Что вдохновило мунка написать картину крик. «Крик» Эдварда Мунка. История самой загадочной картины-рекордсмена. Становление как художника

Саратовский государственный университет им. Чернышевского


Анализ картины "Крик" Эдварда Мунка


Выполнила:

Мироненко Екатерина

курс, журналистика

группа дневное отделение



Введение

Художник

Возможные источники вдохновения

Описание картины

История картины

Картина Э. Мунка в мировой культуре

мунк экспрессионист картина крик

Введение


"Крик" (норв. <#"justify">1. Художник

"Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь", - писал Мунк о себе.

"Писать для меня - это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать".

Биография

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье военного врача Эдварда Кристиана Мунка. В следующем году семья переселилась в столицу. Отец стремился дать своим пяти детям хорошее образование. Но это было непросто, особенно после смерти от туберкулеза жены в 1868 году. В 1877 году от той же болезни скончалась любимая сестра Эдварда - Софи. Позднее он посвятит ей трогательную картину "Больная девочка".

Эти тяжелые потери не могли пройти бесследно для впечатлительного мальчика, позднее он скажет "Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь". Смерть самых близких людей Эдвард принял за предначертание собственного пути.

ноября 1888 года Эдвард написал в дневнике "Отныне я решился стать художником". Ранее по настоянию отца он поступил в 1879 году в Высшую техническую школу. Однако уже в 1881 году Эдвард начал обучение в Государственной академии искусств и художественных ремесел, в мастерской скульптора Юлиуса Миддльтуна. В следующем году он стал изучать живопись под руководством Кристиана Крога.

Его ранние работы, такие как "Автопортрет" (1873) и "Портрет Ингер" (1884), не позволяют сделать какие-нибудь выводы о дальнейшем развитии творчества молодого художника.

В 1885 году Мунк едет во Францию и три недели живет в Париже. Ему повезло не только побывать в Лувре, но и застать последнюю выставку импрессионистов. Конечно, подобные впечатления не могли пройти бесследно, появляются картины "Танцевальный вечер" (1885) и "Портрет живописца Енсена-Хьеля"(1885). Однако для первой знаменитой картины художника - "Больная девочка" - характерны сугубо индивидуальный характер и обостренная чувствительность. Художник писал "Работа над картиной "Больная девочка" открыла мне новые пути, и в моем искусстве произошел выдающийся прорыв. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине".

В последующие годы Мунк расстается с мечтательной неопределенностью, придававшей его произведениям особое очарование, и обращается к темам одиночества. Смерти, угасания. В 1889 году на персональной выставке Мунк представил сто десять своих работ. Преобладают картины, где художник анализирует отношения фигуры с окружением, будь то интерьер или пейзаж "Весна", "Вечерняя беседа", "Ингер на берегу".

В 1889 году Мунк получил государственную стипендию и снова отправился во Францию. Он оставался там до 1892 года, живя сначала в Париже, затем в Сен-Клу. Четыре месяца Мунк посещал уроки рисунка Леона Бонна, но значительно большую пользу ему принесло изучение старых и современных мастеров Писсарро, Мане, Гогена, Сера, Серюзье, Дени, Вюйяра, Боннара, Рансона. Он пишет несколько пуантилистских картин - "Английская набережная в Ницце" (1891), "Улица Лафайет" (1891). Дань импрессионизму он отдает в картинах "Зрелость" (около 1893), "Тоска" (1894), "Наследующий день" (1895).

Но гораздо интереснее для понимания дальнейшего творчества картина "Ночь в Сен-Клу" (1890), написанная после смерти отца, которую Эдвард пережил очень болезненно. Это произведение, предвещающее драматизм и ярко выраженную индивидуальность зрелого стиля художника.

В 1892 году по приглашению Союза берлинских художников Мунк приехал в Берлин. Здесь он познакомился с интеллектуалами, поэтами, художниками, в частности, с Августом Стриндбергом, Густавом Вигеландом, историком искусства Юлиусом Мейер-Грефе и Пшибышевскими. Выставка Мунка, открытая лишь на несколько дней, оказала значительное влияние на формирование берлинского Сецессиона.

Вскоре художник пишет свою самую знаменитую картину - "Крик". "Крик" входит в цикл произведений под общим названием "Фриз жизни", о котором Мунк говорил, что это "поэма о жизни, любви и смерти". Художник работал над этим циклом с долгими перерывами в течение тридцати лет. Первая дата - 1888-1889 годы. Фриз включает "Поцелуй", "Барку юности", мужчин и женщин, "Вампира", "Крик", "Мадонну". Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В этих картинах за извилистой линией берега - всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали.

На рубеже веков Мунк пишет также пейзажи в стиле модерн "Зима" (1899), "Береза под снегом" (1901), он создает символистские гравюры, литографии и ксилографии. Мунк получает признание - меценаты заказывают ему портреты или росписи в своих домах. Так, Мунк исполнил великолепный посмертный портрет Фридриха Ницше на фоне мрачного пейзажа (1905-1906). Декорации, выполненные Мунком к постановке Максом Рейнхардтом драмы Ибсена "Привидения", получили международный резонанс.

С 1900 по 1907 год Мунк живет в основном в Германии Берлин, Варнемюнде, Гамбург, Любек и Веймар. Художник создал своеобразную сюиту видов этих городов. Один из них - офорт "Любек" (1903). В этом офорте город похож на средневековую крепость, безлюдную и отрешенную от жизни.

В 1909 году Мунк после пребывания в клинике доктора Якобсона, вызванного многомесячной нервной депрессией, возвращается на родину. В поисках тишины и покоя он стремится к уединению некоторое время живет в Осгорстранне, Крагере, Витстене, на небольшом острове Иелэйя, а затем, в 1916 году, приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал уже до конца своих дней.

Черты нового сказались в работах, относящихся к разным жанрам. Особенно они проявились в портрете, который становится после 1900 года одним из ведущих жанров в творчестве художника. Он создает галерею острых по характеристике и запоминающихся образов современников, будь то большие заказные портреты, портреты друзей и знакомых или норвежских рыбаков и моряков.

Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Портреты художника - исследование человеческой души. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Среди них были Август Стриндберг, Ханс Иегер, Станислав Пшибышевский, Генрик Ибсен, Стефан Малларме, Кнут Гамсун и многие другие из литературной среды Скандинавии и Германии. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), "сочиненные художником после общения с сестрой известного философа".

Начиная с 1910 года, Мунк все чаще обращается к теме труда. Он пишет картины "Весенние работы. Крагерё" (1910), "Лесоруб" (1913), "Весенняя пахота" (1916), "Мужчина на капустном поле" (1916), "Разгрузка судна" (около 1920), гравюры "Рабочие, убирающие снег" (1912), "Землекопы" (1920).

Важное место в графических работах Мунка занимает северный пейзаж. Ярким примером служат ксилографии "Скалы в море" (1912) и "Дом на берегу моря" (1915). В этих листах мастер показал суровое эпическое величие и монументальность норвежского ландшафта.

"Поздний период творчества - не самое лучшее время для художника, - считает Ж. Сельц. - Несмотря на свойственную картинам позднего периода эстетическую неопределенность, они образуют самую спонтанную, непосредственную его часть. Кроме того, Мунк выполнил в это время большие стенные росписи, первоначально созданные в Крагерё и предназначенные для актового зала университета в Осло. В 1916 году они были туда доставлены, и художник должен был преодолеть многочисленные препятствия, чтобы добиться их одобрения. Результат долгих подготовительных работ оказался разочаровывающим. Дикость уступила место настойчивости и упорству чувствуется тщательная работа в мастерской, но даже самые интересные философские идеи не могут скрыть художественной слабости произведений".

Фрески, написанные в 1922 году для столовой шоколадной фабрики "Фрейя" в Осло, также очень слабы. В скупой, почти карикатурной форме воссоздает Мунк некоторые темы своих лучших картин. Еще более разочаровывают композиции фресок для ратуши в Осло, над которыми он работал с 1928 года до своей смерти в 1944 году. Правда, он страдал глазным заболеванием, которое вынудило его на много лет почти полностью отказаться от работы художника.

Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования.


2. Возможные источники вдохновения


В литературе нет недостатка в разнообразии версий относительно обстоятельств создания "Крика". В фоновом пейзаже "Крика" угадывается вид Осло-фьорда <#"justify">3. Описание картины


Фигура кричащего очень примитивизирована, т.е. художник передает нам не столь черты лица, детали фигуры, а ту эмоцию, которую эта фигура выражает. Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль.

Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями - пронзительными полосами, желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры двух мужчин.

Небо изображено в ярких, эмоциональных цветах: красный, оранжевый, голубой и др. Река же изображается темными и глубокими красками (черный, темно-синий), а в цветовом изображении берегов можно заметить большое разнообразие.

Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году, когда в атмосферу планеты и было выброшено огромное количество пепла. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884.

Стенерсен увидел в картине Мунка всепоглощающий страх слабого человека, парализованного ландшафтом, линии и краски которого сдвинулись, чтобы удушить его. Действительно, картина "Крик" является апогеем психологического обобщения. Живопись Мунка в этой картине достигла исключительной напряженности, а само полотно уподобляется пластической метафоре человеческого отчаяния и одиночества.

"Крик" обращается к коллективному, бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание", - сказал накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby"s.

Он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.


История картины


Мунк создал четыре версии "Крика", каждая из которых выполнена разными техниками. В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом.

"Крик" не раз становился мишенью злоумышленников: В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.

В 2004 году "Крик" и другое известное произведение художника "Мадонна <#"238" src="doc_zip4.jpg" />

Три другие версии "Крика" не раз похищали из музеев, однако они неизменно возвращались владельцам.

Существует мнение, что картины прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными историями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотном заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, и посетители музея в Осло с опаской поглядывали на нее.

Однажды музейный служащий нечаянно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее и, в конце концов, он покончил с собой.

5. Картина Э. Мунка в мировой культуре


В конце XX века картина "Крик" Эдварда Мунка обрела статус символа поп-культуры. В период с 1983 по 1984 гг. американский художник, один из пионеров поп-арта, Энди Уорхолл создал серию работ в технике шелкографии, основанных на произведениях Мунка, в числе которых была и композиция "Крик". Главной целью было лишить картину ореола сакраментальности, превратив ее, главным образом, в объект, легко поддающийся массовому копированию; основу данной метаморфозы заложил сам Мунк, выполнив с этой же целью литографию картины.

Кроме того, свое видение произведения Мунка в духе постмодернизма представил исландский художник Эрр?о, воплотивший свою ироничную и в чем-то неуместную трактовку "Крика" в картинах "Второй крик" и "Дин - Дон" (1979), выполненных акриловыми красками.

Воспроизведение сюжета картины на всем, начиная с футболок и заканчивая кофейными кружками, подтверждает ее символичность, как и отсутствие какой-либо сакраментальности вокруг нее в глазах современной публики. В этом отношении становится возможным сравнение ее с таким произведением искусства, как, например, "Портрет Моны Лизы" Леонардо да Винчи.

В 1991 г. американский художник Роберт Фишбоун смог занять свою нишу, запустив производство надувных кукол, каждая из которых повторяла образ центральной фигуры композиции. Его компании "On The Wall Productions", расположившейся в городе Сэйнт-Льюис, штат Миссури, удалось продать сотни тысяч подобных кукол. Критики в один голос заявляли, что, вырвав центральную фигуру из ее непосредственного контекста - пейзажного фона - Фишбоун разрушил художественную целостность картины, сведя на нет ее уникальную экспрессивность. Были и те, кто называл Фишбоуна спекулянтом и обвинял его в неспособности проявить свои собственный художественные способности.

Являясь одним из тех редких примеров современного искусства, которые без труда узнаваемы самой широкой аудиторией, "Крик" использовался в рекламе, мультфильмах (включая фильм с элементами анимации "Веселые мелодии: снова в действии") и аниме (в том числе, дважды в японском пародийном сериале "Эксель - сага" (Excel Saga) и один раз - в сериале "Наруто" (Naruto); а также в самых разных телевизионных шоу. Например, в одном из ранних эпизодов американского сериала "Няня" (The Nanny), построенного в соответствии с основными принципами комедии положений, Грейс получает надувную куклу "Крик" в качестве подарка на Рождество. Сюжет картины также копируется создателями мультсериала "Аниманьяки" (Animaniacs) в серии "Здравствуйте, милые Уорнеры", когда выдается за творение Дота Уорнера. Еще одно упоминание "Крик" получает в американском мультипликационном сериале "Довольно странные родители" (Fairly OddParents, - в названии использован каламбур, образованный на основе фразы "fairy godparents" - "волшебные крестные родители").

Свою версию полотна Мунка предложила американская хардкоровая панк-группа "Dead Kennedys", поместив рисунок на футболку. "Крик" был использован и в американском детском мультипликационном сериале "Ох, уж эти детки!" (Rugrats); когда малыш Чаки, один из героев мультфильма, признается, что изображение напомнило ему, как однажды его собственная голова застряла в носке. В другом популярном мультсериале "Веселые мелодии: снова в действии" (Looney Tunes: Back in Action) "Крик" - это одна из нескольких известных картин, спеша сквозь которые кролик Багс Банни и утка Даффи Дак спасаются бегством от другого мультипликационного персонажа, Элмера Фадда. В какой-то момент герои фильма сталкиваются с главным героем картины, что заставляет того издать свой знаменитый крик; в то же время раздается идентичный крик Элмера, которому Багс Банни наступил на ногу.

Произведение норвежского живописца и графика было одинаково интересно как создателям сериалов, так и режиссерам - кинематографистам. Истинное лицо маньяка - убийцы из фильма ужасов "Крик" мастера триллеров Веса Кравена спрятано под маской приведения, за основу которой был взят центральный персонаж картины с аналогичным названием. Хорошо знакомое зрителям выражение лица юного Калкера, позирующего перед зеркалом в рождественской комедии Криса Коламбуса "Один дома", в какой-то степени также посвящено работе Мунка.


Использованные в работе источники


1. Ионина Н.А. Сто великих картин / Н.А. Ионина; гл. редактор М. О. Дмитриев - М: Изд-во: Вече, 2005г, 464с.

Майя (цивилизация)

2. [Электронный ресурс]. Доступ из свободной энциклопедии "Википедия" [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мунк, Эдвард .

Холст "Крик", установивший рекорд торгов [Электронный ресурс]: на 19.09.2012. Доступ в источнике "РИА новости" [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://ria.ru .

Крик, Эдвард Мунк [Электронный ресурс]. Доступ из свободной энциклопедии "Википедия" [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: .

Искусство древних майя [Электронный ресурс], [сайт]. URL: http://www.rucolumb.ru.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Что вдохновило Эдварда Мунка на картину “Крик”?

  • Извержение вулкана
  • Гроза
  • Пожар
  • Автокатострофа

Правильный ответ А. Извержение вулкана

“Крик” считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире. “Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу”, говорил Эдвард Мунк об истории создания картины. Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал 4 версии “Крика”, и есть версия, что картина эта – плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

Картина это детище Эдварда Мунка , которое является одним из самых известных произведений искусства в истории, привлекающее широкую аудиторию и сегодня. На самом деле существует четыре различных оригинальных версий «Крика». Полотно создано с использованием различных художественных сред, включая масляные краски, темперы и пастель. Крик является частью более крупной художественной коллекции, серии, которую сам художник называет «Фризе жизни».

Вне времени, изображенное на картине «Крик» существо – это бесполый человек с бледным лицом, стоя рядом с оградой, с экспансивным взглядом в хаотической среде. Что же так захватывает его, что он видит перед собой по ту сторону картины? Человек кричит, его рот является широко открытыми, с прижатыми руками по бокам к лицу. Вы можете видеть, что крик отражается в интенсивно – кровавой, красной, оранжевой, синей и черной цветовой гамме фона. Два человека стоят, повернуты спиной, недалеко от кричащей фигуры, с черными силуэтами на самом краю нашей зрительной сцены. Вдали есть тень небольшого города, почти полностью потеряна в закрученном небе.

Национальная галерея в Осло, Норвегия владеет одной из серии картин «Крик».

Считается, что только одна версия «Крика» в пастели будет продаваться по цене около $ 80 миллионов долларов, что делает его одним из самых ценных художественных произведений, из когда-либо проданных с аукциона в истории.

Вдохновение на написание «Крика»

Мужчина норвежского происхождения, Эдвард Мунк, учился в Академии в Осло с известным норвежским художником Кристианом Крогом. Он создал первую версию «Крика» в 1893 году, когда ему было около 30 лет, и сделал четвертый и окончательный вариант «Крика» в 1910 году. Он описал себя в книге, написанной в 1900 году, как почти сходящего с ума человека, как и его сестра Лаура, которая была положена в психиатрическую больницу в этот период времени.

Лично он обсуждал толкающие на предельные действия эмоции. Мунк переживает очень темной момент в его жизни в тот период.

Картина «Крик» была основана на реальном, фактическом месте, расположенном на холме Экеберг в Норвегии, на пути к предохранительны м ограждениям. Слабый городской пейзаж передают мнение об Осло и Осло-фьорде.

В нижней части холма Экеберг был сумасшедший дом, где сестра Эдварда Мунка была положена на лечение, а рядом была также бойня. Некоторые люди описывают, что в те времена вы могли фактически услышать крики животных, которых убивают, а также крики, страдающих психическими нарушениями с псих. больницы. В этих условиях, Эдвард Мунк, скорее всего и был вдохновлен криками, что в сочетании с его личной внутренней трагедией и смятением породило идею для создания «Крика» . Эдвард Мунк написал в своем дневнике, что его вдохновение для картины пришло, когда он шел на закате с двумя друзьями, когда он начал чувствовать себя очень глубоко усталым и физически и морально. Он остановился, чтобы отдохнуть, прислонившись к перилам. Он чувствовал тревогу и испытал крик, который, казалось, проходит через всю природу. Остальное остается за бесконечным спектром интерпретаций.

Оказывается, художники нередко обращаются к науке в поисках вдохновения. Представляем вам подборку наиболее интересных историй создания художественных шедевров.

Эдвард Мунк. «Крик»

  • «Крик» Эдварда Мунка

Норвежский художник Эдвард Мунк написал картину «Крик» в 1893-м году. В своем дневнике он рассказал, что был вдохновлен кроваво-красным небом, которое он увидел во время прогулки с друзьями. Удивительная атмосфера картины породила немало споров о том, что же именно увидел на небе Мунк. Одна из самых популярных гипотез предполагает, что художник мог наблюдать пепел вулкана Кракатау после его извержения в 1883 году.

О самых последних догадках исследователей, «Популярная механика» уже : метеоролог из Университета Осло предположила, что Эдвард Мунк мог вдохновиться, увидев в небе редкое явление — перламутровые облака, причиной появления которых становятся низкие температуры и высокая степень освещенности.


Мария Сибилла Мериан. Акварельный рисунок дерева гуайявы (Psidium guajava), паука-птицееда (Avicularia avicularia), паука-крестовика (Avicularia gen. spec.), паука-волка (Rhoicinus spec.), американского таракана (Periplaneta americana), муравья-листореза (Atta cephalotes), муравья-портного (Oecophylla spec.), колибри (Trochilidae gen. spec.).

  • Научные наброски как искусство, Мария Сибилла Мериан

Немецкая художница Мария Сибилла Мериан видела красоту там, где ее не замечали другие. Будучи энтомологом, она часто изображала на своих картинах насекомых. В 1705-м году художница сделала набросок тарантула, поедающего колибри. Ее работа в конечном итоге дала название целому семейству пауков (птицееды). Несмотря на то, что сначала ее гравюра была раскритикована и названа «чистой выдумкой», позже было доказано, что пауки-птицееды все-таки иногда питаются мясом птицы.

Большинство самых ярких работ Марии Сибиллы Мериан появились благодаря ее двухлетней научной экспедиции в Суринам (Южная Америка) с 1699 по 1701 года. Она подробно изобразила метаморфозы насекомых, которые никто никогда не видел прежде, а некоторые из запечатленных ею представителей исследователи по всему миру ищут до сих пор.


Уильям Тернер. «Упадок Карфагена»

  • Вулканические закаты Уильяма Тернера

Британский живописец Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (более известный как Уильям Тернер) славился своими картинами, на которых были изображены впечатляющие закаты, бушующие моря и лунные сцены. Согласно исследованию, опубликованному в 2014 году в журнале Atmospheric Chemistry and Physics, Тернер в 1816 году написал свои знаменитые закаты, будучи под впечатлением от вулканических выбросов в атмосфере, которые были вызваны извержением вулкана на Тамбора в 1815-м году (оно стало крупнейшим вулканическим извержением в истории человечества). В результате этого в мире установились глобальные климатические аномалии, породившие Год без лета .


Мехмет Беркмен и Марии Пенил."Нейроны"

  • Шедевры из микробов

На ежегодном конкурсе искусства Американского общества микробиологов бактерии и дрожжи становятся краской, а агар-агар — холстом. Микробиологи создают шедевры внутри чашек Петри — такие, как например, работа Мехмета Беркмена и Марии Пенил под названием «Нейроны». Она получила первый приз в 2015-м году, обойдя карту Нью-Йорка, составленную из микробов, и изображение фермы в сезон сбора урожая, сделанное из дрожжей.


Винсент Ван Гог. «Звездная ночь»

  • «Звездная ночь» Винсента Ван Гога

Картина Винсента Ван Гога «Звездная ночь» может показаться причудливой и нереалистичной, однако она тоже имеет отношение к науке. В 2006-м году физики из Национального автономного университета в Мексике посвятили целое исследование этому шедевру. Они выяснили, что Ван Гог на самом деле изобразил турбулентность. Интересно, что это физическое явление художник изображал и на других картинах, над которыми он работал во время борьбы с психическими проблемами. Это, например, «Дорога с кипарисом и звездой» и «Пшеничное поле с воронами».

Польский критик Ст. Пшибышевский писал о картине «Крик»: «Невозможно даже дать представление об этой картине, - все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Каждое страдание - это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания - клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров... И небо кричит, - вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы».

«Крик» Эдварда Мунка - это эмблема и витрина экспрессионизма, хотя картина написана до того, как экспрессионизм получил широкое распространение. Эдвард Мунк (как и Ван Гог) создавал не только графичные и колоритные произведения, но и наполнял их яркими эмоциями. В случае с картиной "Крик" - зашкаливающими эмоциями. "Крик" стал прелюдией к модернизму и искусству XX века, в нём отражены ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения.

Эта картина - один из самых загадочных шедевров мировой живописи. Сила художника-Мунка не только в художественном мастерстве, а в особой философии мастера, в его способности неоднозначно видеть и трактовать окружающий мир. Сам Мунк говорил, что он изображал не просто то, что видел, а то, что пробуждало в нем философскую реакцию. Вот и в этой картине на первый план выходит именно реакция, а, точнее, воссозданные эмоции.

На рисунке 1892 года «Отчаяние» Мунк сделал следующую запись:

«Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».

Чуть позже это ощущение он воплотит в картине «Крик» , точнее, в нескольких картинах.

Ведь «Крик» - это серия картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком , изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба. В фоновом пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»).

Эдвард Мунк, "Крик" . 1893

Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см

Национальная галерея, Осло

«Помещенная в центр композиции фигура отчаянно кричащего человека притягивает внимание зрителя. На обезличенном до примитива лице читается отчаяние и ужас, граничащие с безумием. Автору удалось скупыми средствами передать мощнейшие человеческие эмоции. В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым. Поднятые руки, закрывающие уши, говорят о рефлекторном желании человека убежать от себя самого, прекратить этот приступ страха и безнадежности. Одиночество главного героя, его хрупкость и уязвимость наполняют всю работу особым трагизмом и энергетикой».

Мунк создал четыре версии «Крика» , каждая из которых выполнена разными техниками.

В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.

В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия. Она написана маслом.

Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион в мае 2012 года. В итоге, картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представляло рекорд для произведений искусства.

Накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby"s, сказал:

«"Крик" обращается к коллективному бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание».

Также он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Кстати, эта версия «Крика» является одной из самых узнаваемых в истории произведений искусства, на уровне с «Подсолнухами» Ван Гога или Малевича.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме