Старый мир на страницах романа что делать. Н. Г. Чернышевский. Что делать? — Гипермаркет знаний. Кто они, новые герои

Свой роман «Что делать?» знаменитый русский писатель Николай Гаврилович Чернышевский создал в тот период, когда находился в заточении в одной из камер Петропавловской крепости. Время написания романа - с 14 декабря 1862 г. по 4 апреля 1863 г., то есть произведение, ставшее шедевром русской литературы, было создано всего за три с половиной месяца. Уже начиная с января 1863 г. и по момент окончательного пребывания автора под стражей он передавал рукопись частями в комиссию, которая занималась делом писателя. Здесь произведение проходило цензуру, которой и было одобрено. Вскоре роман был опубликован в 3, а также 4 и 5 номерах журнала «Современник» за 1863 г. За подобный недосмотр цензор Бекетов лишился своей должности. После этого последовали запреты всех трех номеров журнала. Однако было уже поздно. Произведение Чернышевского разошлось по стране с помощью «самиздата».

И только в 1905 г. в период правления императора Николая Второго запрет был снят. Уже в 1906 г. книгу «Что делать?» издали отдельным тиражом.

Кто они, новые герои?

Реакция на труд Чернышевского была неоднозначной. Читатели, исходя из своего мнения, разделились на два противоположных лагеря. Одни из них считали, что роман лишен художественности. Вторые же полностью поддерживали автора.

Однако стоит вспомнить о том, что до Чернышевского писателями создавались образы «лишних людей». Ярким образцом таких героев являются Печорин, Обломов и Онегин, которые, несмотря на имеющиеся отличия, сходны в своей «умной ненужности». Эти люди, «пигмеи дела и титаны слова», являлись натурами раздвоенными, страдающими от постоянного разлада между волей и сознанием, делом и мыслью. Кроме этого их характерной чертой служило нравственное изнурение.

Не такими представляет своих героев Чернышевский. Он создал образы «новых людей», которые знают о том, что им нужно желать, а также способны осуществить собственные замыслы. Их мысль идет рядом с делом. Их сознание и воля не находятся в разладе между собой. Герои романа Чернышевского «Что делать?» представлены носителями новой морали и творцами новых межчеловеческих отношений. Они и заслуживают главного внимания автора. Недаром даже краткое содержание по главам «Что делать?» позволяет увидеть, что к концу второй из них автор «отпускает со сцены» таких представителей старого мира - Марью Алексеевну, Сторешникова, Сержа, Жюли и некоторых других.

Основная проблематика сочинения

Даже очень краткое содержание «Что делать?» дает представление о тех вопросах, которые автор поднимает в своей книге. А они следующие:

- Необходимость в социально-политическом обновлении общества, которое возможно путем проведения революции. Из-за цензуры Чернышевский не стал разворачивать эту тему более подробно. Он дал ее в виде полунамеков при описании жизни одного из главных героев - Рахметова, а также в 6-й главе.

- Психологические и нравственные проблемы. Чернышевский утверждает, что человек, используя силу своего ума, способен создать в самом себе новые, заданные им моральные качества. При этом автор развивает данный процесс, описывая его от малого, в виде борьбы с деспотизмом в семье, до самого масштабного, нашедшего выражение в революции.

- Проблемы норм семейной морали и женской эмансипации. Данную тему автор раскрывает в трех первых снах Веры, в истории ее семьи, а также в отношениях молодых людей и мнимого самоубийства Лопухова.

- Мечты о светлой и прекрасной жизни, которая наступит при создании в будущем социалистического общества. Данную тему Чернышевский освещает благодаря четвертому сну Веры Павловны. Читатель видит здесь и облегченный труд, который стал возможен благодаря развитию технических средств.

Основным пафосом романа является пропаганда идеи о преобразовании мира путем свершения революции, а также ее ожидание и подготовка к этому событию лучших умов. При этом высказывается мысль об активном участии в предстоящих событиях.

Какую главную цель ставил перед собой Чернышевский? Он мечтал о разработке и внедрении новейшей методики, позволяющей осуществлять революционное воспитание масс. Его труд должен был явиться своеобразным учебником, с помощью которого у каждого думающего человека стало бы формироваться новое мировоззрение.

