречаются несущие стены, вес крыши обычно несут деревянные колонны. Число колонн обычно чётное, оно позволяет создать нечётное количество отсеков, а вход разместить ровно по центру. Деревянные конструкции с минимумом несущих частей значительно устойчевее к землетрясениям. Крыши бывают трёх типов: плоские наклонные встречаются на домах простолюдинов, со ступенчато меняющимся наклоном используются для более дорогих зданий, а плавные крыши с приподнятыми углами являются привелегией храмов и дворцов, хотя встречаются и на домах богачей. Конёк крыши обычно украшается резными фигурами из керамики или дерева, сама крыша покрыта черепицей. Стены и фундаменты строились из утрамбованной земли или кирпича, реже - из камня.

Живопись и каллиграфия

«Зимнее озеро»

Традиционная китайская живопись называется Гохуа (национальная живопись). В императорские времена практически не было профессиональных художников, живописью занимались на досуге аристократы и чиновники. Писали чёрной краской и кистью из шерсти живатных по шёлку или бумаге. Картины являлись свитками, которые вешали на стенах или хранили свёрнутыми. Зачастую на картине писались стихи, сочинённые художником, и относящиеся к изображению. Основным жанром был пейзаж, который называется Шаньшуй (горы и вода). Главным был не реализм, а передача эмоционального состояния от созерцания ландшафта. Живопись расцвела во время династии Тан, и совершенствовалась при династии Сун. Сунские художники начали писать размыто удалённые объекты для создания эффекта перспективы, а также исчезание контуров в тумане. При династии Мин в моду вошли картины-повествования. С приходом к власти коммунистов в живописи воцарился жанр социалистического реализма, изображающий жизнь рабочих и крестьян. В современном Китае традиционная живопись сосуществует с современными западными стилями.

Каллиграфия (Шуфа, законы письма) считается в Китае высшей формой живописи. Каллиграфия включает в себя умение правильно держать кисть, с умом выбирать чернила и материал письма. На занятиях каллиграфией стараются скопировать почерк известных художников.

Литература

Страница «Путешествия на запад»

Китайская литература имеет более, чем трёхтысячелетнюю историю. Первыми расшифронанными текстами являются гадательные надписи на панцырях черепах при династии Шан. Художественная литература традиционно имела второстепенное значение. Классическим литературным каноном считаются сборники конфуцианских этико-философских книг: Пятикнижие, Четверокнижие и Тринадцатикнижие. Отличное знание конфуцианского канона было необходимым условием для сдачи экзаменов на государственные должности. Большое значение имеют традиционные династийные хроники. После прихода к власти новой династии, начиная с Хань, учёными составлялась подробнейшая летопись правления предыдущей династии. Двадцать четыре истории являются сборником таких хроник. Существует также Семикнижие - сборник трудов о военном искусстве, самым известным из которых является "Искусство войны" Сунь Цзы.

Во время династии Мин популярность обрели развлекательные романы. Образцом китайской прозы являются Четыре классических романа: "Троецарствие", "Речные заводи", "Путешествие на Запад" и "Сон в красном тереме". В 1917-1923 годах появилось Новое Культурное движение. Его писатели и поэты, для того, чтобы быть более понятными, стали писать на разговорном китайском, байхуа, вместо вэньяна, или древнекитайского. Основоположником современной китайской литературы является Лу Синь .

Музыка

Музыканты с традиционными инструментами

В Древнем Китае социальный статус музыкантов был ниже, чем у художников, однако музыка играла важное значение. Одной из книг конфуцианского канона является Ши Цзин - сборник народных песен. С приходом к власти коммунистов появились такие жанры, как революционные песни, марши и гимны.

Традиционная китайская музыкальная гамма состоит из пять тонов, существуют также 7-ми и 12-ти тоновые гаммы. По китайской традиции музыкальные инструменты делятся по материалу звучащего элемента: бамбуковые, глиняные, деревянные, каменные, кожаные, шёлковые, металлические.

Театр

Пекинская опера

Классический китайский театр называется Сицюй, который соединяет в себе пение, танец, сценические речь и движение, а также элементы цирковых и боевых искусств. В зачаточном виде театр Сицюй появился во время династии Тан (VII в. н. э.). В разных провинциях развивались свои варианты традиционного театра. Наиболее известной из них является Пекинская опера - Цзинцзю. Театр Сицюй продолжал развиваться и изменяться и в Китайской республике, и после прихода к власти коммунистов.

Кинематограф

Первый киносеанс в Китае прошёл в 1898 году, первый китайский фильм снят в 1905 году. До 1940-хх годов Шанхай оставался главным кинематографическим центром страны, киноиндустрия развивалась с помощью США и испытывала сильное американское влияние.

С провозглашением КНР в 1949 году киноиндустрия бурно развивалась. До начала Культурной революции было выпущено 603 полнометражных и 8 342 документальных фильмов. Для развлечения и обучения детей снималось большое разнообразие анимационных фильмов. Во время Культурной революции кинематограф был сильно ограничен, множество старых фильмов запрещено, новых снималось мало.

В новом тысячелетии китайский кинематограф испытывает влияние традиции Гонконга и Макао , после их присоединения к Китаю. Снимается большое количество совместных картин. В 2011 году объём кинорынка Китая составил 2 миллиарда долларов и, опередив Индию и Великобританию, вышел на третье место в мире после США и Японии.

Боевые искусства

Статуя в Шаолине

Китайские боевые искусства являются не приёмами боя с оружием или без оружия, но комплексом различных культурных явлений. Помимо приёмов рукопашного и вооружённого боя китайские боевые искусства включают в себя различные оздоровительные практики, виды спорта, акробатику, способы самосовершенствования и психофизического тренинга, элементы философии и ритуал как способ гармонизации отношений человека и окружающего мира.

Китайские боевые искусства называются У-шу, или Кунг-фу. Главными центрами развития У-шу являются монастыри Шаолинь и Уданшань. Бой ведётся в рукопашную, либо одним из 18-ти традиционных видов оружия.

Кухня

В Китае имеется множество кулинарных школ и направлений. Каждая провинция имеет свою кухню, почти каждый город или посёлок - свои фирменные блюда. Самыми известными и влиятельными кулинарными школами являются Кантонская, Цзянсусская, Шаньдунская и Сычуаньская.

Праздники

В Китае существует множество праздников и фестивалей , как традиционных, так и современных. Главным праздником в Китае является Новый год по традиционному лунному календарю. Он наступает от 21 января до 21 февраля, в зависимости от фаз луны. Китайский новый год официально отмечают три дня, фактически - две недели и больше. Важный государственный праздник - день образования КНР, 1 октября, его также отмечают три дня. Так как эти два праздника сливаются с выходными, фактически их отмечают до семи дней, эти ва празника называют «Золотыми неделями». Другими официальными праздниками являются Новый год, Фестиваль Цинмин, Праздник труда, Праздник драконьих лодок и Праздник середины осени. Существуют праздники для отдельных социальных групп: Женский день, дни детей, молодёжи и военнослужащих. Рабочий день для этих групп сокращается на половину. Традиционные праздники национальных меньшинств являются нерабочими днями в национальных автономиях.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме