Летия театр галиаскара камала татарскую. Камал галиаскар

Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала

Театр имени Камала
Основан 22 декабря
Награды
Руководство
Директор Якупов, Ильфир Ильшатович
Главный режиссёр Бикчантаев, Фарид Рафкатович
Сайт kamalteatr.ru

Интерьер театра им. Г.Камала

История

Уже в начале ХХ века появились первые татарские любительские театральные группы, которые ставили спектакли по пьесам русских и зарубежных драматургов. Первая татарская пьеса «Бичара кыз» («Несчастная девушка») была написана в 1886 году Габдрахманом Ильяси ( -). Возникновение профессионального татарского театра связано с Татарским Академическим театром имени Галиасгара Камала. Днём рождения ТГАТ имени Камала считается дата 22 декабря 1906 года , так как именно в этот день состоялся первый публичный спектакль на татарском языке. Первой профессиональной татарской группой, ставшей зародышем ТГАТ, была «Сайяр» («передвижник», «путешественник»). Название для группы предложил выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай . В эти годы влияние на становление татарского театра оказали актёр и режиссёр Ильяс Кудашев-Ашказарский , Сулейман Валеев-Сульва , выдающиеся татарские драматурги Галиасгар Камал , Карим Тинчурин , актёр и режиссёр Зайни Султанов , актриса и режиссёр Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская , артисты Ашраф Синяева, Шакир Шамильский, Гульсум Болгарская , Касым Шамиль, Мухтар Мутин , актёр и режиссёр Нури Сакаев, актёр и режиссёр Бари Тарханов. Также можно назвать артиста и режиссёра Газиза Айдарского, писателя Фатиха Амирхана .

Но наибольший вклад в развитие татарского профессионального театра оказал Абдулла Кариев , настоящее имя которого Минибай Хайруллин. Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в группе «Сайяр», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей.

Необходимо отметить также Галиасгара Камала, или «татарского Островского», как называл его Тукай. Его первая драма «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша») написана в , издана в 1899 году . До революции он написал такие произведения, как «Беренче театр » («Первое представление»), «Бүләк өчен» («Ради подарка»), «Безнең шәһәрнең серләре» («Тайны нашего города»), «Банкрот ». Перевёл пьесы «Жалкое дитя» Намика Кемаля, «Женитьбу», «Ревизора» Н. В. Гоголя , «Грозу» А. Н. Островского , «На дне» А. М. Горького и другие пьесы русских и зарубежных авторов.

Основоположниками татарской музыкальной драмы стали драматург Карим Тинчурин и композитор Салих Сайдашев . Это легендарная «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»), «Кандыр буе» («На реке Кандре»), «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды»), «Казан сөлгесе» («Казанское полотенце»), «Алар өчәү иде» («Их было трое»). За 100 лет существования татарского профессионального театра музыку к спектаклям писали десятки композиторов , среди них - Сара Садыкова , Джаудат Файзи , Александр Ключарёв , Хуснулла Валиуллин , Фасиль Ахметов , Масгут Имашев, Назиб Жиганов , Алмаз Монасыпов, Энвер Бакиров , Луиза Батыр-Булгари, Бату Мулюков .

Во второй половине XX столетия в театре работали режиссёры Ширьяздан Сарымсаков, Празат Исанбет, Абдулла Юсупов, Хусаин Уразиков, Гумер Девишев, Валерий Бебутов, Александр Михайлов, Рафкат Бикчантаев, Марсель Салимжанов . В 1991 году режиссёром-постановщиком театра становится Фарид Бикчантаев. Сейчас он - главный режиссёр театра имени Г. Камала.

В 1961 году в труппу театра влились выпускники Московского театрального училища им. Щепкина и , которые стали известными артистами. Это Шамиль Бариев , Ренат Тазетдинов , Азгар Шакиров , Наиль Дунаев , Нажиба Ихсанова, Гульсум Исангулова, Фирдаус Ахтямова , Равиль Шарафеев , а также известный драматург Туфан Миннуллин - автор более полусотни пьес. Многие из них были поставлены на театральных сценах не только Татарстана , но и других регионов России. Это «Без китәбез, сез каласыз» («Мы уходим, вы остаётесь»), «Ай булмаса, йолдыз бар» («Без луны звезда нам светит»), «Авыл эте Акбай» («Деревенский пес Акбай»), «Моңлы бер жыр» («У совести вариантов нет»), «Миләүшәнең туган көне» («День рождения Миляуши»), «Үзебез сайлаган язмыш» («Судьбы, избранные нами») «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермыш»), «Әниләр һәм бәбиләр» («Дочки-матери»), «Хушыгыз» («Прощайте»), «Канкай угылы Бәхтияр» (пьеса о сподвижнике Емельяна Пугачёва Бахтияре Канкаеве «Бахтияр Канкаев»), «Шулай булды шул» («Вот так случилось»), «Җанкисәккәем» («Свет моих очей»), «Гөргөри кияүләре» («Зятья Гэргэри»), «Эзләдем, бәгърем, сине» («Искал тебя, любимая»), «Галиябану, сылуым-иркәм» («Галиябану, ненаглядная моя»), «Шәҗәрә» («Родословная»), «Алты кызга бер кияү» («Шесть невест и один жених»), «Диләфрүзгә дүрт кияү» («Четыре жениха Диляфруз»), «Илгизәр+Вера» («Ильгизар+Вера»).

В 1972 году по проекту по проекту группы архитекторов, состоящей из Г. Горлышкова, Ю.А. Корнеева, Ф.М. Евсеева, М.Г. Евсеевой, Г. Хаджина, Н. Шебалиной, началось строительство нового здания театра. В 1986 году оно было завершено, а в январе 1987 года состоялось открытие сцены.

В 1995 году молодые актёры театра на Международном фестивале театральных школ в Москве получили главную премию за спектакль «Чайка» Антона Чехова. Режиссёр - Ф. Бикчантаев.

В 2001 году главный режиссёр театра имени Камала Марсель Салимжанов был удостоен высшей российской награды - национальной театральной Премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».

Оформлением спектаклей в разные годы занимались художники С. Яхшибаев, Г. Камал, П. Беньков, Э. Гельмс, П. Сперанский, М. Сутюшев, А. Тумашев, Р. Газиев, А. Кноблок, А. Закиров и С. Скоморохов.

В 2002 году после смерти Марселя Салимжанова главным режиссером театра стал его ученик, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан и Российской Федерации, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая, профессор Фарид Бикчантаев, с 2011 года возглавляющий Союз театральных деятелей Республики Татарстан.Театр активно гастролирует по России, ближнему и дальнему Зарубежью и завоевывает большой успех у зрителей Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии, Турции, Великобритании, Колумбии, Испании, Китая, Венгрии и др.


Театр имени Камала
Координаты 55.782778 , 49.116958 55°46′58″ с. ш. 49°07′01.05″ в. д.  /  55.782778° с. ш. 49.116958° в. д. (G) (O)
Основан 22 декабря
Директор Якупов, Ильфир Ильшатович
Главный режиссёр Бикчантаев, Фарид Рафкатович
Сайт http://kamalteatr.ru

Татарский государственный академический театр имени Галиаскара Камала (ТГАТ, тат. Ğaliəsğər Kamal isemendəge Tatar dəulət akademiya teatrı, Галиәсгар Камал исемендәге Татар дәүләт академия театры ) - театр в г. Казани , (Татарстан), на улице Татарстан и одноимённой площади .

Интерьер театра им. Камала

История

Уже в начале 19 века появились первые татарские любительские театральные труппы, которые ставили спектакли по пьесам русских и зарубежных драматургов. Первая татарская пьеса «Бичара кыз» («Несчастная девушка») была написана в 1886 году Габдрахманом Ильяси ( -). Возникновение профессионального татарского театра связано с Татарским Академическим театром имени Галиаскара Камала. Днём рождения ТГАТ имени Камала считается дата 22 декабря 1906 года , так как именно в этот день состоялся первый публичный спектакль на татарском языке. Первой профессиональной татарской труппой, ставшей зародышем ТГАТ, была «Сайяр» («передвижник», «путешественник»). Название для труппы предложил выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай . В эти годы влияние на становление татарского театра оказали актёр и режиссёр Ильяс Кудашев-Ашказарский , выдающиеся татарские драматурги Галиаскар Камал , Карим Тинчурин , актёр и режиссёр Зайни Султанов, актриса и режиссёр Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, артисты Ашраф Синяева, Шакир Шамильский, Гульсум Болгарская , Касым Шамиль, Мохтар Мутин, актёр и режиссёр Нури Сакаев, актёр и режиссёр Бари Тарханов. Также можно назвать артиста и режиссёра Газиза Айдарского, писателя Фатиха Амирхана .

Но наибольший вклад в развитие татарского профессионального театра оказал Абдулла Кариев, настоящее имя которого Минибай Хайруллин. Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в труппе «Сайяр», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей.

Необходимо отметить также Галиаскара Камала, или «татарского Островского», как называл его Тукай. Его первая драма «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша») написана в , издана в 1899 году . До революции он написал такие произведения, как «Беренче театр » («Первое представление»), «Бүләк өчен» («Ради подарка»), «Безнең шәһәрнең серләре» («Тайны нашего города»), «Банкрот». Перевёл пьесы «Жалкое дитя» Намика Кемаля, «Женитьбу», «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Грозу» А. Н. Островского, «На дне» А. М. Горького и другие пьесы русских и зарубежных авторов.

Основоположниками татарской музыкальной драмы стали драматург Карим Тинчурин и композитор Салих Сайдашев . Это легендарная «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»), «Кандыр буе» («На реке Кандре»), «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды»), «Казан сөлгесе» («Казанское полотенце»), «Алар өчәү иде» («Их было трое»). За 100 лет существования татарского профессионального театра музыку к спектаклям писали десятки композиторов , среди них - Сара Садыкова , Джаудат Файзи, Александр Ключарев, Хуснулла Валиуллин, Фасиль Ахметов, Масгут Имашев, Назиб Жиганов , Алмаз Монасыпов, Энвер Бакиров , Луиза Батыр-Булгари, Бату Мулюков.

Во второй половине XX столетия в театре работали режиссеры Ширьяздан Сарымсаков, Празат Исанбет, Абдулла Юсупов, Хусаин Уразиков, Гумер Девишев, Валерий Бебутов, Александр Михайлов, Рафкат Бикчантаев, Марсель Салимжанов. В 1991 году режиссёром-постановщиком театра становится Фарид Бикчантаев. Сейчас он - главный режиссёр театра имени Г.Камала.

В 1961 году в труппу театра влились выпускники Московского театрального училища им. Щепкина и , которые стали известными артистами. Это Шамиль Бариев , Ренат Тазетдинов, Азгар Шакиров, Наиль Дунаев, Нажиба Ихсанова, Гульсум Исангулова, Фирдаус Ахтямова , Равиль Шарафеев, а также известный драматург Туфан Миннуллин - автор более полусотни пьес. Многие из них были поставлены на театральных сценах не только Татарстана , но и других регионов России. Это «Без китәбез, сез каласыз» («Мы уходим, вы остаетесь»), «Ай булмаса, йолдыз бар» («Без луны звезда нам светит»), «Авыл эте Акбай» («Деревенский пес Акбай»), «Моңлы бер жыр» («У совести вариантов нет»), «Миләүшәнең туган көне» («День рождения Миляуши»), «Үзебез сайлаган язмыш» («Судьбы, избранные нами») «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермыш»), «Әниләр һәм бәбиләр» («Дочки-матери»), «Хушыгыз» («Прощайте»), «Канкай угылы Бәхтияр» («Бахтияр Канкаев»), «Шулай булды шул» («Вот так случилось»), «Җанкисәккәем» («Свет моих очей»), «Гөргөри кияүләре» («Зятья Гэргэри»), "Эзләдем, бәгърем, сине («Искал тебя, любимая»), «Галиябану, сылуым-иркәм» («Галиябану, ненаглядная моя»), «Шәҗәрә» («Родословная»), «Алты кызга бер кияү» («Шесть невест и один жених»), «Диләфрүзгә дүрт кияү» («Четыре жениха Диляфруз»), «Илгизәр+Вера» («Ильгизар+Вера»).

Файл:Bariev 51.jpg

Вид на озеро Кабан и Театр им. Камала

В 1986 году было завершено строительство нового здания театра, а в январе 1987 года состоялось его открытие.

В 1995 году молодые актёры театра на Международном фестивале театральных школ в Москве получили главную премию за спектакль «Чайка» Антона Чехова. Режиссёр - Ф. Бикчантаев.

В 2001 году главный режиссёр театра имени Камала Марсель Салимжанов был удостоен высшей российской награды - национальной театральной Премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».

Оформлением спектаклей в разные годы занимались художники С. Яхшибаев, Г. Камал, П. Беньков, Э. Гельмс, П. Сперанский, М. Сутюшев, А. Тумашев, Р. Газиев, А. Кноблок, А. Закиров и С. Скоморохов.

Особенностью татарского театра было то, что в советское время Татарстану, как автономной республике, не полагалось иметь свою киностудию. Поэтому, все актёрские таланты и дарования могли проявить себя исключительно на ниве театра. Каждой союзной республике СССР было разрешено иметь свою киностудию, но татарам, несмотря на то, что они самыми первыми среди мусульманских народов СССР начали создавать свою кинематографию, не разрешили открыть киностудию. Этим объясняется концентрация всех актерских творческих дарований в татарском театре.Несмотря на отсутствие в ТАССР киностудии, ряд актеров театра успешно снимались в советских и российских фильмах на русском языке, так например,

Генеральная репетиция

По официальной версии, первый публичный спектакль на татарском языке состоялся в Казани 22 декабря 1906 года в помещении Нового клуба (ныне ул. Горького,3). Актеры-любители представили драму турецкого автора Намика Кемаля «Жалкое дитя», а во втором отделении — комедию «Горе от любви», также переведенную с турецкого языка. (До революции театральные представления были традиционно двухчастными, то есть сначала играли полномасштабный спектакль, а напоследок какую-нибудь одноактную пьеску — водевиль или фарс.)


Но фактически первый татарский спектакль был сыгран на широкую публику 5 мая 1906 года в зале союза приказчиков (ныне ул. Б.Красная, д. 29). Разрешение на это испросил у городских властей статский советник Ибрагим Терегулов, входивший в литературно-художественный кружок «Шимбэ» («Суббота»), который собирался в домах татарской интеллигенции — Ахмеровых, Терегуловых, Саиновых и Габитовых. Обычно — по субботам, отсюда и название кружка. Теперь уже трудно сказать, кому первому из субботян пришла в голову мысль не только устраивать читки вслух новых произведений, но и ставить домашние спектакли. И всем эта идея понравилась.


Первая пьеса на татарском языке была написана, когда понятия «татарский театр» еще не существовало, — в 1887 году. Ее автор — Габдрахман Ильяси. Судя по названию — «Несчастная девушка», — это была мелодрама. Следом появились «Ответ несчастной девушке» Ф.Халиди и первая пьеса Г.Камала «Несчастный юноша». Последний и считается отцом национальной драматургии. Именно пьесы Галиаскара Камала составляли основу репертуара дореволюционных татарских трупп.


Тем не менее первой татарской постановкой домашнего театра субботян стала турецкая пьеса («Жалкое дитя»), правда в переводе Г.Камала. Почему? «Тогда на татарском книжном рынке театральных книг почти не было, — свидетельствует другой знаменитый субботянин, писатель Фатих Амирхан, — а то немногое, что имелось, было переводом с турецкого языка или подражанием ему. Написанные же для театра произведения господина Г.Камала были неудобны для игры в бумажных декорациях частных домов».


Впервые «Жалкое дитя» сыграли зимой 1903 года в доме Гафифы-ханым Габитовой на Первой Горе (ныне ул. Ульяновых, д.31). Зрителями, в основном, были друзья и родственники кружковцев. Когда же весной 1906 года было получено разрешение на проведение благотворительного публичного спектакля, то, по словам того же Ф.Амирхана, «и участниками, и теми, кто старался для того, чтобы он состоялся, в большинстве своем были оставшиеся в Казани «субботяне» и люди, участвовавшие в «домашних постановках» прежних лет».


Зал союза приказчиков, вмещавший около ста человек, был полон. Представление шло до двух часов ночи и вызвало восторженные отзывы. «Спектакль прошел как новинка для Казани весьма блестяще… — отмечала газета «Волжский курьер». — Ввиду успеха спектакля и несомненной пользы его для мусульман в смысле развития, весьма желательно, чтобы он не стал последним и был повторен в непродолжительное время». Это и было сделано 22 декабря 1906 года в помещении Нового клуба. Накануне по городу были расклеены афиши, и публики собралось столько, что яблоку негде упасть. Этот день и стал точкой отсчета театральной истории татар, а все, что тому предшествовало, в том числе спектакль, показанный 5 мая 1906 года, назвали «генеральной репетицией».

К свету!

Впрочем, известно и о более ранних попытках организовать публичные спектакли на татарском языке. Например — в Оренбурге. Еще в 1905 году выпускник Казанской учительской школы Ильяс Кудашев-Ашказарский организовал здесь небольшую, но сильную труппу из актеров-любителей и с энтузиазмом взялся за постановку пьесы А.Островского «В чужом пиру похмелье», которую сам же и перевел на татарский язык. Больше того, действие пьесы он перенес в татарскую среду, а всем персонажам дал татарские имена. Уже был назначен день премьеры — 3 декабря 1905 года, но мусульманское духовенство воспротивилось этому, и спектакль не состоялся. Лишь спустя полгода после первого публичного спектакля в Казани Кудашев-Ашказарский повторит этот опыт в Оренбурге. В спектакле «Свет и тьма» (второе название пьесы А.Островского «Ученье — свет, неученье — тьма») дебютировал один из первых татарских актеров Валиулла Муртазин-Иманский.


В мае 1907 года оренбургская труппа впервые выезжает на гастроли по городам Поволжья. В Нижнем Новгороде в нее вступает первая женщина — Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская (до этого все женские роли играли актеры-мужчины). Волею судьбы там же, на Макарьевской ярмарке, где выступали татарские артисты, окажется в поисках работы молодой человек по имени Габдулла Кариев. С ярмарки он уедет вместе с труппой и всю оставшуюся жизнь (увы, недолгую) посвятит татарскому театру.


«Первая в России труппа мусульманских артистов драмы под руководством И.Б.Кудашева-Ашказарского» вскоре сменит свое длинное и невыразительное название на короткое и звучное -«Сайяр», что означает «странствующая» (по легенде, это название предложил Габдулла Тукай, друживший со многими артистами). И оно окажется пророческим. Несмотря на то, что с осени 1908 года труппа базировалась в Казани, в жизни татарских актеров по-прежнему не было ничего стабильного — ни устроенного быта, ни постоянного заработка… Однако неизменным оставался девиз труппы — » К свету!». После короткой передышки актеры вновь грузили на телегу свой нехитрый домашний скарб, служивший одновременно театральным реквизитом, и колесили по российскому бездорожью — от одной деревни к другой, с ярмарки на ярмарку. Главным богатством труппы «Сайяр» были сами актеры-самородки, которые играли по наитию, руководствуясь каким-то шестым чувством, которое подсказывало им, где кончается правдоподобие, имитация жизни и начинается художественная правда. В репертуаре труппы были пьесы Г.Камала, Ф.Амирхана, Г.Исхаки, русская (Н.Гоголь, А.Островский) и зарубежная классика (Ф.Шиллер, Мольер).


Именно эта плеяда — И.Кудашев-Ашказарский, В.Муртазин-Иманский, С.Гиззатуллина-Волжская и Г.Кариев — стояла у истоков татарского профессионального театра. Каждый из них был яркой и разносторонне одаренной творческой личностью. Кудашев-Ашказарский, кроме того, что был актером и талантливым антрепренером, прекрасно пел, играл на нескольких музыкальных инструментах. Габдулла Кариев в одном лице был художественным руководителем, режиссером и ведущим актером труппы. Все, кто видел его на сцене, отмечали, что он не играл, а «жил» в образе. Внешность Гиззатуллиной-Волжской была под стать тем лирическим героиням, которых она играла, — невысокого роста, хрупкая, с большими выразительными глазами, красивым грудным голосом. Не секрет, что в числе поклонников ее таланта и женской красоты был Габдулла Тукай, посвятивший первой татарской актрисе вдохновенные поэтические строки.


Каждый из них отдавал себя театру целиком, без остатка… Вместе с тем понятно, что у них были непростые характеры и со временем творческое взаимопонимание давалось им все труднее и труднее. Первым ушел Кудашев-Ашказарский. (Впоследствии он организует еще несколько татарских трупп, но, в конце концов разочаровавшись в театре, отдаст предпочтение музыке и уйдет на эстраду.) А спустя несколько лет, в 1912 году, из-за возникших творческих разногласий труппу «Сайяр» покидает Гиззатуллина-Волжская. В Уфе актриса набирает свою труппу, которая начинает выступать под названием «Нур» («Луч») и вскоре приобретает не меньшую известность, чем труппа «Сайяр». Третья овеянная легендарной славой татарская труппа «Ширкат» («Товарищество») была создана В.Муртазиным-Иманским в 1915 году в Оренбурге.


А тем временем в труппу «Сайяр» приходят Карим Тинчурин, Зайни Султанов, Гульсум Болгарская, Нагима Таждарова, Камал I, Камал II, Фатима Ильская… Каждый из них оставил свой яркий след в истории татарского театра.


Весной 1917 года Г.Кариев организует поездку труппы «Сайяр» в Москву, на спектакли Московского Художественного театра. И тогда же состоялась встреча татарских актеров с Константином Сергеевичем Станиславским. О чем они говорили — доподлинно неизвестно. Но явно под впечатлением этой встречи Г.Кариев вскоре ставит на татарской сцене «Мещан» М.Горького и «Вишневый сад» А.Чехова.


К сожалению, сведения о первой чеховской постановке крайне скудны. Спектакль прошел всего один раз, и рецензий на него не появилось (единственное печатное сообщение — анонс предстоящего спектакля в газете «Кояш»). Из воспоминаний актрисы З.Тинчуриной лишь известно, что в центре сценической композиции был образ Лопахина в исполнении Г.Кариева, вокруг которого выстраивался весь ансамбль. Несмотря на то, что пьеса ставилась «в подражание спектаклю Московского Художественного театра», концептуально это расходилось с постановкой МХТ, где главной фигурой была Раневская в исполнении О.Книппер-Чеховой. И все же целостное представление о спектакле составить довольно сложно. Но уже сам факт обращения к самой зрелой пьесе Чехова свидетельствует о высокой творческой планке дореволюционного татарского театра.

Зрителей не выбирают

«Вишневому саду» суждено было стать одной из последних постановок сайяровцев. Летом 1918 года в связи с боевыми действиями в Казани труппа сворачивает свою деятельность, и многие актеры в поисках лучшей доли покидают город.


Лишь весной 1921 года Казань снова становится для них центром притяжения. Здесь создается Первый государственный показательный драматический татарский театр. Его творческое ядро составили актеры труппы «Сайяр» и частично «Нур». К сожалению, Габдулла Кариев до этого дня не дожил, и во главе первого татарского стационарного театра становится его ученик — Карим Тинчурин, начинавший в труппе «Сайяр» актером и здесь же нашедший свое истинное призвание как драматург. И вот теперь, находясь в расцвете творческих сил, он пишет одну за другой свои лучшие пьесы — «Американец», «Угасшие звезды», «Казанское полотенце», «Голубая шаль», «Без ветрил» и другие. С одной стороны, их отличали простота, бесхитростность сюжета, с другой — это действительно была подлинно национальная драматургия, пронизанная фольклорными мотивами и сочным народным юмором, с целой галереей ярких, запоминающихся образов. Успеху этих постановок способствовали также мелодии Салиха Сайдашева, с первых дней заведовавшего в театре музыкальной частью.


Особую любовь татарских зрителей начиная с первой постановки в 1926 году завоевала, пожалуй, самая непритязательная из тинчуринских пьес — «Голубая шаль». Многие пытались разгадать этот феномен. Случалось, театр и поругивали за то, что он идет на поводу у «нетребовательного» зрителя, заигрывает с ним. Но, думается, все несколько сложнее.


Зрителей, как и времена, не выбирают. Если дореволюционный татарский театр был, по сути, театром демократической интеллигенции, причем той ее части, которая была блестяще, часто европейски образованна, то в 1920-е годы в театр пришла совсем другая публика, наделенная, так сказать, природным демократизмом. Этот зритель часто не владел даже обычной грамотой, не говоря уже о театральных азах. А постигались они именно на таких постановках, как «Голубая шаль»… Впрочем, эта музыкальная комедия и поныне остается в репертуаре Татарского академического театра, и не только как образец национальной классики, но и как своеобразный талисман, как чайка на занавесе Московского Художественного театра.


Татарский драматический театр, зародившись в начале XX века на любительских подмостках, на представлениях полубродячих трупп, уже на рубеже 1920-1930-х годов утвердился как яркое, самобытное и многоликое художественное явление. В этот период, кроме Казани, татарские труппы работали в Москве, Ленинграде, Астрахани, Оренбурге, Екатеринбурге, Уральске, Троицке, Челябинске, Кустанае, Павлодаре, Семипалатинске, Петропавловске, Омске, Томске, Орске, Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Хиве, Бишкеке, Алма-Ате, Самаре, Ижевске, Баку и других городах. По сути, каждая татарская диаспора имела свой театр.


Конечно, впереди были новые испытания — войной, сталинскими репрессиями, брежневским застоем, горбачевской перестройкой… На каждом из этих этапов деятели татарского театра тоже заплатили высокую цену за свое право жить служением искусству. Но коль скоро в эти дни мы отмечаем столетие татарского театра, представляется особенно важным прикоснуться именно к его истокам. К тому, что неизбежно подернулось дымкой времени, но не должно стереться из памяти.

22 декабря 1906 года в Казани представителями прогрессивной молодежи был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. В этот день были представлены пьесы "Жалкое дитя" и "Беда из-за любви" . Эта дата считается днем рождения татарского театра, хотя еще в конце XIX столетия были написаны первые татарские пьесы, которые ставились на сценах школ-медресе и домашних театров.
Основателем первой профессиональной татарской театральной труппы является оренбургский учитель, многогранная личность Ильяс Кудашев-Ашказарский. Со спектаклем по пьесе Александра Островского "В чужом пиру похмелье" в переводе на татарский язык труппа впервые выезжает на гастроли по городам России. Позднее в труппу был принят артист, режиссер Габдулла Кариев, ставший ее руководителем и еще при жизни названный "отцом татарского театра".
В 1907 году в труппу пришла Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, первая женщина, взошедшая на сценические подмостки не только в театрах тюркоязычных народов, но и во всём мусульманском мире.

Труппа "Сайяр", т.е. "Передвижник" (так назвал труппу народный поэт Габдулла Тукай в 1908 году), с первых же шагов стала важным очагом распространения просвещения, культуры, демократических устремлений среди народа.
Начиная с 1911 года “Сайяр” работает в помещении Восточного клуба в городе Казани. В 1912 году из труппы “Сайяр” уходит С.Гиззатуллина-Волжская и формирует в Уфе вторую татарскую труппу “Нур” (“Луч”), костяк которой составляют известные артисты Бари Тарханов, Касим Шамиль, Мухтар Мутин. В 1915 году Валиулла Муртазин-Иманский организовывает в Оренбурге третью татарскую труппу “Ширкат” (“Товарищество”), где начинают свой путь Халиль Абжалилов и Фатыма Ильская. После революции В.Муртазин-Иманский становится основателем профессионального башкир-ского театра в г. Уфе. Позднее татарские театры организовывались в городах Москве, Астрахани, Баку, Троицке, Уральске, Свердловске, Челябинске, Санкт-Петербурге и других городах. Татарские артисты и режиссеры оказывали большую помощь в создании национальных театров республик Средней Азии, Казахстана, а также многих других народов тюркского мира.
В труппу “Сайяр” приходят новые силы: Гульсум Болгарская, Карим Тинчурин, Нагима Таждарова, Нафига Арапова, в 1917 году из города Санкт–Петербурга была приглашена Ашраф Синяева, окончившая драматическую школу при Императорском Александринском театре. В афише театра наряду с шедеврами национальной классики “Банкрот” Галиасгара Камала, “Первые цветы” Карима Тинчурина, “Галиябану” Мирхайдара Файзи, “Зулейха” Гаяза Исхаки и других постоянно присутствуют произведения русской и зарубежной классики. С театром сотрудничают композитор Султан Габяши, художник Сабит Яхшибаев, критик и переводчик Габдрахман Карам.
В годы Гражданской войны татарские актеры участвуют во фронтовых агитбригадах. В 1920 году ушел из жизни Габдулла Кариев, годом раньше – Габдрахман Мангушев, из–за болезней, полученных на Гражданской войне, была вынуждена уйти со сцены Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. Часть актеров переезжает в Уфу, часть – в Астрахань, некоторые актеры навсегда уходят из театра. В 1922 году решением Наркомпроса из трупп “Сайяр”, “Нур” и фронтовых бригад формируется “Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября”. Правительство Татарской республики приглашает возглавить театр ученика Габдуллы Кариева, драматурга, актера, театрального педагога и режиссера Карима Тинчурина.

Первым делом новый художественный руководитель начинает формировать труппу. Из Оренбурга приезжают его ученики по Самарской студии – актер Мифтах Абсалямов, актер и драматург Тази Гиззат, актер и режиссер Асгат Мазитов. Из разных городов Сибири и Урала, Нижнего Поволжья были приглашены Зайни Султанов, Ситдик Айдаров, Камал III, Шакир Шамильский, Бари Тарханов и Мухтар Мутин. Вместе с бывшими “сайяровцами” – Гульсум Болгарской, Нафигой Араповой, Камалом I, Камалом II, Касимом Шамилем, Хамитом Кульмаметом, Джалялом и Сарой Байкиными – они создают ядро труппы театра имени Красного Октября. В 1922 году из Оренбурга по приглашению художественного руководителя приезжает молодой дирижер армейского оркестра Салих Сайдашев, из Тамбова на должность суфлера – юный поэт Хади Такташ.
В 1923 году в г. Казани открывается театральный техникум, педагогами которого становятся ведущие мастера татарской сцены. В 1926 году труппа пополняется первыми выпускниками техникума (Галия Булатова, Галия Нигматуллина, Галия Кайбицкая, Хаким Салимжанов и др.).
В 1926 году общественность республики отмечает двадцатилетний юбилей театра. Многие актеры удостаиваются званий заслуженных артистов республики, Героев труда, а сам театр получает статус “Академический”.
В 1926 году К.Тинчуриным были написаны и в том же году поставлены два шедевра национальной драматургии – музыкальная драма “Голубая шаль” (в соавторстве с композитором С.Сайдашевым) и сатирическая комедия “Без ветрил”.
В 1930 году театр участвует в Первой Олимпиаде театров народов СССР в Москве. Вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов проходят под знаком режиссерских поисков. Спектакли ставят режиссер кариевской школы Карим Тинчурин, вахтанговец Гумер Девишев, поборник “Нового театра” Сулейман Валеев-Сульва, романтик Саид Булатов, последователи Станиславского – Гали Ильясов и Гумер Исмагилов. В этот период с театром активно сотрудничают русские режиссеры Г.Хавис, Е.Амантов, Б.Фердинандов, Б.Великанов, ставят спектакли актеры – Зайни Султанов, Хусаин Уразиков, Мухтар Мутин и др. Этапные спектакли той поры: “Голубая шаль”, “На Кандре” К.Тинчурина, “Галиябану” М.Файзи, “На дне” М.Горького, “Салют, Испания!” А.Афиногенова, “Тартюф” Жан Батист Мольера, “Ромео и Джульетта” У.Шекспира и др.
В конце 1930-х годов, в период сталинских репрессий, театр несет огромные потери. Погибают в застенках НКВД драматурги Фатых Сайфи-Казанлы, Фатхи Бурнаш, Ахмет-Тажетдин Рахманкулов, Карим Тинчурин, выдающийся актер и режиссер Мухтар Мутин, подвергаются репрессиям режиссер Гали Ильясов, драматург Мирсай Амир; режиссер Гумер Исмагилов, спасаясь от ареста, навсегда покидает Казань. Многие драматурги отходят от писательской деятельности. В 1933 году умирает классик и родоначальник татарской драматургии и театра Галиасгар Камал. При этом продолжают активно писать для сцены драматурги Тази Гиззат (“Потоки”, “Искры”, “Смелые девушки”) и Наки Исанбет (“Бегство”, “Портфель”, “Хужа Насретдин” и др.). Постановочный процесс переходит в руки недавних выпускников ГИТИСа Ширияздана Сарымсакова и Кашифы Тумашевой. На татарской сцене на рубеже 1930-40-х годов преобладают переводные пьесы зарубежной и русской классики.
В 1939 году в честь 60–летия классика и родоначальника татарской драматургии и театра Галиасгара Камала театру присуждается его имя.
С началом войны театр активно обслуживает бойцов казанских госпиталей, актерские бригады выезжают в прифронтовую полосу. Многие актеры уходят на фронт. В годы войны в Казань в эвакуацию прибывает замечательный режиссер, ученик Вс.Мейерхольда (соавтор спектаклей “Великодушный рогоносец” и “Зори”) В.Бебутов. В Камаловском театре он ставит этапные спектакли по русской и зарубежной классике (“Гроза”, “Собака на сене”, “Король Лир”). Из спектаклей военного времени, созданных по произведениям татарских драматургов, выделяются “Хужа Насретдин”, “Марьям” Н.Исанбета и “Минникамал” М.Амира и др.
Целенаправленное уничтожение выдающихся представителей татарской сценической культуры, внедрение в театральную практику бесконфликтной драматургии, нивелировка национальной самобытности, ориентация на одну единственную эстетическую модель – бытовое жизнеподобие, дали о себе знать на рубеже 1940-50-х годов, когда театр стал терять зрителя.
В 1949 году в Казань приезжает группа талантливых выпускников татарской студии ГИТИСа (Шахсенем Асфандиярова, Асия Галеева, Гаухар Камалова, Рафкат Бикчантаев, Празат Исанбет, Дэллюс Ильясов и др.). Вскоре наиболее одаренные актеры этой плеяды П.Исанбет и Р.Бикчантаев обращаются к режиссерской практике.
В 1956 году после знаменательного ХХ съезда были реабилитированы славные имена К.Тинчурина и Ф.Бурнаша, это обстоятельство помогло театру обрести “второе дыхание” и с честью выйти из кризиса. Актеры старшего поколения с воодушевлением принимаются за восстановление “Голубой шали” в режиссерском рисунке самого К.Тинчурина. С этого года и по сей день эта легендарная пьеса не сходит со сцены театра. Наряду с этим в драматургию приходят новые силы: Хай Вахит, Шариф Хусаинов, Аяз Гилязов, Ильдар Юзеев и др.
В 1957 году в Москве состоялась Декада татарской литературы и искусства. Татарский государственный Академический театр имени Г.Камала везет в Москву свои лучшие спектакли: “Минникамал”, «Король Лир”, “Тревожные дни”, “Хужа Насретдин”, “Зифа” и “Голубая шаль”. После Декады театр награждается высшим орденом СССР – орденом Ленина, а Халиль Абжалилов первым из татарских актеров получает звание народного артиста СССР.
В 1958 году спектакль “Без ветрил” К.Тинчурина в режиссуре
Ш.Сарымсакова становится первым художественным произведением, удостоенным только что учрежденной Государственной премии имени Габдуллы Тукая. Кроме этого в разные годы премией имени Тукая были награждены спектакли “Первая любовь” Х.Вахита, “Тополек мой в красной косынке” Ч.Айтматова и “Прощайте” Т.Миннуллина, а также режиссер М.Салимжанов, актеры Р.Шарафеев и И.Ахметзянов.
В 1961 году в театр возвращаются выпускники татарской студии училища имени М.Щепкина – Ринат Тазетдинов, Азгар Шакиров, Равиль Шарафеев, Наиль Дунаев, Дамир Хайруллин, Нажиба Ихсанова, Флюра Хамитова, Фирдаус Ахтямова, Гульсум Исангулова и др. Начинают писать для сцены их однокурсники драматурги Туфан Миннуллин и Рабит Батулла.
В 1966 году в театр после окончания ГИТИСа на должность главного режиссера приходит Марсель Салимжанов. С его именем связана славная пора зрелого театрального искусства Татарстана. С первых постановок становится ясно, что в театр пришел лидер, творец, утверждающий диктатуру режиссуры, умирающей в актерском искусстве. Спектакли 1960-80-х годов: “Миркай и Айсылу”, “Беглецы” Н.Исанбета, “Американец”, “Угасшие звезды”, “Казанское полотенце” К.Тинчурина, “День рождения Миляуши”, “Старик из деревни Альдермеш” Т.Миннуллина, “Приехала мама” Ш.Хусаинова, “Нашествие” Л.Леонова, “Бесприданница” А.Островского, “Три аршина земли” А.Гилязова и др. прочно входят в золотой фонд многонациональной театральной культуры России.
В 1970-1980-е годы в театр приходят актеры–выпускники Казанского театрального училища (Алсу Гайнуллина, Ильдар Хайруллин, Фирдаус Хайруллина, Рузия Мотыгуллина, Зульфира Зарипова, Асхат Хисматов, Рамиль Тухватуллин, Люция Хамитова и др.), Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (Ильдус Ахметзянов, Шамиль Бариев, Габделфарт Шарафеев), Московского театрального училища имени М.С.Щепкина (Ильдус Габдрахманов, Ильсия Тухватуллина, Айрат Арсланов, Марьям Юсупова) и др.
В 1970 году на гастролях в г. Москве театр получает высокую оценку ведущих театральных специалистов страны. В 1975 году народным артистом СССР становится Фуат Халитов, в 1977 – Шаукат Биктемиров, в 1980 – Габдулла Шамуков, в 1984 – Марсель Салимжанов. В 1979 году драматург Туфан Миннуллин, актер Шаукат Биктемиров и режиссер Марсель Салим-жанов за спектакль «Старик из деревни Альдермеш» удостоены Государ-ственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского. В 1985 году актер Ринат Тазетдинов, ныне возглавляющий Союз театральных деятелей республики, удостаивается Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии России становится в 1991 году актриса Алсу Гайнуллина. Спектакли “Свои люди – сочтемся”, “Бесприданница”, “Минникамал”, “Три аршина земли”, “Как звезды в небе”, “Здесь родились, здесь возмужали” и другие становятся лауреатами и дипломантами Всесоюзных фестивалей и конкурсов.
На рубеже 1980-90-х годов в театре происходит смена режиссерских поколений. Вплоть до своей смерти великий реформатор татарской сцены М.Салимжанов продолжает ставить талантливые спектакли, масштабные полотна народной жизниярким примером является его последняя постановка “Баскетболист” - в театр приходят новые силы. В 1987 году режиссер Дамир Сиразеев ставит эпохальный спектакль “Плаха”, в котором воплотились “перестроечные” думы и чаяния. В 1991 году в театр после учебы в ГИТИСе возвращается Фарид Бикчантаев, постановщик таких этапных спектаклей, как “Ромео и Джульетта” Уильяма Шекспира, “Домовой” Мансура Гилязова, “Учитель танцев” Лопе де Вега, “Рыжий насмешник и его черноволосая красавица” Наки Исанбета, “Чайка”, “Три сестры” Антона Чехова, “Черная бурка” Геора Хугаева и др.
В 1995 году под руководством М.Салимжанова и Ф.Бикчантаева в Казанской государственной Академии культуры и искусств состоялся первый актерский выпуск (Искандер Хайруллин, Радик Бариев, Миляуша Шайхутдинова, Фанис Зиганшин, Минвали Габдуллин, Рамиль Вазиев, Зубаржат Сафина, Ильтузар Мухамматгалиев, Эльвира Садриева).
Высокий уровень исполнительского искусства и постановочной культуры спектаклей позволил театру добиться успехов на многих театральных смотрах и фестивалях, среди которых “Науруз-93” (г.Ашгабад), “Науруз-1998”, “Науруз-2002”, “Науруз-2005” (г.Казань), “Театр. Восток-Запад” (г.Ташкент), “Гостиный двор” (г.Оренбург), “Туганлык” (г.Уфа), “Подиум-95” (г.Москва), “Сабанчи” (г.Адана, Турция), “Истанбул-Простор-Театр” (г.Стамбул, Турция). В 1996 году театр впервые выступил за рубежом на Международном фестивале молодежных театров в г.Аугсбурге в Германии, а в 1999-м был признан лучшим на Первом театральном фестивале тюркских народов в Турции. В январе 1999 года театр стал лауреатом конкурса “Окно в Россию”.
В 2001 году выдающийся режиссер М.Х.Салимжанов получил высшую театральную награду Российской Федерации – премию “Золотая маска” в номинации “За честь и достоинство”. В 2002 году после смерти Марселя Салимжанова главным режиссером театра стал его ученик, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая Фарид Бикчантаев.
В VIII Международном театральном фестивале тюркских народов “Науруз-2005”, который проходил в г.Казани, спектакль “Черная бурка” по пьесе Г.Хугаева в постановке Ф.Бикчантаева завоевал Гран-При и был признан победителем в номинациях “Лучшая режиссерская работа”, “Лучшая мужская роль”, “Лучшая работа художника”; во Всероссийском Национальном фестивале “Музыкальное сердце театра”, проходившем в Москве в феврале 2007 года, этот же спектакль был признан победителем по трем номинациям: “Лучший спектакль”, “Лучший режиссер” и “Лучший исполнитель главной роли”.
В 1990-2000 г.г. театр активно гастролирует по России, ближнему, дальнему Зарубежью и завоевывает большой успех у зрителей Казахстана, Азербайджана, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии, Турции, Великобритании.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Татарский государственный академический театр им. Галиаскара Камала за более чем столетнюю историю видел в своем зале не одно поколение казанцев. Этот театр считается одним из самых популярных в Казани.

Зарождение Татарского государственного академического театра им. Галиаскара Камала произошло 22 декабря 1906 г., когда в Казани впервые поставили публичные спектакли на татарском языке. Публика увидела пьесы «Жалкое дитя» и «Беда из-за любви». Эта дата считается официальным днем рождения, от нее ведется отсчет театральных сезонов. Хотя татарская драматургия существовала с конца 19 века, когда небольшие спектакли ставились в домашних условиях и в школах.

Театр находится в живописном месте, на берегу казанского озера Кабан.

Основателем первой татарской труппы стал учитель из Оренбурга Ильяс Кудашев-Ашказарский, потом его дело продолжил Габдулла Кариев, которого прозвали «отцом татарского театра». Народный поэт назвал труппу театра «Сайяр», что в переводе означает «передвижник». Это неслучайно - с первых дней своего основания театр занимался просвещением и много гастролировал.

Именно в Казани впервые во всем мусульманском мире на сцену вышла женщина. Это произошло в 1907 г., когда в труппу театра пришла талантливая Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская.

В 1912 г. актриса переедет в Уфу и откроет там другую татарскую труппу, из которой потом вырастет Уфимский государственный татарский театр «Нур».

Имя татарского драматурга Галиаскара Камала появляется в названии театра в 1939 г., в год 60-летнего юбилея национального классика.

Конечно, большая часть репертуара - национальная драматургия. Но среди трех десятков спектаклей есть множество работ по произведениям российских и зарубежных авторов. Например, это спектакли «Три сестры» или «В ожидании Годо». Сейчас на сцене зрители видят работы режиссера Фарита Бикчантаева и Марселя Салимжанова, много лет проработавшего в театре.

Интересно посмотреть в Татарском государственном академическом театре им. Галиаскара Камала пьесу «Тартюф» - ее поставил приглашенный режиссер из Франции. А «Принцессу Турандот» в Казань приезжал ставить режиссер-китаец.

Спектакли идут на татарском языке, но есть синхронный перевод на русский язык. Для иностранцев предлагается перевод на английский язык. Специальные наушники можно попросить у билетеров.

Татарский государственный академический театр имени Галиаскара Камала сейчас располагается в здании, которое было построено в 1987 г. Оно запоминается своей скошенной крышей. Театр находится в живописном месте, на берегу казанского озера Кабан. Перед началом спектакля здорово прогуляться по набережной. Ближайшие станции метро - «Площадь Габдуллы Тукая», «Кремлевская» и «Суконная Слобода». Также здесь проходят маршруты следования большого числа автобусов.

Театр предлагает приобрести билеты онлайн через собственный сайт. В соответствующем разделе находится подробная инструкция. Оплата производится с помощью банковских карточек. При необходимости билет можно сдать в кассу театра и вернуть деньги.

Электронный билет нужно распечатать и взять с собой на спектакль. Билетер на входе может попросить предоставить документ, удостоверяющий личность, чтобы удостовериться что билет - ваш (при покупке онлайн билеты получаются «именными»). Поэтому не забудьте захватить в театр паспорт или другой документ. Если приобретаете сразу несколько билетов - будьте готовы стоять на входе и показывать работникам театра документ всякий раз, когда ваши друзья станут проходить внутрь по купленным вами билетам.

Адрес: Казань, ул. Татарстан, 1.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...