Рассуждение-сочинение на тему "человек на войне" по литературным произведениям. Сочинение "Человек на войне" Жестокие реалии и романтика

Асаналиева Нургуль Чынтемировна
(МКОУ Панинская СОШ)

Человек на войне и правда о нем
(по материалам прозы К.Д.Воробьева)

В последние годы не утихают споры о том, как и для чего преподавать литературу сегодня, каков общественный заказ на предмет, который во все времена – и в дореволюционной, и в советской истории – оставался главным идеологическим предметом. К всестороннему обсуждению современного состояния школьного преподавания литературы есть все основания и в настоящий момент. Подчиненный сдаче ЕГЭ, предмет перестал выполнять свою наиглавнейшую роль – воспитательную, перестал формировать сознание школьника, его мировоззренческую позицию.
Размышление над книгой как процесс внутреннего становления сложен и требует от учащегося серьезной работы души, времени на преодоление возрастных и психологических барьеров. Поэтому и интерес к книге в школьной аудитории проявляется только тогда, когда «вдумываемся, вслушиваемся, читаем»
Высший уровень художественного восприятия произведения литературы достигается, если читатель душой и разумом постигает жизненные явления, запечатленные в художественных образах, видит особенности авторского стиля, испытывает полноту эстетического чувства и делает нравственные выводы для себя.
«Передавая уму и сердцу ученика литературное произведение, мы должны помнить, что литература – это искусство»
Единство аналитического и эмоционального в читательской деятельности чрезвычайно сложный процесс, и нелегко добиться этого на практике Так возникает потребность в организации учителем учебного процесса, для установления духовного контакта между учащимся и автором.
Наиболее «благодарный» литературный материал, который позволяет учителю организовать поле восприятия, эмоционального взаимодействия с текстом, но вместе с тем требует большой аналитической работы – это литература о Великой Отечественной войне.
Произведения советских писателей изучаются в 11 классе, когда возраст и аналитические навыки учащихся «совпадают» с задачами изучения.
Литература о войне стремится осмыслить нравственный опыт минувшего. Подвиг нашего народа в Великой отечественной войне – это «тот моральный капитал, из которого новые поколения черпают духовную силу», но также война тесно связана с современностью, так как в ней видятся ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.
Начиная с 60-х годов ХХ века, литература получила возможность в полной мере охватить войну и как этап жизни народа, и как значительное явление истории всего человечества. Именно в эти годы появляется ряд писателей, избравших главной темой своего творчества тему войны (Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, А.Адамович, В.Астафьев, К.Воробьев)
Заявленный военной прозой (60 – 90 г.г.) взгляд на войну, потребовал от писателей пристальнее вглядеться в человека на войне, показать его в сложной психологической ситуации. Недавние лейтенанты, ставшие писателями, внесли в развитие темы особый психологизм, изображали людские судьбы в их противоречивой сложности, использовали при создании картин войны особую систему деталей. Книги этих авторов обогатили литературу опытом пережитого. Беру для аналитического чтения произведения К.Д.Воробьева, так как они невелики по объему (повети, рассказы), но емки по художественной наполняемости.
В 60 –90 –е годы в литературе, обращенной к опыту Великой Отечественной войны, усилилось внимание к общечеловеческим ценностям: совести, доброте, справедливости. Особый гуманизм военной прозы проявился в признании несовместимости войн с идеалами человеческого общежития, хотя в то же время военная проза раскрыла сущность фашизма, неизбежность вооруженной борьбы против него.
Война, как совершенно правильно поняли и показали ее писатели, явилась продолжением бытия советского человека в иных, чрезвычайных условиях. Она не в состоянии изменить нравственные основы жизни. Ни совесть, ни вера не противопоставлены военной действительности. Они сосуществуют в ней.
Объектом пристального внимания авторов является отдельный человек. Герой выступает в роли и наблюдателя и участника событий, что дает возможность показать особенность конфликта, не выходя за рамки одной человеческой судьбы.
Сюжетная линия судьбы героя К.Воробьева начинается с узнавания мира. До начала военных действий он находится в единстве с окружающей действительностью, в которой все гармонично. Когда появлялись «юнкерсы»(«Убиты под Москвой»), «рота согласно приникала к раздетой ноябрем земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишечьи звонко и почти радостно» (147) «Впереди - и уже недалеко – должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и все они шли не нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из его временно примолкших бастионов» (148).
Объектом пристального внимания автора является отдельный человек. Он сам –часть целого и целостного представления в его представлении мира, и согласие с миром лишь подчеркивает
вечность жизни. Его воображению смерть рисуется как нечто неопределенное, не имеющее к нему никакого отношения, но обязательно картинно-героическое: «надо упасть кверху лицом, а не вниз и не на бок, и руки надо разбросать, а не скрючить, и ноги тоже раскинуть, чтобы носки сапог стояли прямо»(«Крик» (138)). Отрытый в полный профиль окоп вызывает мысль о домашнем тепле и уюте, совершенно не напоминая могилу: « все это (окоп – А.Н.) было сделано с тем сосредоточенным старанием, которое полностью исключает чувство тревоги и опасности. Видно, оттого окоп и не выглядел так, как положено на войне: в нем было что-то затаенно-мирное и почти легкомысленное» (156).
И все же сознание героя чутко улавливает несовпадение априорного представления о войне с той реальной картиной, которая предстала перед его глазами. «немцы безудержно продвигались вперед, к Москве...Это было, конечно правдой, потому что потому что об этом говорил сам Сталин. Именно об этом, но только один раз, прошедшим летом. А о том, что мы будем бить врага только на его территории, что огневой залп нашего любого соединения в несколько раз превосходит чужой, - об этом и еще о многом, многом другом, непоколебимом и неприступном, Алексей – воспитанник Красной Армии – знал с десяти лет. И в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны» (152 – 153). Герой какое-то время сопротивляется открывшейся истине, не совпадающей с официальными мифами, но уже первый бой разрушает эту двойственность, уничтожает иллюзорность романтических представлений о войне и вносит в сознание героя чувство горечи и утраты той наивно-детской веры, для которой нет основания.
Первый бой становится началом пути солдата на войне. Однако личный опыт находится в связи с общей судьбой народа. И здесь каждый выбирает себе дорогу. Своеобразной метафорой войны служит окоп с ходами сообщения «в церковь, на кладбище и в опустевший коровник» (152), обозначая возможные варианты судьбы человека на войне. Длинное каменное строение коровника, из которого несло «сывороткой, мочой и болотом», напоминает о плене, «заброшенное кладбище за толстой кирпичной стеной» - знак трагической сущности войны, несущей уничтожение всему живому. И над всем этим возносится «церковь без креста» как знак общей для всех беды. («Убиты под Москвой»)
Война неизбежно ведет к гибели, и все же церковь выступает как знак общей веры, не порушенной годами лихолетий, веры, которая «уходила куда-то в преисподнюю» - символически - в самую глубину народного представления о смысле бытия. Выход в бессмертие может значить только одно – победу человеческого начала над бесчеловечием войны.
К.Воробьев сразу выделяет главную проблему: конфликт из частного и возрастного (неопытность молодых бойцов) перерастает в более значимый. Сложность борьбы и победы над врагом для солдата заключается в том, что надо было победить врага внутри себя. Автор показывает, как герой формирует себя в соответствии не с официальным, а народным опытом. Личность, обретшая самостоятельность, достигшая нравственной свободы, способна противостоять бездуховности, насилию, в какие бы формы они ни облекались.
В финале от героя отторгается оболочка неведения и, задыхаясь от внезапного открытия, врывается в жизнь новый человек, с иным, чем прежде, знанием жизни. Герой, ничего не забыл из прошлого, не простил себе неведения и допущенных ошибок, но, избрав раз и навсегда самостоятельный путь, обрел право исполнить долг солдата, защитника Родины.
Важную концептуальную роль играет финал повести «Убиты под Москвой». Алексей должен вступить в неравный бой с фашистским танком. Танк олицетворяет бездушную силищу, механическое выражение сущности войны, бесстрастное и потому враждебное человеческой природе порождение. «До танка оставалось несколько метров, - Алексей хорошо различал теперь крутой скос его лба, ручьями лившиеся отполированные траки гусениц и, снова болезненно-остро ощутив присутствие тут своего детства, забыв все слова, нажитые им без деда Матвея, пронзительно, но никому не слышно крикнул: «Я тебе, матери твоей черт! Я тебе зараз»(199).
Из неравного сражения Алексей вышел победителем, потому что должен был выжить, ибо теперь ему есть что хранить. Опыт деда Матвея, капитана Рюмина стали звеньями общенародной судьбы, того единения, что вмещает в себя понятие Родины. Почувствовав личную ответственность за происходящее, герой поднялся до понимания высшей ценности бытия, которое утверждало право на жизнь всего сущего. В единстве живого, естественного, человеческого мира вырабатываются те ценности, которые искони помогли человеку выжить. Личность, унаследовав опыт поколений, усвоив его как основное правило жизни, получает право представлять собой народ, Россию
Бороться и победить войну можно, если противопоставить войне-машине иную систему ценностей. Это способна сделать личность, свободная от идеологических догм и вобравшая в себя опыт народной жизни, который помогает герою выжить не только физически, но и духовно.

Список литературы:
1. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения:Пособие для учителя., М., 1985. С. 39
2.К.Д.Воробьев.Собр.соч.в 3-х т. Т1. Повести/Сост.В.В.Воробьева;-М.: Современник, 1991.- 479 с. Здесь и далее цитируется по данному изданию

Жестокие реалии и романтика

В военной прозе

Цели: раскрыть особенности прозаических произведений о войне, обратив внимание на глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны.

Ход урока

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она - спасена.

А. Твардовский

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают наизусть, анализируют стихотворение военной поры или представляют творчество одного из поэтов фронтовиков.

Поэзия Великой Отечественной войны. Это строки радости побед и боли потери близких и родных, в них отражена история нашей родины и судьба русского человека в те страшные годы.

Со временем все меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски прошагал»... Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому темная вода».

Память о войне... Правда о войне... Она жива и в прозаических произведениях.

II. Вступительное слово.

Война жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова...

Почему-то именно эти строки А. Твардовского вспоминаются при чтении или перечитывании книг о войне.

Попробуйте записать свои впечатления от нашей беседы, взяв эпиграфом эти слова.

Наверное, каждому приходилось слышать фразу: «Есть о войне хорошие книги, но правда ещё не вся», И речь, мне кажется, идет не о какой-то личной, только тебе известной правде о сражении, полководце, событии, без которой никакой полной правды быть не может, - речь идет о правде общей, единой, самой главной - о правде народной.

Настоящий талант ищет эту правду не в широком эпическом охвате многих лиц, событий, лет, не в глобальных философских обобщениях, а в конкретностях жизни, в её реальных проявлениях. Словно писатель убеждает себя: ничего из того, что легло на весы добра и зла, не упущено, не забыто...

«Я не знал тогда и не мог знать, что из всего нашего класса, из тех ребят, что пошли на фронт, мне единственному суждено живым вернуться с войны...» - это напишет Г. Бакланов.

«Я глянул на убитого в стереотрубу. Свежая кровь блестит на солнце, и на нее уже липнут мухи, роятся над ним. Здесь, на плацдарме, великое множество мух», - это тоже Г. Бакланов.

«У меня до сих пор стоит в ушах крик ребенка, который летит в колодец. Слышали ли вы когда-нибудь этот крик? Вы не смогли бы его слышать, вы не смогли бы его выдержать. Ребенок летит и кричит, кричит как откуда-то из-под земли, с того света», - это напишет С. Алексиевич, и словно в ответ ей, этому крику, навсегда вошедшему в душу, раздастся другой, из сарая, который уже обложен соломой, облит бензином: «Мамочка, милая, просись и ты, жечь нас будут...» - это А. Адамович.



И реквием по своему поколению прозвучат строки поэта-фронтовика:

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Разрыв - и умирает друг,

И смерть опять проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год

И вмерзшая в снега пехота.

Это о тех, кто погиб, выполняя свой солдатский долг, долг защитника Отечества, родного дома.

Читая книги о войне, понимаешь, что подвиг - это не романтические приключения, а труд с риском и опасностями. Например, одно из довольно часто описываемых событий - захват пленного. Можно вспомнить сдержанного, умудренного жизнью капитана Травкина Э. Казакевича, который добудет у немца важнейшие сведения о готовящемся танковом прорыве, и Синцова с товарищем по роте из трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», когда обещают они генералу Орлову взять «языка», а генерала настигает разрыв мины, и теперь слово, данное мертвому, особенно крепко, даже снято, и притащат они немца ценой тяжелого ранения и потери ноги напарника по ночному поиску...

И будет рисковать собой Кузнецов, из повести Д. Медведева «Это было под Ровно», выкрадывая немецкого полковника с его сверхсекретными документами.

Ужасает жестокой правдой о войне книга А. Адамовича «Каратели». В ней - о тех бывших военнопленных, кто сделал свой выбор, сохранив себе жизнь, вырвавшись из концлагеря, стал в ряды карательного отряда. Суть этого выбора откроется, когда Николай Белый, один из тех, кто надел чужую форму, подвергается испытанию: в руку суют пистолет, немец упирает свой ствол тебе в спину - и марш к огромному, кажущемуся бесконечному рву, у края которого стоят люди, обреченные на смерть, и ты, именно ты, должен выстрелить, И сколько ты раз выстрелишь, столько и сигарет получишь в поощрение, и слышит бывший лейтенант Красной армии Белый Николай Афанасьевич, как потрясенно воскликнет его сосед:



Да што вы, люди, я не можу!

Не можешь - тогда вались туда, в эту яму, пусть останутся только те, кто сможет нажать на курок.

Чтобы это великое испытание, которому подвергается душа человека, стало особенно зримым, автор доводит его до трагической вершины. В русской литературе мерилом ценности человека было отношение к ребенку, наверное, поэтому, следуя классическим традициям, Адамович дает своему герою высшее испытание: Белый видит, как на краю рва мальчик «сидит лягушонком, колотится всеми позвонками и просит, плачет: «Дядя, хутчэй дядя, скорей!» Ему так невыносимо страшно, что он выстрел торопит как избавление от нечеловеческого ужаса! Так сможет Белый выстрелить или нет?

Автор останавливает описание, продолжения не будет, но зато следующая сцена начнется словами: «Лейтенант Белый вел свой цуг по улице...» Цуг - это по-немецки взвод, а бывший лейтенант - его командир. Значит, смог он, да еще повышение получил, и идут они на работу - убивать деревню Борки.

Адамович не скрывает невероятной тяжести выбора таких «бывших лейтенантов». Но помнит Муравьев, что был десятым, кто шагнул из ворот лагеря к столам с колбасой и хлебом, последним, а его товарищи, полуживые, изголодавшиеся, смотрели «на белые ломти с красной колбасой» и не сделали того шага, который сделал он. И так просто и страшно скажут родители своему сыну, пришедшему в дом в немецкой форме: «Лучше бы тебя убили...»

Нет ничего опаснее, говорит Адамович, чем забыть о том, что было с людьми. Вспоминать мучительно, но забыть - смертельно опасно, для всего человечества. Потому что мир может устоять только на принципах гуманизма, любви, милосердия и убежденности, что кроме твоей бесценной жизни есть еще ценности, те, которые делают этот мир миром людей и сохраняют человеку то, что делает его человеком, даже в бесчеловечной атмосфере войны.

III. Обсуждение самостоятельно прочитанной повести К. Воробьева «Убиты под Москвой».

Вы самостоятельно прочитали повесть Воробьева «Убиты под Москвой» о судьбе 239 кремлевских курсантов, погибших под Москвой за пять дней ноября 1941 года. Так и просится сказать: «невинно убиенных». Прав В. П. Астафьев: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой...»

Обнаженная правда писателя, попавшего в декабре 1941 года под Клином в плен контуженым, открывает народную трагедию 1941 года. По словам, жены К. Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Чтобы сказать о том, чему был свидетелем, нужен, казалось, какой-то сверхчеловеческий язык, и К. Воробьев находит такие слова, которые передают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны.

Кто в центре событий повести Воробьева?

Это юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые капитаном Рюминым на фронт, который «рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти».

«- Двести сорок человек? И все одного роста?

Рост 183, - сказал капитан».

Они богатыри: и внешне похожи на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них «маленький, измученный подполковник», который «зачем-то привстал на носки сапог».

Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать.

Кто и почему стал для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения?

Это капитан Рюмин: он воплотил в себе достоинство и честь настоящего русского офицера. Ему «подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок». Радуясь «своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели», главный герой повести, Алексей Ястребов, думает о себе: «Как наш капитан».

Рота обречена, гибель курсантов неизбежна - они в окружении...

Зачем понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника?

«…У него окончательно созрело и четко оформилось то подлинное, на его взгляд, боевое решение - единственно правильное решение. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашась. Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении». Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибли даже не удостоившись боя: «Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта - своя тоже - вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины - смертью или победой». Ему было важно, чтобы кремлевцы сохранили в себе все человеческое.

Почему Рюмин решился на самоубийство?

Понял трагичность положения: «За это нас нельзя простить. Никогда!» Осознал невозможность что-либо изменить.

Чем стало это самоубийство для Ястребова?

Когда Алексей увидел смерть Рюмина, «он обнаружил неожиданное и незнакомое явление ему мира, в котором не стало ничего малого, далекого и непонятного. Теперь все, что когда-то уже было и могло еще быть, приобрело в его глазах новую, громадную значительность, близость и сокровенность, и все это - бывшее, настоящее и грядущее - требовало к себе предельно бережного внимания и отношения». Таким образом, капитан Рюмин - представитель старшего поколения, человек, по К. Воробьеву, сохранивший лучшие традиции русской армии, черты и качества русского офицера.

А какой предстает личность молодого человека на войне? Какие качества воплощает автор в Алексее Ястребове? Что более всего нам дорого в нем?

Герой К. Воробьева наделен автором способностью глубоко и сильно чувствовать все живое. Он радуется «легкому, голубому, нетронутому чистому» снегу, отдававшему «запахом перезревших антоновских яблок». «Немного морозное, сквозное и хрупкое, как стекло», утро («Снег не блестел, а сиял огнисто, переливчато-радужно и слепяще») вызывает в нем «какое-то неуемное, притаившееся счастье, - радость этому хрупкому утру, радость беспричинная, гордая и тайная, с которой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь видел это издали».

Человечный и совестливый Алексей Ястребов острейшим образом переживает и обдумывает все, что происходит с Ним и его товарищами. «Все его существо противилось тому, что происходило, - он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось... в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны».

Какую роль играют в произведении Воробьева пейзажные зарисовки?

Природа и война. Пейзажные фоны еще резче подчеркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность войны.

Какое чувство помогает курсантам, вооруженным только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином противостоять врагу?

Неистребимо высокое чувство патриотизма в героях повести, неиссякаема их любовь к Родине. Они приняли на себя бремя ответственности за судьбу отчизны, не отделяя от нее свою судьбу, себя: «Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом».

Чувство ответственности за судьбу отечества заставляет Алексея Ястребова быть особенно требовательным к себе («Нет, сначала я сам. Надо сперва самому...») Это чувство помогает ему одержать победу над собой, над своей слабостью и страхом. Когда Алексей узнал о гибели шести ребят, первая его мысль: «Я не пойду». Но он поглядел на курсантов и понял, что должен идти туда и все видеть. Все видеть, что уже есть и что еще будет.

Константин Воробьев выделяет высочайшую человечность Ястребова, «сердце которого упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов; он не мог заставить себя думать о них иначе, как о людях, которых он знал или не знал - безразлично. Но какие же эти? Какие?»

Именно человечность и эти мучительные вопросы заставляют его, «обессиленного, смятого холодной внутренней дрожью», подойти к убитому им немцу: «Я только посмотрю. Кто он? Какой?» В дневниках Воробьева есть такая запись: «Он мог назвать их палачами и выродками, а сердце упрямилось поверить в их людоедскую жестокость, потому что в физическом облике их все было от обыкновенных людей». Алексей одерживает победу потому, что в трагически жестоком мире, где «хозяин всему теперь война. Всему!», сохранил достоинство и человечность, кровную, неразрывную связь с детством, с малой Родиной.

Каковы ваши впечатления от прочитанного произведения?

Верный окопной правде войны, К. Воробьев, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле.

Вышла повесть в февральском номере журнала «Новый мир» за 1963 год, потом увидела свет в издательстве «Советская Россия». В архиве писателя сохранился первый вариант повести: «Прошло, может быть, несколько часов, а может, всего несколько минут, и Алексей услыхал над собой гортанный окрик на чу жом языке:

Герр лейтенант, да ист айн руссишер офицер!

Из обвалившейся могилы тащили его резко, дружно и сильно, и он очутился сидящим у ног немцев. Один из них был в желтых сапогах с широкими раструбами голенищ. Алексей долго и тупо глядел только на эти сапоги - он где-то видел их давным-давно, и, подчиняясь чему-то тайному и властному, что, помимо скомканной воли, судорожно искало пути к спасению жизни, он почти с надеждой взглянул в лицо обладателя этих знакомых сапог. Немец засмеялся и несильно толкнул его ногой в бок:

Эс ист аус мит дир, Рус. Капут.

Алексей понял и стал подниматься. Спине и тому месту на теле, куда пнул немец сапогом, было уже давно тепло и отрадно, и, опершись на руки, он оглянулся и увидел полыхающие скирды»...

К. Воробьеву предложили изменить конец повести, сделать его оптимистичным.

Подумайте, какой вариант логически вытекает из её содержания? Почему писатель согласился изменить конец по вести?

Первый вариант более органичен (и это убедительно и ярко показано в повести), он выражает трагедию первых месяцев войны. Но К. Воробьев считал, что с точки зрения исторической правды оба варианта правомерны и правдивы. Об этом он писал в одном из своих писем в 1961 году: «Концовка в «Убиты под Москвой» может быть иной: герой, Алексей, жив и идет из окружения».

Как вы думаете, какое значение имеют такие книги, как повесть Воробьева?

Книга «Убиты под Москвой», как и другие честные и подлинно талантливые произведения, не только сохраняет нашу историческую память, усиленную глубоким, искренним переживанием трагической истории кремлевских курсантов, но и становится повестью-предупреждением: почему льется кровь сегодня?.. И что тогда зависит от нас?

IV. Творческая работа (или можно дать в качестве домашнего задания).

Напишите рассуждение, взяв эпиграфом слова, предложенные в начале урока:

Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова...

Задание для отдельной группы:

Перед вами стихотворение поэта, павшего за Родину во время Великой Отечественной войны

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!

Что? Пули в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом

Вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: «лейтенант»

Звучит «налейте нам»,

И, зная топографию,

Он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк.

А просто - трудная работа,

черна от пота -

Скользит по пахоте пехота.

И глина в чавкающем топоте

До мозга костей промерзших ног

Наворачивается на чоботы

Весом хлеба в месячный паек.

На бойцах и пуговицы вроде

Чешуи тяжелых орденов.

Не до ордена.

Была бы Родина

С ежедневным Бородино!

В чем для вас смысл судьбы молодого предвоенного поколения, какой она предстает в повести К. Воробьева и стихотворении М. Кульчицкого?

Урок 27

Литература 50-90-х годов.

В школьную программу входят произведения военной прозы. Ученики обсуждают и анализируют книги советских писателей. А затем пишут сочинение на тему «Человек на войне». Какие источники можно использовать при выполнении этого творческого задания?

«Убиты под Москвой»

Одним из произведений, на основе которых учителя рекомендуют писать сочинение на тему «Человек на войне», является повесть Константина Воробьева. «Убиты под Москвой» - одна из знаменитых книг, повествующих об обороне советской столицы в 1941 году.

Главный герой повести - Алексей Ястребов. Лейтенант мужественно и самоотверженно сражается против немецких захватчиков. Автор реалистично и точно описал положение на фронте в первый период войны. Достоверно передан внешний облик солдат, их быт. Непросто сражаться за Родину тогда, когда не хватает пулеметов, а есть лишь гранаты, бутылки с бензином и самозарядные винтовки. Герой повести Воробьева испытывает отвращение и страх, идя на немца. Ведь он такой же человек…

В книге Воробьева показан не только подвиг, но и простые человеческие эмоции: страх, трусость. Ястребову встречаются как герои, так и дезертиры. Сочинение на тему «Поведение человека на войне» требует подготовки, то есть прочтения различных произведений отечественной литературы.

Безусловно, о событиях 1941-1945 годов как нельзя лучше могут сказать очевидцы и участники ВОВ. Константин Воробьев прошел войну. Был контужен, дважды бежал из плена. Советские критики называли книгу «Убиты под Москвой» клеветнической. В ней было слишком много правды и мало пафоса. Сочинение на тему «Человек на войне» стоит писать именно под впечатлением таких честных, достоверных произведений.

«Сашка»

В повести Кондратьева показана война глазами молодого человека из простой московской семьи. Кульминационным событием в книге является момент, когда герой оказывается перед выбором: выполнить приказ командира или остаться человеком, но пойти под трибунал.

Кондратьев изобразил довольно подробно детали военной жизни. Пачка концентрата, раскисшая картошка, черствые лепешки - все это составляющие фронтовой жизни. Но как уже было сказано, именно кульминация повести поможет в выполнении такого творческого задания, как сочинение на тему «Человек на войне».

На фронте время шло катастрофически стремительно. Военные события увлекали за собой человека, порою не оставляя перед ним выбора. По приказу комбата Сашка должен расстрелять пленного - такого же, как и он, молодого солдата.

Сочинение-рассуждение на тему «Человек на войне» пишут по различным произведениям военной прозы. Однако в повести Кондратьева как нигде показаны сомнения советского солдата. Если Сашка расстреляет немца, изменит своим нравственным убеждениям. Если же откажется, станет изменником в глазах однополчан.

«Сотников»

Тема войны занимает центральное место в произведениях Писатель затрагивал такие проблемы, как совесть, верность своему долгу. Однако превыше всего его интересовала тема героизма. Причем не внешнее его проявление, а то, каким путем солдат приходит к нему. Сочинение на тему «Подвиг человека на войне» следует писать после прочтения повести «Сотников».

Долгая жизнь в мирное, спокойное время не дает иногда человеку возможности узнать о том, кто он - герой или трус. Война все ставит на свои места. Она не оставляет возможности для сомнений. Раскрытие этой сложной философской темы является характерной особенностью творчества Быкова. Именно поэтому сочинение на тему «Война в жизни человека» стоит написать по одному из произведений советского классика.

«А зори здесь тихие»

Эта повесть является в некотором роде уникальной. Война - явление античеловеческое. Но особенно страшной воспринимается ее смертоносная суть в противопоставлении с женской судьбой. Сочинение на тему «Война в судьбе человека», пожалуй, невозможно написать без упоминания повести Васильева. В книге «А зори здесь тихие» автор передал нелепость такого явления, как женщина на войне.

Героини повести только начинают жить. Материнство - главное их предназначение в жизни - познать удалось лишь одной из них. Молодые зенитчицы из повести Васильева погибают, защищая Родину. Они совершают подвиг. Но ведь у каждой из них были свои надежды, мечты.

Ключевым моментом в книге является описание последних минут жизни Жени Камельковой. Девушка уводит за собой немцев, понимает, что смерть уже рядом, и вдруг осознает, насколько глупо и нелепо умирать в восемнадцать лет.

История о гибели зенитчиц в карельских лесах помогает постичь ужас войны детям и подросткам, родившимся спустя более полувека после Великой Победы. А потому читать книгу Васильева следует не только перед написанием сочинения на заданную тему.

«В списках не значился»

Миллионы историй о военном подвиге рассказаны очевидцами. Столько же - преданы забвению. Во время войны погибло около двадцати пяти миллионов советских людей. И самое страшное, что известно о судьбе далеко не каждого. В повести «В списках не значился» автор рассказал о человеке, имя которого неизвестно. Он сражался в первые дни войны. Провел в Брестской крепости почти год. Он не получал писем из дома, и его имя не выгравировано на одной из братских могил, которых в нашей стране чудовищно много. Но он был.

«Живые и мертвые»

Трилогия Симонова - еще один пункт в списке обязательной литературы о войне. Этот писатель - основатель панорамного романа о ВОВ. «Живые и мертвые» - книга, которая отличается широтой охвата, изображением различных судеб. Человек на войне - центральная тема романа Симонова. Но заслугой этого писателя стало не только изображение людей в трагический период отечественной истории. Автор «Живых и мертвых» попытался ответить на такие вопросы: в чем причина провала советской армии в первые годы войны, как культ Сталина отразился на человеческих судьбах?

«Прокляты и убиты»

О военных событиях Астафьев рассказал спустя годы. Книга «Прокляты и убиты» была создана в начале девяностых. Это произведение - своего рода взгляд в прошлое. Впрочем, яркость и подлинность картины военного времени, несмотря на давность лет, в книге присутствуют. Автор погружает читателя в атмосферу холода, голода, страха и болезней. Современные школьники должны иметь верное представление о войне. Ведь ее составляющие - не только подвиг и отвага. Книгу Астафьева читать непросто, но необходимо.

«Судьба человека»

Современные критики подвергают сомнению достоверность повести Шолохова. Как известно, советский солдат после пребывания в плену не имел возможности надеяться на снисхождение. Согласно множеству исторических данных, герой повести «Судьба человека» мог быть расстрелян в первые же дни возвращения к своим. Но Соколов после побега выжил.

Несмотря на очевидную недостоверность и, как выразился писатель и бывший диссидент А. Солженицын, «лживость», книга Шолохова имеет высокую литературную ценность. Читать ее непременно нужно перед написанием письменной работы.

С необыкновенной трагичностью раскрыта тема войны в «Судьбе человека» Шолохова. Сочинение можно писать на основе второй части произведения. В ней показаны последствия войны. Ведь она не заканчивается после объявления победы. Ее последствия ощущают и участники боевых действий, и даже их дети.

Для подготовки к написанию сочинения также рекомендуется ознакомиться с произведениями Бондарева, Гроссмана, Адамовича.

30.03.2013 14834 0

Уроки 74–75
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии
и романтика в военной прозе

Цели: раскрыть особенности прозаических произведений о войне, обратив внимание на глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны.

Ход уроков

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она – спасена.

А. Твардовский

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают наизусть, анализируют стихотворение военной поры или представляют творчество одного из поэтов-фронтовиков.

Поэзия Великой Отечественной войны. Это строки радости побед и боли потери близких и родных, в них отражена история нашей родины и судьба русского человека в те страшные годы.

Со временем все меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски прошагал»… Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому темная вода».

Память о войне… Правда о войне… Она жива и в прозаических произведениях.

II. Вступительное слово.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…

Почему-то именно эти строки А. Твардовского вспоминаются при чтении или перечитывании книг о войне.

– Попробуйте записать свои впечатления от нашей беседы, взяв эпиграфом эти слова.

Наверное, каждому приходилось слышать фразу: «Есть о войне хорошие книги, но правда ещё не вся». И речь, мне кажется, идет не о какой-то личной, только тебе известной правде о сражении, полководце, событии, без которой никакой полной правды быть не может, – речь идет о правде общей, единой, самой главной – о правде народной.

Настоящий талант ищет эту правду не в широком эпическом охвате многих лиц, событий, лет, не в глобальных философских обобщениях, а в конкретностях жизни, в её реальных проявлениях. Словно писатель убеждает себя: ничего из того, что легло на весы добра и зла, не упущено, не забыто…

«Я не знал тогда и не мог знать, что из всего нашего класса, из тех ребят, что пошли на фронт, мне единственному суждено живым вернуться с войны…» – это напишет Г. Бакланов.

«Я глянул на убитого в стереотрубу. Свежая кровь блестит на солнце, и на нее уже липнут мухи, роятся над ним. Здесь, на плацдарме, великое множество мух», – это тоже Г. Бакланов.

«У меня до сих пор стоит в ушах крик ребенка, который летит в колодец. Слышали ли вы когда-нибудь этот крик? Вы не смогли бы его слышать, вы не смогли бы его выдержать. Ребенок летит и кричит, кричит как откуда-то из-под земли, с того света», – это напишет С. Алексиевич, и словно в ответ ей, этому крику, навсегда вошедшему в душу, раздастся другой, из сарая, который уже обложен соломой, облит бензином: «Мамочка, милая, просись и ты, жечь нас будут…» – это А. Адамович.

И реквиемом по своему поколению прозвучат строки поэта-фронтовика:

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Разрыв – и умирает друг,

И смерть опять проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год

И вмерзшая в снега пехота.

Это о тех, кто погиб, выполняя свой солдатский долг, долг защитника Отечества, родного дома.

Читая книги о войне, понимаешь, что подвиг – это не романтические приключения, а труд с риском и опасностями. Например, одно из довольно часто описываемых событий – захват пленного. Можно вспомнить сдержанного, умудренного жизнью капитана Травкина Э. Казакевича, который добудет у немца важнейшие сведения о готовящемся танковом прорыве, и Синцова с товарищем по роте из трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», когда обещают они генералу Орлову взять «языка», а генерала настигает разрыв мины, и теперь слово, данное мертвому, особенно крепко, даже свято, и притащат они немца ценой тяжелого ранения и потери ноги напарника по ночному поиску…

И будет рисковать собой Кузнецов, из повести Д. Медведева «Это было под Ровно», выкрадывая немецкого полковника с его сверхсекретными документами.

Ужасает жестокой правдой о войне книга А. Адамовича «Каратели». В ней – о тех бывших военнопленных, кто сделал свой выбор, сохранив себе жизнь, вырвавшись из концлагеря, стал в ряды карательного отряда. Суть этого выбора откроется, когда Николай Белый, один из тех, кто надел чужую форму, подвергается испытанию: в руку суют пистолет, немец упирает свой ствол тебе в спину – и марш к огромному, кажущемуся бесконечному рву, у края которого стоят люди, обреченные на смерть, и ты, именно ты, должен выстрелить. И сколько ты раз выстрелишь, столько и сигарет получишь в поощрение, и слышит бывший лейтенант Красной армии Белый Николай Афанасьевич, как потрясенно воскликнет его сосед:

– Да што вы, люди, я не можу!

Не можешь – тогда вались туда, в эту яму, пусть останутся только те, кто сможет нажать на курок.

Чтобы это великое испытание, которому подвергается душа человека, стало особенно зримым, автор доводит его до трагической вершины. В русской литературе мерилом ценности человека было отношение к ребенку, наверное, поэтому, следуя классическим традициям, Адамович дает своему герою высшее испытание: Белый видит, как на краю рва мальчик «сидит лягушонком, колотится всеми позвонками и просит, плачет: «Дядя, хутчэй, дядя, скорей!» Ему так невыносимо страшно, что он выстрел торопит как избавление от нечеловеческого ужаса! Так сможет Белый выстрелить или нет?

Автор останавливает описание, продолжения не будет, но зато следующая сцена начнется словами: «Лейтенант Белый вел свой цуг по улице…» Цуг – это по-немецки взвод, а бывший лейтенант – его командир. Значит, смог он, да еще повышение получил, и идут они на работу – убивать деревню Борки.

Адамович не скрывает невероятной тяжести выбора таких «бывших лейтенантов». Но помнит Муравьев, что был десятым, кто шагнул из ворот лагеря к столам с колбасой и хлебом, последним, а его товарищи, полуживые, изголодавшиеся, смотрели «на белые ломти с красной колбасой» и не сделали того шага, который сделал он. И так просто и страшно скажут родители своему сыну, пришедшему в дом в немецкой форме: «Лучше бы тебя убили…»

Нет ничего опаснее, говорит Адамович, чем забыть о том, что было с людьми. Вспоминать мучительно, но забыть – смертельно опасно. Для всего человечества. Потому что мир может устоять только на принципах гуманизма, любви, милосердия и убежденности, что кроме твоей бесценной жизни есть еще ценности, те, которые делают этот мир миром людей и сохраняют человеку то, что делает его человеком, даже в бесчеловечной атмосфере войны.

III. Обсуждение самостоятельно прочитанной повести К. Воробьева «Убиты под Москвой».

Вы самостоятельно прочитали повесть Воробьева «Убиты под Москвой» о судьбе 239 кремлевских курсантов, погибших под Москвой за пять дней ноября 1941 года. Так и просится сказать: «невинно убиенных». Прав В. П. Астафьев: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой…»

Обнаженная правда писателя, попавшего в декабре 1941 года под Клином в плен контуженым, открывает народную трагедию 1941 года. По словам жены К. Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Чтобы сказать о том, чему был свидетелем, нужен, казалось, какой-то сверхчеловеческий язык, и К. Воробьев находит такие слова, которые передают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны.

– Кто в центре событий повести Воробьева?

Это юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые капитаном Рюминым на фронт, который «рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти».

«– Двести сорок человек? И все одного роста?

– Рост 183, – сказал капитан».

Они богатыри: и внешне похожи на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них «маленький, измученный подполковник», который «зачем-то привстал на носки сапог».

Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать.

– Кто и почему стал для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения?

Это капитан Рюмин: он воплотил в себе достоинство и честь настоящего русского офицера. Ему «подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок». Радуясь «своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели», главный герой повести, Алексей Ястребов, думает о себе: «к ак наш капитан».

Рота обречена, гибель курсантов неизбежна – они в окружении…

– Зачем понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника?

«…У него окончательно созрело и четко оформилось то подлинное, на его взгляд, боевое решение – единственно правильное решение. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашась. Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении». Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибли, даже не удостоившись боя: «Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта – своя тоже – вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины – смертью или победой». Ему было важно, чтобы кремлевцы сохранили в себе все человеческое.

– Почему Рюмин решился на самоубийство?

Понял трагичность положения: «За это нас нельзя простить. Никогда!» Осознал невозможность что-либо изменить.

– Чем стало это самоубийство для Ястребова?

Когда Алексей увидел смерть Рюмина, «он обнаружил неожиданное и незнакомое явление ему мира, в котором не стало ничего малого, далекого и непонятного. Теперь все, что когда-то уже было и могло еще быть, приобрело в его глазах новую, громадную значительность, близость и сокровенность, и все это – бывшее, настоящее и грядущее – требовало к себе предельно бережного внимания и отношения». Таким образом, капитан Рюмин – представитель старшего поколения, человек, по К. Воробьеву, сохранивший лучшие традиции русской армии, черты и качества русского офицера.

– А какой предстает личность молодого человека на войне? Какие качества воплощает автор в Алексее Ястребове? Что более всего нам дорого в нем?

Герой К. Воробьева наделен автором способностью глубоко и сильно чувствовать все живое. Он радуется «легкому, голубому, нетронутому чистому» снегу, отдававшему «запахом перезревших антоновских яблок». «Немного морозное, сквозное и хрупкое, как стекло», утро («Снег не блестел, а сиял огнисто, переливчато-радужно и слепяще») вызывает в нем «какое-то неуемное, притаившееся счастье, – радость этому хрупкому утру, радость беспричинная, гордая и тайная, с которой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь видел это издали».

Человечный и совестливый Алексей Ястребов острейшим образом переживает и обдумывает все, что происходит с ним и его товарищами. «Все его существо противилось тому, что происходило, – он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось… в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны».

– Какую роль играют в произведении Воробьева пейзажные зарисовки?

Природа и война. Пейзажные фоны еще резче подчеркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность войны.

– Какое чувство помогает курсантам, вооруженным только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином противостоять врагу?

Неистребимо высокое чувство патриотизма в героях повести, неиссякаема их любовь к Родине. Они приняли на себя бремя ответственности за судьбу отчизны, не отделяя от нее свою судьбу, себя: «Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом».

Чувство ответственности за судьбу отечества заставляет Алексея Ястребова быть особенно требовательным к себе («Нет, сначала я сам. Надо сперва самому…») Это чувство помогает ему одержать победу над собой, над своей слабостью и страхом. Когда Алексей узнал о гибели шести ребят, первая его мысль: «Я не пойду». Но он поглядел на курсантов и понял, что должен идти туда и все видеть. Все видеть, что уже есть и что еще будет.

Константин Воробьев выделяет высочайшую человечность Ястребова, «сердце которого упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов; он не мог заставить себя думать о них иначе, как о людях, которых он знал или не знал – безразлично. Но какие же эти? Какие?»

Именно человечность и эти мучительные вопросы заставляют его, «обессиленного, смятого холодной внутренней дрожью», подойти к убитому им немцу: «Я только посмотрю. Кто он? Какой?» В дневниках Воробьева есть такая запись: «Он мог назвать их палачами и выродками, а сердце упрямилось поверить в их людоедскую жестокость, потому что в физическом облике их все было от обыкновенных людей». Алексей одерживает победу потому, что в трагически жестоком мире, где «хозяин всему теперь война. Всему!», сохранил достоинство и человечность, кровную, неразрывную связь с детством, с малой Родиной.

– Каковы ваши впечатления от прочитанного произведения?

Верный окопной правде войны, К. Воробьев, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле.

Вышла повесть в февральском номере журнала «Новый мир» за 1963 год, потом увидела свет в издательстве «Советская Россия». В архиве писателя сохранился первый вариант повести: «Прошло, может быть, несколько часов, а может, всего несколько минут, и Алексей услыхал над собой гортанный окрик на чужом языке:

– Герр лейтенант, да ист айн руссишер офицер!

Из обвалившейся могилы тащили его резко, дружно и сильно, и он очутился сидящим у ног немцев. Один из них был в желтых сапогах с широкими раструбами голенищ. Алексей долго и тупо глядел только на эти сапоги – он где-то видел их давным-давно, и, подчиняясь чему-то тайному и властному, что, помимо скомканной воли, судорожно искало пути к спасению жизни, он почти с надеждой взглянул в лицо обладателя этих знакомых сапог. Немец засмеялся и несильно толкнул его ногой в бок:

– Эс ист аус мит дир, Рус. Капут.

Алексей понял и стал подниматься. Спине и тому месту на теле, куда пнул немец сапогом, было уже давно тепло и отрадно, и, опершись на руки, он оглянулся и увидел полыхающие скирды»…

К. Воробьеву предложили изменить конец повести, сделать его оптимистичным.

– Подумайте, какой вариант логически вытекает из её содержания? Почему писатель согласился изменить конец повести?

Первый вариант более органичен (и это убедительно и ярко показано в повести), он выражает трагедию первых месяцев войны. Но К. Воробьев считал, что с точки зрения исторической правды оба варианта правомерны и правдивы. Об этом он писал в одном из своих писем в 1961 году: «Концовка в «Убиты под Москвой» может быть иной: герой, Алексей, жив и идет из окружения».

– Как вы думаете, какое значение имеют такие книги, как повесть Воробьева?

Книга «Убиты под Москвой», как и другие честные и подлинно талантливые произведения, не только сохраняет нашу историческую память, усиленную глубоким, искренним переживанием трагической истории кремлевских курсантов, но и становится повестью-предупреждением: почему льется кровь сегодня?.. и что тогда зависит от нас?

IV. Творческая работа (или можно дать в качестве домашнего задания).

Напишите рассуждение, взяв эпиграфом слова, предложенные в начале урока:

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…

Задание для отдельной группы:

Перед вами стихотворение поэта, павшего за Родину во время Великой Отечественной войны.

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!

Что? Пули в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом

Вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: «лейтенант»

Звучит «налейте нам»,

И, зная топографию,

Он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк,

А просто – трудная работа,

черна от пота –

Скользит по пахоте пехота.

И глина в чавкающем топоте

До мозга костей промерзших ног

Наворачивается на чоботы

Весом хлеба в месячный паек.

На бойцах и пуговицы вроде

Чешуи тяжелых орденов.

Не до ордена.

Была бы Родина

С ежедневным Бородино!

– В чем для вас смысл судьбы молодого предвоенного поколения, какой она предстает в повести К. Воробьева и стихотворении М. Кульчицкого?

(По произведениям русской литературы XX века)

Яркие и живые страницы о войне создали К. Симонов, Б. Полевой, Ю. Бондарев, В. Гроссман и многие другие писатели.

Но среди них есть такие авторы, которые описывали не столько саму войну, сколько анализировали поведение человека на ней, глубоко проникая в механизм его поступков. Они хотели понять, почему самый обычный человек, попав в экстремальные условия, может презреть опасность и шагнуть в бессмертие. Что двигало поступками таких людей? Об этом я хочу поразмышлять,

Анализируя рассказ Федора Тендрякова «День, вытеснивший жизнь…». Он понравился мне тем, что война показана без прикрас, правдиво.

«День, вытеснивший жизнь…» – первый день вчерашнего школьника на войне.

Описывается всего один день, но он вытеснил собою всю прежнюю жизнь, где осталась школа, экзамены, костер у реки и много счастливых дней. Поэтому рассказ так и называется.

Впереди – неизвестность, возможно, смерть. Герой Тенков видел фильмы о войне, но его впечатления о ней не совпадают с тем, что он видит. Вокруг сгоревшие танки, воронки от мин и снарядов, земля, изуродованная гусеницами танков

И убитые немецкие солдаты.

Но эти солдаты не вызывают ненависти и злобы, а только «смущающую жалость»; «Я стоял над врагом и испытывал только брезгливость… Но брезгливость не в душе, брезгует мое телесное нутро, а в душу просачивается незваная смущающая жалость». Сержант Тенков вспоминает убитого на войне отца, но и после этого ненависть не закипает в нем.

Хочется верить в то, что эта жалость останется в герое, хотя война изменит и его. Она изменяет все: людей, их судьбы, характеры, жизнь. Никто не знает, как поведет себя человек в экстремальной ситуации. Это хорошо видно на примере образов Сашки Глухарева и Нинкина.

Сашка, казавшийся храбрым и мужественным, оказался трусом, а Нинкин, бывший в жизни незаметным и невзрачным, исполнил свой долг и погиб как герой. Но цена его жизни не сотня немцев, а всего лишь штыковая лопата.

Эта первая смерть надолго запомнилась главному герою рассказа. Он вспоминает ее даже после войны, хотя за долгие годы видел немало смертей, даже более героических, чем эта. Подвиг – это самопожертвование. Но человек не всегда осознает, что совершает великое дело – просто он не может поступить иначе, этот поступок кажется ему естественным и единственно верным.

Совершить подвиг может каждый, но не все находят в себе силы переступить страх, как не смог Глухарев. Война изменяет психику и моральные принципы людей. В какой-то момент боя прежние ценности становятся вдруг незначительными. В этот миг перелома человек способен на все. Жизнь его отходит на второй план, и вместо нее возникает нечто большее – судьба остальных. Вот тогда и совершается подвиг. Именно это происходит с Нинкиным.

Тендряков сумел показать, как по-разному влияет на людей война, именно это – главный пафос его рассказа. Она воздействует на отношение человека к жизни, потому что является для него противоестественной, вторгается в его судьбу и ломает ее.

«Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому. Написаны о другой войне – 1812 года. И хотя она была тоже освободительной и справедливой для русского народа, оружие в ней было менее страшное. Но она такая же бесчеловечная и жестокая.

Подвиг человека – в центре внимания и другого писателя, прошедшего фронтовыми дорогами, – Константина Воробьева. Основная идея его повести «Убиты под Москвой» – прозрение от духовной слепоты, преодоление страха смерти.

Писатель то и дело останавливается, чтобы зафиксировать наше внимание то на согласном, молодцеватом шаге почти как на параде идущей роты, то выхватывает из безликого множества одно-два веселых лица, дает услышать нам чей-то звонкий мальчишеский голос. И тотчас сама рота – отвлеченная армейская единица – становится для нас живым организмом, полноправным и полнокровным действующим лицом повести. Взгляд то останавливается на главном действующем лице – Алексее Ястребове, несущем в себе «какое-то неуемное, притаившееся счастье: радость этому хрупкому утру, тому, что не застал капитана и что надо было еще идти и идти по чистому насту».

Это переполняющее героев чувство радости все больше усиливает открывающийся уже на первых страницах контраст, резче обозначает два полюса – бьющей через край жизни и неизбежной – всего через несколько дней – смерти. Ведь мы-то знаем о том, что ждет их там, впереди, куда так весело они сейчас идут. Знаем сразу, по одному названию, уже начинающемуся с жуткого в своей неизбежности определенности слова – «убиты». Контраст становится еще резче, а ощущение надвигающейся трагедии достигает осязаемой плотности, когда мы сталкиваемся с обескураживающей наивностью курсантов. Они, оказывается, в сущности, еще мальчики, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени…

Немецкие танки раздавили роту, которая храбро дралась, хотя ничего не могла сделать против них со своими бутылками и самозарядными винтовками. Но танки были задержаны, хотя и страшной ценой.

Первый бой, который снился Алексею Ястребову как победа под крики «Ура!», протекает совсем иначе. Взвод не кричит «Ура!», а «орет» «бессловесно и жутко», и крик этот потом переходит в вой, потому что ничего вокруг понять нельзя, чувства обостряются, и хочется хотя бы в крике слиться со всеми, почувствовать себя частью всех.

Мальчишка-лейтенант к концу повести становится мужчиной. Это он подбивает танк и уходит в лес с трофейным автоматом, чтобы набрести на рассеявшихся в окружении своих.

«Он почти физически ощутил, – пишет К. Воробьев об Алексее Ястребове, – как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью. Теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличная ему родня-нищенка, но рядом с нею и ближе к нему встало его детство…» После того, что он пережил в ночном бою, после смерти капитана Рюмина, который умер у него на руках, после всего, что произошло с его ротой, ему почти все равно – и он поднимается навстречу танку. Сцена написана Константином Воробьевым с разрывающей душу ясностью и напряжением.

Да, русские люди совершали подвиг. Они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь. Воины понимали, что они проливали свою кровь, отдавали свои жизни во имя торжества справедливости и ради жизни на земле. Наши солдаты знали, что необходимо победить это зло, эту жестокость, эту свирепую банду убийц и насильников, иначе они поработят весь мир.

Проза К. Воробьева точна, жестока и в подробностях, и в целом. Он ничего не хочет утаить, упустить. Главное достоинство его произведений в том, что с войны сорвана романтическая пелена. К. Воробьев знал: если уж писать, то только правду. Неправда переходит в ложь, в надругательство над памятью погибших…

Бывшие немецкие солдаты, воевавшие под Сталинградом, 9 мая возложили венки на Мамаевом кургане погибшим русским солдатам в знак примирения и покаяния. Это дает надежду на то, что мир изменится и в нем не будет места войне, а память о подвиге останется, потому что недаром тысячи людей не щадили себя, отдавали свои жизни за правое дело. Поэтому с огромным вниманием читаешь строки из письма Маселбека, героя повести Ч. Айтматова «Материнское поле»: «Мы не выпросили себе войну, и не мы ее затеяли, это огромная беда для нас всех, всех людей. И мы должны проливать свою кровь, отдавать свои жизни, чтобы уничтожить это чудовище. Если мы это не сделаем, то мы не достойны будем имени Человека. Через час я иду выполнять задание Родины. Вряд ли я вернусь живым. Я иду туда, чтобы сохранить в наступлении жизнь многим моим товарищам. Я иду ради народа, ради победы, ради всего прекрасного, что есть в Человеке».

Произведения о войне открывают нам не только ее жестокую беспощадность, но и силу героизма, мужества, самоотверженности

наших солдат. Они твердо знали, ради чего шли на гибель: они защищали Родину! А это и есть подвиг.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме