Альбина оперная певица. Оперная дива Альбина Шагимуратова о «сладкой жизни» и плюсах России. Награды и премии

Альбина Шагимуратова в оепере “Волшебная флейта”. Фото = Emilie Brouchon

В Опере Бастилии состоялся долгожданный дебют Альбины Шагимуратовой.

Еще после победы Шагимуратовой на Международном конкурсе имени Чайковского в 2007 году член жюри, народный артист СССР Евгений Нестеренко отмечал:

«Она очень талантлива и выступала блистательно на всех трех турах и в концерте лауреатов. Но, кроме этого, у нее имеется хороший стержень, человеческий и профессиональный.

Мне известно, что Альбина поступила в Московскую консерваторию только с третьего раза. Она обладает настоящим бойцовским характером, хотя мила, обаятельна и скромна, что заметно даже в личном общении. У нее, я бы сказал, большой вокальный запас, верхние ноты, которые для многих певиц являются камнем преткновения, у Альбины превосходны. Она шла первой и расположила к себе и публику, и жюри».

В моцартовской «Волшебной флейте», поставленной канадским режиссером Робертом Карсеном, российская певица исполняет роль Царицы ночи.

– Вы объездили весь мир, и, наконец, настала очередь Парижа. Бастилия пала?

– Для меня это важное событие. Я должна была выступить здесь еще в 2015-м, но тогда из-за рождения ребенка мне не удалось прилететь во Францию. Сейчас все сложилось. Кстати, это моя первая работа с Карсеном.

– Царица ночи - Ваша визитная карточка. Какой это спектакль по счету?

– В отличие от других певиц, я не считаю. Впервые примерила этот образ в 2008-м на Зальцбургском фестивале под началом маэстро Риккардо Мути, потом пела в Венской опере, «Ла Скала», «Метрополитен», «Ковент-Гарден», в театрах Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Берлина, Мюнхена.

Альбина Шагимуратова. Фото – Станислав Красильников/ТАСС

Вообще эта партия очень благодатная. Прежде всего она держит голос в тонусе. У меня достаточно сложный репертуар, но после Царицы остальное дается легко. Подвести черту под моей героиней я опять-таки решила на Зальцбургском фестивале в 2018 году.

– Царицу ночи исполняют единицы - быть может, певиц пять. Моя - полна драматизма, она очень сильная, властная, сексапильная. Ей нужна не только власть, но и любовь. «Волшебная флейта» кажется легкой вещью, но на самом деле она касается многих серьезных проблем.

– У Вас особые отношения с директором Парижской оперы Стефаном Лисснером, не так ли?

– Они начались со времен, когда Лисснер возглавлял «Ла Скала», где я впервые выступила в 2011 году. С его приходом в Парижской опере французов становится все меньше. Он стремится держать уровень, приглашает русских, немцев и других. К примеру, меня директор поставил в первый состав, а француженку - во второй.

– Вы родились в Ташкенте. Учились в Казанской и Московской консерваториях, а потом окончили аспирантуру в Москве. Что оказалось самым трудным в Вашем становлении в качестве певицы?

– Мне ничто легко не давалось. Мой путь был достаточно сложным и потребовал огромной работы.

– Победа на Международном конкурсе имени Чайковского в 2007-м стала для Вас трамплином?

– Несомненно. Она многое значила для меня. Но сам конкурс проходил очень непросто. За несколько месяцев до открытия ушел из жизни его президент - Мстислав Ростропович.

Психологически оказалось очень тяжело. Я не хотела участвовать, да и в жюри у меня не было никакой поддержки, но мой педагог из консерватории Галина Писаренко настояла. Потом наш знаменитый бас Евгений Нестеренко рассказал: «Ты вышла, спела первую вещь, и сразу стало понятно, кто победитель». А через неделю меня прослушал маэстро Риккардо Мути и пригласил в Зальцбург.

– Наверное, в карьере помогла и «Золотая маска», которую Вы получили за партию в «Лючии ди Ламмермур» Татарского академического театра оперы и балета в 2012 году?

– Не слишком. Все-таки конкурс Чайковского и «Золотая маска» - вещи несопоставимые.

– С кем труднее всего найти общий язык: с постановщиком, дирижером, коллегами-солистами или публикой?


Альбина Шагимуратова в опере “Лючия ди Ламмермур”

– С дирижером. Настоящих, оперных, все меньше и меньше. После работы с такими мэтрами, как Джеймс Ливайн или Риккардо Мути, я чувствовала себя окрыленной. Они любят певцов, всегда стараются помочь.

В среднем же поколении дирижеров все больше тех, кто думает только о себе. Их не интересует, что происходит на сцене. С режиссерами мне, напротив, практически всегда удается ладить.

– Чтобы отстоять свою точку зрения, Вы можете пойти на конфликт?

– У каждого своя правда, но всегда есть выход из положения. Надо находить компромисс. Если я готова пойти на уступки, а вторая сторона - нет, тогда дело идет к разрыву.

– Вы сами предлагаете трактовку образа или полагаетесь на постановщика?

– Смотря какой режиссер. Всегда прихожу со своим пониманием. Но я человек открытый. Соглашаюсь, если чувствую, что можно довериться. Скажем, когда Дмитрий Черняков ставил «Руслана и Людмилу», у меня было свое понимание образа Людмилы, но он убедил меня в собственной концепции, и я ее приняла.

– Как Вы относитесь к экстремальным версиям? Кажется, в лондонском «Ковент-Гарден» в опере «Лючия ди Ламмермур» у героини случается выкидыш, и она появляется на сцене вся в крови….

– Меня звали участвовать, но я отказалась. Так поступаю всегда, когда меня что-то не устраивает. Хотя это бывает редко. Обычно стараюсь сглаживать неприемлемые моменты. Однажды в Мюнхене пела Донну Анну в «Дон Жуане». Мне предстояло стянуть с партнера брюки и все остальное. Но я выросла в достаточно строгой семье и не могла позволить себе подобного. Тогда я предложила ограничиться рубашкой. Напомнила: мы все-таки в опере. Со мной согласились.

Долгое время Вы выступали в основном на Западе. Однако Владимир Спиваков, которого Вы называете своим крестным отцом, убедил возвратиться в Россию?

– Даже после победы на конкурсе Чайковского в Большой театр меня не пригласили. Я ужасно обиделась. В тот период я стажировалась в Америке. Гастролировала по всему миру. В конце 2009 или в начале 2010 года раздался звонок Владимира Теодоровича: «Приезжай в Москву».

Я ему очень признательна, он вернул меня в Россию. Теперь часто пою в Мариинке. Приглашают в Большой. В конце марта даю концерт в Московском доме музыки с Национальным филармоническим оркестром под управлением маэстро Спивакова. Буду выступать вместе с известной пианисткой Элен Мерсье, ее мужем Бернаром Арно (крупнейший предприниматель, владелец концерна «Луи Вюиттон - Моэт Хеннесси») и их сыном Фредериком. Они сыграют моцартовский концерт для трех фортепиано.

– В нашей стране по-прежнему более трепетное, чем на Западе, отношение к искусству, и в частности к музыке?

– В россиянах горит священный огонь. Не в обиду другим будет сказано, но мы более эмоциональные, богатые и щедрые натуры. Как никто, переживаем за свою Родину, радуемся ее победам.

Альбина Шагимуратова в опере “Дон Жуан”, Ковент-Гарден

– Чем Вы объясняете успех наших солистов на Западе, особенно молодого поколения?

– Россия - страна больших красивых голосов, как мужских, так и женских. Они интереснее и звучнее многих, поэтому наши певцы как никогда востребованы. К сожалению, в отечественных консерваториях не преподают иностранные языки, а без них сложно сделать карьеру.

– Сохранилась ли русская оперная школа? Есть кому растить таланты?

– Безусловно. При Большом театре создана молодежная оперная программа, которую возглавляет замечательный педагог Дмитрий Вдовин. Я сама с ним работала. Он заботится о нашей школе.

Но манеры исполнения Ирины Архиповой или Галины Писаренко уже нет. Пришли молодые, более мобильные артисты. Только обладая отменным здоровьем, можно выдерживать огромные перелеты - от Токио до Вены или от Москвы до Нью-Йорка.

– Вы вышли за оперные рамки и снялись у Карена Шахназарова в «Анне Карениной» в роли певицы Аделины Патти. Для Вас это что-то значит?

– Приглашение на съемки такого эпохального фильма - огромная честь. В остальных экранизациях визит Анны в театр либо вообще отсутствует, либо она смотрит балет или какой-то спектакль. У Толстого же речь идет именно о концерте Патти. Карен Георгиевич во всем следует роману - ничего не меняет. Есть у меня и другие интересные планы в кино, но пока не могу о них говорить.

– Вы нарекли дочь Аделиной в честь итальянской дивы?

– Действительно, мы назвали ее в память о великой певице. А через месяц после появления дочки раздался звонок с «Мосфильма» и мне предложили сыграть Аделину Патти. Я верю в такие предзнаменования, это был знак свыше. Ребенок родился, и голос стал крепче, улучшилась техника. Мне стало легче петь.

– Семья творчеству не помеха?

– С одной стороны, это вещи несоединимые. Если серьезно заниматься оперой, то вообще не нужно ее заводить. Но что делать, когда встречаешь такого прекрасного мужчину, как мой муж. Моя семья живет в Москве, я не вожу ребенка с собой на гастроли. Аделина не багаж, чтобы таскать за собой по всему белу свету. Дочкой занимаются отец, няня, а я каждый день общаюсь с ней по скайпу.

– Ваш знак зодиака - Весы. Это имеет для Вас какое-то значение?

– Мне необходимо равновесие. Одно время чувствовала присущую Весам неуверенность, непросто было сделать выбор. Но мой муж родился под знаком Льва - он твердо стоит на ногах. К тому же он врач-психиатр. Благодаря ему научилась уверенно идти по жизни.


Альбина Шагимуратова в опере “Богема”, Венская опера

– Примадонны славятся капризным нравом. Ваш случай?

– Сейчас слово «примадонна» вообще исчезло из обихода. Мы не можем себе позволить никаких капризов. Конечно, есть певицы, которые делают репутацию на своем характере, но с такими многие директора и режиссеры отказываются работать.

– «У меня нет соперниц, - говорила Мария Каллас, - когда другие певицы будут петь, как я, играть, как я, и исполнять весь мой репертуар, тогда они станут моими соперницами». Согласны?

– Слова амбициозные и самоуверенные. Посмотрите, каким трагическим оказался финал ее жизни. Я нас не сравниваю, но ничего подобного никогда не скажу. Порой чувствую ревность и зависть некоторых артисток, но стараюсь этого не замечать.

– Вы собираетесь покорить еще немало оперных вершин?

– Да, пока я только в самом начале пути, хотя и выступала во многих театрах. Самое страшное для артиста - стоять на месте. У меня есть своя программа на будущее: исполнить «Норму» Беллини, а также «Семирамиду» Россини и «Анну Болейн» Доницетти.

Одной из моих любимых героинь остается Виолетта из «Травиаты». Ее нужно петь так, чтобы зритель плакал. Для такой партии необходим жизненный опыт, пережитые драмы. Сейчас же очень популярно показывать себя - «смотрите, какое у меня красивое лицо, тело, платье».

Альбина Шагимуратова родилась 17 октября 1979 года. Будущая оперная дива окончила две государственные консерватории - Казанскую и Московскую.

В 2004–2006 гг. являлась солисткой Московского академического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.


Альбина Шагимуратова в роли Царицы ночи в опере «Волшебная флейта». Фото – Mike Hoban

С 2008 года по настоящее время служит солисткой Татарского академического государственного театра оперы и балета. Народная артистка Татарстана (2009). Поет на сценах ведущих театров мира.

Выступала в рамках саммита «Большой двадцатки» в Константиновском дворце Санкт-Петербурга, на открытии Универсиады в Казани. Участвовала в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В репертуаре Шагимуратовой около двадцати опер Глинки, Стравинского, Моцарта, Бетховена, Верди, Пуччини.

От Masterweb

09.11.2018 05:00

Оперная певица Альбина Шагимуратова является Народной артисткой Татарстана и Заслуженной артисткой Российской Федерации. Ее колоритное сопрано покорило не одну сцену во многих странах. Репертуар певицы насчитывает двадцать опер знаменитых композиторов, в числе которых Моцарт, Глинка, Стравинский, Бетховен, Пуччини.

Детство

Родилась Альбина Шагимуратова в столице Узбекистана - Ташкенте. Родители певицы занимались адвокатской деятельностью. В 1979 году они подарили миру оперную диву. Отец будущей звезды не сразу выбрал профессию юриста. В детстве он хотел стать музыкантом и окончил школу искусств. Хорошо владея баяном, отец с удовольствием аккомпанировал своей четырехлетней дочери. Репертуаром девочки в то время были татарские народные песни. Переворот в биографии Альбины Шагимуратовой произошел, когда в руки подростка попала пластинка с голосом Марии Каллас. Двенадцатилетняя девочка так прониклась исполнением оперной дивы, что расплакалась. С этого момента Альбина стала твердо двигаться к оперному мастерству.

Образование

Когда певице Альбине Шагимуратовой исполнилось четырнадцать лет, она вместе с семьей переехала в Казань. Здесь девушка окончила консерваторию. Затем певица обучалась вокалу в Москве, где получила второе консерваторское образование. Кроме того, за плечами дивы аспирантура.

Первые победы

Первая награда досталась Альбине Шагимуратовой в возрасте двадцати шести лет. Она стала лауреатом конкурса имени Михаила Глинки, который проходил в городе Челябинске. В этом же году певица участвовала в международном конкурсе имени Франсиско Виньяса, проходившем в испанской Барселоне. На нем Шагимуратова заняла призовое место. Самой большой своей победой певица считает первое место в конкурсе имени Чайковского, который проходил в Москве. Именно после него оперной дивой заинтересовался руководитель театра "Ла Скала" Риккардо Мути и пригласил ее на фестиваль оперы в Австрию.


Карьера

В 2004 году Альбина Шагимуратова поступила в Московский академический музыкальный театр. Проработав в нем солисткой в течение двух лет, решила уехать в Америку. Через два года успешной работы в США певица стала солисткой Государственного академического театра балета и оперы в Казани. За свою карьеру Альбина успела поработать и на других сценах. Среди них Московский дом музыки, Российский академический Большой театр, Российский академический Мариинский театр. В "Большой" Шагимуратову пригласили не сразу. Она успела объездить весь мир, прежде чем раздался долгожданный звонок от Владимира Спивакова. Для певицы стало огромной честью выступить на большой сцене с признанным маэстро. Она до сих пор признательна дирижеру и называет его своим крестным отцом.

Царица ночи

Визитной карточкой Альбины Шагимуратовой стала главная партия оперы В. Амадея Моцарта "Волшебная флейта". Царицу ночи певица исполняет в течение десяти лет. Впервые ей досталась эта партия в 2008 году. Тогда начинающую диву пригласили на фестиваль в Зальцбурге. Позже Альбина призналась, что именно эта роль помогла ей раскрыться и заявить о себе. Певица исполняла ее на самых крупных оперных сценах России, Европы и Америки. В 2018 году Шагимуратова решила расстаться с любимой партией. Ее стали интересовать более широкие горизонты.


Европа

Покорение Европы не закончилось ярким выступлением в Австрии. Царицу ночи поют всего лишь несколько певиц в мире. Молодой диве удалось сделать это так талантливо, что она сразу завоевала любовь слушателей. Приглашения стали поступать с завидной регулярностью. Фото Альбины Шагимуратовой появились на афишах таких европейских городов, как Милан ("Ла Скала"), Лондон ("Королевская опера"), Вена ("Государственная опера"), Берлин ("Немецкая опера"), Париж.

Семья

В личной жизни певица так же успешна, как и в карьере. Муж Альбины Шагимуратовой - Руслан - во всем поддерживает свою супругу. В ноябре 2014 года у пары появилась дочь. Родители дали ей имя в честь итальянской оперной певицы Аделины Патти. Девочка с удовольствием слушает музыку, а голос мамы узнает из тысячи других сопрано. Альбина признается, что ни беременность, ни роды не сказались на ее голосе. Напротив, появление дочери сделало пение более глубоким и осмысленным. Певице трудно совмещать карьеру и заботу о семье. Но на помощь всегда приходит любимый супруг.

Америка

Кроме европейской публики и своего верного мужа, Альбина Шагимуратова очаровала и поклонников оперы в США. Свое знакомство с Америкой певица начала со стажировки в "Гранд Опере" Хьюстона. Одновременно с обучением звезда успешно выступала на сценах таких знаменитых площадок, как "Опера Лос-Анджелеса", "Лирическая Опера Чикаго", "Опера Метрополитен" в Нью-Йорке, "Опера Сан-Франциско". Певица признается, что ей очень повезло поучиться у лучших мастеров в Америке. Она считает, что русские исполнители обладают самыми сильными голосами и душевным исполнением. Но им необходимо перенимать опыт западных и европейских звезд оперы. Иначе спустя пару десятилетий хороших певцов в России не останется. Именно поэтому Шагимуратова решила заняться педагогической деятельностью. Она преподает в Казанской консерватории. Несколько учеников певицы уже стали солистами крупных театров и принимали участие в музыкальных конкурсах.


Репертуар

  • Людмила в опере Михаила Глинки "Руслан и Людмила".
  • Лючия в трагедии Гаэтано Доницетти "Лючия ди Ламмермур".
  • Амина в мелодраме Винченцо Беллини "Сомнамбула".
  • Царица ночи в зингшпиле В. Амадея Моцарта "Волшебная флейта".
  • Джильда в опере Джузеппе Верди "Риголетто".
  • Адина в "Любовном напитке" Гаэтано Доницетти.
  • Мюзетта в опере Джакомо Пуччини "Богема".
  • Виолетта Валери в "Травиате" Джузеппе Верди.
  • Фламиния в оперном буффе Иосифа Гайдна "Лунный мир".
  • Антонида в опере Михаила Глинки "Иван Сусанин".
  • Донна Анна в "Дон Жуане" Амадея Моцарта.
  • Манон в одноименной лирической опере Жюля Массне.
  • Соловей в одноименном произведении Игоря Стравинского.

Кроме этого, Шагимуратова исполнила партии сопрано в "Восьмой симфонии" Малера, "Девятой симфонии" Бетховена, "Реквиеме" Моцарта, "Стабат Матер" Россини, "Военном реквиеме" Бриттена.


Кино

Альбина Шагимуратова одна из немногих оперных певиц, которым удалось попробовать себя в кинематографе. Практически сразу после рождения дочери ее пригласили на съемки эпохальной картины Карена Шахназарова "Анна Каренина. История Вронского". Это первая экранизация романа, которая с точностью повторяет сюжет классика. В фильме появляется сцена концерта Аделины Патти, на роль которой и была приглашена Шагимуратова. Звезде понравился новый опыт. В будущем она планирует сниматься еще.

Сегодня

С возвращением в Россию началась вторая волна популярности Альбины Шагимуратовой. Новости о ее дальнейших планах стали вновь волновать поклонников. Сейчас певица часто выступает на сцене Мариинки. Иногда ее приглашают в Большой театр. Не забывает Альбина и о родном театре в Казани, где до сих пор работает. Кроме того, звезда продолжает активно гастролировать и занимается преподавательской деятельностью. Муж с дочкой в это время остаются в московской квартире. Супруг певицы работает в столице врачом-психиатром. Но семья ежедневно общается по скайпу. А в воспитании Аделины помогает свекровь.

Планы

Певица считает, что ее творческий путь только начался. По ее убеждению, артист не должен стоять на месте. Поэтому звезда планирует включить в свой репертуар новые партии. Одна из них - роль Семирамиды в одноименной опере Джоачино Россини. Эту низкую партию композитор написал для легенды мировой оперы - Марии Малибран. Неравнодушна Шагимуратова к героине еще одного лирического произведения - "Норме" Винченцо Беллини. Партия Анны Болейн из одноименной оперы Доницетти также войдет в репертуар певицы. Эти роли певица считает очень серьезными и глубокими. Чтобы проникнуться ими, исполнителю необходимо иметь определенный жизненный опыт.


  • В Московскую консерваторию Альбина Шагимуратова поступила лишь с третьего раза.
  • На французскую сцену певицу впервые пригласили в 2015 году. Но она отказалась оставить новорожденную дочь.
  • Первый и последний раз звезда исполнила партию Царицы ночи в Зальцбурге с разницей в 10 лет.
  • Певица до последнего не хотела участвовать в конкурсе Чайковского. Но выйдя на сцену первой, оставила конкурентов далеко позади.
  • Партию Эльвиры из оперы Винченцо Беллини звезде пришлось выучить всего за две недели. Для этого Альбина на все январские праздники приехала из Чикаго в Санкт-Петербург к опытному педагогу.
  • Прежде чем согласиться на роль, Шагимуратова тщательно рассматривает полный состав будущей постановки: имена режиссера, дирижера, исполнителей. Интересуется, какими будут декорации и костюмы. И лишь после этого подписывает контракт.
  • На сцене Государственного академического Мариинского театра певица выступает гораздо чаще, чем в Казани.

Взгляды

Альбина Шагимуратова считает, что для достижения успеха необходимо много и упорно трудиться. Певец никогда не должен прекращать тренировать свой голос. Также многое зависит от дирижера. Альбине больше всего понравилось работать с Джеймсом Ливайном и Рикардо Мути. Эти мэтры любят исполнителей и всячески стараются им помочь. В большинстве случаев, к сожалению для артистки, дирижеры перетягивают одеяло на себя и сосредоточены на слаженности оркестра. Когда Шагимуратову не устраивает что-то в постановке оперы, она не боится отказаться от роли. Так случилось в Лондоне, где в спектакле героиня Альбины должна была выйти на сцену вся крови. Но не всегда певица идет наперекор режиссеру. Она предпочитает компромисс. Если постановщик приводит веские доводы в пользу своего видения образа, Шагимуратова соглашается с его мнением.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Тангейзер:Открывая новую рубрику,собирался начать её какой нибудь мировой знаменитостью прошлых времён...Но решил отойти от стереотипа и предлагаю чудесный и молодой голос Альбины Шагимуратовой.Уверен,что она вполне достойно вписывается в название рубрики и её творческое будущее это подтвердит...)

Народная артистка Татарстана
Лауреат международных конкурсов

Лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая (2011)
Лауреат Национальной театральной премии России "Золотая маска" (2012)

Альбина Шагимуратова - уникальная в своем роде оперная певица, сопрано, обладающая драматической колоратурой, стремительно завоевывающая мировую славу своим неповторимым по тембру голосом и филигранным вокальным мастерством. Чистый, сочный, большой, летящий, безупречно точный звук, владение стилем "бельканто" в сочетании с глубоким академическим пониманием музыки и тонкой психологической проработкой драматического образа - вот визитная карточка Альбины Шагимуратовой. Ее высокий уровень исполнения наисложнейших оперных партий мирового оперного репертуара завоевывает во всем мире признание публики, число почитателей ее таланта прогрессивно растет. Солидные печатные издания, такие как Нью Йорк Tаймс, Лондонский Таймс, Opera News, итальянская Reppublica публикуют восторженные отзывы критиков о выступлениях татарского соловья. Именитые дирижеры нашего времени по достоинству оценивают ее музыкальную одаренность, профессиональные музыканты пророчат певице триумфальное продолжение звездной карьеры. Альбина Шагимуратова стала столь ярким образцом успешной реализации на оперной сцене таланта, феноменального трудолюбия и редких поистине человеческих качеств, узнав о котором однажды, уже нельзя остаться равнодушным ни к опере, ни к ней самой!

Альбина Шагимуратова родилась в Ташкенте (бывший Советский Союз) в 1979 в семье адвокатов. Поддерживаемый в доме интерес к музыке способствовал раскрытию врожденной музыкальности - в 5 лет она начала заниматься в музыкальной школе и уже пела на сцене татарские народные песни под аккомпанемент отца, игравшего на баяне. От этих первых неуверенных детских шагов в музыке до зрелой творческой самостоятельности Альбина Шагимуратова прошла тернистый, полный запредельных усилий и ярких эмоциональных переживаний путь, которому она всегда оставалась верной несмотря ни на что, демонстрируя с детства свойственные ей упорство, трудолюбие и силу характера.

Переехав с семьей, после развала Cоветского Cоюза в Казань (Республика Татарстан, Россия), Альбина поступила в Казанское музыкальное училище им. И.В. Аухадеева по классу хорового дирижирования (1994-1998гг.), а позже продолжила получение фундаментального музыкального образования на факультете хорового дирижирования Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова (1998-2001гг.). Именно этот период в жизни Альбины Шагимуратовой ознаменовался открытием ее незаурядных вокальных способностей, зарождением любви к оперному искусству и началом освоения секретов оперного пения. В дальнейшем певица окончила вокальный факультет Московской консерватории им. П.И.Чайковского (класс профессора Г.А. Писаренко 2001-2004 гг.), и там же аспирантуру (2004-2007гг.), прошла стажировку в Молодежной оперной студии при "Хьюстон Гранд Опера" в США (2006-2008гг.) и до сегодняшнего дня никогда не прекращала самосовершенствоваться, предъявляя к самой себе требования высокого класса. После окончания стажировки в США певица была приглашена в качестве ведущей солистки в Татарский государственный академический театр оперы и балета им. Мусы Джалиля.


В арсенале ранних достижений Альбины Шагимуратовой можно отметить: звание лауреата на Открытом Всероссийском конкурсе оперных певцов «Санкт-Петербург» в 2003 году, звание лауреата на международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне (Испания - 2005г.), победа на международном конкурсе вокалистов М. Глинки (Челябинск-2005г.), и победа на XIII международном конкурсе им. П.И.Чайковского (Москва-2007г.). Но именно с момента взятия I премии и Золотой медали Международного конкурса им. П. И. Чайковского начался стремительный карьерный взлет Альбины Шагимуратовой. Яркая победа на конкурсе обратила на себя внимание мировой оперной общественности и вскоре Шагимуратова была приглашена на Зальцбургский фестиваль для исполнения сложнейшей партии - Царица ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» под управлением знаменитого маэстро Риккардо Мути.

После этого триумфального дебюта в 2008 году крупные оперные сцены мира стали выражать открытую заинтересованность молодой певицей: в качестве приглашенной солистки Альбина Шагимуратова выступала на сценах: миланского театрa La Scala, Нью-йоркской Metropolitan Opera, Oперы Лос-Анджелеса, Oперы Сан-Франциско, Чикагской Лирической оперы, Лондонской Королевской оперы Covent Garden, Венской Государственной опере, Хьюстонской Grand Opera , Немецкой Оперы в Берлине и на Глайндборнском оперном фестивале в Англии. Oдновременно с тем творческая жизнь певицы обогатилась сотрудничеством с такими известными дирижерами как Джеймс Конлон, Зубин Мета, Патрик Саммерс, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Петер Шнайдер, Адам Фишер, Владимир Юровский, Антонино Фольяни, Робин Тиччиати, Владимир Спиваков.

Репертуар певицы расширялся с молниеносной скоростью, включая в себя все новые и новые самые блистательные партии для сопрано: Царица ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Адина («Любовный напиток» Г. Доницетти), Виолетта Валери («Травиата» Дж. Верди), Фламиния («Лунный мир» Гайдна), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане» Н.A. Римского-Корсакова), Шемаханская царица («Золотой петушок» Н.A.Римского-Корсакова), Донна Анна («Дон Жуан» В.А.Моцарта), Амина («Сомнамбула» В. Беллини), Людмила («Руслан и Людмила» M.Глинка), Антонида («Иван Сусанин» М. Глинка), Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини).

График выступлений Альбины Шагимуратовой наполнился ангажементами в ведущих оперных театров мира на несколько лет вперед. Несмотря на то, что активная работа с зарубежными театрами не позволяла, к великому сожалению певицы, часто выступать в России, на родине достижения Альбины Шагимуратовой тоже не оставались без внимания, завоевывая среди соотечественников все большее количество влюбленных в «золотой голос» поклонников.

В феврале 2009 годa указом Первого Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиевым Альбине Шагимуратовой было присвоено звание "Народной артистки Республики Татарстан". 2011 год оказался для певицы знаковым - произошел ряд примечательных событий, отображающих по-искренне настоящее для певицы признание ее таланта на Pодине. Нынешний Президент республики Татарстан Рустам Минниханов лично вручил Альбине Шагимуратовой "Государственную премию РТ им. Г. Тукая". Альбина Шагимуратова была удостоена национальной театральной премии России "Золотая маска" в номинации "Лучшая женская роль в опере" (за роль Лючии в спектакле Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля "Лючия ди Ламмермур"). И наконец, Альбине было доверено исполнять в первой после открытия исторической сцены Государственного академического Большого театра России премьерной постановке спектакля "Руслан и Людмила" М. И. Глинки - партию Людмилы.

Сегодня ее учителями и наставниками являются - великая певица Рената Скотто и педагог, руководитель Молодёжной программы оперных певцов при Большом театре Роccии Дмитрий Вдовин. A в феврале 2012 звукозаписывающая компания Opus Arte выпустила в свет DVD спектакля " Волшебная флейта " B.A Моцарта на сцене миланского театра Lа Scala , где Альбина исполняет партию Царицы Ночи.

Альбина Шагимуратова - творчески одаренная певица и масштабная актриса в опере, и личность, примиряющая ментальность востока и запада. Пройдя все преграды и трудности на пути к вокальному совершенству, закалив бойцовский характер, она сохранила душевную чистоту, покоряющую искренность и обаяние. Именно такая констелляция музыкального таланта, доведенного до совершенства вокального мастерства и глубочайшего личностного содержания порождает шедеврально проникновенные, реалистичные, объемные, неподдельные в своем драматизме образы в исполнении Альбины Шагимуратовой!

Альбина Анваровна Шагимуратова (род. 17 октября 1979, Ташкент) - российская и мировая оперная певица (сопрано), лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского, народная артистка Республики Татарстан.

Образование, начало творческой деятельности

Альбина Шагимуратова окончила вокальный факультет Казанской консерватории (2004) и аспирантуру (2007) Московской государс­твенной консерватории им. П. И. Чайковского. Яркая победа на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в 2007 году (Первая премия и Золотая медаль) привлекла внимание мировой оперной общественности, и уже в 2008 году Шагимуратова была приглашена на Зальцбургский фестиваль для исполнения партии Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» под управлением знаменитого маэстро Риккардо Мути.

Альбина Шагимуратова является почётной выпускницей студии Хьюстон Гранд-Оперы. В настоящее время она продолжает обучение в классах Дмитрия Вдовина в Москве и Ренаты Скотто в Нью-Йорке.

Карьера

С 2004 г. по 2006 г.- солистка Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. С 2006 по 2008 г. стажировалась в Houston Grand Opera (США). С 2008 г. - солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля .

После триумфального дебюта в Зальцбурге крупные оперные сцены мира стали проявлять заинтересованность к молодой певице. В качестве солистки Альбина Шагимуратова выступала на сценах: театрa «La Scala» (Милан), «Metropolitan Opera» (Нью-Йорк), «Oперы Лос-Анджелеса», «Oперы Сан-Франциско», «Чикагской Лирической оперы», Королевской оперы «Covent Garden» (Лондон), Венской Государственной оперы, «Хьюстонской Grand Opera», Немецкой Оперы в Берлине, на Глайндборнском оперном фестивале в Англии.

Творческая жизнь певицы обогатилась сотрудничеством с такими известными дирижёрами как Джеймс Конлон, Зубин Мета, Патрик Саммерс, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Петер Шнайдер, Адам Фишер, Владимир Юровский, Антонино Фольяни, Робин Тиччиати, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков.

Награды, звания

Лауреат между­народных конкурсов: им. М. Глинки (Челябинск, 2005, I премия), им. Ф. Виньяса в Барселоне (Испания, 2005, III премия), им. П. И. Чайковского (Москва, 2007, I премия и золотая медаль).

Народная артистка Татарстана (2009). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Габдуллы Тукая (2011).

Лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Женская роль в опере» (за исполнение партии Лючии ди Ламмермур в спектакле Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля)

Лауреат премии музыкальных критиков «Casta Diva» за исполнение партии Людмилы в спектакле Большого театра «Руслан и Людмила» и Лючии в спектакле Татарского театра оперы и балета «Лючия ди Ламмермур»

Репертуар

партия Людмилы («Руслан и Людмила», M.Глинка);

партия Лючии («Лючия ди Ламмермур», Г.Доницетти);

партия Царицы ночи («Волшебная флейта», В. А. Моцарт);

партия Джильды («Риголетто», Дж. Верди);

партия Виолетты Валери («Травиата», Дж. Верди);

партия Зайтуны («Любовь поэта», Р.Ахиярова);

партия Адины («Любовный напиток», Г. Доницетти);

партия Амины («Сомнамбула», В.Беллини);

партия Антониды («Иван Сусанин», М.Глинка);

партия Донны Анны («Дон Жуан», В. А. Моцарта);

партия Манон («Манон», Ж.Массне);

партия Мюзетты («Богема», Дж. Пуччини);

партия Соловья («Соловей», Ф.Стравинский);

партия Фламинии («Лунный мир», Й.Гайдн);

партия сопрано («Stabat Mater», Дж. Россини);

партия сопрано (Восьмая симфония, Г.Малер);

партия сопрано (Девятая симфония, Л.Бетховен);

партия сопрано (Реквием, В. А. Моцарт);

партия сопрано («Военный реквием», Б.Бриттен).

Российская певица-сопрано Альбина Шагимуратова появилась на свет в Ташкенте. Родители будущей певицы были адвокатами – впрочем, для отца приход в юриспруденцию был случайным, а начинал она свой профессиональный путь в качестве… баяниста. Любовь к музыке этот человек сохранил на всю жизнь и передал дочери. В пятилетнем возрасте исполняла она песни татарского народа, отец аккомпанировал ей на баяне. Тогда же она начала учиться в музыкальной школе. Прелесть оперного жанра девочка открыла для себя в двенадцатилетнем возрасте, прослушав грампластинку с записью « » с в главной роли. Альбина рыдала от потрясения и с тех пор часто просила родителей повести на оперный спектакль.

Когда распался СССР, Шагимуратовы переезжают в столицу Татарстана. Здесь Альбина становится студенткой Казанского музыкального училища, где обучалась хоровому дирижированию. По этой же специальности она продолжила образование в Казанской консерватории им. Н.Г.Жиганова. Но одновременно открылись незаурядные вокальные данные студентки, и она начинает обучаться и по второй специальности – «оперный вокал». Следующий этап становления будущей оперной певицы связан с вокальным факультетом и аспирантурой Московской консерватории, где будущую оперную певицу наставляла Галина Писаренко.

С 2006 г. по 2008 Шагимуратова стажировалась в США, в Молодежной оперной студии при «Хьюстон Гранд Опера». Нельзя сказать, что учиться там было легко – от молодых певцов требовали строжайшей дисциплины, иной раз предъявляя преувеличенные требования. Так, однажды Альбина – единственная из воспитанников студии – удостоилась прослушивания в «Метрополитен-опера». Вскоре был назначен концерт в провинциальном техасском городке – причем людей в студии было немало, выбрать участников было нетрудно, острой необходимости в участии Шагимуратовой не было, однако руководство студии включило ее в программу, и после прослушивания в Нью-Йорке певице пришлось срочно лететь за две тысячи километров, чтобы спеть на этом концерте одну арию – под угрозой отчисления в случае отказа.

Шагимуратова участвовала во многих конкурсах, но особенно важными для себя считает два – конкурсы им. и им. . В последнем она приняла участие в 2007 г. В одной из московских газет тогда промелькнуло загадочное заявление: «Вообще-то золотая медаль предназначалась для другой российской певицы, но преимущество Шагимуратовой было столь подавляющим, что не присудить ей первое место жюри не могло». При всей своей двусмысленности, эти слова отражали истинное положение вещей: превосходство Альбины над соперниками было совершенно очевидным, и замечено это было не только членами жюри. В зале присутствовал Мэтью Эпстайн – известный оперный импресарио, к слову которого прислушивались многие европейские дирижеры. Его стараниями молодая певица получает приглашение на Зальцбургский фестиваль.

На фестивале в Зальцбурге артистка исполнила роль Царицы Ночи. Дирижировал тем спектаклем , а роль эта впоследствии заняла особое место в репертуаре певицы: с нею она дебютировала во многих театрах – «Ковент-Гарден», Венской опере, «Ла Скала», «Метрополитен-опера». Исполнительница называет ее «сложнейшей, но благородной». Впоследствии она стала исполнять белькантовые партии в « », « », « ». И слушатели, и критики восхищаются голосом, который называют «большим» и в то же время «летящим, чистым». Покоряет публику и психологическая глубина создаваемых ею сценических образов.

Талант певицы оценили и на родине. В 2009 г. она удостоилась звания Народной артистки Республики Татарстан (обычно этому предшествует присуждение звания Заслуженной артистки, но в данном случае было сделано исключение). Она является приглашенной солисткой Большого театра и штатной солисткой Татарского академического театра оперы и балета – и жалеет, что из-за плотного гастрольного графика не может петь там часто, но она пообещала руководству, что будет петь в этом театре по крайней мере один спектакль в год – и обещание свое держит. Репертуар исполнительницы богат и разнообразен: Антонида и Царевна Лебедь, Шемаханская царица и Адина, Донна Анна и Мюзетта… Когда историческая сцена Большого театра открылась после реконструкции, именно Шагимуратова пела Людмилу в первой после этого постановке « ».

По признанию певицы, бывая в разных странах, она везде замечала свои особенности: французы очень любят искусство и красоту, в Вене можно услышать вальсы Штрауса в метро… но где бы ни побывала Альбина Шагимуратова, ее всегда тянет в Россию. Особенно любит артистка белокаменный Кремль в Казани.

С удовольствием отмечает Альбина Шагимуратова возросшую любовь к опере в современном обществе. По ее наблюдениям, этот жанр сейчас по популярности почти догнал эстраду.

Музыкальные Сезоны

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...