Сочинение на тему Характеристика Андрея Соколова по рассказу Судьба человека (Шолохов М. А.). Сочинение на тему: Андрей Соколов. Произведение: Судьба человека Сочинение Образ и характеристика Андрея Соколова


Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы достойно выдержать испытания, посланные судьбой? Такой вопрос задает читателям в своем рассказе «Судьба человека» Михаил Шолохов.

С давних времен лучшими качествами характера считались: честность, верность, трудолюбие, стойкость, великодушие, патриотизм, самоотверженность и умение любить. Всеми этими качествами обладает главный герой произведения Андрей Соколов. Доказательством этому служит вся его жизнь.

Андрей, успев помыкаться по белу свету, в конце концов, осел в Воронеже, женился на любимой девушке Ирине. Жила молодая семья счастливо и дружно. От большой любви на свет появились дети, которые всегда радовали своих родителей.

Старший сын Анатолий оказался очень способным к математике, про него даже в газете писали. Герой видит настоящее счастье в простых, но очень важных вещах: дом, мир в семье, здоровые дети, любящая и понимающая жена. В его жизни царит гармония, и будущее представляется ясно, определенно. Но внезапно в этот бережно построенный мир врывается война. Рушится все, что было создано с такой любовью. Свой рассказ-исповедь Андрей Соколов начинает с воспоминаний о довоенной жизни, потому что со временем то, что казалось простым и обыкновенным, стало еще дороже.

Сцена прощания героя со своей семьей очень трогательная. Она раскрывает читателю любящую и чуткую душу Соколова. Своих дочерей он зовет ласково: «Настенька и Олюшка». Свою любовь и верность единственной жене Андрей Соколов доказывает даже после ее смерти. Ведь прошло уже несколько лет, а он по-прежнему одинок. Андрей с горечью вспоминает недовольство, которое он проявил когда-то по отношению к жене.

Тяжело складывалась судьба Андрея на фронте. Повоевать ему пришлось недолго. В мае 1942 года Андрей попал в плен к фашистам под Лозовеньками. Он готов был мужественно встретить смерть, но его не расстреляли, а забрали в плен. Но даже в плену Соколов демонстрирует лучшие человеческие качества: бесстрашие, отзывчивость, искренность.

В сцене допроса Андрея у Мюллера особенно ярко показан характер героя. Он открыто высказался жестокому коменданту лагеря о невыносимых условиях жизни пленных. Андрей вел себя очень достойно, хотя его жизнь полностью зависела в тот момент от коменданта. Последний оценил мужество пленного, назвал его «настоящим русским солдатом». А уважение врага многого стоит. Андрей, несмотря на свою усталость и голод, держится очень храбро и сохраняет свою честь.

Гостинец, который Андрей получил от коменданта, он честно разделил на всех военнопленных. Этот поступок характеризует его, как человека доброго и щедрого.

Сбежав из плена, Андрей Соколов мечтает вернуться к семье в Воронеж, но узнает страшную весть о трагической смерти самых дорогих ему людей.

Жизнь героя потеряла смысл после утраты родных. Лучик надежды на возрождение семьи мелькнул в душе Андрея, когда он получил весточку от сына. Но и эта надежда была разрушена. Сын погиб в День Победы...

Человек, попавший в такую ситуацию, может озлобиться и возненавидеть всех вокруг. Но этого не происходит с Андреем Соколовым. Несчастья и лишения не ожесточили его. Он продолжает жить и работать, хотя ему это дается непросто. Однажды Андрей случайно встретил Ванюшу, мальчика-сироту, к которому очень быстро привязался и вскоре усыновил. У героя хватило душевной теплоты, чтобы обогреть сироту и сделать мальчика счастливее. Взамен он обрел смысл жизни, он понял, что она продолжается, несмотря ни на что. В этом проявляется небывалая сила его характера.

Обновлено: 2012-04-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

ФИО: Елисеева Алена Анатольевна.

Должность:учитель

место работы: МБОУ

«Ключевская ООШ» Тюльганский район

Название предмета: литература

УМК Литература, 9 класс, Коровина . Год публикации: 2013

Уровень обучения: базовый

Тема урока: М. А. Шолохов. Слово о писателе. Композиция рассказа «Судьба человека»..

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: 2-й урок (из 2-х).

Цель : уточнить и дополнить образ Андрея Соколова, черт его характера на основе прочитанных эпизодов, формирование образа русского солдата-освободителя, его характера по рассказу М.Шолохова «Судьба человека».

Задачи:

1) Обучающие: Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа; Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны, выявить сильные черты характера человека в трудных жизненных ситуациях; отметить умение человека выстоять перед жизненными невзгодами.

2) Развивающие:. развивать навыки анализа художественного произведения; расширить знания детей о жизни русских военнопленных в концлагерях;

3) Воспитательные: способствовать воспитанию духовности, патриотизма. формировать у учащихся представления о судьбах людей, прошедших войну; воспитывать нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания, чувство патриотизма, гордость за мужество русских людей;

Оборудование: учебник-хрестоматия, иллюстрации, запись фильма С.Бондарчука.

Планируемые результаты:

Предметные: раскрытие идейного содержания посредством выявленных особенностей его композиции; владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, воспитание интереса к чтению произведений патриотического характера о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны, развитие речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения, монологического и диалогического высказывания.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД : выявление заложенных в рассказе нравственных ценностей и их современного звучания, воспитание уважения к Отечеству, его прошлому, к памяти о событиях ВОВ, чувства ответственности и долга перед Родиной;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Техническое обеспечение урока: ноутбук с колонками, фрагмент из фильма «Судьба человека», проектор, экран.

    Организационный момент.

    Мотивация учебной деятельности.

    Актуализация знаний.

    Анализ произведения.

    Динамическая пауза.

    Анализ произведения.

    Реализация индивидуального домашнего задания.

    Итог урока.

    Задание на дом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент .

2. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

Какой литературный герой задавал себе такие вопросы, задумывался о смысле жизни? (Печорин)

А вы когда-нибудь задавали себе такие вопросы.

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.
На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

– Обратимся к теме урока. Скажите, что станет предметом нашего разговора?

(Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и о судьбе всего народа, выстоявшего в войне, выявим сильные черты характера русского человека в трудной жизненной ситуации, а также выявить смысл названия рассказа)

- Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеет нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе? Об этом наш разговор на уроке.

III. Актуализация знаний учащихся. Аналитическая беседа по материалам первого урока.

Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. Какие это этапы?

IV. Анализ рассказа.
- Как проявляется характер героя в мирное время? В чем видит А. С. свое счастье в довоенной жизни? (Не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.)

Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни? (Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало дороже.)

– Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя? (У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы.)

Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

Плен. Эпизод в церкви

С какой целью ввел Шолохов описание плена? (Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.).

В каких эпизодах характер героя проявляется с наибольшей силой? Рассмотрим их подробнее.

Какое значение имеет эпизод «В церкви»? (раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.)

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене?

– Какая жизненная позиция ближе всего Соколову? (В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.)

Зачем,по-вашему, автор вводит в рассказ образ предателя? (1. Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека.
2. Он принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения.
3. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.)

Эпизод в лагере. Иллюстрация: в плену.

Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идет по вызову, готовясь к смерти. А можно ли подготовиться к смерти, привыкнуть к ней?(К смерти нельзя привыкнуть, к ней нельзя подготовиться. Но принять ее можно по-разному, в зависимости от того, есть ли у человека характер, так называемый стержень. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека.)

- Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? (Подчеркивает его моральную стойкость.)

Что мы узнали о Мюллере как человеке? (зачитать)

Почему комендант Мюллер "великодушно" подарил Андрею Соколову жизнь?

Дороги ли нам его слова?

Таким образом, диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

– В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)
– Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

Иллюстрация: Прощание с семьёй.

Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен.

– Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...
«Словно присыпанные пеплом» – то есть какие, какого цвета?

– А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)
– Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

V. Динамическая пауза.

Просмотр отрывка из кинофильма С.Бондарчука «Судьбы человека» Встреча с Ванюшкой.

VI. Анализ рассказа.

Иллюстрация: С Ванюшей

– Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной)
– Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («Светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)
– Каково цветовое значение этого образа? (Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко-жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)
– Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд? (Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).
– Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
– К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
– А теперь давайте еще раз обратимся к началу рассказа. С чего Шолохов начинает произведение? (С описания природы )
– Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании? (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны)
– Символом чего является такое противопоставление? (Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть).
– Какое небо рисует автор в начале рассказа? (Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками).
– О чем свидетельствуют эти детали? (О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя)
– В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, солнцу. Подтвердите это примером из текста. Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце? (Всё больше и больше солнца, блеска, тепла даруется героям рассказа. Всё больше и больше мира проникает в их душу. Жёлтый солнечный цвет символизирует наступающее счастье)
– Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но, что интересно, значимость этой пейзажной зарисовки мы понимаем только, закончив чтение.
– А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.
– Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли)
– Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой? (Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.
– А что такое судьба?

Словарная работа : Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

– В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)
– Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)
– Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.
V II . Реализация индивидуального домашнего задания.

Мы живем в мирное время, но не всегда спокойно на российской земле. Именно сейчас необходимо заново осмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну. Это не только солдаты на фронте, это и мальчишки, которые стояли у станков, и деревенские женщины, которые кормили армию и страну, и люди, подвиг которых мог заключаться в том, чтобы просто оставаться людьми в нечеловеческих условиях оккупации. Дома по желанию вы должны были подготовить сообщение о судьбе вашего родственника или односельчанина.

V III Подведение итогов урока

– Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного? (Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе - живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни.

IX Домашнее задание.

Сочинение на тему «Война в судьбах наших соотечественников»

Характеристика Андрея Соколова, героя произведения «Судьба человека» Михаила Шолохова поможет написать сочинения.

Андрей Соколов характеристика главного героя

Андрей Соколов – образ человека, «все вытерпевшего, все преодолевшего», перенеся все ужасы фашистского плена, лишившись любимой семьи, в последний день войны, потеряв сына – их единственную опору и радость жизни, мучась смертельной тоской по погибшим, он нашел в себе силы, чтобы жить, работать, отдавать свои силы души обиженному войной ребенку Ванюшке – усыновленному сиротке – мальчику.

Суровые испытания Войны не убили душевных сил, а раскрыли их в этом чудо-богатыре.

Андрей Соколов обладает незаурядной стойкостью, претерпевает все фашистские издевательства: «Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, — сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать…

Сам страдая, он стремится приободрить, обнадежить близких, не желая «играть на жалобных струнах». Вспомним его рассказ о жалостливом письме, которое бьет трудящуюся женщину.

«Она после этого письма, горемыка, и руки опустить, и работа ей не работа. Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Андрей Соколов физически вынослив, но что стоила бы одна «мускульная» сила без убеждения, без веры?!Сколько известно случаев, когда не выдерживали пыток и очень сильные физически люди…

Соколов любит жизнь, но дороже жизни для него достоинство человека.

План-характеристика Андрея Соколова – человека-воина и труженика.

    1) Великая Отечественная война – неиссякаемая тема советской литературы.

2) Война – проверка и испытание сил советского человека.

3) О советском человеке в борьбе и труде.

    1) Рассказ «Судьба человека» — правдивое отражение русского национального характера и нравственного величия советского человека.

2) Портрет Андрея Соколова.

3) Соколов – хороший семьянин, заботливый отец, любящий муж, замечательный умелец, любая работа спорится в его руках.

4) Испытания, выпавшие на долю Андрея.

5) Соколов – суровый мститель за измену.

6) Черты Соколова – черты настоящего советского человека.

7) Смекалка, находчивость, упорство при побеге из плена.

8) Богатство силы души русского чудо-человека.

9) Страдания и испытания не ожесточили его.

10) Умение сдерживать себя – исповедь солдата в конце.

11) Последние слова рассказа – убежденность автора, что советские люди выдержат любые испытания, не согнутся, не дрогнут в минуту грозной опасности.

12) Воздействие старшего поколения на младшее.

    1) Стремление воспитывать в себе черты настоящего советского человека.

2) Проявление советского характера в строительстве.

3) «Когда страна прикажет быть героем.

У нас героем становится любой».

4) «По полюсу гордо шагает,

Меняет движение рек,

Высокие горы сдвигает

Советский простой человек».

Образ Андрея Соколова в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Рассказы М. Шолохова «Судьба человека» поражает человечностью и убедительной правдой образа главного героя Андрея Соколова.

Автор не идеализирует своего героя, не ставит его над другими, а рассказывает о том, как он боролся с жизненными обстоятельствами. Андрей Соколов не чрезвычайное супергерой. Он просто человек, каких было много. Но тем величественнее предстает он среди испытаний, которые выпадают на его долю. Возможно, если бы не война, он так бы и не узнал, на что способен. Попав на войну, Андрей Соколов понял, что есть долг, который нельзя нарушать. Это долг перед Родиной, перед своими товарищами, с которыми воевал. Именно поэтому он отчаянно, рискуя жизнью, пытается довезти снаряды, потому что они крайне нужны тем, кто остался без боеприпасов один на один с врагом. И не его вина в том, что не погиб после взрыва, а попал в плен. И в плену он не забыл, что является человеком. Это было нелегко в условиях, когда надо было сохранить жизнь среди голода, издевательств, изнурительного труда. Но Андрей Соколов завоевал победу, прежде всего ниш собой. Поэтому и вышел из плена несломленным, готовым сразиться с врагом. Пройдя сквозь испытания плена, он не погрешив против человечности, не предательства» своих товарищей, не позволил себе эгоистических поступков. Достаточно вспомнить, как настоящим, сам изможденный, голодный, принес кусочек сала и хлеб своим товарищам и разделил все поровну. Так Соколов воевал и жил после побега из плена. Личная трагедия - гибель жены и дочерей - надломила его силы, но и тогда он нашел мужество жить, бороться и надеяться на будущее. Но погиб сын Андрея Анатолий, и мир померк для него. В таких ситуациях люди теряются, порой становятся злыми. Но Андрей Соколов не очерствел душой. Встретив маленького сироту, у которого война отобрала родителей, Соколов согревает его теплом родительской заботы и радуется тому, что может еще быть кому-то нужным.

Образ Андрея Соколова - обычного человека, каких много, - это пример человечности и достоинства. Вот почему мы восхищаемся этим героем.

Роль произведений М.А. Шолохова в литературе советского времени сложно переоценить: таким искренним и проникновенным патриотизмом пронизаны они, такой любовью к Родине и народу. Рассказ «Судьба человека» появился не случайно: в первую весну после войны писатель встретил незнакомца, исповедь о жизни которого стала основой будущего произведения. Идеи Шолохов копил целых десять лет - и в 1956 году родилась «Судьба человека» - рассказ о непростой жизни Андрея Соколова.

Главный герой является собирательным образом советского гражданина, в котором соединились все лучшие качества русской души: мужественность, стойкость перед трудностями, скромность и отзывчивость. Сначала автор ведет повествование со своей стороны, словно знакомит и подготавливает читателя к встрече с Андреем. Описывая героя, он неоднократно подчеркивает его усталость, явное чувство тоски и больших потерь. Глаза Соколова - словно присыпаны пеплом, они полны такой грусти, что тяжело смотреть. Начиная исповедь, герой горбится, ему сложно рассказывать о своей непростой судьбе.

Основную часть произведения мы воспринимаем уже со стороны самого Соколова. Герой родился вместе с новым веком, и испытания выпали на его долю с самого детства. Пройдя гражданскую войну на стороне советской власти, он уезжает на Кубань, затем возвращается домой в деревню близ Воронежа. Тут у Соколова появляется семья, он находит работу. Но война рушит все его надежды на спокойную и счастливую жизнь.

В самом начале войны Андрея ранили, затем он был контужен и попал в плен. За два года, которые Соколов пробыл в плену, его дух не был сломлен, несмотря на все ужасы пребывания у фашистов. Он не теряет чувства собственного достоинства, не прогибается, расправляясь с предателем, неоднократно пытается бежать. Когда ему это удается, он узнает о новых лишениях: жена и маленькие дочки погибли, а дом разрушен. Соколов вновь уходит на фронт - защищать родную землю.

Затем погибает и сын Андрея. Война закончилась, но герой остался совсем один, исполненный горя, но стойко переносящий эти мучения и страдания. Выход переживаниям он находит в усыновлении сироты - Ванюша становится его смыслом жизни. Авторское заключение - это вновь взгляд со стороны, исполненный грусти за героя, пронизанный его болью, но также полный надежды на дальнейшее счастье как самого Соколова, так и Ванюши.

Пережить такую трагедию, не сломаться и подарить новую жизнь и отцовскую поддержку чужому ребенку может только человек с очень сильной волей и большой душой - именно таким можно назвать героя рассказа «Судьба человека». Для Андрея Соколова семья является главным в жизни, но ему пришлось потерять её дважды. Выжить, начать всё заново, ему помогает высочайшая степень нравственности и мужественности. В образе Андрея Шолохов показал благородство и несгибаемую силу русского человека, способного вынести даже самые страшные невзгоды. Судьба Андрея Соколова - это истинный подвиг и пример для каждого читателя.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме