Почему моцарта похоронили в общей могиле. "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!". Смерть от последствий черепно-мозговых травм

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Реквием Моцарта (Requiem de Mozart - Lacrimosa - Karl Böhm - Sinfónica de Viena)

    ✪ Моцарт - Реквием (HD)

    ✪ Wolfgang Amadeus Mozart G Minor Over The Mosques

    ✪ Моцарт суперзвезда (документальный фильм) HD

    ✪ The Best of Mozart

    Субтитры

Последняя болезнь и смерть

Последняя болезнь Моцарта началась ещё в Праге , куда он приехал, чтобы руководить постановкой своей оперы «Милосердие Тита », об этом свидетельствует Франц Ксавер Нимечек, автор первой биографии композитора . По возвращении Моцарта в Вену его состояние постепенно ухудшалось, однако он продолжал работать: завершил Концерт для кларнета с оркестром для Штадлера , писал «Реквием », дирижировал на премьере «Волшебной флейты » 30 сентября 1791 года.

Нимечек приводит рассказ его жены, Констанции о том, что незадолго до своей смерти на прогулке в Пратере , куда она отвезла мужа, чтобы он отвлёкся от мрачных мыслей, Моцарт стал говорить, что сочиняет «Реквием» для себя, что он скоро умрёт: «Я чувствую себя слишком плохо и долго не протяну: конечно, мне дали яду! Я не могу отделаться от этой мысли». По книге Нимечека (1798), разговор состоялся не ранее второй половины октября, однако во втором её издании (1808) указано, что уже в Праге композитор предчувствовал смерть. В 1829 году Констанция рассказывала английскому композитору Новелло и его жене, что Моцарт за полгода до смерти говорил об отравлении, но, когда она назвала эту идею «абсурдной», Вольфганг согласился с ней .

За 2 дня до того, как окончательно слечь (18 ноября), Моцарт дирижировал при исполнении «Маленькой масонской кантаты». 20 ноября у Моцарта воспалились суставы, он не мог двигаться и испытывал сильные боли. Детали смерти Моцарта описаны его ранним биографом - и будущим мужем Констанции - Георгом Николаусом фон Ниссеном. Ниссен взял сведения из записей, предоставленных ему сестрой Констанции, Софи Вебер. По её свидетельству, «[болезнь] началась с опухоли в руках и ногах, которые были почти полностью парализованы, позже начались внезапные приступы рвоты […] за два часа до своей смерти он остался в абсолютном сознании». Его тело опухло так, что он больше не мог сидеть в постели и двигаться без посторонней помощи.

Его лечил доктор Николаус Клоссет (нем. Nicolaus Closset ), домашний врач семьи с 1789 года. Для консультаций Клоссетом был приглашён доктор Саллаба (нем. Mathias von Sallaba ), врач Всеобщей больницы Вены. Во время последней болезни Моцарта применялись все средства, доступные медицине того времени: рвотное, холодные компрессы, кровопускание . Как позднее писал доктор Гюлденер фон Лобос, общавшийся с обоими врачами, Клоссет считал, что Моцарт болен серьёзно, и опасался осложнений на мозг. По декрету 1784 года, в случае смерти больного лечащий врач оставлял в его доме записку, составленную на родном языке, а не на латыни, где доступным неспециалисту образом указывались продолжительность заболевания и его характер. Записка адресовалась тем, кто должен был освидетельствовать тело и коротко определить род болезни. По предположению Карла Бера, диагноз «острая просовидная лихорадка» (нем. hitziges Freiselfieber ), значащийся в протоколе осмотра тела, исходит от Клоссета .

Моцарт умер после полуночи, 5 декабря 1791 года. По рассказам очевидцев, его отчаявшаяся жена бросилась на постель рядом с мужем, чтобы заразиться той же болезнью и умереть вслед за ним .

  • Констанция заболела и на похоронах мужа не присутствовала. Шестого декабря тело композитора было доставлено в Собор Святого Стефана , где в Крестовой капелле в три часа пополудни прошла церковная служба. На немноголюдной церемонии присутствовали ван Свитен, Сальери, Зюсмайер , слуга Йозеф Дайнер, капельмейстер Розер, виолончелист Орслер . Гроб, до того как его можно было отправить на кладбище, установили в «капелле мёртвых», так как в соответствии с декретами императора Леопольда II , предписывающими сохранение общественного порядка, при погребении зимой покойников по городу перевозили только после 6 часов вечера . Кроме того, с момента смерти до момента погребения должно было истечь «дважды 24 часа», эта предосторожность предпринималась для предотвращения случайного захоронения заснувших летаргическим сном .

    Впоследствии уже невозможно было определить, где был похоронен Моцарт. Всё это дало основание в дальнейшем для обвинения в скупости ван Свитена, якобы не сумевшего (или не пожелавшего) организовать великому композитору достойные похороны. На него также пали подозрения в стремлении скрыть могилу Моцарта, с этой же целью он будто удерживал Констанцию от посещения кладбища. Но вряд ли ван Свитен, умерший в 1803 году, виновен в том, что она побывала там только через семнадцать лет после похорон, по настоянию венского писателя Гризингера, и не смогла найти могилу . Через много лет Констанция, давая объяснение своего отсутствия на похоронах, указывала на то, что зима была «чрезвычайно суровой». Однако это не соответствует действительности: по данным венского Центрального управления метеорологии и геодинамики, погода 6 и 7 декабря 1791 года была мягкой, безветренной, без осадков. Бури, которая, по сообщению автора фельетона в венской газете Morgen Post (1855), якобы рассеяла провожающих у ворот Штубентор, не было .

    Рассказы о том, что могила композитора сразу затерялась, не соответствуют действительности: Альбрехтсбергер и его жена, а впоследствии и их внук, навещали её. О месте захоронения Моцарта были осведомлены также его ученик Фрейштедтлер, венские музыканты Карл Шоль и Иоганн Долежалек .

    Гипотезы

    Отравление

    Впервые предположение об отравлении возникло вскоре после смерти Моцарта. 12 декабря 1791 года корреспондент берлинской газеты Musikalisches Wochenblatt Георг Сиверс из Праги писал:

    В 1798 году в своей биографии Моцарта Нимечек поместил рассказ Констанции о разговоре с мужем в Пратере и словах Моцарта об отравлении. Трудно сказать, действительно ли состоялся этот разговор, о котором известно только от Констанции, но даже, если всё было так, как сказала она, доказательством отравления это служить не может. Позднее в биографии Моцарта, написанной вторым мужем Констанции, Георгом Ниссеном (опубликована в 1828 году), помещены обширные сведения о ядах и в то же время отрицается, что композитор был отравлен .

    Сальери

    Почти тридцать лет спустя после смерти Моцарта версия об отравлении дополняется именем отравителя - Сальери . К тому времени некогда блестящий композитор, известный не только всей Австрии, но и в Европе, страдая психическим расстройством, доживал свои дни в госпитале. Слухи о том, что он убил Моцарта были, видимо, известны и Сальери. Ученик последнего, Игнац Мошелес , в октябре 1823 года посетил его. Рассказ об этом визите вдова Мошелеса включила в его биографию:

    В некрологе Сальери, написанном Фридрихом Рохлицем и опубликованном лейпцигской «Всеобщей музыкальной газеты» от 27 июня 1825 года, рассказывалось о последних днях жизни покойного:

    Однако Рохлиц не упоминает в связи с признаниями в «преступлениях», якобы сделанных Сальери, имени Моцарта.

    В мае 1824 года поэт Калисто Басси , итальянец, разбрасывал листовки в венском концертном зале (или раздавал перед входом в него), где проходило исполнение Девятой симфонии Бетховена. В оду, прославляющую Бетховена, Басси вставил строфы, посвящённые Моцарту, и стишок о некоем не названном по имени старце, о «бледной немочи… на стороне того, кто держит в руке кубок с ядом», о «зависти, ревности и черном злодеянии» . В стишке усмотрели выходку против Сальери, однако Басси, вызванный для объяснений к директору Придворной капеллы, утверждал, что не имел намерения задеть композитора. Тем не менее ему дали отповедь в прессе . Единственный экземпляр этой листовки, хранившийся в венском Дворце правосудия, погиб во время пожара 1927 года. Неизвестно, снимал ли до 1927 года кто-либо с неё копию

    С опровержением слухов ещё в 1824 году в миланском журнале выступил Джузеппе Карпани . В своей статье «Письмо г. Дж. Карпани в защиту маэстро Сальери, ложно обвинённого в отравлении маэстро Моцарта» он превознёс человеческие качества Сальери, утверждал, что он и Моцарт уважали друг друга. К статье Карпани было приложено свидетельство доктора фон Лобеса, получившего сведения о болезни и смерти Моцарта непосредственно от врачей, лечивших его .

    До настоящего момента нет никаких сведений о том, что Сальери делал какие-нибудь признания. В свидетельстве от 5 июня 1824 года, подтверждённом доктором Рериком, лечащим врачом Сальери, санитары, находившиеся неотлучно при старом композиторе с момента начала его болезни, утверждают, что никогда не слышали от него таких признаний .

    В случае же, если Моцарту была дана однократно смертельная доза, то Сальери сделать этого никак не мог: последний раз он виделся с Моцартом в конце лета 1791 года, и, как отмечал Ефрем Лихтенштейн: «…не известны такие химические вещества, скрытый период действия которых на организм длился бы такое длительное время после однократного приема массивной (смертельной) дозы» .

    Если же допустить, что Моцарт получал довольно длительное время яд небольшими порциями, то давать его композитору могли только те, кто постоянно находился с ним рядом .

    Легенда об убийстве Моцарта его коллегой Сальери легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери » (). У Пушкина Сальери - безусловный талант, достигший славы упорным трудом - не может перенести того, как легко всё достаётся гениальному сопернику, и решается на преступление. Первоначально маленькую трагедию Пушкин намеревался назвать «Зависть». При жизни Пушкина пьеса дважды ставилась в бенефисы актёров, но успеха не имела . П. А. Катенин , отмечая как неудачу «сухость действия», находил в этом произведении Пушкина «важнейший порок»:

    Пушкин изображает людей XVIII века, используя представления современной ему эпохи. Он создаёт характерного для романтизма героя-гения, одинокого, непонятого, которому противостоит враг. Но и Моцарт, и Сальери Пушкина далеки от реально существовавших Моцарта и Сальери. Тем не менее, в Советском Союзе, а позднее - в России, где авторитет Пушкина был непререкаем, художественный вымысел оказался сильнее жизненных фактов, (С. Фомичёв). По мнению музыковедов, именно произведение Пушкина способствовало распространению легенды об отравлении .

    В 1898 году на основе трагедии Пушкина было написано либретто одноимённой оперы Римского-Корсакова . В своей книге «Моцарт и Сальери, трагедия Пушкина, драматические сцены Римского-Корсакова», посвящённой произведениям Пушкина и Римского-Корсакова, Игорь Бэлза сообщал о записи предсмертной исповеди Сальери, признавшегося в отравлении Моцарта и даже когда и где «подсыпал ему яд». Запись якобы сделал его духовник . По словам Бэлзы, в 1928 году её нашёл и скопировал в венском архиве Гвидо Адлер и рассказывал о ней побывавшему в то время в Вене Борису Асафьеву . Однако ни в венских архивах, ни в архиве самого Адлера такого документа не было обнаружено. «Osterreichische Musikzeitschrift» в ноябре 1964 года по этому поводу писал: «А ведь даже в самой Вене никогда и никому не было известно о том, что, оказывается, существует письменная исповедь Сальери, где он признается в преступлении!» Не было и в бумагах Асафьева каких-либо сообщений об исповеди Сальери. Как отмечает Корти, Игорь Бэлза, сообщая об этой записи, ссылался исключительно на умерших к тому времени Адлера и Асафьева .

    Масоны

    Версия об отравлении Моцарта масонами впервые была высказана Даумером в серии рассказов о смерти Моцарта . В либретто последней оперы Моцарта «Волшебная флейта » использована символика «братства вольных каменщиков» (композитор и его отец были членами масонской ложи «Благоверность» с 1784 года) и изображается противостояние христианства и масонства. Но Моцарт не был уверен в истинности масонского пути. Композитор решил создать своё масонское общество - «Пещеру» - и поделился этими планами с музыкантом Антоном Штадлером . Штадлер будто бы поставил в известность масонов, которые дали ему задание отравить Моцарта . Сторонники версии обвиняют масонов Ван Свитена и Пухберга в организации «поспешных похорон», приписывают им инициативу захоронения композитора в общей могиле, якобы для того, чтобы скрыть следы преступления .

    Новое развитие гипотеза получила в 1910 году в книге Mehr Licht Германа Альвардта , который утверждал, что за масонами, убившими Моцарта, стояли евреи . В 1926 году Эрих и Матильда Людендорфы повторили эту версию. В 1936 году Матильда Людендорф в работе Mozarts Leben und Gewaltsamer Tod утверждала, что убийство немецкого композитора Моцарта было организовано «иудео-христианами» (или «иудео-римлянами»), а также «жидомасонами», иезуитами и якобинцами . Моцарт стал масоном под нажимом отца и подвергался преследованиям со стороны князя-архиепископа Зальцбурга Иеронима фон Коллоредо (тоже масона), потому что отказывался сочинять «итальянскую космополитическую музыку». Своё место в книге Людендорф нашли также история со Штедлером и план создания «Пещеры» .

    Масоны отравили Моцарта и по мнению докторов медицины Йоханнеса Дальхова, Гюнтера Дуды и Дитера Кернера . Раскрыв в «Волшебной флейте» секреты ордена, Моцарт обрёк себя на смерть. Масоны якобы совершили жертвоприношение в честь освящения своего нового храма. Знаменитый Реквием Моцарту был заказан именно масонами, так они дали знать композитору, что он избран жертвой .

    Абсурдность этой версии состоит в том, что содержание «Волшебной флейты» скорее преподносило идеи масонства, перекликающиеся с идеалами вольтерианства и великой французской революции , в самом выгодном свете. Подтверждением того, что венские масоны в восторге от новой оперы Моцарта, является заказ Масонской Кантаты, по сути ставшей его последним завершённым сочинением. В конце концов, автор либретто Эмануэль Шиканедер , также масон, остался жив, что опровергает версию о причастности масонов к отравлению Моцарта .

    Версия Кернера, Дальхова, Дуды

    Однако отравление сулемой сопровождается характерными внешними признаками, в том числе возникновением симптомов сулемовой почки и явлениями почечной недостаточности. Во время последней болезни Моцарта подобная клиническая картина, как отмечает Исаак Трахтенберг , у него не прослеживалась. При хроническом же отравлении у больного должны были наблюдаться признаки ртутного эретизма и мелкое дрожание рук, которое проявилось бы через изменение почерка. Тем не менее рукопись партитур последних произведений - «Волшебной флейты» и «Реквиема» - не содержат признаков «ртутного тремора» . Профессор Института истории медицины (Кёльн) Вильгельм Катнер в докладе «Решена ли загадка смерти Моцарта?», сделанном им в сентябре 1967 года на собрании Немецкого общества истории медицины, естествознания и техники, отмечал, что симптомы, наблюдавшиеся у Моцарта, не подтверждают хронического отравления сулемой. К такому же выводу пришли в своё время дерматолог Алоис Грайтер (Гейдельберг) и токсиколог Йозеф Сайнер (Брно). Позднее, в 1970 году, Катнер указывал, что свидетельства дрожания рук Моцарта так и не были обнаружены, что в дискуссии признал и сам Кёрнер, но обещал представить доказательства .

    Констанция Моцарт и Зюсмайер

    Существует предположение, что Моцарт был отравлен Францем Ксавером Зюсмайером и своей женой Констанцией, которые были любовниками . В 1791 году Констанция родила мальчика , также названного Францем Ксавером. По слухам, это был сын не Моцарта, а его ученика Зюсмайера .

    Через много лет, в 1828 году, чтобы положить конец сплетням, Констанция в биографии Моцарта, написанной Ниссеном, поместила анатомический рисунок левого уха своего первого мужа. Композитор имел его врождённый дефект, который из всех детей унаследовал только Франц Ксавер. Это обстоятельство сыграло роль в появлении ещё одного предположения о причинах смерти Моцарта, на этот раз естественных, сделанного американским патологом Артуром Раппопортом .

    Отравление при лечении

    Хофдемель. Убийство из ревности

    Через день после смерти Моцарта венский делопроизводитель верховного суда и масон Франц Хофдемель изувечил свою беременную жену Марию Магдалину бритвой и покончил с собой. Моцарт учил Магдалину Хофдемель игре на фортепиано и, видимо, вступил с нею в связь. Он посвятил своей ученице последний концерт для фортепиано и оркестра. Биографы XIX века замалчивали этот эпизод. Довольно долго в Вене сохранялось поверие, что Хофдемель избил Моцарта палкой, и тот умер от инсульта . По другой версии, масоны использовали Хофдемеля, чтобы устранить Моцарта с помощью яда. Известно, что о смерти делопроизводителя было сообщено только 10 декабря, чтобы эта трагедия никак не связывалась с кончиной Моцарта. Магдалина Хофдемель (нем. Maria Magdalena Hofdemel ) выжила и родила впоследствии мальчика, которого многие считали сыном Моцарта .

    Смерть по естественным причинам

    Системное ревматическое заболевание

    Профессор-терапевт Ефрем Лихтенштейн, опираясь на известные материалы, проанализировал историю болезни Моцарта. С раннего детства Вольфганг отличался слабым здоровьем. Напряжённый график концертных туров, в которых юного Моцарта и его сестру Наннерль сопровождал отец , отрицательно сказался на состоянии детей, главным образом, мальчика. О болезнях, преследовавших Вольфганга во время его первых путешествий, известно из писем Леопольда Моцарта . Связь между последовательно перенесёнными в это время заболеваниями отмечает и немецкий исследователь Герхард Бёме:

    Лихтенштейн также отмечает наблюдавшиеся впоследствии у Моцарта повторные ангины, лихорадочные состояния, а позднее - мозговые расстройства. Всё свидетельствует о том, что композитор стал жертвой ревматической инфекции, поразившей сердце, мозг, почки, суставы. Как предполагает Лихтенштейн в своём эссе «История болезни и смерти Моцарта», в годы, наполненные тяжким трудом и нервными потрясениями, у Моцарта могло развиться нарушение кровообращения. Следствием этого явились отёки и асцит , который в ту эпоху врачи неверно считали самостоятельным заболеванием - водянкой. Современной медицине известно, что возможно скрытое протекание процесса сердечной декомпенсации, которая проявляется позднее через отёчность .

    Версия Раппопорта

    В 1981 году в Вене, на международном конгрессе клинической химии, американский патолог Артур Раппопорт выступил с докладом «Уникальная и до сих пор неразглашенная теория о генетической, анатомической базе смерти Моцарта» . В нём, опираясь на многолетние собственные наблюдения, Раппопорт утверждал о взаимосвязи между анатомическими деформациями уха, передаваемыми по наследству, и почечной болезнью. Патолог считает, что Моцарт имел врождённый дефект мочевого или почечного тракта. Эту теорию поддержал дерматолог Алоис Грайтер . Вялотекущая почечная болезнь была усугублена тем, что композитор заразился так называемой ревматически-воспалительной лихорадкой. Чрезмерное кровопускание (по оценке Карла Бера , Моцарт из-за кровопусканий потерял не менее двух литров крови) довершило дело. Подводя итог, Раппопорт отметил: «Надеюсь, я предоставил сильное подспорье тем, кто убеждён в том, что Моцарта не отравили, не убили, не лишили жизни насильственным способом» . Когда позднее Марио Корти, работая над циклом передач «Моцарт и Сальери» на Радио «Свобода» , хотел взять интервью у Раппопорта, тот отказался, заявив, что у него неприятности в связи с высказанной им гипотезой .

    Смерть от последствий черепно-мозговых травм

    В 1842 году этот череп был подарен художнику-гравёру Якобу Гиртлю. Владение подобными реликвиями было обыкновенным делом для той эпохи. Брат Якоба, профессор анатомии Йозеф Гиртль , занялся изучением черепа и пришёл к выводу, что это действительно череп Моцарта. Часть костей в процессе исследования была отделена и впоследствии утеряна. В 1901 году выводы профессора Гиртля опровергли учёные Зальцбурга .

    Только в начале 1990-х годов черепом, до того времени хранившимся в запасниках зальцбургского Моцартеума , заинтересовался палеонтолог Готфрид Тихи. Результаты изучения черепа с использованием уже современных методов криминалистики учёный опубликовал в The Economist . Как считает Тихи, череп мог принадлежать Моцарту: округлая форма мужского черепа типична для жителей Южной Германии. Его обладатель был физически слаб, обладал крупной головой (как и Моцарт), по состоянию зубов возраст умершего - 30-35 лет. Строение лицевых костей совпадало с изображениями композитора, созданными при его жизни .

    Неожиданностью стало обнаружение Тихи очень тонкой трещины длиной 7,2 см, проходящей от левого виска к темени. Она была результатом прижизненной травмы и к тому времени, когда Моцарт умер, успела почти зарасти, лишь в нижней части остались следы кровотечения. Известно, что композитор в последний год жизни страдал от головокружений и головной боли, что, по мнению Тихи, было следствием черепно-мозговой травмы, полученной при ударе либо падении. По гипотезе Тихи, Моцарт умер от гематомы и развившейся позднее инфекции .

    См. также

    Примечания

    1. Геннадий Смолин. Гений и злодейство // «Вокруг Света ». - 2006. - № 1 .
    2. Моцарта убил не Сальери, а собственная мать? (неопр.) . «Аргументы и Факты» Aif.ru. Проверено 17 августа 2014.
    3. Николай Фёдоров. Моцарт: убийство со многими неизвестными // «Вокруг Света ». - 2015. - № 1 .
    4. , с. 54.
    5. , с. 60.
    6. , с. 43, 46-47.
    7. , с. 375-376.
    8. , с. 503.
    9. , с. 376.
    10. , с. 16.
    11. Как указывает Карл Бер, специально изучавший регламент похорон, принятый в Австрии в конце XVIII века, учитывая то обстоятельство, что перевозка покойников проходила в тёмное время суток, никаких траурных процессий не проводилось.
    12. , с. 504.
    13. , с. 81-82.
    14. , с. 82-83.
    15. , с. 83, 86.
    16. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
    17. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 4: Пушкин и Сальери. Совместимы ли гений и злодейство?
    18. , с. 75-78.
    19. , с. 503-504.
    20. , с. 87.
    21. Цит. по: Аберт Г.
    22. , с. 375.
    23. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
    24. Цит. по: Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
    25. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери
    26. Цитируется по Корти
    27. , с. 18.

ОТ ОБЩЕЙ МОГИЛЫ ДО МЕМОРИАЛЬНОГО КЛАДБИЩА

На Центральном кладбище Вены погребены многие знаменитые ж В углу кладбища святого Марка установлен памятник

композиторы. Слева направо - могилы Бетховена, Моцарта и Шуберта. Моцарту - статуя плачущего ангела.

Захоронение в общей могиле

Миновало уже более двух веков со дня смерти Моцарта, но не иссякает поток посетителей, приходящих к его могильным памятникам на кладбище святого Марка и Центральном кладбище Вены. Однако останки Моцарта не покоятся ни под статуей плачущего ангела на кладбище святого Марка, ни под могильным камнем на Центральном кладбище, где похоронены многие известные композиторы, художники и писатели. Место, где на самом деле похоронен Моцарт, до сих пор остается неизвестным.

Хотя Моцарт был известным музыкантом, его похороны были скромными. Никто не пришел проститься с ним, за исключением, кажется, Сальери и Зюсмайера. После похорон на его могиле не установили даже простой деревянный крест.

Такими убогими похороны Моцарта были вовсе не потому, что он умер в нищете или был забыт своими прежними поклонниками. В те времена именно так обычно хоронили простых горожан, а пышными бывали только похороны аристократов. Моцарт же к их числу не принадлежал.

шено перенести на одно место пять венских кладбищ. Новое кладбище назвали «Центральным». На нем имеются так называемые «почетные могилы», где хоронят знаменитостей - политиков, ученых, художников, писателей и, конечно же, композиторов. Есть среди них и надгробие Моцарта: оно расположено между погребениями Бетховена и Шуберта, неподалеку от могилы Сальери.

Однако в отличие от остальных захоронений могила Моцарта пуста. Зная об этом, многие почитатели композитора отправляются на кладбище святого Марка, где в 1870 году в честь Моцарта был воздвигнут знаменитый памятник - статуя плачущего ангела.

Точное место погребения Моцарта до сих пор не установлено, но память о нем многочисленных поклонников его таланта - самый лучший памятник «солнечному гению» музыки.

Известно, что умерший за четыре года до Моцарта композитор Глюк удостоился торжественных похорон, но тот был придворным композитором Иосифа II в течение долгого времени.

По-настоящему громкая слава настигла Моцарта сразу же после его смерти. На девятый день после смерти Моцарта, 14 декабря 1791 года, на заупокойную мессу в память о композиторе собрались тысячи жителей Праги. В Вене с огромным успехом продолжала идти «Волшебная флейта», а вскоре эту оперу поставили во многих других городах, включая Прагу, Берлин и Гамбург.

На волне успеха «Волшебной флейты» возобновились постановки других опер Моцарта, а издатели наперебой начали печатать ноты его произведений. Спустя три года после смерти Моцарта его имя прогремело по всей Германии, а в XIX веке слава композитора распространилась по всей Европе.

мемориальная могила

Его жизнь тяжело назвать легкой. Все детство прошло в разъездах по гастролям и постоянных тренировках. Отец Моцарта, желавший успеха сына, ставил ребенка в жесткие дисциплинарные рамки. В четырнадцать лет Вольфганг стал академиком Болонской академии, в которую не принимали никого моложе двадцати шести лет. На поздравления отца мальчик отреагировал просьбой — выйти и просто погулять.

Все детство Моцарта прошло в разъездах и постоянных тренировках


Им было создано более шестисот музыкальных произведений, среди которых двадцать опер, полсотни симфоний, десятки концертов и сонат.


Нет смысла говорить о безграничном таланте этого великого человека. Музыка была его любовью, его жизнью. Когда Моцарта спрашивали, как ему удается делать то, что он делает, он удивлялся и отвечал, что в этом нет ничего сложного. Он просто слышал музыку в голове, а потом ее записывал. И как же трудно осознавать, что будучи настолько одаренным, подарив миру огромное количество музыкальных произведений, он умер как нищий.

Музыка была любовью Моцарта, его жизнью


Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что хоронили его впопыхах, на следующий же день после смерти. Без всяких возложенных почестей и уважения. Прощальный обряд совершался наспех у капеллы святого Креста, прилегающей к передней стенке собора святого Стефана. Несмотря на то, что в храме он был помощником капельмейстера, внутрь его даже не внесли. Проводить композитора пришли немногие, среди них были Сальери и ученик Моцарта — Зюсмайер. До самого кладбища сопровождавшие не дошли. Самое странное, что на похоронах семья Моцарта не присутствовала. Жена пришла туда только через семнадцать лет, и то, не нашла точного места могилы. Сами похороны проходили «по третьему разряду», что означало вместе со всеми бедняками, без отдельного места. Можно сказать, что это является основной причиной, почему могила Моцарта была затеряна. Другая причина в том, что и свидетелей, указывающих на конкретное место, почти не было. Создается ощущение, что все специально было организовано таким образом. Но зачем?


В результате медобследования можно сказать, что Моцарта отправили


Слухи о том, что известный композитор умер неестественным путем ходили повсюду. Позже было проведено медицинское обследование его последней болезни. В результате анализа симптомов почти уверено прослеживалось отравление. Доказать это, конечно же было невозможно, так как тело Моцарта не было вскрыто. Провести эксгумацию тоже не предоставлялось возможным, так как никто не запомнил места его захоронения. Но все признаки яда в организме композитора были налицо. Головные боли, неврозы, головокружения, рвота, потеря веса, беспокойное состояние, постоянное ощущение озноба — все это показатели ртутного отравления. Так же на отравление указывало его распухшее тело. Предполагалось, что медленно действующий яд в организм композитора поступал систематически, на протяжении последних месяцев его жизни.


На вопрос о том, кто же был отравителем композитора, есть несколько версий. Первая — Антонио Сальери. Только вот он никогда не был в доме у Моцарта. Соответственно уловку с ядом он проделать не мог. По крайней мере лично. А его доверенное лицо, и одновременно ученик Вольфганга — Франц Ксавер Зюсмайер, теоретически бы мог. И третья — заговор правительственных кругов и лично императора Леопольда II. У императора было довольно неприязненное отношение к масонству. Моцарт же в последние годы жизни стал весьма заметной фигурой в движении.


Моцарт не раз высказывал подозрения о том, что может быть отравлен


Вольфганг Моцарт был тонкой и чувствительной натурой. В период ухудшения состояния, музыкальный гений не раз высказывал свои подозрения о том, что он может быть отравлен. Вскоре у него появилось навязчивое ощущение приближающейся смерти. А после неожиданного визита странного незнакомца, который сделал ему предложение написать «Реквием», это предчувствие усилилось. Появление анонимного заказчика произвело на него довольно сильное впечатление. Все оставшиеся дни, Моцарт был полностью погружен в мысли об этой поминальной мессе, которую так и не успел закончить.

Но как заметил Гете: «Явление, подобное Моцарту, навеки пребудет чудом, и ничего тут объяснить нельзя… Так было с Наполеоном и многими другими… Все они в совершенстве выполнили свою миссию, а значит, им пора уйти».

Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург, — 5.12.1791, Вена) австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы — от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки. Жизнь Вольфганга Амадея Моцарта, как ни одного другого гения, утопает в мифах и легендах. Многие возникли вскоре после его смерти, некоторые родились позже, но все удивительно живучи до сих пор. Сквозь века нам уже не рассмотреть правду, что дает почву для многосчисленных трактовок мифов и их разоблачений.

Моцарта звали Вольфганг Амадей . При крещении Моцарту дали имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Греческое «Теофил» по-немецки означает «Готтлиб», а по-латыни — «Амадей» (то есть «любящий Бога»). Из всех трех вариантов лучше всего на слух воспринимается Амадей. Это имя Моцарт себе и выбрал.

Моцарт был уникумом, чудом ; он творил шутя, и все давалось ему необыкновенно легко. Безусловно, Моцарт был музыкальным гением, обладал феноменальными способностями. Но за его шедеврами стоит титанический труд, он напряженно и много работал. Непосильно много с самого раннего детства. Гениальность Моцарта проявилась лет с трех. Его отец, известный педагог и музыкант, служивший при дворе Зальцбургского князя, сразу занялся обучением сына. Маленький Моцарт легко повторял за своей сестрой небольшие пьесы и легко запоминал их. Уже в четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть — виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе. Моцарту не исполнилось и шести лет, когда началось его долгое концертное турне: вместе с сестрой Анной, тоже талантливой исполнительницей, и наставником отцом юный Вольфганг объездил пол-Европы. За несколько лет они дали концерты в Мюнхене, Париже, Вене, Лондоне, побывали в Голландии и Швейцарии. Публика восхищалась мальчиком, который мог играть с завязанными глазами, виртуозно импровизировал, исполнял сложнейшие пассажи наравне со взрослыми музыкантами… Гению было всего семь лет, когда сочиненные им сонаты для фортепиано и скрипки издали в Париже. Конечно, детей изматывали эти поездки. В пути Вольфганг и Наннерль часто болели, не раз находились на краю гибели. Оба они перенесли и воспаление легких, и оспу. Есть мнение, что причина ранней смерти Моцарта — в болезнях, которые он заработал в годы своего тяжелого детства. Во время своих путешествий Моцарт брал уроки, знакомился с огромным числом композиторов и музыкантов того времени, осваивал разные музыкальные стили и языки. Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио. Всего перу Моцарта принадлежат более 600 произведений практически всех главных музыкальных жанров — симфонии, камерные ансамбли, концерты, песни, арии, мессы, кантаты.

Моцарт жил в нищете ; современники не ценили его таланта. Моцарт считается классическим примером того, как выдающиеся артисты эксплуатируются правящим классом, получая мизерное вознаграждение. На самом деле, Моцарт получал очень приличные гонорары. За один час преподавания на фортепьяно он выставлял счет в 2 гульдена (для сравнения — его служанка получала 12 гульденов в год). В 1782-м опера Моцарта «Похищение из сераля» имела огромный успех. За несколько лет он дал множество фортепианных концертов. И хотя, случалось, он не получал платы за свой труд, очень часто ему платили огромные гонорары (для сравнения: годовое жалованье отца Моцарта в Зальцбурге составляло 350 флоринов, а за один концерт его сын мог получить в три раза больше). По личной переписке видно, что степень бедности семьи в мифах заметно преувеличена. Однако экстравагантный образ жизни быстро съедал все деньги. Как-то, заработав за выступление баснословную сумму, Моцарт потратил ее за две недели. Приятель, к которому гений пришел занять денег, спросил: «У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей… Куда же ты деваешь деньги?» И Моцарт ответил: «Но у меня есть жена Констанца! Она — мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей…» Детей в семье родилось шестеро, но четверо из них умерли во младенчестве. Род Моцартов прервался на сыновьях Карле Томасе и Франце Ксавере, которые так и не обзавелись потомством. Брак Моцарта, в который он вступил без разрешения отца, оказался счастливым. Вольфганг и Констанца были похожи, оба отличались легким и радостным отношением к жизни. Есть легенда, что однажды зимой к ним пришел гость и застал их танцующими: Моцарты пытались согреться, не имея денег на дрова… Однако даже тогда, когда в Вене капризная публика перестала слушать оперы Моцарта и его творчество «вышло из моды», композитор продолжал получать неплохие гонорары из других стран Европы, а также придворную зарплату.

Моцарт писал реквием на свою смерть . Осенним вечером серый незнакомец постучался в дверь Моцарта… Он заказал реквием по заданию своего хозяина, графа Вальзегг-Штуппаха, недавно похоронившего жену. Предчувствуя свою скорую смерть, одержимый черными мыслями, Моцарт начал сочинять реквием — для себя. Так повествует легенда. Однако, если судить по моцартовской переписке последних месяцев жизни, он был в прекрасном расположении духа. И его смерть стала шоком для семьи и друзей. (Вот Сальери как раз писал реквием на свою смерть в 1804-м. Но умер гораздо позже, в 1825-м.) Спорны и причины смерти Моцарта. Болезнь его протекала очень быстро, и 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей скончался в ужасных страданиях от «сильной лихорадки». Что вызвало лихорадку, не ясно, и это неудивительно для того уровня развития медицины. Гения лечили лучшие венские врачи принятыми в то время методами. (В результате прописанных ему кровопусканий, по подсчетам, Моцарт потерял около двух литров крови.) Вполне вероятно, что в тот год в Вене была эпидемия воспалительных инфекционных заболеваний, нечто вроде гриппа. Хотя теорий о болезни, убившей гения, десятки: от трихинеллеза до отравления.

Похоронен в забвении . Моцарт был похоронен в братской могиле бедняков… На кладбище его провожал один-единственный человек… Вдова отказалась прийти на похороны… Богатый друг семьи ван Свитен пожалел денег на погребение… Все это не совсем так. В числе реформ австрийского императора Иосифа были новые погребальные правила. Согласно им, захоронения отныне выводились из черты города (до этого в Европе процветал обычай хоронить мертвых в центре, у главного собора). Сама процедура похорон была предельно упрощена. 85% городских погребений совершались в общих могилах, на которых не позволялось устанавливать никаких памятных знаков (экономили место). Каждые 7-8 лет могилы перекапывали и использовали снова. Вдова не отправилась за гробом на кладбище, и это тоже было в порядке вещей. Церемония памяти Моцарта прошла в его масонской ложе. Катафалк отправлялся на кладбище только после шести вечера. Идти за ним за городские ворота было не принято, никаких обрядов в месте захоронения тогда не устраивали, и присутствовали на нем только могильщики. А «скупой» ван Свитен несколько лет щедро платил за обучение сыновей Моцарта, организовал первое исполнение его реквиема, устраивал концерты в пользу Констанцы и детей в разных городах Европы.

Принесен в жертву масонами . Моцарт, как и многие его современники, увлекся идеями масонства и был членом масонской ложи (вместе с другом Гайдном). Его последняя опера, «Волшебная флейта», содержит масонские темы и аллегории. Но… Дальше домыслы: руководителям ордена якобы показалось, что опера слишком карикатурна, к тому же им стало известно, что Моцарт собирался создать свое тайное общество. Вот и пал гений жертвой антихристианского масонского заговора: масоны отравили его ртутью, намеренно скрыли следы могилы и похитили из нее череп для своих обрядов. Этот миф культивировали нацисты; о нем вспомнили и позже. По теории 60-х годов XX века, смерть Моцарта стала жертвоприношением при освящении нового масонского храма.

Моцарт и Сальери. О том, что Моцарт был отравлен, начали говорить вскоре после его смерти: тема ядов и отравлений в то время была чрезвычайно популярна. И несмотря на то, что в ранних биографиях Моцарта эту версию отрицали все, включая жену Констанцу, слухи не умолкали. Около 30 лет со дня смерти Моцарта прошло, когда в этом мифе появился Антонио Сальери, в то время уже тяжело больной человек. По свидетельствам тех, кто был с ним рядом в те годы, Сальери никогда не делал признания о том, что умертвил Моцарта, как утверждали газеты. Возможно, Пушкин именно в газетах прочитал об этих слухах и увековечил их в своей истории о «гении и злодействе». Позже эта тема прозвучала в пьесе Питера Шеффера «Амадей», по которой был снят фильм Милоша Формана. Однако нет никаких исторических свидетельств о вражде двух композиторов. Напротив, хорошо задокументировано обратное: восхищенные высказывания Сальери о Моцарте; рассказ Моцарта о том, как Сальери был на представлении его оперы. Никаких оснований для зависти к Моцарту у Сальери не было: так, последний почти не сочинял инструментальной музыки, а в оперном жанре репутация Сальери среди современников была гораздо выше. Известно, что Моцарт выбрал Сальери в качестве учителя для своего сына Франца. Кстати, среди многочисленных учеников Сальери, который сыграл огромную роль в музыкальной жизни Европы, были Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист…

Эффект Моцарта. Этот термин относится к набору противоречивых научных выводов о том, что классическая музыка кратковременно (минут на 15-20) повышает некоторые умственные способности человека (например, пространственное мышление). И о том, что слушать Моцарта в колыбели полезно для младенческого ума. Пассивное прослушивание произведений Моцарта, или классической музыки вообще, не приводит ни к краткосрочному, ни к постоянному повышению интеллектуальных способностей. К таким выводам пришли немецкие ученые в ходе исследования, проведенного по заказу министерства образования и науки Германии. То есть некий положительный эффект, длящийся не больше 20 минут после прослушивания, был обнаружен, но он проявлялся от любой музыки и даже чтения.

No related links found



Вдова композитора учила сына музыке у Сальери, а современники потеряли его могилу

За свою недолгую жизнь Вольфганг Амадей Моцарт создал шедевры симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки и обессмертил свое имя. С раннего детства личность маленького гения вызывала постоянный интерес публики, а уж смерть музыканта-виртуоза в 35 лет стала основанием для художественных мифов и культурологических спекуляций.

Ненужный гений

Четырехлетний Амадей поразил сначала родителей, а через несколько лет и родную Австрию феноменальной музыкальной памятью, желанием импровизировать на клавесине и страстью к сочинительству.


Невероятную по тем временам известность маленький Моцарт получил благодаря гастролям. Более десяти лет Амадей с отцом колесил по знатным домам и дворам королевских династий в поисках богатого покровителя. Часто болеющий мальчик терпеливо переносил все тяготы путешествий, но получил в результате ряд хронических заболеваний, в числе которых и суставной ревматизм.

Моцарт был невероятно популярен при жизни и зарабатывал достойные деньги, однако похоронен был в общей могиле вместе с шестью другими покойниками. Деньги на погребение (по нынешнему курсу около двух тысяч рублей) выделил покровитель музыкантов барон ван Свитен , ведь в день смерти любимца публики, австрийского чудо-ребенка и выдающегося представителя музыкальной Венской классической школы, в доме не было ни дуката.

Факт: Однажды зимой друг семьи застал танцующих Моцартов в холодном доме. Оказалось, закончились дрова, и семейная пара, известная своим легкомысленным отношением к жизни, таким образом согревалась.

В те времена надгробные камни ставили не на месте захоронения, а у стен кладбища. Вдова на похоронах не присутствовала и впервые пришла на кладбище через 17 лет после смерти мужа. Констанца Моцарт считала, что памятник ее супругу должна поставить церковь, и не побеспокоилась об этом. Спустя 68 лет после смерти Моцарта дети друзей композитора указали предположительное место погребения, где и был установлен знаменитый ксенотаф с ангелом. Фактическое же место захоронения классика мировой музыки точно неизвестно.

Справка: Считается, что признания при жизни Моцарт не получил и еле-еле сводила концы с концами. Но на самом деле он был очень востребован и ему немало платили за сочинения. По воспоминаниям современников, музыкальный виртуоз вместе с супругой вели расточительный образ жизни, обожали балы, маскарады и мгновенно спускали приличные гонорары.

По ком звучит реквием?

Ореол мистики вокруг смерти композитора возник после истории о таинственном заказчике заупокойной мессы. Действительно, незадолго до смерти к Моцарту пришел человек в черном плаще и заказал реквием - траурную ораторию. После похорон пошли слухи о том, что во время его написания Моцарт говорил о дурном предчувствии и что траурная месса будет посвящена его собственной смерти. Кроме того, у Моцарта появилась навязчивая идея, что его пытаются отравить.


Однако по факту этот заказ Моцарт получил через посредника и взял на себя обязательство работать на условиях анонимности. Заказчиком был вдовец, граф Франц фон Вальзегг-Штуппах – известный любитель выдавать чужие музыкальные произведения за свои, выкупая авторские права. Он планировал посвятить мессу памяти своей супруги.

Вдова композитора боялась, что заказчик потребует вернуть уже истраченный Моцартами гонорар, поэтому попросила ассистента мужа Зюсмайера дописать неоконченную мессу согласно последним указаниям Вольфганга.


Месть масонов и рогоносца

Большинство ученых считает, что Моцарт умер естественным путем, однако есть целый ряд версий о насильственном характере смерти музыкального гения. Слухи об отравлении Моцарта появились через несколько дней после похорон. Вдова им не верила и никого не подозревала.

Но кое-кто считал, что Моцарта наказали масоны за раскрытие секретов «вольных каменщиков» в опере «Волшебная флейта», премьера которой состоялась в сентябре 1791 года. Кроме того, Моцарт якобы поделился с одним из друзей намерением выйти из братства и открыть собственное тайное общество, за что и поплатился жизнью. Предполагается, что отравление композитора стало частью церемонии жертвоприношения.

Биограф композитора Георг Ниссе, впоследствии женившийся на Констанце Моцарт, писал о том, что у музыканта была острая сыпная лихорадка, сопровождавшаяся страшными отеками конечностей и рвотой. Вскрытие не проводилось, поскольку тело быстро раздулось и источало такой запах, что, по свидетельству современников, уже через час после смерти горожане, проходя мимо дома, зажимали платками носы.


На следующий день после смерти Моцарта неожиданно покончил собой юрист Франц Хофдемель , чья жена была последней ученицей музыканта. По одной из версий, «закониик» из ревности избил композитора палкой и тот умер от инсульта. Хофдемель же изрезал своей беременной жене лицо, шею и руки, а затем перерезал себе горло. Магдалену спасли, и через пять месяцев она родила сына, отцовство которого приписывали Моцарту.

Кроме того, ассистент Моцарта Зюсмайер, снимавший у него комнату, после похорон учителя также предпринял попытку самоубийства, изрезав горло. Молва тут же записала ученика в любовники к Констанце.

"Ай да Пушкин, ай да сукин сын!"

Спустя годы самое большое распространение легенды об отравлении произошло благодаря одной из "Маленьких трагедий" А. С. Пушкина , в которой Сальери из зависти к таланту Моцарта отравил его. Непререкаемый авторитет великого поэта победил все имеющиеся свидетельства, а художественный вымысел - правду.


На самом деле итальянец Антонио Сальери в 24 года стал придворным композитором императора Иосифа II и несколько десятилетий служил при дворе. Он был ведущим музыкантом австрийской столицы и талантливым педагогом, у которого учились Бетховен , Шуберт , Лист и даже, после смерти отца, младший сын Моцарта. Императорский фаворит занимался с талантливыми детьми из бедных семей бесплатно, а знаменитые ученики даже посвящали учителю свои произведения.

Однажды во время урока Сальери выразил соболезнование Моцарту-младшему по поводу смерти отца и добавил, что теперь и другие композиторы смогут зарабатывать на кусок хлеба: ведь талант Вольфганга Амадея перебивал другим возможность продавать свою музыку.

В 1824 году вся Вена отмечала 50-летие назначения Сальери придворным композитором, но престарелый юбиляр уже год находился в клинике для душевнобольных. Он всякий раз клялся честью бывшим ученикам, редко посещавшим наставника, что не виноват в смерти Моцарта, и просил "передать это миру". Несчастный страдал от галлюцинаций, вызванных обвинениями в смерти великого австрийца, и даже пытался покончить собой, перерезав горло.

В XIX веке итальянцы объясняли эти обвинения обычной национальной идеей, в рамках которой Австрия противопоставляла итальянскую и венскую музыкальную школу.

И все-таки пушкинская художественная версия стала основой для многих других литературных произведений. Когда в 90-х годах прошлого века на гастролях одного английского театра был показан спектакль по пьесе П. Шеффера "Амадей", итальянцы были в ярости. В 1997 году во Дворце юстиции Милана в результате открытого судебного процесса итальянские судьи оправдали земляка - основателя Венской консерватории.


Справка: В 1966 году швейцарский врач Карл Бэр установил, что у музыканта был суставный ревматизм. В 1984 году доктор Питер Дэвис на основании всех имеющихся воспоминаний и свидетельств сделал вывод, что Моцарта убила стрептококковая инфекция в сочетании с почечной недостаточностью и бронхопневмонией. В 1991-м доктор Джеймс из королевского госпиталя Лондона предположил, что лечение малярийной лихорадки и меланхолии с помощью сурьмы и ртути стало для гения смертельным.

 
Статьи по теме:
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме
Гадание на кофейной гуще: Женщина (Дама) — Значение
Беременность является абсолютно не похожим на другие состояния, в котором женщина, ввиду гормональных и других серьезных изменений, становится чувствительной, поддается сомнениям и переживаниям. На фоне таких процессов вопрос: можно ли гадать беременным
Что означает имя Дарья для ребенка: полная характеристика
Значение имени ДарьяМожно рассматривать несколько вариантов происхождения имени Дарья. Происхождение и значение имени Дарья до сих пор точно не установлено. Как женский аналог имени персидского царя Дария – в переводе «Огонь великий». С греческого Дарья –