Крой и шитье русской женской рубахи. Славянская женская рубаха - выкройка. Покрой славянской рубахи

Мужские рубахи

Рубаха - Древнейшая нательная одежда древних славян.

Одежда маленьких мальчиков и девочек в древней Руси Состояла из одной рубашонки. И мужской и женский костюмы также начинаются с рубахи. Языковеды пишут, что название происходит от корня «руб» - «кусок, отрез, обрывок ткани»-и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». История славянской рубахи возможно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава.

Хитон-подобная рубашка с яркой рубашкой с цветными полосками вдоль плеч рубашкой с паликами. Хитоноподобный дизайн является самым древним. Кроме того, это самая распространенная для славянских и русских рубашек. Вырез: прямоугольный кусок ткани складывается наполовину поперек основы. На линии сгиба они делают овальное отверстие для шеи и длинный разрез на передней части рубашки. Это была базовая форма рубашки. Позже, бочки - стороны появились по бокам станушки - тела рубашки. Самые древние рукава были просто пронизаны, без каких-либо манжет.

Покрой рубахи получил название туникообразный, потому-что напоминал туники древних римлян. Выполняется из одностанинной ткани изо льна с вырезом по вороту(перегнутого по утку полотнища, на месте сгиба круглая или четырёхугольная прорезь для головы и длинный разрез на груди до уровня сердца, который потом либо застёгивался на пуговку, либо завязывался тесёмками. Выделяют два вида мужской рубахи: голошейка – рубаха без воротника, с узким, точно по шее воротом и косоворотка имела не высокий стоячий воротник и прямой грудной разрез, чаше расположенный с левой стороны, что более правильно по древним представлениям. Дело в том, что мужчина принимает всё от отца Небесного через Главу и обязан пропустить через сердце, чтобы можно было передать информацию жене и детям, так как если знание не прошло через сердце, оно не является действием.

В некоторых частях России и Сибири ученые обнаружили рубашки с рукавами, крепко сложенные у плеч. Рукава с манжетами в России очень редки. У мужских рубашек может быть небольшой ошейник, или у них вообще нет воротника. И у мужской рубашки должна быть подоплека - сундуки. Это может быть сделано из той же ткани, что и рубашка, но богатые люди сделали ее из любой дорогой и причудливой ткани, чтобы показать свое богатство.

Рубаха с прямыми цельными бочками

Мужчины носили рубашки за пределами штанов, с причудливым тканым ремнем или с кожаным ремешком. Важно сказать, что в древние времена они делали грудную клетку прямо посередине передней части рубашки. Благородные люди носили рубашки со средним разрезом до 18-го века.

Под верхнюю часть рубахи могли подшивать подкладку, которая сохраняла ткань от пота. Часто в подол рубахи вставляли клинья, а в область подмышек - ромбические ластовицы. Ластовицы делаются того же цвета что и сама рубаха (сейчас иногда делают красными- не совсем грамотно).Такие клинья вшивались по необходимости, ведь на Руси ткань делали узкой(30-60см).Рукава у нательной рубахи при опущенных руках должны были достигать запястья. Они могут быть одностанинные, могут быть притачаны.

Покрой славянской рубахи

Это обычная тенденция к традиционной одежде: повседневный костюм бывшей эпохи становится ритуальным нарядом в последние времена. Ученые считают, что боковой разрез специально для русских рубашек. Обычно с левой стороны был сделан сундук. Но иногда это может быть справа. Нет никакого правила.

Тем не менее, в регионах, где они делают боковое сокращение даже на свадебных рубашках, ритуальная вышивка также сдвигается, чтобы сохранить свою симметрию против разреза. Ученые считают, что вырезание и вышивка были сосредоточены в более ранние времена.

Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Ёе всегда подпоясывали, при этом поддергивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Ученые пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских.

Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шелковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.

Фермеры делали свои рубашки из полотенец из конопли. Повседневные рубашки были сливочно-белыми или пестрыми. Различие в цветах рубашек было замечено учеными 14-го века. Молодые холостяки носили в дополнение к белому и пестрым. Головки семьи и пожилые люди так называемого «первого возраста старшинства». Пожилым лицам «второго возраста старшинства» было разрешено носить.

Рубашка благородного человека обычно была сделана из дорогого шелка или парчи или из отбеленного «двухлетнего» белья. Центральный срез был завязан модной золотой, серебряной или жемчужной кнопкой. В отличие от деревни рубашки, для богатых мужчин были очень длинными: колено или серебристо-длинное.

Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.

Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» - ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень».

И с начала 19 века мануфактурная ткань стала доступной для жителей села. Таким образом, люди использовали такую ​​дорогую ткань для праздничных нарядов. Они украсили свои причудливые рубашки сложной вышивкой, золотой отделкой и аппликациями из шелка и парчи. Безусловно, такие рубашки считались активом, и их тщательно держали и передавали из поколения в поколение.

Мужская рубашка должна носить талисманы на шее, запястьях и внизу. По крайней мере, это должна быть красная «огненная линия». Вышитые или прикладные священные рисунки работали намного лучше. В 18 веке еще один духовный защитный элемент был изобретен: «щит», во-первых, появился в Сибири, затем он переместился в европейскую часть России. «Щит» - это прямоугольный кусок ткани, несущий священные символы защиты. передний разрез.

Мужская одежда также разделялась на повседневную и праздничную, но при этом у мужчин была еще и ритуальная, т.е. богослужебная и воинская одежда.
Ритуальная мужская рубаха имела яркую, красочную обереговую Родовую вышивку, кроме того, она была длиннее, чем повседневные или праздничные рубахи и доходила до пят, ибо каждый старший мужчина в древних Славянских и Арийских Родах был жрецом -хранителем Священного Огня и приносил Требы и Дары на домашний Огненный жертвенник, находящийся возле Куммира Бога-Покровителя сего древнего Рода.

Индивидуальные типы женских костюмов отличаются главным образом их узором и способом одевания верхней одежды. Эти особенности географически определены и зависят от конкретных исторических факторов. Основными частями женского двухногих костюмов являются: рубашка, два фартука и пояс. Большие рукава, спереди и сзади рубашки украшены тонкой, плотной вышивкой. Два фартука изготовлены из декоративной ткани дома - спинки с складками и насадками, спереди - односторонней или двусторонней с горизонтальным или вертикальным швом.

Спинная кривая встречается во многих разновидностях, характерных для некоторых географических районов. Ремень длинный и обернут вокруг талии несколько раз. Сначала этот старый женский костюм имеет широкое распространение, но он также сохраняется в более поздние периоды, главным образом, в Дунайской равнине.

Воинская мужская рубаха была средних размеров, длина ее доходила до колен. Она всегда изготавливалась из плотной ткани, ибо сию рубаху мужчины надевали под кольчугу или иные ратные доспехи. На ней вышивалась особая воинская Обереговая символика. Воинские рубахи мужчины одевали на собрания Общин, во время проведения Собора, Круга или Вече, а также на празднование Тризны и празднование праздников в честь Богов-Воителей. Общинная дружина носила воинские рубахи в повседневной жизни.
Неизменным дополнением к мужской рубахе был пояс. Повседневную рубаху подпоясывали тонким полвершковым поясом или вервью, сплетенной из разноцветной тесьмы.
Праздничную мужскую рубаху подпоясывали разноцветовым вершковым поясом с Родовой Обереговой символикой, а Ритуальную рубаху - широким поясом в полтора и в два вершка.
Воинские мужские рубахи подпоясывали различными поясами, но только в том случае, если рубаху носили в повседневном обиходе. Когда воины одевали поверх рубахи ратные доспехи или кольчугу, то пояс не использовали, ибо ратные доспехи и кольчуга, сотворенные при помощи Живого Огня, несут в себе Обереговую Силу Богов, кроме того, разрез ворота на воинских рубахах был посредине.
Пояс для любого человека из Родов Великой Расы и потомков Рода Небесного символизировал Обережный Круг Богов, которые не только оберегают человека, но и направляют его по Правому Пути. Если человек появлялся в обществе без пояса или его рубаха не была подпоясана хотя бы вервью, то про него говорили, что он распоясался и может натворить немало бед, ибо он творит свои деяния не по Божескому и Родовому 3akoнy, а под влиянием темных сил или духов.

Всасываемый женский костюм является самым распространенным. Однако его многочисленные региональные разновидности имеют ряд общих черт верхней одежды: скунс: материал, тунец-подобный разрез с глубоким вырезом. Сукман обычно без рукавов, но есть также короткий рукав или длинный рукав. Как правило, к отверстиям рукавов прикрепляются «хвосты» - полоски ткани суканы, декоративные элементы, «остатки» рукавов, потерявших свою утилитарную цель. Украшение этого костюма в основном встречается на юбках, груди и краях рукавов и состоит из красочной вазы, декоративной ткани аппликации и различных размеров и стиля виниров.

Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города. В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.

Три основных разновидности сукмана: короткая костяшка, типичная для Западной Болгарии; ярлык, типичный для Центральной Болгарии, и менее распространенный двухкомпонентный сукман, распространенный в некоторых регионах Восточной Болгарии. Костюм замши носит короткий тканевый пояс, концы которого крепятся спереди с молотками.

Самым ярким, центральным элементом костюма замши является фартук. Ее украшение богато яркими цветами, контрастирующими с черным скунсом. Костюм также включает в себя рубашку в форме туники как основной элемент, но ее главной особенностью является так называемая «сиа» - постоянная верхняя одежда. Он открыт спереди, слаб, с разной длиной юбок и короткими или длинными рукавами. Сая состоит из различных материалов и цветных тканей. Преобладающие - одного цвета - белого, черного, синего или темно-зеленого - хлопчатобумажной или шерстяной ткани.

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела - шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента. Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача. По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.

Обычный вид, характерный для средних ручьев реки Марица, выполнен из разноцветного полотна преимущественно черного цвета. Украшение в основном сосредоточено на груди и кончиках рукавов. Другими важными элементами этого костюма являются черный или красный пояс шерсти. Фартук также часто шерстистый - красный, в полосах или с различными декоративными тканями. Позже, покрытый фартук был также использован для распространения, который в основном используется для праздника.

Сатья распространяется преимущественно в южной и юго-западной частях болгарской территории. Костанца-костюм выживает до середины 20-го века, когда он постепенно уступает городской одежде европейского вида. Одноногий женский костюм типичен для некоторых отдельных поселений на Дунайской равнине и в горах Родопы. Он состоит из меньшего количества предметов: длинная рубашка-туника и фартук на ней - узкая квартира или большая двухсторонняя - с сложным полосатым декором. К концу первой четверти 20-го века в основном это носили мусульмане в Родопах, поскольку это было практично и отвечало за местные средства к существованию.

К пошиву любой одежды, и особенно нательной, на Руси относились очень осторожно. Так как одежда надевалась на тело человека, она должна была защищать его от нечистой силы. Все инструменты: валек-орудие обмолота льна, трепало - для обработки стеблей льна после мятья, да и сама прялка- снабжались символикой Солнца, призванной защитить создаваемое изделие.

В то же время есть стремление обогатить элементы. Включает обруч, открытый, но измененный в материале, форме, разрезе и функции. Родопы характеризуются тем, что они предпочитают бледно-желто-оранжевые цвета, а также травянистую зелень, искусно сочетающуюся в цвете фартука.

В пустоте прекрасной природы он нашел любовь к жизни, а затем он потерял ее, потому что была холодная зима. Отчаяние гигантского Великана навсегда напоминает клинок Джелах на севере Словении. Среди скалистых склонов, твердый камень красота глубоких оврагов и зеленая вуаль лесистого ущелья на берегу беглой воды и чуть-чуть от ясного неба и пухлых облаков - маршрут ходил везде гигантских исполин могучего владыка Логар долину и окружающие горные хребты.

Много обычаев связано с воротниками. Перед тем как пришить его, воротник обязательно протаскивали внутрь будущей рубахи. Считалось, что после такого обряда рубаха будет сохранять жизненную силу человека.

Известно и много других примет. Так, если женщина шила рубаху мужчине, значит между ними должна была существовать любовная связь. После свадьбы, по обычаю, только жена должна шить и стирать рубашки мужа, если не хотела, чтобы другая женщина отобрала у нее его любовь.

Почему у скалы такая необычная форма? Что мы можем сделать для этих странных камней, разбросанных по сельской местности? Какая тайна стоит за именем этого города? Кто боится в башне замка, а кто целитель ада для почетных паломников на ночных лесных дорожках?

Сайт выведет вас в замечательные места нашей страны за пределы границ в очередную пятничную серию «Поездка к легенде». Он расскажет вам о них иначе, чем вы знаете из туристических гидов: по легенде, народная энциклопедия мира. Казалось бы, ничто не может быть упущено в красивой сельской местности. Он охотился на глупых оленей, медведей или серну, которые по глупости присоединились к нему на тропе, а затем он вырастил бороду и его густую шерсть. Вкусные прямой питьевой воды из реки Савино была сильна, так что ничего подобного вытягивать ели, выращенные из земли, он бросил вызов сук, прежде чем вы могли бы сказать Джек Робинсон, и насмехались над ним молотком.

Прясть и вышивать было принято в часы, свободные ото всех других работ.

Любое негативное воздействие на рубаху, обязательно наносило вред и ее хозяину: вот почему рубаха ни при каких условиях, не должна была попасть в руки недругов. Особенно уязвимыми считались края рубах: на рукавах,горле и подоле. Через них могли «проникнуть» в человека злые силы и болезни. Чтобы этого не случилось, рубаху в таких «опасных местах» обязательно украшали вышивкой. Также не делались на вышивке узлы (так как считается что их делают для порчи).

Но он время от времени вздыхает и хмурится своими пушистыми бровями. Что со всей естественной красотой, с твердым животом и полным желудком, что с хрустальным воздухом, который гладит ваши волосы и начинает дышать, когда вы выходите из всего этого - извините, гигант! - Имейте удовольствие?

Пустота рядом с ним была тяжелее и тяжелее, чтобы глубже проникнуть в самое глубокое горное ущелье. А потом это случилось: в натюрморт одного забытого уголка на самом краю долины он обнаружил другую половину своего сердца. Красивые, рядом с которыми большинство ростков были затмеваны. Шибальк, который не пошел на умное слово. Практикующий, чьи добросовестные, умелые руки никогда не проглатывали.

Мужская рубаха и ее особенности
Выделяют четыре основных типа мужских рубах:
1.Туникообразная.
2.С прямыми поликами.
3.С узкими нашивками на плечах.
4.На кокетке.
Туникообразный покрой мужской рубахи - наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: "с бочками" и "без бочков". Рубаха "с бочками" образуется из полотнища ткани перегнутого по утку (на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие "бочки" и рукав прямого покроя.

Ни слова не произнесли ни слова: у двух были один взгляд, чтобы знать, что они свяжут свои гигантские жизни с одним из высоких мест любви. Рок Игла на черно-белой карточке сегодня. Велебаба позаботился о своем любимом мужчине. Она приготовила его, она притворилась, что слушает. И больше всего он нравился ему так же, как и он. Один холодный год поразил особенно холодную зиму, и Великан, несмотря на густо заросший сундук, начал схватывать его, чтобы он не расстраивался.

А что о позоре, когда он хотел качаться бегущей замшей и замораживать жесткую рука отказалась повиноваться, так серны на расстоянии торжествующе штампованные копыта - и каждый несет облом, конечно, радостно высмеивали! Нет, это не так, решил Великан. «Дорогой Велебабо, ты шила мою рубашку?» - умолял он.

^ Туникообразная рубаха "с бочками" имеет несколько вариантов:
- С прямыми цельными бочками ;
- со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);
- с бочками, выкроенными "по-топорному" или "в замок" (в северных регионах);
- с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);
- "колошкой". Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;
- туникообразная рубаха без бочков из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста;

Материал : лен, шерстяное сукно (лучше первое). Цвет любой (необязательно белый), кроме откровенно синтетических или ярких.

Лучше всего «тонированный» цвет. Нужно 3 метра материала максимум. Сшивать лучше льняной ниткой.

^ Рисунок материала для мужской рубахи .
Без рисунка домотканая холстина, цвет натуральный;
Красная, бордовая, темно-красная, темно-боровая однотонная;
Клетка мелкая, цвет: сочетание белый - красный, темнобордовый - черный;
Полоска мелкая, цвет: голубой - белый, красный - черный - желтый, бордовый - черный;
Цветной набивной рисунок, цвет: красный, черный, пестрый, мелкий узор.

Основные термины кроя

Названия некоторых деталей мужской рубахи сходно с названиями в женской рубахе: становина, рукава, ластовицы.

ЛАСТОВИЦА- кусок ткани ромбовидной или квадратной формы, вшивавшийся под рукав, между рукавом и боковой частью рубахи. Ластовица давала большую свободу руке.

ПОЛИК- плечевая вставка,соединявшая переднее, заднее полотнище рубахи и рукав. Полики были прямоуголной формы - «прямые полики» и трапециевидной- «косые полики».Они расширяли верхнюю часть рубахи, делая ее более широкой и удобной для работы.

ХВАЛДЫ (ФАЛДЫ)-клинья, вшитые от талии в нижнюю часть верхней одежды, выкроенной с цельной спинкой.

Длина изделия – от середины шеи, по спине, на 20-25см выше колена. Объем шеи, длина руки - от шеи до середины запястья, объем кисти - мерятся с подогнутым большим пальцем.

Все детали кроятся по прямоугольникам.

Становина выкраивается вдоль ткани из цельного полотнища, отмеряестя 2 длины изделия (перегибается пополам).

^ Длина бочка =длина изделия- длина проймы.

Ширина бочка -1,5 полотнища-40см +20см, на худого мужчину-40см.

Ширина рукава 60см.

Длина рукава =длина руки-ширина плеча(на 48-50размер длина рукава 70-72см).На рукав- 1,5плотнища(40см+20см).Глубина проймы-30см,если рукав без сборок,25см+10см,если со сборками на плече(10см на сборки,5см спереди,5см сзади).

Ластовицы 15х15см или 20х20см.



Естественно, для каждого человека замеры производятся индивидуально.

Измеряют:
общую длину - должна быть примерно до середины бедра, можно даже ниже.
ширина плеч - она есть ширина спинки\переда.
длина рукава - рукав должен доходить до средней фаланги пальцев.
обхват рукава - обычно 37см
обхват бёдер - рубаха должна свободно сидеть.
По этому принципу рассчитывается ширина "боковухи", но меньше 27 см, всё таки, делать нежелательно.

Ширина подоплёки равна ширине спинки\переда. Длина её с передней и задней части примерно по 30 см.

^ Важно! при раскройке прибавлять ко всем сторонам по 2 см, на всякий пожарный:)

Рубаха с прямыми цельными бочками

^ Для экономии материала предлагаю вот такое расположение полотнищ.



Порядок шитья рубахи с прямым бочками:


  1. Складываем лицом к лицу становину(перед) и бочок, пришиваем снизу в верх один бочок потом второй.

  2. Сшиваем спинку и бочок также как и с передом (снизу вверх).

  3. Пришиваем рукав. Шьём сначала от плеча до бочка, потом сшиваем рукав и бочок

  4. Вшиваем ластовицу. Делаем разрез на бочке посередине и вшиваем ластовицу.

  5. сложите ткань пополам, отмерьте нужную длину и режьте!

  6. на сгибе ткани определите центр, и с лицевой стороны сделайте вертикальный надрез вниз длиной примерно см 10, чтоб пролезла голова (это будущая горловина)

  7. кроим рукав: 2 шт.

  8. верх - (обхват бицепса+5 см)

  9. низ - (запястье)- (обхват запястья 5 см)

  10. ластовица (вшивается в рукав подмышками) 2шт.(15 см на 15 см)

  11. клинья 2 шт.(50 см на 35 см.)

II. Шьем!


  1. сшиваем рукава

  2. вшиваем в рукав ластовицы (подмышки)

  3. пришиваем рукава к рубахе

  4. сшиваем рубаху по бокам, до клиньев!!!

  5. вшиваем клинья (Клинья вшивать от пояса вниз! Если пришивать клинья от подола к поясу, то клинья могут оказаться на разных высотах, относительно друг друга ).

  6. вырезаете полукруг на горловине, чтобы лежало ровно на шее.

  7. все края подшиваете
Рубаха готова! Теперь вышиваете ее!

Вышивка на мужских рубахах - обереги Богов-Покровителей и Богов-Воителей.

Женская рубаха

Женская рубаха
Крой женской рубахи

У переселенцев-старообрядцев Алтайского края распространен сарафанный комплекс: сарафан, рубаха, фартук. Крои всех частей костюма у "кержаков" и у "поляков" сходны, однако есть отличия в отделке различных частей костюма - декоре.

Древнерусские рубахи были прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. У переселенцев-старообрядцев Алтайского края использовался более поздний вариант рубахи - поликовая (перед и спинка рубахи соединяются при помощи вставок из ткани - поликов).

Рубаха делится на верхнюю часть - рукава, чехлик и нижнюю - стан, станушка (см. рис. 1). Иногда в месте соединения рукавов и стана помещался кумач, который служил оберегом для самого уязвимого места - живота. Характерной чертой всех поликовых рубах является сборка ворота в мелкие складки - борики.

Наиболее старинные рубахи из домотканого холста делались с поликами из кумача, на рукавах было много вышивки (техника "роспись"), полики вышивались белым очень мелким крестом - "клопиками". Рукава в таких рубахах - "кули", кроились из двух полотнищ холста, без ластовиц. Рукава, ворот и низ рубахи отделывался кумачом, что также служило оберегом. Более поздние рубахи изготовлялись из покупного материала (кашемир, бурс, канфа, сатин, ситец, коленкор и др.). Эти рубахи сохранились в музейных коллекциях.

Крой рукавов в алтайском костюме очень разнообразен. Так как "кержаки" и "поляки" оказывали взаимное влияние друг на друга, то нельзя четко определить какой из кроев был характерен для тех или других переселенцев. Можно лишь отметить развитие кроя рукава от раннего - "кулем" до более позднего - "кошеного" рукава.

Мерки:
Объем Шеи,
Длина Руки - от шеи до запястья,
Объем Кисти - меряется с подогнутым большим пальцем.

Раскрой рубахи.
Расход ткани на "рукава" 2.5м при ширине 70-80см. Введем коэффициент А усадки ткани на "борах" (зависит от плотности ткани). Например, если ткань плотная, то А=5, если тонкий шелк, то А=7. Р - длина полика, Р/А длина полика после набора бориков. ОШ-2*(Р/А)=2В - длина переда и спинки после набора бориков. Т.О. на две приставки расход ткани 2*В*А (на перед столько же, сколько на спинку). Размеры поликов для взрослых 40х18-20см, для подростка 30-35х18см. Размеры ластовицы 10х10см, для широких рукавов 15х15см. Длина воротника ОШ+2см на швы. Ширина кержацкого воротника 10-12см (получается стойка 5-6см), для поляцкого - 3-4см (стойка 1.5-2см). Воротник кроится по прямой (по долевой или поперечной).

Раскрой рукавов.
Наиболее ранний крой рукава содержал в себе только прямоугольные части, например рукав "куль" льняной "поляцкой" рубахи (см. рис. 2а), состоящий из двух прямоугольных полотнищ. Ширина льняного полотнища 40см, поэтому швы рукава совмещались со швами поликов.

Второй вид "куля" (см. рис. 2б) тоже состоит из двух полотнищ большого - шириной 45см и малого - шириной 15см. Длина малого полотнища на 15см меньше длины большого. Ширина рукава при этом 30см. Последовательность шитья: Большое полотнище накладывается на малое, отстрочить. Угол большого полотнища загнуть и вшить под большое и малое полотнище. Нижний шов - малое полотнище настрачивается на большое, шов смотрит к спине. Полотнища настрачиваются на ластовицу. Получаем узкий рукав, почти без сборок (если нужно, то бантики на верхнем сгибе рукава), декор - две полоски тесьмы или отделочной ткани.

Третий вид "куля" - с клином (см. рис. 2в). Уголок срезается с малого полотнища, возможно трапецевидный.

Последовательность шитья

Большое полотнище нашить на малое. Клин подшить под большое и малое полотнище, угол большого полотнища загнуть и вшить под клин и малое полотнище. Отделка аналогично предыдущему варианту, возможно отделка конца рукава вьюнчиком или кружевом.

Последний вид "куля" с клином - угол срезается с большого полотнища (см. рис. 2г). Рукав имеет вид обычных сборчатых рукавов, возможна отделка манжетой.

Рассмотрим "полукошеный" рукав (см. рис.3), он применялся в рубахах позднего кроя. Для двух видов такого рукава характерна отделка без складок. Низ рукава вышивался или обшивался узорным тканьем. Полики кумачовые.


Рассмотрим "кошеный" рукав (см. рис.4), он применялся в "поляцких" рубахах позднего кроя. Если клинья широкие, то возможно сделать рукав без ластовиц. Для двух видов такого рукава характерна отделка рукава манжетой, бантовыми складками или куколками.

Рукав мог быть просто круглым, то есть кроился как прямоугольник длиной равной Длине Руки без 18-20см, шириной 60см (возможно из полос шириной 40 и 20см). Отделка манжетой с двумя полосами тесьмы или отделочной ткани.
Последовательность шитья рубахи

1 .Полики настрочить на приставку.

2.Сшить рукав.

3. Приставку с поликами настрочить на готовый рукав.

4. Выполнить декор поликов.

5. Наметить середину приставки разрезом на 1см вниз. Наметить по периметру линии для боров ("кержацкие" 5-12 шт., "поляцкие" 2-З шт.) на расстоянии 5мм для шелка, 7-10 мм для более грубой ткани. Собрать боры на горловине (косым стежком для "кержацких", на прямую нитку для "поляцких"). Закрепить боры по размеру ОШ+2см.

6. Сделать разрез спереди 10-12 см. обработать.

7. Рукава и приставку настрочить на ластовицу.

8. Сострочить боковые швы и рукава.

9. Пришить станушку к готовым рукавам (верху рубахи).
Отделка "кержацкой" рубахи

Рубаха однотонная. Боры до 12 ниток. Вышивка по борам (см. рис. 5в), сзади тонкая полоска вышивки внизу боров. Полики могут быть вышиты или нашита тесьма (лента). Воротник - высокая стойка (5-8 см). Пришивается швом "в замок". Воротник отгибается пополам. Может быть со скошенными углами.

Швы на рубахе отстрачивались вручную мелким пунктиром по три (см. рис.5а), контрастными нитками. Если шов двойной, то отделка "тамбурчиком" (см. рис.5б). Круглые рукава собирались в складки группами.
Отделка "поляцкой" рубахи

Рубаха может быть пестрая и однотонная с контрастными поликами. Боры на 2-3 нитки. Вышивки по борам нет. Воротник 1.5- 2см, отделка вышивкой, вьюнчиком или белым кружевом. Впереди разрез обрабатывается швом "замок", в более позднем варианте - планкой, украшается вьюнчиком, тесьмой.

Полики могут быть вышиты (на однотонной ткани) либо нашивается лента, украшается вьюнчиком, пуговицами. Концы рукавов отделываются куколками (зубчиками). Обшлага рукавов могут быть обработаны обложкой.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме