«Любовная лирика В. В. Маяковского. Сочинения для школьников

Сочинение

Любовная тема была одной из ведущих в дооктябрьском творчестве Маяковского. Поставленная в «Облаке в штанах», ставшая центральной во «Флейте-позвоночнике», эта тема звучала и в поэме «Человек». Изображение неразделенной любви, характерное для подавляющего большинства дореволюционных поэм и стихотворений Маяковского, позволило поэту раскрыть трагедию человека в мире капитализма, где все - в том числе и любовь - подчинено денежному чистогану. Формула «деньги, любовь, страсть», прозвучавшая в «Облаке в штанах», определила трагедийность любовного конфликта во всей дореволюционной поэзии Маяковского.
Октябрьская революция, раскрепостив человека, создала условия для торжества любви, любви как счастья, как радости. Именно эта мысль нашла особенно яркое выражение в поэме «Люблю» (1922г.). Это произведение о человеческой любви во всех ее проявлениях, о любви в самом широком смысле этого слова. Это песнь о том, как зарождалось, расцветало и обретало свои зрелые формы испепеляющее чувство. Этим определена и композиция поэмы. Нельзя не обратить внимание на то, в какой последовательности расположены главки: «Мальчишкой», «Юношей», «Мой университет», «Взрослое» и т.д. Перед нами человеческий характер в развитии, вернее в становлении любовного чувства.
«Гранада-любовь» - так определяет Маяковский отношение своего героя ко всему прекрасному в жизни, чему открыто его сердце. Но этот же «сердечный комок» включает в себя и «гранаду-ненависть» ко всему отвратительному в жизни. Утверждая право человека ненавидеть во имя любви, Маяковский по ходу эволюции своего лирического героя показывает, как его чувства становятся социально осмысленными.
В противоположность «кучерявым лирикам», пишущим стишки «для спален», в поэме Маяковского любовь к женщине выступает как одно из проявлений способности человеческого сердца чувствовать, активно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.
«Люблю» заканчивается своеобразной клятвой верности и постоянству в любви:
Клянусь -
люблю неизменно и верно.
Лирический герой поэмы, «подъемля торжественно стих строкоперстый», заявлял о том, как он любит. И любовь его была близка и понятна новому человеку, строителю социалистического общества, своим активным восприятием жизни, цельностью.
Понимание Маяковским природы любви в последний период его творческого пути находит наиболее яркое выражение в двух поэтических «письмах» - «Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и в «Письме Татьяне Яковлевой».
Тарас Костров, к которому обращено стихотворение, был редактором «Комсомольской правды». Маяковский сотрудничал с газетой, от которой и был командирован в Париж в 1928г.
В заглавии определена тема произведения - «о сущности любви». Намечаемый здесь образ поэта, «транжирящего» поэтические строки на любовную лирику, развивается в строфах, где герой, встречая «в меха и бусы оправленную» красавицу (ее прототипом и является Татьяна Яковлева), вступает с нею в разговор. На этом беседа с Костровым переходит в диалог с «красавицей», который и определяет содержание стихотворения. Перед нами предстает человек, объятый любовью. «Я ж навек любовью ранен», -признается он.
«Письмо товарищу Кострову...» - продолжение разговора на тему, начатую поэтом давно (еще со времен поэм «Человек» и «Люблю») - о «любви-гранаде», о верности и постоянстве этого чувства. Если в поэме «Люблю» объятому чувственным пламенем лирическому герою противостоят мещанствующие «лирики» с их сентиментальной «любовинкой», то в «Письме товарищу Кострову...» «любви-гранаде» противостоит «прохожая пара чувств» с нехитрой формулой «разлюбила -уплыла». Истинную же любовь «не свадьбой мерить».
Маяковский дает нравственно-философское освещение «сущности любви»:
Любовь
.. .в том,
что встает за горами грудей
над волосами-джунглями.
Поэт отказывается рассматривать физиологическую сторону любви. Для него несравненно важнее, «что встает за горами грудей», что порождает в сердце человека любовь. Обуреваемый чувством герой стихотворения, «силой своей играючи», готов, «блестя топором, рубить дрова», творить, писать стихи. Этим поэт подчеркивает, что настоящее чувство побуждает человека на большие и хорошие дела.
Великий смысл любви для Маяковского не в том, что она обеспечивает влюбленным «рай да кущи», а в том: «Что опять //в работу пущен//сердца//выстывший мотор».
Мысль о единстве личного и общественного в человеке нового, социалистического общества, обозначившаяся в творчестве Маяковского начала двадцатых годов, с новой силой была поставлена в стихотворениях 1928 г. Пожалуй, нигде она не нашла столь яркого выражения, как в «Письме Татьяне Яковлевой»:
В поцелуе рук ли,
губ ли,
В дрожи тела
близких мне
красный
цвет моих республик
тоже должен пламенеть.
Эти строки могут быть названы итогом жизни поэта. В них воедино сплавились «я» и «мы», революция и поэзия, быт, история и «пламень любви».
Совладать с этой «гранадой-любовью» в состоянии не «кучерявые лирики», блеющие барашками стишки «для спален», а поэт, понявший, что любовь - отражение всех сторон человеческой души, что в ней - и «поцелуи рук и губ», и «красный цвет» республик Страны Советов. В этом и заключается «сущность любви» для Маяковского, раскрытая поэтом в лирике.

ХХ век - век новых испытаний, колоссальных общественных потрясений и становления нового строя в России. Любая эпоха, будь то "золотой век" или период "застоя" нуждается в поэте, который ее б жил, творил. Таким поэтом, восславившим в своих произведениях эпоху "построения социализма" в России, и был Владимир Владимирович Маяковский. Многие его современники не понимали поэта, считали его сложной и противоречивой натурой. Но по силе идеи, по силе слова, выраженных в его стихах, не могли противопоставить кого-то другого. Непонятый тогда, он верил, что лишь будущие поколения смогут понять и оценить его талант:
Мой стих громаду лет прорвет
И явится весомо, грубо, зримо,
Как в наши дни вошел водопровод,
Сработанный еще рабами Рима, -
писал поэт в поэме "Во весь голос".
Очень многое в творчестве поэта можно понять, если обратить внимание на его идейную принадлежность к течению футуристов. Футуризм, как новое направление в литературе, оформился в творческий союз в 10-е годы ХХ века. Причиной возникновения нового течения принято считать изменения, пришедшие с новым веком: это и новый ритм жизни, и новые ценности, и изменившаяся психика людей, научный и технический прогресс. В основе взглядов поэтов-футуристов лежала идея неизбежности крушения "старья", прихода нового, более совершенного порядка. Создавая "искусство будущего", открыто отказываясь от классики, футуристы создавали новую культуру "индустрии и большого города".

В. Маяковский в своих произведениях вводит новый стиль: стихотворная строка выстраивается по принципу "лестницы", рифма становится неожиданной и неточной. Выстраивая стихи лесенкой, поэт выделяет на одной строке слово или группу слов. Этим приемом он подчеркивает смысл выделенных слов, создает при чтении необходимую паузу либо ставит на слове логическое ударение.
Как и многие другие поэты и писатели Маяковский не обходит тему любви в своем творчестве. Но как-то грустно, натужно звучат стихи о любви. В своей ранней лирике поэт стремится всего себя отдать ей - своей возлюбленной. Но она не отвечает на его пылкие чувства, а порой даже жестока и невозмутимо смотрит на его страдания:
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
может быть изругав.
Под этим жестоким образом понимается вся окружающая поэта среда, непонимающая "глашатая новых истин". Оказавшись ненужным, одиноким и непонятым, он пишет:
Кроме любви твоей, мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Все готов отдать Маяковский ради любимой в стихотворении "Лиличка!":
...любимую на деньги б и славу выменял...
А в ответ пустота. Любимая женщина не отвечает на чувства лирического героя. Казалось бы, он находит выход - решить все разом, покончить с собой, но:
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Позже, после Октябрьской революции в любовной лирике поэта проскальзывает тема любви к новой, обновленной России. Признаваясь в любви к женщинам, поэт не забывает вставить строчки о стране:
В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Или, к примеру, другое:
Я не сам,
а я ревную
за Советскую Россию...
В 1928 году Маяковский пишет стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой". Ей, оставившей Советскую Россию и перебравшуюся в Париж, посвящает поэт следующие строки:
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Поэт укоряет героиню в том, что она променяв свою страну, разменяла и саму себя:
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками.
И призывает ее одуматься и вернуться назад:
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это оскорбление
на общий счет нанижем.
Очень часто на далекое будущее возлагал свои надежды Маяковский. Любовь, которая будет и в ХХХ веке, представляется ему не "служанкой замужеств", а той всепоглощающей силой, которая огромна как Вселенная. К сожалению поэту не дано было испытать такую любовь при жизни.

В своей знаменитой поэме "Облако в штанах" поэт ставит сразу четыре темы: отрицание любви; отрицание искусства, непонятного народу; прославление простого советского человека; отрицание существующего строя и идеологии, главенствующей в государстве в 20-е годы ХХ века.
Первая часть поэмы полностью отражает мнение поэта о любви. "Долой вашу любовь", - так и кричат строки поэмы. Поэт стремится заглушить это чувство в себе, отрицая его существование в целом. Имея на сердце незаживающую рану от неразделенной любви, Маяковский видит лишь один выход - игнорировать, не замечать любовь: нет чувств, нет боли. Неудачи в любви приводят героя к бунту против всевышнего, против несовершенства земных отношений и чувств.

В. Маяковский был чрезвычайно чувствительным, готовым все отдать "за одно только слово ласковое, человечье". Так и не встретив настоящего чувства, оставшись непонятым современниками, он покончил свою жизнь самоубийством 14 апреля 1920 года. Но память о нем, о его несомненном таланте осталась бессмертной и вечной.

Урок по литературе в 11 классе

Тема урока: « Навеки любовью ранен», (тема любви в лирике В.В.Маяковского)

Цель урока: дать учащимся представление о любовной лирике В.Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство;

закрепить умение анализировать лирическое произведение; воспитать уважительное отношение к женщине

оборудование: портрет В.Маяковского, диапроектор, проектная работа учащихся (на электронном носителе)

на доске: « Любовь- это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и прочее. Любовь- это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем» (из письма В. Маяковского к Л.Брик 5.02. 1923)

(список произведений по данной теме) Поэмы: « Облако в штанах» (1914-1915г) «Флейта-позвоночник» (1916г), «Люблю» (1922г), « Про это» (1923г)

Стихотворения: « Лиличка!» (1916г) «Любовь» (1926г)

« Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1928г) « Письмо Татьяне Яковлевой» (1928г) Неоконченное (1928-1930)

Ход урока.

  1. Оргмомент
  2. Слово учителя.

Маяковский и любовная лирика. Раньше считалось, что эти 2 понятия несовместимы. К счастью, за последние годы стало появляться все больше материалов, заставляющих по-новому взглянуть на жизнь и творчество В.Маяковского (зачитывается эпиграф). Но как отнестись к стихотворным строкам и высказываниям поэта такого рода: «... поэт не тот, кто ходит кучерявым барашком и блеет на лирические любовные темы», « меланхолическая нудь», « нынче не время любовных ляс».Чем же была для Маяковского любовная лирика? « Меланхолической нудью» или зеркалом душевных переживаний? На уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, а для этого необходимо найти связь между поэтическим и личным. Разобраться, какие обстоятельства, переживания подтолкнули поэта к написанию того или иного произведения.(назвать произведения- слайд 4,5,6)26 ноября отмечается замечательный праздник- день Матери. Хотелось бы несколько слов сказать о семье Маяковских (слайд 7,8,9) В их доме всегда царила атмосфера доброжелательства., уважения друг к другу. И в этом немалая заслуга маленькой, сдержанной, немногословной женщины, матери поэта, оставшейся в 39 лет вдовой и вырастившей троих детей. « дорогая, милая и родная мамочка! Вы самая хорошая и добрая мама на целом свете»- писал Маяковский. Александра Алексеевна (1867-1954г) на восьмидесятом году жизни стала писать книгу о своем сыне. И этот труд как будто поддерживал в ней жизнь. К дню 60-летия сына, за год до смерти Александры Алексеевны, книга была напечатана. Мать сохранила многие вещи сына: стакан, ложку, маленькую металлическую мыльницу, даже папиросу, которую он забыл в один из приходов домой. « Во всем мире не было сына нежнее Володи,-свидетельствовала Александра Алексеевна.- В нем было 2 человека. Володя- нежность, бесконечно добрый и смущался так, что было несвойственно сыну. Обидеть не мог никого. А другой Владимир-во весь голос говорил о правде жизни, ожесточался, работал упорно, не знал ни дня, ни ночи. Строил... и хотел, чтобы все поняли то, что было внутри у него..»3.сообщение ученика.

МАРИЯ ДЕНИСОВА Владимир Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории русской поэзии 20 века. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. Об этом свидетельствуют стихи Маяковского о глубоко личном. Они поражают страстной силой выраженного в них чувства:

Кроме любви твоей

Мне нету солнца... (Лиличке)

Стою

Огнем обвит

На несгорающем костре

Немыслимой любви... (Человек)

Мария Александровна Денисова родилась 21 октября 1894 года в Харькове. Здесь провела годы своего детства. Окончив 7 классов гимназии, занималась рисованием и скульптурой.

Первая встреча Марии с Маяковским произошла в конце декабря 1913 года на московском вернисаже общества художников «Мир искусства». Поэт не назвался девушке, шутливо предложив именовать себя «некто в черном». Но волею судьбы через 3 недели они встретились в Одессе, которую Маяковский посетил во время поездки по стране. Достоверно то. что скрепило цепочку отношений Маяковского и Марии Денисовой-это роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Второе издание романа Марии подарили в 1911 году, очевидно, исходя из интеллектуальных запросов девушки. Первые строки монолога Веры Павловны звучат как характеристика самой Марии: « Вы называете меня фантазеркою, спрашиваете, чего же я хочу от жизни? Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнение других... Я не привыкла к богатству,-мне самой оно не нужно... Я хочу быть независима и жить по-своему.. .Я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна.» Роман был принят Марией как сигнал к действию: она оставляет гимназию, идет учиться в частную студию, решив стать скульптором. По воспоминаниям Л.Брик, на Маяковского также влиял роман Чернышевского, к которому он неоднократно обращался, как бы советуясь с автором о своих личных делах.

На одном из обедов у Филипповых зашел разговор о героях Джека Лондона. Неожиданно в разговор
вступила Мария, сказав: « Там, где деньги, нет любви, нет подлинного чувства.» Маяковский принял
это восторженно. Позднее, в поэме «Облако в штанах», он напишет:
Помните? Любовь, страсть»,-

Вы говорили: а я одно видел:

« Джек Лондон, Вы - Джиоконда,

Деньги которую надо украсть!

Маяковский увидел в Марии живую Джоконду, как воплощение совершенной красоты и женственности. По словам Каменского, взволнованный свиданиями с ней поэт « влетал в гостиницу этаким морским ветром и восторженно повторял: «Вот это девушка!»

Но «украсть» свою Джоконду-Марию Маяковскому не удалось. Юная девушка не решилась сопровождать Маяковского в поездке по стране. Они расстались. Горечь неразделенной любви со всей страстью выплеснулась в строки поэмы «Облако в штанах» (1915г):

Нежные!

Вы любовь на скрипки ложите.

Любовь на литавры ложит грубый.

А себя, как я, вывернуть не можете,

Чтобы были одни сплошные губы! Возлюбленная отвергает героя ради мещанского благополучия:

Знаете- Я выхожу замуж. Такой огромной силы любовь ей не нужна! Она холодна и иронична. И герой превращается в проснувшийся вулкан:Мама!

Ваш сын прекрасно болен! Мама!

У него пожар сердца.
Скажите сестрам Люде и Оле,-
Ему уже некуда деться.
В поэме показано превращение громады-любви в громаду-ненависть во всем и вся. Разочаровавшись в
любви, герой испускает 4 крика «долой»:
Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство!
Долой ваше строй!
Долой вашу религию!
Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью к тому миру и тому строю, где все
покупается и продается. Но нельзя путать героиню поэмы с реальной Марией Денисовой, чей путь
был устремлен в революцию. И вышла Мария Александровна замуж по любви. Героиня поэмы-образ
собирательный. Хотя в самом начале работы над поэмой Маяковский писал именно о Денисовой.
Мария Александровна была одним из первых скульпторов, создавших с натуры портрет Маяковского.
Портрет находился в Музее изящных искусств, но судьба его неизвестна, как и судьба второго
скульптурного портрета поэта, сделанного после смерти Маяковского.
М.А.Денисова-Щаденко ушла из жизни, когда ей исполнилось 50 лет.
Для Маяковского имя Марии было священно как символ его первой любви:
Мария! Какое-то

Имя твое в муках ночей

Я боюсь забыть, рожденное слово,

Как поэт величием

Боится забыть равное богу.4. сообщение ученика. ЛИЛЯ БРИК

Любовь! Только в моем воспаленном мозгу была ты! Глупой комедии остановите ход! Смотрите - срываю игрушки-латы Я, Величайший Дон-Кихот!

Лиля Юрьевна Брик родилась 30 октября 1891 года в Москве. Учась в гимназии, познакомилась со своим будущим мужем юристом Осипом Бриком, ставшим впоследствии литератором, сценаристом. В 1912 году Л.Брик вышла за него замуж. В 1915 году Маяковский познакомился с Лилей Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе.

Чем-чем, а любовью прекрасных дам Владимир Владимирович не был обделен. Но, в сущности, в его жизни была только одна женщина. Все женщины Маяковского не просто знали о существовании Лили Брик, в их непременную обязанность входило выслушивание его восхищенных рассказов о ней. Любовь Маяковского к своей Лиличке была, действительно, всем в его жизни; понять ее и по-настоящему прочувствовать можно, читая их письма друг к другу. У влюбленного Маяковского было множество имен для Лили: Киса, Лисичка, Личика, Детик. Подписывался поэт также по-разному: Твой Щен, Щеник, Весь Я. Иногда слова заменялись по-детски нарисованными маленькими щенками.

5. Слово учителя:

Отношение Маяковского и Брик были очень непростыми. Многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта. Поэмы «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник» посвящены личным переживаниям поэта, вызванные чувством к Л.Брик, социальные отношения определяют душевное состояние лирического героя, переживающего утрату любимой, виной тому безжалостный мир денег, вещей, где женщина-предмет купли-продажи. Перед властью денег слово поэта ничто, смешна его нежная, преданная любовь. В поэме «Флейта-позвоночник», пожалуй, с наибольшей силой проявилась особенность таланта Маяковского, о которой хорошо сказал Л.И.Тимофеев: « Маяковский стремится изобразить человека на пределе его эмоциональной напряженности, на пределе страдания, возмущения, протеста, готовности к самой отчаянной борьбе со всем окружающим строем.» (Поэтика Маяковского, М, стр. 86), на пределе злобы и отвращения к тем, кто является воплощением этого строя.

Как надвое раскололся в вопле,

Крикнул ему: «Хорошо!

Уйду!

Твоя останется.

Тряпок нашей ей,

Робкие крылья в шелках зажирели б.

Смотри, не уплыла б.

Камнем на шее

Навесь жене жемчуга ожерелий!» («Флейта-позвоночник»)

6. сообщение ученика (продолжение)

Романтика, теплота, свет, страсть-все было в этой любви. А также была боль-пронзительная и каждый раз убивающая. Треугольник (Маяковский- Лиля Брик-Осип Брик) был для поэта самым сложным жизненным испытанием, лабиринтом, в котором он безнадежно искал выход.7. Анализ стихотворения «Лиличка» (1916г)
(в свет вышло в 1934г с заглавием «Лиличке»)

Что представляет собой это стихотворение? Обратите внимание на подзаголовок.

(обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма. Ситуация, изображенная в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблен, но возлюбленная относится к нему далеко неоднозначно и, видимо, может оставить его в любой момент.

Как называется прием, на котором построено стихотворение?
(прием антитезы, характерный для творчества Маяковского)
-Ч то противопоставляет своей любви поэт?

(любовь возлюбленной, которая как тяжелая гиря висит на ней. Образы быка, слона- символ силы, мощи, независимости; этим они соотносятся с образом лирического героя.)

Найдите строки, передающие внутреннее состояние героя.
Дикий, Дай в последнем крике выреветь
Обезумлюсь,
горечь обиженных жалоб.
Отчаянием иссечась...

Мне не один не радостен звон, .. .душу цветущую любовью выжег...

Кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь, дай хоть

И не выпью яда, последней нежностью выстелить

И курок не смогу над виском нажать. Твой уходящий шаг.

Надо мною,

Кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.

Чему уподобляется любовь героя?

(морю, солнцу- грандиозным природным силам. В данном уподоблении проявляется романтический характер героя. Однако в стихотворении можно почувствовать определенную полемику с романтизмом. В частности, со стихотворением М.Лермонтова «Я не унижусь пред тобою» (Как знать, быть может, те мгновенья,/ Что протекли у ног твоих,/ Я отнимал у вдохновенья!/ А чем ты заменила их?)

Какое место в своей жизни Маяковский отводит любви?

(Для поэта возможна только счастливая любовь. Само существование любви несчастливой для него является свидетельством несовершенства мира. Духовный аспект любви для поэта представлен в неразделенном единстве с телесным.Само представление о любви платонической у Маяковского отсутствует.)

8. сообщение ученика (продолжение)

Весной 1918 года произошло важнейшее событие в жизни поэта. Л. Брик объявила мужу о своей любви к Маяковскому. С этого времени Брики и Маяковский приняли решение всегда жить вместе и не расставаться ни при каких обстоятельствах. Годы с 1918 по 1923- счастливое время в отношениях с Л.Брик, взаимная любовь давала Маяковскому огромную творческую энергию. Заявляя в 1920-е годы, что « теперь не время любовных ляс», поэт тем не менее сохраняет верность теме, пытаясь внести иной смысл, диктуемый новой действительностью. Письме к Л.Брик поэт писал: « Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе.» говорить о любви для поэта- значит говорить о жизни, о самом значительном в собственной судьбе. Ибо, убежден он, и это чувство должно быть вровень эпохе. Счастье в любви неотделимо от обновления человеческих отношений. Легкость при решении этого вопроса поэта не устраивала. Он и этом случае руководствовался требованиями, предъявляемыми к себе, к окружающим, что « любовь» не установить никаким «должен» и никаким «нельзя». « Любовь- это сердце всего»,- написал когда-то поэт своей возлюбленной Лиле. И, действительно, эти слова никогда не покидали поэта и являлись его заповедями. «Мы никогда не снимали подаренные друг другу еще в петербургские времена, вместо обручальных, кольца-печатки,_ вспоминала сама Брик.- На моем Володя выгравировал буквы Л.Ю.Б. если читать их по кругу, получалось бесконечно- люблю люблю люблю»9 слово учителя

В 1922 г появилась поэма «Люблю», которая писалась во время пребывания Л.Брик в Риме. Это поэма самая светлая и жизнерадостная. В ней нет мрачных настроений.

Пришла- взяла,
Деловито,
отобрала сердце
За рыком,
и просто
За ростом,
пошла играть-
Взглянув,
как девочка мячиком.
Разглядела просто мальчика.

В поэме Маяковский объяснил, что такое любовь для человека, на котором « с ума сошла анатомия.

Сплошное сердце -гудит повсеместно».

10 сообщение ученика (продолжение)

Влияние Л.Брик было настолько всеобъемлющим, что все свои стихи после их встречи поэт обязался посвящать только ей. В 1923г вышла в свет поэма «Про это», ставшая гимном любви к Лиле Брик. Обложку книги украшала ее оригинальная фотография, сделанная А.М.Родченко. Несмотря на многочисленные романы Лили Брик, о которых ходили самые чудовищные слухи, и увлечения самого Маяковского, они по-прежнему сохраняли отношения и продолжали жить в одной квартире.

11. слово учителя:

Маяковский не позволял себе анализировать отношения с любимой женщиной, даже если эти отношения были мучительными, и тем более упрекать в чем-то ее. Эту черту характера и поведения отмечали многие. Осип Брик: « Маяковский понимал любовь так: если ты любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при всяких обстоятельствах. Малейшее отклонение, малейшее колебание- уже измена. Любовь должна быть неизменна,как закон природы, не знающий исключений.» Он не только требовал это от других, но и сам был такой. 1924г был переломным моментом в отношениях между Маяковским и Л.Брик. «Я теперь свободен от любви и от плакатов»(«Юбилейное»). После возвращения Маяковского из Америки характер отношений изменился. Теперь их связывала только дружба.

12.Анализ стихотворения «Любовь» (1926г)

Какие отклонения от идеала любви поэт наблюдает? С чем это связано?

(причиной всех извращений идеала любви поэт считает все то же «обмещанивание»пролетариата, влияние на людей «пережитков прошлого»)

Каково отношение поэта к быту, к семье?

(институт брака видится поэту устаревшим, и союзу двух он противопоставляет утопический идеал товарищеского единения мужчины и женщины в обществе будущего)

13.сообщение ученика (продолжение)

И все же однажды наступил предел этих горьких и одновременно сладких отношений. 14 апреля 1930 года жизнелюбивого, глубокого, тонкого поэта не стало. Как рассказывала в своих воспоминаниях Лиля Юрьевна, многие годы ей снился Маяковский. Иногда он плакал, просил прощение и всегда не хотел расставаться. Не хотел уходить из ее снов. Иногда посмеивался и уверял ее, что она тоже покончит жизнь самоубийством. 24 августа 1978г Л.Ю.Брик покончила с собой, приняв огромную дозу снотворного. Она заснула вечным сном в «вечном городе» Риме. Теперь они снятся друг другу. По завещанию прах ее был развеян в одном из живописных уголков под Звенигородом. Оставила мемуары, публикация которых отложена в соответствии с ее завещанием.14.сообщение ученика

ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА

Последние 2 года жизни Маяковского, мир его личных переживаний и чувств, связаны с именем Т.Яковлевой. За полтора года с небольшим года до знакомства с Маяковским Т.Яковлева приехала из России в Париж по вызову дяди, художника А.Е.Яковлева. 22-летняя, красивая, высокая, длинноногая, с выразительными глазами и яркими светящими желтыми волосами, пловчиха, теннисистка, она, фатально неотразимая, обращала на себя внимание многих молодых и немолодых людей своего круга. Точно известен день знакомства - 25 октября 1928 года. Вспоминает Эльза Триоле- известная писательница, родная сестра Лили Брик: « Я познакомилась с Татьяной перед самым приездом Маяковского в Париж и сказала ей: « Да вы под рост Маяковскому». Так, из-за этого «под рост», для смеха, я и познакомила Володю с Татьяной. Маяковский же с первого взгляда в нее жестоко влюбился».

Виктор Шкловский в своей работе «О Маяковском» пишет: «Рассказывали мне, что они были так похожи друг на друга, так подходили друг другу, что люди в кафе благодарно улыбались при виде их». Художник В.И.Шухаев и его жена В.Ф.Шухаева, жившие в то время в Париже, пишут о том же: « Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица- высокая, стройная, под стать ему». Нам

Любовь

Не рай да кущи, Нам

Любовь

Гудит про то, Что опять

В работу пущен Сердца

Выстывший мотор. С первого дня знакомства возник новый «пожар сердца», и засветилась «лирики лента» новой любви. За ноябрь 1928 года Маяковский написал 2 стихотворения, посвященные Татьяне Алексеевне Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Это были первые любовные послания (с1915г), посвященные не Лили Брик. Интересно сопоставить 2 стихотворения, навеянные сильным и глубоким чувством к Т.Яковлевой, первое из них адресовано лицу официальному, редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал оказавшийся в Париже поэт, тогда как второе- не предназначавшееся для печати- передано из рук в руки любимой женщине.

В первом из этих «писем» поэт размышляет не просто о любви- о ее сущности. Обжигающей силы чувство вызывает настоятельную потребность разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Именно по-новому: для Маяковского любовь- чувство, перестраивающее человека, созидающее его заново.

15 анализ стихотворения «Письмо тов. Кострову....»

  • Что значит для поэта любовь? (цитаты из текста)
  • Как понимаете строки «Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств...»? (подчеркивает свое отрицательное отношение ко всякого рода случайным связям, не допускает отождествления любви с чувственной страстью, какой бы сильной она не была)
  • Какая любовь героя?

(Простая, человеческая, дающая поэтическое вдохновение, которое проявляется в будничной обстановке. « Подымает площадь шум,/ экипажи движутся,/ я хожу,/ стишки пишу в записную книжицу», /слайд 28 показать/- Какие строки говорят о масштабности этого чувства?

(Ураган, огонь, вода подступают в ропоте... Его привлекают и «земные огни», и «небесные светила». Душу переполняет «сонм видений и идей». И из всего этого рождается поэзия.

Это единство земного и небесного. Сердце поэта готово вместить весь мир, его чувства приобретают «вселенские масштабы». Наверное, поэтому для их выражения Маяковский использует такие преувеличенные, емкие слова: « Из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой» или « распластал хвост небесам на треть».

16. сообщение ученика Слайд 28,29

17 Анализ стихотворения « Письмо Т Яковлевой»

  • Как понимаете первые строки стихотворения? (ассоциация по цвету- губ любимой и знамени)
  • Чем это вызвано, как думаете?

(Желание перевести разговор о чувстве, связывающее влюбленных, в разговор о счастье «ста миллионов», и даже ревность здесь приобретает возвышенный характер «я не сам, а я ревную за Советскую Россию». Это говорит об отчаянии героя.)

  • Найдите строки, говорящие о чувствах, равных стихиям.
  • Почему герой в отчаянии?

(возлюбленная остается в Париже)

18 сообщение ученика

Несоответствия чувств не было. Было другое препятствие- неодолимое. Оказалось, что Т.Яковлеву трудно уговорить уехать в Москву. Маяковский не мог не понимать, что такая перемена судьбы для нее невозможна. Она предполагала, что ее может ожидать на родине. Ведь она с таким трудом оттуда уехала. А взять эту женщину можно только «вдвоем с Парижем»- а это невозможно для него. Поэтому счастливое разрешение вопроса переносится в неопределенное будущее и связывается с грядущим торжеством революции во всемирном масштабе.

И все-таки В.Маяковский звал ее письмами, телеграммами. В течение нескольких лет Татьяна Алексеевна каждое воскресенье получала из магазина цветы и визитки от Маяковского. Лиля Брик дорожила ролью единственной музы великого поэта и не собиралась с ней расставаться ни при каких условиях. Она считала, что благополучие семейной жизни помешало бы поэту писать стихи. Т.Яковлева вышла замуж, так и не дождавшись Маяковского, так как заграничную визу не дали. Невыдаче визы способствовала Л.Брик. Умерла Т.Яковлева в США в 1991г. Архив Яковлевой в Гарвардском университете, содержащий письма к ней Маяковского, до сих пор закрыт согласно завещанию. Письма же Яковлевой к Маяковскому, как и других женщин к нему уничтожила Л Брик, к которой, по завещанию поэта, перешел весь архив поэта.

19 слово учителя

Знакомство с Вероникой Витольдовной Полонской произошло 13 мая 1928г. Отношения с ней не стали спасительной соломинкой, за которую хотел ухватиться поэт. Жить в спокойном, реальном мире человеку, у которого « сплошное сердце гудит повсеместно», оказалось невозможно. Нити, привязывающие поэта к жизни, рвались одна за другой. За 2 дня до трагического выстрела Маяковский писал: «Как говорят «инцидент исперчен, любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид». Счастливо оставаться. В.Маяковский» 12.04.30

Читая предсмертную записку, невольно всплывают строки из поэмы, оказавшиеся пророческими: « Последним будет твое имя, запекшееся на выдранной ядром губе». « Лиля! Люби меня»- это последние строки в предсмертном письме.

Заканчивая наш разговор, хочется вспомнить строки Маяковского: « Не смоют любовь ни ссоры, ни

персты. Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих стоперстный, клянусь, люблю

низменно и верно!»

Давайте подведем итог всему сказанному. (слайдЗО)

Итак, перефразируя самого Маяковского «Любовная лирика-это сердце всего его творчества». Это не

поэзия ради поэзии! Это душа! И так же как душу невозможно искусственно отделить от тела, так и

лирику Маяковского нельзя рассматривать отдельно от автора. «Я только стих, я только душа».

« Для того чтобы услышать его могучий голос через годы, надо иметь живую душу, т.е уметь любить.

А потому люди, способные на любовь, никогда не будут равнодушны к этому удивительному,

противоречивому, гениальному, мечтавшему о несбыточном, правому и неправому, могучему поэту с

беззащитной душой. Потому что любовь- это сердце всего».


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В. Маяковский - поэт-бунтарь, горлан и агитатор. Но одновременно это человек с чуткой и ранимой ду­шой, способный на самые светлые и нежные чувства, на глубокие переживания, на искреннюю любовь. Художественное воплощение эта способность Мая­ковского нашла в его стихотворениях о любви. Они поражают страстной силой выраженного в них чувст­ва. Их лирический герой не может и не хочет освобож­даться от власти любви. Она становится центром ми­роздания.

3 слайд

Описание слайда:

«Кроме любви твоей мне нету солнца»,- говорит поэт в стихотворении «Лиличке». В письме Л. Брик Маяковский писал, что «любовь - это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь - это сердце всего». Любовь - самое зна­чительное, важное в судьбе каждого человека. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви» адресовано редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал поэт. Стихотворение являет собой лирический монолог, в котором ирония соседствует с серьезностью, просторечие с приподня­тостью. Поэт размышляет о сущности любви. Он ста­вит проблему и последовательно доказывает свое мне­ние, приводя веские аргументы.

4 слайд

Описание слайда:

Страстное чувство заставляет лирического героя заглянуть в свой внутренний мир, разобраться в своих чувствах. О себе он говорит: «Я ж навек любовью ра­нен - еле-еле волочусь». Маяковский дает собствен­ное определение этому чувству: Любить - это значит: в глубь двора вбежать и до ночи грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи.

5 слайд

Описание слайда:

Свое состояние лирический герой называет экста­зом. А любовь его - «человеческая, простая», совла­дать с ней невозможно, потому что она «ураган, огонь, вода». Подлинное чувство противопоставля­ется в стихотворении «прохожей паре чувств», обы­вательщине.

6 слайд

Описание слайда:

Иная интонация свойственна стихотворению «Письмо Татьяне Яковлевой». Первоначально оно не предназначалось для печати, а было передано лично адресату. Поэт противопоставляет свое искреннее, глубокое, горячее чувство «парижской любви», по­шлой и обыденной. Стихотворению свойственна пре­дельная откровенность, оно поражает силой интимно­го чувства. «Иди сюда, иди на перекресток моих боль­ших и неуклюжих рук », - звучит в нем. «Ты одна мне ростом вровень»,- говорит поэт героине, призывая ее на ответные чувства. Поэт говорит о «собаках озверев­шей страсти», о ревности, которая движет горами, о «страсти кори». Лирический герой настойчив, целе­устремлен. «Я все равно тебя когда-нибудь возьму - одну или вдвоем с Парижем»,- обещает он. Стихотворениям Маяковского о любви свойствен­на удивительная душевная открытость, обнажен­ность тончайших переживаний. Любовная лирика по­эта удивляет необычайно яркой и смелой образно­стью, неистовостью чувства. Поразительные, оригинальные метафоры и сравнения придают сти­хам Маяковского неповторимость.

Министерство образования Республики Татарстан

Общеобразовательная школа №15


Любовная лирика Владимира Владимировича Маяковского


Выполнил:

ученик 11А класса

Маннапов Раис

Проверила: Ермолаева Л.А.



Введение

«Долой вашу любовь» 1912 – 1917 5

«Люблю неизменно и верно!» 1917-1930

Список используемой литературы



« Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела и все прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем»


Говорить об актуальности этой темы вряд ли имеет смысл. Тема любви вечна. С течением времени меняются взгляды, становятся иными представления о том, какое место занимает любовь в человеческой жизни, но у человека – если использовать метафору Маяковского – не затухает «пожар сердца». Тема не стареет: сменяются поколения – в жизнь входят люди, для которых слова любви звучат впервые.

Задача моей работы, раскрыть смысл заключенный в эпиграфе, потому что именно такое, любящее и потому отзывающееся на все в мире «сплошное сердце» открывается в лирике Маяковского, увидеть настоящего Маяковского - «живого, а не мумию». Для этого мне предстоит ответить на интригующие вопросы: кого и как любил этот человек и что ему принесло это чувство, почему «громада любовь» неотделима для него от «громады ненависти», разобраться, что скрывается за его пафосом и театральной грубостью.

Я выбрала эту тему, потому что для Маяковского чувство, соединяющее двоих, не отграничивает их от мира. Чувство, заставляющее человека замыкаться в узеньком мирке («в квартирном маленьком мирке»), неотделимо для поэта от ненавистного ему старья, любящее сердце вмещает в себя весь мир. Утверждаемый поэтом высокий идеал любви осуществим лишь в светлом будущем, где человек будет свободен от еще сковывающих его сегодня пут прошлого, олицетворением которых является для Маяковского мещанство с его низменными интересами, безысходной пошлостью. И задача поэзии – ускорить путь в грядущее, дать возможность, преодолев «будничную чушь» («Любовь заменяете чаем? Любовь заменяете штопкой носков?»), вбежать «по строчке в изумительную жизнь».

Чувство, связывающее двоих, вызывает в стихах Маяковского ощущение трогательной нежности ко всему живому, ощущение родства со всем миром и даже – вселенной.

Стихи по глубоко «личным мотивам» и в этом случае становятся стихами о всеобщем счастье – на меньшее поэт не согласен:


Что толку –

удалось бы?

чтоб землей обезлюбленной

чтоб всей

человечьей гущей.


Собственно любовная лирика занимает в поэзии Маяковского немного места, но в стихах, где речь совсем о другом, вновь и вновь возникает слово «любовь». Потому что поэт говорит о жизни, которая пуста и бессмысленна, если нет в ней места этому чувству.

«Долой вашу любовь» 1912 – 1917

Творчество Маяковского можно условно разделить на два периода: дореволюционный(1912-1917) и послеоктябрьский(1917-1930). Любовная тема была одной из ведущих в дооктябрьском творчестве. Поставленная в «Облаке в штанах», ставшая центральной во «Флейте-позвоночнике», тема любви звучала и в поэме «Человек», и в стихотворение «Лиличка», и во многих ранних стихотворениях молодого поэта. Маяковский всегда тяготел к социальному осмыслению этой интимной темы. Изображение неразделенной любви, характерное для подавляющего большинства дореволюционных поэм и стихотворений, позволило поэту раскрыть трагедию человека в мире капитализма, где все – в том числе и любовь – подчинено денежному чистогану.

Мотивы боли и страдания, намеченные в произведениях Маяковского 1912-1913 годах, нашли воплощение и в поэме «Облако в штанах». Уже в первой части поэмы перед читателем возникает образ глубоко страдающего человека, раненого любовью.

Основная мысль этого произведения, впрочем, как и других произведений дореволюционного творчества Маяковского («Флейта-позвоночник», «Человек»), заключается в страдании лирического героя от неразделенной любви, которое перерастает в крик протеста против мира (четыре крика четырех частей: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию»), где деньги и богатство превыше всего. Иначе говоря, поэма ставит вопрос о борьбе с обществом, которое обрекает человека на страдания. При этом критикуются четыре важнейшие основы буржуазного общества – его мораль, искусство, строй, идеология. Четыре части поэмы органически связаны друг с другом, вытекают одна из другой. Трагедия неразделенной любви становится исходным «криком», порождающим протест против буржуазного мира в целом.

Важное значение поэмы заключается уже в том, что здесь сделана попытка раскрыть социальную подоплеку трагедии: Мария (её прототипом являлась Мария Денисова – возлюбленная Маяковского) ушла к другому, так как в этом обществе действует страшная формула «деньги – любовь – страсть», согласно которой любовь зависит от власти капитала. Правда, до конца социальная природа любовного конфликта не раскрыта. Это будет сделано в последующих произведениях Маяковского. В «Облаке…» звучит лишь намек на то, почему Мария ушла от лирического героя. Но важно подчеркнуть, что уже здесь намечается тенденция, определившая характер дальнейшего развития любовной темы в дооктябрьском творчестве.

Ошеломляющим в поэме было все: от названия до последней строчки. Первоначально она называлась «Тринадцатый апостол». По Евангелию, у Христа было двенадцать учеников – апостолов, проповедников веры. Маяковский объявляет себя тринадцатым апостолом, возвещающим миру новую правду, пересматривающую сложившиеся представления о добре и зле. Когда цензоры прочитали поэму, они заявили авторы: «Что вы, на каторгу захотели?» Маяковскому пришлось сменить название на «Облако в штанах».

Не смотря на то, что прототипом героини явилась Мария Денисова, «Облако в штанах» Маяковский посвятил Лиле Брик, с которой познакомился в 1915 году и сразу влюбился. С этого момента Лиля Юрьевна Брик стала единственной музой и адресатом любовной лирики мастера.

Поэмы Маяковского 1910-х (Флейта-позвоночник (1915), Человек (1916–1917)), отталкиваясь от ситуации, реально присутствовавшей в жизни автора, продолжают работу по созданию «мифа Маяковского». К нему добавляется новый аспект – безнадежная любовь к женщине, наделенной именем и узнаваемыми чертами внешности Л. Брик.

В 1915 году Маяковский вновь протестует против бездушного мира и протест его выливается в мечту о чистой любви в поэме «Флейта-позвоночник».

В лирическом герое «Флейты-позвоночника» нет противоречивости героя «Облака в штанах», он, любящий, но отвергнутый, – только страдающая сторона. Он, хотя и называет Бога «Всевышним инквизитором», обращается к нему не с угрозами, а лишь с просьбой прекратить невыносимые страдания:


Только –

слышишь! –

убери проклятую ту,

которую сделал моей любимою!


Мысль о калечащей силе денег в капиталистическом обществе, прозвучавшая в «Облаке в штанах», становится ведущей и в поэме «Флейта-позвоночник»:


каждый за женщину платит.

если пока

тебя вместо шика парижских платьев

одену в дым табака.


О том, что и потом поэт не нашел в любви счастья, говорят другие произведения Маяковского 1916 - 1917 годов.

В 1916 году Маяковский посвящает Лиле Брик стихотворение «Лиличка», призванное «вместо письма» передать «горечь обиженных жалоб». Неразделенная любовь лирического героя висит на его возлюбленной «тяжкой гирей». И снова возникает, поднятая в «Флейте-позвоночнике», тема ревности:

Кроме любви твоей,

нету солнца,

а я не знаю, где ты и с кем.

«Лиличка!»


А я вместо этого до утра раннего

в ужасе, что тебя любить увели,

и крики в строчки выгранивал,

уже наполовину сумасшедший ювелир.

«Флейта-позвоночник»


В поэме "Человек" написанной в 1917 году, звучащей гимном человеку-творцу, любовь предстает в образах, выражающих лишь страдание:


Гремят на мне

наручники,

любви тысячелетия … <…>

острей –

огнем обвит,

на несгорающем костре

немыслимой любви.


Повествование в поэме «Человек» строится по модели Евангелия (Рождество, Жизнь, Страсти, Вознесение и т.д.), но на место Иисуса ставится лирический герой, которым является сам Владимир Маяковский.

В поэме «Человек» Маяковский переходит к прославлению обычного человека, в день рождения которого «никаких не горело знаков», а не апостола как в «Облаке…» Поэт утверждает поистине безграничные потенциальные возможности человека. Да, говорит Маяковский, человек от рождения прекрасен, он весь «сплошная невидаль», каждое его движение – «огромное, необъяснимое чудо», прекрасны его дивные руки, великолепен «драгоценнейший ум», превосходен «величественный комок» - сердце, весь человек – «необыкновенное чудо двадцатого века». Но жестокие, бесчеловечные законы капитализма безжалостно калечат это «чудо», превращая его в раба капитала. А для истинной любви нет места в этом уродливом мире.

«Люблю неизменно и верно!» 1917-1930

маяковский лирический герой

Великая Октябрьская социалистическая революция, раскрепостив человека, создала условия для торжества любви, любви как счастья, как радости. Именно эта мысль нашла особенно яркое выражение в поэме «Люблю» (1922 г.). В то время, когда развертывается полемика: может ли и должен ли современный писатель обращаться к интимным переживаниям, к теме любви, Маяковский посвящает Лиле Брик эту поэму.

Это произведение о человеческой любви во всех её проявлениях, о любви в самом широком смысле этого слова, это песнь о том, как зарождалась, расцветала и обрела свои зрелые формы человеческая любовь. Этим определена и композиция поэмы. Нельзя не обратить внимания на то, в какой последовательности расположены главки: «Мальчишкой», «Юношей», «Мой университет», «Взрослое» и т.д. Перед нами человеческий характер в развитии, вернее в становлении любовного чувства.

Уже в первой главке «Мальчишкой» в лирическом герое поэмы зарождается способность любить. Но любовь здесь выступает как способность воспринимать, чувствовать мир, природу – и солнце, и реки, и «стоверстые скалы». Так Маяковский уже в начале поэмы предельно расширяет тему: сфера любви так же безгранична, как безгранична область человеческих чувств.

Такое понимание природы любви характерно и для последующих главок, отражающих своеобразную «эволюцию сердца» героя, превращение мальчишеского «сердечка» в «сплошное сердце», когда


Комок сердечный разросся громадой:

громада любовь,

громада ненависть.


«Громада любовь» - так определил Маяковский отношение своего героя ко всему прекрасному в жизни, чему открыто его сердце, что в него «входит страстями». Но этот же «сердечный комок» включает в себя и «громаду ненависть» ко всему отвратительному в жизни. Утверждая право человека ненавидеть во имя любви, Маяковский по ходу эволюции своего лирического героя показывает, как его чувства становятся социально осмысленными. Этому способствует постижение героем сущности социальных отношений в буржуазном мире – и бездомная жизнь в капиталистическом городе, научившая его с детства «жирных ненавидеть», и раннее знакомство с глазком 103-й камеры Бутырской тюрьмы, и многие другие «университеты» жизни.

Примечательно, что из одиннадцати главок поэмы «Люблю» семь посвящены чувству человеческой любви в самом широком смысле этого слова (любовь как способность вбирать, впитывать в себя окружающий мир), и лишь с восьмой главки («Ты») в поэму входит «традиционная» тема любви к «ней».

В противоположность «кучерявым лирикам», в поэме Маяковского любовь к женщине выступает как одно из проявлений способности человеческого сердца чувствовать, активно воспринимать жизнь во всех её проявлениях.

«Люблю» заканчивается своеобразной клятвой верности и постоянству в любви:


Не смоют любовь

ни ссоры,

ни версты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих строкоперстый,

клянусь -

неизменно и верно.


Лирический герой во весь голос заявляет о том, как он любит. И любовь его была близка и понятна новому человеку, строителю социалистического общества своим активным восприятием жизни, цельностью, глубиной и постоянством чувства, неиссякаемым оптимизмом, которым пронизана вся поэма – от первой до последней строки.

Более сложно и противоречиво решение любовной темы в поэме «Про это», написанной в следующем, 1923 году. Сложность этого произведения во многом объясняется тем, что это поэма-трагедия. Образ лирического героя раскрыт здесь в предельно драматизированной ситуации, в трагическом конфликте.

Осенью 1922 г. отношения между Маяковским и Л.Ю. выдержали кризис, в следствии которого они приняли решение прожить два месяца врозь. Лиля и Маяковский должны были пересмотреть свое отношение к быту, к любви и ревности, к инерции повседневной жизни, к "чаепитию" и т.д. Маяковский старался это сделать; тем не менее месяцы самоиспытания не привели к большим изменениям в их жизни, да и Маяковскому это было не важно - лишь бы они были вместе и впредь. 28 февраля в три часа дня истек для Маяковского "срок заключения", они встретились с Лилей на вокзале, чтобы поехать на несколько дней вместе в Петроград. Войдя в купе, Маяковский прочитал ей только что законченную поэму "Про это" и заплакал …

«По личным мотивам об общем быте» - так он характеризовал свою поэму о любви. Это определение подходит ко всем его стихотворениям о любви. Характерный и своеобразный лиризм Маяковского проявился в том, что любая поэтическая тема, если увлекала его, была для него личной. Деление на лирику гражданскую и интимную для него не существовало, - эти отдельные ранее жанры слились в его стихах в неразделимый сплав. Если политическая тема становится в стихах Маяковского личной, то одновременно с этим о самом интимном человеческом чувстве он рассказывает как поэт-гражданин. Не случайно идея единства личного и общественного столь ярко декларируется в заключительных строках поэмы, где поэт выражает своё заветнейшее желание:


Чтоб жить

не в жертву дома дырам.

по крайней мере миром,

землей по крайней мере – мать.


Странную исповедальную поэму написал Маяковский. Казалось бы, она действительно "про это", а вчитаешься - все-таки больше про другое. Недаром ее тема впрямую не названа. "Про что, про это?" - спрашивает автор и слово "любовь", подсказанное рифмой, зачем-то заменяет многоточием. Источник поэмы – угроза разрыва с любимой, угроза почти убийственная: «Теперь я чувствую, что меня совсем отодрали от жизни, что больше ничего и никогда не будет», - восклицал автор в письме времен создания «Про это». Все гиперболы, антитезы, градации подчинены здесь одному – выражению необыкновенного накала чувств. Но если отбросить всю научную фантастику, все картины аллегорических превращений, как всегда, искусно и многословно реализующие каждый речевой оборот, то останется несколько ярких и крепких моментов, где выражены те же основные мотивы, что и в дооктябрьских стихах и поэмах: обида, ревность и ненависть.

Повседневное окружение его любимой: вороны-гости, друзья-соперники - вот главное препятствие на пути его любви. Это и названо всеми нехорошими словами, принятыми в то время к употреблению. Любовь к «ней» в условиях «будней тины» была для поэта неприемлимой. И самое страшное, корень трагедии - в том, что ведь и сама любимая - неотъемлемая часть всего этого, и если он ни в чем ее не обвиняет, то только оттого, что любит. Трагична, безысходна любовь Маяковского, неустранимо препятствие на ее пути, по крайней мере в этой, сегодняшней жизни. Но поэме Маяковского в 1923-м году необходим оптимистический выход, без него она состояться не может. И Маяковский такой выход находит, убивая себя и воскресшая в будущем, в далеком и замечательном тридцатом веке, веке коммунизма, который изображается как время торжества истинной любви, когда осуществится мечта поэта – «чтоб всей вселенной шла любовь». И обращаясь к людям будущего, поэт восклицает:


тридцатый век

обгонит стаи

сердце раздиравших мелочей.

Нынче недолюбленное

наверстаем

звездностью бесчисленных ночей.


Понимание Маяковским природы любви в последний период его творческого пути находит наиболее яркое выражение в двух поэтических «письмах» - «Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Созданы стихотворения осенью 1928 года во время пребывания Маяковского в Париже, они навеяны сильным и глубоким чувством к Татьяне Яковлевой. Маяковский познакомился с ней в Париже, куда она приехала в 1925 году из Советской России по вызову своего дяди, художника. Но (и это так характерно для Маяковского) его «Письмо товарищу Кострову…» - не просто о любви, оно о сущности любви.

Обжигающей силы чувство вызывает настоятельную потребность разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Именно по-новому: для Маяковского любовь – чувство, перестраивающее человека, буквально созидающее его, многократно увеличивающее его силы.

Как это чаще всего бывает у поэта, о самом серьезном говорится с долей иронии:


заговариваю зубы –

слушать согласись.


Но стихотворение разворачивается – и все ощутимее становится пафос стиха, стремящегося добраться до сути человеческой жизни, объяснить, что позволяет опять о опять запускать в работу «сердца выстывший мотор». Здесь проявляется не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой. И по мере того как разворачивается эта мысль исчезают стены зала, в котором начат разговор: сюда врывается шум улицы, звездное небо раскидывается над головами влюбленных.

Говоря о сущности любви, поэт избегает в своем разговоре отвлеченности. Назван по имени адресат «Письма…», в текст введена та, которая вызвала эту бурю в сердце, к которой обращен поэтический монолог. И в самом стихотворении рассыпано множество деталей, подробностей, не позволяющих стиху унестись в туманные выси: любовь, которая вызвала к жизни эти строки, - «человеческая, простая», да и поэтический «экстаз» проявляется в самой что ни на есть будничной обстановке:


Подымает площадь шум,

экипажи движутся,

стишки пишу

в записную книжицу.

по улице,

а не свалят наземь.

Понимают

человек –

в экстазе.


Простое, земное чувство противопоставляется той «прохожей паре чувств», что названа «дрянью»: поэт говорит о том, что возвышает человека, о стихии («Ураган, огонь, вода подступают в ропоте»), обладающей живительной силой. И опять-таки, как это свойственно способствуют буквально материализации понятий, отвлеченных уже по самой природе своей. Произнесенное здесь имя великого Коперника дает представление о масштабах, единственно достойных чувства, о котором идет речь. И вместе с тем – представление о силе, которой оно одаривает человека, реализуется в образе радостно-возвышенном:


Любить –

это значит:

в глубь двора

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,


Поэт нигде не снижает пафоса стихов о том, что позволяет человеческому сердцу работать, но искусно приглушает его. Прежде всего – с помощью иронии:


Сомн видений

до крышки.

и у медведей

выросли бы крылышки.


В стихах о сущности любви раскрывается сущность поэтического творчества, как понимал его Маяковский. И это естественно, так как поэтом делает человека свободное от какой бы то ни было корысти чувство, вызывающее к жизни слова трепетно нежные. Но они же, давая возможность «двум влюбленным на звезды смотреть из ихней беседки сиреневой», обладают силой, способной «подымать, и вести, и влечь, которые глазом ослабли».

Примечателен тот факт, что «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» адресовано лицу официальному – редактору «Комсомольской правды» А.С Мартыновскому. Разговор с любимой о любви словно бы обретает общественный характер. И другим он быть не может, в особенности если вспомнить то, что для обращения к красавице, «в меха и бусы оправленной», возникает слово «товарищ» и обращенные к ней слова: «Вы к Москве порвали нить». Смысл их раскрывается в «Письме Татьяне Яковлевой». Но и в первом из двух писем звучит нотка горечи, что любимая – на другом берегу.

В адресованном Татьяне Яковлевой и не предназначавшемся для печати стихотворении та же, что и в «Письме товарищу Кострову…», тема предстает с иной, драматической стороны. Трудно – да и нужно ли сейчас – разбираться в том, почему взаимная, судя по свидетельствам современников, любовь не смогла принести счастья.

Вновь и вновь, в каждом стихотворении, мы убеждаемся в том, что любовная лирика оказывается у Маяковского подлинно гражданской:


В поцелуе рук ли, губ ли,

в дрожи тела близких мне

красный цвет моих республик

тоже должен пламенеть.


И в адресованном лишь любимой женщине «Письме…» «Я» неотделимо от «Мы», судьба и счастье любящих – от судеб «ста мильонов».

Оба «Письма …» и тогда же начатое, но так и не законченное второе, лирическое, вступление в поэму о пятилетке поражают сдержанностью тона, напряженностью, которая не выплескивается, но уходит в глубь стиха, - все это свидетельствует о глубине и цельности чувства. А стало быть, цельности характера, в котором это чувство находит воплощение.

Вывод

Грубость формы стихов и грубость поведения Маяковского были не только средством эпатажа, стремлением привлечь к себе внимание, но и самозащитой, как знаменитая «желтая кофта», «которой душа от осмотров укутана». Под маской уличного хулигана скрывалась нежная, любящая душа поэта. Невозможно не почувствовать трагическую красоту бьющих по сердцу стихотворений: «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви», поэм: «Флейта-позвоночник», «Человек» и др. В них отразилось мироощущение поэта, жаждущего любви, сочувствия, понимания, но обреченного на одиночество в этом «обезлюбленном» мире. Маяковский склонен гиперболизировать свои чувства, его поэзия находится под током высокого напряжения чувств. Любовь поэта безмерна, безгранична, это «пожар сердца», прекрасная болезнь:


Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца…

Любовная лирика Маяковского неразрывно связана с личными переживаниями. Но нельзя отрицать, что вся его поэзия является подлинно гражданской, что не может не сказаться и на любовной лирике: «В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже пламенеть». Если политическая тема становится в стихах Маяковского личной, то одновременно с этим о самом интимном человеческом чувстве – о любви – он рассказывает как поэт-гражданин. «По личным мотивам об общем быте» - так он охарактеризовал свою поэму о любви «Про это». Это определение подходит ко всем его стихотворениям о любви.

В стихах Маяковского все чувства напряжены до предела, ему не свойственны стихотворения спокойно-описательного характера. Стих Маяковского может быть более или менее выразительным, но никогда – вялым. Лирический – это, по Маяковскому, значит действенный, активный, рассчитанный не только на сочувствие, но прежде всего на соучастие читателя. Его страстный, кипучий темперамент отражается в его произведениях: «громада – любовь, громада – ненависть». «Ему – агитатору, горлану-главарю» - мало рассказать просто о любви, ему важно убедить читателя, достучаться до его сердца. Сила лирики в ее заряженности большим чувством, большой идеей. Прав Маяковский: «Описанию, отображению действительности в поэзии нет самостоятельного места». Поэт не рассказывает, не сообщает – он убеждает, доказывает.

Я считаю, тема любви – центральная в творчестве Маяковского, несмотря на немногочисленность произведений ей посвященных.


Не смоют любовь

Ни ссоры,

Ни версты <…>

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме