Конспект занятия по образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе. «Дедушка Мазай и зайцы». Конспект занятия по образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе Где хранятся картины художника

Страница 1

Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 – 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии.

Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России, - крестьянским детям.

Одно из стихотворений Некрасова, прочно вошедших в детское чтение, - «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

Главной темой этого стихотворения стала любовь к природе, к бережному отношению к ней, причем любви разумной.

Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:

Я от Мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал…

В стихотворении Мазай рассказывает о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от поступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром – в лодку бы все они не поместились.

В этом стихотворении поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай.

Завязкой этого произведения является то, как автор приехал в Малые Вежи охотиться со старым Мазаем:

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

Кульминация в этом стихотворении это рассказ Мазая о спасении зайцев:

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Концовкой здесь является то, как Мазай отпускает зайцев с советом: «Не попадайтесь зимой!».

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!

Я проводил их все тем же советом:

«Не попадайтесь зимой!»

Дед Мазай пронизан подлинной любовью ко всему живому. Он реальный, живой человек-гуманист, рачительный хозяин и добрый охотник, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.

В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о вечернем пении пеночки, и уханье удода, о сыче:

Вечером пеночка нежно поет,

Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Здесь и крестьянский «анекдот» о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками:

Знает он много рассказов забавных

Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,

Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом – тетерю подманит,

Спичку к затравке приложит - и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,

Носит с собою горшок угольков.

«Что ты таскаешь горшок с угольками?» -

Больно, родимый, я зябок руками…

В произведении имеются сравнения. Поэт сравнивает дождь со стальными прутьями:

Прямы светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые.

Скрип сосны с ворчанием старухи:

Разве какая сосна заскрипит,

Словно старуха во сне проворчит…

Так же здесь есть и эпитеты – зеленые сады, рисованные очи.

Летом ее убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах…

…Ухает; сыч разлетаются к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Стихотворение дает детям урок любви к природе, причем любви бережной и разумной, здесь даны прекрасные картины природы. Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении детского цикла открывать те стороны жизни, которых старалась не касаться детская литература того времени.


Пб., Аквилон, 1922. 91, с. с ил.; 20,8x15,5 см. - 1200 экз., из которых 60 экз. именных, 1140 экз. (1-1140) нумерованных. В иллюстрированной цветной издательской обложке. На обратной стороне титула читаем: «Титульный лист, иллюстрации, заставки и концовки – автолитографии Б.М. Кустодиева». В хорошем виде большая редкость!

Издать эту книгу в «Аквилоне» задумали к столетию Николая Алексеевича Некрасова. В книге собраны знакомые всем с детства стихотворения: «Влас», «Коробейники», «Дядюшка Яков», «Пчёлы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы». Её оформление было поручено близкому другу Ф.Ф. Нотгафта Борису Михайловичу Кустодиеву. Для издания использована бумага верже. Обложка из мягкого картона отпечатана в три краски в технике цинкографии: на фоне узора (жёлтые пятилепестковые розетки между голубоватыми волнистыми линиями) расположен овальный медальон, в который заключены штриховой рисунок (мужик с косой), название книги (с фамилией автора), фамилия художника, название издательства, место и год издания. В книге 30 иллюстраций: 8 страничных, 11 заставок и 11 концовок. Титульный лист и иллюстрации исполнены в технике одноцветной автолитографии.

Иллюстрации помещены не на отдельные вклейки, а на страницы с текстом, для чего потребовалось печатать книгу в два прогона: первый раз - на машине высокой печати, второй - на литографском станке; при этом оборот страницы оставался чистым. «Здесь очень тонкое и тактичное соответствие тексту сочеталось с выразительнейшим мастерством техники и самого типографского выполнения: книги с иллюстрациями, литографированными и не наклеенными или вставленными в текст, а напечатанными на той же странице с набором, мы просто не знали до сего времени», - писал А.А. Сидоров. Кустодиев поставил перед собой задачу не пересказать графически содержание каждого стихотворения, а эмоционально его дополнить. В пейзажных зарисовках, натюрмортах, бытовых сиенах художник, избежав акцентированной стилизании, сумел с помощью мягкой серебристой линии, «мерцающих» штрихов, бархатистой гаммы тоновых теней передать русский национальный колорит. Книга была признана шедевром типографского искусства. «“Шесть стихотворений Некрасова” - не только большое достижение “Аквилона”, но и вообще одно из замечательнейших явлений в истории русской книги», - утверждал Голлербах, а Сидоров назвал это издание «чистым золотом книжного искусства, прекраснейшей из побед “Аквилона” и нашей гордостью».


В 1919 году в «Народной библиотеке» появился рассказ Л.Н. Толстого «Свечка» с иллюстрациями Кустодиева, выполненными еще до революции для петербургского Общества грамотности. Немалым достижением художника следует признать и цикл иллюстраций к «Грозе» А.Н.Островского. Любимая им и хорошо знакомая ему купеческая тема по­новому заиграла в скупых рисунках пером. С началом новой экономической политики (НЭПа) в стране появились частные издательства. Одним из них был основанный в сентябре 1921 года петроградский «Аквилон», который возглавлял искусствовед Федор Федорович Нотгафт (1886-1942). Это издательство работало неполных три года и выпустило всего 22 книги, выходившие небольшим тиражом 500­1500 экз. Это было как бы антитезой Госиздату, тиражи изданий которого приближались к миллионным. «Аквилон» сознательно ориентировался не на массового читателя, а на любителей, на библиофилов. Книги его навечно вошли в золотой фонд русского оформительского искусства. Среди них, например, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского и «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина с иллюстрациями М.В. Добужинского, «Стихотворения» А.А. Фета, оформленные В.М. Конашевичем... В содружестве с «Аквилоном» Борис Михайлович Кустодиев создал три книги.

Первая из них - сборник «Шесть стихотворений Некрасова» - стала бесспорным шедевром. Об этой книге на удивление мало писали; так, в большой монографии Виктории Ефимовны Лебедевой ей посвящены всего четыре абзаца. «Шесть стихотворений Некрасова», задуманные как библиофильское издание, вышли в свет в марте 1922 года и были приурочены к 100­летию со дня рождения поэта. Всего отпечатали 1200 экземпляров, причем 60 из них были именные, с указанием фамилии будущего владельца, а 1140 - нумерованные. Порядковые номера писались от руки. Автору этих строк принадлежит экземпляр № 1019, купленный в свое время в букинистическом магазине, смешно сказать - за 5 рублей. В 1922 году, в пору гиперинфлянции, книгу продавали за 3 миллиона рублей. Работу печатавшей книгу 15­й Государственной типографии (ранее типография Товарищества Голике и Вильборг, а ныне Типография имени Ивана Федорова) осложняла не только ручная нумерация экземпляров. В процессе трудов над ней Б.М. Кустодиев осваивает новую для себя технику - литографию. Он делал рисунки литографским карандашом на так называемом корнпапире, а уж затем их переводили на литографский камень. Для полиграфического предприятия это создавало определенные трудности, ведь текст «стихотворений» воспроизводился с типографского набора способом высокой печати. Поскольку элементы художественного оформления в основном находились на одной полосе с набором, то листы приходилось печатать в несколько прогонов - первый раз на машине высокой печати, а второй - на литографском станке, скорее всего ручном.

Говоря о технике воспроизведения «Шести стихотворений Некрасова», Алексей Алексеевич Сидоров в книге, подводящей итоги развития графического искусства за первые пять послереволюционных лет, писал: «Здесь очень тонкое и тактичное соответствие тексту сочеталось с... выразительным мастерством техники и самого типографского выполнения: книги с иллюстрациями, литографированными и не наклеенными или вставленными в текст, а напечатанными на той же странице с набором мы просто не знали до сего времени...». Сложность полиграфического исполнения повлияла на продажную цену книги, которая на порядок превосходила цены на другие издания «Аквилона». «Стихотворения» были заключены в обложку из мягкого картона, отпечатанную в три краски. Основным фоном служил простенький узор из желтых пятилепестковых розеток, окруженных голубоватыми волнистыми линиями. На верхней сторонке был предусмотрен овальный медальон, в котором по белому фону черной краской были воспроизведены все нужные надписи и штриховой рисунок, изображавший мужика с косой. Сюжет рисунка как бы подсказывал читателю, что стихотворения посвящены крестьянской жизни. Так оно и было: в сборник вошли стихотворения «Влас», «Коробейники», «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин» и «Дедушка Мазай и зайцы».

Книга была составлена из 4­листных тетрадей, сшитых между собой вручную. Открывалась она полосой с издательской маркой «Аквилона» работы М.В. Добужинского. Далее шел авантитул с воспроизведенным прописными буквами названием книги. Третий лист с пустым оборотом - это рисованный титул, на котором мы видим крестьян, внимательно слушающих мальчишку, который держит в руках раскрытую книгу и читает им. В рисунок вписана овальная плашка с портретом писателя. Название книги воспроизведено нарочито неумелым почерком, причем по старой орфографии - с «и десятиричным», но сам текст книги набран уже по новому правописанию. Четвертый лист - шмуцтитул с помещенным в его центре набранным типографским шрифтом названием первого стихотворения. Шмуцтитулы с незаполненным оборотом были предпосланы каждому из помещенных в сборнике произведений писателя. За шмуцтитулом - уже во второй по счету тетради следовала цельнополосная иллюстрация с изображением бредущего по Руси Власа. Считать эту иллюстрацию, оборотная сторона которой также оставлена пустой, фронтисписом нельзя, ибо в других стихотворениях нет следующих непосредственно за шмуцтитулом цельнополосных рисунков - они помещены в тексте. Всего таких иллюстраций восемь, причем распределены они неравномерно. В первом стихотворении «Влас», занимающим всего четыре неполные полосы, их два. Столько же и в большой 33­страничной поэме «Коробейники». В «Дядюшке Якове», «Пчелах», «Генерале Топтыгине» и «Дедушке Мазае» - по одной. Художник решил не ограничивать себя формальными рамками и делал к каждому из стихотворений столько рисунков, сколько подсказывало ему художественное чутье. Кроме того, для каждого из стихотворений были сделаны небольшие, примерно на треть полосы, иллюстрации­заставки и иллюстрации­концовки. В «Коробейниках» их шесть - по числу частей поэмы. В своих автолитографиях Б.М. Кустодиев прежде всего любуется привольным русским пейзажем: здесь и бескрайние поля с гнущейся по ветру спелой рожью, и приволье полян средь негустого леса средней полосы России, и буйные разливы рек, затопляющих по весне русские равнины, и убогая пасека у покосившегося плетня... Литографии удивительно нежны. Кажется, что литографский карандаш художника чуть касался камня.

В дальнейшем Ф.Ф. Нотграфт предполагал выпустить альбом литографий Б.М. Кустодиева, М.В. Добужинского и Г.С. Верейского, но проект этот выполнен не был, так как в декабре 1923 года «Аквилон» прекратил свое существование, Кустодиеву пришлось искать других издателей. Много сил и труда он отдал иллюстрированию «Леди Макбет Мценского уезда». Н.С. Лескова. Часто бывавший у него в первые послереволюционные годы К.С. Сомов записал 18 февраля 1923 года в своем дневнике: «Б.М. показывал мне иллюстрации к “Леди Макбет Мценского уезда” и воспроизведения с его русских типов. Он был довольно веселый и бодрый, хотя вообще ему хуже, он всего 5 ч. в день может сидеть в кресле». Племянник К.А. Сомова Е.С. Михайлов впоследствии вспоминал: «Несколько раз дядя брал меня с собой, навещая Бориса Михайловича Кустодиева. Дядя любил его искусство, удивлялся отсутствию озлобленности и выдержке Бориса Михайловича, лишенного возможности передвигаться из­за тяжелого заболевания». Совершенно особое место в творчестве Б.М. Кустодиева занимает ленинская тема. Можно по­разному относиться к деятельности вождя мирового пролетариата. В последние годы мы узнали много нового о делах этого человека, которого в недавние времена обожествляли. Но, говоря словами В.В. Маяковского, «громадье» его планов поражало современников. И они вполне искренно восхищались им. Смерть Ленина в январе 1924 года воспринималась как непоправимая катастрофа. Отсюда и стремление Кустодиева сказать об ушедшем вожде что­то свое. Понятно, что тема эта была совершенно чужда певцу купеческой России, но он отважно взялся за ее решение - так появились иллюстрации к воспоминаниям А.Ильина­Женевского «Один день с Лениным» (Л.; М., 1925) и к предназначенным для юного читателя книгам «Ленин и юные ленинцы» (Л.; М., 1925) и «Детям о Ленине» (М.; Л., 1926). Художник с вождем никогда не встречался, но он был портретистом милостью божией, умевшим работать не только с натуры, но и по фотографиям. Ленин на его штриховых рисунках не только узнаваем, но безусловно похож. Особенно хороши рисунки, изображающие гимназиста Володю Ульянова, ставшие со временем своеобразной классикой. В бесчисленных, иногда бесконечно слащавых изображениях «Ленинианы» эти рисунки занимают особое место, и не стоит игнорировать их, как это делают некоторые авторы недавних посвященных Б.М. Кустодиеву книг. Маслом ленинских портретов художник никогда не писал, да и не стремился к этому, так как не хотел фальшивить. Принимать или не принимать революцию? Такой вопрос вроде бы для Кустодиева не стоял. Но что же все­таки дороже для него - воспоминания об ушедшей России или же новая, иногда жестокая действительность? Рассуждая на эту тему, А.А. Сидоров в свое время писал: «Уход в старину ради нее самой для советского искусства неприемлем. В графической деятельности Б.М. Кустодиева можно видеть преодоление этого силами реальной жизни. Конечно, и он не стал полностью новым, советским художником». Выше было отмечено, что Б.М. Кустодиев редко обращался к иллюстрированию произведений современных ему писателей - исключение было сделано для Максима Горького. Писатель и художник были лично знакомы: в 1919 году Алексей Максимович посетил больного Кустодиева, а вскоре после этого художник послал Горькому вариант своей знаменитой обнаженной «Красавицы», сопроводив подарок запиской: «Вы первый, кто так проникновенно и ясно выразил то, что я хотел в ней изобразить, и мне было особенно ценно услышать это лично от Вас». Алексей Максимович сохранил записку и вспомнил о ней незадолго до смерти художника 23 марта 1927 года в письме к своему биографу И.А. Груздеву. Не удивительно, что когда Государственное издательство попросило Кустодиева оформить серию горьковских книг, художник сразу же согласился. Так в 1926­1927 годах появились «Челкаш», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых». Особенно интересными кажутся нам обложки этих изданий с портретами главных героев. Художник начал иллюстративный ряд с обложки, что, по сути дела, было новаторством. Молодой и красивый Фома Гордеев резко контрастирует со сгорбленным стариком Артамоновым, причем последний рисунок выполнен в технике силуэта, для Кустодиева, вообще говоря, редкой (ранее он использовал силуэт при иллюстрировании «Дубровского» в 1919 году). Надо сказать, что Максим Горький не вполне был доволен рисунками Кустодиева, он посчитал, что они слишком «интеллигентны», и пожелал, чтобы они были «погрубее и поярче». В эти же годы Б.М. Кустодиев много занимался «ремесленной» работой. Он иллюстрирует календари, делает обложки для журналов и даже для книг сельскохозяйственной тематики, которые выпускало Государственное издательство. Среди его работ - оформление книг «Ягодный сад крестьянина» (Л., 1925), «Деревенский тележник» (Л., 1926). Вряд ли можно упрекать художника в неразборчивости, ведь и великому мастеру нужно думать о повседневных делах, зарабатывать на жизнь. Тем более что даже в этих работах, которые в посвященных Кустодиеву монографиях никогда не репродуцируют, можно найти немало интересного - рука мастера чувствуется всегда. 26 мая 1927 года Борис Михайлович Кустодиев скончался в возрасте 59 лет. А 2 июля К.А. Сомов, живший во Франции, написал в Москву сестре: «Вчера я узнал о смерти Кустодиева. Напиши мне подробности, если знаешь... Бедный мученик!». Преодолевая страдания и физическую немощь, Борис Михайлович Кустодиев, сумел создать десятки ставших классическими произведений книжно­журнальной графики. Заканчивая статью о нем, мы найдем совсем другие слова, чем К.А. Сомов, - «Великий подвижник!»

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот кто злится – стыдится!

Улыбнитесь друг другу, будьте всегда внимательны и вежливы.

Открытый урок литературы по теме: "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Разделы:

Цель урока: совершенствовать знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”.

Задачи.

Предметная.

1. Учить анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль.

2. Развивать умения выделять из текста выразительные средства языка.

3. Учить составлять характеристику главного героя, пользуясь сплошным и выборочным чтением.

Деятельностно – коммуникавная. Cовершенствовать умение самостоятельно работать с книгой, в паре, в группе.

Ценностно – ориентационная. Развивать познавательный интерес к окружающей природе через содержание модульного курса “Здоровье”.

Методы. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, стимулирование и мотивация учения, контроля и самоконтроля в обучении.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

I. Организационный момент.

1.Проверка готовности учащихся:

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?

2.Эмоциональное настроение:

Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
На чтении девиз: “Хочу всё знать?”

II. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание :

Н. А. Некрасова “Не ветер бушует над бором…” + образные средства языка поэтического произведения.

Фронтальный опрос домашнего задания.

Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?

Ответ ребёнка . На прошлом уроке мы изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”.

Какая здесь основная мысль?

Ответ ребёнка. Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои. (Ребята объясняют эти строки).

Чему оно учит?

Ответ ребёнка . Зима так же прекрасна, как и любое время года.

Работа с текстом произведения. Индивидуальный опрос письменного домашнего задания.

Задание 1 группы:

Задание 2 группы:

Выписать эпитеты.

Выписать олицетворение.

Ответы детей.

Ответы детей

Мосты ледяные.

Солнце играет,

Шумные воды.

Обходит дозором,

Голая земля.

Мороз шагает

Косматая борода.

Мороз хвастливую

Хвастливая песня.

Песню поёт.

2 учащихся отвечают у доски – выразительное чтение стихотворения.

Задание ребятам: соревновательный характер прочтения стихотворения посредством постановки логического ударения, интонационной окраски чтения, правильного произношения слов.

Задание ребятам : оценить выразительность чтения, эмоциональную передачу содержания текста.

Ответ учащихся. При выразительном чтении учащиеся обращают внимание на технику чтения, голосовое воспроизведение, на пунктуационные знаки препинания.

Проблемный вопрос – вывод.

Ответы учащихся.

Дети называют Мороза Воеводой потому, что он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда, мосты ледяные, убирает своё царство в алмазы, жемчуг, серебро.

А я бы сравнил Воеводу с Егерем. Потому, что Егерь хозяин лесов, а мороз – хозяин зимы. Егерь охраняет лес от браконьеров, а мороз охраняет царство метелей, пурги.

Воевода – военачальник, правитель у славянского народа. На Руси известен с XX века. В Российском государстве – во главе полка, отряда (конец XV – начало XVIII века), города (середина XVI века – 1775), провинции (1719 – 75).

Проверка работающих индивидуально по тексту.

Что такое эпитеты?

Ответ ребёнка. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?, называются эпитетами.

Что такое олицетворение?

Ответ ребёнка. Слова, употреблённые в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа.

Учащиеся зачитывают выполненное задание.

Анализ ответов учащихся самими учащимися.

Ответ дан полный. Олицетворения и эпитеты выделены правильно и обосновано.

III. Беседа (диалог) с учащимися.

Какие стихи Некрасова кроме этого вам запомнились?

Ответ ученика. “Перед дождём”, “Железная дорога”,

Мороз, Красный нос”.

Почему?

Ответ ученика. Только очень внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы и словесно донести её прелесть читателям.

Какая единая тема звучит в этих произведениях?

Ответ ученика. В этих стихотворениях звучит тема божественной красоту окружающей природы.

Итог. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца. Таков Некрасов – он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил красоту и выразительность серой, пасмурной погоды в стихотворении “Перед дождём”, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом в стихотворении “Железная дорога” и алмазное, жемчужное, серебряное царство Мороза – Воеводы в поэме “Мороз, Красный нос”.

Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?

Ответ ученика. Художники – красками, музыканты – нотами.

ТСО.

Прослушаем произведение известного композитора П. И. Чайковского из цикла “Времена года”.

Посмотрим на иллюстрацию художественного полотна И. И. Шишкина “Зима в лесу”.

Подумайте, какая тема объединяет все эти произведения.

IV. Сообщение темы урока.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся ещё с одним из произведений Некрасова “Дед Мазай и зайцы”.

V. Объяснение нового материала.

Проблемный вопрос. Какая основная мысль прослеживается в отрывке “Дед Мазай и зайцы”

Первичное выразительное чтение учеником. (Ученик-помощник).

Беседа по проблемным вопросам и анализ стихотворения. (групповая работа).

Ответ учащихся.

Я считаю, что в отрывке Некрасова “Дед Мазай и зайцы” основная мысль – это дружба деда Мазая и зайцев.

Мне кажется, что основная мысль заключается в том, как дед Мазай приходит на помощь к зайцам.

Я считаю, что основная мысль отрывка – доброе отношение деда Мазая к зайцам, потому, что я где-то читал, что доброта человека измеряется отношением любви к животным.

По моему глубокому убеждению, основная мысль – это описание природы в момент половодья.

Чтобы понять главную мысль этого отрывка, нужно разобраться в трудных словах и выражениях.

Самостоятельное прочтение текста самими учащимися.

Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает внимательность поэта к окружающей действительности.

VI. Словарная работа. (работа в парах).

Задание для учащихся

Выделить трудные слова.

По мере возможности истолковать.

Слова: дичь, горемыка, силок, гурьбой, нахлынут, низменном крае.

О каком событии рассказал Некрасов в этом отрывке?

Ответ ученика. О страшном стихийном явлении – половодье.

А что такое половодье?

Работа со словарем. Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.

Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает, насколько поэт был внимателен ко всему, что окружает нашу действительность.

Анализ стихотворения.

От чьего лица ведётся рассказ о природе?

Ответ ученика.

Рассказ о природе ведётся от лица главного героя – деда Мазая.

Какой дед Мазай? Нарисуйте его словесный портрет.

Понравился ли он вам?

Чем?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Задание учащимся. Составить характеристику главного героя с опорой на текст по плану:

Внешний вид героя.

Действие деда при экстримальной ситуации.

Совет деда Мазая зайцам.

Отношение к природе.

Ответы учеников

VII .Рефлексия.

Основная мысль данного произведения – это

Что такое половодье.

Продолжить мысль деда Мазая: “Взял бы я вас, да…”

Перечислить добрые поступки деда Мазая.

VIII. Дифференцированное домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения или отрывок наизусть.

Выразительное чтение стихотворения + характеристика главного героя с цитатами из текста.

Написать сочинение на тему “Мы спасены!”

Во время поездки Некрасов и закончил поэму, которую посвятил вскоре своей сестре Анне Алексеевне. Полностью поэма была опубликована в «Современнике» в первых номерах за 1864 год. Она вызвала резко отрицательную реакцию славянофильской критики и глубокое сочувствие демократической критики. Признание выразил в своем письме сын декабриста Михаил Сергеевич Волконский: «Сейчас я прочел ваш Мороз. Он пробрал меня до кости и не холодом, – а до глубины души тем теплым чувством, которым пропитано это прекрасное произведение » В 1865 году Некрасов опубликовал в «Современнике» цикл стихотворений «О погоде», представляющих собой сатирическое изображение пореформенной российской действительности. В нем поэт дает исторически полную характеристику Петербурга 60-х годов с точки зрения революционера – демократа. В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским детям: «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы». «Дедушка Мазай и зайцы» имеет под собой реальную основу. «Дед Мазай, - писал М.М. Пришвин, - жил не только в воображении Некрасова, а действительно жил все время в Вежах, охотился с Некрасовым, спасал зайцев, а после него в этом же самом доме живут до сих пор его потомки».

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова

«Дедушка Мазай и зайцы»

1. Представление учащимся картины И.И. Левитана «Большая вода», как способ формирования зрительного образа такого природного явления, как половодье. Беседа по картине, с целью развития речи детей при передаче своих художественных впечатлений при просмотре картины.

2. Первичное понимание идеи стихотворения (работа над его названием).

Краткая вступительная беседа о Некрасове.

По словам Н.А.Добролюбова, «любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила». Посмотрите на портрет Николая Алексеевича Некрасова. Каким вы его себе представляете? Некрасов в детстве был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. Он родился в богатой дворянской семье, но очень любил играть с детьми крестьян, купался с ними в речке, собирал в лесу малину, чернику, а зимой катался на санках. Жизнь поэта складывалась непросто. Поэтому и стихи у Н.А.Некрасова разные: веселые, если он пишет о детстве, серьезные, если он пишет о жизни народа, о Родине.

Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением «Дедушка Мазай и зайцы».

О чем рассказывает вам название произведения?

3. Первичное чтение текста учителем.

4. Повторное чтение по картинам (по сюжету) с остановкой на «непонятных словах»;составление картинного плана с использованием набора сюжетных картинок.

Толкование слов развивает воображение, умение представлять детали картины (силки, багры, тягота, потеха, «лопочут ушами», ухнул и др. ).

5. Эпизодическое чтение, сопоставление отношения к зверькам Мазая и мужиков.Составление системы образов, рисование героев (читательская оценка поступков героя).

Чтение первой картины.

В каких словах Мазая слышится самый большой упрек мужикам? («Где у них совесть?»)

Что такое совесть?

Чтение второй картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев.

Как Мазай называет зайцев? О чем говорят эти слова?

Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? (С юмором)

Чтение третьей картины.

Что значит слово «горемыка»?

Почему Мазай так назвал зайца?

Чтение четвертой картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

Хотел ли Мазай посмеяться над зайчихой? Почему он так ее назвал?

Чтение пятой картины.

Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?

Чтение шестой картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

Как отнеслись односельчане, когда Мазай вез зайцев деревней?

Обиделся ли Мазай на эти замечания?

Выразительное чтение после разбора.

Чтение седьмой картины.

Подчеркните слова Мазая, которыми он называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

(Смена ритма в тексте используется автором для передачи стремительности движений вместо размеренной речи старого человека. Темп чтения быстрый, живой, показывает беспокойство зайцев, которые увидели берег).

Чтение восьмой картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

Как сам Мазай говорит, почему он не бьет зайцев ни зимой, ни летом?

А как вы думаете? (Он их не бьёт не только весной, но и летом).

Перечитайте слова, которыми он называет зайцев.

7. Заключительная беседа по прочитанному.

Понимание идеи стихотворения.

Каким вы увидели деда Мазая? (Удивительный охотник, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

Перечитайте строки, в которых раскрывается его характер.

И ещё следует обратить внимание детей на название стихотворения. Нигде в тексте не проявивший впрямую своего отношения к Мазаю, автор тут ласково называет его не дедом, а дедушкой, и всё потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по-человечески.

ма урока: "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы". Состав слова (повторение)"

Цели урока:

познакомить учащихся с отрывком стихотворения Н. А. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”;

развивать умение понимать прочитанное, улавливать главную мысль произведенияж

cовершенствовать умения внимательно наблюдать за языком произведения, понимать образные выражения, используемые в немж

cовершенствовать умение разбирать слова по составуж

прививать любовь к окружающему миру, к природе, к животным.

Форма проведения урока: мастерская.

Оборудование: портрет Н. А Некрасова; тесты; жетоны; магниты; мел; лист оценки (2 шт.); загадки; цветная бумага для аппликации; клей; ножницы; альбомные листы; цветные карандаши; фломастеры.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка темы, целей урока.

- Сегодня, ребята, мы снова распахнули дверь в нашу мастерскую.

- Вспомните, что такое мастерская.

- Кто такие мастера?

- Что они делают в мастерской?

- Догадались ли вы, что мы будем делать с вами в мастерской по наличию предметов на столах?

- Работать будем по группам. Девиз у нас такой: “Все помогают каждому, каждый помогает всем”.

(Даю задания по группам.)

На столах у вас лежат загадки, ребусы. Среди них есть лишняя загадка – будьте внимательны. Вам нужно их отгадать и составить название произведения.

1 группа.

2 группа.

1). Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки? (Заяц.)

1). Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Шуба для зимы – другого цвета. (Заяц.)

2). Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобой дружим.
Весело нам бегать
Босиком по… (лужам.)

2). Вяжет мама
длинный шарф,
Потому что сын… (жираф.)

3). Дед + ушко = существительное ед.ч., м.р.

(Дедушка.)

Догадались, о каком произведении идет речь?

Сегодня мы прочитаем отрывок стихотворения Н. А. Некрасова

(показываю портрет поэта) “Дедушка Мазай и зайцы”. Поучимся понимать выражения, используемые в нем, пронаблюдаем за языком произведения. А также повторим разбор слова по составу.

3. Работа над новым материалом.

1).Подготовительная работа.

Мы прочитали с вами первую часть стихотворения, которой нет в учебнике.

Кто запомнил, было ли то, о чем пишет поэт или это выдумка?

Как поэт и Мазай оказались в сарае?

(Н. А. Некрасов и Мазай встретились на охоте. Пошел дождь и они, увидев какой-то сарай, спрятались в нем.)

Что особенного было в деревне, где жил Мазай?

(Домики в ней на высоких столбах, вода весной прибавляется буд-то в Венеции.)

А кто запомнил о Венеции? (Город, в котором вместо улиц вода и люди переправляются на лодках – гондолах, а управляют лодками гондольеры.)

Что вы узнали о самом Мазае? (Дедушка Мазай был вдов, бездетен, имеет внука. Мазай – охотник.)

Над чем поэт “хохотал от души”? (Поэт хохотал над рассказами об охотниках.)

2). Речевая разминка.

а). Прочитайте пословицу, меняя логическое ударение. Найдите правильный вариант чтения. (Пословица написана на доске.)

Делу время, потехе час.

б). Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы. Тренировка концентрации внимания. (Задание написано на доске.)

У меле Зай мпенол ки джгшорп Бу рое бы про за апвук бо джрое ле лдоаапр ли дломис зу оленйж бы жбюь.

- Чем похожа скороговорка со стихотворением? (В скороговорке говорится о зайце и в стихотворении говорится о зайцах.)

3). Первичное чтение учащимися подготовленными заранее.

а). Проверка понимания:

- О каком интересном случае рассказал Мазай поэту?

- Когда произошел этот случай? (Весной.)

б). Словарно – лексическая работа.

- В стихотворении очень много слов, непонятных вам выражений.

На доске: Багор – шест, длинная палка с металлическим крюком и острием;

Гуторить – разговаривать;

Половодье – разлив реки;

Гинут – гибнут;

Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см;

Сажень – старинная русская мера длины, равная трем аршинам;

Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. Сукно – ткань. Кафтан – одежда. (Показываю картинку.)

Дали стречка – убежали;

Измокли – промокли;

Силки – небольшая сетка.

4. Физкультминутка.

- Все эти слова вы должны понять, так как будете осознанно читать стихотворение, а пока разминка.

Зайка.

Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.

4). Повторное чтение текста про себя. Подготовка к анализу стихотворения. Найти ответы на вопросы.

(Вопросы даны каждой группе перед повторным чтением.)

5). Анализ произведения.

- Как относится Мазай к своим односельчанам – охотникам? (Он их осуждает.)

- Почему осуждает? За что? (Осуждает за ловлю зверей силками, за истребление дичи в больших количествах, так как он сам добрый человек, любит природу. Дедушка Мазай хоть и охотится, но разумно.)

- Видна ли любовь к животным в речи Мазая?

- Как он называет зайцев? Выборочное чтение.

(Бедные зверьки, зайцы мои, команда косая, зайчики, зайчишки, плуты косые.)

- Какова главная мысль Н. А. Некрасова в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы”? (К природе нужно относиться бережно, надо ее любить.)

-Какие способы художественного изображения использует поэт в стихотворении? (Использует тропы.)

- А что вы понимаете под словом тропы? (Эпитет, метафора, сравнение, гипербола.)

Задание 1 группе: найти в стихотворении эпитеты, гиперболы.

Задание 2 группе: найти в стихотворении метафоры, сравнения.

(Учащимся дается время на подготовку задания.)

- Как описывает поэт природу?

- А как вы относитесь к природе?

- Как бы вы поступили на месте Мазая?

- Понравился вам рассказ? Почему?

5. Разбор слов по составу.

- В речи мы часто употребляем слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Например, суффикс –ушк- в слове зимушка или суффикс –ишк- в слове ребятишки. Встречаются и другие уменьшительно – ласкательные суффиксы.

- Как вы думаете, какую роль играют слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами? (Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами подчеркивают милое, доброе отношение автора к героям. Показывают, какие добрые и вежливые были герои. Помогают определить размер героев.)

-Выпишите существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и разберите их по составу.

(Учащиеся работают в группах.)

(Ребята выписали и разобрали по составу слова: островок, островочек, дедушка, зайчики, столбик, зайчишко, ребятишки, зверишки.)

6. Итог урока. Рефлексия.

1).Ответы на вопросы.

- Какие мысли и чувства вы пережили сегодня, читая стихотворение?

- Каким вы представили себе Мазая?

- Это стихотворение грустное или веселое?

- Что могло случиться с зайчатами?

- Для чего поэт написал это стихотворение? (Чтобы мы бережно относились к природе.)

- Над чем вы задумались, когда прочитали стихотворение?

2). Игра – тест.

Чтобы проверить как вы внимательно читали стихотворение, немного поиграем.

В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы
граблями ее не давили;
Только уселась команда косая,
Весь
городочек пропал под водой…
“То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь,
мальчики, деда Мазая!
Только что начал работать веслом,
Глядь,у куста копошится
крольчиха…
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла
качают, грести не дают…
Мы за деревней
в кустах очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились…

3). Творческая работа. (Предлагается учащимся составить аппликацию или проиллюстрировать один из понравившихся эпизодов стихотворения.)

Выставление оценок в “Лист оценок”. Командирам групп предлагается прокомментировать работу учащихся в своей группе.

7. Домашнее задание.

Перечитать с 242 – 244, разделить текст на части, подготовиться к пересказу.

Алексей Никанорович Комаров творил на протяжении всей своей жизни, его по праву считают одним из лучших художников в отечественной живописи. До самой старости он создавал прекрасные картины. Художник обладал обширным и разносторонним талантом, чтобы это понять, достаточно бегло окинуть взглядом его полотна от начала до конца творческого пути. Особого внимания заслуживает картина «Наводнение» Комарова. Она производит сильное впечатление.

Студенческие годы

Алексей Комаров легко поступил в столичное училище изобразительных искусств, зодчества и ваяния, а это доказывает, что молодой человек был действительно одаренным. Уроки, которые преподавали ему опытные мастера, помогли ему определиться с наиболее предпочтительным направлением - он выбрал анимализм.
Комаров с удовольствием изображал зверей, встречающихся на российской территории, - медведей, волков, лосей и многочисленных птиц, водящихся в зоологическом саду. Кроме того, он обучался рисованию живой натуры у художника Степанова. А этот человек был по-настоящему талантливым. Недаром учился А. Н. Комаров. Картина «Наводнение», например, получилась у него просто великолепной.

Кого любил рисовать художник?

Комаров в своем творчестве, обычно, отдает предпочтение нескольким любимым зверям, их он изображает действительно гениально, на его картинах они словно живые. Художник, без сомнения, является последователем таких анималистов, как Соколов и Сверчков. Алексей Никанорович часто изображал много наблюдал за их поведением, внешностью, движениями. Он очень хорошо знал их и понимал, и именно поэтому его картины получались настолько правдоподобными и «живыми».

Где хранятся картины художника?

Многие российские краеведческие музеи имеют в своих коллекциях шедевры Комарова. Почти сто полотен он отдал Рехлову - коллекционеру, основавшему в Шушенском музей и демонстрирующему картины на выставках в советских и зарубежных городах.

Комарова «Наводнение»

Природа оживает от зимнего оцепенения. Солнечные лучи все активнее согревают землю. Речка скоро совсем избавится ото льда, а деревья - от снежного покрова. Но март приносит в лес не только оживление, но и страшные несчастья. Наводнение! Бурлящим потоком бежит вода, охватывая территорию все шире. Животным негде спрятаться от этого несчастья, им приходится очень трудно в этот период. Их некому защитить, а законы природы нередко бывают жестокими.

Вода заполнила норку несчастного зайчика, и ему пришлось покинуть свой родной дом. Его шерстка вмиг стала мокрой, он сильно испугался и бросился куда глаза глядят. К счастью, он увидел спасительный сук дерева, расположенный близко к земле. Секунда - и зверек уже на ветке. Благодаря этой счастливой случайности он остался жив. Описание картины Комарова «Наводнение» трогает до глубины души, не правда ли?

Сидит зайчишка, сжавшись в комочек и дрожа от страха, шерсть от перенесенного потрясения встала дыбом. Он прислоняется спиной к дереву и всеми силами старается задержаться здесь, не свалиться. При взгляде на него на глаза наворачиваются слезы, ведь он в любую минуту может упасть в воду и погибнуть. Однако в душе теплится надежда, что он спасется. Но картина вокруг безрадостная - видна только вода и ветки деревьев. И никто не придет на помощь. Хоть бы вода прекратила прибывать! Ведь если это будет продолжаться, многие жители леса действительно погибнут. Весьма трагичным кажется описание картины. А. Комаров «Наводнение» изобразил для того, чтобы люди задумались над многими важными вещами.

Глядя на зверька на переднем плане полотна, понимаешь, насколько все живое боится смерти, также осознаешь беспомощность людей и зверей перед некоторыми проявлениями природы. Другое важное действующее лицо картины - вода. В весенний период она часто становится причиной настоящих трагедий, вершит судьбы невинных существ. Она бессердечна и сурова, ее нисколько не трогает несчастье животных и людей. Описание картины Комарова «Наводнение», как и само полотно, заставляет расплакаться некоторых впечатлительных людей. Как талантливо Комаров передал этот трагический момент!

Возможно, художник-анималист действительно стал свидетелем этой картины - увидел смелого зайца-русака на ветке, по счастливой случайности уцелевшего, перехитрившего стихию, и захотел запечатлеть это на холсте. Комаров хотел донести до нас, что обитателям леса грозят многие опасности - совсем непросто им приходится. Эта картина никого не оставляет равнодушным. Выживают только самые сильные, смелые, хитрые... Хочется надеяться, что вода начнет убывать и зайчик уцелеет.

Где же дедушка Мазай?..

Конечно, сразу вспоминается известная сказка «Дедушка Мазай и зайцы». Вот таких дрожащих зверьков и сажал в свою лодку этот добрый человек - кого с горки, кого с колеблющейся на воде ветки или трухлявого пня. И они доверяли Мазаю и не боялись его, ведь он не желал причинить им никакого зла, а напротив, спасал их. Где же этот добрый дедушка? Так и хочется призвать его, глядя на картину Комарова... Но, увы, это невозможно. Недостаточно просто прочитать описание картины Комарова «Наводнение», нужно еще собственными глазами увидеть это полотно, чтобы проникнуться им.

 
Статьи по теме:
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме
Гадание на кофейной гуще: Женщина (Дама) — Значение
Беременность является абсолютно не похожим на другие состояния, в котором женщина, ввиду гормональных и других серьезных изменений, становится чувствительной, поддается сомнениям и переживаниям. На фоне таких процессов вопрос: можно ли гадать беременным