Тема денег у О. Бальзака. Зарубежная литература XIX века Тема денег и успеха в романах бальзака

18 августа 1850 года в Париже, умер классик французской литературы, гениальный писатель Оноре де Бальзак, не прожив и полгода с момента как осуществилась главная мечта его жизни – женитьба на любимой женщине, овдовевшей Эвелине Ганской.

Великий писатель, работающий по 15-16 часов в сутки издавал не менее 5-6 книг в год. И каких книг! Каждая — подробнейшее описание в мельчайших деталях того или иного сословия, профессии, о котором Бальзак брался рассказать в данном произведении. В своем знаменитом цикле «Человеческая комедия», составленном из 137 романов Бальзак оставил потомкам обширнейшую панораму французского общества (парижское, провинциальное, военное, сельское) в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии.

Большой знаток скрытых и явных человеческих побуждений, добродетелей и пороков, создавал яркие характеры, заставляя своих героев либо бороться с враждебными обстоятельствами, либо со своими собственными страстями. И выживают, побеждают в произведениях мастера, как правило, две категории людей: сильные, волевые, способные на все ради достижения целей и те, что имеют своею целью любовь к ближнему. Просто слабые и безвольные в романах Бальзака обречены. Им нет места в жестком мире создаваемом великим писателем-реалистом.

У нас есть прекрасный повод прочитав цитаты из произведений Оноре де Бальзака выяснить, каким же образом, по мнению его героев, можно было стать человеком, способным занять достойное место в обществе два столетия назад.

«Отец Горио»

(Роман, 1835 г, о безграничной любви отца к своим детям, неблагодарность которых сводит несчастного родителя в могилу.)

С теми , кто вам причиняет боль вполне сознательно, вы продолжаете встречаться и, может быть, побаиваетесь их, а если человек наносит рану, не ведая всей глубины ее, то на такого смотрят, как на дурачка, на простофилю, ни из чего не способного извлекать пользу, и все относятся к нему с презрением.

Вы хотите создать себе положение, я помогу вам. Исследуйте всю глубину испорченности женщин, измерьте степень жалкого тщеславия мужчин. Я внимательно читала книгу света, но оказалось, что некоторых страниц я не заметила. Теперь я знаю все: чем хладнокровнее вы будете рассчитывать, тем дальше вы пойдете. Наносите удары беспощадно, и перед вами будут трепетать. Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, гоните не жалея, пусть мрут на каждой станции, – и вы достигнете предела в осуществлении своих желаний. Запомните, что в свете вы останетесь ничем, если у вас не будет женщины, которая примет в вас участие. И вам необходимо найти такую, чтобы в ней сочетались красота, молодость, богатство. Если в вас зародится подлинное чувство, спрячьте его, как драгоценность, чтобы никто даже и не подозревал о его существовании, иначе вы погибли. Перестав быть палачом, вы превратитесь в жертву. Если вы полюбите, храните свято вашу тайну! Не поверяйте ее, пока вы не узнаете по-настоящему того, кому раскроете вы сердце. Такой любви в вас еще нет, но надобно заранее оберегать ее, поэтому учитесь не доверять свету.

Известно ли вам, как здесь прокладывают себе дорогу? Блеском гения или искусством подкупать. В эту людскую массу надо врезаться пушечным ядром или проникнуть как чума. Честностью нельзя достигнуть ничего. Перед силой гения склоняются и его же ненавидят, стараются очернить его за то, что гений берет все без раздела, но, пока он стоит твердо, его превозносят, – короче говоря, боготворят, встав на колени, когда не могут втоптать в грязь. Продажность – всюду, талант – редкость. Поэтому продажность стала оружием посредственности, заполонившей все, и острие ее оружия вы ощутите везде.

Мне никогда не кончить , если я вздумаю излагать вам, какие сделки заключаются ради тряпок, любовников, детей, ради домашних нужд или из тщеславия, но, будьте уверены, редко – по добрым побуждениям. Вот почему честный человек всем враг. Но что такое, по-вашему, честный человек? В Париже честный человек – тот, кто действует молчком и не делится ни с кем. Я оставляю в стороне жалких илотов, которые повсюду тянут лямку, никогда не получая награды за свои труды; я называю их братством божьих дурачков. Там – добродетель во всем расцвете своей глупости, но там же и нужда. Я отсюда вижу, какая рожа будет у этих праведных людей, если бог сыграет с ними злую шутку и вдруг отменит Страшный суд. Итак, раз вы хотите быстро составить состояние, необходимо или уже быть богатым, или казаться им. Чтобы разбогатеть, надо вести игру большими кушами, а будешь скаредничать в игре – пиши пропало! Когда в сфере ста доступных вам профессий человек десять быстро достигли успеха, публика сейчас же обзывает их ворами. Сделайте отсюда вывод. Вот жизнь как она есть. Все это не лучше кухни – вони столько же, а если хочешь что-нибудь состряпать, пачкай руки, только потом умей хорошенько смыть грязь; вот вся мораль нашей эпохи.

В Париже успех – все, это залог власти. Как только женщины признают, что у вас есть талант и ум, мужчины этому поверят, если вы сами не разубедите их. Тогда все станет вам доступно, вам всюду будет ход. Тогда-то вы узнаете, что свет состоит из обманщиков и простаков. Не присоединяйтесь ни к тем, ни к другим. Чтоб вам не запутаться в этом лабиринте…

«Брачный договор»

(История безвольного Поля де Манервиля, 1835 год)

Человек при любых обстоятельствах должен уметь подойти к делу так, чтобы представить его себе с различных точек зрения, – иначе он бездарен, слабохарактерен и может погибнуть.

Те, у кого возвышенная душа, предпочитают одиночество; слабые и чувствительные натуры сходят со сцены, остаются лишь крепкие, как валуны, способные выдержать напор житейского моря, которое бьет их друг о друга, обтачивает, но уничтожить не может.

Весь секрет социальной алхимии, дружище, в том, чтобы брать от жизни как можно больше, в каком бы возрасте мы ни находились, срывать весною всю зелень, летом – все цветы, осенью – все плоды.

Выдающегося человека зависть побуждает к соревнованию, толкает на великие дела; у людей же незначительных зависть превращается в ненависть.

Страх, мой милый , – одна из основ общества и отличное средство добиться успеха, особенно для тех, кто ни перед кем не опускает взгляда. Я никогда не испытывал страха и дорожу жизнью не больше, чем чашкой ослиного молока; но я заметил, милый мой, поразительное влияние этого чувства на современные нравы. Одни боятся утратить удовольствия, ставшие для них привычными, других страшит перспектива расстаться с любимой женщиной. Смелые нравы былых времен, когда жизнь швыряли, как стоптанный башмак, давно исчезли. Храбрость большинства людей – не более как тонкий расчет, основанный на том, что их противников охватит страх.

Бежать – не значит ли дать сплетням одержать верх? Игрок, кинувшийся за деньгами, чтобы продолжать игру, проиграет наверняка.

Что значат деньги по сравнению с нашими великими замыслами? Сущие пустяки, безделица! Что значит женщина? Неужели ты навсегда останешься школьником? Во что превращается жизнь, дорогой мой, если все сосредоточено в женщине? В никем не управляемое, отданное на волю всех ветров судно, послушное магнитной стрелке, устремленной к полюсу безумия, в настоящую галеру, на которой мужчина отбывает каторгу, повинуясь не только законам общества, но и безнаказанному произволу надсмотрщика. Тьфу!

«Шагреневая кожа»

(Роман, 1831 г, о том, как эгоизм человека, материализованный в куске шагреневой кожи, с исполнением каждого последующего желания пожирает его жизнь).

Стоит молодому человеку встретить женщину, которая его не любит, или женщину, которая его слишком любит, и вся жизнь у него исковеркана.

Ошибка людей одаренных состоит в том, что они растрачивают свои юные годы, желая стать достойными милости судьбы. Покуда бедняки копят силы и знания, чтобы в будущем легко было нести бремя могущества, ускользающего от них, интриганы, богатые словами и лишенные мыслей, шныряют повсюду, поддевая на удочку дураков, влезают в доверие у простофиль; одни изучают, другие продвигаются; те скромны – эти решительны; человек гениальный таит свою гордость, интриган выставляет ее напоказ, он непременно преуспеет. У власть имущих так сильна потребность верить заслугам, бьющим в глаза, таланту наглому, что со стороны истинного ученого было бы ребячеством надеяться на человеческую благодарность. Разумеется, я не собираюсь повторять общие места о добродетели, ту песнь песней, что вечно поют непризнанные гении; я лишь хочу логическим путем вывести причину успеха, которого так часто добиваются люди посредственные.

«Гобсек»

(Повесть, 1830 г, о ростовщике Гобсеке — «золотом истукане»)

Я вам сейчас подведу итог человеческой жизни. Будь вы бродягой-путешественником, будь вы домоседом и не расставайтесь весь век со своим камельком да со своей супругой, все равно приходит возраст, когда вся жизнь-только привычка к излюбленной среде. И тогда счастье состоит в упражнении своих способностей применительно к житейской действительности. А кроме этих двух правил, все остальные фальшь.

Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны. Для того, кто волей-неволей применялся ко всем общественным меркам, всяческие ваши нравственные правила и убеждения – пустые слова. Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения. В государствах европейской цивилизации этот инстинкт именуется личным интересом. Вот поживете с мое, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним, Это... золото. В золоте сосредоточены все силы человечества. Я путешествовал, видел, что по всей земле есть равнины и горы. Равнины надоедают, горы утомляют; словом, в каком месте жить – это значения не имеет. А что касается нравов – человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили. Повсюду мускулистые люди трудятся, а худосочные мучаются. Да и наслаждения повсюду одни и те же, и повсюду они одинаково истощают силы; переживает все наслаждения только одна утеха – тщеславие. Тщеславие! Это всегда наше «я». А что может удовлетворить тщеславие? Золото! Потоки золота.

Жизнь — это сложное, трудное ремесло, и надо приложить усилия, чтобы научиться ему. Когда человек узнает жизнь, испытав ее горести, фибры сердца у него закалятся, окрепнут, а это позволяет ему управлять своей чувствительностью. Нервы тогда становятся не хуже стальных пружин – гнутся, а не ломаются. А если вдобавок и пищеварение хорошее, то при такой подготовке человек будет живуч и долголетен.

14. Тема денег и образ скупца в творчестве Бальзака: «Гобсек», «Евгения Гранде» и др.

Тема власти денег – одна из основных в творчестве Бальзака и красной нитью проходит в «Человеческой комедии».

«Гобсек» написан в 1830 году и входит в «Сцены частной жизни». Это мини-новелла. Начинается с рамки – разоренной виконтессе де Гранлье в свое время помог стряпчий Дервиль, а теперь хочет помочь ее дочери выйти замуж за Эрнеста де Ресто (сына графини де Ресто, разоренного своей матерью, но буквально на днях, по информации Дервиля, вступающего в права наследства. Уже здесь – тема власти денег: девушка не может выйти замуж за понравившегося ей молодого человека, потому что у него нет 2 млн., а если бы были, то у нее было бы много претенденток). Дервиль рассказывает виконтессе и ее дочери историю Гобсека, ростовщика. Главный герой - один из властителей новой Франции. Личность сильная, исключительная, Гобсек внутренне противоречив. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное»,- говорит о нем адвокат Дервиль.

Образ Гобсека – почти романтический. Говорящая фамилия: с французского Гобсек переводится как «живоглот». Не случайно к нему лишь в последнюю очередь обращаются клиенты, потому что он учитывает даже самые ненадежные векселя, но берет с них адские проценты (50, 100, 500. По дружбе может дать 12%, это по его мнению только за большие заслуги и высокую нравственность). Внешность: «лунный лик , Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света ». Возраст его был загадкой, прошлое мало известно (говорят, в молодости плавал по морю на корабле и побывал в большинстве стран мира), есть одна большая страсть – к власти, которую дают деньги. Эти черты позволяют рассматривать Гобсека как романтического героя. Бальзак использует более 20 сравнений для этого образа: человек-вексель, автомат, золотая статуя. Основная метафора, лейтмотив Гобсека – «тишина, как в кухне, когда зарежут утку». Как и господин Гранде (см. ниже), Гобсек живет в бедности, хотя страшно богат. У Гобсека есть своя поэзия и философия богатства: миром правит золото.

Его нельзя назвать злым, поскольку честным людям, которые пришли к нему, не пытаясь его обмануть, он помогает. Таких было всего двое: Дервиль и граф де Ресто. Но и с них он берет грабительский процент, очень просто это объясняя. Он не хочет, чтоб их отношения связывало чувство благодарности, которое может сделать врагами даже друзей.

Образ Гобсека идеализирован, он экспрессивен, тяготеет к гротескному. Он практически бесполый (хотя ценит женскую красоту), вышел за рамки страстей. Он наслаждается лишь властью над страстями других людей: «Я достаточно богат, чтобы покупать совесть других людей. Жизнь – машина, которую приводят в движение деньги».

Умирает он как истинный скупец – в одиночестве, скупость доходит до фантастических пределов. Он принимает от своих должников подарки, в том числе продукты, пытается их перепродать, но слишком несговорчив, и в итоге все это гниет в его доме. Повсюду – следы сумасшедшего накопительства. Из книг вываливаются деньги. Квинтэссенция этой скупости – груда золота, которую старик, за неимением лучшего места, зарыл в каминной золе.

Бальзак изначально существовал в рамках романтического движения, но образ Гобсека дан с помощью рассказчика – господина Дервиля, и романтическое преувеличение объективизируется, автор от него устраняется.

«Евгения Гранде» относится к романам «второй манеры» (повторы, сопоставления и совпадения), входит в «Сцены провинциальной жизни», и в ней развивается тема власти денег и есть свой образ скупца – Феликса Гранде, отца главной героини. Путь к описанию характера Евгении начинается с окружающей ее обстановки: дома, истории ее отца Гранде и его богатства. Его скупость, мономания – все это повлияло на характер и судьбу главной героини. Мелочи, в которых проявляется его скупость: экономит на сахаре, дровах, использует съестные запасы своих арендаторов, из выращенных на своих землях продуктов потребляет только худшее, 2 яйца на завтрак считает роскошью, дарит Евгении на дни рождения старинные дорогие монеты, но постоянно следит, чтобы она их не тратила, живет в бедном полуразвалившемся доме, хотя баснословно богат. В отличие от Гобсека, папаша Гранде в накоплении богатств полностью беспринципен: нарушает соглашение с соседними виноделами, раньше других продав вино втридорога, даже из разорения своего брата умеет получить выгоду, пользуясь падением ценой на векселя.

Роман, казалось бы, лишенный глубоких страстей, на самом деле просто переносит эти страсти из любовной сферы на рынок. Основное действие романа – сделки папаши Гранде, его накопление денег. Страсти реализуются в деньгах и покупаются тоже за деньги.

У папаши Гранде – свои ценности, взгляды на мир, характеризующие его как скупца. Для него страшнее не потеря отца, а потеря состояния. Он не может понять, почему Шарль Гранде так убивается над самоубийством отца, а не над тем, что он разорен. Для него банкротство, умышленное или неумышленное – самый страшный грех на земле: «Оказаться банкротом -этозначитсовершитьсамое позорное из всех деяний, какие могут опозорить человека. Разбойник с большой дороги - и тот лучше несостоятельного должника: грабитель на вас нападает, вы можете защищаться, он хоть рискует головой,а этот...»

Папаша Гранде – классический образ скупца, скряги, мономана и честолюбца. Его основная идея - обладать золотом, физически ощущать его. Не случайно, когда умирает жена и он пытается показать ей всю нежность, он бросает на одеяло золотые монеты. Перед смертью символический жест – он не целует золотое распятие, а пытается схватить его. Из любви к золоту вырастает дух деспотизма. Помимо любви к деньгам, похожей на «Скупого рыцаря», еще одна его черта – хитрость, проявляющаяся даже во внешности: шишка на носу с прожилками, которая слегка двигалась, когда папаша Гранде замышлял какую-нибудь хитрость.

Как и у Гобсека, в конце жизни его скупость принимает болезненные черты. В отличие от Гобсека, даже в момент смерти сохраняющего здравый ум, этот человек теряет рассудок. Постоянно стремится в свой кабинет, заставляет дочь перекладывать мешки с деньгами, все время спрашивает: «Они там?»

Тема власти денег – основная в романе. Деньги управляют всем: они играют главную роль в судьбе молодой девушки. Они попирают все нравственные ценности человека. Феликс Гранде на некрологе своего брата подсчитывает прибыли. Евгения интересна мужчинам лишь как богатая наследница. Из-за того, что она подарила монеты Шарлю, отец чуть не проклял ее, а от нервного потрясения на этой почве умерла ее мать. Даже фактическая помолвка Евгении и Шарля – обмен материальными ценностями (золотые монеты на золотую шкатулку). Шарль женится по расчету, да и Евгению при знакомстве воспринимает больше как богатую невесту, хотя, судя по образу жизни, приходит к заключению, что она бедна. Брак Евгении – тоже торговая сделка, за деньги она покупает полную независимость от мужа.

15. Характер и среда в романе Бальзака "Евгения Гранде".

«Евгения Гранде» (1833) – истинно реалистический этап в творчестве Бальзака. Это драма, заключенная в самых простых обстоятельствах. Проявились два его важных качества: наблюдательность и ясновидение, талант – изображение причин событий и поступков, доступное видению художника. В центре романа – судьба женщины, которая обречена на одиночество, несмотря на все свои 19 млн. франков, и ее «жизнь цвета плесени».Произведение это «не походит ни на что из созданного мною до сих пор»,- отмечает сам писатель: «Здесь завершилось завоевание абсолютной правды в искусстве: здесь драма заключена в самых простых обстоятельствах частной жизни». Предметом изображения в новом романе является буржуазная повседневность в ее внешне ничем не примечательном течении. Место действия - типичный для французской провинции город Сомюр. Действующие лица - сомюрские обыватели, интересы которых ограничены узким кругом каждодневных забот, мелкими дрязгами, сплетнями да погоней за золотом. Культ чистогана здесь главенствующий. В нем - объяснение соперничества двух именитых семейств города - Крюшо и Грассенов, борющихся за руку героини романа Евгении, наследницы многомиллионного состояния «папаши Гранде». Серая в своем убогом однообразии жизнь становится фоном трагедии Евгении, трагедии нового типа - «буржуазной... без яда, без кинжала, без крови, но для действующих лиц более жестокой, чем все драмы, происходившие в знаменитом роде Атридов».

В характере Евгении Гранде Бальзак показал способность женщины любить и хранить верность любимому. Это почти идеальный персонаж. Но роман реалистический, с системой приемов анализа современной жизни. Счастье ее так и не состоялось, и причина тому не всесилие Феликса Гранде, а сам Шарль, предавший юношескую любовь во имя денег и положения в свете. Так силы, враждебные Евгении, одержали в конечном итоге верх над бальзаковской героиней, лишив ее того, для чего она была предназначена самой природой. Тема одинокой разочарованной женщины, утраты ей романтических иллюзий.

По структуре своей роман – «второй манеры». Одна тема, один конфликт, мало действующих лиц. Это роман, который начинается с быта, эпос частной жизни. Бальзак знал провинциальную жизнь. Он показал скуку, каждодневные события. Но в окружающую обстановку, вещи вкладывается нечто большее – это среда , которая определяет характер героев.Маленькие детали помогают раскрыть характер героев: отец, экономящий на сахаре, стук в дверь Шарля Гранде, непохожий на стук провинциальных посетителей, председатель Крюшо, стремящийся вытравить свою фамилию, который подписывается «К. де Бонфон», так как недавно купил поместье де Бонфон и т.п. Путь к характеру Евгении складывается из описания всего, что ее окружает: старый дом, папаша Гранде и история его богатства, точная информация о семье, борьба за ее руку двух кланов – Крюшо и де Грассенов. Отец – важный фактор формирования романа: скупость и мономания Феликса Гранде, его власть, которой Евгения подчиняется, во многом определяет и ее характер, позднее скупость, маска равнодушия отца передается и ей, хотя не в такой сильной форме. Выясняется, что основы своего благосостояния сомюрский миллионер (в прошлом простой бочар) заложил в годы Великой французской революции, открывшей ему доступ к владению богатейшими земельными угодьями, экспроприированными республикой у духовенства и дворянства. В период Наполеона Гранде становится мэром города и использует этот пост, чтобы провести «превосходную железную дорогу» к своим владениям, повысив тем самым их в цене. Бывший бочар уже именуется господином Гранде, получает орден Почетного легиона. Не препятствуют росту его благосостояния и условия эпохи Реставрации - именно в эту пору он удваивает свое богатство. Сомюрский буржуа типичен для Франции тех времен. Основы своего благосостояния Гранде, в прошлом простой бочар, заложил в годы революции, открывшей ему доступ к владению богатейшими земельными угодьями. В период Наполеона Гранде становится мэром города и использует этот пост, чтобы провести «превосходную дорогу» к своим владениям, повысив тем самым их в цене. Бывший бочар уже именуется господином Гранде, получает орден Почетного легиона. Не препятствуют росту его благосостояния и условия эпохи Реставрации - он удваивает свое богатство. Сомюрский буржуа типичен для Франции тех времен. В обнаружении «корней» феномена Гранде и проявляется во всей своей зрелости историзм художественного мышления Бальзака, лежащий в основе все большего углубления его реализма.

Приключения и любовь, которые ожидают читатели, отсутствуют. Вместо приключений – истории людей: история обогащения Гранде и Шарля, вместо любовной линии – сделки папаши Гранде.

Образ Евгении . В ней есть монашеское начало и способность страдать. Еще характерная для нее черта – незнание жизни, особенно в начале романа. Она не знает, сколько денег – много, а сколько – мало. Отец не говорит ей, насколько она богата. Евгения с ее равнодушием к золоту, высокой духовностью и естественным стремлением к счастью отваживается вступить в конфликт с папашей Гранде. Истоки драматической коллизии - в зародившейся любви героини к Шарлю. В борьбе за Шарляона проявляет редкостную дерзость, опять же проявляющуюся в «маленьких правдивых фактах» (тайком от отца кормит Шарля вторым завтраком, приносит ему лишние кусочки сахара, топит камин, хотя не положено, и, что самое главное, дарит ему коллекцию монет, хотя не имеет права ими распоряжаться). Для Гранде брак Евгении с «нищим» Шарлем невозможен, и он сплавляет племянника в Индию, оплатив ему дорогу до Нанта. Однако и в разлуке Евгения сохраняет верность своему избраннику. И если счастье ее так и не состоялось, то причина тому не всесилие Феликса Гранде, а сам Шарль, предавший юношескую любовь во имя денег и положения в свете. Так силы, враждебные Евгении, одержали в конечном итоге верх над бальзаковской героиней, лишив ее того, для чего она была предназначена самой природой.

Последний штрих: преданная Шарлем, утратившая вместе с любовью смысл жизни, внутренне опустошенная Евгения в конце романа по инерции продолжает существовать, словно бы выполняя завет отца: «Несмотря на восемьсот тысяч ливров дохода, она живет все так же, как жила раньше бедная Евгения Гранде, топит печь в своей комнате только по тем дням, когда отец позволял ей... Всегда одета, как одевалась ее мать. Сомюрский дом, без солнца, без тепла, постоянно окутанный тенью и исполненный меланхолии - отображение жизни ее. Она тщательно собирает доходы и, пожалуй, могла бы показаться скопидомкой, если бы не опровергала злословия благородным употреблением своего богатства... Величие ее души скрадывает мелочность, привитую ей воспитанием и навыками первой поры ее жизни. Такова история этой женщины - женщины не от мира среди мира, созданной для величия супруги и матери и не получившей ни мужа, ни детей, ни семьи».

16. Сюжет и композиция романов "Отец Горио" и "Утраченные иллюзии": сходство и отличия.

романы оба

Композиция.

В Утраченных иллюзиях – линейно развивается сюжет, что происходит у Люсьена. Начало с типографии – и далее все перипетии

1. «Отец Горио»

Композиция: Композиция его вроде бы линейная, хроникальная . На самом деле много предысторий, причем они являются очень естественно, как будто один из героев узнает что-то о другом . Это взаимодействие механизм тайн и интриг – Вотрена, Растиньяка, предательства – вроде бы хроника день за днем. Тем не менее, это роман, который позволяет открыть широкую картину общественной жизни.

Бальзак стал перед необходимостью преобразования поэтики традиционного романа, основывающегося, как правило, на принципах хроникальной линейной композиции. В романе предложен новый тип романного действия с ярко выраженным драматургическим началом .

Сюжет:

Бальзак использует достаточно известный сюжет (почти шекспировскую историю короля Лира), но трактует его своеобразно.

Среди творческих записей Бальзака, носящих название «Мысли, сюжеты, фрагменты», имеется краткий набросок: «Старичок – семейный пансион – 600 франков ренты – лишает себя всего ради дочерей, причем у обеих имеется по 50000 франков дохода; умирает,как собака». В этом наброске можно без труда узнать историю беспредельной отцовской любви Горио, поруганной дочерьми.

В романе показана безграничная, жертвенная любовь отца к своим детям, которая оказалась не взаимной. И которая в конечном итоге убила Горио.

Повествование начинается с пансионата Воке, в котором проживает Горио. В пансионате все знают его, относятся крайне недоброжелательно и зовут не иначе как «папаша Горио». Вместе с ним, в пансионате проживает и молодой Растиньяк, который по воле судьбы узнает трагичную судьбу Горио . Оказывается, он был мелким торговцем, сколотившим огромное состояние, но растратившим его на обожаемых дочерей (Растиньяк становится любовником одной из них), а те в свою очередь, выжав из отца все, что могли, бросили его. И дело было не в знатных и богатых зятьях, а в самих дочерях, которые, попав в высшее общество, начали стесняться своего отца. Даже когда Горио умирал, дочери не соизволили прийти и помочь отцу. Они не появились и на похоронах. Эта история стала толчком для молодого Растиньяка, который решил во что бы то ни стало покорить Париж и его обитателей.

СХОДСТВА: оба этих произведения – части «человеческой комедии» Бальзака. Одна среда, примерно одно общество, И!!! человек сталкивается с этим обществом и, собственно, свои какие-то иллюзии, наивность, веру в добро (продолжаем в том же духе) теряет.

19. Образ Растиньяка и его место в "Человеческой комедии" Бальзака.

Образ Растиньяка в «Ч.К.» - образ молодого человека, который завоевывает себе личное благополучие. Путь его – это путь наиболее последовательного и неуклонного восхождения. Утрата иллюзий, если и происходит, то совершается сравнительно безболезненно.

В «Отце Горио» Растиньяк еще верит в добро, гордится своей чистотой. Моя жизнь «чиста как лилия». Он знатного аристократического происхождения, приезжает в Париж, чтобы сделать карьеру и поступать на юридический факультет. Он живет в пансионе мадам Ваке на последние деньги. Ему открыт доступ в салон виконтессы де Босеан. По социальному же положению он бедняк. Жизненный опыт Растиньяка складывается из столкновения двух миров (каторжник Вотрен и виконтесса). Растиньяк считает Вотрена и его взгляды выше аристократического общества, там преступления мелки. «Честность никому не нужна», - говорит Вотрен. «Чем холоднее вы рассчитываете, тем далее вы продвинетесь». Промежуточное положение его типично для того времени. На последние деньги он устраивает похороны бедняку Горио.

Вскоре он понимает, что его положение плохое, ни к чему не приведет, что надо поступиться честностью, плюнуть на самолюбие и пойти на подлость.

В романе «Банкирский дом» рассказывается о первых деловых успехах Растиньяка. Пользуясь помощью мужа своей любовницы Дельфины, дочери Горио, барона де Нусингена,он наживает себе состояние путем ловкой игры на акциях. Он – классический приспособленец.

В «Шагреневой коже» - новый этап эволюции Растиньяка. Здесь он уже опытный стратег, который давно распростился со всякими иллюзиями. Это откровенный циник, научившийся лгать и лицемерить. Он – классический приспособленец. Для того, чтобы процветать, учит он Рафаэля, нужно лезть вперед и поступаться всеми моральными принципами.

Растиньяк – представитель той армии молодых людей, которые шли не путем открытого преступления, а путем приспособления, осуществляемого средствами законного преступления. Финансовая политика – грабеж. Он пытается приспособиться к буржуазному трону.

20. Основной конфликт и расстановка образов романа "Отец Горио".

Роман является важной частью задуманной писателем художественной истории общества прошлого века. Среди творческих записей Бальзака, носящих название «Мысли, сюжеты, фрагменты», имеется краткий набросок: «Старичок – семейный пансион – 600 франков ренты – лишает себя всего ради дочерей, причем у обеих имеется по 50000 франков дохода; умирает,как собака». В этом наброске можно без труда узнать историю беспредельной отцовской любви Горио, поруганной дочерьми.

Образ отца Горио, разумеется, если не основной в романе – то как минимум один из основных, поскольку именно из истории его любви к дочерям состоит весь сюжет.

Бальзак описывает его последним из всех «нахлебников» в доме госпожи Воке. Бальзак пишет «…Как в школах, как вразаных кружках, и здесь, меж восемнадцати нахлебников, оказалось убогое, отверженное существо, козел отпущения, на которого градом сыпались насмешки (…)Далее Бальзак описывает историю Горио в пансионе – какимобразом он появился там, как он снимал комнату подороже и был «господином Горио», как он начал снимать комнаты дешевле и дешевле до тех пор, пока не стал тем, кем он был на момент повествования. Далее Бальзак пишет: «Однако же, как ни были гнусны его пороки или поведение, неприязнь к нему не доходила до того, чтобы его изгнать: за пансион-то он платил. К тому же от него была и польза: каждый, высмеивая или задирая его, изливал свое хорошее или дурное настроение». Таким образом, мы видим, как к отцу Горио относились все жильцы пансиона и каким было их общение с ним. Как далее пишет Бальзак об отношении жильцов к отцу Горио, «Одним внушал он омерзение, другим – жалость».

Далее образ отца Горио раскрывается через его отношение к дочерям, Анастази и Эжен. Уже через описание его поступков видно, насколько он любит своих дочерей насколько он всем готов пожертвовать ради них, тогда как они вроде бы его и любят, но не ценят. При этом сначала читателю кажется, что Горио, за своей безграничной любовью к дочерям, этого их некоторого безразличия к себе не видит, не чувствует, что они не дорожат им – он постоянно находит какие-то объяснения их поведению, довольствуется тем, что может лишь краем глаза увидеть, как дочь проезжает мимо него в карете, может приходить к ним только через заднюю дверь. Он вроде как не замечает, что они стыдятся его, не обращает на это внимание. Однако Бальзак дает свою точку зрения на происходящее – то есть внешне Горио вроде бы не обращает внимания на то, как ведут себя дочери, но внутри «…сердце бедняги истекало кровью. Он видел, что дочери стыдятся его, и раз они любят своих мужей, то он помеха для зятьев (…) старик пожертвовал собой, на то он и отец; он сам себя изгнал из их домов, и дочери были довольны; заметив это, он понял, что поступил правильно (…) Этот отец роздал все.. Свою душу, свою любовь он отдал в течение двадцати лет, а свое состояние он отдал в один день. Дочери выжали лимон и выбросили его на улицу».

Разумеется, читателю жаль Горио, читатель сразу проникается состраданием к нему. Отец Горио настолько любил своих дочерей, что даже то состояние, в котором он находился – по большей части, именно из-за них – он терпел, мечтая только лишь о том, чтобы его дочери были счастливы. «Приравнивая своих дочек к ангелам, бедняга тем самым возносил их над собой; он любил даже то зло, которое от них терпел», - пишет Бальзак о том, каким образом Горио воспитывал дочерей.

При этом сам Горио, понимая, что дочери поступают с ним несправедливо, неправильно, говорит следующее: «Обе дочки очень меня любят. Как отец я счастлив. А вот два зятя повели себя со мною худо» То есть мы видим, что своих дочерей он ни в коем случае ни в чем не винит, перекладывая все вину на зятей, которые, на самом деле, виноваты перед ним куда меньше, нежели дочери.»

И лишь умирая, когда ни одна из дочерей не приехала к нему, хотя обе знали, что он при смерти, Горио говорит вслух все то, о чем размышлял читатель, наблюдая за развитием сюжета. «У них обеих сердца каменные. Я чересчур любил их, чтобы они меня любили», говорит Горио о своих дочерях. Вот то, в чем он никак не хотел признаваться сам себе, - «я вполне искупил свой грех - свою чрезмерную любовь. Они жестоко отплатили мне за мое чувство, - как палачи, они клещами рвали мое тело(…)Они меня не любят и не любили никогда! (…) Я слишком глуп. Они воображают, что у всех отцы такие же, как их отец. Надо всегда держать себя в цене».

«Если отцов будут топтать ногами, отечество погибнет. Это ясно. Общество, весь мир держится отцовством, все рухнет, если дети перестанут любить своих отцов», - говорит Горио, тем самым, на мой взгляд, озвучивая одну из основных идей произведения.

13. Концепция и структура "Человеческой комедии" Бальзака.

1. Концепция. В 1834 году у Бальзака зародилась мысль создать многотомное произведение, которое должно было стать художественной историей и художественной философией Франции. Изначально он хотел назвать его «Этюды нравов», позднее, в 40-е годы, решил назвать этот огромный труд «Человеческой комедией », по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Задача – подчеркнуть комизм, присущий этой эпохе, но при этом не отказать его героям в человечности. В «ЧК» должны были войти 150 произведений, из которых написано было 92, произведения первой, второй и третьей манеры Бальзака. Предстояло не только написать новые произведения, но и существенно переработать старые, чтобы они соответствовали замыслу. Произведениям, входящим в «ЧК», присущи были следующие черты:

ü Сочетание нескольких сюжетных линий и драматичность построения;

ü Контраст и сопоставление;

ü Лейтмотивы;

ü Тема власти денег (практически во всех разделах «Человеческой комедии»);

ü Основной конфликт эпохи – борьба человека с обществом;

ü Показывает своих персонажей объективно, через вещественно-материальные проявления;

ü Обращает внимание на мелочи – путь истинно реалистического писателя;

ü Типическое и индивидуальное в персонажахдиалектически взаимосвязано. Категория типического распространяется и на обстоятельства, и на события, определяющие движение сюжета в романах.

ü Циклизация (герой «ЧК» рассматривается как живой человек, о котором можно рассказать еще. Например, Растиньяк появляется, помимо «Папаши Горио», в «Шагреневой коже», «Банкирском доме Нусингена» и едва мелькает в «Утраченных иллюзиях»).

Замысел этого труда наиболее полно отражен в «Предисловии к Человеческой комедии », написанном через 13 лет после начала воплощения замысла. Идея этого произведения, по словам Бальзака, «родилась из сравнения человечества с животным миром », а именно – из непреложного закона: «Каждый для себя ,- на котором зиждется единство организма». Человеческое общество, в этом смысле, похоже на природу: «Ведь Общество создает изчеловека, соответственносреде, где ондействует,столькоже разнообразных видов, сколько их существует вживотном мире». Если Бюффон в своей книге пытался представить весь животный мир, почему бы не попробовать сделать то же с обществом, хотя, конечно, описание здесь будет обширнее, а женщины и мужчины совершенно не то, что самцы и самки животных, поскольку часто женщина не зависит от мужчины и играет в жизни самостоятельную роль. Кроме того, если описания повадок животных неизменны, то повадки людей и окружающая их обстановка меняются на каждой ступени цивилизации. Таким образом, Бальзак собирался «охватить три формы бытия: мужчин, женщин и вещи, то есть людей и материальное воплощение их мышления, - словом, изобразить человека и жизнь ».

Помимо животного мира, на замысел «Человеческой комедии» повлияло то, что исторических документов было много, а истории человеческих нравов не было написано. Именно эту историю имеет в виду Бальзак, когда говорит: «Случай - величайший романистмира;чтобы быть плодовитым, нужно его изучать.Самим историкомдолжно было оказаться французское Общество, мне оставалосьтолькобытьегосекретарем ».

Но не только описать историю нравов было его задачей. Чтобы заслужить похвалу читателей (а Бальзак считал это целью любого художника), «следовало поразмыслить о принципах естества и обнаружить, в чем человеческие Обществаотдаляются или приближаются квечномузакону,кистине,к красоте ». Писательдолжениметь твердые мнения в вопросах морали и политики, он должен считать себя учителем людей.

Правдивость подробностей. Роман «не имелбы никакогозначения, если бы не был правдивым в подробностях ». Бальзакпридаетфактампостоянным, повседневным, тайным или явным, а также событиям личной жизни, их причинам и побудительным началамстолько же значения,сколько досихпорпридавали историки событиямобщественной жизнинародов.

Реализация замысла потребовала огромного количества персонажей. Их в «Человеческой комедии» более двух тысяч. И мы знаем о каждом из них все необходимое: их происхождение, родителей (иногда даже дальних предков), родственников, друзей и врагов, прежние и настоящие доходы и занятия, точные адреса, обстановку квартир, содержимое гардеробов и даже имена портных, у которых сшиты костюмы. История бальзаковских героев, как правило, не кончается в финале того или иного произведения. Переходя в другие романы, повести, новеллы, они продолжают жить, испытывая взлеты или падения, надежды или разочарования, радости или мучения, так как живо общество, органическими частицами которого они являются. Взаимосвязь этих «возвращающихся» героев и скрепляет фрагменты грандиозной фрески, порождая многосложное единство «Человеческой комедии».

2. Структура.

В задачи Бальзака входило написать историю нравов Франции XIX века - изобразитьдвеили тритысячи типичныхлюдей этой эпохи. Такое множествожизней требовало определенных рамок, или «галерей». Отсюда – вся структура «Человеческой комедии». Она разделяется на 6 частей :

· Сцены частной жизни (сюда входит «Папаша Горио» - первое произведение, написанное в соответствии с общим планом «ЧК», «Гобсек» ). «Эти сцены изображаютдетство,юность,ихзаблуждения »;

· Сцены провинциальной жизни Евгения Гранде » и часть «Утраченных иллюзий » - «Два поэта»). «Зрелыйвозраст,страсти,расчеты,интересыи честолюбие »;

· Сцены парижской жизни Банкирский дом Нусингена »). «Картинавкусов, пороков и всехнеобузданныхпроявленийжизни,вызванныхнравами,свойственными столице, где одновременно встречаются крайнее добро и крайнее зло »;

· Сцены политической жизни . «Жизньсовсемособая,в которой отражаютсяинтересы многих,- жизнь,протекающаявнеобщихрамок». Единый принцип: для монархов и государственныхдеятелейсуществуют двеморали: большаяи малая ;

· Сценывоенной жизни . «Обществовсостоянии наивысшегонапряжения, выступившееизсвоего обычногосостояния. Наименее полная часть работы »;

· Сцены сельской жизни . «Драма социальной жизни. В этомразделевстречаютсясамыечистые характеры и осуществление великих начал порядка, политики и нравственности ».

Париж и провинция социальнопротивоположны.Не тольколюди,ноиглавнейшиесобытия отличаютсявтипическиеобразы. Бальзак старался дать представление оразличных местностях Франции. «Комедия» имеетсвою географию, так же какисвою генеалогию, свои семьи, обстановку, действующих лици факты, также имеетсвой гербовник,свое дворянство ибуржуазию, своихремесленниковикрестьян, политиков и денди, свою армию - словом, весь мир .

Эти шесть разделов – основание «Человеческой комедии». Над ним возвышается вторая часть, состоящая из философскихэтюдов , где находит выражение социальныйдвигатель всехсобытий. Этот основной «социальный двигатель» Бальзак открывает в борьбе эгоистических страстей и материальных интересов, характеризующих общественную и частную жизни Франции первой половины XIX в. ("Шагреневая кожа " - связывает сцены нравов с философскими этюдами.Жизнь изображенав схватке с Желанием, началом всякой Страсти. Фантастический образ шагреневой кожи не приходит в противоречие с реалистическим методом изображения действительности. Все события строго мотивированы в романе естественным стечением обстоятельств (только что пожелавший оргии Рафаэль, выйдя из лавки антиквара, неожиданно сталкивается с приятелями, увлекающими его на «роскошный пир» в дом Тайфера; на пиру герой случайно встречается с нотариусом, который уже две недели разыскивает наследника умершего миллионера, которым оказывается Рафаэль, и т. д.). Выше философских – аналитические этюды (например, «Физиология брака»).

Сочинение

Роль денег в современном обществеглавная тема в творчестве Бальзака.

Создавая \"Человеческую комедию\", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - \"Гобсек\" и \"Евгения Гранде\".

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков.

Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством.

Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсека мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям.

Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

Папаша Гранде - коренастый \"добряк\" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества.

Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

Славе предшествовала юридическая эра и работа журналиста. Бальзак даже успел открыть собственную типографию, которая со временем прогорела. Он взялся создавать романы ради заработка. И очень быстро привел в удивление мир абсолютной зрелостью своего стиля. «Последний шуан, или Бретань в 1800 году» (1829) и «Сцены частной жизни» (1830), даже, вызвали мысль: после этих произведений Бальзак уже больше не рос как художник, а просто выпускал в мир одно произведение за другим, за две недели создавая очередной роман. Как бы там не было, «Последний шуан» - первое произведение Бальзака, подписанное его настоящим именем, вбирает в себя все составляющие творчества писателя, который начал как автор сугубо коммерческих романов о вампирах («Бирагская наследница», «Арденский викарий», «Столетний старец») и вдруг решил создать серьезный роман.

В учителя себе Бальзак избрал В. Скотта и Ф. Купера. У Скотта его привлекал исторический подход к жизни, но не удовлетворяли тусклость и схематизм характеров. Молодой писатель решает пойти в своем творчестве путем Скотта, но показывать читателям не столько моральный образец в духе собственного этического идеала (как это делал Скотт), а живописать страсть, без которой не существует по-настоящему гениального творения. Вообще, отношение к страсти у Бальзака было противоречивым: «убийство страстей означало бы убийство общества», - говорил он; и прибавлял: «страсть является крайностью, она есть злом». Т. е. Бальзак в полной мере сознавал греховность своих персонажей, но и не думал отказываться от художественного анализа греха, который его очень интересовал и, практически, составлял основу его творчества.

Романтик Мюссе говорил о своей нацеленности на изучение зла. И в том, как Бальзак интересуется человеческими пороками, безусловно, ощущается определенная судьба романтического мышления, что было присуще большому реалисту всегда. Но человеческий порок Бальзак, в отличие от романтиков, понимал не как зло онтологическое, а как порождение определенной исторической эпохи, определенного отрезка существования страны, общества. Т. е. порок для Бальзака является явлением намного более понятным, чем для романтиков.

Мир романов Бальзака несет в себе четкую определенность материального мира. Частная жизнь очень тесно связана с жизнью официальной, так как большие политические решения не с неба спускаются, а осмысливаются и обсуждаются в гостиных и нотариальных конторах, в будуарах певиц, сталкиваются с личными и семейными отношениями. Социум исследован в романах Бальзака настолько детально, что, даже, современные экономисты и социологи изучают состояние общества по его романам. Бальзак показывал взаимодействие между людьми не на фоне Бога, как это делал Шекспир, он показывал взаимодействие между людьми на фоне экономических отношений. Общество у него выступает в виде живого существа, единого живого организма. Это существо постоянно движется, изменяется, как античный Протей, но суть его остается неизменяемой: более сильные поедают более слабых. Отсюда и парадоксальность политических взглядов Бальзака: глобальный реалист некогда не скрывал своих роялистских симпатий и иронизировал над революционными идеалами. В очерке «Две встречи за один год» (1831) Бальзак непочтительно откликнулся на революцию 1830 г. и на ее достижения: « После битвы наступает победа, после победы наступает распределение; и тогда победителей оказывается намного больше чем тех, кого видели на баррикадах». Подобное отношение к людям вообще является характерным для писателя, который изучал человечество так, как биологи изучают животный мир.

Одной из самых серьезных страстей Бальзака, начиная с детских лет, была философия. В школьном возрасте он чуть не сошел с ума, когда в католическом пансионе познакомился со старинной монастырской библиотекой. Он не начал серьезную писательскую работу, пока не проштудировал работы всех более-менее выдающихся философов старых и новых времен. Поэтому и возникли «Философские этюды» (1830 - 1837), которые можно считать не только художественными произведениями, а и довольно серьезными философскими работами. К «Философским этюдам» принадлежит и роман «Шагреневая кожа»(1830-1831), фантастический и одновременно глубоко реалистический.

Фантастика, вообще, является явлением характерным для «Философских этюдов». Она играет роль deus ex machine, т. е. выполняет функцию центральной сюжетной посылки. Как, например, кусок давней, полуразрушенной кожи, которая случайно достается бедному студенту Валантену в лавке антиквара. Покрытый давними письменами кусок шагрени выполняет все желания своего властителя, но при этом сжимается и тем самым сокращает жизнь «счастливчика».

«Шагреневая кожа», как и много других романов Бальзака, является посвященной теме «утраченных иллюзий». Все желания Рафаэля были выполнены. Он мог купить все: женщин, ценные вещи, изысканное окружение, он не имел только естественной жизни, естественной молодости, естественной любви, и потому не имел смысла жить. Когда Рафаэль узнает, что стал наследником шести миллионов, и видит, что шагреневая кожа снова уменьшилась, ускоряя его старость и смерть, Бальзак отмечает: «Мир принадлежал ему, он мог все - и не хотел уже ничего».

«Утраченными иллюзиями» можно считать и поиски искусственного алмаза, в жертву которым Вальтасар Клаас приносит собственную жену и детей («Поиски Абсолюта»), и создание супер-произведения искусства, которое приобретает значение маниакальной страсти для художника Френхофера и воплощается в «хаотичном объединении мазков».

Бальзак говорил, что дядя Тебе из романа Л. Руля «Тристрам Шенди» стал для него образцом того, как нужно лепить характер. Дядю Тебе был чудаком, у него был «конек» - он не хотел вступать в брак. Характеры бальзаковских героев - Гранд («Евгения Гранд»), Гобсек («Гобсек»), Горио («Отец Горио») построены по принципу «конька». У Гранд таким коньком (или манией) является накопление денег и ценностей, у Гобсека - обогащение собственных банковских счетов, у отца Горио - отцовство, служение дочерям, которые требуют все больше денег.

Бальзак охарактеризовал повесть «Евгения Гранд» (1833) как буржуазную трагедию «без яда, без кинжала, без пролития крови, но для действующих лиц более жестокая, чем все драмы, которые происходили в знаменитом роде Атридов».

Власти денег Бальзак боялся больше, чем власти феодалов. На королевство он смотрел, как на единую семью, в которой король является отцом, и где существует естественное состояние вещей. Что до правления банкиров, которое началось после революции 1830 г., то здесь Бальзак увидел серьезную угрозу для всего живого на земле, так как ощутил железную и холодную руку денежных интересов. А власть денег, которую он разоблачал постоянно, Бальзак отождествлял с властью дьявола и противопоставил ее власти Бога, естественному ходу вещей. И здесь с Бальзаком тяжело не согласиться. Хотя взгляды Бальзака на общество, которые он высказывал в статьях и письмах, не всегда можно воспринимать серьезно. Ведь он считал, что человечество является своеобразной фауной, со своими породами, видами и подвидами. Поэтому и ценил аристократов как представителей лучшей породы, которая якобы вывелась в основу культивации духовности, которая пренебрегает пользой и низким расчетом.

Бальзак в печати поддерживал никчемных Бурбонов как «меньшее зло» и пропагандировал элитарное государство, в котором состоятельные привилегии будут нетронутыми, а избирательное право будет распространяться только на тех, кто имеет деньги, ум и талант. Бальзак, даже, оправдывал крепостничество, которое видел в Украине, и которым увлекался. Взгляды Стендаля, который ценил культуру аристократов только на уровне эстетики, выглядят в этом случае намного более справедливыми.

Бальзак не воспринимал никаких революционных выступлений. Во время революции 1830 г. он не прервал отдыха в провинции и не поехал в Париж. В романе «Крестьяне», высказывая сочувствие к тем, кто есть «великим из-за своей трудной жизни», Бальзак говорит о революционерах: «Мы поэтизировали преступников, мы любовались палачами, и мы почти создали кумира из пролетария!».

Оноре де Бальзак начал писать романы для заработка. И очень быстро удивил мир абсолютной зрелостью своего стиля. «Шуаны, или Бретань в 1799 году» - первое произведение Бальзака, подписанное его настоящим именем, включает в себе все составные творчества писателя, который начал как автор коммерческих романов о вампирах («Бирагская наследница», «Столетний старец») и вдруг решил создать серьезный роман. В учителя себе Бальзак взял Скотта и Купера. У Скотта его привлекал исторический подход к жизни, но не нравились серость и схематизм характеров. Молодой писатель решает пойти в своем творчестве путем Скотта, но показывать читателям не столько моральный образец в духе собственного этического идеала, а описывать страсть, без какой не существует по-настоящему гениального творения. Вообще, отношение к страсти у Бальзака было противоречащим: «убийство страсти значило б убийство общества», - говорил он; и добавлял: «страсть это крайность, она - это зло». То есть Бальзак в полной мере осознавал греховность своих персонажей, но и не думал отказываться от художественного анализа греха, который его очень интересовал и, практически, составлял основу его творчества. В том, как Бальзак интересовался человеческими пороками, безусловно, чувствуется определенная часть романтического мышления, которое было свойственно великому реалисту всегда. Но человеческий порок Бальзак понимал не как зло, а как порождение определенной исторической эпохи, определенного отрезка существования страны, общества. Мир романов Бальзака несет в себе четкую определенность материального мира. Личная жизнь очень тесно связана с официальной, поэтому большие политические решения не с неба спускаются, а обдумываются и обсуждаются в гостиных и нотариальных конторах, в будуарах певиц, сталкиваются с личными и семейными отношениями. Социум является исследованным в романах Бальзака настолько детально, что, даже, современные экономисты и социологи изучают состояние общества за его романами. Бальзак показывал взаимодействие между людьми не на фоне Бога, как это делал Шекспир, он показывал взаимодействие между людьми на фоне экономических отношений. Общество у него выступает в виде живого существа, единственного живого организма. Это существо постоянно двигается, изменяется, как античный Протей, но суть ее остается неизменной: более сильные поедают более слабых. Отсюда и парадоксальность политических взглядов Бальзака: глобальный реалист никогда не скрывал свои роялистские симпатии и иронизировал над революционными идеалами. В очерке «Две встречи за один год» (1831) Бальзак неуважительно отозвался на революцию в 1830 г. и на ее достижение: « После драки наступает победа, после победы наступает распределение; и тогда победителей оказывается намного больше, чем тех, кого видели на баррикадах». Подобное отношение к людям вообще является характерным для писателя, который изучал человечество так, как биологи изучают животный мир.

Одной из самых серьезных страстей Бальзака, начиная с детских лет, была философия. В школьном возрасте он немного не обезумел, когда в католическом пансионе познакомился со старинной монастырской библиотекой. Он не начал серьезный писательский труд, пока не проштудировал труды всех более или менее выдающихся философов старых и новых времен. Поэтому и возникли «Философские этюды» (1830 - 1837), которые можно считать не только художественными произведениями, но и достаточно серьезными философскими трудами. К «Философским этюдам» принадлежат и роман «Шагреневая кожа», фантастический и одновременно глубоко реалистичный. Фантастика, вообще, является явлением характерным для «Философских этюдов». Она играет роль deus ex machine, то есть выполняет функцию центральной сюжетной посылки. Как, например, кусок давней, полуразрушенной кожи, которая случайно достается бедному студенту Валантену в лавке антиквара. Покрыт давними письменами, кусок шагрени выполняет все желания своего обладателя, но при этом сжимается и тем же сокращает жизнь «счастливчика». «Шагреневая кожа», как и много других романов Бальзака, является посвященным теме «потерянных иллюзий». Все желания Рафаэля были выполнены. Он мог купить все: женщин, ценные вещи, изысканное окружение, он не имел только естественной жизни, естественной молодости, естественной любви, и потому не имел смысла жить. Когда Рафаэль узнает, что стал наследником шести миллионов, и видит что шагреневая кожа опять уменьшилась, убыстряя его старость и смерть, Бальзак отмечает: «Мир принадлежал ему, он мог все - и не хотел уже ничего». «Потерянными иллюзиями» можно считать и поиски искусственного алмаза, в жертву каким Вальтасар Клаас приносит собственную жену и детей («Поиски Абсолюта»), и создание супер-творения искусства, которое приобретает значение маниакальной страсти для художника Френхофера и воплощается в «хаотическом сочетании мазков».

Бальзак говорил, что дядя Тоби из романа Л. Стерна «Тристрам Шенди» стал для него образцом того, как нужно лепить характер. Дядя Тоби был чудаком, у него был «конек» - он не хотел вступать в брак. Характеры бальзаковских героев - Гранде («Евгения Гранде»), Гобсек («Гобсек»), Горио («Отец Горио») построены по принципу «конька». В Гранде таким коньком (или манией) является накопление денег и драгоценностей, в Гобсеке - обогащение собственных банковых счетов, у отца Горио - отцовство, служение дочерям, которые требуют все больше денег.

Бальзак охарактеризовал повесть «Евгения Гранде» как буржуазную трагедию «без яда, без кинжала, без кровопролития, но для действующих лиц более жестокую, чем все драмы, которые происходили в знаменитом роде Атридов». Власти денег Бальзак боялся больше, чем власти феодалов. На королевство он смотрел, как на единственную семью, в которой король является отцом, и где существует естественное положение вещей. Что к правлению банкиров, которое началось после революции в 1830 г., то здесь Бальзак увидел серьезную угрозу для всего живого на земле, потому что почувствовал железную и холодную руку денежных интересов. А власть денег, которую он разоблачал постоянно, Бальзак отождествлял с властью дьявола и противопоставил ее власти Бога, естественному ходу вещей. И здесь с Бальзаком трудно не согласиться. Хотя взгляды Бальзака на общество, которые он выражал в статьях и листах, не всегда можно принимать всерьез. Ведь он считал, что человечество является своеобразной фауной, со своими породами, видами и подвидами. Поэтому и ценил аристократов как представителей лучшей породы, какая якобы вывелась на основу культивации духовности, которая пренебрегает пользой и никчемным расчетом. Бальзак в прессе поддерживал ничтожных Бурбонов как «меньшее зло» и пропагандировал элитарное государство, в котором сословные привилегии будут неприкосновенными, а избирательное право будет распространяться только на тех, кто имеет деньги, ум и талант. Бальзак, даже, оправдывал крепостничество, которое видел в Украине, и которым увлекался. Взгляды Стендаля, который ценил культуру аристократов только на уровне эстетики, выглядят в этом случае намного более справедливыми.

Бальзак не воспринимал никаких революционных выступлений. Во время революции в 1830 г. он не прервал отдыха в провинции и не поехал в Париж. В романе «Крестьяне», выражая сожаление к тем, кто является «большим через свою тяжелую жизнь», Бальзак говорит о революционерах: «Мы поэтизировали преступников, мы миловались палачами, и мы почти создали кумира из пролетария»! Но не случайно говорят: реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака. Мудрым является тот, кто оценивает человека несогласно его политическим взглядам, а согласно ее моральным качествам. И в произведениях Бальзака, благодаря попытке объективного изображения жизни, мы видим честных республиканцев - Мишеля Кретьена («Потерянные иллюзии»), Низрона («Крестьяне»). Но главным объектом изучения творчества Бальзака, является не они, а самая главная сила сегодняшнего времени - буржуа, те же «ангелы денег», которые приобрели значение главной двигающей силы прогресса и нравы которой разоблачал Бальзак, разоблачал детально и не суетливо, на подобие биолога, который исследую повадки определенного подвида животных. «В коммерции месье Гранде был похож на тигра: он умел залечь, свернуться в клубок, долго присматриваться к своей добыче, а потом ринуться на нее; раскрывая ловушку своего кошелька, он глотал очередную судьбу и опять укладывался, как удав, который переваривает еду; все это делал он спокойно, холодно, методически». Увеличение капитала выглядит в характере Гранде чем-то на подобие инстинкта: перед смертью он «страшным движением» хватает золотой крест священника, который склонился над обморочным человеком. Другой «рыцарь денег» - Гобсек - приобретает значение единственного бога, в который верит современный мир. Выражение «деньги правят миром» ярко реализуется в повести «Гобсек» (1835). Маленький, неприметный, на первый взгляд, человек, держит в своих руках весь Париж. Гобсек казнит и милует, он является по-своему справедливым: может довести почти до самоубийства, того, кто пренебрегает благочестием и из-за этого влезает в долги (графиня де Ресто), а может и отпустить чистую и простую душу, которая работает день и ночь, и оказывается в долгах не через собственные грехи, а через сложные социальные условия (белошвейка Огонек).

Бальзак любил повторять: «Самим историком должно быть французское общество. Мне остается лишь служить его секретарем». Эти слова указывают на материал, на объект изучения творчества Бальзака, но замалчивают средства его обработки, которые «секретарскими» нельзя назвать. С одной стороны Бальзак опирался в ходе создания образов на то, что видел в реальной жизни (имена практически всех героев его произведений можно найти в газетах того времени), но на основе материала жизни он выводил определенные законы, за которыми существовало, да и, к сожалению, существует общество. Он делал это не как ученый, а как художник. Поэтому такое значение приобретает в его творчестве прием типизации (от греческой typos - отпечаток). Типичный образ имеет конкретное оформление (внешность, характер, судьба), но одновременно он воплощает определенную тенденцию, которая существует в обществе на определенном историческом отрезке. Бальзак создавал типичные обиды по-разному. Он мог быть нацеленным только на типичность, как например, в «Монографии о рантье», а мог заострять отдельные черты характера или создавать обостренные ситуации, как например, в повестях «Евгения Гранде» и «Гобсек». Вот, например, описание типичного рантье: «Практически все лица этой породы имеют на вооружении тростник или табакерку. Подобно всем лицам из рода «человек» (млекопитающие), он имеет семь клапанов на лице и, скорее всего, владеет полной костной системой. Его лицо бледно и часто имеет форму луковицы, оно не имеет характерности, что и есть его характерным признаком». А вот набит испорченными консервами, никогда не топленый камин в доме миллионера - Гобсека, безусловно, является чертой обостренной, но именно эта заостренность подчеркивает типичность, разоблачает тенденцию, которая существует в реальности, предельным выражением которой выступает Гобсек.

в 1834 - 1836 гг. Бальзак выдает 12-томне собрание собственных произведений, которое получает название «Этюды о нравах ХІХ века». А в 1840-1841 гг. вызревает решение об обобщении всей творческой деятельности Бальзака под названием «Человеческой комедии», которую часто называют «комедией денег». Взаимоотношения между людьми у Бальзака преимущественно определяются денежными отношениями, но не только они интересовали автора «Человеческой комедии», который разделил свой гигантский труд на следующие разделы: «Этюды о нравах», «Физиологичных этюдах» и «Аналитических этюдах». Таким образом перед нами предстает вся Франция, мы видим огромную панораму жизни, огромный живой организм, который постоянно двигается за счет беспрестанного движения его отдельных органов.

Ощущение постоянного движения и единства, синтетичности картины возникает за счет персонажей, которые возвращаются. Например, Люсьена Шардона мы впервые встретим в «Потерянных иллюзиях», и там он будет пытаться покорить Париж, а в «Блеске и бедности куртизанок» мы увидим Люсьена Шардона, которого покорил Париж и превратил в безропотные орудия дьявольского честолюбия аббата Ерреры-Вотрена (еще один сквозной персонаж). В романе «Отец Горио» мы впервые встречаемся с Растиньяком, добрым парнем, который приехал в Париж получать образование. И Париж предоставил ему образование - простой и честный парень превратился в богача и члена кабинета министров, он покорил Париж, понял его законы и вызывал его на поединок. Растиньяк победил Париж, но уничтожил себя самого. Он сознательно убил в себе парня из провинции, который любил работать на винограднике и мечтал получить юридическое образование, чтобы улучшить жизнь своих матери и сестры. Наивный провинциал превратился в бездушного эгоиста, потому что иначе в Париже не выжить. Растиньяк прошел через разные романы «Человеческой комедии» и приобрел значение символа карьеризма и пресловутой «социальной успешности». Максим де Трай, семейство де Ресто постоянно возникают на страницах разных произведений, и у нас возникает впечатление об отсутствии точек в конце отдельных романов. Мы читаем не собрание произведений, мы разглядываем огромную панораму жизни. «Человеческая комедия» является ярким примером саморазвития произведения искусства, которое никогда не уменьшает величие произведения, а наоборот - предоставляет ему величие чего-то предоставленного от Природы. Именно такой могучей, намного превышающей личность автора, и есть гениальное творчество Бальзака.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...