Сбываются пророчества старца Каллистратоса. (Афон). Три главных завета афонских старцев

Иосиф, афонский исихаст (+1959):


«Избегай дурных помыслов, как огня. Совершенно не обращай на них внимания, дабы они не укоренились в тебе. Не отчаивайся, ибо Бог велик и прощает согрешающих. Когда погрешаешь, кайся и понуждай самого себя, чтобы не сделать снова того же».


«Добрые дела, милостыня и всё внешнее мало умертвляют высокомерие сердца. Душевный же подвиг, боль покаяния и сокрушение смиряют высокое мудрование».


«Благодать, когда она действует в душе молящегося, означает, что в это время преизливается любовь Божия так, что и не может человек удержать того, что чувствует. Потом обращается любовь эта к миру и к человеку, которого молящийся любит настолько, что и сам желает взять на себя всю человеческую боль и несчастье, чтобы освободить от них других».


«Преуспевающие в молитве не перестают молиться за мир Божий. Им принадлежит и продление жизни мира, как бы это ни казалось странным и дерзким. И знайте, что, когда они исчезнут, тогда придёт конец мира сего».


«Молитва без внимания и трезвения – это потеря времени и напрасный труд. Мы должны поставить неусыпного стража во всех своих чувствах внутри и вне – внимание . Без него ум и силы души распыляются на суетное и житейское, как бесполезная вода, которая бежит по дорогам».


«Ум – это питатель души, и всё то благое или лукавое, что он увидит или услышит, опускается в сердце, которое является центром духовных и телесных сил человека».


«Благодеяния, милостыни и внешние добродетели не смягчают сердечного высокомерия. Напротив, мысленные упражнения, боль покаяния и сокрушение смиряют гордый помысел».

Порфирий, афонский старец из скита Кавсокаливия. (1906-1991):


«Истинная любовь вдохновляет нас на жертвы ради ближнего».


«Многие говорят, что христианская жизнь неприятна и трудна. А я говорю, что она приятна и легка, но требует двух условий: смирения и любви».


«Исповедь для человека – это способ прийти к Богу. Это приношение любви Божией человеку. Никто и ничто не может отнять у человека этой любви».


«Послушание приносит смирение, смирение – рассуждение, рассуждение – интуицию, интуиция – прозорливость»


«Чтобы изменился человек, нужно, чтобы пришла благодать Божия, но чтобы пришла благодать, нужно смириться».


«Христианин должен избегать мучительной религиозности: как чувства своего превосходства из-за добродетели, так и чувства униженности из-за своей греховности. Одно дело – комплекс, и другое – смирение; меланхолия – это одно, а покаяние – совсем другое».


«Церковь – это тайна. Входящий в церковь не умирает, но спасается и становится вечным».

Паисий (1924 – 1994). Самый известный афонский старец недавнего времени:


«Брат мой, в своей молитве не ищи ничего, кроме покаяния. Покаяние принесёт тебе смирение, смирение принесёт тебе благодать Божию».


«Когда человек духовно здоров и удаляется от людей, чтобы больше помочь людям своей молитвою, тогда всех людей он видит святыми и только самого себя – грешным».


«Монах убегает дальше от мира не потому, что ненавидит мир, но потому что любит его и, таким образом, молитвою монах помогает ему больше в вещах, которые по-человечески не происходят, но только при Божественном вмешательстве. Так спасает Бог мир».


«Ваше преуспеяние зависит от вас самих. Также и спасение. Никто другой вас спасти не может».


«Благодать Божия – это не бочка, в которой рано или поздно заканчивается вода. Это неисчерпаемый источник».


«Молитва – это кислород, совершенно необходимый для души. Чтобы молитва была услышана Богом, она должна исходить из сердца со смирением, при глубоком ощущении человеком своей греховности. Молитва не от сердца не приносит никакой пользы».


«Главнейшей обязанностью человека является любовь к Богу и затем к своему ближнему. Если мы возлюбим Бога так, как должно, то сохраним все его заповеди. Но если мы не любим ни Бога, ни своих ближних, этого равнодушия Бог не простит нам».

Гавриил (1886 – 1983), игумен монастыря Дионисиат:


«Чистая простота, соединённая со страхом Божиим, приводит человека в блаженное состояние, которое первозданные люди имели в раю прежде преслушания».

Ефрем Святогорец, игумен монастыря преподобного Филофея, архимандрит:


«Сердечная чистота состоит в свободе ума от плохих мыслей, от которых проистекают дурные и страстные чувства».


«Если мы желаем прекратить дурные дела, не заботясь о внутренних помыслах, то трудимся напрасно. Кода позаботимся о чистоте своей души, тогда вселится в неё Бог славы, и она станет святым и великолепным Его храмом, благоухающим фимиамом непрестанной к нему молитвы».


«Чадо моё, храни свой ум от плохих мыслей. Тут же, как только они придут, прогоняй их молитвой Иисус-Христовой. Потому что как улетают пчёлы, когда их окуривают дымом, так удаляется и Дух Святый, когда почувствует смрадный дым постыдных помыслов».


«Как пчёлы садятся на те цветы, где есть нектар, так и Дух Святый приходит в те ум и сердце, где производится сладкий нектар добродетелей и добрых помыслов».



«Кто молится, просвещается, а кто не молится, помрачается. Молитва – подательница Божественного света».


«Если к нам приближаются уныние, нерадение, лень и тому подобное, то будем молиться со страхом, болью, с большим трезвением ума, и по благодати Божией с нами произойдёт чудо утешения и радости».


«При первых трудностях подвига не разочаровывайтесь. Доброе постигается трудом и болезнью».


«Как невозможно не преткнуться идущему в ночи, так невозможно не грешить ещё не видевшему Божественный свет».

Старец Епифаний (1930-1989), основатель монастыря Благодатной Троицы в Тризине:


«В материальном нам нужно смотреть на тех, кто беднее нас, чтобы нас не одолевало беспокойство, а в духовном будем смотреть на тех, кто более духовен, чем мы, чтобы это служило нам стимулом к подвигу».

Старец Амфилохий (1889-1970):


«Любовь – это то, что придает вкус всем нашим делам и всей нашей жизни»


«Когда сердце наше не имеет любви ко Христу, тогда мы не можем делать ничего. Мы тогда, как корабли, не имеющие топлива для своих двигателей».

Пророчество 1:
Один врач спросил Старца, что нас ожидает в будущем?
— Будущее, чадо мое, знает только Бог.
— Геронта, будут ли большие войны?
— Что спрашиваешь, чадо? И не представляешь, что будет!

Пророчество 2:
Сегодня читать пророчества — как читать газету: так все ясно написано. Помысел мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что 1/3 турок станет христианами, 1/3 погибнет и 1/3 направятся в Месопотамию.
Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольется много крови, и даже, китайцы перейдут реку Евфрат, имея 200.000.000 армию, и дойдут до Иерусалима.

Характерной приметой, что приближаются эти события, будет разрушение мечети Омара, т.к. разрушение ее будет означать начало работ по воссозданию храма Соломона, который был построен именно на том месте.
В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдется лучшего решения, и договорятся совместно с Грецией, причем на них будут давить трудные обстоятельства. Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан. Евреи, поскольку будут иметь силу и помощь европейского руководства, обнаглеют и проявят себя с бесстыдством и гордостью и постараются управлять Европой. Тогда и 2/3 евреев станут христианами.
К сожалению, сегодня в богословие проталкиваются люди, не имеющие отношения к Церкви и с абсолютно мирским мудрованием, которые говорят разные вещи и совершают непозволительные действия, с целью сознательно удалить своей позицией христиан от веры. Так же поступили и русские, когда хотели ввести в России коммунизм. Что же они там делали? После того как примкнули к партии некоторые неправильные священники и богословы — и были уже «воедино с ними», — их заставили обвинить Церковь и часто говорить против нее. Так они отравляли народ, потому что он не мог распознать роль этих богословов. Потом брали одного из своих священников, который из-за болезни был очень толстым, искали месяцами какого-нибудь костлявого парнишку, помещали их на одну афишу и писали внизу: «Вот как живет Церковь и как бедствует народ». Брали также фотографию патриарших покоев, устланных коврами, мебелью и т.п., и помещали рядом барак одного из нищих (как наши цыгане) и говорили: посмотрите на роскошь попов и как прозябает русский гражданин! Так им удавалось мало-помалу отравить народ и «испортить ему помысел». И после того, как народ пожрал друг друга, явились и те, и, как мы знаем, отбросили Россию на 500 лет назад, и оставили ее при смерти, убив миллионы русских христиан.
Они будут строить многие козни, но через гонение, которое последует, христианство всецело объединится. Однако не так, как хотят те, кто махинациями устраивает всемирное объединение церквей, желая иметь во главе одно религиозное руководство. Объединится, потому что при создавшемся положении пройдет отделение овец от козлов. Каждая овца будет стремиться быть рядом с другой овцой и тогда осуществится на деле «едино стадо и един Пастырь». Вникаешь? Видим, что это отчасти уже осуществляется: христиане, ты видел, уже начали чувствовать, что они находятся в нездоровом климате, и постараются избежать болезненных ситуаций и притекают тысячами в монастыри и церкви. Скоро увидите, что в городе существуют две части людей: те, кто будут жить блудной и далекой от Христа жизнью, и остальные, которые будут притекать на бдения и в места поклонения. Среднего состояния, как теперь, не может более существовать.

Пророчество 3:
Однажды пришел я вниз и увидел Старца несколько смущенным и расстроенным. Он угостил меня и сам начал говорить:
— Пришли сюда некие и начали мне говорить, что будет война, и что турки войдут в Грецию, и что нас прогонят за шесть миль до Коринфа (объясняя ошибочно, испорченным своим помыслом, пророчество Косьмы Этолийского). Тогда я взялся за них и сказал, что самый худший враг для эллинов то, что когда во всем мире некие эллины, как вы, распространяют, что если случится война, турки прогонят нас до Коринфа, потому что, когда начнется война, у всех будет надломлен дух и они сами отступят до Коринфа. Притом, если бы это и была истина, об этом нельзя говорить. Тем более, когда это — неправда. И вам вновь повторяю: об этом нигде не говорите, потому что сделаете намного большее зло, чем сделали бы многие турецкие дивизии.
Сказал я им это, и они вынудили меня объяснить, хотя я никогда не хотел говорить о пророчествах, что шестимилие, о котором говорит святой Косьма, — это шесть миль морского шельфа. Это та тема, за которую мы в последние годы грыземся с Турцией, и оно будет то дело, из-за которого мы «схватимся». Однако они не войдут в Элладу: они продвинутся только на эти шесть миль, и тогда на них найдет великое бедствие с севера, как говорят писания, и «не останется ничего прямого». Треть турок будет убита, треть примет христианство, а остальные уйдут далеко в Азию. Мы ни в чем не пострадаем от турок. Некоторые маловажные вещи уничтожат, и на них найдет гнев Божий.
Это услышал я от них и расстроился. Не мог поверить, чтобы сами греки — тем, что распространяют такие вещи во время мира, — окажут туркам величайшую помощь.
Также начали мне говорить, что сказанное святым Косьмой: «тогда придет, когда придут два лета и две пасхалии вместе», сейчас, когда Воскресение (Пасха) совпало вместе с Благовещением — и прошла зима, как лето, — означает, что турки нападут на Элладу (Грецию).
Все мы стали пророками, отец мой, и объясняем умом нашим вещи, как хотим. И здесь я был вынужден им сказать, что святой Косьма, когда говорил: «тогда придет», не подразумевал турок. Разумел, что тогда придет свобода для жителей Северного Эпира. И действительно, в этот год открыли после стольких лет границы, и они могут, некоторым образом, свободно сообщаться со своим отечеством.
Отец мой, я видел, что весьма большой вред наносят эти люди, объясняя вещи своим бедным умом. И мало того, передают и другим свои испорченные мысли.

Пророчество 4:
Так «благородно» разделят на части Турцию
Брат спросил Старца о событиях в Сербии, и тот, между прочим, сказал:
— Европейцы сейчас делают, ради турок, независимыми области, где живут мусульмане (Босния и Герцеговина). Вижу, однако, что разделят Турцию благородным способом: восстанут курды и армяне, и европейцы потребуют сделать самостоятельными и эти народы. Скажут тогда Турции: мы вам сделали одолжение там, теперь подобным образом должны получить независимость курды и армяне. Так «благородно» разделят на части Турцию.
Святой Арсений в Фарасах говорил верующим, что они потеряют отечество, но скоро опять его получат.

Пророчество 5:
Летом 1987 г. я спросил Старца о будущей всемирной войне, той, которую называют «Армагеддон» и о которой сообщают Писания.
С отеческой заинтересованностью он сообщил мне разные сведения. И даже захотел открыть определенные признаки, которые нас убедят, что мы действительно находимся в поколении Армагеддона. Итак, он сказал:
«Когда услышите, что воды Евфрата турки перекрывают в верховьях плотиной и используют их для орошения, тогда знайте, что мы уже вошли в приготовление великой той войны и таким образом приготовляется путь для двухсотмилионного войска от восходов солнца, как говорит Откровение.
Среди приготовлений есть и это: должна пересохнуть река Евфрат, чтобы могло пройти многочисленное войско. Хотя — Старец улыбнулся в этом месте — если двести миллионов китайцев, когда прибудут туда, выпьют по одной кружке воды, они осушат Евфрат!
Мне говорили, что армия Китая в настоящий момент составляет двести миллионов, т.е. то конкретное число, о котором пишет святой Иоанн в Откровении. Китайцы даже готовят дорогу, которую называют «чудом эпохи»: ширина ее такая, чтобы по ней свободно проходили тысячи солдат, выстроенные в шеренгу. И к этому времени они уже довели ее до границ Индии.
Нужно, однако, большое внимание и просвещенный чистый ум для того, чтобы мы могли различать знамения времен, т.к., некоторым образом, бывает все так, что их не могут различать те, кто не заботится об очищении сердец, и, в результате, легко заблуждается. Предположим, что кто-то знает, что для того, чтобы прошла миллионная армия, должна высохнуть река Евфрат. Однако, если ожидает, что это произойдет чудесным способом, т.е. откроется, предположим, большая трещина и исчезнет вся вода, тогда такой человек будет в заблуждении, ибо не позаботился через чистоту сердечную «войти в дух» Писаний. Нечто аналогичное случилось и с Чернобылем: в Откровении святой Иоанн Богослов сообщает, что видел звезду, упавшую с неба и поразившую воды и людей. Те, однако, кто ожидает, что упадет с неба звезда, уже давно в заблуждении и никогда не поймут, что это уже осуществилось. Чернобыль в России означает «Полынь» и мы видим, что причинен огромный вред, и он будет еще больше с течением времени…»

Пророчество 6:
Во время Крестного хода Страшной Предстательницы в 1992 г. зонт над иконой Панагии держал прапорщик из Иоаннины. Когда мы шли, справа от него был я, а слева Старец, который в какой-то момент сказал офицеру:
— Давай, молись хорошенько, да будешь знаменосцем и в Городе (Константинополе), когда войдем.
И, обращаясь ко мне, сказал:
— Слышал, что я сказал?
— Да, Геронта, слышал. Аминь. — ответил я ему.
Тогда он улыбнулся и произнес свое характерное:
— А! (Ладно, именно!).
Днем позже спустился я в его келлию и спросил относительно Города. И он сказал:
— Константинополь возьмем назад, но не мы. Мы, из-за того что опустилось большинство нашей молодежи, не способны на такое. Однако Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам, — как решение своей проблемы.

Пророчество 7:
Группа маленьких учеников из Афониады спускалась к Старцу. Их занимала одна тема: они слышали, как будто Старец сказал некоторым, что мы возьмем Константинополь. И они хотели сами услышать это из его уст и особенно расспросить, будут ли они жить в то время. Итак, они говорили по дороге между собой, что кто-нибудь должен был спросить Старца об этой теме. Итак, они пришли и сели вместе с ним, никто, однако, не осмелился задать такой вопрос. Они встали, взяли благословение и направились к тропинке. Старец, провожая их, улыбаясь сказал:
— И знайте: и Константинополь возьмем и будете жить и вы в то время!
Учеников поразило как громом от сказанного им, и они удивлялись о благодати, какую он имел, и о том, что извещался ею обо всем, и еще о том, что в их поколении произойдут все эти страшные вещи.

Пророчество 8:
Господин Д.К. посетил Старца. В то время СССР был очень сильный во всех отношениях и никто не мог даже предположить, что он может разрушиться, — было еще при власти Брежнева.
Старец, между прочим, сказал ему:
— Увидишь, что скоро СССР развалится.
Господин Д. возразил:
— Но такую крепкую мощь, Геронта, кто развалит. И до ноготка его не смеют дотронуться.
— Увидишь!
Старец предсказал, что и СССР развалится, и что господин Д. будет еще жив и увидит это (несмотря на то, что он был уже в возрасте).
И продолжал Старец:
— Знай, что и Турция развалится. Будет война два с половиной года. Мы будем победители, потому что мы — православные.
— Геронта, потерпим ли мы урон в войне?
— Э, самое большее, один-два острова займут, а нам отдадут и Константинополь. Увидите, увидите!

Пророчество 9:
Однажды днем прибыла к келлии Старца группа паломников. Взяв благословение, они сели во внешнем архондарике. Старец с добродушием принес им традиционный лукум, освежающей воды и свежей алычи, которую принесли ему предыдущие паломники. Он сел рядом и начал беседу:
Старец: Как живут в мире?
Димитрий: В общем, Геронта, средства массовой информации распространяют зло и направлены к этому. Причем растлевают и малых детей.
Старец: Закон что говорит? Подаете ли иски?
Димитрий: Пытаемся, Геронта, делать что-то, но они не принимают слов.
Старец: Вы всегда имеете чистую совесть, потому что исполняете долг. Остальное устроит Бог.
Димитрий: Вы можете нам сказать, Геронта, как нам себя вести в этом злом мире? Так… в общем.
Старец: Нужно рассуждение. Есть ли у тебя духовник?
Димитрий: Да, Геронта.
Старец: Советуйся с духовником, потому что порой мы не можем сказать ни «да», ни «нет», поэтому требуется рассуждение.
Здесь Старец встал и оставил их одних, и те, улучив удобный момент, договорились просить Старца рассказать о Константинополе. Вскоре Старец возвратился и, к изумлению всех, прежде чем они успели спросить о чем-либо — показывая, что духовный его «радар» уловил их мысли, — говорит им:
Старец: Что говорите, возьмем ли мы Город?
Они онемели и ничего не говорили.
Старец: Скажите мне, возьмем ли мы Город?
Группа в изумлении ничего не отвечает.
Старец (шутливо): Хвастуны…
Феодор: Возьмем, Геронта.
Старец: Слава Тебе, Боже. (Крестится на восток и смотрит в сторону Города.)
Димитрий: Если Бог благословит, Геронта, возьмем его.
Старец: Да, это от Бога! Возьмем его! Только не мы его возьмем, а нам его отдадут. Те, кто возьмут его у турок, дадут его, как решение, нам, т.к. будут полагать, что это им выгодно.
Димитрий: Геронта, долго ли будет продолжаться такое зло?
Старец: Может, может быть! Однако, будем сдавать экзамены.
Димитрий: Будет ли надлежащее руководство?
Старец: Бог устроит. В этой войне все выйдут победителями. Греческая армия будет зрителем. Никто не возвратится победителем. Ареной будет Палестина, могилой их — Мертвое море. Это будет в первое полувремение. Но будет и второе полувремение: после этих событий человек придет к безысходности, и тогда все будут изучать Евангелие и Писания. Христос пожалеет мир и покажет знамение для веры. Тогда поищешь неверующего.
Димитрий: Геронта, тропарь пророку Илие говорит, что он — «вторый предтеча пришествия Христова». Он, как известно, не умер, как и Енох. Придет ли пророк Илия на землю?
Старец (улыбаясь): Пророк Илия точит и готовит нож свой! И даже прежде начнет с патриархов, владык, священников и монахов!
Николай: И мирских.
Старец: У вас — неведения, у нас — грехи. Разве не говорится в молитве на божественной литургии: «О наших гресех и о людских неведениях»? Пророк Илия точит нож свой: однако нужно многое внимание, потому что о некоторых вещах иначе говорят Отцы, и иначе толкует мир, как, скажем, о шестимилии, о котором сообщает святой Косьма Этолийский. (Турки уйдут, но придут снова и достигнут до шестимилия. В конце концов их прогонят до Красной Яблони (Kokkinh Mhlia). У турок 1/3 погибнет, другая 1/3 крестится и последняя 1/3 уйдет в Красную Яблоню.) Никто не может этого объяснить.
Шестимилие есть в Лангадасе, Килнисе, во Фракии, в Коринфе, но никто не знает, что те, о которых он говорит, — шесть миль территориальных вод. Вы не читаете у Пророков: у Иоиля, Захарии, Иезекииля, у Даниила? Там все сказано. Семь лет в Палестине будут жечь не дрова, а палки, но откуда вам знать отличие палок от дров! У вас теперь в домах калориферы (улыбаясь), в то время как я здесь жгу дрова в печке и знаю, что к чему.
(Речь идет о пророчестве пророка Иезекииля — 39, 9-10: «Тогда жители городов Израильских выйдут, и разведут огонь, и будут сжигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья; семь лет будут жечь их. И не будут носить дров с поля, ни рубить из лесов, но будут жечь только оружие; и ограбят грабителей своих, и оберут обирателей своих, говорит Господь Бог».)
Христос: Евреи…
Старец: Один благочестивый иорданец говорил мне, что евреи прокопали под мечеть Омара на много метров глубиной туннель, и хотят разрушить мечеть, чтобы построить храм Соломона, т.к. тогда, говорят они, придет мессия, т.е. антихрист. Тогда аравитяне скажут христианам: не говорите ли вы, христиане, что Мессия уже пришел? Что теперь говорят здесь они, евреи?

Старец, принеся вновь подошедшим паломникам угощение, спросил одного из них:
Старец: Возьмем ли мы Город? Что скажешь?
Христос: Я пойду на Северный Эпир.
Старец : Возьмем Город, Северный Эпир возьмем всемером!
Христос: Семь и я — восемь!
Старец: Молодец! И я перенесу мощи святого Косьмы Этолийского, они — тяжелые! Что сказать, парни, обо всем этом пишут и говорят наши книги (церковные), но кто их читает? Народ не имеет понятия. Спит в лаптях!
Димитрий: Это, Геронта, знамения времени?
Старец: Знамения, знамения времени не видите… Надо быть, извините, бараном, чтобы не понимать, что происходит… Многие из святых Отцов молились, дабы пожить в наше время, ибо оно — время исповедническое. Спим в лаптях. Скоро спросят с христиан, как раньше спрашивали за политические убеждения.
Николай: Заведут ли на нас дело, Геронта?
Старец: А, браво! Дела.
Димитрий: Геронта, Греция пострадает?
Старец: Много гроз прошла Греция, однако и еще будут! Греция ни в чем не пострадает, ибо ее любит Бог. В Малой Азии у нас было много мощей. На каждой пяди земли найдешь святые мощи. Возьмем Святую Софию и откроются и врата. Эти врата никто не знает… увидим, что будет однако? Чем станут минареты потом?
Николай: Мы их разрушим.
Феодор: Сделаем их колокольнями.
Старец (улыбаясь): Нет, они станут столпами для столпников, и будут свисать четки до низу!
Димитрий: Руководителями этой войны будут евреи?
Старец: Да, евреи будут. Много будет содействовать и Папа, потому что все дети дьявола будут считаться его (т.е. Папы) и он укажет им следовать за антихристом. Поэтому и святой Косьма сказал: «Папу проклинайте, т.к. он будет причиной». Святой подразумевал Папу того конкретного времени, который будет помогать водворению антихриста. Другие Папы по сравнению с ним покажутся хорошими.
После такого, впервые ими слышанного и удивительного, каковое явила им любовь Старца, вся группа оставалась некоторое время молчаливой и взволнованной. Старец встал, благословил их и указал дорогу, чтобы им не заблудиться и добраться до места.
Они ушли из келлии Старца потрясенные, помышляя о том, что уготовляет Бог в будущем. Еще они думали, что такие апокалиптические события не должны никогда забываться. Имена группы настоящие, и братья просили любовь вашу помолиться за них, да обретут милость пред Богом. Аминь.

Краткие сведения о жизни Старца Паисия
Старец Паисий Афонский (в миру Арсений Езнепидис) родился в Фарасах Каппадокийских, в Малой Азии, 25 июля 1924 г. в день святой Анны, от благочестивых родителей. Был крещен 7 августа 1924 г. святым Арсением Каппадокийским, который дал ему при крещении свое имя. В детстве очень хотел стать монахом. В период до службы в армии работал плотником, как и Господь наш, когда был на земле. В 1945 г. был призван в армию и служил радистом. В 1949 г. окончил службу и сразу ушел на Святую Гору. В 1950 г. пришел в монастырь Есфигмен. Там в 1954 г. принял рясофор с именем Аверкий. В том же году отправился в священную обитель Филофей, где монашествовал его дядя. В 1956 г. был пострижен в малую схиму с именем Паисий в честь митрополита кессарийского Паисия II, с которым они были соотечественниками (происходил и тот из Фарасы Каппадокийской). В 1958 г.,получив извещение от Бога, удалился с Афона в священную обитель Рождества Богородицы в Стомио Коницкой. Там он с помощью благодати Божией помог тысячам душ и оттуда в 1962 г. отправился по каким-то духовным причинам на Синай. На Синае он жил в келии святых Галактиона и Епистимии. На Святую Гору возвратился в 1964 г. и поселился в Иверском скиту, в келлии святых Архангелов. В 1966 г. заболел и лечился много месяцев в больнице, где ему отняли большую часть легких. Будучи в обители Ставроникита был близок к известному духовнику о.Тихону, происходившему из России и имевшему много духовных дарований. Старец служил ему с великим самопожертвованием, предлагая всякую помощь, какая требовалась. Старец Паисий поселился по желанию о.Тихона (после его кончины) в его келии Честного Креста, где жил до 1979 г. После того он пришел в священную обитель Кутлумуш и поселился в келии Панагуда. В Панагуде Старец помог тысячам душ. Весь день с восхода до заката советовал, утешал, разрешал проблемы, изгонял всякое стеснение и наполнял души верою, надеждой и любовью к Богу. Сильно страдал от различных болезней, которые переносил с величайшим терпением и мужеством. 22 октября по старому стилю (5 ноября по новому) 1993 г. вышел в последний раз со Святой Горы и поехал в исихастирий св. Иоанна Богослова в Суроти присутствовать, как обычно, на бдении праздника святого Арсения, который почитается 10 ноября. Из-за болезни вынужден был остаться там и во вторник 12 июля 1994 г. в 11.00 утра предал Старец преподобную свою душу тихо и смиренно Господу, Которого так возлюбил и Которому служил от юности. Был погребен в монастыре святого Иоанна Богослова в Суроти Солунской. Оставил заповедь: не вынимать мощи его из земли до Второго Пришествия.

No related links found



Старец Ефрем Катунакский я вляется одним из самых почитаемых духовников на Святой Горе. О нем издано несколько книг. Из них на русский язык переведены две. Обе книги раскрывают подвиг старца, именно как учителя послушания. Действительно, слово «послушание» и выражение «слепое послушание» мы можем встретить почти на каждой странице. Тем не менее, те, кто пытались применять «слепое послушание» на практике, с удивлением открывали, что эти вещи «не работают».
Ефрем Катунакский и Ефрем Филофейский
Интересно заметить, что старец Ефрем Катунакский никогда не учил о «слепом» послушании. Более того, если бы он услышал это выражение, «слепое послушание», то, вероятнее всего, был бы крайне удивлен. Если бы Старец знал, что его поучения так переведут на русский язык, несомненно, он бы вообще не употреблял слово "послушание", даже в обиходе.
Обратимся к лучшей книге: «Старец Ефрем Катунакский» Старца Иосифа Катунакского - его любимого ученика. Мы сами говорили с автором на эту тему, а теперь лишь хотим привести несколько цитат для иллюстрации:
Не вызывает сомнения, что русский перевод всего текста книги совершенно неадекватен. Например, в р.п. обращение «Ээ, бестолковая» сразу адаптируется для русской традиции: «Ах ты - дурррра!». Русским это конечно понятнее, но в первоисточнике ничего подобного нет. Да такое и невозможно для греков. Конечно, такой перевод мы даже не будем сравнивать и анализировать.
Поэтому давайте сразу обратимся к греческому тесту… Сначала разберемся с самим словом «слепое» - «тюфли»:
«Как-то монахини спросили отца Герасима:

Что имеется в виду под словом «слепое», когда говорят о слепом послушании?

Вот что я вам скажу, - он отвтил. - Представь себе, что вошла игуменья и говорит:

«- Епраксия, принеси воды! - Ты ей подаешь воду.

А теперь вылей ее! - Ты выливаешь.

Ээ бестолковая, зачем ее вылила?!

Благословите…»
- Так вот, детка, «слепое» - означает, что ты не оправдываешься. Ты не возражаешь, хотя тебе кажется, что ты права, тем не менее, ты не говоришь: «Да ведь вы сами попросили вылить ее!» - Отсекаешь помыслы, не вступаешь в торг. Понятно? … Более того, слепое - это когда ты не только перед старцем не ставишь условий, но и перед братом...» (с 156)
Итак «слепое» - означает не тупое покорение, а - искреннее уважение и доверие. Это послушание не по страху, а из любви. Ты не ставишь условия, а принимаешь отношения как живую Тайну. И вдруг - она открывается тебе. В этом смысле слепое противоположно - взаимному торгу, как чаще всего бывает в человеческой дружбе.
Доверие - вот тайна дружбы, это нечто живое и обходящее рассудок. Откуда взялся перевод «слепое»? Ум защищается от духовной правды. Ведь любовь - уму понять невозможно, а тем более как понять умом любовь к духовному отцу? Ведь даже о плотской любви говорят: «Любовь слепа». - Она выключает ум, меняет восприятие человека. Даже здесь ум обрезает свои горизонты в страхе перед неизвестным. А что же сказать о духовной дружбе? Это тайна.
Старец Ефрем Катунакский очень часто использует слово «слепое», но правильнее переводить это на русский - «искреннее, истинное». Ведь уже в древнегреческом слово «тюфлос» выражало - невидимое, скрытое, тайное и таинственное. Это слово указывает на тайну «искреннее, истинное отношение к старцу», искреннее уважение, а не на подхалимство, солдафонщину и унижение («Ах ты - дурррра!»). Нет здесь «дурры», как нет ее и у Лествичника. Да и не может быть. Ведь если присутствует унижение, то какое может быть истинное отношение двух личностей?
Старец Ефрем Катунакский сам объясняет, в чем здесь тайна:
«Исследуйте сами - в чем тайна послушания? - Во Христе! Господь говорит: «Я сошел, чтобы творить не Мою волю, а пославшего Меня» (Ин 6:38) Это тайна двух личностей - в ней начинается послушание. Разве просто - подражать Христу?!»
(с 155)
Разве Христос боялся Отца? - это тайна дружбы двух личностей: Иоан.15:14 «Вы друзья Мои…» ... Пока в дружбе не поставлены какие-то условия, это настоящие живые отношения. Как только тайну дружбы вводят в правила, ставят условия или рамки, - живое убивается, ибо не может жить без свободы. Поэтому тайна истинного послушания и любых настоящих отношений - в Свободе. Но не в том суррогате свободы, который нам предлагает ум. Речь идет о подлинной свободе:
Иоан.8:36 Итак, если Сын

Освободит вас, то истинно свободны будете…
Ведь «Вы друзья Мои…» - означает, вы свободны, вы вошли и приняты в эту Тайну Дружбы и Любви. Она вам раскрылась! В этом смысле кто мы: друзья, или дети, или возлюбленные, - не имеет значения. Раскрылась тайна свободы - мы ожили. В этом отношении и человеческая дружба может приближаться к Божественной.

У Ефрема Катунакского и в других местах много пишется о слепом послушании, это правильно в том смысле, что нужно отречься от своих усилий и отсечь помыслы - не ставить условия. Вызывает сожаление, что переводят «слепое»… Это портит все и отбивает у людей охоту в нужном направлении даже подумать. Это ранит человека, потому что его самолюбие уязвляется. Переводчики, забитые и забетонированные в свои стереотипы, не нашли другого термина, кроме - «слепое». Но на самом деле, это истинное послушание. Люди понимают «слепое», якобы это такое послушание, в котором уничтожена их возможность выбора. Но это не так. А как? Это уму невозможно понять...

«Тайна послушания в том, что один ум и другой ум, они вступают в контакт доверия… Где более слабый ум получает от ума, нашедшего источник жизни, передачу такую информации - но не словесно выраженную, а некую духовную передачу, - импульс. Может, оказывается, любящая душа вобрать от другой души некий слепок жизни. Раз - и отпечаталось! Как это происходит? Это тайна. Но суть в этом. Ты уподобляешься, уподобляешься старшему, и удивляешься его видению… И неожиданно это отпечатлевается в тебе и вдруг ты видишь его в себе!»

(Симеон Афонский. Духовные поучения)

Старец Панарет, Мощи в расщелине афонской скалы

Для Афона подобные события - будничная жизнь, собственно, это-то и есть подлинная жизнь, поэтому такие случаи никого здесь не удивляют. - Святая Гора Афон
В районе между Лаврой и Кавсокаливией много лет назад жил один старчик по имени Панарет. Однажды ему пришла на ум мысль разбить перед своей каливой небольшой садик ради телесного подвига, а также для некоторого утешения от его плодов среди суровой пустыни.
После многодневных трудов и подвигов по перепахива нию каменистой почвы он почувствовал, что его кирка ударилась о какую-то плиту. С великим трудом поднимает старец эту плиту, и что же? Перед ним гробница с мощами, облаченными в нетронутые тлением священнические одежды, как будто погребение состоялось накануне. От мощей исходило дивное, непередаваемое благоухание.
Подвизаясь на этом месте уже добрых полвека, отец Панарет не слышал чтобы здесь жил когда-то великий пустынник, был лежащий в гробнице святой.
После первого ошеломляющего впечатления он начал молиться со слезами: «Святый Божий, открой мне, кто ты, сколько лет ты жил здесь в этой пустыне? Благодарю тебя, что сподобил меня, недостойного, явления твоей святости».
Старец пробыл в молитве всю ночь и собирался сооб щить о своей великой находке в Лавре. Однако, заснув под утро, он видит во сне этого неведомого святого, который говорит ему со строгостью:
- Что ты, авва, задумал предпринять?
- Святый Божий, я имел помысл сообщить в Лавру, чтобы пришли и взяли тебя, потому что здесь ты забыт и пребываешь в пренебрежении,― ответил тот с трепетом.
- Не с ними мы подвизались! И как ты хочешь распоряжаться моими мощами и перемещать их? Здесь я подвизался в течение пятидесяти лет и более. Прошу тебя, положи меня на прежнее место, закрой гроб плитой и, пока живешь, никому ничего не рассказывай.
Проснувшись, старец Панарет закрыл гроб плитой и продолжал свою уединенную жизнь, всегда молясь безымянному святому. Состарившись, он перешел жить в Кавсокаливию. Незадолго до смерти старец рассказал отцам об этом событии, не открывая места захоронения и других подробностей.

Папа-Александр Лавриотис (1905-1976), Диавол в наше время сделался подрядчиком (эрголавс)

Папа-Александр Лавриотис, старый монах, ослепший в конце своей жизни, говорил:
Диавол сейчас сделался подрядчиком (эрголавс - инженер, строитель, руководящий подрядами на объект - Святая Гора Афон). Ему удалось отвлечь современных монахов от молитвы, единственного и главного их занятия, чтобы заставить их трудиться на различных работах - стройках и обременить житейскими попечениями.
Почему у нас сегодня мало святых? - Потому что мы потеряли молитву и безмолвие а заняты подрядами!
Что вы пришли увидеть на Святой Горе? Занавески и гардины? Мебель и мрамор? Роскошь и различные удобства? - Тогда вы совершили ошибку.
Здесь вы увидите консервные банки и жестяные крыши, ветхие и штопаные одежды, босых аскетов с грязными ногами, с нечесаными волосами, стремящихся к внутренней жизни и благоухающих добродетелями...
Так беседовал этот аскет с некоторыми паломниками, которые, приехав сюда из мира комфорта и благополучия, слушали его, открыв рот... Теперь же монахи открывают рот при виде новой более удобной печки, чайника, телефона...

Костас - юродивый ради Христа

Он имел взгляд всегда опущенный вниз, и постоянно что-то бормотал, кто знает что? Казалось, что это была непрестанная молитва. Он жил на Капсале (первое фото), в скиту апостола Андрея (второе фото) и вообще в любом притворе храма... Может быть, это был один из последних афонских сиромахов?

Старец Гавриил, Кутлумушский монастырь

Кутлумушский монастырь находися в Карее. В ущелье недалеко от него находится одно необыкновенное место - уединенное жилище прозорливого старца Гавриила, расположенное недалеко от этого монастыря.
Представьте себе уходящую под гору дорогу между старыми оливами и виноградниками. Дом отшельника осеняет своей кроной раскидистый дуб. Старец встречает нас в потерявшей от времени свой черный цвет рясе и босиком. Он ведет нас в домовую церковь и выносит лежащую на руках чудотворную икону, всю наполненную миром, выступающим из святого образа.
Глубокие глаза отца Гавриила освещены внутренним неземным светом. Он возвещает нам «ирини» - «мир», дает свое благословение - «эвлогия» и наполняет нас духовной любовью.

Старец Варфоломей Румын, О проклятом осуждении

Старец Варфоломей Румын жил в Ставрониките с 1968 года по 1990-й, а потом жил в Ивироне до 2005 года. - Святая Гора Афон
Старец Варфоломей Румын был духовник-исповедник, а когда к нему приходил кто-нибудь на исповедь и начинал говорить о чужих делах и осуждать своих братии, прогонял его, пока он не вразумится и не изменит своего поведения.
Отличавшийся необыкновенной простотой старец Варфоломей говорил своим посетителям о вреде осуждения:
― Смотри, не говори на исповеди, что тот делает то-то, а вот этот -то-то. Потому что так ты потеряешь благодать Христову. Даже если увидишь, что кто-то поступает подобно ослу, не высмеивай его. Люби ближнего твоего, как самого себя. Мф. 19,19.
Так говорит Христос...
Как-то он скзал послушнику, имевшему плохой характер:
― Если у тебя нет добрых помыслов, то зачем тебе и старец?
Один молодой посетитель соблазнился, когда увидел, как духовник папа-Варфоломей ласкает тыльной стороной ладони своего кота, и осудил старца.
Однако обстоятельства сложились так, что осудивший оказался в Турции и пришел просить у консула работы.
― У меня нет для тебя работы, вот только мне нужен человек, который кормил бы моего пса, а от остатков его пищи питался бы сам.
Тогда молодой человек, у которого не было даже хлеба, согласился и ухаживал за псом, давая ему пищу. Осоз нав, в каком жалком положении он находится, юноша расценил это как наказание за то, что осудил духовника.
Когда представилась благоприятная возможность, он отправился с русским кораблем на Святую Гору и пришел в скит Малой Анны, где положил перед духовником поклон и попросил у него прощения. Тогда старец сказал ему:
― Я видел, чадо мое, что ты осудил меня, а враг наших душ прогнал тебя, и я просил Панагию, чтобы она вернула тебя назад, и она это сделала. Но впредь будь внимателен. Не осуждай монахов, потому что они хотят скрыть свою добродетель и многие притворяются безумными, чтобы их не хвалили люди.

Афон, Аввакум Лавриотис (1894-1978). Удаляясь от исповеди у духовника, попадешь на исповедь к психиатру

Старец Аввакум Лавриотис - один из представителей старого монашества. Именно по таким людям правильно выверять ориентиры. - Святая Гора Афон
Аввакум Лавриотис старец-монах говорил:
― Люди удалились от духовников и их наводнили помыслы и различные страсти, а кончается все исповедью у психиатров. Чтобы забыть мучающую их проблему, они принимают таблетки. Когда через некоторое время проблема снова всплывет, опять делают то же самое.
Так и мучаются, а ведь если разберется человек в своем внутреннем мире, то спит как ягненок, и ему не нужны ни таблетки, ни другие подобные средства...
Чтобы человек мог получить помощь, у него должен быть настроен приемник сердца, для того чтобы принять сообщение от другого. О тех, у кого приемник сердца выключен, мы долж ны сначала молиться Богу, чтобы Он включил им этот прием ник, а потом уже передавать Его Божественные слова.
Прибли жайся к людям сколько можешь просто, смиренно и с истинной любовью. Делай замечания только в серьезных случаях, а в ос тальном делай вид, что не замечаешь. Потому что народ имее в душе усталость и смятение и не в состоянии постоянно слы шать замечания, какими бы правильными они ни были.
Свое дерзновение в общении с людьми ты должен сделать добрым дерзновением в молитве. А свою болтовню обрати в постоянные разговоры с Богом. Душа не утомля ется, беседуя с Богом, потому что молитва есть отдых.
Бывает, что мы молимся за какого-нибудь больного, молятся и Другие. В конце концов он умирает, и некоторые начинают недоумевать, почему Бог не услышал наших молитв.
Они знают, что Богуслышал молитвы, но Он знал нечто большее, чем то, что знаем мы. Мы не знаем, что было бы, если бы Он оставил его жить. Будем славить Бога.
-- Как вы живете в этих скалах, геронда?!
― Для монахов скалы ― это роскошные палаты, а пещеры ― царские чертоги. Покров их ― небо, постель ― земля; их пища ― лесные орехи и дикие травы, соседи их ― дикие звери.
― Тяжела ли монашеская жизнь, геронда?― спросили мы его.
― Нет, не тяжела. Приходит время, когда ты забываешь себя самого и видишь, что это самое легкое бремя...
Меня не спасет пустыня, если в пустыне я сам не опу стею в отношении страстей. И опять, я не в пустыне, если я приспосабливаю ее к себе, а не сам к ней приспосабливаюсь....― был его ответ.

Старец Нектарий Караманлис (18.3.2011)

Стаканчик десертного вина «сполокани»
Славу добродетельного мужа на Афоне стяжал благочестивый старец Нектарий Караманлис. Он жил в Карее в келье Караманлидов.
О его удивительной жизни нам рассказывали приснопамятные игумен Гавриил и отец Лазарь.
Однажды в день праздника, в тот год, когда уставщиком был старец Нектарий, монахи, его сверстники, хотели угостить его в кладовой стаканом десертного вина, называемого на Афоне «сполокани», он же отказывался. Они настаивали,
- Ты горд, отец, смирись и выпей - во благословение!
Но он говорил, что может испортить стакан:
- Простите меня, братья, монах - воин Бога, стоящий на страже своего сердца, и не должен пить вина. Я только испорчу его...
- Ты горд, отец!!!
Справа старец Нектарий Караманлис
Наконец этот простой, но верный монашеской строгости старец, желая показать, что их настойчивость исходит от лукавого, берет стакан в левую руку, а правой налагает на него знамение Честнаго Креста Господня...
Тотчас стакан раскалывается на четыре части, а все содержимое выплескивается на глазах у всех!
Более того, старец Нектарий потом рассказывал, что в то время как его уговаривали нарушить свое правило и выпить, он видел лукавого демона, бесстыдно балагурящего, и понял, что это действие ненавистника всякого добра, скрытое под мнимым братолюбием его собратьев.

Папа-Матфей из монастыря Каракалл

Папа Матфей из монастыря Каракалл, был подлинным носителем Афонского духа, признавая пользу сурового жития и аскезы, никогда не топил ни в церкви, ни в своей келье даже в самое холодное время года. Своему ученику геро-Феофилакту, которого мы часто встречали в Новом Скиту и который рассказывал нам о своем избранном духовном отце, приснопамятный говорил:
― Отец Феофилакт, как выдерживали отцы, подвизаясь на столпах, перенося все превратности погодных условий? Неужели они не мерзли? А мы и в своих домах, и закутанные в одежду мерзнем! Увы нам!

Старец Калинник Катунакский (преставился в 1884 году). Послушание и логика

Дикий горный склон стал настоящим садом, плодоносной оливковой рощей благодаря трудолюбию делателя молитвенного трезвения старца Каллиника. С топориком за поясом и садовым инвентарем в котомке он с ревностью устремлялся искоренять эти заросли. Все дикие маслины он привил и сделал их плодоносными.
Своей ревностью и радением о умной молитве старец Каллиник оставил по себе память в истории, следует заметить и то, что трудолюбие всегда сочеталось в «и с блаженным смирением и великим милосердием".
Он говорил:
— Когда я был в миру, все кричали: «Монах, монах». Тогда я сказал себе: если ты монах, то что еще медлишь, оставаясь в миру?
— Начало духовной жизни для монаха есть удаление от всего видимого и невидимого, кроме одного Бога.
― Сначала послушник слушается с благоговением и без рассуждения. Со временем он примешивает логику, которая губит послушание. Он уже смотрит на все глазами логики.
Пустынник старец Христодул, который был учеником великого делателя молитвенного трезвения старца Каллиника, часто, когда мы посещали его гостеприимную каливу, говорил нам:
- В наше время особенно необходим подвиг терпения. Древние святые совершали великие подвиги, которые нам не под силу. Но терпение и смирение в послушании иметь мы должны...

Архим. Арсений, Келья Белозерка, Кто постоянно оправдывается, имеет своим старцем д емона .

Архим. Арсений - известный старец, духовник греческой кельи Белозерка. Публикуем одно из его поучений паломникам. - Святая Гора Афон
Очень важно для человека осознавать свою немощь и быть искренним в отношениях с Богом. Например, сказать Богу: «Господи, прости меня, мне скучно и трудно молиться». Господь очень любит искренность, добросовестность, ответственность человека. Но очень часто мы идем к Богу не такими, какие мы есть, а напялив на себя множество дорогих одежд из своих оправдании.
Как мы знаем, Адам и Ева утратили Рай не потому что согрешили, а потому что стали оправдываться.


Некоторые святые говорили совсем другое: «Мир плохой, потому что я нехороший. Когда я стану хорошим, то я мир исправится». Благой Бог ждет от каждого из нас не того, что мы не можем, а того, что мы в состоянии совершить. Господь не будет требовать от нас того, чего Он не сеял. Он не будет спрашивать у хромого человека, почему тот не стал спринтером, у человека неграмотного — почему он не стал писателем.
Начало духовной жизни — это исправление себя, это «создание фабрики добрых помыслов», как говорил старец Паисий...
Приходящий на Святую Гору за святостью находит святость, приходящий посмотреть природу находит прекрасные виды. Каждый, кто приходит на Святую Гору, находит то, что искал...
Если я приезжаю в Москву, то спрашиваю, где здесь монастыри и храмы, а
другой спрашивает — где здесь центры развлечений, дискотеки и так далее. Человек ищет то, что ему сродно. Если мы наденем черные очки, мы будем все видеть в черном цвете, зеленые — в зеленом, красные — в красном. Если я человек лукавый, то буду всех видеть лукавыми, если я добрый — буду всех видеть добрыми, если я человек подозрительный, то буду всех подозревать.

Монах Моисей Агиорит. Если сейчас придет Христос и скажет, что рай наполнился и мест больше нет, — что мы ответим?

Монах Моисей Агиорит весьма известен на Афоне. Он живет в Карее на келье. Его грозная внешность обманчива. На самом деле, он добрейшей души человек... Он много выступает, пишет статьи. Наконец, мы решили и его творчество освятить на русском языке! На нашем портале и в рунете его поучения публикуются впервые. Это поучение показывает взгляды старца по многим вопросам. - Святая Гора Афон
Очень важно для человека осознавать свою немощь и быть искренним в отношениях с Богом. Например, сказать Богу: «Господи, прости меня, мне скучно и трудно молиться».
Господь очень любит искренность, добросовестность, ответственность человека. Но очень часто мы идем к Богу не такими, какие мы есть, а напялив на себя множество дорогих одежд из своих оправдании. Как мы знаем, Адам и Ева утратили Рай не потому что согрешили, а потому что стали оправдываться.
Старец Паисий говорит страшные слова: тот, кто постоянно оправдывается, имеет своим старцем демона.
Когда мы обращаемся к Богу с такими словами: «Господи, мне тяжело молиться, потому что жена моя ведет себя не так, потому что мой коллега меня поддел, потому что дети меня не слушаются и тому подобное», — мы возлагаем ответственность на кого угодно, но только не на самих себя.
Некоторые святые говорили совсем другое: «Мир плохой, потому что я нехороший. Когда я стану хорошим, то я мир исправится».
Благой Бог ждет от каждого из нас не того, что мы не можем, а того, что мы в состоянии совершить. Господь не будет требовать от нас того, чего Он не сеял. Он не будет спрашивать у хромого человека, почему тот не стал спринтером, у человека неграмотного — почему он не стал писателем.
Начало духовной жизни — это исправление себя, это «создание фабрики добрых помыслов», как говорил старец Паиснн.
Приходящий на Святую Гору за святостью находит святость, приходящий посмотреть природу находит прекрасные виды. Каждый, кто приходит на Святую Гору, находит то, что искал.
Если я приезжаю в Москву, то спрашиваю, где здесь монастыри и храмы, а другой спрашивает — где здесь центры развлечений, дискотеки и так далее. Человек ищет то, что ему сродно. Если мы наденем черные очки, мы будем все видеть в черном цвете, зеленые — в зеленом, красные — в красном. Если я человек лукавый, то буду всех видеть лукавыми, если я добрый — буду всех видеть добрыми, если я человек подозрительный, то буду всех подозревать.
Мы должны просить Бога открыть нашу веру, наши способности. С Его помощью мы сможем их развить и делать то, что мы можем.
Однажды к старцу Паисию пришли паломники и сказали, что они читают «Жития святых» и приходят в отчаяние христиан, ступенью
Старец Пансий говорил: если сейчас придет Христос и скажет, что рай наполнился и мест больше нет, — что мы ответим? «Ну ладно, нет так нет, будем жить грешной жизнью»? Святые бы так не сказали — они творили добрые дела не ради рая, а ради самого добра....

Предание афонского скита Святой Анны. Если не изведете мне воду, то и я вас не достану отсюда
В каливе Святителя Николая Иверского скита жил добродетельный и очень простой старец Никифор (бывший Духовником патриарха Константинопольского священномученика Григория V). У него было несколько учеников, и в их числе ― преподобномученик Евфимий.
После мученической кончины Евфимия его мощи были перевезены в деревянной бочке из Константинополя в каливу старца. Когда святые мощи прибыли, старец с горячими слезами обратился к своему святому ученику Евфимию и велел ему встать, чтобы облобызать его, что и было исполнено!
Умерший встал, они облобызались, а затем он снова почил...
Следует рассказать и еще один случай не менее удивительный. Старец Никифор решил выкопать под полом каливы колодец. Рабочие прокопали на глубину 5―6 метров и достигли твердой гранитной скалы, не обнаружив никаких признаков близкой влаги.
Тогда этот простой и исполненный веры старец, опечалившись, взял икону своих учеников-преподобномучеников (Евфимия, Игнатия, Акакия и Прокопия), опустил ее в колодец и сказал:
― Если не изведете мне воду, то и я вас не достану отсюда.
А результатом этого было следующее чудо: на другой день колодец был полон воды, а икона святых плавала на поверхности. На каменном дне этого колодца и сегодня видна трещина, а вода имеет приятнейший вкус, настоящая агиасма.

Афанасий Григориатский
(В миру Андрей Протоеропулос; 1874, Пиргос, Элида - 28.12.1953), старец афонского мон-ря прп. Григория. Род. в благочестивой многодетной семье. С юности стремился к монашеской жизни и вместе с 3 друзьями в июле 1891 г. тайно покинул дом, отправившись на Св. гору Афон. Был принят в мон-рь Григориат и определен в послушники к старцу Симеону, в 1893 г. пострижен по афонскому обычаю в схиму с именем Афанасий и получил послушание на монастырском подворье в Карее. Вместе со старцем Иаковом, представителем мон-ря в афонском Протате, А. Г. подвизался на подворье ок. 11 лет. Старец Иаков воспитывал его в крайней строгости. Обучал смирению, намеренно высмеивал недостатки послушника перед посторонними, ни разу за 11 лет не назвал своего послушника по имени, а только давал ему унизительные прозвища.
В 1904 г. А. Г. возвратился в Григориатский мон-рь, где был рукоположен во иеродиакона, в 1908 г.- во иеромонаха. Через 6 лет А. Г. предложили стать игуменом, но он попросил дать ему отсрочку на 10 лет. Братия удовлетворила его просьбу, и по истечении 10 лет А. Г. был возведен в сан игумена. В первые годы игуменства А. Г. остро стоял вопрос о переходе афонских мон-рей на новый календарный стиль. А. Г. выступил против нововведения и по этой причине в 1927 г. отказался принять гос. чиновника, посетившего мон-рь с офиц. визитом. В наказание решением Кинота А. Г. был отстранен от игуменства, ему угрожала ссылка, но через неск. дней он был восстановлен в сане игумена.
За подвижническую жизнь А. Г. получил от Бога дар избавления людей от уныния и отчаяния. Простой и скромный в быту, старец исповедовал в одной и той же епитрахили, к-рая по смерти А. Г. хранится в обители и при возложении на главу страждущего возвращает ему душевный покой. Мн. люди приезжали в обитель ради встречи со старцем. А. Г. посещал Георгий II, кор. Греции, а архиеп. Афинский Хризостом I вел с ним переписку.
А. Г. особенно любил и почитал Пресв. Богородицу, покровительницу Афона, ежедневно читал Ей акафист и не допускал к постригу послушников, не знавших его наизусть. Как мудрый пастырь, он превыше всего в монашеской жизни ставил терпение и миролюбие. Характерными чертами А. Г. были нестяжание, воздержанность во всем и доброе отношение не только к людям, но и к животным. Известны случаи, когда он спасал от охотников диких животных. В свободное время А. Г. занимался изучением рус. языка, на Афоне в то время подвизалось много рус. монахов, с к-рыми у него сложились близкие отношения.
А. Г. имел дар прозорливости. Перед смертью он открыл ближайшему ученику, что был удостоен благодатных явлений Пресв. Богородицы и особо чтимой им прмц. Анастасии. В 1937 г. А. Г. стало тяготить начальственное положение и он удалился на покой. Из скромности и любви к уединению в последние годы жизни он советовал паломникам, искавшим его поучений или желавшим исповедоваться у него, обращаться к др. отцам Св. горы.

Свой профессиональный праздник - международный день врача отмечают медики всего мира 2 октября. Мы собрали изречения святых и старцев Афона о том, как сохранить здоровье и побороть болезни.

1. «В то время, когда мы предаемся Христу, тогда духовный наш организм приходит в мирное устроение, в результате чего все органы и железы начинают функционировать естественным образом. Все они зависят от нашего устроения. Тогда-то мы выздоравливаем, перестаем страдать… Так бывает и в случае рака: если возложим заботу на Бога, и душа наша успокоится, тогда и Божественная благодать вкупе с этим миром может подействовать так, что уйдет и рак, и все остальное. Если вы не знаете, например, язва желудка возникает из-за невроза. Поскольку симпатическая нервная система испытывает давление, сжимается, страдает, то образуется язва. Раз, два, три, сжатие, сдавливание, еще раз, еще раз, стресс один, стресс – стресс - стресс, и – хлоп... - Язва! Таку возникает или язва - или рак, оба они зависят от нервов. Когда в нашей душе путаница, то это оказывает влияние на тело, и здоровье подрывается».

2. «Когда мы чем-то заболеваем, нам лучше всецело предавать себя Христу.
Нам надо думать о том, что наша душа имеет гораздо большую нужду в терпении и славословии во время боли, чем в «стальном» теле, с помощью которого мы можем совершать большие телесные подвиги».

3. «Одна монахиня мне написала, что страдает и если не сделает операции, то умрет. Я пишу, говоря совершенно противоположное. Та опять пишет, что врач ей сказал: если она не сделает операции, через несколько дней случится прободение и наконец смерть. Я повторяю: «Имей веру, возложи все на Бога, предпочти смерть». Она присылает мне ответ, что болезнь повернула вспять. Видите? Тысячи раз я испытал это. Когда полагаешь перед собой смерть и ожидаешь ее каждое мгновение, она убегает далеко от тебя. Когда боишься смерти, она постоянно тебя преследует».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

4. «Лекарство, чадо моё, означает яд. Не думай, что лекарства всегда приносят только лишь пользу. Они ещё и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь и мы выбрасываем лекарства...».

(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

5. «В какую эпоху было столько больных? В старину люди такими не были. А сейчас, какое бы письмо из тех, что мне присылают, я ни открыл, так обязательно встречу или рак, или душевное заболевание, или инсульт, или разрушенные семьи. Прежде рак был редкостью. Ведь жизнь-то была естественной. О том, что попускал Бог, речь сейчас не идет. Человек ел естественную пищу и отличался отменным здоровьем. Все было чистым: фрукты, лук, помидоры. А сейчас даже естественная пища калечит человека. Те, кто питается одними фруктами и овощами, терпят еще больший вред, потому что все загрязнено. Если бы так было раньше, то я умер бы в молодом возрасте, потому что в монашестве я питался тем, что давал огород: луком-пореем, марулей, обычным луком, капустой и подобным этому, и чувствовал себя прекрасно. А сейчас - удобряют, опрыскивают… Подумать только - чем питаются нынешние люди!.. Душевное неспокойствие, пищевые суррогаты - все это приносит человеку болезнь. Применяя науку без рассуждения, люди приводят в негодность самих себя».

(Преподобный Паисий Святогорец)

6. «Если больше будешь заботиться о духовном здоровье, меньше будешь знать телесных болезней. Не люби лечиться, а люби здоровью учиться».

(Монах Симеон Афонский)

7. «Не проси Бога облегчить твои страдания от различных болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах. Но с неизменной стойкостью и терпением переноси свои недуги - и увидишь, какую от этого получишь пользу».

(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

8. «Видя, что человек может вынести тяжелую болезнь, Христос даёт ему эту болезнь, так, чтобы за малое страдание в жизни земной человек получил многую мзду в небесной вечной жизни. Он страдает здесь, но получит мзду там, в жизни иной, потому что есть Рай, и есть воздаяние [за скорби]».

(Преподобный Паисий Святогорец)

9. «Искушения, скорби, огорчения, приходящие или от диавола, или от людей, или возбуждаемые миром, который мы несём в себе, - всё это лекарства, всё это посылается Божиим Промыслом для того, чтобы к нам вернулось утраченное нами душевное здоровье. Здоровье души и сердца - это бесстрастие, безгрешие, это настоящая святость, которая перейдёт с нами в иной мир».

(Старец Ефрем Филофейский)

10. «Когда тело претерпевает испытание, душа освящается. От болезни страдает тело, наш глинобитный домик, но от этого будет вечно радоваться хозяин этого домика – наша душа – в том небесном дворце, который готовит нам Христос. По этой духовной логике, которая нелогична для людей мира сего, я тоже радуюсь и хвалюсь теми телесными болезнями и изъянами, которые у меня есть. Единственное, о чём я не думаю, так это о том, что мне предстоит получить небесную мзду».

(Преподобный Паисий Святогорец)

11. «Телесные немощи стоят на службе многим и различным намерениям неизреченной любви Божией. Здесь уместно вспомнить примитивное простонародное мнение, что болезнь это – наказание Божие за грехи, а здоровье – награда за добродетели. Но в действительности может быть совсем наоборот. Так весьма многие святые бывают отягчены многими телесными недугами, и многие люди живущие во грехе и далекие от покаяния никогда не болеют. Конечно, никто не отрицает, что разбитая греховными страстями душа является плодородной почвой для развития многих телесных недугов, и наоборот; умиротворенная, преисполненная божественным умилением душа создает необходимые предпосылки как для своего собственного исцеления, так и для телесного здравия. Тем не менее, здоровье каждого человека, которое как морская волна, то приходит, то уходит, служит педагогическим целям Божиим, скрытый от нас, но открытым святым Его».

(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

12. «Пришел к нам однажды человек, много лет проведший в монашестве, живший в Швейцарии. Так как у него были три серьезные и страшные и к тому же неисцелимые болезни. И на лекарства он истратил целое состояние. <…> Итак, я ему сказал, что он сразу выздоровеет, если только поверит, что Бог может его исцелить. <…> …он не оставлял меня и не уходил, но и не хотел поверить. Пока не помог Бог и пока он явно не услышал голос: «Почему ты не хочешь послушаться, чтобы выздороветь?». И так он освободился. Поскольку я просил, чтобы он ел противоположное - то, о чем он говорил, что умрет, если это съест, - и возложил всю надежду на Бога и, оставив знание, последовал вере. И ел вместо десяти раз в день, как он ел, один раз. Богу было достаточно всего лишь трех дней, чтобы его испытать. А я усердно о нем молился».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

Подготовила Дарья Малашина-Мазур

На протяжении многих столетий Афон играл важную роль в развитии отечественной духовности и культуры. В чем проявлялось это влияние? Чем интересен Афон нашим современникам? Об этом и многом другом мы беседуем с игуменом Петром (Пиголем). Наш гость не понаслышке многое знает об Афоне. Ведь на протяжении нескольких лет он был насельником Свято-Пантелеимонова монастыря, а затем трудился над открытием Московского Афонского подворья и был его первым настоятелем.

- Отец Петр, расскажите, как начинался Ваш иноческий путь?

До прихода в Церковь я был моряком, ходил в загранплавания, а перед этим у меня были годы срочной службы на Северном флоте. Поэтому мое духовное становление проходило в необычных и даже суровых условиях. Особенности этой жизни повлияли на многие мои решения. Придя из очередного плавания, я отправился в Московскую духовную семинарию. Надо сказать, что я был из совершенно нецерковной среды, и когда меня спрашивали: «Из какой ты епархии?», я даже не совсем понимал, о чем речь идет. Но меня это совершенно не смущало, потому что был большой интерес, большой духовный подъем. Когда я определился с выбором жизненного пути, логично было поступить в Троице-Сергиеву Лавру. Но Господь управил так, что поступил я в Свято-Данилов монастырь, который тогда только открывался. В стенах этой древней обители возрождалась традиция монашеской жизни, которая была совершенно прервана в советские годы. Это было очень интересно. И так получилось, что с самого начала моего монашества мне Богом было определено трудиться на поприще издательской деятельности. Когда стало известно, что рукополагать меня будет Митрополит Питирим (Нечаев), то наместник монастыря архимандрит Тихон (Емельянов) (ныне Митрополит Новосибирский и Бердский) сказал: «Издательским будешь». Ведь Владыка Питирим возглавлял тогда Издательский отдел Московской Патриархии. Эти слова оказались пророческими: где бы я ни нес послушание, всегда занимаюсь, в том числе, и издательской деятельностью. В Даниловом монастыре создавал издательство «Даниловский благовестник» и одноименный журнал. Когда я приехал на Афон, в Свято-Пантелеимоновом монастыре мне сразу же определили послушание в библиотеке, которое также было связано с издательской деятельностью. И на Афонском подворье в Москве я пытался возродить «Душеполезные размышления», которые издавал иеромонах Арсений (Минин). Но получился тогда альманах «К Свету». Затем некоторое время я трудился в Издательстве Московской Патриархии, заведовал там отделом книжной редакции и входил в Издательский Совет. Потом довольно продолжительное время возглавлял информационно-издательский сектор Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. А сейчас являюсь учредителем и главным редактором информационно-издательского центра «К Свету», который имеет свою направленность - основы православной духовно-аскетической культуры. У нас целый ряд научно-просветительских проектов, так или иначе связанных с Афоном. В частности, недавно вышла небольшая книга «Хощу видети во благости избранныя Твоя…». Это слова старца Иеронима Афонского, который на протяжении полувека, с 1836 года до своей кончины в 1885 году, подвизался на Афоне. В течение 45 лет он был духовником и старцем братии Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, был также строителем и благоукрасителем обители, организатором и благоустроителем всех сторон ее жизни. В книге приводится мой небольшой очерк о жизни старца, его духовное завещание и, что самое важное, устав общежительного монастыря - главное творение старца Иеронима. Это лучший устав общежительного монастыря, он содержит в себе все принципы святоотеческой духовно-аскетической традиции. Старец в свое время возродил эти традиции, и сегодня этот устав может помочь в деле возрождения российских монастырей.

- Когда Вы впервые посетили Афон?

Когда я был еще студентом Московской Духовной Академии, очень любил лекции архимандрита Иннокентия (Просвирнина), который занимался книжным наследием Афона. Он организовал работу большой группы ученых из Академии наук СССР, которая работала в библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря, занимаясь исследованием и копированием рукописей. Рассказы отца Иннокентия вызывали большой интерес, и у нас образовалась тогда большая группа желающих поехать на Афон и стать ее насельниками. Но это желание исполнилось только лет через пять, когда я уже был игуменом. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1991 году группа из девяти человек, в которую входил и я, оправилась на Святую Гору в качестве насельников Свято-Пантелеимоновой обители. На послушание меня определили в монастырскую библиотеку. И с того времени начался мой духовный и научный интерес к наследию Афона и старцев, а также работа над рукописями, которая впоследствии привела к изданию нескольких книг. В то время библиотека монастыря была в совершенно другом состоянии, чем сегодня. Помещение во многих местах было повреждено, и первое, с чего я начал, полез на крышу и залатал дыры, чтобы вода не попадала на книги. В хранилищах древних рукописей поселились крысы, которые вили себе гнезда, выдергивая страницы из разных книг. Я разорил восемь таких гнезд. Это происходило не потому, что монахам не было дела до библиотеки. Просто исторически сложилось так, что был период некоего запустения. Братии было очень мало, им едва хватало сил на то, чтобы поддерживать в обители хоть какой-то порядок. Сейчас благодаря серьезной финансовой помощи из России созданы все условия для того, чтобы обеспечить сохранность рукописей. В библиотеке установлено хорошее оборудование. Происходит копирование рукописей, которые становятся доступными для широкой научной общественности.

- Что особенно запомнилось Вам из того времени, когда Вы жили на Афоне?

В то время сокровенная традиция монашеского делания была более сокрыта от посторонних глаз, чем сегодня. Но когда я прибыл в эту монашескую республику, то сразу почувствовал, что это особая среда, которая хранит все традиции без искажений. История монашества на Афоне не прерывалась с древности. Я понял, что здесь можно обрести подлинный духовный опыт, стоит только захотеть и приложить усилия. Здесь сохраняется подлинная евангельская святоотеческая закваска. Сразу было понятно, что насельники монастырей - неслучайные люди, знающие, зачем они сюда пришли, что должны делать и к каким ценностям стремиться. Можно было общаться с такими великими старцами, как преподобный Паисий Святогорец, и пользоваться их благодатными наставлениями, и я старался не упускать такой возможности. Афон - это место, где есть множество духовных центров, которые имеют в себе все необходимое для духовного возрастания и спасения. В общей сложности насельником монастыря я был примерно семь лет. Но не так много времени мне было отведено на послушание в библиотеке, хотя это было дело по моему призванию и по душе. Мое назначение на это послушание хорошо восприняли мои учителя, среди которых был профессор Салоникского университета Антоний Тахиаос, статьи которого я использовал при написании своей диссертации. Он воспринял мое назначение в библиотеку с воодушевлением, так как занимался славянскими рукописями и наметил план нашего сотрудничества. Но Господь судил иначе. Через некоторое время меня назначили в Москву представителем Пантелеимоновой обители при Патриархе Московском и всея Руси с конкретной задачей - возродить в Москве Афонское подворье.

- А для чего оно было создано в XIX веке?

 - Афонское подворье в Москве было основано еще в 1879 году по благословению старца Иеронима (Соломенцева). Настоятелем туда был направлен иеромонах Арсений (Минин), который прибыл вначале в Москву со святынями с целью сбора пожертвований для Пантелеимонова монастыря. Но все тогда почувствовали, что, помимо такой миссии, нужно послужить народу Божиему в России. Сначала была создана просто часовня, потом появились уже храм и комплекс зданий. Цель организации подворья - духовное просвещение православного народа России. И плоды были огромными: было издано множество душеполезных книг, распространены афонские святыни. Была издана книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», которая в России переиздавалась множество раз: и до революции, и в наши дни. Наш центр также выпустил научное критическое издание по новообретенной рукописи этой книги. Мы проясняем, что ее автором был ученик старца Иеронима - схиархимандрит Михаил (Козлов). Он принес рукопись в Россию и передал святителю Феофану Затворнику. С его благословения и одобрения Оптинских старцев книга вышла в свет. Эта книга о внутреннем духовном делании и непрестанной Иисусовой молитве является очень полезным душеназидательным чтением. Благодаря деятельности Афонского подворья братия Свято-Пантелеимонова монастыря пополнялась русскими иноками. Они селились также и в скитах, и в кельях. Это составляет понятие «Русский Афон», под которым подразумевают и русские обители Святой Горы, и многочисленную русскую святогорскую монашескую общину, сложившуюся в XIX - начале XX века, с ее добрым внутренним устроением, а также и спасительное духовное влияние Афона в России.

- Чем лично Вас заинтересовал старец Иероним (Соломенцев)?

Интерес у меня многогранный: это и научный интерес к его деятельности как духовного руководителя, интерес к его личности - почему он имел такое большое влияние, интерес к наследию его. В свое время, когда нес послушание в библиотеке монастыря, я разбирал документы XIX века. Отец Иннокентий с группой ученых ведь занимались только древними рукописями. А письма и документы XIX века были собраны отдельно.

В основном они были связаны с жизнью и деятельностью отца Иеронима и отца Макария (Сушкина). В этих рукописях я обрел небольшую записку, где было написано: «Мы бережно собрали и сохранили драгоценные бисеры наших старцев и надеемся, что Господь в будущем воздвигнет делателя, который явит миру их светлый образ». Эта записка коснулась моего сердца, с этого и начался мой личный интерес к деятельности старцев. Эту деятельность продолжил мой преемник - иеромонах Иоаким (Сабельников), мой однокурсник, с которым мы вместе приехали в монастырь. В результате стали выходить книги про старца. Предполагался проект под названием «Великая стража», который включил бы издание трех книг. Но вышел лишь первый том «Жизнь и деятельность старца Иеронима (Соломенцева)». Он сложился на основе копий тех рукописей, которые привез отец Иоаким, когда приезжал в Россию с мощами великомученика Пантелеимона в 2000 году. Благодаря этому изданию многие обратили внимание на духовное наследие старца, началась подлинная научная работа, был издан ряд книг. А благодаря празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне волна интереса усилилась и явила миру много нового из наследия Пантелеимонова монастыря. В нашем центре издали книгу «Старец-духовник иеросхимонах Иероним Афонский», в который вошли сведения о его жизни, учении в систематической форме. Также мы издали книгу «Монах Климент» об ученике старца Иеронима Константине Николаевиче Леонтьеве, который известен как дипломат, писатель, религиозный мыслитель, философ. Последние годы жизни он был под духовным руководством преподобного Амвросия Оптинского и по его благословению пострижен в монашество. Обращение к вере этого мыслителя произошло на Афоне. И его творчество как философа, публициста, религиозного мыслителя во многом связано со Святой Горой. В афонский период были изданы его основные труды - «Византизм и славянство» и другие. Они по духу полностью святоотеческие. В то время эти труды были непопулярны, Леонтьев скорее писал для нас с вами. Но его политические предсказания, к примеру, о революции, полностью исполнились. Интересно, что его размышления как православного духовного политика очень интересны и востребованы сегодня. Он разработал идею византизма - идею великого восточно-православного союза во главе с Россией.

Продолжение следует

Беседовала Марина Шмелева

http://pravpokrov.ru/church_life/?ELEMENT_ID=15476

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме