Джон локк основные идеи. Вехи жизни и творчества. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости

Введение

В XVII - XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты и идеология феодализма превратились в тормоз для воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, в соответствии с которой жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования.

Наиболее заметная роль в критике сословной школы, в разработке новых педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и возникшего в XVIII в. движения Просвещения. Появляется небывалое до того времени число педагогических трактатов, в которых было выражено стремление сделать личность свободной посредством воспитания и образования, обновить духовную природу человека. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса.

Эпоха Просвещения в Западной Европе и Северной Америке длилась с последней трети XVII до конца XVIII в. Представители этого неоднородного идейного течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением приблизить школу и педагогику к менявшимся социальным условиям, учитывать природу человека.

Педагогическая мысль Просвещения приняла эстафету Возрождения и поднялась на новую ступень. Идеи Просвещения оказались ориентиром, который брался в расчет их сторонниками и противниками при реорганизации школы в XVII - XVIII вв.

Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями.

Педагогические идеи Джона Локка

Джон Локк (29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.

Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.

Творчество философа и педагога Джона Локка составило заметный этап в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его трудах, прежде всего в педагогическом трактате "Мысли о воспитании" и философском сочинении "Об управлении разумом", ярко выражены важные передовые педагогические устремления времени. В этих трудах представлены идеи светского, обращенного к жизни образования.


В педагогических воззрениях Д. Локка выражены его политические и философские воззрения, а также огромный педагогический опыт, накопленный им в работе преподавателя и домашнего учителя-воспитателя. Д. Локк выступил в конце XVII в. с новой педагогическом системой, открывая тем самым педагогическое движение нового времени, систему.

Еще будучи студентом колледжа Оксфордского университета, он познакомился с трудами таких философов, как Ф. Бэкон , Т. Гоббс . Р. Декарт . Опираясь на накопленные в XVII в. естественнонаучные знания, Д. Локк внес заметный вклад в дальнейшее развитие материалистической философии, с позиций которой им осмысливались проблемы педагогики.

В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1689) , содержащем исходные теоретические позиции, определившие подход великого философа к делу воспитания, Д. Локк детально обосновал положение, выдвинутое ранее Ф. Бэконом и Т. Гоббсом, о происхождении знаний и идей из мира чувств, что явилось отправным пунктом его педагогической концепции. Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию. «На опыте основываются все наши знания, от него в конце концов оно происходит».

Педагогическая система Д. Локка, изложенная в трактатах «Некоторые мысли о воспитании», «О пользовании разумом» , где он поднимает роль воспитания на большую высоту, рассматривая проблему воспитания в широком социальном и философском контексте проблемы взаимодействия личности и общества. Поэтому задача воспитания гражданина, формирование характера, высоких нравственных качеств личности выдвигалась на первый план.

По Локку цель жизни, а следовательно, и воспитания заключается в обеспечении счастья человека, т.е. такого состояния, которое может быть выражено формулой «здоровый дух в здоровом теле», то начальной предпосылкой формирования личности, становления воли и характера является забота об укреплении здоровья ребенка.

Дж. Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, цели, задачах, содержании образования, методах обучения. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека.

Отвергая природную предрасположенность воспитания, Дж. Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Вот почему он оправдывает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, т.е. выходцев из высшего общества, и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих. Сохранив приверженность традициям сословного воспитания, Дж. Локк вместе с тем размышлял и о практической направленности обучения — "для деловых занятий в реальном мире". Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, — это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.

Д. Локк - сторонник образования, сообщающего учащимся реальные, практические полезные знания, сочетающего умственное образование с обучением ремеслам, с ручным трудом, т.е. он отдавал приоритет реальному образованию учащейся молодежи. Отдавая некоторую дань современным ему традициям светского воспитания (танцы, фехтование, верховая езда и т.д.) он последовательно настаивал на практической направленности обучения, необходимого для подготовки к жизни, коммерческой деятельности - «для деловых занятий в реальном мире». Им была предложена развернутая программа реального образования, включавшая изучение как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, а также знаний, требующихся для промышленности и торговли.

Во взаимодействии личности и общества Д. Локк приоритет отдавал индивидуальному, но не общественному началу, чем подчеркивал значительность индивидуальности как реальной силы буржуазного общества.

В его труде «Некоторые мысли о воспитании» определены наиболее благоприятные условия и простые и краткие методы реализации разработанных им новых целей и задач воспитания. Новаторство педагога - философа заключалось в том, что он рассматривал процесс воспитания человека как единство физического, психического и умственного развития. Здесь раскрыта программа воспитания «джентльмена» (делового человека буржуазного мира).

Важнейшие задачи воспитания : выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического.

Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.

Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.

Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.

Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.

Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения : чтение, письмо, рисование, география, этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, главнейшие части гражданского права, верховая езда, танцы, нравственность, риторика, логика, натурфилософия, физика — вот что должен знать образованный человек. К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла.

Как представитель новой буржуазии Д. Локк видит основную задачу воспитания в том, чтобы обеспечить воспитаннику приобретение опыта, необходимого для практической деятельности, подготовку из него «добродеятельного и мудрого человека», светского и искусного в делах «джентльмена».

«Мудрость я понимаю в общепринятом смысле умелого и предусмотрительного ведения своих дел в этом мире» («Мысли о воспитании»). Мудрость, по его мнению, должна быть положена в основу умеренной, скромной, сдержанной, бережливой, аккуратной и расчетливой жизни и деятельности «джентльмена».

Задачам нравственного воспитания подчинена и образовательная программа Локка, цель которой заключается в развитии у учащихся способностей к самостоятельным суждениям и умозаключениям, а также к сообщению начальных сведений по различным дисциплинам, что позволило бы в будущем более основательно заняться любой областью знания по собственному выбору. С целью формирования гражданских качеств личности Д. Локк считал необычайно важным добиться господства разума над чувствами.

Требование Д. Локка, чтобы здравый смысл служил регулятором поведения человека, имело явно выраженный социальный характер, что отмечал еще Маркс, анализируя философские воззрения Д. Локка, «что буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок».

Локковская концепция нравственного воспитания была обусловлена, с одной стороны, материалистическим отрицанием врожденных идей и моральных норм, с другой стороны, идеи нравственного воспитания исходили из его теории о договорном происхождении государства, сформулированной в его работе «Два трактата о государственном правлении» , где Д. Локк говорит о том, что законодательная власть устанавливается на основе «естественного закона самосохранения», т.е. стремления людей безопасно пользоваться своей собственностью.

Естественный закон морали оказался прямо подчинен идее интересов буржуазного государства». Вместо прежней нравственности, основанной всецело на религии и «врожденных идеях», он выдвинул эмпирическое, сенсуалистическое понимание морали, вытекающее из принципа пользы и интересов индивидуума.

Основным требованием в области нравственного воспитания у Локка выступает дисциплина. Необходимо с раннего возраста приучать и упражнять детей в умении побеждать собственные свои прихоти, обуздывать страсти и следовать тому, что строго одобряет разум. Крепость тела заключается в способности человека обуздать себя, подчинить свои желания велениям рассудка. К этой дисциплине следует приучать ребенка уже в самом раннем возрасте.

В раннем возрасте, пока еще нельзя полагаться на разумное самообладание ребенка, дети должны видеть в своих родителях и воспитателях безусловный авторитет, который устанавливается твердостью последних, должны чувствовать «почтительный страх» перед родителями. «Сначала страх и уважение должны дать вам власть над их душой, а затем любовь и дружба поддержат ее в более зрелые годы».

Д. Локк расширил представление о педагогических средствах и методах нравственного воспитания, отвергнув авторитарное, внешнее давление на детей, он установил зависимость поведения от мотивов, этих «могущественных стимулов души», и попытался выявить механизм, управляющий ими. Поэтому Локк настаивал на том, чтобы воспитание проводилось на основе глубокого и тщательного изучения природы детей на основе наблюдения над ними и правильного использования природных особенностей, потребностей, интересов детей.

Например, он рекомендовал тщательно разбираться в причинах лени, «шалопайства» детей, в особенности во время игры, а также в свободное от учебных занятий время, проследить, какими занятиями увлекается ребенок, какие у него интересы и потребности. Телесные наказания им, по традиции, не исключались. Допуская наказания, когда это требуется, педагог в то же время категорически против побоев, которые, по его мнению, углубляют в детях порочные наклонности, создают рабский характер, способны породить лишь «душевную пришибленность ребенка».

Д. Локк первый из педагогов обратил внимание на значимость физического воспитания и дал подробно разработанную теорию физического развития, обосновав ее тем же принципом пользы, который лежит в основе его способности легко переносить перенагрузки, усталость, невзгоды и перемены. А потому не следует, по его мнению, слишком тепло одеваться, полезно всегда ходить с непокрытой головой, ежедневно мыть ноги холодной водой, значительную часть дня, но всякое время года проводить на воздухе. «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире....», ... а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» («Мысли о воспитании»).

Философ придавал большое значение здоровому режиму детей, чтобы они как можно раньше ложились спать и вставали, особенно не следует допускать, чтобы дети, проснувшись, нежились в постели. Большое значение Локк придает играм детей на свежем воздухе. «Все игры и развлечения детей должны быть направлены к развитию у них хороших и полезных привычек, иначе они будут приводить к дурным».

Отрицая традиционное школьное образование, в котором он видел опасность отрицательного влияния на еще не сформировавшуюся личность, Д. Локк разработал методику домашнего воспитания, при котором родители несут огромную воспитательную функцию. Поэтому Д. Локк обращает серьезное внимание на взаимоотношения родителей и детей.

Как педагог-гуманист Локк, протестуя против зубрежки и догматики, царившей в современной ему школе, разработал новые методы обучения, названные им «мягкими». «Мягкие истоды» ориентированы на естественные интересы и положительные эмоции детей, они обусловлены стремлением сделать обучение привлекательным и интересным. Он рекомендует для этого использовать игровые моменты на занятиях, применять наглядность в виде картинок, обучать при помощи практического закрепления приобретенных умений и навыков идр.

Долг педагога - «поддержать душу всегда настроенной к общению и восприятию истины». В «Мыслях о воспитании» он пишет: «где нет желания, не может быть никакого усердия», и далее пишет: «нужно заботиться, чтобы дети всегда делали с удовольствием то, что для них полезно».

Локк выступил за расширение общего состава учебного курса за счет введения предметов из различных областей научного знания. Помимо чтения, письма и рисования, он предлагает обучать математике, приучающей ум к точному и последовательному мышлению; истории, дающей человеку картину мира и «природы» человеческого рода, великие и полезные наставления мудрости, предупреждения от ошибок; гражданскому праву, бухгалтерии, ремеслам и пр. Обосновывая введение в содержание образования предметов естественнонаучного цикла и предметов практического характера, Локк аргументировал это способностью точных наук развивать самостоятельность мышления, умение систематизировать, доказывать, что очень необходимо деловому человеку.

Мысли, относительно проблем обучения и воспитания, изложены также в его незаконченном труде, который он собирался озаглавить «Опыт о человеческом разуме» и который мы знаем под названием «О воспитании разума» , где он разрабатывает методологические подходы к учебному процессу, принципам и методам обучения. По твердому убеждению великого педагога, процесс обучения должен строиться не на принуждении, а на интересе и развитии интереса, чтобы знание было «так же приятно для разума, как свет для глаз».

Надо больше обращать внимание на саму сущность предметов и явлений, как они даны природой, для того, чтобы получить ясную идею о вещах, а затем уже приступать к обучению словом, что полностью совпадает с изложением этого постулата Я.А. Коменским. Он рекомендовал добиваться самостоятельности мышления учащихся, освобождения его от давления авторитетов.

Д. Локк - буржуазный педагог. Его концепция воспитания и обучения джентльмена отвечала буржуазной эпохе, интересам нарождающейся буржуазии. В отношении же воспитания и обучения детей простого люда он выдвинул реакционный проект так называемых «рабочих школ». По его мнению, дети «рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество. Поэтому в каждом приходе следует организовывать рабочие школы, куда в обязательном порядке направлять детей с 3 до 14 лет, родители которых обращаются за пособиями в приход.

Эти дети будут питаться в школе только «хлебом досыта», который им необходимо потом отработать. Согласно его проекту, предполагалось, что выручка от детского труда (вязанья, шитья и т.д.) пойдет на окупание их же содержания. Школе вменялось в обязанность жестко следить за воспитанием подопечных в духе религиозности, исполнительности, подчинению правилам внутреннего распорядка. Обучению, соответственно проекту о рабочих школах, отводилось незначительное место. Хотя этот проект и не был утвержден, но его идеи нашли отражение в последующее время в ряде законопроектов по школе Англии.

Философские, социально-политические и педагогические воззрения Д. Локка составили целую эпоху в науке, оказав мощное воздействие на дальнейшее развитие передовых социальных и философско-педагогических идей. Его идеи были подхвачены и развиты передовыми мыслителями многих западноевропейских стран, в частности, французскими материалистами XVIII в., в педагогической концепции Ж-Ж. Руссо , в педагогической теории и практике швейцарского педагога И. Песталоцци , а также и у русских просветителей XVIII в., в частности, М.В. Ломоносов высоко отзывался о Д. Локке, называл его имя в числе «премудрых человечества учителей».

Локк указывал на недостатки современной ему педагогической системы: например, он восставал против латинских речей и стихов, которые должны были сочинять ученики. Обучение должно быть наглядным, вещным, ясным, без школьной терминологии. Но Локк — не враг классических языков; он только противник системы их преподавания, практиковавшейся в его время. Вследствие некоторой сухости, свойственной Локку вообще, он не уделяет поэзии большого места в рекомендуемой им системе воспитания.

Д. Локк для своего времени был подлинным педагогом-новатором, философом воспитания. Он первый из педагогов построил свою педагогическую систему с опорой на эмпирическую психологию. Локк углубил и обобщил практику воспитания, выделив характерные черты и направления воспитания, выстроив определенную систему, где большое внимание обращено на физическое воспитание (игры, спорт), на воспитание воли и характера, на выработку черт энергичного и «делового человека».

Его идеи о психологическом механизме усвоения знаний, об активной деятельности субъекта воспитания, о развитии самостоятельного мышления, о развитии интереса к учению через использование игровых форм обучения, через опору на положительные эмоции детей и многое другое представляют несомненный интерес для решения современных педагогических проблем. А потому наследие Д. Локка сохраняет и до настоящего времени свою актуальность и ценность.

Педагогическая концепция естественного и свободного воспитания Жан-Жака Руссо?.

Жан-Жак Руссо (28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский философ, писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством - прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также музыковед, композитор и ботаник.

Ж.-Ж. Руссо, выдающийся представитель эпохи Просвещения, известный философ, писатель и композитор стоит в ряду величайших педагогов всех времен и народов. В 60-е годы XVIII в. он развернул свое великое новаторское педагогическое творчество. Судьба не была снисходительной к Руссо. Сын часовщика из Женевы, он перепробовал множество профессий: ученика нотариуса, гравера, слуги, секретаря, домашнего учителя, преподавателя музыки, переписчика нот. Руссо охотно и много читал, знакомился с интересными людьми, приобрел много друзей, интересовался философией и правом, литературой, просвещением. В частности, знакомство его с Д. Дидро , Э. Кондильяком , писателем Вольтером, философами П. Гольбахом , К. Гельвецием имело большое значение для формирования его мировоззрения.

Двадцативосьмилетнего Жан-Жака Руссо пригласил начальник судебных установлений Лиона быть наставником его сына - шестилетнего Сент-Мари. Руссо в письменной форме изложил судье свои взгляды на воспитание и обучение Сент-Мари. «Проект...» написан накануне 1740 года к сочинён Ж.-Ж. Руссо. Идеи этого «Проекта…» впоследствии легли в основу главной педагогической книги Руссо «Эмиль, или о воспитании» .

В 1749 году Ж.-Ж. Руссо, написал трактат (конкурсное сочинение на тему, предложенную Дижонской академией, «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов?» ). В этом сочинении Руссо резко выступил против всей современной ему культуры, против социального неравенства. Еще больший успех принесло ему второе произведение «Рассуждение с происхождении и основаниях неравенства между людьми», где он доказывал, что человек создан природой на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию и принесло ему несчастье.

Его важнейших произведений: «Юлия, или Новая Элоиза» (1761 г.), «Эмиль, или о воспитании» (1762 г.) , благодаря которым он приобрел известность как один из крупнейших писателей, представляя новое литературное направление - «сентиментализм». За антиклерикализм и политический радикализм произведения Ж.-Ж. Руссо были осуждены на сожжение и в Париже, и в Женеве. Руссо пришлось скрываться по маленьким швейцарским городам. После пяти лет изгнания и 1767 г, он возвращается во Францию, где завершает свои последние труды - «Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя» .

Ключ к педагогическим идеям Ж.-Ж. Руссо — дуалистическое, сенсуалистское мировоззрение мыслителя. Отвергая религию, философ предполагал наличие некоей внешней силы — творца всего сущего. Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения предрассудков, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен.

У Ж.-Ж. Руссо органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет счастье каждому человеку. Центральный пункт педагогической программы просветителя — естественное воспитание — предполагает такое изменение общества и индивида.

Основной темой размышлений Руссо была судьба простого человека, мелкого собственника (ремесленника, крестьянина), чьё существование должно поддерживаться личным трудом. Без труда, по мнению Ж.-Ж. Руссо, не может быть нормальной человеческой жизни. Но в несправедливом, испорченном мире многие присваивают результаты чужого труда. Истинно свободным может быть только человек, живущий своим трудом. А потому задача воспитания и должна состоять в том, чтобы воспитать человека, который бы ни от кого не зависел, жил бы плодами своего труда, ценил бы свою свободу и умел бы ее защищать. А тот человек, который ценит свою свободу, научится, конечно, уважать и свободу другого, основанную на труде. От Д. Локка и современников Ж.-Ж. Руссо отличает большой демократизм, демократизм человека, выразившего интересы средних слоев общества.

Проблемы педагогической теории и практики воспитания интересовали Ж.-Ж. Руссо с самого начала творческого пути. Составленный Ж.-Ж. Руссо «Проект воспитания Сент-Мари» свидетельствует о знакомстве его автора с современной ему педагогической мыслью Франции. Новаторские идеи современников и предшественников (Ш. Роллен. К. Флери, Ф. Фенелон и др.), поднявших идею обновления обучения и воспитания, нашли в трактате свое выражение. Обращаясь к известным педагогическим идеям, он выступил как самостоятельный и оригинальный педагог.

Критика нравственного и гражданского состояния, в частности, в вопросах образования, связывалась у него с критикой рассудочности и рационализма. Удел «рассуждения» - вечно обобщать, систематизировать, выводить частное из общего, отвлеченного. Оно «не возвышает душу, а только утомляет, обессиливает ее и извращает суждение, которое должно было совершенствовать».

Поэтому Ж.-Ж. Руссо в своем «Проекте...» счел нравственное воспитание главнейшей и первоочередной задачей: «…сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в каком назвал их». И далее пишет: «Большинство учителей, в особенности педанты, рассматривают приобретение знаний и их накопление как единственную цель хорошего воспитания, не думая о том, что часто, как говорит Мольер: «Ученый дурак глупее дурака необразованного». Возвращение человеку присущего ему достоинства возможно только благодаря правильному воспитанию, в основе которого должно лежать воспитание культуры чувств и их развитие.

Человек чувствует прежде, чем в нём развивается способность размышления и рассуждения. До наступления разумного возраста ребёнок «воспринимает не идеи, а образы», между которыми та разница, что образы - «только абсолютные картины чувственных предметов, идеи же - понятия о предметах, определяемые отношениями между ними». Отсюда Руссо выводит, что разум развивается уже после того, как в ребёнке созрели другие способности. «Так как все, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств, то первый разум человека есть чувственный разум; он-то и служит основой разума интеллектуального: наши первые учителя философии - наши ноги, наши руки, наши глаза».

«Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, - писал Ж.-Ж. Руссо, - постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным: пусть он работает, действует, бегает, кричит».

«Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным». Руссо доказывал, что человек - венец природы, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Поэтому цель воспитания отнюдь не заключается в подготовке человека дельца, умеющего выколачивать прибыль (в данном случае он резко возражает Д. Локку), а цель воспитания должна заключаться в «воспитании свободного человека, безмерно любящего свободу, готового лучше отдать свою жизнь, чем потерять ее». Согласно его теории, обязанности по усовершенствованию общества возлагались на воспитателей и просвещенных законодателей. Роль воспитателя для Руссо и заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло - Жизнь.

Согласно взглядам Руссо, сущность воспитания заключается в формировании человека-гражданина, активного общественника, живущего в соответствии с разумно установленными законами. Особенно следует подчеркнуть выдвижение Ж-Ж. Руссо на первый план специфических особенностей воспитания в каждой стране, необходимость учёта традиций, обычаев, культуры каждого народа. «Национальное воспитание - это достояние лишь свободных людей, только у них общее существование, и только они действительно связаны Законом Я хочу, чтобы, научаясь читать, он (ребёнок) читал о своей родине, стране, чтобы в десять лет он знал, что она производит, а в двенадцать - все ее провинции, все дороги: все города; чтобы в пятнадцать лет он знал всю её историю; в шестнадцать - все законы».

Ж.Ж. Руссо считал, что на ребёнка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и вещи . Каждый из факторов выполняет свою роль. Природа развивает способности и чувства - это и внутреннее развитие наших органов и задатков, люди помогают использовать это развитие, вещи действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас. Все вместе эти факторы обеспечивают естественное развитие человека. А потому задача воспитания - сгармонировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал самостоятельное накопление знаний и жизненного опыта.

Основная функция воспитывающей и обучающей среды у Руссо - так управлять развитием, чтобы возбуждать и поддерживать творческое приобретение воспитуемым знаний, умений, навыков и самоорганизацию его поведения.

Как показала Н.К Крупская идея физического труда и профессионального образования вырастает у Руссо до идеи политехнического образования и ставит его выше профессионального потому, что: даёт подготовку к любой профессии; расширяет умственный кругозор ученика; дает правильное мерило для оценки общественных отношений, покоящихся на труде; даёт возможность составить себе истинное представление о существующем общественном порядке. Эта идея была и остается одной из ведущих в педагогике XX века.

В полном соответствии с учением о «естественном праве» Ж.-Ж. Руссо выдвинул теорию «естественного воспитания». Под естественным воспитанием он понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Руссо обращается к родителям и воспитателям с горячим призывом: «Любите детство, поощряйте его игры и забавы, не форсируйте его развития, обращайтесь с ребёнком соответственно его возрасту. У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее желания заменить их нашими». Руссо страстно выступал против преждевременного развития детей и требует следовать в воспитании естественному ходу развития ребёнка.

Естественное воспитание должно быть живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности детей и не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

Согласно теории Жан-Жака Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и инди-видуальные особенности.

Он составил возрастную периодизацию, считал, что воспитывать и обучать детей необходимо с учетом характерных признаков, свойственных детям на разных возрастных ступенях развития. Определил ведущее начало для каждого возраста: до 2 лет - физическое воспитание, с 2 до 12 - развитие внешних чувств, с 12 до 15 - умственное и трудовое воспитание, с 15 до совершеннолетия - нравственное развитие.

В Эмиле сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека от рождения до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них.

Первый период - от рождения до 2 лет , до появления речи. В это время воспитание сводится преимущественно к заботе о нормальном физическом развитии ребенка. В противовес сложившейся в аристократических семействах практике Руссо выдвинул требование, чтобы грудного ребенка кормила сама мать, а не наемная кормилица. Руссо предостерегал против распространенного стремления родителей ускорить развитие речи удетей, что, по его мнению, приводит часто к дефектам произношения. Словарь ребенка должен соответствовать запасу его идей и конкретных представлений.

Второй период - от появления речи до 12 лет . Он называет этот период «сном разума», считая, что ребенок в этом возрасте способен мыслить только конкретно, образно. Главная задача воспитания в этот период - создание условий для выработки возможно более широкого круга представлений. А для правильного восприятия детьми предметов и явлений окружающего мира Руссо рекомендовал целый ряд упражнений, развивающих органы чувств: осязание, слух, глазомер.

Особо выделяя роль осязания, ибо, по его мнению, путем осязания и деятельности мускулов мы получаем ощущения температуры, величины, формы, веса и твердости предметов. Осязание - чувство, которым мы пользуемся чаще других. Руссо требует, чтобы осязание развивалось путем упражнений, чтобы ребенок приучался ощупывать предметы, подобно слепым, ориентироваться в темной комнате и т.д. Он дал ряд ценных указаний по развитию зрения, слуха, развития вкуса.

Наряду с развитием органов чувств во втором периоде продолжается интенсивное физическое развитие, для чего Руссо рекомендовал применять прогулки, физический труд, занятия физическими упражнениями.

Третий период охватывает возраст от 12 до 15 лет , данный период Руссо считал временем интенсивного умственного развития и воспитания, период очень краткий, и потому нужно из многочисленных наук выбрать лишь немногие, чтобы, не разбрасываясь изучить их глубоко. Чем же руководствоваться при выборе наук.

Руссо выдвинул два критерия: во-первых, как и Д. Локк, он руководствовался принципом полезности; во-вторых, полагая, что дети 12-15 лет еще недостаточно обладают нравственными понятиями и не могут понять отношений между людьми, Руссо исключает из круга занятий этого возраста предметы гуманитарного цикла (в частности, историю) и ограничивается только знаниями из области природы: по географии, астрономии и физике (понимая под физикой, по обычаю того времени, природоведение). К изучению истории, по его мнению, надо приступать лишь в четвертом периоде, после 15 лет .

Дидактические принципы в обучении сводятся к развитию в первую очередь самодеятельности детей, умения наблюдать, пытливости, остроты ума, в тесной связи с которыми стоит принцип наглядности. Наглядность в трактовке Руссо - это не картины и модели, а сама жизнь, природа, факты. В соответствии с этим пониманием большое место в методике обучения у Руссо занимают экскурсии. Например, географию он советует изучать, начиная с окружающей местности, астрономию - наблюдая движение небесных светил, естествознание - путем наблюдения растений и животных в жизни и на коллекциях, изготовляемых самими учениками; большое значение придавал опытам по физике, значительное место среди методов обучения занимал метод беседы с учителем на наглядном материале.

Руссо развивал оригинальную методику получения знаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений окружающей жизни. Он ставит своего Эмиля в положение исследователя, открывающего научные истины, изобретающего компас и т.д.

Пытаясь нарисовать умственное воспитание «нового свободного» человека, Ж.-Ж. Руссо на первый план выдвигал самостоятельность, самодеятельность, наблюдательность, пытливость ребенка в ущерб систематичности знания. Клочкообразный запас умственных знаний, предлагаемый Руссо, далеко не достаточен, конечно, для воспитания «нового человека».

Наряду с умственным воспитанием, по мнению Ж-Ж Руссо, свободный человек должен владеть навыками физического труда, разными видами ремесел, несколькими трудовыми профессиями, тогда он действительно будет способен зарабатывать свой хлеб и сохранить свою свободу. «Голова Эмиля - голова философа, а руки Эмиля - руки ремесленника». И Эмиль теперь подготовлен к жизни, и на шестнадцатом году Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период - период нравственного воспитания, а его можно дать только в обществе. Развращенный город теперь не страшен Эмилю, он достаточно закален от городских соблазнов и пороков. Ж.-Ж. Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой «идеального человека» - мелкого буржуа.

Воспитание девушек. Юноша уже возмужал, пора его женить. Взгляд Руссо на воспитание женщин был традиционным: женщина всегда подчиняется мужчине - сначала отцу, потом мужу; она должна готовиться к выполнению обязанностей жены и матери, поэтому ей надо давать не широкое умственное образование, а больше заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства и т. п.

Пятую книгу (последнюю главу своей книги «Эмиль, или о воспитании») Ж.-Ж. Руссо посвятил воспитанию девушки - невесты Эмиля Софии, Здесь он раскрывает свой взгляд на назначение женщины, которая должна быть воспитана в соответствии с желанием будущего мужа. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле - удел женщины. Такова реакционная позиция Руссо относительно женского воспитания.

Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.

Педагогические принципы Ж. Руссо таковы:

2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики - недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Педагогические воззрения Ж.-Ж. Руссо сыграли исключительную роль в развитии взглядов на воспитание в конце XVIII -начале XIX вв. Его воззрения были полной противоположностью феодальной педагогике и полны горячей любви к ребенку. Идея Руссо о воспитании в ребенке, прежде всего человека, проникнута духом гуманизма и демократизма. Настаивал на связи обучения с жизнью, с личным опытом ребенка.

Наследие Ж.-Ж. Руссо сыграло положительную роль в борьбе передовых педагогов даже конца XIX и начала XX века против старых консервативных порядков в школе, против жесткого режима, регламентации, стеснении и ограничений свободы детей, за их раскрепощение, свободное развитие, за уважение детской природы.

Значительное влияние оказали взгляды Ж.-Ж. Руссо на немецких педагогов - филантропистов, на его последователей - И.Г. Песталоцци, россиянина Л.Н. Толстого и др. Педагогическая система Ж.-Ж. Руссо была и остается популярной и среди домашних учителей-воспитателей.

Первым, в наиболее общем виде, задачу исследования происхождения, достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по образованию и политик по роду своей практической деятельности, Джон Локк (1632-1704).

Главный труд Д.Локка «Опыт о человеческом разуме», над которым он работал почти 20 лет, а также многие другие работы сыграли большую роль в становлении материалистического эмпиризма. Локк разработал сенсуалистическую теорию познания. Исходным пунктом этой теории было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания.

Главным препятствием на пути к знанию Локк считал идеалистическую теорию врожденного знания созданную еще Платоном. Согласно этой теории наш мир есть лишь пассивное отражение сверхчувственного мира идей, в котором некогда жила душа человека. Там она приобрела запас знаний. Оказавшись в земной оболочке душа должна вспомнить все знания - в этом задача познания. Отрицая врожденность знаний, Локк выступил против идеалистического учения о нематериальном происхождении и сущности души и разума человека. Отвергнув врожденные идеи, Локк выступил и против признания врожденных «практических принципов», нравственных правил. Всякое нравственное правило, утверждал он, требует основания, доказательства. Без основания в практической деятельности людей и без устойчивого убеждения в разуме нравственное правило не может ни появиться, ни быть сколько-нибудь прочным. О каких врожденных практических принципах добродетели, совести, почитания бога и.т.д. может идти речь, говорил Локк, если по всем этим вопросам среди людей нет даже минимального согласия. Многие люди и целые народы не знают бога, пребывают в состоянии атеизма, а среди религиозно настроенных людей и народов нет одинаковой идеи бога. Одни люди с полным спокойствием делают то, чего другие избегают. Идея бога - дело человека. Нет оснований в природе, утверждал Локк, для возникновения под ее воздействием в разуме идеи бога. Человек, предоставленный только естественному воздействию, не знает и не может знать бога. Человек по природе своей - атеист.

Локк вынужден был защищаться от обвинения в атеизме, и в этой защите пришел к далеко идущим выводам. Нападая на локковское предположение о возможности существования мыслящей материи, богословы указывали, что он не может раскрыть и ясно представить как материя мыслит, в чем сущность связи мысли и материи. Локк отвечал им: после неопровержимого ньютоновского доказательства присущего материи всемирного тяготения, сам творец этой теории признал что не знает причин тяготения, видимо, бог дал материи такую способность. Почему же не предположить, что бог дал некоторым частям материи способность мыслить? Почему же нельзя предположить, что душевные силы человека присущи некоторой части материи?

Развивая сенсуалистическую теорию познания, Локк различает два вида опыта, два источника знаний: внешний, состоящий из совокупности ощущений, и внутренний, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Источник внешнего опыта - реальный мир вне нас. Внутренний опыт - «рефлексия» совокупность проявления всей многообразной деятельности ума.

Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знание. Если бы все было не так, утверждал Локк, то знания были бы известны всему человечеству и их содержание у всех было бы примерно одинаковым. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении,- вот основной тезис Локка - Способность мыслить развивается в процессе познания человеком объективного мира. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта под влиянием рационализма Локк допускает все же, что уму присуща некая спонтанная сила, независящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа.

Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков или предрасположенности к той или иной деятельности. В этом заключается главное противоречие в его философской системе. Локк под вторым источником фактически понимал работу мышления над полученными извне ощущениями и идеями, осмысление чувственного материала, в результате которого действительно возникает ряд новых идей. И по содержанию и по происхождению «второй источник» попадал тем самым в прямую зависимость от первого.

По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Простые идеи все получены непосредственно от самих вещей. Локк относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т.д. По содержанию простые идеи в свою очередь, делятся на две группы. К первой группе он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные качества внешних объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов, в каком-бы состоянии они не были, и которые наши чувства постоянно находят в каждой частице материи, достаточно для восприятия объема. Таковы, например, плотность, протяженность, форма, движение, покой. Эти качества действуют на органы чувств посредством толчка и порождают в нас простые идеи плотности, протяженности, формы, движения, покоя или числа. Локк утверждает, что только идеи первичных качеств тел сходны с ними и их прообразы действительно существую в самих телах, то есть идеи этих качеств совершенно точно отображают объективные свойства этих тел.

Ко второй группе он относит идеи отражающие вторичные качества, которые по его мнению, не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами. (т.е. объемом, формой, сцеплением и движением незаметных частиц материи). Ко вторичным качествам Локк относит такие качества вещей, как цвет, звук, вкус и т.д. Таким образом, проявление вторичных качеств связывается английским мыслителем не с самим объективным миром, а с его восприятием в человеческом сознании.

Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате самодеятельности ума. Сложные идеи есть собрание, сумма, простых идей каждая из которых есть отражение какого-либо отдельного качества вещи. Д.Локк выделяет три основных способа образования сложных идей: соединение нескольких простых идей в одну сложную идею; сведение вместе двух идей, все равно - простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности.

Разум создает сложные идеи. Объективной основой создания последних является сознание того, что вне человека есть что-то, что связывает в единое целое вещи, раздельно воспринимаемые чувственным восприятием. В ограниченной доступности человеческому познанию этой объективно существующей связи вещей Локк видел ограниченность возможностей проникновения разума в глубинные тайны природы. Однако он считает, что неспособность ума получить ясное и отчетливое знание вовсе не означает, что человек обречен на полное незнание. Задача человека - знать то, что важно для его поведения, а такое знание вполне ему доступно.

Локк выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид - интуитивное знание, то есть непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

Самый достоверный род познания, по Локку,- интуиция. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнивание. На втором месте после интуиции, по степени достоверности, у Локка стоит демонстративное познание. В этом роде познания восприятие соответствия или несоответствия двух идей совершается не непосредственно, а опосредовано, через систему посылок и выводов. Третий род познания - чувственное или сенситивное познание. Этот род познания ограничивается восприятием единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на самой низкой ступени познания и не достигает ясности и отчетливости.

Таким образом, согласно учению Локка, существуют только идеальные единичные вещи. Общие идеи -- это продукт абстрагирующей деятельности разума. Слова же, выражающие общее, -- лишь знаки общих идей. Концептуализм Локка представляет собой серьезно ослабленный средневековый номинализм за счет усиления материалистических тенденций. Мы уже говорили, что Локк был сторонником эмпиризма, но его эмпиризм не носил упрощенного характера. Теория абстрагирования показывает, что Локк придавал большое значение и рациональной форме познания. Этот рационалистический уклон отчетливо проявляется в его учении о трех родах познания: интуитивном, демонстративном и опытном.

Локк (Locke) Джон (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. В "Опыте о человеческом разумении" (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.

Вехи жизни и творчества

Происходил из семьи мелкого судейского чиновника. Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием в лаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее - воспитатель и врач в семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должность лорда-канцлера Англии. Опыт воспитательной деятельности лег в основу педагогической теории Локка, изложенной впоследствии в трактате "Мысли о воспитании" (1693). Вместе с Шефтсбери он находился в эмиграции во Франции (где обстоятельно познакомился с картезианской философией) и в Голландии (где сблизился с Вильгельмом Оранским, который в 1688 в результате "славной революции" стал английским монархом). Вернувшись в 1689 на родину, Локк пользовался большим почетом и занимал ряд государственных должностей, но основное время уделял философскому творчеству. Умер в доме леди Мешем, дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Основное произведение - "Опыт о человеческом разумении" - начал писать в 1671, опубликовал его лишь в 1689. Кроме этого, им написаны "Послание о веротерпимости" (1689), "Два трактата о правлении" (1690), "Разумность христианства" (1695) и др.

Социально-политические воззрения

Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего "естественное состояние" общества как "войну всех против всех", Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.

Истоки и содержание познания

Локк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу "первых принципов" (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности.

В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают "простые идеи"; душа при этом пассивна, это "чистая доска", на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Допущение рефлексии в качестве особого источника познания рассматривалось некоторыми продолжателями Локка в 18 в. (например, Э. Кондильяком) как главная непоследовательность его сенсуалистической теории.

Вслед за Р. Бойлем Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Под "качеством" он понимает силу (или способность) предмета вызывать в уме свою идею. Первичные качества - плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число - это "реальные сущности", объективно присущие вещам свойства; они изучаются точными науками. Вторичные качества - цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества - это "номинальные сущности"; вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. Эти качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, для восприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека).

Усложнение опыта. Роль языка и проблема субстанции

Посредством ассоциаций "простые идеи" внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа, согласно Локку, активна. Любая "определенная" идея должна быть связана со знаком. Слова - это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значения слов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины (понятия) - это знаки общих идей, "у которых отделены обстоятельства места и времени". Локковская теория образования абстракций получила название "традиционной" и в дальнейшем неоднократно критиковалась.

Локк одним из первых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личного тождества, различая при этом "тождество человека" (тождество непрерывно сменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и "тождество личности" как разумного существа, наделенного самосознанием (последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность может сохраняться и при перемене телесной субстанции.

Виды знания и степени достоверности

Локк различал три вида знания по степени их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. и силлогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание - непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа "белое не есть черное", "три больше двух", "целое больше части" и т. п.

Философия Локка оказала сильное воздействие на все последующее развитие англосаксонской философской традиции (включая развитие аналитической философии в 20 в.), на становление идей западноевропейского Просвещения, в частности, деизма.

Сочинения:

Сочинения в трех томах. М., 1985-88.

Джон Локк - отец не только современного эмпиризма, но и материализма. Его философия теории познавания состоит в развитии двух главных мыслей, из которых первая есть отрицание у человека врожденных идей, а вторая - утверждение, что источником всего нашего знания служит опыт.

Многие, говорит Локк, придерживаются мнения, что существуют врожденные идеи, возникающие в душе в самый момент ее зарождения. Эти идеи она (душа) приносит будто бы с собой в мир. Врожденность же идей доказывают тем, что они являются чем-то общим, безусловным для всех без исключения. Если бы последнее действительно имело место, то общность идей не служила бы доказательством их врожденности. Но мы не видим даже безусловной общности, каких - бы то ни было идей ни в теории, ни в практике. Мы не найдем ни одного правила нравственности, которое бы существовало у всех народов, во все времена. Дети и идиоты часто не имеют понятия о простейших аксиомах. Все это говорит против врожденности идей. К познанию простейших истин приходим мы рассуждением, но они отнюдь не предшествуют рассуждению. Наше первоначальное знание состоит не из общих положений, а из отдельных впечатлений частного характера. Дитя отличает горькое от сладкого, темное от светлого и так далее. Разум или душа при появлении своем на свет представляют белый лист бумаги, пустое пространство и так далее. После всего этого неизбежен вопрос: откуда же являются у нас идеи? Несомненно, мы получаем их из опыта, которым, таким образом, обусловливается все наше знание и все самые общие его законы. Опыт же наш двоякого происхождения: мы познаем внешний мир или посредством наших органов чувств (то есть ощущения), или сознанием внутренней деятельности нашей души, то есть рассуждением (рефлексией). Ощущение и рассуждение дают нашему разуму все идеи.

Локк поставил себе задачей уяснить происхождение идей из этих двух источников. Он различает идеи (представления) простые и сложные. Простыми идеями он называет отражения действительности в нашей душе, как в зеркале. Большей частью простые идеи или представления мы получаем посредством одного какого-нибудь чувства, например, представление о цвете дается нам зрением, представление о твердости – осязанием, но к ним также частью относятся представления, являющиеся результатом деятельности нескольких чувств: таковы идеи протяжения и движения, получаемые при помощи осязания и зрения. В числе простых идей или представлений мы также встречаем обязанные своим происхождением деятельности исключительно рассудка - такова идея воли. Наконец, идеи также могут создаваться совместной деятельностью органов чувств и размышления - таковы понятия о силе, единице, последовательности.

Все эти вместе взятые простейшие идеи составляют азбуку нашего знания. Различные комбинации звуков и слов создают язык. Точно так же наш разум, соединяя различными способами идеи между собою, создает сложные идеи.

Сложные идеи Локк делит на три класса: идеи изменений (модусы), идеи сущностей (субстанций) и идеи отношений. Под первыми Локк подразумевает изменение пространства (расстояние, измерение, неизмеримость, поверхность фигуры и т.д.), времени (продолжительность, вечность), процесса мышления (впечатление, восприятие, воспоминание, способность отвлечения и т.д.).

Главное внимание Локк уделяет понятию сущности. Происхождение этого понятия он объясняет следующим образом: наши чувства и наш ум убеждают нас в существовании известных сочетаний простейших идей, которые чаще всего встречаются. Мы не можем допустить, чтобы эти простейшие идеи соединялись сами собой. Мы приписываем это соединение какому-нибудь основанию и называем его сущностью. Сущность есть нечто неизвестное само по себе, а мы знаем только ее отдельные свойства.

От рассмотрения понятия сущности Локк переходит к идее отношения. Отношение возникает тогда, когда разум сопоставляет между собою две вещи или сравнивает их. Такое сравнение возможно для всех вещей, поэтому трудно перечислить все возможные отношения между предметами. Вследствие этого Локк останавливается на самых главных из них - на понятии тождества и различия и на отношении причины и следствия. Идея причины возникает, когда мы видим, что одно явление неизменно предшествует другому. Вообще же сочетание идей дает нам знание. Оно относится к простым и сложным идеям так же, как предложение относится к словам, слогам и буквам. Из всего этого следует, что наше знание не выходит из пределов опыта, так как мы имеем дело только с идеями, которые, по мнению Локка, возникают в нас исключительно при помощи внутреннего и внешнего опыта. Вот основная мысль Локка.

Он высказывал эти воззрения с большой отчетливостью и ясностью во всех своих сочинениях, посвятив им главным образом "Опыт исследования человеческого разума".

"Опыт исследования человеческого разума" состоит из четырех книг:

1) "О врожденных идеях";

2) "О представлениях";

3) "О словах";

4) "О знании и мнении".

Во второй книге рассматриваются представления сами по себе, независимо от их истинности. В четвертой книге Локк дает критическую оценку знания, то есть говорит о представлениях, дающих истинное знание действительности, и рассматривает мнение и веру как промежуточные ступени к истинному знанию. Можно сказать, что содержанием второй и четвертой книг исчерпывается самое существенное в этом сочинении. В третьей книге рассматривается язык как средство для сообщения и утверждения знания.

Что касается первой книги, то она служит как бы приготовлением читателя к пониманию воззрений Локка. Локк сам говорит в своем заключении, что он предназначает свою первую книгу к очищению пути для собственного исследования, поэтому ее содержание имеет, в некотором роде, отрицательный характер. Локк употребляет все усилия, чтобы разрушить веру в существование врожденных идей. Во времена Локка врожденные идеи играли большую роль в философии. Декарт считал понятие о Боге врожденным. Его последователи значительно расширили это понятие и основали учение о нравственности и праве исключительно на основных положениях, признанных ими за врожденные. Такая вера во врожденные идеи грозила опасностью дальнейшему развитию науки, поэтому Локк считал первой своей обязанностью вступить в борьбу с врожденными идеями. Для этой борьбы необходимо было поставить читателя на новую точку зрения, которая и выяснена во второй книге "Опыта".

Первая книга не заключает в себе никаких строгих доказательств. Несмотря на это, читатель с первых же страниц убеждается, что истина на стороне Локка, и врожденных идей в том смысле, в каком их понимали в то время, нет. Локк начал свои занятия философией с изучения Декарта. Направление Декарта было в то время господствующим во Франции и отчасти в Англии. Спиноза держался также того мнения, что понятие о Боге есть врожденное. В древности это признавал Цицерон и пользовался этим для доказательства того, что Бог действительно существует. Локк, хотя и отрицал врожденность понятия о Боге, но в благочестии не уступал своим предшественникам и, конечно, не сомневался в существовании высшего начала, но утверждал, что представление о Боге мы получаем при помощи опыта, рассматривая его творения. Эмпиризм не помешал Локку остаться религиозным человеком. Эта религиозность, отчетливо проявляется и в философии Локка. Он, несомненно, принадлежал к числу тех редких людей, у которых философия счастливо уживается с религией и идет с нею как бы рука об руку.

Особого внимания заслуживает третья книга "Опыта", посвященная исследованиям свойств языка. Здесь находится множество наблюдений, прямо выхваченных из жизни, которые своей правдивостью способны заставить задуматься любого человека. Разумеется, наука о языке сделала огромный шаг вперед со времени Локка. Тогда еще царило мнение, что образование языка не подчиняется никаким определенным законам. Долгое время спустя стали искать естественного соотношения между созвучием слова и предметом, который оно обозначает. Взгляды и объяснения явлений рано или поздно отживают свой век, а верно схваченные факты,как плод наблюдений никогда не утрачивают своего значения. Лейбниц говорит: язык есть лучшее зеркало нашего ума и души, а потому исследование происхождения слов в состоянии привести нас к пониманию деятельности нашего разума и процессов нашего мышления. Локк, очевидно, был в этом отношении одного мнения с Лейбницем и посвятил много времени на изучение связи, существующей между языком и мышлением.

Несовершенство языка, по мнению Локка, зависит от четырех главных причин.

Оно проявляется:

1) когда идеи, выражаемые словами, слишком сложны и состоят из многих простых идей, соединенных вместе;

2) когда идеи не состоят ни в какой естественной связи между собой;

3) когда они относятся к недоступному нам предмету;

4) когда значение слова не отвечает сущности предмета.

Злоупотребление языком также зависит от различных причин:

1) от употребления слов, с которыми не связано никакое ясное представление;

2) от усвоения слова ранее, чем понято его значение; от употребления одного и того же слова в различных значениях;

3) от приложения слов к идеям, отличным от тех, которые они обыкновенно обозначают;

4) от применения их к предметам, не существующим или малодоступным.

Эти замечания Локка, не имея никакой ценности в научном отношении, очень важны на практике, где обыкновенно не придают должного значения употреблению языка и часто им злоупотребляют.

Перейдем теперь к изложению других отделов философии Локка, имеющих также весьма важное значение для всех и каждого. Теория нравственности, созданная этим философом, имела, как мы увидим, большое влияние.

Локк отрицал существование врожденных законов нравственности. Под последними он понимал основные положения права и морали, с которыми должны согласоваться взаимные отношения между отдельными людьми и народами - одним словом, все правила общежития. Но что же следует понимать под названием врожденных идей нравственности? То, что стоики признавали истинным разумом, Спиноза называл духовной любовью к Богу, а Гроций - природой вещей. Все это обозначало нечто неведомое, руководящее нашими поступками. Позже, это неведомое получило название "врожденные идеи нравственности". Оспаривая существование таких идей, Локк невольно подрывал основание всех когда-либо существовавших учений о нравственности. Он утверждал, что никаких общих законов нравственности не существует, и стремился доказать, что все до единого правила нравственности изменяются с течением времени. Более того, Локк приводил в доказательство справедливости своего мнения то, что и в настоящее время в различных странах встречаем мы прямо противоположные правила нравственности, чего никак не могло бы быть, если бы существовала одна врожденная идея нравственности, к которой можно было бы свести все остальные. Локк не признает также неизменности так называемого внутреннего голоса или голоса совести, говоря, что и сама совесть не одинакова у различных людей и народов, потому что и она является результатом воспитания и условий жизни. Мы привыкаем с детства считать хорошим то, что называют добром наши родители и другие люди, которым мы верим. Мы часто не имеем ни желания, ни времени рассуждать о принятом в детстве на веру, и охотно признаем, что родились на свет с такими понятиями, не зная, как и откуда они у нас явились. Вот, это, по мнению Локка, и есть истинная история врожденных идей. Это вдобавок объясняется еще тем, что никакое учение о нравственности и праве невозможно без допущения существования общего закона. Закон же может исходить только от законодателя, в непогрешимости которого мы не можем сомневаться, и который один имеет власть карать и миловать. Таким законодателем может быть только всеведущий Бог, и потому право и нравственность находят свое основание не во врожденных идеях, а в Божественном откровении. Далее видно, что Локк, как нельзя более легко, выводит общее основание нравственности, но встречает большие трудности в примирении с этим Божественным откровением всех различных правил общежития и нравственности, разнообразие которых в глазах наблюдателя бесконечно. Он едва находит возможность установить три самые общие положения нравственности:

1) вера в Бога и в его всемогущество; признание власти государя и народа;

2) страх перед наказанием и стремление к награде руководит нашими поступками;

3) признание нравственности христианской и никакой другой.

Нельзя не сознаться, что все это мало выяснено, но мы не можем строго винить Локка в том, что его теория нравственности не отличается такою ясностью, как теория познавания. И по настоящее время никому еще не удалось открыть основной закон нашей нравственной природы, хотя за эту задачу брались такие люди, как, например, Конт. В Англии непосредственно после Локка занимались теорией нравственности Шефтсбери и Юм, которые брали за основной закон чувство любви к ближнему. Вольф, в Германии, тот же закон облекает в иную форму и основывает теорию нравственности на постоянном стремлении человека к духовному совершенству. Лейбниц, в противоположность Локку, признавал существование врожденных идей нравственности, которым приписывал инстинктивный характер. Он говорил: правила нравственности мы не сознаем, но чувствуем инстинктивно. Все это, конечно, также нисколько не уясняет происхождения нравственного начала.

Вопросы о нравственности тесно связаны и с вопросом о свободе воли, поэтому уместно здесь же привести мнение Локка и об этом. Локк признает, что волей нашей управляет исключительно стремление к счастью. Такой взгляд невольно установился под влиянием наблюдения действительности. Но философу, очевидно, не понравился этот двигатель всех наших действий, и он постарался придать слову "счастье" самое широкое значение, однако ему не удалось растянуть это понятие до такой степени, чтобы объяснить им, например, действия добровольных мучеников...

Локк утверждает, что мышление в силах подавить всякую страсть и дать разумное направление воле. Вот в этой власти рассудка, по его мнению, и состоит свобода человека. Если принять такое определение свободы воли, то придется допустить, что не все люди обладают в одинаковой степени свободой воли, а иные и совершенно ее лишены, ведь почему-то существует же немецкая пословица: "Я вижу и оправдываю лучшее, а следую худому". Локк признает нравственными только те действия, которые исходят от рассудка, он убежден в том, что если человек взвешивает хорошо свои действия и предвидит их последствия, то всегда поступает справедливо.

Таким образом, Локк в этом отношении вполне сходится с Сократом, признавая, что просвещенный ум непременно ведет к доброй нравственности. Замечательно, что такое мнение и у Локка, и у Сократа явилось следствием непосредственного изучения действительности. Но этим не ограничивается сходство Локка с Сократом - оба они излагали свои мысли, не мудрствуя лукаво. Чтобы дать понятие об изложении Локка, следует привести его определения удовольствия, любви, гнева и так далее, которые заимствуются из "Опыта".

Удовольствие и боль - простые представления. Между представлениями, получаемыми посредством органов чувств, ощущения удовольствия и боли самые главные, всякое впечатление сопровождается чувством удовольствия или чувством боли или не вызывает никакого чувства. То же относится к мышлению и настроению нашей души. Чувство боли и удовольствия, как всякое простейшее представление, невозможно ни описать, ни определить. Эти чувства могут быть известны, как все впечатления, только посредством собственного опыта.

От этих элементарных чувств Локк переходит к более сложным. "Что называется добром и злом? Все вещи хороши или дурны, смотря по тому, вызывают ли они удовольствие или причиняют боль. Мы называем добром все то, что вызывает в нас чувство удовольствия или его возвышает и устраняет боль или уменьшает ее. Наоборот, мы называем злом все, что возбуждает боль, увеличивает ее или лишает нас добра. Под именем удовольствия и боли я понимаю столько же телесные, сколько и душевные состояния. Обыкновенно их различают между собою, тогда как и те, и другие в сущности только различные состояния души, вызываемые изменениями, происходящими в теле или в самой душе".

Удовольствие и страдание и причины их - добро и зло - суть центры, около которых вращаются наши страсти. Представление о них возникает посредством самонаблюдения и исследования их различного влияния на изменение состояний и настроений души.

«Любовь. Если кто-нибудь остановит свое внимание на представлении удовольствия, соединенного с присутствующим или отсутствующим предметом, он получит понятие о любви. Если кто-нибудь говорит осенью, лакомясь виноградом, или весною, когда его нет, что любит виноград, то это означает только, что вкус винограда доставляет ему удовольствие. Если же расстроенное здоровье или изменение во вкусе уничтожат это удовольствие, то нельзя ему будет сказать, что он любит виноград».

«Ненависть. Наоборот, мысль о боли, причиняемой отсутствующим или присутствующим предметом, и есть то, что мы называем ненавистью. Представления о любви и ненависти суть не более как состояния души в отношении к удовольствию и к боли вообще без различия причин, из которых они происходят».

Желание. «Желание - более или менее живое чувство, происходящее от отсутствия того, что соединяется с представлением об удовольствии; оно повышается и понижается вместе с увеличением и уменьшением последнего чувства».

Радость. «Радость есть удовлетворенное состояние души под влиянием сознания, что обладание добром достигнуто или будет достигнуто в скором времени».

Печаль Локк определяет как противоположное чувство. Таким же характером отличаются определения надежды, страха, сомнения, гнева, зависти и иных страстей, свойственных всем людям.

Существует общее мнение, что характер писателя следует изучать в его сочинениях. Это мнение является безусловной истиной в отношении к Локку. Мы не замечаем в нем высокого вдохновения, зато находим трогательное внимание к нуждам обыкновенных людей.

Он держит себя запросто со своим читателем, хотя и сознает, что оттого проигрывает, может быть, во мнении многих. "Я знаю,- говорит он,- что моя откровенность вредит моей славе",- и продолжает быть откровенным.

В подтверждение сказанного приведу мысль Локка об ограниченности человеческого разума.

"Наша способность познавания соразмерна с нашими потребностями. Как бы ни был ограничен разум человека, мы должны благодарить за него Создателя, потому что он далеко оставляет за собой мыслительные способности всех других обитателей нашей Земли. Наш разум дает нам возможность составить себе необходимое понятие о добродетели и устроить земную жизнь так, чтобы она вела к лучшей жизни. Мы не в силах постигнуть сокровенных тайн природы; но того, что мы можем понять, совершенно достаточно, чтобы составить себе понятие о благости Творца и о наших собственных обязанностях. Мы не будем жаловаться на пределы нашего знания, если займемся тем, что для нас действительно полезно. За неимением солнечного света мы будем работать и при свечах; наша свеча горит довольно ярко для того дела, которое нам необходимо совершить. Если у нас нет крыльев, то мы во всяком случае можем ходить. Нам нет надобности знать все, а только то, что непосредственно относится к жизни. Человек напрасно забирается в глубины, теряя почву под ногами; он не должен переступать круга, отделяющего светлое от темного, доступное нашему уму от недоступного. Неразумно также сомневаться во всем, если многое в точности нам известно. Сомнение подрывает наши силы, лишает бодрости, заставляет опускать руки".

Примирение философии с религией было главной задачей в жизни Локка, и нетрудно себе представить, что задача эта была нелегкая. Ум Локка, смиренный религией, все же часто выходит из намеченного им самим заколдованного круга, стремится к смелым выводам, которые потом приходилось оправдывать и кое-как связывать с религией.

Признавая опыт единственным источником нашего знания, Локк на этом остановился и не мог вывести тех следствий из этого положения, которые потом были выведены Кондильяком и послужили к разрушению многих основ нравственности и религии.

Ни один из последователей Локка в Англии не дошел до таких крайностей, несовместных с благочестием и консервативностью англичан.

В заключение мы коснемся классификации наук, которой придерживался Локк. Он, как и древние греки, делит науки на физику, логику и этику. То, что Локк называет логикой, скорее можно назвать философией знания. Противоположная ей наука есть философия бытия, она распадается на философию природы и философию души, к последней относится теория нравственности, права и эстетики, или учение об искусствах. К философии знания принадлежит старая аристотелевская логика- в нее также входит наука о языке. Теологии мы не находим между науками, так как она, по мнению Локка, не наука, потому что основана на откровении. К философии Локк причисляет также философию истории.

Локк Джон (1632-1704 гг.)

Английский философ. Родился в семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и Оксфордский университет, где позже и преподавал. В1668 г избран в Лондонское Королевское общество, а годом раньше стал домашним врачом, а затем и личным секретарем лорда Эшли (графа Шефтсбери), благодаря которому и приобщился к активной политической жизни.

Интересы Локка, помимо философии, проявлялись в занятиях медициной, экспериментальной химией и метеорологией. В1683 г. был вынужден эмигрировать в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после его провозглашения королем Англии в 1689 г вернулся на родину.

Теория познания занимает у Локка центральное место. Он критикует картезианство и университетскую схоластическую философию. Свои основные взгляды в этой области он представил в произведении «Опыты о человеческом разуме». В нем он отрицает существование «врожденных идей», а источником для всего знания признает исключительно внешний опыт, складывающийся из ощущений, и внутренний, формирующийся благодаря рефлексии. Это знаменитое учение о «чистой доске», tabula rasa.

Фундамент знания составляют простые идеи, возбуждаемые в уме первичными качествами тел (протяженность, плотность, движение) и вторичными (цвет, звук, запах). Из соединения, сопоставления и абстрагирования простых идей образуются сложные идеи (модусы, субстанции, отношения). Критерием истинности идей признается их ясность и отчетливость. Само познание делится на интуитивное, демонстративное и сенситивное.

Государство Локк рассматривает как результат взаимного соглашения, но выдвигает на первый план не столько правовые, сколько морально-нравственные критерии поведения людей, понимая в качестве главного условия благополучного государства «власть морали и нравственности». Нормы морали являются тем фундаментом, на котором строятся человеческие взаимоотношения. Этому способствует то, что естественные влечения людей направлены именно в сторону добра.

Социально-политические взгляды Локка выражены в «Двух трактатах о государственном правлении», первый из которых посвящен критике божественной основы абсолютной королевской власти, а второй -развитию теории конституционной парламентской монархии.

Локк не признает абсолютной монистичной власти государства, доказывая необходимость ее разделения на законодательную, исполнительную и «федеративную» (занимающуюся внешними сношениями государства) и допуская право народа ниспровергать правительство.

В религиозных вопросах Локк стоит на позициях веротерпимости, лежащей в основе религиозной свободы. Хотя он и признает необходимость божественного откровения по причине конечности человеческого разума, но также у него присутствует склонность к деизму, которая заявляет себя в трактате «Разумность христианства».

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...