Что в повести Трифонова «Обмен» выходит на первый план при прочтении ее в наши дни? I. Вступительная беседа

Городская тема в русской литературе имеет давние традиции и связана с именами Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М. Горького, М. Булгакова и многих других известных писателей. Городская проза — это литература, в которой город в качестве условного фона, специфического историко-литературного колорита, существующих условий жизни занимает важнейшее место и определяет сюжет, тематику и проблематику произведения. Трагический переход от родовых уз к законам античных городов-полисов, городская средневековая литература, петербургско-московская традиция в русской литературе, западноевропейский городской роман — вот лишь некоторые вехи, обозначившие этапы «городского текста» в мировой литературе. Исследователи не могли пройти мимо данного факта: сложилось целое научное направление, анализирующее особенности изображения города в творчестве мастеров слова.

Только в 1970-1980-е годы XX в. произведения на эту тему стали объединяться под рубрикой «городская проза». Стоит напомнить, что в современной литературе определения типа «деревенская», «городская», «военная» не являются научными терминами, носят условный характер.

Они используются в критике и позволяют установить самую общую классификацию литературного процесса. Филологический анализ, который ставит целью изучение особенностей стилей и жанров, своеобразия психологизма, типов повествования, отличительных признаков в использовании художественного времени и пространства и, конечно же, языка прозы, предусматривает иную, более точную терминологию.

Причины возникновения «городской прозы»

Что стало причиной возникновения городской прозы в ее новом качестве? В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы: городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. Следует помнить, что в те годы роль литературы в общественном сознании была важнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей и вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых «лимитчиков», предоставляла писателям новые возможности для художественного исследования областей человеческого бытия.

«Городская проза»: примеры, представители

Первооткрывателем городской прозы стал Ю. Трифонов. Его повести «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975) изображают каждодневную жизнь московской интеллигенции. У читателя складывается впечатление, что писатель сосредоточен исключительно на бытовой стороне жизни, но оно обманчиво. В его повестях действительно не происходит никаких крупных общественных событий, потрясений, душераздирающих трагедий. Однако нравственность человека проходит медные трубы именно здесь, на будничном семейном уровне. Оказывается, что выдержать такое испытание ничуть не легче, чем экстремальные ситуации. На пути к идеалу, о чем мечтают все герои Трифонова, возникают всевозможные мелочи жизни, загромождая дорогу и уводя путника в сторону. Они-то и устанавливают истинную ценность персонажей. Выразительны в этом плане названия повестей.

Психологический реализм Ю. Трифонова заставляет вспомнить рассказы и повести А. Чехова. Связь этих художников несомненна. Во всем своем богатстве, многогранности городская тема раскрывается в произведениях С. Довлатова, С. Каледина, М. Кураева, В. Маканина, Л. Петрушевской, Ю. Полякова, Вяч. Пьецуха и др.

Анализ творчества Трифонова

В повести «Обмен» инженер Дмитриев решил обменять жилплощадь, чтобы съехаться с больной матерью. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что мать он предал. Обмен произошел, прежде всего, в плане духовном — г ерой «обменял» порядочность на подлость. В «Предварительных итогах» исследуется распространенная психологическая ситуация, когда человек, неудовлетворенный прожитой жизнью, собирается подвести черту под прошлым и с завтрашнего дня начать все заново. Но у переводчика Геннадия Сергеевича предварительные итоги, как это часто бывает, становятся окончательными. Он сломлен, воля его парализована, бороться за себя, за свои идеалы он больше не может.

Не удается начать «другую жизнь» и Ольге Васильевне, героине одноименной повести, похоронившей мужа. В этих произведениях Трифонова особенно удачно использован прием несобственно-прямой речи, помогающий создать внутренний монолог персонажа, показать его духовные искания. Только через преодоление мелкой житейской суеты, «наивного» эгоизма во имя какой-то высокой цели может быть реализована мечта о другой жизни.

Тесно примыкает к этому циклу повестей и роман «Время и место» (1981) . Здесь двум главным действующим лицам — писателю Антипову и повествователю — удается прожить жизнь достойно, несмотря на то, что мрачное, трудное время способствовало скорее деградации личности.

Возникновение женской прозы: представители, примеры

Возникновение «городской прозы» предоставило наилучшие возможности для реализации творческих принципов «другой» прозы. В рамках городской темы обнаружил себя феномен женской прозы . Никогда еще не являлось читателю сразу столько талантливых писательниц. В 1990 г. вышел очередной сборник «Не помнящая зла», представивший творчество Т.Толстой, Л. Ванеевой, В. Нарбиковой, В.Токаревой, Н. Садур и др. Со временем к ним прибавляются все новые и новые имена, и женская проза выходит далеко за рамки городской темы. Издательство «Вагриус» с середины 1990-х годов осуществляет выпуск серии книг под общим названием «Женский почерк».

Городская проза, как и деревенская, принадлежит главным образом 1970- 1980-м годам.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1) - Вспомните сюжет произведения.

Живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника одного из НИИ, в коммуналке. Дочь Наташка - подросток - за занавеской. Мечта Дмитриева съехаться матерью не находила поддержки у Лены, его жены. Все изменилось, когда мать прооперировали по поводу рака. Лена сама заговорила об обмене. Поступки и чувства героев, проявляющиеся при решении этого житейского вопроса, завершившегося удачным обменом, а вскоре и смертью Ксении Федоровны, и составляют содержание небольшой повести.

Итак, обмен - сюжетный стержень повести, но можно ли сказать, что это и метафора, которую использует автор?

2) Главный герой повести - представитель третьего поколения Дмитриевых.

Дед Федор Николаевич интеллигентен, принципиален, гуманен.

А что можно сказать о матери героя?

Найдите характеристику в тексте:

«Ксению Федоровну любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и по павлиновской даче, потому что она доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие...»

А вот Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается». Суть названия повести, ее пафос, авторская позиция, как она вытекает из художественной логики повести, раскрываются в диалоге Ксении Федоровны с сыном об обмене: «Я очень хотела жить с тобой и Наташенькой... - Ксения Федоровна помолчала. - А сейчас нет» - «Почему?» - «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел».

В чем смысл этих слов?

3) Из чего складывается образ главного героя?

(Характеристика образа с опорой на текст.)

Чем заканчивается наметившийся конфликт с женой по поводу обмена?

(«... Он лег на свое место к стене и повернулся лицом к обоям».)

Что выражает эта поза Дмитриева?

(Это желание уйти от конфликта, смирение, непротивление, хотя на словах он и не согласился с Леной.)

А вот еще тонкая психологическая зарисовка: засыпающий Дмитриев ощущает на своем плече руку жены, которая сначала «слегка поглаживает его плечо», а потом давит «с немалой тяжестью».

Герой понимает, что рука жены приглашает его повернуться. Он сопротивляется (так автор детально изображает внутреннюю борьбу). Но... «Дмитриев, ни слова не говоря, повернулся на левый бок».

Какие еще детали указывают на подчинение героя жене, когда мы понимаем, что он человек ведомый?

(Утром жена напомнила о необходимости поговорить с матерью.

«Дмитриеву что-то хотелось сказать но он, «сделав два шага вслед за Леной, постоял в коридоре и вернулся в комнату».)



Эта деталь - «два шага вперед» - «два шага назад» - наглядное свидетельство невозможности для Дмитриева выйти за рамки, которые навязаны ему внешними обстоятельствами.

Чью оценку получает герой?

(Его оценку мы узнаем от матери, от деда: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».)

4) На право называться личностью Дмитриеву отказано его родными. Лене отказано автором: «... она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог... Она не отпускала до тех пор, пока желания - прямо у нее в зубах - не превращались в плоть...»

Оксюморон миловидная женщина-бульдог еще больше подчеркивает отрицательное отношение автора к героине.

Да, Трифонов явно определил свою позицию. Этому противоречит высказывание Н. Ивановой: «Трифонов не ставил перед собой задачи ни осудить, ни наградить» своих героев задача была иная - понять» Это верно отчасти…

Думается, более справедливо другое замечание этого же литературного критика « за внешней простотой изложения, спокойной интонацией, рассчитанной на равного себе и понимающего читателя, - трифоновская поэтика. И - попытка социального эстетического воспитания».

Каково ваше отношение к семье Дмитриевых?

Хотелось ли вам, чтобы так складывалась жизнь и в ваших семьях?

(Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.)

III. Итог урока.

Над какими вопросами заставил задуматься автор повести «Обмен»?

Согласитесь ли вы с тем, что Б. Панкин, говоря об этой повести, называет жанр, сочетающий в себе физиологический очерк современного городского быта и притчи?



Домашнее задание.

«Обмен увидел свет в 1969 году. В эту пору автора порицали за воспроизведение «страшной типы мелочей», за то, что в его творчестве «нет просветляющей правды», за то, что в повестях Трифонова бродят духовные мертвецы, притворяющиеся живыми. Идеалов нет, человек измельчал и унижен, раздавлен жизнью и собственным ничтожеством».

Выразите свое отношение к этим оценкам, ответив на вопросы:

Что в повести выходит на первый план при восприятии ее сейчас нами?

Действительно ли у Трифонова нет идеалов?

Останется ли, по вашему мнению, эта повесть в литературе и как ее будут воспринимать еще через 40 лет?

Урок 31

Драматургия 50-90-х годов.

Нравственная проблематика

Пьес Вампилова

Цели: дать обзор жизни и творчества Вампилова; раскрыть своеобразие пьесы «Утиная охота»; Развивать умение анализировать драматическое произведение

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Когда так говорят: «сон в руку», «вещий сон»?

Бывают ли на самом деле сны «вещими»?

«Дорогая Тася! - обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения... я уверен, все хорошо. И, вероятно, будет разбойник и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей.

Первый раз, когда мы с тобой собирались, в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли...»

19 августа 1937 года: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Как бы не оправдал второе... У меня, знаешь, вещие сны».

Сны, действительно, оказались вещими. Сын, четвертый ребенок в семье, вырос в писателя-драматурга Александра Валентиновича Вампилова.

В 60–70-х годах ХХ века в русской литературе возникло новое явление, получившее название «городская проза». Термин возник в связи с публикацией и широким признанием повестей Юрия Трифонова. В жанре городской прозы работали также М. Чулаки, С. Есин, В. Токарева, И. Штемлер, А. Битов, братья Стругацкие, В. Маканин, Д. Гранин и другие. В произведениях авторов городской прозы героями были горожане, обремененные бытом, нравственными и психологическими проблемами, порожденными в том числе и высоким темпом городской жизни. Рассматривалась проблема одиночества личности в толпе, прикрытого высшим образованием махрового мещанства. Для произведений городской прозы характерны глубокий психологизм, обращение к интеллектуальным, идейно-философским проблемам времени, поиски ответов на «вечные» вопросы. Авторы исследуют интеллигентский слой населения, тонущий в «трясине повседневности».
Творческая деятельность Юрия Трифонова приходится на послевоенные годы. Впечатления от студенческой жизни отражены автором в его первом романе «Студенты», который был удостоен Государственной премии. В двадцать пять лет Трифонов стал знаменит. Сам автор, однако, указывал на слабые места в этом произведении.
В 1959 году выходят сборник рассказов «Под солнцем» и роман «Утоление жажды», события которого разворачивались на строительстве оросительного канала в Туркмении. Писатель уже тогда говорил об утолении духовной жажды.
Более двадцати лет Трифонов работал спортивным корреспондентом, написал множество рассказов на спортивные темы: «Игры в сумерках», «В конце сезона», создавал сценарии художественных и документальных фильмов.
Повести «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь» образовали так называемый «московский», или «городской», цикл. Их сразу назвали феноменальным явлением в русской литературе, потому что Трифонов описывал человека в быту, а героями сделал представителей тогдашней интеллигенции. Писатель выдержал нападки критиков, обвинявших его в «мелкотемье». Особенно непривычен был выбор темы на фоне существовавших тогда книг о славных подвигах, трудовых достижениях, герои которых были идеально положительными, целеустремленными и непоколебимыми. Многим критикам показалось опасным кощунством то, что писатель осмелился раскрыть внутренние изменения в нравственном облике многих интеллигентов, указал на отсутствие в их душах высоких побуждений, искренности, порядочности. По большому счету Трифонов ставит вопрос, что такое интеллигентность и есть ли у нас интеллигенция.
Многие герои Трифонова, формально, по образованию, принадлежащие к интеллигенции, так и не стали интеллигентными людьми в плане духовного совершенствования. У них есть дипломы, в обществе они играют роль культурных людей, но в быту, дома, где не нужно притворяться, обнажаются их душевная черствость, жажда выгоды, иногда преступное безволие, моральная непорядочность. Используя прием самохарактеристики, писатель во внутренних монологах показывает истинную сущность своих героев: неумение противостоять обстоятельствам, отстаивать свое мнение, душевную глухоту или агрессивную самоуверенность. По мере знакомства с персонажами повестей перед нами вырисовывается правдивая картина состояния умов советских людей и нравственных критериев интеллигенции.
Проза Трифонова отличается высокой концентрацией мыслей и эмоций, своеобразной «плотностью» письма, позволяющей автору за внешне бытовыми, даже банальными сюжетами многое сказать между строк.
В «Долгом прощании» молодая актриса размышляет, продолжать ли ей, пересиливая себя, встречаться с видным драматургом. В «Предварительных итогах» переводчик Геннадий Сергеевич мучается от сознания своей вины, уйдя от жены и взрослого сына, давно ставших ему духовно чужими. Инженер Дмитриев из повести «Обмен» под нажимом властной жены должен уговорить родную мать «съехаться» с ними после того, как врачи сообщили им, что у пожилой женщины рак. Сама мать, ни о чем не догадываясь, крайне удивлена внезапно возникшими горячими чувствами со стороны невестки. Мерило нравственности здесь – освобождающаяся жилплощадь. Трифонов словно спрашивает читателя: «А как бы поступил ты?»
Произведения Трифонова заставляют читателей строже присмотреться к себе, учат отделять главное от наносного, сиюминутного, показывают, какой тяжелой бывает расплата за пренебрежение законами совести.

Ознакомившись с произведениями Трифонова, у читателя может сложиться мнение, что у автора нет идеалов. И действительно в произведении «Обмен» писатель никого не выделяет, делая только положительным, или только отрицательным персонажем. Все герои находятся в равных условиях. Тем самым Трифонов показывает, что не «белого и черного». Ведь в жизни все относительно.

Мать героя главного героя произведения - Виктора Дмитриева смертельно больна. Возможно, жить ей остается считанные месяцы, а может даже и дни. Она всю жизнь в глазах общественности показывала то, что в ней совсем нет ни злого умысла, ни корысти. А между тем, женщина с осуждением относится к родному сыну из-за его выбора «пассии».

То же самое происходит и с ее дочерью Лорой. Женщина с хорошим «пролетарским» образование, и из интеллигентной семьи, сама несчастна в браке. Для нее одно утешение – это работа. Ведь именно там, она может реализовать себя, как личность.

В произведении упоминаются и отец с дедом. Мужчины, видя как «воюет» их родня, часто говорили о том, что нельзя жить с ненавистью. Однако, сначала отец Виктора, а затем его любимый дед умирают. остается с матерью, но общих тем, планов и даже интересов у них не находится. Зато есть супруга Виктора – Лена, которую и мать, и сестра Лора ненавидят, ведь женщина совершенно другая и по характеру, и по убеждениям.

Для Лены нет ничего невозможного. То, что она запланирует, то обязательно реализует. Казалось бы, очень положительное качество! Но есть и обратная сторона медали. Не всегда она добивается поставленных целей честно. Если перед женщиной становится выбор идти на компромисс с совестью или уйти в сторону, то она выберет первый вариант. Желания у нее всегда весьма реальные, а аргументы очень весомые. Лена всегда прикрывается тем, что делает все ради семьи. Виктору она повторяет то же самое.

Виктор так же в произведении не является «положительным» персонажем. Он полностью зависит от решений Лены, и ее аргументов. Его бесхарактерность проявляется уже в начале произведения, когда автор уточняет, что мужчина отрекся от мечты, потому, что у него не получилось поступить в желаемый вуз. Позже, он познакомился со своей будущей супругой, и та сказала, что поздно, о чем-либо мечтать. Нужно жить здесь и сейчас. И в этом, есть, конечно, доля истины, поэтому Виктор «повиновался».

Но существует ли любовь между семейной парой? Скорее всего, нет. Обоим героям удобно друг с другом. «слепила» то, что ей было нужно из Дмитриева, а мужчина, собственной женой, прикрывает свои собственные низкие моральные несовершенства. Она для него некий щит, от чужих замечаний и осуждений.

И все равно, в глубине души, Виктор видит себя с Татьяной. Он знает, что она не способна на предательство, низкие поступки, лицемерие и обман. Дмитриев ценит в ней это и думает, что таким же является и он сам. Виктор только потом поймет, насколько разны их уровни духовного и морального состояния. Поймет, но будет уже слишком поздно что-то исправить.

методическая разработка

План-конспект Урока письма в 11классе «Быт и бытие в повести Ю.В.Трифонова «Обмен» Цель урока:1.Формирование навыков литературоведческого анализа текста, привитие интереса к вдумчивому прочтению текста. 2.Помощь учащимся увидеть за бытовыми подробностями проблемы бытийного характера. 3.Воспитание культуры речи,культуры взаимоотношений,культуры души. Воспитание доброты,нравственности,прививать любовь к близким,помнить о великом долге перед матерью. 4.Умение написать письмо.
Оборудование:
текст повести «Обмен» портрет писателя письма
Методические приемы:
аналитическая беседа
Эпиграф к уроку:
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Данте
Ход урока:

1.Вступительная беседа
. 2.
Чтение письма ученика о жизни и творчестве Ю.В.Трифонова.
3.Ответное послание учителя. -Здравствуй, дорогой друг! Юрий Валентинович Трифонов был «чужаком» для советской литературы. Его все время попрекали,что он пишет не про то,что его произведения сплошь мрачные,что он полностью погружен в быт.Каково ваше читательское восприятие повести?Понравилась ли вам эта повесть?(мнения учащихся)
Причина столь разных оценок опять-таки пристрастие писателя к бытовым подробностям.Одних это увлекает,других отталкивает.Быт-это условие существования героев.Кажущаяся обыденность,привычность обманчива.На самом деле испытание бытом не менее трудно,опасно,чем испытания, которые выпадают человеку в острых,критических ситуациях.опасно тем,что человек меняется под воздействием быта незаметно для себя.быт провоцирует человека без внутренней опоры,стержня на поступки,которым сам человек ужасается.И чловек теряется в толпе,не может найти свою тропу. Сюжет повести «Обмен» представляет собой цепь событий,каждое из которых является самостоятельной новеллой.Давайте послушаем первую новеллу. (Письмо учащегося об обмене,об уговорах Лены съехаться со смертельно больной матерью Виктора ради жилплощади) -Как реагирует Дмитриев на предложение об обмене? -Чем заканчивается конфликт? (письмо учащегося о переживаниях Виктора,об угрызениях совести,но несмотря на это о его думах о вариантах обмена,подключая к этому даже Таню) -Здесь важна каждая деталь,поэтому подумайте и скажите мне,что выражает поза Дмитриева в этот момент?Какую внутреннюю борьбу переживает Дмитриев,ощутив на плече руку Лены?Что происходит в сознании Дмитриева,когда он подчиняется Лене?Как реагирует Дмитриев на напоминание жены об обмене утром?(Ответы учеников) -Мы говорили о том,что Дмитриев,обдумывая варианты обмена, подключает к этому даже Таню,женщину,которая по-настоящему любит и понимает его. -Как изменилось за год отношение Дмитриева к Тане?Как проявляется Таня в своем отношении к Дмитриеву?Что испытывает Дмитриев во взаимоотношениях с Таней?Что настораживает в душевном состоянии Дмитриева? (рассказы учеников) -Как и почему так ведет себя Дмитриев,когда Таня читает ему стихи? Какую роль играет в повести пастернаковская строчка,которую повторяет герой?
(Дополнения учителя) _Произнесенные после долгой паузы слова «думал больной» свидетельствует об осознании Дмитриевым своей нравственной болезни, своей душевной ущербности,неспособности жить полноценной независимой жизнью.Утратив свои нравственные основы,он не способен на нравственный поступок. -Как же вести себя человеку в этой ситуации? На помощь человеку приходит спасительный самообман. Вспомните еще одну новеллу,а именно тот момент,как Дмитриев попал в ГИНЕГА?Что испытывает герой в этой ситуации?Чем заканчивается внутренняя борьба?Чем успокоил себя герой?(рассказ учащегося об истории со старым другом Дмитриева Левкой Бубриком,вместо которого Виктора пристроили в институт) -Трифонов столь пристально изучает своего героя,что создается ощущение,что Дмитриев-индивидуальность.Но автор опровергает это мнение.Увы,Дмитриев типичен.Он один из многих.Он человек из толпы.И ничем не выделяется. -Как влияет на Дмитриева толпа?(Читаем из текста) -Какую оценку личности дает Дмитриеву его дед?(«Ты человек не скверный,но и не удивительный») -Была ли у героя возможность стать личностью,индивидуальностью? -Символ духовной деградации героя-потрфель с банками сайры. -Виктору всего 37 лет.И иногда ему кажется,что все еще впереди.Почему же герой делает 2 шага вперед и сразу же 2 шага назад.Почему же герой подчиняется давлению обстоятельств?В чем причина?рассказы учеников) Вы,наверное,заметили,что Виктор располагается между двумя «полюсами»: Дмитриевыми(своей родней) и Лукьяновыми(женой и ее родителями). Дмитриевы-потомственные интеллигенты,а Лукьяновы из породы «умеющие жить».Какая из этих семей вам понравилась?Ведь сегодня люди «умеющие жить» ценятся.Каково ваше мнение?(разделяются на 2 группы)
-А сейчас первое задание группам.Нарисуйте в альбомных листках родословную двух семей.Обратим внимание на семью Дмитриевых. -Дадим слово и второй группе.Какие же они Лукьяновы?Что можно сказать об их родословной?В.каких тонах выдержана авторская характеристика Ивана Васильевича и Веры Лазаревны?Каковы главные черты жизненной позиции Лукьяновых?Унаследовала ли их Лена?(рассказы учеников) -Итак,мы дошли до главных героев-Виктора и Лены.Сюжетный стержень повести-это обмен.И.в связи с этим развертываются события и раскрываются два характера-Лены и Виктора.По данному плану попробуем составить сравнительную характеристику этим двум героям не как мужу и жене,а как представителям двух семей:Дмитриевых и Лукьяновых. План: 1.Отношение к собственной судьбе. 2.Право называться личностью. 3.Отношение к традициям семьи. 4. «Умение жить», вкус к жизни. 5.Нравственная неразборчивость в средствах. Сравнительная характеристика (письма двух учеников) Виктор Лена 1.Человек компромисса,человек Решительна,инициативна,обладает ведомый,постоянно подчиняется сильным характером,легко находит обстоятельствам и внутренняя общий язык с нужными людьми. его борьба кончается не с чем. 2.Была возможность стать лич- На право называться личностью ностью,природа наделила его отказана Лене автором. талантом.Но на право называть-
ся личностью отказана родными. 3.Дед Виктора интеллигентен, Иван Васильевич и Вера Лазаревна Принципиален,гуманен.Мать люди «умеющие жить».Лена,их сохранила эти качества.А Виктор дочь унаследовала эти качества. 4.Виктор безвольный… Лена эне ожидали,что из тебя ргична,привыкла добиваться. всего сама,а не винить обстоятельства. 5.Виктора мучает совесть,но Лена «…она вгрызалась в свои желания, Несмотря на это он подчиняется как бульдог.Такая миловидная женщина- бульдог с короткой стрижкой соломенно- го цвета…Она не отпускала до тех пор, пока желания-прямо у нее в зубах-не превращались в плоть…» -Жизнь меняется только внешне,люди же остаются прежними.Вспомним, что по этому поводу говорил булгаковский Воланд: «только квартирный вопрос испортил всех». «Квартирный вопрос» становится испытанием и для героя Трифонова,испытанием, которого он не выдерживает и ломается.Дед говорит: «Мы с Ксенией ожидали,что из тебя получится что-то другое.Ничего страшного,разумеется,не произошло.Ты человек не скверный.Но и не удивительный».Это суд и самого автора.Процесс «олукьянивания» протекает неззаметно,вроде бы помимо воли человека,с массой самооправданий,но в результате разрушает человека,и не только морально:после обмена и смерти матери «у Дмитриева сделался гипертонический криз,и он пролежал три недели дома в строгом постельном режиме».Герой становится другим: «еще не старик,но уже пожилой,с обмякшими щечками дяденька». Смертельно больная мать говорит Дмитриеву: «Ты уже обменялся,Витя. Обмен произошел…Это было очень давно.И бывает всегда,каждый день,так что ты не удивляйся,Витя.И не сердись.Просто так незаметно…» В конце повести приводится перечень юридических документов, необходимых для обмена.Их сухой,деловой,официальный язык
подчеркивает трагизм происшедшего.Рядом стоят фразы о «благоприятном решении» в отношении обмена и о смерти Ксении Федоровны.Обмен ценностных представлений состоялся. -Трифонов не ставил перед собой задачи нни осудить,ни «наградить» своих героев:задача была иная-понять.Убеждаемся.что это верно отчасти… Идеалов нет.А в круг нашего обсуждения входят такие вопросы:что в повести выходит на первый план при восприятии ее сейчас с нами?Действительно ли у Трифонова нет идеалов?Останется ли,по вашему мнению,эта повесть в литературе и как ее будут воспринимать еще через тридцать лет? Д\З.Написать письмо другу,взяв за основу эти вопросы.,сделав их предметом обсуждения

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...