Сочинение на тему конфликт старого и нового в пьесе гроза, островский читать бесплатно. Cочинение «Основной конфликт пьесы «Гроза


Пьеса А.Н.Островского "Гроза" была написана по материалам поездки в 1856 году по Волге. Встретив в одном из городов семью, в которой жила девушка, судьба которой взята для Катерины, Островский вдохновился и написал пьесу. И по воле случая, Островский выступил в роли пророка, написав трагичный конец пьесы, ведь после оказалось, что та же самая участь ждала девушка, которую драматург встретил в реальной жизни.

В пьесе задействовано много героев, но главным является Катерина, имеющая отличающийся характер от всех других персонажей.

На протяжении всей пьесы конфликт развивался именно вокруг нее и имел две стороны - внешнюю и внутреннюю.

В "Грозе" автор показал прежде всего жизнь купеческой семьи и на примере Катерины рассказал, как живется женщине в семье своего мужа. Вспоминая свое детство и юность, Катерина рассказывала: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю". И после Островский показывает, как свободная птичка попадает в железную клетку, в дом Кабановой, где ей подрубили крылья несчастьем жены недотепы мужа. Из ее жизни исчезло все, что доставляло радость, и пришли бесконечные упреки и наставления, безвольный и боявшийся матери муж, и сплошные придирки свекрови.

С мужем Катерине не повезло. Он был легкомысленным и незаурядным, и должного уважения жене не проявлял и никак не старался ей помочь. Возможно, он и любил ее, но не той верной любовью, которой не могло быть в его душе из-за желания свободы от пут семьи.

Отношения со свекровью у нее весьма напряженные. У них постоянно разгораются конфликты, они не находят общий язык. Кабаниха вечно в чем-то упрекает и позорит свою невестку. Даже когда Марфа Игнатьевна заставляет Катерину выть и падать в ноги при проводах мужа, можно почувствовать, как страдает Катерина.

И Катерина не хочет мириться с такой жизнью. Здесь и разгорается внутренний конфликт девушки. Терзания Катерины особенно велики оттого, что у нее нет свободы, которую она так ценит, и нет любви, по которой она воздыхала. И когда она встречает Бориса, она отдается любви, хоть тот и не стоил ее души и духовности. И на время отсутствия мужа она вся отдается этому чувству. Но есть нечто, препятствующее ее выражению чувств и поступкам - религия, вера в Божье наказание. Она часто упоминает про грехи, она боится их. Религия выступает для нее как долг и закон. Идя навстречу любви и одновременно считая ее запретной, Катерина сталкивается с внутренним противостоянием, которое никак не может прийти к балансу.

Но Катерине приходится сражаться не только с этим дисбалансом, ей также предстоит борьба с роком, который Островский представил в пьесе в виде грозы. Впервые гроза над городом разразилась в первом акте, как предвестие трагедии и выражение смятенной души героини. Катерина рассказала Варваре о том, что творится у нее на сердце и сказала заветные слова: "Я скоро умру". Далее четвертый акт начинается со словами: "Дождь накапывает, как бы гроза не собралась". Мотив грозы обретает значение встречи разума с "темным царством". Терзается Катерина, но раздаются удары грома, связанные с душевным состоянием Катерина в момент, когда она снимет с себя тяжкий груз. Гроза, пророчество барыни, картина Страшного суда в галерее - все доводит ее до исступления, и Катерина признается мужу в грехе.

Она совершает честное и искреннее покаяние, но и тут она сохраняет верность свободе. Никакого примирения с окружающим и внутренним миром быть не могло, что и привело к трагической гибели. И тема ее неизбежности прошла через всю пьесу. Слова о том, что она умрет, песня Кудряша о погибели жены, сумасшедшая барыня, пророчащая ей смерть. И даже встретившись с Борисом, она назвала его погубителем и молила, чтобы "загубил он ее совсем". И последний акт приводит нас к берегу Волги, замыкая круг этих происшествий. Так и раскрывается трагический конфликт пьесы, и он заключается не только в столкновении Катерины со свекровью и мужем, но и с самой собой.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

1. Жизнь русского патриархального купечества.
2. «Темное царство» и его представители.
3. Молодое поколение в драме.
4. Противоречия между старшим и младшим поколением.

А. Н. Островский показал жизнь русского купечества. В драме «Гроза» на обыденном фоне развертывается трагедия, погубившая жизнь молодой женщины. В чем причина гибели Катерины? Можно ли сказать, что именно конфликт поколений привел к драме?

Попробуем окунуться в патриархальную атмосферу, которую так мастерски показывает писатель. Невозможно не согласиться с одним из жителей города, Кулигиным, который говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» За маской ханжества и лицемерия творятся странные дела. Все боятся открыто высказывать собственное мнение. Законы, которые царят в обществе, нормальными назвать нельзя. О чести, совести и благородстве никто и не думает.

Какими ценностями живет патриархальное купеческое общество? У них не в почете образование, утонченность, интеллигентность. Стремление к наживе, безусловно, играет не последнюю роль, достаточно вспомнить купца Дикого. Кабанихе также не чуждо стремление к обогащению, ведь она отправляет покорного Тихона по делам. Значит, предполагается, что идет торговля, и в обороте крутится капитал. Но в общем и целом это все отходит на задний план. Для характеристики патриархального общества вполне можно подобрать вполне точное определение — «темное царство». Да, это «темное царство» сильно и агрессивно. Никто не решается ему противиться. В драме представителями «темного царства» являются купчиха Кабанова и купец Дикой. Эти люди обладают властью, поэтому считают возможным диктовать окружающим собственные правила. Конечно, у каждого человека есть выбор. И окружающие вполне могли бы этим правилам не подчиняться. Но происходит совершенно иначе. Муж Катерины покорен своей матери. Он не пытается не только с ней спорить, но даже не делает попыток защитить свою жену.

Если воспринимать драму «Гроза» исключительно как конфликт старшего и младшего поколений, то здесь можно будет выявить несколько особенностей. Нельзя не признать, что Кабаниха на редкость жестока и бессердечна. Об этой женщине говорится, что она — ханжа, «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Марфа Игнатьевна Кабанова требует к себе уважения. Но явно этого не заслуживает. Однако все умело притворяются, так что у старухи нет повода для тревоги. Особенность драмы «Гроза» в том, что старшее поколение заслуживает резкой критики. Ни в Кабановой, ни в Диком нет ничего светлого, хорошего.

Конфликт отцов и детей — это одна из самых распространенных проблем общества. В драме «Гроза» этот конфликт проявляет себя во всей своей пугающей остроте. Но сложность еще и в том, что младшее поколение не обладает какой-либо силой. Увы, но все представители младшего поколения кажутся слабыми и беспомощными. Они либо умело притворяются, как Варвара и Тихон, либо вообще не делают попыток противиться воле старших, как Борис.

Из общей массы, безусловно, выделяется Катерина. Это сильная и яркая личность. Она не выдерживает столь тягостной атмосферы, расстается с жизнью. Женщину нельзя не пожалеть. Но вместе с тем нельзя не признать, что своим поступком Катерина бросила вызов патриархальному обществу. Она показала, к каким трагедиям может привести удушающая атмосфера «темного царства». После смерти Катерины все, кто умело притворялся, поневоле должны задуматься над тем, что происходит в обществе.

Становится очень тяжело, что только гибель молодой женщины смогла всколыхнуть «темное царство». Ведь было очевидно, насколько неправы отцы. Кабаниха открыто третировала Катерину, и никто не делал попытки заступиться за девушку. Жизнь Катерины превратилась в кошмар. И как это ни странно, но девушка была одинока, несмотря на то что ее окружали люди.

Не меньшего презрения заслуживает купец Дикой, яркий представитель патриархального купечества. Его все ненавидят, но вместе с тем никто не решается хоть как-то ему возразить. Жизнь домочадцев Дикого превратилась в ад. Купцу все сходит с рук, даже нечестные и непорядочные поступки, в том числе и откровенное воровство. В частности, он присваивает деньги племянника. Дикой охотно унижает всех вокруг. Он никого и ничего не боится. Почему же нет на него управы? А может быть, потому что слишком слабым оказывается тот самый племянник, деньги которого неправомерным путем присвоил себе Дикой.

Борис не способен протянуть руку помощи даже своей любимой. Дикой приказывает племяннику уезжать. Катерина умоляет Бориса, чтобы тот взял ее с собой. Но он отвечает: «Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: "дядя посылает"». Не будь Борис столь слабохарактерным, возможно, все сложилось бы совершенно иначе. То же самое можно сказать и о других героях Островского. Если бы Тихон не был таким слабым и безвольным, то жизнь семьи была бы иной.

По-моему, фраза А. де Кюстина: «Россия — страна фасадов» как нельзя лучше подходит к драме Островского. На первый взгляд в городке все благополучно. Но если присмотреться, что происходит за закрытыми дверями, становится страшно. У людей нет по отношению друг к другу ни уважения, ни любви, ни доброты. Неужели все старшее поколение в патриархальном городке — это жестокие, ограниченные и бессердечные люди? Этого просто не может быть. К тому же Катерина рассказывает о своем детстве. И мы понимаем, что ее собственные родители были людьми совершенно иного склада. Катерина говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...». Родители Катерины также принадлежали к патриархальному купечеству. Но они к собственной дочери относились иначе, нежели Кабаниха и Дикой. Значит, представители старшего поколения «темного царства» могут быть разными. И не все были похожи на Кабаниху, которая со злостью говорит Катерине, прощающейся с мужем: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься».

Конфликт поколений в драме «Гроза» трагичен еще и потому, что «темное царство» не может не осознавать свою обреченность. И Кабаниха, и Дикой лютуют именно потому, что в глубине души понимают — их время прошло. А после гибели Катерины все изменится сразу и навсегда. По крайней мере хочется на это надеяться.

Накануне реформы 1861 года пьеса «Гроза» стала крупнейшим общественным событием. Самое главное в произведении открытие Островского - народный героический характер. Две основные мысли положил он в основу пьесы: мощное отрицание застоя и гнета неподвижного «темного царства» и появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды. Все это было ново по сравнению с «натуральной школой». В каждой талантливой написанной драме есть основной конфликт - то главное противоречие, которое ведет действие, проявляется так или иначево всех событиях, в столкновениях взглядов и чувств, страстей и характеров. Именно в конфликтах между людьми, в столкновении разных взглядов, убеждений, нравственных представлений и в конфликтах «внутренних», когда в сознании человека борются противоречивые мысли и чувства, полнее всего раскрываются человек и общество, в котором он живет. Каков же основной конфликт в «Грозе»? Может быть, это противоречие между самодурством и приниженностью? Нет. В пьесе превосходно показано, что насилие поддерживается покорностью: робость Тихона, безответственность Бориса, терпеливая деликатность Кулигина словно бы придают духу Кабанихе и Дикому, позволяют им куражиться как только вздумается. Острое, непримиримое противоречие возникает в «Грозе» тогда, когда среди придавленных тиранством, среди тоскующих, холопствующих, хитрящих является человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не способный смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти. Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, в силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении. Конфликт «Грозы» своеобразен. Его можно рассматривать двояко. Сам Островский определил свое произведение как драму, но это дань традиции. Действительно, с одной стороны, «Гроза» — это социально-бытовая драма, но с другой - трагедия. Как для драмы, для этого произведения характерно особое внимание к быту, стремление передать его «плотность». Писатель подробно обрисовывает город Калинов. Это собирательный образ поволжских городов России. Город расположен на берегу Волги, всегда символизирующей Россию. Вот почему немаловажную роль в произведении играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одни герои видят окружающую красоту. Например, Кулигин восклицает: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!». Другие герои пригляделись к ней и вполне равнодушны. Прекрасная природа, картина ночного гуляния молодежи, песни, рассказы Катерины о детстве - все это поэзия калиновского мира. Но Островский сталкивает ее с мрачными картинами повседневной жизни и быта, с жестоким отношением людей друг к другу. В этом городе царят грубость и бедность, здесь «честным трудом никогда не заработать» «насущного хлеба», здесь купцы «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти», здесь приказные потеряли человеческий облик, научившись за деньги строчить кляузы. Жители не видят нового, не знают о нем, да и не хотят знать. Все сведения здесь получают от невежественных странниц, которые убеждают людей, что именно Калинов — земля обетованная. Люди «Грозы» живут в особом состоянии мира — кризисном, катастрофическом. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок, и взбудораженный быт заходил ходуном. Первое действие вводит нас в предгрозовую атмосферу жизни. Внешне все обстоит благополучно, но сдерживающие силы слишком непрочны: их временное торжество лишь усиливает напряженность. Она сгущается к концу первого действия: даже природа, как в народной десне, откликается на это надвигающейся на Калинов грозой. В купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Лишь Катерине дано в «Грозе» удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове. В центре этого замкнутого «темного царства» стоит грубая и невежественная купчиха - Кабаниха. Она защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев города Калинова. Она диктует нравственные законы всему городу, навязывает свою волю всем окружающим и требует беспрекословного повиновения. Она ненавидит все новое, поэтому никак не может примириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» - паровоз. Кабаниха ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно только, если основой семейных отношений будет страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению героини, ведет человека к нравственному падению. Даже странницы в доме Кабановых другие, из числа тех ханжей, что «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассуждают-то они о «последних временах», о близкой кончине мира. Здесь царит фанатическая религиозность, которая на руку столпам общества, злым ворчанием встречающим живую жизнь. Добролюбов проникновенно увидел в конфликте «Грозы» эпохальный смысл, а в характере Катерины - «новую фазу нашей народной жизни». Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину характера Катерины. Колебания героини, полюбившей Бо-риса, муки ее совести Добролюбов счел «невежеством бедной женщины, не получившей теоретического образования. Долг, верность, совестливость со свойственным революционной демократии максимализмом были объявлены «предрассудками», «искусственными комбинациями», «условными наставлениями старой морали*, «старой ветошью». Получалось, что Добролюбов смотрел на любовь Катерины так же не по-русски легко, как и Борис. Возникает вопрос, чем же отличается тогда Катерина от других героинь Островского, таких как, например, Липочка из «Своих людей…»: «Мне мужа надобно!… Сыщите, найдите мне жениха, беспременно найдите!.. Вперед вам говорю, беспременно сыщите, а то для вас же будет хуже: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку». Вот уж для кого «условные наступления морали» действительно не имеют никакого нравственного авторитета. Эта девушка грозы не испугается, сама геенна огненная таким «протестанткам» нипочем! Говоря о том, как «понят и выражен сильный русский характер в «Грозе», Добролюбов в статье «Луч света в темное царстве» справедливо подметил «сосредоточенную решительность» Катерины. Однако в определении ее истоков он полностью ушел от духа и буквы трагедии Островского. Разве можно согласиться, что «воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей» ? Нетрудно заметить в «Грозе» трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской культуре Кабанихи. Контраст между ними проведен чутким Островским с удивительной последовательностью и глубиной. Конфликт «Грозы» вбирает в себя тысячелетнюю историю России, в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувстия национального драматурга. Когда свершилось падение Катерины, она становится смела до дерзости. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - говорит она. Эта фраза предрешает дальнейшее развитие трагедии, гибель Катерины. Отсутствие надежды на прощение и толкает ее на самоубийство, грех еще больший с точки зрения христианской морали. Но для Катерины уже нет никакой разницы, все равно она уже душу погубила. Не почувствовав первозданной свежести внутреннего мира Катерины, нельзя понять жизненной силы и мощи ее характера. Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Героиня Островского — поистине луч света в «темном царстве». В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил лучшие черты - вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества. В образе Катерины Добролюбов видел воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. «…Конец этот кажется нам отрадным, - пишет критик, - легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами». В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, «доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…» В образе Катерины, по мнению Добролюбова, воплотилась «великая народная идея» - идея освобождения. Критик считал образ Катерины близким «к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе». За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта — Тысячелетний памятник России». Одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим - останавливается у первой станции железной дороги…».

Особенности конфликта в пьесе А.Н.Островского «Гроза»
В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема положения и роли женщины в семье и обществе.
В пьесе «Гроза» можно выделить несколько конфликтов. С одной стороны, показаны два уклада жизни, старый, «домостроевский» и новый, представленный молодым поколением. Поэтому можно сказать, что пьеса посвящена социальному конфликту поколений, где новое наступает на пятки старому, старое не хочет уступать новому. Взаимоотношения невестки и свекрови, неволю женщины в купеческой семье тоже можно рассматривать как часть социального конфликта. Но пьеса гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина борется сама с собой, конфликтуют разные стороны ее личности. Это духовный конфликт. В этом отношении «Гроза» по своему жанру близка к трагедии. Попробуем разобраться во всех этих конфликтах по отдельности.
Представителями старого времени, эпохи «Домостроя» являются Кабанова и Дикой. Уже одни имена рисуют характеры этих людей. Кабанова — последняя блюстительница «домостроевского» уклада в городе. Она придерживается старых порядков, взглядов и стремится навязать их своим домочадцам: «...никакого порядка, проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится... Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». Кабаниха деспотична и своевольна, требует полного себе подчинения. И добилась этого прежде всего от собственного сына, который не отваживается пойти против воли матери. Ее еще больше заставляет держаться за старый мир вера в то, что за пределами Калинова творится невероятное, там «просто содом», люди в суете друг друга не замечают, запрягают «огненного змия» и сам дьявол ходит между них, никем не замеченный. Старых порядков придерживается и Дикой. Для него главное в жизни — деньги и богатство, недаром он, разбогатев, даже городничего может «потрепать по плечу».
Кабанихе и Дикому противопоставлен в пьесе Кулигин — человек прогрессивных взглядов, изобретатель. Каждый из противников старается отстоять свои идеалы. В арсенале Дикого дикое церковное суеверие. Кулигин защищает свое человеческое достоинство ссылками, на авторитет Ломоносова и Державина. Символична в этом отношении сцена спора Кулигина с Диким. Если присмотреться к ней повнимательнее, то мы увидим в спорящих не просто жадного купца и талантливого механика-самоучку, но человека, рьяно отстаивающего патриархальные устои, и лицо, пытающееся их опрокинуть. С этой точки зрения роли Кулигина и Дикого очень важны. В этом заключается суть социального конфликта.
Другой конфликт — духовный. Он развивается внутри главной героини пьесы — Катерины. Катерина выросла в мире, где царили любовь, доброта, нежность. Мать в Катерине «души не чаяла». Девушка ходила в церковь, слушала богомолок, жила в единении с природой. Катерина воспитана так, что не может нарушить моральные и нравственные законы, всякое отклонение от них приводит ее в смятение. Из этого мира Катерина попала совсем в другую среду, где людей заботят иные ценности. Свекровь Катерины, Кабаниха, делает вид, что ее семья — образец благополучия: ее боятся и уважают невестка и сын, Катерина боится своего мужа.
Но на самом деле ей все равно, что происходит в действительности, для нее важна только видимость. Старый уклад жизни разрушается внутри самой Катерины. Большую роль здесь играет и Варвара — представительница молодого поколения, но носительница других взглядов, отличных от взглядов Катерины. Именно Варвара подбивает Катерину на свидание с Борисом. Без Варвары вряд ли Катерина решилась бы на это. Мир Варвары устроен гораздо проще, она может закрыть на все глаза. Следуя этой весьма упрощенной морали, Варвара не видит ничего предосудительного во встречах Катерины с Борисом. Для Катерины же измена мужу что-то постыдное, она в глаза ему потом не может глядеть. Но и Тихон, муж, не соответствует ее понятиям об идеальном супруге. Муж — это опора, поддержка, властелин. Тихон же не оправдывает ожиданий Катерины. Это разочарование приводит ее к Борису. Это новое чувство для Катерины — грех, оно порождает укоры совести. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, этого не случилось бы. Да и если бы Тихон настоял на своем и взял ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что эта чистая, с высокими нравственными требованиями натура не умеет приспосабливаться к жизни. Катерина не смогла жить дальше, нарушив один раз моральные законы «Домостроя». Замученная укорами совести, она признается во всем мужу, но и в прощении мужа не находит избавления от душевных страданий. В этом суть духовного конфликта.
Таким образом, в пьесе показаны два основные конфликта — социальный и духовный. Гибель Катерины доказывает ее моральное превосходство над «темным царством» и невежественными людьми.

Старине приходит конец!

А. Островский

В основе драмы «Гроза» лежит протест Катерины против вековых традиций и ста-розаветного уклада жизни «темного царства». Автор показывает глубокую внут-реннюю драму Катерины: страстный порыв к свободе и счастью сталкивается с ее собственными представлениями о нравственности, которые сложились под воздей-ствием того же «темного царства», против которого она «восстала».

Действие пьесы происходит в очень красивом месте на берегу Волги. Пейзаж со-здает определенный настрой, который позволяет по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев. Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни кроются суровые, мрачные нравы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит Кулигин. Живут здесь по принципу: «У кого деньги, тот старается бедного закабалить». И хотя в «Грозе» внимание сосредоточено на семейных отношениях, из отдельных реплик героев складывается картина грубого произвола, грабежа и стя-жательства. Дикой откровенно обсчитывает мужиков, когда же они жалуются на него городничему, цинично заявляет: «Стоит ли нам, ваше благородие, с вами о таких пустяках разговаривать!» Настоящий деспот он со своими домашними: на чердаках да в чуланах прячутся от его гнева члены семьи, вконец затравил он племянника.

Но еще тяжелее в домашнем быту деспотизм Кабанихи. Дикой покричит, пору-гается, сгоряча даже прибьет, но тут же и остынет. Кабаниха же мучит и преследу-ет свою жертву изо дня в день, ест поедом, «как ржа железо». Она ни в ком не терпит противоречия, всех поучает, заставляя жить по законам «старой жизни». Это властная, суровая, непреклонная блюстительница устоев «темного царства».

Но с лживой и жестокой атмосферой дома Кабановой не хочет и не может ми-риться Катерина. Намечается главный конфликт: нежелание светлой личности мириться с «темным царством».

Катерина не смогла научиться лгать, лицемерить. С самого начала пьесы мы чувствуем неприятие ею той жизни, которую ей навязывают. Она глубоко оскорб-лена наставлениями свекрови, которая хочет привести ее к полной покорности. Во время отъезда мужа Катерина «стоит, как будто в оцепенении». Она понимает, что муж не хотел ее обидеть, что он действовал против своей воли, и не сердится на него. Но любить и уважать его не может.

Чем больше унижают Катерину, тем сильнее в ее душе пробуждается стремление к свободе, любви, счастью. Катерина считает это стремление греховным, боится са-мой себя, боится остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Отчаяние и обре-ченность слышатся в ее словах: «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» Катерина делает отчаянную попытку предупредить беду, заставить себя полюбить мужа. Но Тихон не способен понять ее состояние.

Катерина не может жить в обмане, она считает великим грехом свою любовь. Полюбив Бориса, она «точно жить снова» начинает. В ней есть внутренняя сила, решительность: «Такая уж я зародилась, горячая!» Она готова отстоять свою сво-боду, хотя бы ценой гибели: «Коли мне очень здесь опостынет, так не удержат меня Никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»

Положение Катерины тяжело, она воспитана на тех же домостроевских нравах. Она «мужняя жена» и идти ей некуда. Оставалось два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. Своим поведением Кате-рина отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе. Материал с сайта

Под влиянием Катерины и ее трагической судьбы в той или иной форме выра-жают протест против деспотизма самодуров и другие герои драмы. Варвара и Куд-ряш бегут из Калинова, Кулигин впервые обращается с горьким упреком к самоду-рам и, наконец, безропотный Тихон, до сих пор не выходивший из повиновения матери, бросает ей суровое обвинение: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»

В гибели Катерины виновно все то, что так фанатично защищает Кабаниха, все те сложившиеся общественные отношения, которые приводят человека к трагедии. Но в «темном царстве» возможна личность, способная на протест. Добролюбов пи-сал о смерти Катерины: «Конец этот кажется нам отрадным... в нем дан страшный вызов самодурной силе... В Катерине мы видим протест против кабановских поня-тий о нравственности, протест, доведенный до конца...»

Смерть Катерины подтвердила мрачные предчувствия Кабанихи и Дикого: при-ходит конец их силе, наступают новые времена.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • определите основной конфликт драмы гроза
  • сочинение на тему гроза краткое содержание
  • определите основной конфликт пьесы "гроза"
  • основной конфликт драмы островского гроза
  • основной конфликт драммы " гроза"
 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...