Все содержание романа «Что делать?» Чернышевского разбито на шесть глав. При этом каждая из них, кроме последней, подразделяется еще на небольшие главки. Для того чтобы подчеркнуть особую важность заключительных событий, автор говорит о них отдельно. Для этого в содержание романа «Что делать?» Чернышевского включена одностраничная главка под названием «Перемена декораций».

Начало истории

Рассмотрим краткое содержание романа Чернышевского «Что делать?». Его сюжет начинается с найденной записки, которую в одном из номеров гостиницы Петербурга оставил странный постоялец. Случилось это в 1823 г., 11 июля. В записке сообщается, что вскоре о ее авторе услышат на одном из мостов Петербурга - Литейном. При этом мужчина просил виноватых не искать. Происшествие случилось этой же ночью. На Литейном мосту застрелился какой-то человек. Из воды выловили принадлежавшую ему продырявленную фуражку.

Далее краткое содержание романа «Что делать?» знакомит нас с молодой дамой. В то утро, когда случилось описанное выше событие, она находится на даче, расположенной на Каменном острове. Дама шьет, напевая при этом смелую и бойкую французскую песенку, в которой говорится о рабочем люде, для освобождения которого потребуется перемена сознания. Зовут эту женщину Вера Павловна. В этот момент служанка приносит даме письмо, после прочтения которого она начинает рыдать, закрыв руками лицо. Вошедший в комнату молодой человек делает попытки ее успокоить. Однако женщина безутешна. Она отталкивает молодого человека. При этом она произносит: «На тебе его кровь! Ты в крови! Я одна виновата…».

Что же говорилось в письме, которое получила Вера Павловна? Об этом мы можем узнать из представленного краткого содержания «Что делать?». В своем послании пишущий указал на то, что он покидает сцену.

Появление Лопухова

Что же далее мы узнаем из краткого содержания романа Чернышевского «Что делать?». После описанных событий следует рассказ, повествующий о Вере Павловне, о ее жизни, а также о причинах, приведших к столь печальному исходу.

Автор говорит о том, что его героиня родилась в Петербурге. Здесь же она и выросла. Отец дамы - Павел Константинович Возальский - являлся управляющим дома. Мать же занималась тем, что давала под залог деньги. Основная цель Марьи Алексеевны (матери Веры Павловны) состояла в выгодном замужестве дочери. И для решения этого вопроса она прилагала максимум усилий. К своей дочери злая и недалекая Марья Алексеевна приглашает учителя музыки. Покупает Вере красивую одежду, ходит с ней в театр. Вскоре на смуглую красивую девушку обращает внимание сын хозяина - офицер Сторешников. Молодой человек решает соблазнить Веру.

Марья Алексеевна надеется заставить Сторешникова взять в жены ее дочь. Для этого она требует от Веры благосклонности к молодому человеку. Однако девушка прекрасно понимает истинные намерения своего ухажера и всячески отказывается от знаков внимания. Кое-как ей даже удается вводить свою мать в заблуждение. Она делает вид, что благосклонна к ловеласу. Но обман рано или поздно раскроется. Это делает положение Веры Павловны в доме просто невыносимым. Однако все внезапно разрешилось, и при этом самым неожиданным образом.

В доме появился Дмитрий Сергеевич Лопухов. Этого студента-медика выпускного курса родители Верочки пригласили к ее брату Феде в качестве учителя. Вначале молодые люди относились друг к другу весьма настороженно. Однако потом их общение начало протекать в беседах о музыке и о книгах, а также о справедливом направлении мыслей.

Прошло время. Вера и Дмитрий почувствовали симпатию друг к другу. Лопухов узнает о бедственном положении девушки и делает попытки оказать ей помощь. Он подыскивает для Верочки место гувернантки. Такая работа позволила бы девушке жить отдельно от родителей.

Однако все усилия Лопухова оказались безуспешными. Он не смог найти таких хозяев, которые бы согласились взять к себе девушку, сбежавшую из дома. Тогда влюбленный юноша предпринимает другой шаг. Он оставляет свою учебу и начинает заниматься переводом учебника и частными уроками. Это позволяет ему начать получать достаточные средства. При этом Дмитрий делает Вере предложение.

Первый сон

Вере снится первый сон. В нем она видит себя вышедшей из темного и сырого подвала и встретившей удивительную красавицу, называющую себя любовью к людям. Верочка беседует с ней и обещает выпускать из подобных подвалов девушек, которые заперты в них, как была заперта она.

Семейное благополучие

Молодые люди живут в съемной квартире, и все у них складывается хорошо. Однако хозяйка жилья подмечает странности в их отношениях. Верочка и Дмитрий называют друг друга только «миленький» и «миленькая», спят в отдельных комнатах, входя в них только после стука, и т.д. Все это у постороннего человека вызывает удивление. Верочка пытается объяснить женщине, что это вполне нормальные отношения между супругами. Ведь только так можно не наскучить друг другу.

Молодая супруга ведет хозяйство, дает частные уроки, читает книжки. Вскоре она открывает собственную швейную мастерскую, в которой девушки работают не по найму, а получают часть дохода, как совладелицы.

Второй сон

О чем еще мы узнаем из краткого содержания романа Чернышевского «Что делать?». По ходу сюжета автор знакомит нас со вторым сном Веры Павловны. В нем она видит поле с растущими на нем колосьями. Здесь же находится и грязь. Причем одна из них фантастическая, а вторая реальная.

Под реальной грязью понимается забота о том, что более всего необходимо в жизни. Именно этим и была постоянно обременена Марья Алексеевна. На этом и можно вырастить колосья. Фантастическая же грязь представляет собой заботу о ненужном и лишнем. На такой почве колосья не вырастут никогда.

Появление нового героя

Автор показывает Кирсанова волевой и мужественной личностью, способной не только на решительный поступок, но и на тонкие чувства. Александр проводит время с Верой, когда Дмитрий занят. Вместе с женой друга он бывает в опере. Однако вскоре, без объяснения каких-либо причин, Кирсанов перестает приходить к Лопуховым, чем очень обижает их. Что же явилось истинной причиной этому? Влюбленность Кирсанова в жену друга.

Молодой человек вновь появился в доме тогда, когда Дмитрий заболевает, чтобы вылечить его и помочь Вере в уходе. И здесь женщина понимает, что влюблена в Александра, отчего приходит в полное смятение.

Третий сон

Из краткого содержания произведения «Что делать?» мы узнаем, что Вере Павловне снится третий сон. В нем она читает странички своего дневника с помощью какой-то незнакомой женщины. Из него она узнает, что к мужу испытывает лишь благодарность. Однако при этом Вера нуждается в нежном и тихом чувстве, которого к Дмитрию у нее нет.

Решение проблемы

Та ситуация, в которой оказались трое порядочных и умных людей, на первый взгляд кажется неразрешимой. Но Лопухов находит выход. Он стреляется на Литейном мосту. В тот день, когда Вера Павловна получила это известие, к ней пришел Рахметов. Этот старый знакомый Лопухова и Кирсанова, которого называют «особенным человеком».

Знакомство с Рахметовым

В кратком содержании романа «Что делать» «особенный человек» Рахметов представляется автором «высшей натурой», пробудить которую в свое время помог Кирсанов приобщением к нужным книгам. Юноша - выходец из богатой семьи. Он продал свое имение, а вырученные за него деньги раздал стипендиатам. Теперь Рахметов придерживается сурового образа жизни. Отчасти на это его подвигло нежелание обладать тем, чего нет у простого человека. Кроме этого, Рахметов поставил своей целью воспитание собственного характера. Например, для испытания своих физических возможностей он решается спать на гвоздях. Помимо этого, он не употребляет вина и не заводит знакомств с женщинами. Для того чтобы приблизиться к народу, Рахметов даже ходил с бурлаками по Волге.

Что еще говорится об этом герое в романе Чернышевского «Что делать?». Краткое содержание дает ясно понять, что вся жизнь Рахметова состоит из таинств, которые имеют явно революционный толк. У молодого человека множество дел, но все они не личные. Он ездит по Европе, но при этом года через три собирается в Россию, где ему непременно необходимо будет быть.

Именно Рахметов пришел к Вере Павловне после получения записки от Лопухова. После его уговоров она успокоилась и стала даже веселой. Рахметов же объясняет, что Вера Павловна и Лопухов имели очень разные характеры. Именно поэтому женщина потянулась к Кирсанову. Вскоре Вера Павловна уехала в Новгород. Там она обвенчалась с Кирсановым.

О несходстве характеров Верочки и Лопухова сказано и в письме, вскоре пришедшем из Берлина. В этом послании какой-то студент-медик, который якобы хорошо знал Лопухова, передал слова Дмитрия о том, что тот стал чувствовать себя намного лучше после расставания супругов, так как всегда стремился к уединению. А именно этого не позволяла ему общительная Вера Павловна.

Жизнь Кирсановых

О чем же дальше рассказывает своему читателю роман «Что делать?» Николая Чернышевского? Краткое содержание произведения позволяет понять то, что любовные дела у молодой четы устроились к общему удовольствию хорошо. Образ жизни Кирсановых мало чем отличается от того, который был у семейства Лопуховых.

Александр много работает. Что касается Веры Павловны, то она принимает ванны, кушает сливки и занимается уже двумя швейными мастерскими. В доме, как и прежде, есть нейтральные и общие комнаты. Однако женщина замечает, что ее новый супруг не просто позволяет ей вести понравившийся образ жизни. Он интересуется ее делами и готов придти на помощь в трудную минуту. Кроме этого, супруг прекрасно понимает ее желание освоить какое-нибудь неотложное занятие и начинает помогать ей в изучении медицины.

Четвертый сон

Знакомясь кратко с романом Чернышевского «Что делать?», мы переходим к продолжению сюжета. Оно повествует нам о четвертом сне Веры Павловны, в котором она видит удивительную природу и картины из жизни женщин различных тысячелетий.

Вначале перед ней предстает образ рабыни. Эта женщина повинуется своему господину. После этого во сне Вера видит афинян. Они начинают преклоняться женщине, но при этом не признают ее равной себе. Далее возникает следующий образ. Это прекрасная дама, ради которой рыцарь готов сразиться на турнире. Однако его любовь тут же проходит после того, как дама становится его женой. Затем вместо лица богини Вера Павловна видит собственное. Оно не отличается совершенными чертами, но при этом озарено сиянием любви. И здесь появляется женщина, которая была в первом сне. Она объясняет Вере смысл равноправия и являет картины граждан будущей России. Все они живут в доме, возведенном из хрусталя, чугуна и алюминия. С утра эти люди работают, а вечером начинают веселиться. Женщина объясняет, что это будущее нужно любить и к нему следует стремиться.

Завершение истории

Чем заканчивается роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Автор рассказывает своему читателю о том, что в дом Кирсановых часто заходят гости. Среди них вскоре появляется семья Бьюмонт. При встрече с Чарльзом Бьюмонтом Кирсанов узнает в нем Лопухова. Две семьи настолько сближаются между собой, что решают жить дальше в одном доме.

«Новые люди» в романе Николая Чернышевского «Что делать?»
Роман Чернышевского «Что делать?» является художественным произведением, представляет собой «умственный эксперимент» автора, который стремится понять возможное развитие тех ситуаций, коллизий, типов личностей и принципов их поведения, уже сложившиеся в современном жизни.
Задачу своего произведения Чернышевский видит в том, чтобы показать, как положительные идеалы, далекие от действительности мечтаний, постепенно переходят в сферу реальной, практической деятельности, доступной простым людям, у же людям нового типа. Ведь и сам роман не просто называется «Что делать?», а имеет специальный подзаголовок: «Рассказы о новых людях».
Новые люди становятся, по мнению Чернышевского, явлением повседневной жизни. Теперь идеалы переходят со сферы мечтаний в сферу практической жизни, причем жизни, доступного обычным людям. Поэтому и сам автор строит сюжет романа на примере жизни обычного женщины.
Новые люди существенно отличаются от нигилиста Базарова. Главный герой «Отцов и детей» своей главной задачей считал «место расчистить». Чернышевский на фоне полемики, развивающегося вокруг романа Тургенева, ставит качественно новую задачу: показать, что новые люди строят, а не только разрушают, т.е. показать не разрушающуя, а созидательную роль новых людей.
Существенно новой является и теория разумного эгоизма, или теория расчета вигод, провозглашаемая и воплощаемая в жизнь новыми людьми.
Чернышевский не ставит под сомнение разумность человека, говоря, что человек может полностью разумно рассчитать свой эгоистический путь к счастью. Расчет своей выгоды, по мнению автора романа, предусматривает и определенное уважительное отношение к другим людям: «Чтобы люди могли наслаждаться счастьем любви, они должны быть в окружении таких же счастливых людей». Таким образом, теория разумного эгоизма проявляется теорией революционного альтруизма.
Примером разумного эгоизма могут служить рассуждения Лопухова, который предусмотрел необходимым для себя «уйти со сцены», увидев, что Вера Павловна и Кирсанов любят друг друга: «Мне неприятно терять друга; и потом — мне пора переходить на нелегальное положение».
Действия Лопухова показывают, что моральный уровень новых людей очень высок. И сама Вера Павловна успокаивается лишь тогда, когда Лопухов становится в полной мере счастливым.
Создавая в своем произведении образы «обычных новых людей», Чернышевский показывает, что свобода личности не означают снижение моральных требований к себе и окружающим людям, а наоборот, дают возможность человеку раскрыть наиболее полно и ярко свой умственный и творческий потенциал.

МИР «ПОШЛЫХ ЛЮДЕЙ». Действие романа «Что делать?» начинается с описания мира «пошлых людей». Это требовалось не только для развития сюжета, но и в связи с необходимостью создать фон, на кото­ром ярче проявляются особенности «новых людей».

Героиня романа - Вера Павловна Розальская - вырос­ла в мещанской среде. Ее отец, Павел Константинович, - мелкий чиновник, управляющий домом богатой дворянки Сторешниковой. Главная роль в семье Розальских принад­лежит матери Веры Павловны - Марье Алексеевне, гру­бой, жадной и пошлой женщине. Она бьет прислугу, не брез­гует нечестными доходами, стремится как можно выгоднее выдать замуж дочь.

Подвыпившая Марья Алексеевна в минуту откровеннос­ти говорит дочери; «… Только нечестным да злым и хорошо жить на свете… У нас в книгах написано: старый порядок тот, чтобы обирать да обманывать, А это и правда, Верочка. Значит, когда нового-то порядка нет, по старому и живи: обирай да обманывай…» Жестокая бесчеловечность этого ста­рого порядка, калечизшего людей, - вот основная мысль рассказов о «пошлых людях». Во втором сне Веры Павловны Марья Алексеевна скажет ей: «Ты ученая - на мои воров­ские деньги учена. Ты об добром думаешь, а как бы я не злая была, так бы и ты не знала, что такое добром называется». Чернышевский высказывает жестокую правду: «новые люди» произрастают не в теплицах; они вырастают среди окружаю­щей их пошлости и ценой громадных усилий должны пре­одолевать опутывающие их связи со старым миром, И хотя Чернышевский утверждает, что это может сделать каждый, в действительности он имеет в виду совсем не каждого, а передовую молодежь, обладающую громадной душевной си­лой. Большинство людей оставались еще на уровне взглядов Марьи Алексеевны, и Чернышевский не рассчитывал на их быстрое перевоспитание.

Объясняя закономерность существования нечестных и злых людей в социальных условиях того времени, Чернышевский вовсе не оправдывает их. Он видит в Марье Алексеевне не только жертву обстоятельств, но и живую носительницу зла, от, которого страдают другие люди, И писатель беспощадно разоблачает хитрость, алчность, жестокость, духовную огра­ниченность Марьи Алексеевны,

Чернышевский говорит об аристократах, которые ведут па­разитический образ жизни Таковы семейство Сторешнико- вых, Серж и другие представители высшего общества, Анна Петровна Сторешникова и ее сын не обладают ни умом, ни характером, но они имеют деньги и поэтому смотрят свысока на других людей. Михаил Сторешников - совершенное нич­тожество по сравнению с Верой Павловной - думает, что за деньги он может купить ее любовь, а его мать падает в обмо­рок от одной мысли, что «сын хорошей фамилии» может же­ниться «бог знает на ком».

Особое место в этом пошлом мире занимает Жюли. Она умна и добра, но не смогла устоять в жизненной борьбе и, пройдя через многие унижения, заняла «видное» положение, стала содержанкой офицера-аристократа, Окружающее обще­ство она презирает, но не видит для себя возможности другой жизни Жюли непонятны духовные стремления Веры Пав­ловны, но она искренне старается помочь ей. Ясно, что в дру­гих условиях Жюли была бы полезным членом общества.

Среди действующих лиц романа отсутствуют те, кто стоит на страже старого мира, защищая существующий порядок. Но Чернышевский не мог пройти мимо этих охранителей и вывел их в лице «проницательного читателя», с которым по­лемизирует в своих авторских отступлениях. В диалогах с «про­ницательным читателем» автор подвигает уничтожающей кри­тике взгляды воинствующих обывателей, составляющих, как он говорит, большинство литераторов, «Новые люди», гово­рит автор, обращаясь к «проницательному читателю», «хло­почут и придумывают всякие шутки не менее усердно, чем ты для своих целей, только цели-то у вас различные, поэтому и штуки придумываются не одинаковые тобою и ими: ты при­думываешь дрянные, вредные для других, а они придумыва­ют честные, полезные для других».

Именно такие «проницательные господа» и расправились в свое время с Чернышевским и его романом.

Брошена, Придуманное слово!

Что же я, цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.

Потеря друга, любимого - и это выражается столь лаконич­но, что словно испытываешь тот подступающий к горлу ком, который мучил поэтессу в этот миг. Образы легки и словно при­глушены, но это - подавленные в себе явления подлинной муки скорбящей души. Временами казалось поэтессе, что идет она «в никуда и в никогда», что голос ее будет согбен и растоптан. Этого не произошло - стихи ее живут, голос ее звучит,

«Серебряный век»,.. Удивительно емкие слова, точно опре­делившие целый период развития русского стиха Возвраще­ние романтизма? - очевидно, в какой-то мере и так В целом же - зарождение нового поколения стихотворцев, многие из которых покинули отринувшую их родину, многие погибли под жерновами гражданской войны и сталинского безумия. Но права была Цветаева, воскликнувшая;

Моим стихам, как драгоценным винам, -

Настанет свой черед!

И он настал. Многие сейчас все глубже и глубже постигают цветаевские строки, открывая для себя великие истины, зорко ох­ранявшиеся десятилетиями от постороннего глаза. Мне радостно.


Чернышевский написал свой роман «Что делать?» в довольно сложное время. Это был 1863 год, когда за любое неправильное слово могли осудить и приговорить к длительному заключению. Так что в первую очередь стоить отметить мастерство писателя. Он так оформил произведение, что оно прошло проверку, но каждый читатель смог увидеть истинное послание автора.

Одной из главных особенностей романа является критический реализм и революционный романтизм.

Они соединились и представили совершенно новый стиль. Чернышевский показал реальную картину мира. Он предсказал революцию. Однако роман состоит не из одной социалистической идеи, хотя последняя и занимает в нем центральное место. Кроме утопических мечтаний о будущем, в романе присутствует и довольно серьезный анализ настоящего.

Роман по большей части посвящен «новым людям». Так как автор заботится именно о них. На противоположной стороне стоят «старые люди». На протяжении всех страниц писатель сталкивает их между собой, сравнивает их цели, видение, жизненные позиции. Есть и выводы автора. Но важно то, что и мы сами можем сделать свои собственные выводы.

В чем главный конфликт? Молодежь всегда готова что-то менять, а старики не хотят уходить с насиженных мест. Здесь сложно переоценить актуальность темы.

Анализируя эти две группы людей, мы начнем с вопроса счастья. Поколение отцов заботится только о себе. Им не свойственно беспокоиться об окружающих. Чужие поражения не затрагивают их сердца. Счастье нового поколения совсем в другом. Они понимают суть общества, понимают, насколько важно быть вместе, помогать другим. В этом их сила. Прежние уставы не дают им нормально раскрыться.

Чернышевский полностью согласен с новыми людьми.

Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле.

«Разумный эгоизм» героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, своекорыстием, индивидуализмом. Его цель – благо всего общества. Яркими примерами людей, который двигаются по этому принципу, можно назвать Мерцаловых, Кирсанова, Лопухова и т. д.

Но больше всего мне нравится то, что они не утрачивают свою уникальность. Они яркие личности, несмотря на то, что двигаются идеями на благо общества. Они трудятся над тем, чтобы преодолевать свои недостатки. И чем сложнее эта работа, тем потом они счастливее. «Разумный эгоизм» – это тоже забота о себе, но она не причиняет никому вреда, а только помогает людям становиться лучше.

Нельзя упустить женский вопрос. Его суть здесь в понимании роли женщины в обществе и семье. Чернышевский подчеркивает силу женщины, её ум. Она может быть успешной не только в семье, но и на работе.

Теперь она имеет право на индивидуальность, образование, мечты и успех. Чернышевский пересматривает место женщины и в обществе, и в семье.

«Что делать?» - это вечный вопрос для многих людей. Чернышевский преподнёс нам не просто художественную историю со смыслом. Это серьезное философское, психологическое и социальное произведение. В нем открывается внутренний мир людей. Я думаю, что не каждый великий психолог или философ смог бы так ярко и правдиво показать реалии наших дней.

Обновлено: 2017-01-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

В состав «старого мира» входят первые два сна Веры Павловны. Основная интонация изображения этого мира - умная ироническая насмешка. Главная цель изображения этого мира - мысль о том, что самый «подвал» подлежит разрушению. Новаторством в изображении старого порядка явилось то, что впервые в русской литературе «старый мир» показан с последовательно революционных позиций. Второму композиционному поясу «новые люди» соответствует смысловой пласт «новые люди».

Подзаголовок «Из рассказов о новых людях» указывает, что главной темой романа является не изображение старого мира, а облик, деятельность и судьба новых людей. Именно им - «добрым и сильным, честным и умеющим», которых становится все больше, и посвящен роман. Горький писал, что русская литература - это литература вопросов. Если в 1-ой половине XIX века основным был вопрос «Кто виноват?», то в 60-е годы встал вопрос о передовом деятеле эпохи, о том, кто может вести страну и народ к новой жизни. Заслугой Чернышевского стало то, что он не только поставил этот вопрос, но и показал тех, кто будет делать и показал, что эти люди не случайны, а рождены потребностями жизни. Чем новые люди отличаются от остальных?

Новым отношением к труду, к книге, знаниям и культуре, к этике (теория разумного эгоизма), к народу, к цели жизни, к женщине и к любви. К труду: все они получили трудовое воспитание, которое и определило их мировоззрение и их место в жизни. Лопухов и Кирсанов почти с детства добывали деньги на свое содержание. Практическим результатом нового отношения к труду является организация швейных мастерских на основе экономической теории Луи Блана. Для новых людей труд из тяжелой необходимости превращается в радостную потребность. К книге: любимыми писателями являются Гоголь, Диккенс. Новые люди понимают, что без книг и без знаний нельзя преобразовать жизнь, поэтому читают не только художественные, но и научные книги и жадно изучают иностранные языки.

Книга помогает понять им, что нужно народу. Но книги и теория не заслоняют жизни, поэтому они не только учат молодых людей, но и сами учатся у народа.

В отличие от Базарова «новые люди» не отрицают искусства. Все они приверженцы теории разумного эгоизма. Эту теорию Лопухов излагает Вере Павловне, и эта теория становится основой взглядов новых людей. Отвергая божественное происхождение нравственности, Чернышевский обосновывает земное происхождение моральных норм поведения людей.

Для этого он обращается к антропологическому материализму, в центре которого не бог, а человек, все поступки которого диктуются практической пользой. В этом смысле он эгоист, но если для обычных эгоистов личное благо выше общественного, то новые люди общественное благо рассматривают как личное дело. Для них личное счастье зависит от общей пользы.

Делая все для счастья других, они этим доставляют счастье себе. По этой теории нравственно прекрасен тот человек, который живет общественными интересами. Эта новая мораль утверждала в качестве идеала слияние личных интересов с общественными. О гуманизме этой теории хорошо сказал Лопухов: «Спичка холодна, стенка коробочки, о которую она трется, холодна, дрова холодны, но от них огонь, который готовит теплую пищу и согревает человека». По Луначарскому, теория борется на два фронта: против мещанства и против искусственного долга и религиозных святынь. Недостатки теории: 1) она говорит о человеке, взятом вне времени и пространства, т. е.

вне истории и географии; 2) рассматривает человека как биологическое существо; 3) игнорирует классовые интересы; 4) слишком рационалистична. Примеры применения теорий в романе: А) чтобы не мешать счастью Веры Павловны и Кирсанова, Лопухов исчезает, находя наслаждение в своей работе; Б) отказ Рахметова от любви; В) организация Верой Павловной швейных мастерских, в которых она получает истинное удовольствие.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме