Смоленский собор новодевичьего монастыря. Храмы новодевичьего монастыря

Адрес: Россия, Москва, Новодевичий проезд
Дата основания: 1524 год
Основные достопримечательности: собор Смоленской иконы Божией Матери, церковь Спаса Преображения, Колокольня, церковь Успения Пресвятой Богородицы
Святыни: Смоленская и Иверская иконы Божией Матери, икона святителя Николая с частицей мощей, ковчеги с частицами святых мощей разных святых
Координаты: 55°43"34.5"N 37°33"21.7"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Новодевичий монастырь – одна из крупнейших московских обителей , которая находится на Девичьем поле в Хамовниках, в излучине великой Москвы-реки. Название «Девичье» поле в этой местности получило из-за того, что здесь в годы нашествий татаро-монгольского ига отбирали русских красавиц для Золотой Орды. Сам же монастырь наименовали Новодевичьим для его отличия от Стародевичьего Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле .

Монастырь с высоты птичьего полёта

Некоторые источники объясняют название обители фамилией ее первой игуменьи Елены Девочкиной, вышедшей из монахинь. В древности Новодевичий монастырь был известен и под другим именем – Богородице-Смоленский. Но, как бы его не называли, он все равно остается одной из старейших и знаменитых женских обителей, существующих в русском Православии.

Закладка Новодевичьего монастыря приходится на 1524 г., когда князь Василий III взял Смоленск. Желая увековечить успешное освобождение жителей города от векового господства литовцев, при возвращении из похода он заложил деревянную церковь. Через год в нее крестным ходом перенесли копию иконы Смоленской Божьей Матери, которая считалась заступницей русских войск. Так 1525 г. вошел в историю как год основания обители . Подобно другим храмам-крепостям с высокими неприступными стенами, Новодевичий монастырь должен был стать не просто местом для вознесения хвалы Богу, но и взять на себя функции крепости, защищая Москву с юга.

Слева направо: Чеботарная башня, колокольня, Швальная башня

В памятное в истории России Смутное время обители пришлось пережить разорение. Но благодаря богатым пожертвованиям царских и боярских дочерей, жен, сестер и просто вдов, принимающих постриг, ее облик был восстановлен до прежнего уровня. После смерти царя Федора Ивановича в монастырь ради служения Господу прибыла его вдова и после совершения пострига сменила имя Ирина на Александра. Со временем в монастырь прибыл и Борис Годунов – ее брат, и здесь же он принимал избрание на царство, когда его просили стать главой российской державы.

Царевна Софья – еще одна важная персона, проживавшая в монастыре. Но она обитала в нем «на покое», то есть не как постриженная монахиня. В Новодевичий монастырь она прибыла после проигрыша в политической битве с Нарышкиными. Ее единомышленников не оставили в живых – все они были казнены прямо у стен обители. Как в заточении здесь пребывали и Мария, Екатерина и Федосья Милославские, и Евдокия Лопухина – бывшая жена Петра I, мать царевича Алексея. Гробницы скончавшихся Софьи и Евдокии находятся на сохранении в Смоленском соборе.

Слева направо: Царицынская башня, церковь Спаса Преображения над северными воротами, Напрудная башня

В 1812 г., когда наполеоновские полчища бесчинствовали в Москве, обитель ожидала печальная участь – ее хотели взорвать. Но благодаря монахине Саре монастырь остался цел – женщина успела вовремя погасить фитили, тлеющие возле бочек с порохом.

Новодевичий монастырь стал последним пристанищем для многих известных людей того давнего времени. Здесь похоронены некоторые декабристы, поэт-партизан Давыдов, сыновья историка Соловьева, и сам Соловьев. С 1898 по 1904 гг. в южной части монастырского двора появилось новое кладбище, обнесенное стенами.

Трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы

В 1922 г. обитель получает новую жизнь – сначала она становится Музеем раскрепощения женщины, а затем – Историко-бытовым и художественным музеем. Благодаря открытию этих учреждений удалось сохранить архитектурный комплекс монастыря практически в неизменном виде. В 1934 г. Новодевичий монастырь вошел в Государственный исторический музей в качестве филиала. В 1943 г. при нем открылись богословские курсы, а вслед за ними – и Богословский институт. С 1994 г. в древнюю обитель возвращается былая жизнь – в ней появляется монашеская община. Наконец, с 1995 г. монастырь становится памятником архитектуры федерального значения, а с 2004 г. в связи с 480-летием со дня основания он входит в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурные особенности Новодевичьего монастыря, его основные сооружения

Весь монастырский комплекс представлен 14 зданиями, 8 из которых являются храмами, а остальные 6 – жилыми и хозяйственными постройками. Его стены и башни изначально были деревянными, но при Софье их укрепили и расширили. На сегодняшний день их общая протяженность составляет 870 м.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Высота конструкций варьируется в пределах 7 – 11 м, значение толщины достигает 5 м. В совокупности их форма напоминает неправильный пятиугольник, окружающий подворье в 5 га. По периметру стен проходят 12 башен, привлекательных богатыми навершиями. Четыре угловые круглые башни называются Чеботарная, Напрудная, Сетуньская и Никольская, и к ним пристроены стрелецкие караульни. Башни Швальная, Лопухинская, Предтеченская, Царицынская, Покровская, Саввинская, Затрапезная, Иоасафовская имеют форму четырехугольника.

Самой древней постройкой из камня на территории монастыря является Смоленский собор. Шестистолпный храм, окруженный с трех сторон широкой галереей, стоит на высокой подклети. В первые годы после его строительства на галерее находились 4 придельные церкви. Сегодня из них остались только 2 – это церковь святой мученицы Софии и церковь святых апостолов Прохора и Никанора.

Караульня у Напрудной башни

Церковь святого Амвросия Медиоланского является вторым по значимости комплексом обители. Святыня дополнена трапезной и палатами, в которых проживала царица Ирина. Во 2-й половине XVI столетия постройка представляла собой отдельную усадьбу, хозяйками которой были княгиня Ульяна Удельная и царица Ирина Годунова (обе известны в монашестве под именем Александра). В результате сильного пожара, вспыхнувшего на подворье в 1796 г., здание этой церкви сильно пострадало и утратило первоначальный вид.

Трапезная палата – обширное бесстолпное сооружение площадью 323 кв. м, стоит на высокой подклети. С востока к нему примыкает четверик Успенской церкви. На втором ее этаже расположен придел, обустроенный в честь Сошествия Святого Духа. В нем хранится древний иконостас. Украшением и вершиной храма служило изящное пятиглавие, но оно пострадало во время пожара 1796 г. Древнее здание окружала открытая белокаменная галерея, однако из-за ветхости в начале XIX века ее пришлось разобрать. Благодаря ряду восстановительных работ, проведенных по проекту Казакова, здание Успенской церкви приобрело свой нынешний вид.

Слева направо: Никольская башня, Царицынская башня

Надвратная Покровская церковь стоит над южными вратами обители. Ее оригинальный облик обусловлен использованием в строительстве приема, характерного для украинского зодчества. Так, 3 ярусные главы выставлены в один ряд над притвором храма, его трапезной и алтарем. В боковых главах оборудованы звонницы. Мариинские палаты – жилище царевны Марии Алексеевны, примыкают к Покровской церкви с востока.

Преображенская церковь возведена над северными, или святыми воротами. Ее еще называют визитной карточкой всей Новодевичьей обители , ведь при взгляде на нее кажется, будто она парит над всеми сооружениями. Окна на высоком четверике церкви идут в 3 ряда, сам же четверик опоясан крупными белокаменными раковинами и гранеными барабанами с главками. С западной части двора к церкви примыкают Лопухинские палаты. Изначально они предназначались для проживания царевны Екатерины Алексеевны, но впоследствии стали покоями первой жены Петра I, царицы и инокини Лопухиной Евдокии Федоровны.

Церковь Спаса Преображения

Главной достопримечательностью Преображенской церкви является резной иконостас, изготовленный Карпом Золотаревым. Все иконы в нем отличаются уникальностью письма и тонкостью исполнения. Среди них находятся удивительные и ценные экземпляры, отражающие идеи царевны Софьи.

Монастырская колокольня строилась в последние годы правления Софьи (1687 – 1689 гг.). Ее 72-метровая конструкция представлена 6 ярусами восьмериков, окруженных роскошными галереями с балюстрадами из белого камня. На 3-м и 5-м ярусах располагаются звонницы. Первый ярус занимала церковь, построенная в память о преподобных Варлааме и Иоасафе, царевиче Индийском. У подножия колокольни располагались покои Евдокии Алексеевны Милославской, которые соединялись с обозначенной церковью.

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом) по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки монастырь в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества.

Поле получило название Девичье от того, что согласно преданию, во времена нашествия войск хана Батыя, здесь отбирали русских девушек, которым впоследствии предстояло отправиться в неволю в Золотую Орду.

Каменные стены и башни обители возвели в конце XVI века во времена правления Бориса Годунова. «Кремлем в миниатюре» называли Новодевичий монастырь. Высокие стены, зубчатые башни, бойницы - настоящий форпост, с трех сторон окруженный Москвой-рекой. Они охраняли подступы к Москве с запада, входя в четверку мощных обителей вокруг столицы, наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.

Новый расцвет Новодевичьего монастыря начинается с приходом к власти династии Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь восстанавливается и становится действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он превращается в царское богомолье.

При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая, надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи – царевен Марии и Екатерины. Сама же царевна Софья после прихода к власти Петра I была заключена и пострижена в Новодевичьем монастыре под именем Сусанны.

После захвата монастыря в 1812 году, Наполеон разместил здесь свою батарею, а перед уходом приказал сжечь обитель. К счастью, сожжен Новодевичий не был – после ухода французов, монахини успели погасить фитили у пороховых бочек и погасили не разгоревшийся огонь.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены, в самом соборе похоронены женщины царской фамилии.

Новодевичий — единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому, в 1994 году снова стал действующим.

Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, сохранил сложившийся в конце XVII века уникальный ансамбль зданий. Монастырь никогда не перестраивался и не реконструировался, благодаря чему пронес через века удивительную красоту своей архитектуры.

Сегодня в Новодевичьем монастыре соседствуют действующая обитель и музейные экспозиции, так как это не только памятник старины и часть русской истории, но и место, окутанное преданиями и легендами.

Легенды и предания

Одна из них гласит, что баскаки Золотой Орды собирали дань с Руси не только деньгами, но и девушками. Поле, на котором московские красавицы прощались с родными перед отправкой в неволю, назвали Девичьим. Согласно второй легенде, своим именем обитель обязана первой настоятельнице - Елене по прозвищу Девочкина. Третья, самая прозаичная легенда, гласит, что такое название дано для отличия от кремлевского Вознесенского (Стародевичьего) монастыря, который был разрушен в 1929 году.

Сохранились предания о том, что в тяжелые времена призраки первой настоятельницы монастыря Елены и сестер являлись то на церковной паперти, то на монастырских стенах. Их видели плачущими во время чумы 1771 года, когда монастырь стал больницей; фигуры монахинь появились на стенах монастыря в 1812 году, когда Наполеон только перешел границу Российского государства; они приходили к несправедливо обиженным монахиням, а однажды Елена со своими келейницами явилась московскому архипастырю и попросила заступиться за угнетенных, после чего в монастыре было начато расследование.

Монастырь в судьбе женщин

Монастырь основан по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки обитель в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества. Правда, существовала и другая причина, уже личного характера, побудившая великого князя начать строительство. Он собирался развестись с Соломонией Сабуровой, которая за 20 лет брака не родила ему наследника, и сослать ее в этот монастырь. Но Соломония узницей Новодевичьего не стала - после пострига она настояла, чтобы ее отправили в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала как великая княгиня.

Надо сказать, что история Новодевичьего монастыря на протяжении веков всегда переплеталась с трагическими судьбами многих знатных русских женщин. После смерти последнего Рюриковича, царя Федора Иоанновича, в монастырь удалилась его вдова, царица Ирина, сестра Бориса Годунова. Перед отправкой в ссылку в монастыре содержалась знаменитая раскольница - боярыня Морозова. Мятежная царевна Софья, потерпев поражение в борьбе за власть, была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанна. Неугодную жену Петра Евдокию Лопухину тоже ждала участь монахини этой обители. Кроме особ царской крови в монастырь отправлялись неугодные боярские жены, вдовы, незамужние дочери и сестры.

История обители

Облик Новодевичьего монастыря не всегда был таким, каким он предстает перед нами сегодня. Изначально его стены и башни были деревянными. На устройство обители в 1523 году из казны выделили 230 килограммов серебра, и уже через год она была возведена. Строительство же Смоленского собора завершили 13 мая 1525 года. Из-за спешки в процессе строительства произошел обвал здания и погибли несколько артелей каменщиков ― всего 56 человек; до сих пор в обители их поминают молитвами.

Каменные стены и 12 башен Новодевичьего монастыря появились в конце XVI века при Борисе Годунове. Они охраняли подступы к Москве с запада. Монастырь входил в четверку мощных обителей-форпостов вокруг столицы наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.

Новый расцвет монастыря начался с приходом Романовых. Он был восстановлен и превращен в царское богомолье. Однако святость этого места не помешала Наполеону Бонапарту разместить здесь свою батарею, а перед уходом из Москвы отдать приказ сжечь храмы. Но казначейше обители, монахине Саре, удалось затушить фитили у пороховых бочек. Наполеон долго стоял на другой стороне Москвы-реки, ожидая грандиозного пожара в Новодевичьем. И тогда хозяин находившегося рядом с монастырем дома запалил свои строения. Бушевавший огонь обманул императора, и монастырь был спасен.

В 1922 году монастырь был закрыт, и в его стенах создали Музей раскрепощения женщины, позже ставший филиалом Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны в храмах Новодевичьего монастыря вновь разрешили проводить богослужения, на его территории открылись Московские богословские курсы и Богословский институт. Сейчас в Новодевичьем располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. Также в монастыре представлена интереснейшая экспозиция Церковного музея Московской епархии РПЦ.

Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, получил сертификат о включении в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в 2004 году как шедевр русских и итальянских архитекторов, камнерезов и живописцев. Сложившийся в конце XVII века уникальный в своей сохранности ансамбль зданий никогда не перестраивался, не реконструировался и пронес через века удивительную красоту архитектуры в стиле «московское барокко».

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Итальянец Алевиз Фрязин и русский зодчий Нестор возвели собор в 1524–1525 годах по образцу великого Успенского собора Московского Кремля. 70 икон, украшающих иконостас Смоленского собора, подарены Борисом Годуновым. Уникальная фресковая роспись храма, иллюстрирующая Акафист Пресвятой Богородице, рассказывает о непростой политической ситуации времен постройки собора. Именно здесь Борис Годунов дал согласие на царствование.

Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы ходили в Новодевичий монастырь на богомолье пешком из Кремля. Под стенами монастыря после службы угощали паломников; с тех пор в Москве возникла традиция народных гуляний у стен Новодевичьего.

Стиль «московское барокко»

Здания, построенные во второй половине XVII века, образуют уникальный и прекрасно сохранившийся ансамбль в новом тогда для Москвы изящном и нарядном стиле. За стеной с двурогими зубцами, с башнями, украшенными резными коронами, открывается ансамбль удивительных по красоте зданий. Грандиозное строительство на территории монастыря развернулось в правление царевны Софьи Алексеевны.

Колокольня

Авторство проекта колокольни Новодевичьего монастыря приписывают крепостному зодчему Якову Бухвостову. Скорее всего, правительница Софья в опекаемой ею обители хотела видеть колокольню по образцу кремлевского Ивана Великого. Но она превзошла ожидания. Пять последовательно уменьшающихся восьмериков необыкновенно выверенных пропорций, изысканно украшенных белокаменной резьбой, гармонично перекликаются с другими строениями монастыря. Великие архитекторы Баженов и Бове считали колокольню Новодевичьего самой красивой и гармоничной в России.

Старинная московская улица Пречистенка получила свое название по указу царя в 1658 году в честь иконы Пречистой Девы, с которой шли из Кремля в Новодевичий монастырь.

Некрополь Новодевичьего монастыря

На территории монастырского некрополя похоронены члены семей княжеских родов, выдающиеся деятели искусства, политические деятели, ученые и военачальники. В конце XIX века кладбище было расширено за пределы монастыря. Эта часть некрополя пострадала во время реконструкции в 30-е годы, многие могилы сочли «лишними», оставив только захоронения ученых и писателей. В советские годы Новодевичье кладбище приобрело статус второго по значимости некрополя после Кремлевской стены.

Новодевичий монастырь - один из самых удивительных по красоте архитектурных ансамблей Москвы. Монастырь расположен на юго-западе города, на своеобразном полуострове, окруженном с трёх сторон рекой Москвой, и представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающих жилые и хозяйственные постройки, колокольни, церкви.

Новодевичий женский монастырь был основан 485 лет назад , в 1524 году в пригороде Москвы в урочище Лужники на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом).

Название Девичьего поле получило потому, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий на нем отбирали русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

Это место находилось на перекрестке городских путей : сухопутной Смоленской дороги с востока и водного пути по реке Москве с запада. Окруженный высокими неприступными стенами, монастырь был призван стать не только Домом молитвы, но и крепостью на пути к Москве.

Основание монастыря произошло по указу князя Василия III - в честь взятия в войне с литовцами Смоленска. Также Великий князь повелел главный соборный храм освятить в честь чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери "Одигитрия".

Икона Божьей Матери "Путеводительница" (по-гречески "Одигитрия"), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и сначала находилась в Иерусалиме. Затем ее перенесли в Царьград (Константинополь, столицу Византийской империи), где императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке византийский император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, после чего икона и получила наименование Смоленской.

В XIV веке "Одигитрия" была перенесена в Москву . Но в XV веке жители Смоленска, находясь под властью Польши, попросили вернуть икону их городу. Икону из Москвы в Смоленск провожали торжественно, с крестным ходом. Прощальный молебен был совершен на Девичьем поле.

Монастырь получил наименование "Пречистые Одигитрии Нового девичьего" , или Новодевичьего, - в отличие от старого девичьего монастыря, существовавшего в Кремле с конца XIV в. Название обители также производят от фамилии первой игумении схимонахини Елены Девочкиной. Существовало второе название монастыря - Богородице-Смоленский.

Изначально стены и башни монастыря были деревянными. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

К XVII веку территория Новодевичьего монастыря была окружена кирпичными стенами с 12 башнями. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами.

В стенах были сделаны бойницы - отверстиями для стрельбы. Монастырские стены были украшены каменной резьбой.

Большая часть ныне существующих зданий монастыря относится ко второй половине XVII века и является прекрасным образцом стиля "московское барокко".

Главный собор монастыря, названный в честь Смоленской Иконы Божией Матери, был возведен в 1524-1525 годах и закончен к престольному празднику 10 августа (по старому стилю 28 июля). День освящения собора считается датой основания Новодевичьего монастыря. Соборный храм монастыря построен по образцу Успенского собора Кремля.

В 1525 году в храм перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе.

Роспись стен собора относится к 1526‑1538 годам, сводов — ко времени правления Бориса Годунова. В XVII и XVIII веках фрески Смоленского собора неоднократно обновлялись.

Над главным входом в обитель в 1683-1685 годах была возведена церковь Преображения Господня. В то же время была построена шестиярусная колокольня высотой 73 метра. Также в конце XVII века над южными воротами монастыря возвели церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К юго-западу от Смоленского собора в 1685-1687 годах была отстроена старинная трапезная с церковью Успения.

Успенский трапезный храм был перестроен в начале XIX века: разобрана открытая галерея, первоначально окружавшая весь храм, сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой.

Основные здания (собор, колокольня, трапезная) поставлены в одну линию и образуют панораму, широко открывающуюся при входе в монастырь. Небольшая площадь перед собором фланкирована вспомогательными корпусами.

Новодевичий монастырь являлся богатейшим монастырем Москвы , пользовался покровительством русских царей и владел обширными земельными угодьями.

Расположенный в излучине реки Москвы у трех переправ (у Дорогомилова, Крымского брода и Воробьевых гор), монастырь играл оборонительную роль, защищая Москву с юго-запада: когда в 1591 году к Москве подошла орда крымского хана Казы-Гирея, отрядам стрельцов, расположившимся в монастыре, удалось предотвратить переправу неприятеля через реку. Но и самим монахиням монастыря пришлось однажды оказать сопротивление врагу. Это случилось в 1812 году, когда Наполеон, отступая из Москвы, пытался взорвать монастырские постройки. Тогда монахини обезвредили заложенные заряды.

В XVI-XVII веках монастырь был местом пострижения в монахини представительниц царской династии , а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря.

В Новодевичьем монастыре приняли постриг первая русская "самодержавная" царица Ирина Годунова, царевна Софья (после неудачного заговора против Петра I); в Новодевичьем монастыре провела последние годы жизни первая жена Петра I ‑ Евдокия Лопухина. Гробницы Софьи и Евдокии сохранились и находятся в Смоленском соборе монастыря.

Некрополь , возникший в монастыре в XVI веке, в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д.

На территории Новодевичьего монастыря похоронены поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, писатели Иван Лажечников и Михаил Загоскин, генерал Алексей Брусилов. Похоронены здесь и многие участники Отечественной войны 1812 года. Непосредственно к Новодевичьему монастырю примыкает обнесенное стеной Новодевичье кладбище, где погребены известные деятели культуры и политики.

После Октябрьской революции Новодевичий монастырь упразднили, но в 1922 году объявили музеем, что позволило сохраниться уникальному архитектурному ансамблю монастыря почти нетронутым. С 1934 года Новодевичий монастырь ‑ филиал Государственного исторического музея. В музее функционирует целый ряд экспозиций, проводятся тематические экскурсии.

В 1944 году в стенах Новодевичьего монастыря начали работу , позже переведенные в Троице-Сергиеву Лавру как Московские Духовные академия и семинария.

В 1945 году Успенский собор был возвращен церкви. С 1964 года при Успенском храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского.

Монашеская жизнь на территории Новодевичьего монастыря возобновилась в 1994 году, а с 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.

В Новодевичьем монастыре Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея, а женский монастырь в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского. В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление. Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря дошел до наших дней практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью: он являлся и поныне является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района Москвы.

Современные охранные статусы монастырского ансамбля: особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 года) и памятник архитектуры федерального значения (с 1995 года).

В 2004 году, когда Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет, его архитектурный ансамбль был включен в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Известный многим кружевной ансамбль Новодевичьего монастыря набил оскомину в сообществах фото-путешествеников ничуть не меньше Храма Василия Блаженного - красиво, фотогенично, но было, было уже много раз. Но ведь не может же быть, чтобы мы знали о нем все! Должны быть неразгаданные загадки у такой хорошо всем знакомой достопримечательности.

Узнаваемые изысканные зубцы и каменные кружева - атрибуты московского барокко. Основные перестройки, придавшие монастырю нынешний вид, были инициированы царевной Софьей - она словно предвидела свою судьбу!

Я все-таки размещу здесь фотографии поразившего меня своей красотой монастыря, а вы хотите - смотрите, хотите - нет. А может, кому и почитать интересно будет и попробовать загадки разгадать.

Тонкий профиль башен монастыря и растущие неподалеку монструозные верзилища - какое нелепое соседство!

Загадка №1. НАЗВАНИЕ

Конечно, кто же не знает - Новый Девичий, потому что был и старый Девичий, ставший потом Зачатьевским! Это понятно, а вот почему «Девичий»? Потому ли, что девицы и жены сюда постригались? Тогда, это было бы сродни тому, как если бы в наше время новый монастырь назвали бы просто Женским - не благолепно как-то, хотя Павел Алепский утверждал обратное - он считал, что Девичьим монастырь назван как раз потому, что собраны здесь были женщины-инокини из самых знатных родов, в основном незамужние девицы.

Святые врата Новодевичьего монастыря. С первого раза мне сюда проникнуть не удалось, пришлось приезжать еще раз.

Фамилия первой игуменьи, приглашенной в монастырь Василием Третьим - Девочкина, но вряд ли монастырь назвали в честь нее - тогда бы он был «Девочкин». Вероятнее всего, название все-таки пошло от географической местности - Девичье поле. Существовала красивая легенда, что во времена татарской напасти сюда приводили девиц, отдаваемых татарам в виде дани. Все это, не более, чем миф. По другой версии, уже более вероятной, название закрепилось здесь еще со времен языческих, когда на месте Москвы существовало несколько небольших славянских поселений. На этом поле, возможно, происходили игрища, во время которых молодцы выбирали себе в жены девиц. Некоторые исследователи предполагают еще более прозаичную версию - было здесь, и правда, поле, на котором девки пасли коров. Причем полем это было довольно долго, если судить по старым изображениям.

Гравюра 19 века по рисунку начала 18 века

Росписи на столпах Смоленского собора

Загадка №2. Предназначение. О нем мы уже упоминали в первой загадки - строился он якобы для вдов и девиц знатных родов, статус и богатство его должны были соответствовать их положению. Хотя мне лично с трудом представляется, как князь Василий, лишенный сна и пищи, целыми днями томит себя размышлениями: «Куда же мне подевать знатных девиц? А не забабахать ли мне для них монастырь побогаче?». Думаю, намного проще было заглянуть в одну из уже имеющихся многочисленных обителей и сказать: «Подуберите тут, побелите-покрасьте, ковриков пару на пол киньте, мы тут к вам хотим знатных девиц определить». Понятно, что эта причина вряд ли была первичной.

Иконостас Смоленского собора

Еще одна версия, в которой я сама поначалу сомневалась, - монастырь Василий Третий строил для того, чтобы создать в будущем приличные условия для проживания своей опальной бездетной жене Соломонии Сабуровой, которую он намеревался постричь в монахини.

Пострижение Соломонии (миниатюра летописного лицевого свода). На этой иллюстрации официальной версии все выглядит вполне благопристойно.

Поначалу я засомневалась - ведь развод царя и насильственное пострижение его преданной супруги были событиями из ряда вон выходящими, взбудоражившими народ и духовенство, связь с этими событиями могли усматривать там, где ее и не было. Тем более, что год развода и год основания монастыря совпадают - 1525. Сомнения возникли потому, что в конечном итоге Соломонию он все-таки постриг, но совсем в другом монастыре. Само пострижение происходило в храме «Рождества Причистой на Рве», а жить ее определили в Каргополе, как утверждает все тот же Постниковский летописец. Причем поначалу келью ей князь повелел срубить деревянную в лесу. Если это правда, то не особо-то он церемонился с женщиной, которая отдала ему 20 лет жизни.

Своды собора (Эх, как же мне росписи нравятся! Обязательно еще раз сюда приду!)

Только через пять лет Соломонию отпустили в Суздальский монастырь, где она со временем и умерла, пережив и мужа, и его новую красавицу-жену Елену Глинскую. Однако уже в процессе написания рассказа, я обнаружила ссылки на документы, в которых говорилось, что в новом монастыре предполагалось ввести особый новый устав, предполагающий строгую изоляцию постриженной царицы. Для надзора за ней из Суздальского монастыря были переведены 18 стариц с игуменьей Еленой Девочкиной во главе. Соломонию перевели в другое место, судя по всему, потому, что она оказала яростное сопротивление - в наказание ее услали подальше от Москвы и условия для проживания предоставили достаточно жесткие. Несознательным элементом оказалась царица - ну, никак не хотела после жизни в кремлевских палатах идти в монастырь!

Полотенца, изображенные на стенах храмов, символизируют чистоту и разделение земного и небесного.

Еще одной целью было размещение в приличествующем месте списка Смоленской Иконы Богоматери Одигитрии, принесенной из Смоленска в 14 веке княгиней Софьей Витовтовной. Во времена царствования Ивана Третьего икону вернули обратно в Смоленск, сделав с нее список.

Иван Третий с семьей (посередине среднего ряда слева) во время шествия с иконой Одигитрии (вышитая пелена)

Во время крестного хода на Девичьем поле был отслужен торжественный молебен. По легенде, на месте этого события и была основана обитель, куда список и поместили. Поначалу, скорее всего здесь возвели часовню или обыденную (построенную за один день) церковь.

Росписи на Северной стене Смоленского собора посвящены истории иконы Одигитрии. "Заказ в Константинополе и принятие монахом Германом иконы Одигитрии"

Изгнание Иконы из Константинополя императором Львом Исавром

А может быть, и обитель небольшая тут появилась. Возможно, но свидетельства об этом весьма туманны. Еще одной немаловажной причиной был обет Василия Третьего, данный им в 1514 году после победы над Литовцами под Смоленском - он пообещал основать Девичий монастырь и построить в нем большой собор в честь Богородицы Смоленской и еще несколько храмов («поставити в Москве на посаде девичий монастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения Честнаго креста, и иные»). Еще в 1523 году, если верить его духовному завещанию, Василий сетовал о том, что обет свой он помнит, но поставить храмы так и не успел. После победы над Казанью в 1524 году князь смог приступить к исполнению обета, в 1525 году обитель была основана, Василий одарил ее деревнями и землями.

Постройка Новодевичьего монастыря (миниатюра Лицевого летописного свода)

До недавних пор считалось, что главный собор монастыря - Иконы Смоленской Богоматери, построен в год его основания - в1525, эта дата фигурирует практически во всех источниках и, похоже, раз указанная неверно, она просто переносилась из документа в документ. В последние десятилетия после многочисленных исследований эта версия оспаривается.

Загадка №3. Время постройки Смоленского собора. Постниковский летописец об этом пишет так: «Тое же весны (1525) поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем цер¬ковь пречистый богородици Одегитрия да Произхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармена, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновение Ивана Предтечи».

Смоленский собор Новодевичьего монастыря

Однако нигде не указано, что речь идет о том самом соборе, который мы можем видеть сейчас. Возможных дат его постройки рассматривается несколько - 1525, 1530, 1551 и даже 1598 годы. Учитывая то, что еще в 1523 году Василий Третий сокрушался о невыполненном обете, было бы несколько наивно предполагать, что за два года был построен собор таких размеров.

Собор и колокольня (ее высота - 72 метра)

Кроме того, стилистика храма существенно отличается от тех церквей, которые возводили в тот период. Дата 1530 год появилась в качестве предположения, когда в подклете храма нашли надгробия умерших в 1530-х годах, однако, при дальнейших исследованиях оказалось, что надписи на плитах выбиты тоже гораздо позже, чем указанные на них даты - очевидно погребения перенесли сюда и сделали копии первичных надгробий.

Лопухинские палаты (Евдокия Лопухина пожила здесь только при внуке)

Изразцовая печь в Лопухинских палатах

Некоторые детали, а особенно размеры собора свидетельствуют об некоей архитектурной гигантомании заказчика, которая, как известно, была присуща Ивану Грозному. Ряд исследователей считают, что собор возвели в 1551 году - ведь существует документ о том, что при строительстве каменного храма в Новодевичьем обрушилась кровля и погибло много строителей - вероятнее всего, речь идет о Смоленском соборе. В пользу этого говорят и явные следы переделки кровли, произведенные прямо во время постройки.

Чудесная надвратная церковь Преображения

Однако некоторые ученые считают, что первый каменный собор, возможно, был действительно построен в 1550-х годах, однако лет через 10-20 он был разобран и перестроен. За Иваном Грозным такие дела уже водились - он разбирал и перестраивал соборы, возведенные им же пару лет назад. Ученые, настаивающие на этой версии, указывают на ряд архитектурных деталей собора - они были типичными для 1560-70х годов, но ранее не встречались.

Успенская церковь с трапезной

Загадка №4. Когда здесь поселилась царевна Софья?

Вопрос этот возник у меня после посещения Путивля несколько лет назад. В рассказах экскурсоводов, во всех путеводителях по Путивлю, на туристических сайтах, упоминающих о городе - упорно кочует утверждение, что царевна Софья после отстранения от власти изначально была помещена в Святодуховский монастырь в

Церковь св. Амвросия

Среди документов эпохи Петра сохранился его приказ о выделении средств на достройку обители - до этого игуменья написала на его имя прошение в 1687 году о том, что строительство новых зданий было начато давно, да все его никак не закончат по недостатку средств. Текст петровского указа я полностью привожу

Казначейские палаты

Больничные палаты (и моя подруга Марина - на этот раз мы ездили в Москву вдвоем)

Часовня Прохоровых (стиль модерн, 1911-1914 гг., арх. В.А.Покровский)

Тогда, при посещении Путивля, я особо не задумывалась, куда же после выдворения из Кремля была препровождена Софья - в Путивль, так в Путивль. Но теперь, побывав в Новодевичьем и почитав о нем литературу, я нигде не обнаружила упоминания о пребывании Софьи в Путивле - везде утверждается, что Софью сразу поместили в Новодевичий.

Поискав среди доступных мне источников (то есть среди тех старинных книг и документов, которые выложены в Сети), я не ни даты водворения Софьи в Новодевичьем монастыре, ни «следов» ее пребывания в Путивле. Наконец, после долгих поисков на одном из сайтов о православных монастырях, где упоминается Путивльский Святодуховский, я обнаружила скромную ссылочку: «В курском архиве хранится опись древних икон, утвари и богословских книг колокольного храма Путивльской Преображенской церкви, сделанная в 1924 году: под № 136 "кресло царевны Софьи"». Не знаю, является ли это доказательством пребывания Софьи в Путивле (на мой взгляд, доказательство весьма эфемерное) , однако это все, что мне удалось найти. Может, у кого-нибудь есть более точные данные - поделитесь.

Для себя я пока не нашла ответы на эти загадки, может быть, со временем они будут найдены. А может быть, и не важны они, ответы эти. Стоит себе несколько столетий нарядный кружевной ансамбли монастыря на берегу озера на радость всем. Дремлют старые стены и снятся им бледные лица добровольных и невольных послушниц, царственных женщин горестной судьбы, от которых зависели когда-то судьбы России.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...