Научная степень доцент. Ученые степени и звания

Продолжая тему, поднятую в статье "Профессия, специальность, специализация... Давайте разберемся! ", предлагаю коснуться ученых степеней и званий, а также связанных с ними должностей, чтобы лучше понимать эти привычные, на первый взгляд, понятия.

Ученая степень

Ученая степень - титул, который присваивается соискателю научным сообществом и удостоверяет его компетентность в определенной научной области. Большинство стран СНГ унаследовали систему ученых степеней от СССР (Украина - в их числе), поэтому на сегодняшний день представитель отечественной науки может стать:

  • кандидатом наук
  • доктором наук

Ученую степень соискателю присуждает уполномоченный государственный орган. В СССР он носил название ВАК (высшая аттестационная комиссия). Как правило, в странах СНГ название этого органа не изменилось. Решение о присуждении ученой степени кандидата или доктора наук ВАК принимает по результатам защиты диссертации (соответственно, кандидатской или докторской).

Защита диссертации проходит в ученом специализированном совете - сообществе уважаемых ученых, которые занимаются наукой определенной тематики, и могут дать компетентную оценку трудам соискателя. Как правило, ученые специализированные советы открываются в ВУЗах или научно-исследовательских институтах, чтобы работающие в них кадры могли защищаться "не выходя из дома". Если же в родном заведении совета по Вашей специальности не нашлось, Вы можете идти в соседнее.

Кандидат наук

Аспирантура представляет собой стартовый "инкубатор" по подготовке молодых научных кадров. Аспирантами дневной формы обучения становятся, как правило, сразу после окончания ВУЗа. Заочным аспирантом (или просто соискателем) можно стать без привязки к дате дипломирования, но наличие диплома о высшем образовании является практически обязательным условием для поступления в аспирантуру.

При успешном стечении обстоятельств, главным из которых является защита кандидатской диссертации, аспирант становится кандидатом наук. Хотя бывают исключения, и ученую степень присуждают без защиты диссертации, но можно себе представить, каким мощным в этом случае должен быть вклад ученого в науку.

Кандидат наук - самая распространенная ученая степень среди научно-педагогического состава ВУЗов и работников различных научно-исследовательских институтов. Как правило, кандидатская степень дает право на небольшую прибавку к зарплате (в Украине - порядка 15%), а также открывает перспективы для получения должности доцента (см. ниже) или аналогичной.

Доктор наук

Кандидат наук, который решил окончательно покорить научный пьедестал, становится докторантом. Для этого можно поступить в докторантуру, что, теоретически, позволит освободиться от некоторых должностных обязанностей (например, уменьшить преподавательскую нагрузку в ВУЗе). Но можно быть докторантом и "заочно" - просто писать докторскую диссертацию без каких-либо изменений в своей работе.

Считается, что степень доктора наук является наивысшим критерием компетентности и состоятельности ученого, поэтому и требования к подготовке докторской диссертации (и её защите) существенно выше, нежели к кандидатской. Хотя в формальном плане существенных различий между этими процессами нет.

Доктор наук - значительно менее распространенная ученая степень, так как далеко не все кандидаты наук хотят (стремятся, могут) стать докторами. В плане преференций, докторская степень позволяет ученому претендовать на должность профессора (с учетом некоторых других условий), а также рассчитывать на более высокую надбавку к зарплате.

Должности для кандидатов и докторов наук

Важно понимать, что ученая степень автоматически не связывается с должностью, которую занимает ученый. Обычно "расклад" по должностям, которые ученые занимают в ВУЗе (и на которые они претендуют), следующий.

Без должности

Аспирант может не иметь никакой должности и заниматься на кафедре только научной работой. Должность также не нужна заочнику или соискателю.

Ассистент

Ассистентом может быть аспирант или даже кандидат наук.

Старший преподаватель

На должности старшего преподавателя могут работать бывшие аспиранты (не ставшие кандидатами, но накопившие определенный опыт), или кандидаты наук. Эта должность считается в некотором роде "переходной", когда человека без ученой степени нужно просто поддержать морально, и повысить из ассистентов.

Доцент

На должности доцента работают, как правило, кандидаты наук. Иногда - доктора.

Профессор

Должности профессора удостаиваются, как правило, доктора наук. Кандидаты наук работают профессорами очень редко (эта должность - для очень уважаемых ученых).

Реальная картина по распределению должностей

Стоит сказать, что кандидат или доктор наук может претендовать на любую должность, но далеко не всегда эта должность имеется "в наличии". В реальности ситуация нередко складывается таким образом, что кандидаты долгое время работают ассистентами или старшими преподавателями, а доктора наук - доцентами, так как ВУЗ не выделяет новых штатных единиц на кафедрах. Процесс этот сильно бюрократизирован, и борьба за "место под солнцем" среди научно-педагогических работников - обычное дело.

Широко распространена практика, когда после защиты кандидатской диссертации молодому ученому автоматически "открывается" должность доцента. Обычно это - прерогатива учебного заведения. Но такая временная должность не является постоянной, и чтобы укрепиться в этой должности, молодому кандидату наук следует позаботиться о получении ученого звания "доцент".

Ученое звание

Ученые звания созвучны некоторым должностям из системы высшего образования, поэтому их часто путают или считают одним и тем же. Ученое звание присваивается человеку с определенной ученой степенью спустя некоторое время после защиты диссертации, если он выполнил ряд требований (например, опубликовал серию научных трудов, написал методические пособия, подготовил учебники и пр.).

Доцент

Ученое звание "доцент" - это не должность доцента. Ученого звания "доцент" удостаиваются, как правило, кандидаты наук. Данное звание дает право ученому на небо льшую прибавку к зарплате (в Украине она составляет 15...25%).

Профессор

Ученое звание "профессор" - это не должность профессора. Как правило, ученого звания "профессор" удостаиваются доктора наук. Соответственно, с получением звания "профессор" повышается и зарплата ученого.

Надеюсь, что эта информация хотя бы немного пролила свет на то, как устроена система государственной науки и образования. Безусловно, в этой системе есть еще много "промежуточных" понятий, должностей, титулов. По мере возможности, Dystlab будет стараться объяснять их в новых публикациях.

Термины «ученая степень» и «ученое звание» связанные с людьми, которые занимаются научной профессиональной деятельностью. Чаще всего это преподаватели в университетах, институтах, техникумах.

Виды ученых степеней

Ученая степень отображает квалификацию ученого в научной сфере. Есть два вида ученой степени:

  1. Кандидат наук.
  2. Доктор наук.

Присвоить ученую степень могут только при наличии диссертационной работы (кандидатской и докторской соответственно), которая должна быть написана во время учебы в аспирантуре или докторантуре. При этом должны быть соблюдены условия, которые подтверждают активную научную деятельность диссертанта и апробацию его работы. К ним относятся публикация научных статей у специальных журналах и принятие участия в научных конференциях, в том числе и зарубежных.

Кроме того присваиванию ученой степени предшествует процесс публичной защиты написанной научной работы на заседании специализированного ученого совета, который создают при высшем учебном заведении. В процессе перехода образования на европейский уровень вводится степень «доктор философии» (Ph.D), которая приравнивается к традиционному «кандидату наук».

Поступить в аспирантуру и защитить кандидатскую диссертацию может любой человек с высшим образованием. Но поступить в докторантуру может только уже состоявшийся кандидат наук. При этом совсем не обязательно чтобы специализация кандидатской и докторской диссертации совпадала. Так, первая может быть написана по техническим наукам, а вторая по философским или наоборот. Подтверждением выполнения огромной и кропотливой работы, ее признание осуществляется получением соответствующего диплома.

Наивысшей степенью профессионализма и компетентности принято считать степень доктора наук, но она менее распространена, нежели кандидата наук. Это объясняется повышенными требованиями к подготовке и защиты докторской диссертационной работы. Другими словами написать и защитить кандидатскую работу намного проще, нежели докторскую. Поэтому не все ученые, получив возможность работать в вузе, решаются на написание докторской. Но те, кто решился и удачно справился с этим заданием получают много привилегий. К ним относятся получение высшей должности в учебном заведении, обеспечение местом работы, получение надбавки к заработной плате, возможность возглавлять руководящие должности и участвовать в заседании специализированных кандидатских или докторских диссертационных советах, не говоря уже про статус и уважение, которым окружены доктора наук.

Виды ученых званий

После выполнения некоторых условий, связанных с научной деятельностью, при наличии определенного стажа педагогу присваивается одно из званий:

  1. Доцент.
  2. Профессор.

Звание доцента может получить состоявшийся кандидат наук, который активно занимается научной деятельностью после защиты диссертации, печатает свои научные статьи в специализированных журналах, методичную литературу, берет участие в научных конференциях, а также имеет определенный стаж преподавателя, из которого один на должности доцента. Отсюда видно, что есть некая путаница, так как ученые звания созвучны с некоторыми должностями научных сотрудников, поэтому они будут рассмотрены ниже.

Звание профессора может получить доктор наук, который также как и кандидат занимается повышением своей квалификации, научными трудами, их апробацией, печатанием своих учебных пособий и имеет глубокие познания в определенной области науки. Желательно, чтобы научная работа доктора наук проявлялась и в руководстве аспирантами. Обязательным условием также есть наличие стажа, в том числе и на должности профессора. Подтверждающим документом является аттестат о присвоении соответствующих ученых званий.

Преимущества звания профессора узко перекликаются с преимуществами получения степени доктора.

Виды должностей

Работать преподаватели в высших учебных заведениях могут на таких должностях:

  • Ассистент.
  • Старший преподаватель.
  • Доцент.
  • Профессор.

Ассистентом работают юные ученые, которые не имеют ученой степени, аспиранты, которые занимаются написанием кандидатской диссертации, или соискатели после ее защиты.

Должность старшого преподавателя может занимать кандидат наук без стажа работы и научных достижений. После выполнения этих условий кандидат наук имеет право занимать должность доцента, не имея еще этого звания! И только проработав на должности доцента определенный срок, написав необходимое количество научных трудов в это время, кандидат наук получает звание доцента.

В таком случае доцент работает на такой же должности. В это же время он имеет право занимать и должность профессора, владеет определенным научным стажем и заслугами в научных разработках. Доктор наук всегда занимает должность профессора, даже если еще не получил такое звание.

Из приведенной информации следует, что рассматриваемые понятия плотно связаны друг с другом и получение последнего напрямую зависит от диплома , подтверждающего ученую степень. Но отличия между ними все-таки есть: необходимым обстоятельством присваивания ученой степени является диссертационная работа, а звания – присваивание ученой степени. То есть чтобы получить ученое звание тоже необходимо написать и защитить диссертацию.

Научные сотрудники и преподаватели вузов имеют, как правило, ученую степень и ученое звание. В чем специфика данных регалий?

Что такое ученая степень?

Под ученой степенью принято понимать уровень квалификации представителя научной сферы, присвоенный ему после прохождения обучения по специальным программам. В России сейчас учреждено две ученых степени - кандидата наук и доктора наук.

Первая присваивается человеку, успешно отучившемуся в аспирантуре и защитившему кандидатскую диссертацию. Степень доктора наук присваивается ученому, который проходит обучение в докторантуре, защищает докторскую диссертацию, а также получает одобрение совета Высшей аттестационной комиссии.

Получать ученую степень доктора могут только кандидаты наук. При этом специализация, по которой человек прошел обучение в аспирантуре, зачастую не совпадает с той, по которой он намеревается учиться в докторантуре. Например, кандидат экономических наук вполне может стать доктором наук в области физики.

Что такое ученое звание?

Под ученым званием принято понимать уровень должности представителя научной сферы, присвоенный ему в процессе осуществления трудовой деятельности в вузе или научном учреждении. В России есть два ученых звания - доцент и профессор.

Важный нюанс - доцентом или профессором человек может быть не потому, что имеет соответствующее ученое звание, а в силу занимаемой должности. В свою очередь, человек, имеющий документально подтвержденное звание доцента или профессора, может не занимать соответствующих должностей в вузе.

Звание доцента (если говорить о его официальном присвоении) ученый может получить за успехи в научно-исследовательской либо педагогической работе. Звание профессора может быть присвоено сотруднику вуза за успехи в педагогической работе, а также в подготовке аспирантов.

Звание доцента и профессора подтверждается специальным аттестатом. На практике стать профессором ученый чаще всего может только при наличии опыта работы в качестве доцента.

Сравнение

Главное отличие ученой степени от ученого звания в том, что первую регалию человек получает по результатам обучения по специальным программам - в аспирантуре или докторантуре, вторую - в процессе осуществления трудовой деятельности в вузе или научном учреждении.

При этом оба понятия на практике тесно связаны между собой: доцентами становятся, как правило, ученые, имеющие степень кандидата, профессорами - доктора наук. Хотя, если человек добивается выдающихся достижений в науке, он может получить ученое звание и без соответствующей степени. Но это довольно редкий случай.

Определив, в чем разница между ученой степенью и ученым званием, зафиксируем основные выводы в таблице.

Ученая степень Ученое звание
Что общего между ними?
Ученое звание дается, как правило, только тем представителям науки, которые имеют научную степень (кандидаты становятся доцентами, доктора - профессорами)
В чем разница между ними?
Представлена степенями кандидата и доктора наук Представлено званиями доцента и профессора
Обязательным условием для присуждения ученой степени является обучение по специальным программам - в аспирантуре (для получения степени кандидата наук), в докторантуре (для получения степени доктора) Главным условием для присвоения научного звания является осуществление трудовой деятельности в вузе или научном учреждении

Слово «ученый» как и множество других в нашем стареющем лексиконе, не успевающем трансформироваться и следовать за жизненными переменами в обществе, давно потеряло изначальный смысл. По логике «ученый» означает «обученный», «насыщенный знаниями». Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля ученый - это тот, «кого учили, выучили», а ученость есть «состояние, качество ученого человека, основательное знание наук, полное изучение их».

Ныне же, говоря «ученый», мы понимаем под этим человека, творящего науку, создающего, открывающего новые знания и научные истины, обладающего ученой степенью, защитившего диссертацию. По большому счету смысл слова «ученый» становится более доходчивым, когда оно дополнено эпитетами «сложившийся», «известный», «выдающийся», «с мировым именем».

Такие эпитеты поневоле наводят испуг, окружают термин «ученый» ореолом недоступности для рядового смертного, учившегося «чему-нибудь и как-нибудь». Не следует отчаиваться и воспринимать, скажем, смысл словосочетания «известный ученый» буквально, как известный всей стране, а то и миру. Ведь можно обладать известностью в гораздо меньшем масштабе, например в пределах института, университета, а то и факультета. А можно и вообще руководствоваться распространенным поведенческим рецептом: «Главное - не быть, а казаться!» Казаться, называться ученым намного проще, чем быть им по существу. Этим повсеместно пользуются люди, которым носить мантию ученого в виде степени и звания гораздо важнее, чем быть истинным ученым.

С позиций статистики ученым вправе называться любой гражданин, творчески работающий в науке. Но не забывайте еще одну важную истину: «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой - человек». Тем более в обществе, занимающем не последнее место в мире по уровню формализма, бюрократизма. Итак, хотите считаться ученым - предъявите справку о том, что вы и есть ученый. Такими справками являются дипломы и аттестаты, свидетельствующие о наличии ученой степени или звания. Так что вначале предстоит разобраться в этих самых степенях и званиях, наличие которых подтверждается документально уполномоченными на то органами научной власти.

Поведаем о системе ученых степеней и званий. Согласно утвержденному единому реестру ученых степеней и званий в России введены две ученые степени : первичная - кандидат наук и более высокая - доктор наук . Каждого кандидата наук можно считать, следуя меткому выражению В. Высоцкого, «кандидатом в доктора». Но в отличие от кандидатов в члены КПСС, которые через год сплошь становились членами, далеко не каждый кандидат наук проникает затем в доктора. Только, примерно, каждый десятый. Остальные так и остаются на всю жизнь кандидатами. И период кандидатского стажа составляет не год, а обычно от 5 до 25 лет. Кандидатов, как и вино, надо определенное время выдерживать, поэтому на тех из них, кто стремится получить ученую степень доктора наук, не побывав до этого несколько лет в кандидатах наук, смотрят косо решающие их научную судьбу престарелые доктора наук, ходившие в кандидатах много лет.

В принципе ученая степень присуждается на основании публичной защиты диссертации соискателям соответствующей степени. О том, что есть диссертация и что такое ее защита, сказано в последующем изложении.

Формально, согласно установленным правилам, ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом , т. е. специализированным советом, которому предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание соответствующей ученой степени. А вот ученая степень доктора наук присуждается только Высшей аттестационной комиссией (ВАК) на основании ходатайства диссертационного совета, принятого после успешной защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук на диссертационном совете, уполномоченном принимать к защите докторские диссертации (докторском совете). Докторские советы обладают правами принимать к защите и докторские, и кандидатские диссертации. Но и в процессе получения ученой степени кандидата наук ВАК обойти не удается. Заветный кандидатский диплом можно получить только после контрольной проверки в ВАК аттестационного дела, представляемого туда на рассмотрение диссертационным советом после защиты.

Итак, ученая степень и диссертация связаны теснейшими узами. Чтобы обрести ученую степень кандидата или доктора наук, надо вначале подготовить и защитить диссертацию, а это как-никак объемный научный труд, содержащий от 100 до 350 страниц текста. Можно ли не писать многолистную диссертацию и все же на законных началах заполучить ученую степень? Оказывается можно, хотя и не совсем просто. Согласно положению о присуждении ученых степеней докторская диссертация может быть выполнена в виде научного доклада , представляющего краткое обобщенное изложение результатов проведенных соискателем исследований и разработок. В положении о такой возможности сказано следующим образом: «Диссертация на соискание ученой степени доктора наук в виде научного доклада представляет собой краткое обобщенное изложение результатов проведенных исследований и разработок, известных широкому кругу специалистов». Доклад должен быть подкреплен совокупностью ранее опубликованных соискателем в соответствующей отрасли знаний научных работ, имеющих большое значение для науки и практики. Редко кто из соискателей идет по такому нетривиальному пути. Надо иметь много публикаций, быть известным еще до присуждения ученой степени и идти непроторенным, а значит, и более рискованным путем.

Получив некие первичные сведения об ученых степенях, перейдем к ученым званиям . В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие звания:

а) доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения;

б) профессор по специальности или по кафедре.

Система ученых званий более запутана, чем система ученых степеней. И не только потому, что различают звания по специальности и по кафедре, но еще и потому, что степени как бы только научные, а звания - они и научные и педагогические, преподавательские. Ученые степени присуждает по сути только ВАК, а всяческие научные звания - и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук. Не ставя своей целью систематизировать склонные к тому же изменяться сведения об ученых званиях, мы касаемся их лишь в стремлении разграничить понятия «ученая степень» и «ученое звание», предотвратить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении.

Говоря об ученых званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от ученого звания , которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, не имея соответствующего звания, подтверждаемого наличием аттестата. Но можно обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат и работать в должности управдома, а то и вообще не работать. Об этом приходится писать не только из чувства сожаления к профессорам со званием, работающим, увы, не профессорами, а в должности чуть пониже. Дело еще и в том, что работающим в должности профессора, но не имеющим такого ученого звания, свойственно именовать себя профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом отношении более скромны - полковник, занимающий генеральскую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.

Надо знать, что наряду с подкрепляемыми аттестатами званиями «доцент», «профессор» существуют чисто должностные звания, не связанные непосредственным образом с присвоением ученого звания. В то же время, чтобы занимать в научно-исследовательском или учебном учреждении должность научного сотрудника (младшего, просто научного, старшего, ведущего, главного), желательно, а иногда и обязательно обладать учеными степенями и званиями. Ученые звания устанавливаются для научных и научно-педагогических кадров по критериям государственной системы аттестации.

Ученое звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность и работникам высших учебных заведений за научно-педагогическую деятельность.

Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

Лицам, которым присвоены ученые звания, выдаются соответствующие аттестаты , которые, по аналогии с дипломом кандидата или доктора наук представляют официальные «справки» о причастности к миру ученых.

Возникает правомерный вопрос: «Зачем и кому нужны эти хитрые двойные признаки, двойное измерение учености: по степеням и званиям?» Самый естественный ответ звучит, на наш взгляд, так: «Все существующее в мире разумно. Значит, так надо. Что же касается хитростей, то в науке без хитростей нельзя. Без знаний иногда можно, а без хитростей никак нельзя».

Так что лучше не тратить попусту мыслительную энергию, а окончательно разобраться в том, чем отличаются ученые степени от ученых званий. Ибо в целом, как ясно из предыдущего изложения, система ученых степеней и званий настолько запутана, что, попытавшись разобраться во всех деталях, запутываешься еще более.

1. Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности. Порядок и процедура «присуждения» и «присвоения» различаются. Желающий получить ученую степень соискателя доказывает наличие у него оснований к тому на «суде» в виде диссертационного совета, принимающего первичное решение о присуждении искомой степени на основании защиты диссертации. Ученое звание присваивается уполномоченными на то органами на основании ходатайства, свидетельствующего, что претендентом на ученое звание выполнены необходимые для этого условия.

Крайне желательно, сказал бы, даже обязательно не смешивать слово «присуждаются» , относимое только к ученым степеням, со словом «присваиваются» , относимым только к ученым званиям. Это часто встречающаяся ошибка, присущая, увы, даже тем, кто уже стал ученым. Подобная ошибка свидетельствует либо о лингвистической неаккуратности, либо о низкой научной культуре. В обыденной жизни точно так же смешивают слова «представить» и «предоставить», имеющие, разный смысл. Кстати, если в отношении научного работника возбуждено ходатайство о присвоении ему ученого звания, то принято говорить, что он представлен к ученому званию. А вот к ученой степени не представляют, ее, как ясно из предыдущего изложения, присуждают уполномоченные диссертационные советы либо специальные комиссии по результатам защиты диссертаций.

2. О наличии ученой степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии ученого звания - аттестат доцента, профессора. Так что справки называются по-разному.

3. Обычно присвоению ученого звания старшего доцента предшествует присуждение ученой степени кандидата наук, а присвоению звания профессора - присуждение ученой степени доктора наук, т. е. надо вначале получать степени, а затем адекватные им звания, в связи с чем чаще всего степень приобрести сложнее, чем звание, которое при наличии степени через несколько лет получить относительно несложно.

Отсюда ясно, что для получения звания желательно иметь степень. Желательно, но не обязательно. Имеется возможность получить звание без степени, для этого надо быть, как говорит положение об ученых званиях, высококвалифицированным специалистом и занимать в течение некоторого времени соответствующую научную должность. В современном научном неофициальном лексиконе научного работника, педагога, которому присвоено звание профессора при отсутствии у него ученой степени доктора наук, принято называть «холодным» профессором. Такой профессор не лишен возможности защитить диссертацию и превратиться в «горячего».

Еще раз подчеркнем, что, говоря об ученых званиях , следует отличать их от должности . Можно занимать должность доцента, профессора, не имея соответствующего ученого звания. Разница между имеющим звание и занимающим должность примерно такова, как между постоянным владельцем автомобиля и водителем, не являющимся владельцем. Звание дается навсегда, пожизненно, а должность - на определенный период. Правда, частенько встречаются случаи, когда у тебя есть, а должность занята лицом без звания, хоть ты по званию доцент, а вынужден работать ассистентом. Наука - это хитрая штука, в ней многое возможно. Звание - одна из таких возможностей.

Диапазон научных должностей шире диапазона ученых званий. Так, на два ученых звания приходится целый набор должностей. В высших учебных заведениях это ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор. В научных организациях - младший (мне), просто научный, старший (сне), ведущий, главный научный сотрудник (последних в шутку называют гнусами). К тому же есть и высокие должности заведующих кафедрами, отделами, лабораториями, секторами и еще более высокие - ректоры, проректоры, директора. В общем чего-чего, а научных должностей у нас хватает. Любой, обладающий такой должностью, вправе считаться ученым.

Следует упомянуть об ученых, точнее, научных званиях, начинающихся словами «заслуженный», «почетный», но они предназначены не для начинающих ученых, а для заканчивающих свой научный путь. Заслуженным деятелям науки и почетным докторам диссертации обычно ни к чему, они их либо имеют, либо не больно в них нуждаются.

Никак нельзя пройти мимо званий члена-корреспондента и действительного члена (академика) Академии наук . На первый взгляд кажется, что это тоже не для молодых, хотя Андрей Дмитриевич Сахаров стал членом-корреспондентом Академии наук СССР в 28 лет, а академиком - в 32 года. И вообще, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, как и аспирант, не мечтающий стать академиком. Шансы примерно равны, но в перспективе у аспирантов они выше, ибо число академических вакансий в последние годы стало резко увеличиваться в связи с ростом числа самих академий.

Опять-таки, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимы дополнительные разъяснения. Ныне научные академии в России образуют целую пирамиду, в вершине которой находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук, в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых науки. Даже великому преобразователю Н.С. Хрущеву не удалось заменить Академию наук совокупностью отраслевых академий. Говорят, что тогдашний президент Академии наук А.Н. Несмеянов сказал Хрущеву: «Никита Ceргeeвич, Академию создал сам Петр Великий и не вам ее закрывать». А Л.И. Брежнев и иже с ним не смогли добиться исключения из Академии наук вольнодумца А.Д. Сахарова.

Величие Российской Академии наук (РАН) определяется тем, что в ее состав входят самые выдающиеся ученые, генералы и даже маршалы от науки. Но какую-то роль играет и факт получения пожизненной ренты в виде «стипендий». До рыночных реформ академикам кроме доходов по труду платили 500 руб. в месяц, а членам-корреспондентам - 300 руб., что примерно вдвое превышало средний уровень заработной платы в Советском Союзе. В условиях квазирыночной российской экономики академические «стипендии» вначале резко «похудели», но, начиная с 2002 г., вновь существенно увеличились и достигли двух - трехкратного уровня средней месячной заработной платы рядового российского работника. Не ахти какой уровень с учетом инфляции, но поток стремящихся стать членами-корреспондентами и действительными членами РАН не иссякает. Ведь есть и кое-какие другие стимулы кроме денежной подкормки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии, такие, как Академия медицинских наук, Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, а в РАЕН деньги вправе платить только сама Академия.

Ну, а на третьем уровне в так называемый переходный период от административно-распорядительной к рыночной экономике в России возникло столько негосударственных, общественных академий, академиков и членов-корреспондентов, что числа им несть. Сам стал академиком сразу двух академий. Но в этих академиях денежку государственную не платят и даже, наоборот, чтобы стать их участником надо вносить вступительный взнос как своеобразную плату за право носить звание члена-корреспондента Академии или действительного члена.

Так что если хочешь разобраться в действительном величии звания академика, то надо прежде всего выяснить, в какой Академии он состоит. Об этом вновь испеченные академики многочисленных рукотворных академий говорят неохотно, называя себя с пафосом академиками, членами-корреспондентами без указания, какая академия имеется в виду.

Попадание в самый верхний слой элиты требует особого искусства и везения. Хотя формально в члены-корреспонденты и академики избирают, но, чтобы стать ими, надо быть избранным в другом смысле слова. У членкоров и академиков своя масонская ложа, свои законы продвижения, которые, пожалуй, одним им только и ведомы. Ни диссертации, ни научные труды не играют здесь решающей роли, хотя ученая степень нужна. Гораздо важнее попасть «в струю» и получить поддержку от членов ложи. Чем выше уровень Академии, тем, естественно, сложнее в нее попасть.

Нет сомнений в том, что ожесточенная конкуренция (десять и более докторов наук претендуют на одно место члена-корреспондента РАН), стремление получить научную квартирку на самом высоком этаже, поближе к солнышку, обусловлены каким-то сверхмощным побудителем. Длинные языки злословят по поводу пожизненной ренты, получаемой из государственного кармана при наличии академического звания в дополнение к другим доходам. И еще о возможности получить затем новую должность. Рвущиеся к вершине утверждают, что делают это из чистой любви к науке, чтобы их несомненные научные заслуги получили общественное признание, а сами они - экономическую независимость, свободу научного творчества.

И еще об одной любопытной детали. В России появилось множество негосударственных учебных академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и диссертационные советы. Самые «храбрые» из них иногда отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии, присуждая ученые степени не то что кандидата, а даже доктора наук без участия ВАК, как это принято за рубежом в совершенно иных условиях. После защиты таким быстро «испеченным» ученым тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Остается лишь еще сказать дипломированным таким образом кандидатам и докторам наук: «Гуляй, Вася, по научной стезе, ну и получить, естественно, вознаграждение за услуги».

Таково одно из последствий поспешной либерализации российской науки и образования. Хотелось бы все же напомнить «умельцам», что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Ознакомившись с российской системой ученых степеней и званий, любопытный читатель вправе поинтересоваться, а как там у них, «за бугром», т. е. за рубежом, в этом отношении. Сами понимаете, что у них не может быть такой строгой и стройной системы, как у нас. Там ведь кто чего хочет, то и делает. И правительство в это дело не вмешивается, и Высшей государственной аттестационной комиссии нет, и положений, и инструкций поменьше нашенских. Правда, и самодисциплина там, как правило, выше и самоответственность тоже. Университеты, обладая возможностью самостоятельно присуждать «собственные» ученые степени, не разбрасывают их направо и налево, не превращают в предмет купли-продажи, кумовства. По крайней мере делают это редко, в порядке исключения.

В итоге, со степенями и званиями там слишком просто, не то, что у нас. Сплошной примитивизм, скучно даже. Ни кандидатов, ни доцентов. Правда, доктора и профессора есть. Но их доктор - это что-то вроде отечественного кандидата. Поэтому кандидаты наши, вырвавшись за рубеж или вступая в контакты с иностранными учеными на родной земле, тут же называют себя докторами. Хотя у них там начинающих ученых кличут бакалаврами и магистрами, последние даже должны готовить диссертацию.

Наши попытки воспроизвести подготовку бакалавров и магистров в России пока не увенчались шумным успехом.

Полного набора наших научных званий у них опять же таки нет. Зато профессора бывают разных рангов: младшие, просто профессора и старшие или полные (не по комплекции, понятно, а по полноте знания и признания заслуг).

Зачем людям нужны ученые степени и звания

Проблема цели жизни, человеческих устремлений и потребностей, их распределения по степени значимости, важности занимала и будет вечно занимать умы людей. Столь же очевидно, что, несмотря на все усилия философов и социологов, эту проблему никому и никогда не удастся решить до конца. Соответственно, не приходится искать исчерпывающий ответ на вопрос: «Зачем и почему люди стремятся приобрести ученые степени и звания, затрачивая на это массу времени, усилий и средств?» В конце концов, раз человек что-то ищет, значит, это ему нужно. Потребность есть то, в чем нуждаются люди, и надлежит больше думать не о природе такой потребности, а о том, как ее удовлетворить более полным образом при меньших, ограниченных затратах. Но все же понять смысл желаний страждущих приобрести ученую степень нужно и можно, даже необходимо, ибо от желаний зависит мера усердия, с которой соискатель добивается своей цели.

Согласно представлениям американского социолога и психолога Абрахама Маслоу иерархически выстроенные человеческие потребности образуют своеобразную «пирамиду», состоящую из пяти ступеней, уровней. Расположенные по рангу потребности образуют следующую структуру.

1. Потребность в самореализации, самоутверждении.
2. Потребность в уважении со стороны других и в самоуважении.
3. Потребность в общении, дружбе, любви.
4. Потребность в безопасности и помощи.
5. Физиологические потребности.

Рассмотрим, как связано удовлетворение перечисленных потребностей с наличием у человека ученой степени и ученого звания. Удовлетворять свои физиологические потребности ученый может полнее, если после успешной защиты диссертации, присуждения ученой степени или присвоения ему ученого звания увеличатся доходы и доступ к материальным благам.

Безопасность ученого несколько выше, чем рядового гражданина; вследствие исторического почитания ученых на Руси их меньше убивают бандиты, преступные группировки. Молодым аспирантам-мужчинам дают отсрочку от призыва в армию, так как они проходят учебу. Кандидатов наук вообще не призывают в армию силком. Более или менее именитых ученых прикрепляют к специальным поликлиникам, об их здоровье государство заботится немножечко больше в сравнении с неостепенными, хотя в квазирыночной России эта возможность поблекла.

Вхождение в клуб ученых, несомненно, развивает общение и дружбу; между учеными возникают дополнительные контакты, они образуют своеобразные кланы, встречаются на конференциях, семинарах, мероприятиях, проводимых домами ученых, всяческими научными обществами и фондами. Ученые часто выезжают за границу и общаются с зарубежными коллегами. С удовлетворением потребностей в любви проблема решается не столь однозначно, но, во всяком случае, любовь аспиранток к своим научным руководителям - рядовое событие.

Уважение к ученым со стороны окружающих, как уже упоминалось, проистекает из исторических российских традиций и хотя в последнее время такое уважение несколько поблекло на фоне почитания дельцов, умеющих делать деньги, но в известной мере все еще наблюдается. А вот потребность в самоуважении после получения ученых степеней и званий заведомо удовлетворяется в высокой степени. Сам не замечаешь, как начинаешь себя по-настоящему уважать, с достоинством относиться к себе.

Ну и, конечно же, написание и защита диссертации, приобретение и дальнейшее использование ученых степеней и званий есть одна из высших форм самореализации, самовыражения. В этом отношении ученых превосходят только актеры и политические деятели.

Ученые живут относительно долго, во всяком случае подольше, чем люди, занятые многими другими видами целесообразной деятельности. По экспертным оценкам, степень кандидата и звание доцента продлевают жизнь на два-три года в сравнении с неостепенными, доктора и профессора живут подольше примерно на пять-семь лет, члены-корреспонденты и академики - на восемь-десять. Отсутствие детальной и достоверной статистики не позволяет подтвердить высказанную гипотезу более надежными цифрами. И детишек своих ученые легче пристраивают, чем успешно продляют жизнь в своих детях. Это следует учитывать, стремясь к первой форме счастья - увеличению продолжительности жизни, продлению ее в своем потомстве и обеспечению хорошей жизни своему потомству.

В отношении счастья обогащения ученые - тоже не последние люди. Конечно, по доходам и материальному благосостоянию им не сравниться с удачливыми предпринимателями, олигархами, высшей номенклатурой. Даже академик вряд ли выиграет соревнование. Но с рабочим, служащим, инженером, врачом, учителем кандидат наук потягаться может. И по доходам, и по денежным накоплениям, и по имуществу. Машину и садовый участок, иногда даже скромную дачу ученая степень способна обеспечить. Не сразу, конечно.

В денежном измерении ученые степени и звания приносят дополнительные доходы как благодаря несколько повышенной ставке заработной платы, так и вследствие получения надбавок и приработка. Увы, время, когда кандидат, доцент получал гарантированную прибавку к зарплате в размере от 50 до 200 руб. в месяц, доктор наук - от 100 до 400 руб. (а рубль был по ценности близок к доллару), ушло в прошлое. Впрочем, понемножечку, оно вроде бы возвращается. Многое зависит от умения использовать степени и звания как орудие добывания денег и вещественных благ, действуя по формуле: «ученая степень - продвижение по службе в должности - завоевание положения, позволяющего получать доходы - получение самих доходов».

Не приходится скрывать, что спрос на научно-интеллектуальный продукт, наблюдавшийся в бывшей стране Советов, значительно упал; зачастую научный, духовный продукт остается невостребованным системой и обществом. В то же время отдельные виды научного, образовательного, информационного продукта высоко ценятся на современном российском рынке товаров и услуг. Есть возможность сбывать их за рубежом по доступной цене.

Не будем делать поспешные, скоропалительные, односторонние выводы о провале идеи материального, денежного счастья на научной почве. Ведь платят все-таки. Свободное время, которого у ученого намного больше, чем у других работников, тоже ведь стоит денег, его вполне можно использовать на дополнительную коммерческую деятельность. И в конце концов, если вы решаетесь выращивать и продавать цветы, торговать импортными сигаретами, а может быть, даже нефтью, газом или металлами, то ученая степень и звание никак не помешают, а кое в чем еще и помогут. Ученые степени и порождаемый ими научный имидж - прекрасное, исключительно полезное дополнение к искусству коммерции, а то и подкрепление.

Пусть даже наука - не лучший, не самый эффективный способ материального обогащения, но это надежный путь к духовному богатству. Следует признать, что наука, как и искусство, предоставляет в этой части неисчерпаемые возможности. Познание сокровенных тайн мироздания и само приобщение к миру людей, творящих науку, возводящих величественное, никогда не завершаемое Здание Знаний, дарит необыкновенные, ни с чем не сравнимые ощущения, особые чувства. Личная сопричастность к пополнению сокровищницы Вечной Науки возвеличивает человека, служит мощным источником самоутверждения, достижения известности, приближения к славе. Недаром же сто членов Парижской Академии естественных наук считаются бессмертными.

В народе ученых, по аналогии с писателями, художниками, артистами, многие считают благородными, интеллигентными, интеллектуально одаренными или даже самыми умными людьми. Вспоминается, с каким глубоким почитанием относилась к ученым моя мама. В глухом украинском селе, где прошло мое детство, об ученых степенях и званиях, конечно, представления не имели, слыхом не слыхивали. Слово «ученый» ассоциировалось с понятием «образованный». Мать, каким-то чудом закончившая гимназию в Одессе, считалась чуть ли ни самой ученой на деревне. Отец же, с трудом закончивший два класса приходской школы, в пику матери любил поговаривать: «Если все станут грамотными, кто будет свиней пасти?»

Попробуем теперь разобраться в движущих силах, побуждающих к написанию и защите диссертаций россиян, живущих в условиях затянувшегося переходного периода от советской социалистической к рыночной капиталистической экономике. О том, что такие побудители есть, свидетельствует жизнь. После явной рецессии конца 90-х годов XX в. в России самого начала XI в. наблюдается подъем интереса к защите диссертаций и приобретению ученых званий. Чем он обусловлен и на кого распространил свое действие?

Увеличивается количество молодых прагматиков, не считающих науку лучшей, выгодной сферой деятельности в условиях современной жизни, но понимающих, что запас научных знаний, подкрепленных ученой степенью, не только не помешает, но вполне может сгодиться. Занимаясь предпринимательством, участвуя в более или менее выгодном деле или планируя такое участие, стремясь утвердиться в составе среднего класса, подобные юноши и девушки понимают в то же время, что поступить в заочную аспирантуру, стать соискателем, защитить диссертацию полезно для укрепления своего статуса, положения в обществе, в жизни. Они не ждут от ученой степени сиюминутных выгод, преимуществ, но верят, что со временем все это придет. Что ж, этой когорте соискателей ученой степени не откажешь в дальновидности.

Еще одна категория лиц, стремящихся обрести ученую степень, - часть «новых русских», обретших приличное денежное состояние и положение, удостоившихся чести стать достойными членами среднего класса россиян и в то же время ищущих пути и способы подкрепления своего положения во имя надежного будущего. Эти энергичные люди ищут дополнительные зоны приложения своих усилий и вложения имеющихся у них средств. Одной из таких сфер оказывается наука, точнее, получение ученой степени. Простой расчет или чисто интуитивные представления убеждают таких претендентов на ученую степень, что вложения в научное дело, представляющие не столь уж значительную часть имеющихся у них ресурсного потенциала, сил, энергии, времени, денег, заведомо окупятся. А если даже и не окупятся в денежном измерении, то потери не столь уж существенны, вполне терпимы. Даже сам факт долговременного, а то и пожизненного приобщения к науке посредством обретения ученой степени служит для таких людей достойным вознаграждением, окупает затраченные ресурсы.

Следующая группа россиян, страждущих приобщиться к ученой степени кандидата и доктора наук, а затем по возможности стать и профессором, - именитые и состоятельные граждане среднего возраста, всплывшие на волне рыночных реформ и занявшие весьма приличное, иногда даже совсем высокое положение в обществе. Это активные, динамичные, толковые, разбирающиеся в своем деле люди, имеющие, правда, к науке весьма косвенное отношение, находящиеся с ней, как любят говорить политэкономы, в опосредованной связи. Будучи здравомыслящими представителями своего класса, они понимают, что под луной ничто не вечно, солнце имеет обычай заходить за тучи, в любой момент теплое место может стать горячим и придется его покинуть. Вот тогда-то ученая степень да еще вкупе со званием может оказаться весьма кстати, а приличная должность на кафедре университета или в солидном научно-исследовательском институте - не позорной, а даже достойной для карьеры на закате лет и сил.

Главная трудность для этих уважаемых людей - сочинить и защитить диссертацию. Научных трудов у них бывает маловато, а то и совсем нет, исключая разве статьи в газетах, каковые научными работами не считаются. Диссертацию писать некогда, да и не очень хочется, к тому же даже самые говорливые из них - литераторы не ахти какие. Приходится прибегать к услугам консультантов, специалистов. В условиях российской полурыночной экономики, когда даже в газетах несложно отыскать рекламу «Диссертация под ключ», проблема решается несложно - были бы, как говорится, деньги. К тому же так как заказчики чаще всего люди, неплохо знающие дело, то к написанной другой рукой диссертации они легко приобщаются, более или менее свободно ее защищают после некоторой подготовки и интенсивного натаскивания. А уж далее ВАК их трудно отловить, хотя в последние годы предпринимаются попытки поставить рогатки и заслоны на пути этих мужественных рвущихся в науку людей. Их аттестационные дела, авторефераты, а то и диссертационные работы экспертные советы ВАК контролируют с особой тщательностью. Самих «мучеников» часто вызывают «на ковер» в ВАК, где они должны предстать один на один с квалифицированными экспертами и доказать личное участие, новизну своих исследований, обоснованность и приложимость результатов своей работы.

И наконец, еще об одной категории соискателей, заслуживающих самого глубокого уважения, выстрадавших свою диссертацию годами упорного ожидания своего часа и кропотливого труда. Речь идет о тех преподавателях институтов и университетов, работниках научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, которые, не обладая могучим талантом и пробивной силой, капля за каплей откладывают крупицы собственных наработок или найденных в научной литературе идей и годами, а то и десятилетиями строят свой скромный диссертационный домик. Большинство из таких соискателей удовлетворяются кандидатской степенью, но встречаются и более неугомонные, которые к 50 годам подумывают о докторской диссертации, а ближе к 60 даже защищают ее, сотворив практически целиком собственными руками.

Нам понадобилось прибегнуть к краткому анализу и классификации разных категорий соискателей не только, чтобы убедить вас, что не иссяк порох в пороховницах охотников за учеными степенями и званиями. Дело еще и в том, что, определив свою собственную классификационную группу, соискатель намного облегчит решение задачи о выборе рационального (в пределе даже оптимального) способа достижения поставленной цели. А в нашем многополярном и мультивариантном мире осуществление обоснованного, правильного выбора способа действий - это уже полдела, а то и больше. Если даже ваш выбор связан с необходимостью опереться на других - в том нет ничего зазорного. Даже великий Ньютон писал, что он смог достичь успехов в науке, только опираясь на достижения своих предшественников, имея в виду, например, Галилея. А уж нам, простым грешным, тем более без содействия никак не обойтись.

Ученые степени в России являются важными понятиями в научной деятельности, так как они устанавливают необходимую квалификационную последовательность в научных кругах. Первые научные степени в России начали присуждаться еще в конце далекого XVIII века Екатериной II. В настоящее время применяется двухступенчатая иерархия научных профессиональных уровней по образцу действующей в СССР градации ученых ступеней.

Что такое ученая степень

Ученой степенью в России называют определенную ступень квалификации ученого, форму аттестации научных работников, которая дает возможность устанавливать ранги «служителей науки» и последовательность этапов академической карьеры. Для ее получения в РФ необходима защита диссертации на соискание кандидата или доктора наук. В современности любому научному сотруднику известно, какие бывают ученые степени и в какой градации они находятся.

Вузовские академические степени бакалавра и магистра, заимствованные у европейской образовательной системы, не являются видами ученых степеней. К ним относятся только степени кандидата и доктора наук.

Ученые степени в порядке возрастания

Ученые степени в нашей стране отличаются от других видами, названиями, иерархией, а также тем, как присуждают научные степени в разных странах. Для любых отраслей наук и специальностей в европейских странах применяется трехступенчатая иерархия академической карьеры. В порядке возрастания элементы ее классификации выглядят следующим образом:

  1. Бакалавр;
  2. Магистр;
  3. Доктор философии.

Уровень "доктора философии" значит не пример отдельной отрасли знаний, а обобщает их в целом. Ступень доктора философии за рубежом является высшей из списка ступенью академической карьеры ученого и представляет собой аналог ученой степени российского доктора.

Под учеными степенями в России понимают двухступенчатую градацию этапов академической карьеры. Список видов в порядке возрастания российских научных ступеней:

  1. Кандидат наук;
  2. Доктор наук.

Условия присвоения степени

В настоящее время соискание степени кандидата наук, а также соискание степени доктора наук проводится посредством защиты самостоятельно проведенного диссертационного исследования путем выступления перед диссертационным советом. Он создается под руководством Высшей аттестационной комиссии при ВУЗе или ином учреждении. Каждый диссертационный совет обычно работает не более, чем с тремя специальностями. В его состав входит не менее 19 человек, более половины из которых являются сотрудниками учреждения, при котором он создан. Членами диссертационного совета могут быть только доктора наук.

Защита диссертации на соискание кандидата или доктора не обязательно должна быть из той же отрасли, в которой соискатель имеет образование, так как это не регламентировано специальным Положением, регулирующим данную деятельность.

Не существует определенного перечня запрещенных или разрешенных к защите отраслей, к примеру, для кандидата экономических наук. Для него возможно получение степеней в каждой отрасли, которую он выберет. В качестве примера, выпускник института правовых или социальных наук в технических специальностях также может обрести успех и защитить диссертационную работу. На практике часто бывает, что выпускник исторического факультета становится кандидатом физико-математических наук и впоследствии строит карьеру математика или инженера.

Обязательным условием является то, что автор диссертации на соискание степени любого уровня должен предоставить диплом о наличии высшего профессионального образования.

Что не является ученой степенью

Значения понятий учёных степеней и званий существенно различаются между собой, хотя их и часто путают. Звания означают позицию специалиста или преподавателя в ВУЗе и других научных организациях, квалификационную ступень в карьере научного работника. Таковыми являются доцент и профессор. Они присваиваются пожизненно за научно-педагогические заслуги специалистам ВУЗов и других организаций, специализирующихся на науке, по предоставленным этими организациями документам.

В присуждении ученых званий участвуют Высшая аттестационная комиссия и Министерство образования . Только звание профессора РАН присваивается Российской Академией нау к.

После присуждения определенного звания выдается аттестат.

Доцент и профессор - это не только ученые звания, аналогично именуются должности в ВУЗах, однако это не одно и то же. Зачастую у должность преподавателя зависит от вида ученой ступени. Как правило, специалиста, который занимает должность педагога и имеет степень кандидата наук, назначают доцентом, а специалисты степени доктора наук чаще всего занимают достаточно большие должности и являются профессорами. При этом получить должность доцента или профессора могут педагоги, еще не получившие такое звание. Поработав в определенной должности какое-то время, они могут быть выдвинуты на соответствующее звание. Бывает и наоборот: сотрудник, имеющий высокое звание, занимает более низкую должность.

Ученые степени в ВУЗах

В 2015 году Правительство РФ запустило проект, согласно которому был утвержден перечень ВУЗов, которые могут самостоятельно присуждать собственные ученые степени. В данный момент в него входит порядка 60 высших учебных заведений, которые относятся к:

  • Национальным исследовательским университетам;
  • Федеральным университетам;
  • Университетам из программы «5-100».

Эти ВУЗы должны обязательно соответствовать высокому качеству педагогической, научной работы и обладать минимум одним диссертационным советом. Это значит, что далеко не все учебные заведения имеют такую возможность. Первыми университетами, вошедшими в данный список, являются СПбГУ и МГУ (примеры названия – кандидат наук МГУ, доктор наук СПбГУ). Первым кандидатом наук СПбГУ стал Бахтиёр Алимджанов с диссертацией по истории в январе 2017 года. Остальные, вошедшие в список, учебные заведения могут проводить первые защиты только с сентября текущего года.

Успешная реализация данного проекта необходима для повышения престижа российской науки среди развитых мировых держав.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме