Формирование навыков меховедения на начальном этапе обучения в классе баяна. Конспект занятия по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их

Людмила Новопашина

Методобъединение музыкальных руководителей.

Составил:

Муз. руководитель Новопашина Л. Г. МБДОУ № 1 «Звездочка»

Конспект отдельной части открытого занятия по обучению детей игре на детских музыкальных инструмента. Средний дошкольный возраст

Тема: «Волшебная музыка ритма по методике Карла Орфа». Сказка с использованием шумовых инструментов «В деревне»

Жили-были дед (барабан) и баба (ложки). И была у них веселая внучка Машенька (погремушка). Пошла Машенька утром во двор и решила покормить цыплят. Цыплята (звоночки) прибежали, зернышки поклевали, Маше спасибо сказали и убежали. Зовет Машенька курочек (погремушка). Курочки (маракасы) прибежали, зернышки поклевали, Маше спасибо сказали. Ушла и Машенька в дом, а из дома вышел дед (барабан) и пошел кормить овец. Овцы (банки, бутылки) прибежали, поели и деду спасибо сказали. Ушел и дед в дом (барабан). А на лугу паслась корова Буренка (дудочка). Услышала её бабка и пошла доить коровушку (ложки). Буренка (дудочка) бабке молочка дала и ушла в луга пастись (дудочка). Бабушка сама попила молочка (ложки, напоила внучку (погремушка, деда (барабан, не забыла напоить кошку Мурку (треугольник, собачку Жучку (молоточек). Все поели и песенку запели.

Песенка «Дождик» (шумовой оркестр).

«Лесенка» Е. Тиличевой

1. Занятие. Программное содержание: Познакомить детей с попевкой, упражнять в чистом интонировании.

Метод проведения: Пою сама. Рассматриваем лесенку из 5 ступенек и матрешку, которая перемещается вверх и спускается вниз.

2. П. С. : Учить детей передавать поступенное движение мелодии вверх и вниз.

М. П. : Предлагаю детям спеть попевку, сопровождая каждый звук движением руки (вверх-вниз).

3. П. С. : Учить детей различать поступенное движение мелодии верх

М. П: Дети поют попевку несколько раз. Затем определяем, куда идет матрешка - вверх или вниз. Дети показывают движение матрешки на лесенке (индивидуально).

4. П. С. : Учить детей исполнять мелодию в поступенном её движении на металлофоне.

М. П. : Я исполняю попевку на металлофоне, обращая внимание детей на пластинку, с которой начинается игра. Дети пробуют сыграть попевку (Зребенка, я им помогаю.

5. П. С. : Продолжать учить играть на металлофоне, различать высоту звуков, направление движения мелодии.

М. П. : Дети индивидуально исполняют попевку на металлофоне (Зреб). Я слежу за правильным положением молоточка в руке.

6. П. С. : Осваивать приемы правильного звукоизвлечения.

М. П. :Я предлагаю детям играть попевку на металлофоне, остальные

дети показывают движение мелодии рукой.

7. П. С. : Активизировать самостоятельные движения детей.

М. П. : Предлагаю игру «Музыкальные загадки». 1 ребенок исполняет попевку «Лесенка», другой показывает движение матрешки по лесенке. Следующая загадка «Дождик» (слабый, сильнее, сильный).

Тема: «Волшебная музыка ритма по методике Карла Орфа». Сказка с использованием шумовых инструментов «На лесной поляне»

Как-то летом выглянуло ясное солнышко (погремушка). Вылетели красивые бабочки (звоночки, летают, кружатся и садятся на душистые цветочки.

На дереве запели птички. На нижней веточке кукушка (ксилофон, а на верхней веточке ей вторит маленький воробьишка (металлофон, опять кукушка (ксилофон, опять воробьишка (металлофон).

Выскочили на полянку зайчики (кубики, прыгают, радуются теплому солнышку и вдруг за деревом увидели хитрого лиса (металлофон). Испугались зайцы (кубики) и ускакали. А лис стоит и думает, с кем бы ему подружиться?

Откуда ни возьмись, пробегали мимо волки (банки, бутылки). Увидели лиса и заиграли с ним вместе, да так громко, что разбудили медведей.

Медведи пришли на лесную поляну и тоже заиграли с лесными зверятами, а к ним выскочили и зайки (кубики). И решили звери создать свой, лесной оркестр.

Сели дружненько и заиграли «Во саду ли в огороде» (оркестр

шумовой.)

«Скок-скок-поскок» русская народная песня

1. Занятие. Программное содержание: Знакомство с попевкой. Учить петь, правильно передавая ритмический рисунок попевки.

Метод проведения: Дети слушают попевку, я пою. Поют дети,

передавая хлопками ритмический рисунок попевки

2. П. С. : Точно передавать ритмический рисунок на ударных инструментах.

М. П. : Дети исполняют попевку, показывая движение мелодии рукой. Группа детей играет ритмический рисунок на ударных инструментах. Повторить 2-3 раза, меняя поющих и играющих детей.

3. П. С. : Продолжать осваивать навыки игры на металлофоне.

М. П: Играю на металлофоне сама, указываю пластинки, с кторой начинаем играть (2-3 реб).

4. П. С. : Осваивать приемы правильного звукоизвлечения, развивать самостоятельность.

М. П. : Дети пропевают попевку с музыкальным сопровождением. Показываю, от какой пластинки начинаем играть. Я играю на фортепиано аккомпанемент.

5. П. С. : Осваивать навыки игры на металлофоне, точно передавать ритмический рисунок.

М. П. : Я играю и предлагаю определить мелодию знакомой попевки. Поют все дети, а группа передает ритмический рисунок на кубиках, ложках, коробочках. 2-3 исполняют на металлофоне.

6. П. С. : Осваивать навыки совместной игры.

М. П. : Предлагаю исполнить мелодию на металлофоне поочередно двум детям, а затем им сыграть вместе, используя музыкальное

сопровождение. Учу слушать друг друга и музыкальное сопровождение.

7. П. С. : Учить играть ансамблем.

М. П. : Играют на 2-3 металлофонах. Если ошибаются, играют отдельно.

8. П. С. : Осваивать навыки совместной игры. Развивать творческую активность, соблюдать общую динамику.

М. П. : Дети определяют песню по ритмическому рисунку. Затем поют её с аккомпанементом, 3-4 играют на металлофонах, другие на ударных инструментах.




Публикации по теме:

Доклад «Обучение детей на шумовых музыкальных инструментах» Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда,.

Игра детей на детских музыкальных инструментах на праздниках и развлечениях В программу утренников входят различные виды музыкальной деятельности: дети поют, танцуют, играют в музыкальные игры, водят хороводы. Использование.

Игра на детских музыкальных позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения.

Занятие по развитию музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах. МБДОУ д/с №118 2010 год.

Консультация «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах» Игра на детских музыкальных инструментах – один из важных видов детской исполнительской деятельности. Она развивает музыкальные и творческие.

План урока:

1)Организационный момент

2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).

6)Итог урока.

7)Домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление системой образования администрации Луховицкого муниципального района

МБОУ ДОД «Краснопоймовская сельская ДМШ»

Открытый урок по специальности

(Отделение народных инструментов)

По теме: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре»

Преподаватель: Романова О.Н.

П. Красная пойма 2012 год

Тип урока : комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Урок включает:

Организационную и содержательную установку

Проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося

Взаимодействие преподавателя и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков

Закрепление изученного материала и упражнений

Диагностику прочности усвоения знаний

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Вид урока : традиционный

Цель урока : закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.

Методы обучения :

1)Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

2)Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

3)Практический: музыкально- дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Методические приемы :

Словесный, наглядный, практический

Активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика

Развитие мышления, творческой инициативы

Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.

Психологические условия на уроке :

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.

Задачи урока :

В интересной для ребенка форме закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.

1)Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодию), продолжить формирование практических навыков, работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе).

2)Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности.

3)Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.

Средства обучения:

Инструмент (гитара), стул, подставка для ног, пульт, нотные пособия, рисунок, музыкальные ребусы.

Применение педагогических технологий:

1.Здоровьесберегающая :

Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.

Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, упражнения.

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).

На уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учеником, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.

2.Технология личностно-ориентированного обучения:

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Упражнения «Шагающие пальчики», «Фокус-покус».

Это задание стимулирует ученика к самостоятельному выбору способов решения данной задачи; выявляет субъективный опыт ученика; оценивает не только результат, а главным образом процесс учения; стимулирует на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.

3.Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

4.Технология формирования мотивации или игровая технология :

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

План урока:

1)Организационный момент

2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).

6)Итог урока.

7)Домашнее задание.

Ход урока:

1)Организационный момент . Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работу.

2)Разминка. Упражнения «Шагающие пальчики» , направленные на свободу пальцев правой руки. (Следим за качеством звукоизвлечения и свободой пальцев правой руки).

Упражнение «Фокус-покус» (простучать ритмический рисунок стихотворения):

Фокус – покус, трали – вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш, кыш, кыш.

П П П П

1 1 2 2 1 1 3 3

П П П П

1 1 4 4 1 1 3 3

П П П |

1 1 2 2 1 1 3

П П П |

1 1 4 4 1 1 2

Закрепление навыка non legato на изучении гаммы фа мажор . Исполнение с опорой на первый звук, работа с динамикой.

Повторение гамм до мажор и ре мажор в подвижном темпе, с использованием динамических оттенков и различных ритмических рисунков (использование длительностей - четвертных и восьмых).

Л.Панайотов Этюд (ля минор).

3)Работа с музыкальным материалом с использование здоровьесберегающей технологией. Ученица исполняет выученные ранее пьесы.

Н.Поняев «Осень» (прослушивание, работа над образом, работа над динамикой), использование наглядного пособия (рисунок).

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай» (работа над трудными местами).

Физ. разминка:

Упражнение для глаз - подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, закрыть их, открыть.

Упражнение «Сороконожка» - сомкнуть руки в кольцо (правая рука находится верху), поочередно переступать пальцами обеих рук по поверхности рук, проговаривая текст: «Две сороконожки бежали по дорожке. Побежали, побежали и друг дружочку догнали».

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала

Обработка В.Калинина русская народная песня «Как при лужку»

(разбор нотного текста, просмотр отдельных партий – темы и аккомпанемента, проигрывание темы со словами песни, соединение 2-х партий).

5)Закрепление пройденного материала (ноты первой и второй октавы, выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (рисунки, ребусы).

6)Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.

7)Домашнее задание, проставление оценки.


Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Саратовская государственная консерватория им.

Кафедра специального фортепиано

Рабочая программа

«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ

НА ИНСТРУМЕНТЕ»

Специальность 070101

«Инструментальное исполнительство» (фортепиано)

Саратов, 2006

Программа составлена в соответствии с

Рабочая программа разработана на основании типовой программы,

утвержденной Министерством культуры СССР, 1977г.

Составитель:

профессор кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории им. , кандидат искусствоведения,

Рецензенты:

, кандидат искусствоведения, профессор

, кандидат педагогических наук, доцент

Пояснительная записка

Цели и задачи курса

Цели вузовского курса методики обучения игре на фортепиано в современных условиях состоят в воспитании специалиста широкого профиля, подготовленного для ведения в музыкальном училище (колледже , лицее) специального класса, классов фортепиано для вокалистов и инструменталистов, концертмейстерского и камерного классов, методики, педагогической практики, для преподавания фортепиано в музыкальных школах и культурно-просветительных учебных заведениях. Данный курс призван обеспечить студентов необходимыми для этой работы знаниями, умениями и навыками, сформировать у них целостную систему взглядов на музыкально-педагогический процесс, способствовать развитию интереса к педагогическому труду, потребности рассматривать его с позиций современных требований, предъявляемых передовым деятелям культуры.


Курс методики преемственно связан с другими дисциплинами педагогического цикла, изучаемыми в вузе и училище, и, не дублируя их, решает на более высоком уровне проблемы теории и практики преподавания применительно к фортепианному обучению. При чтении курса обобщается и систематизируется опыт, приобретённый студентами в специальном классе, и продолжают углубляться их знания в области истории и теории исполнительства и педагогики, почерпнутые в курсе истории фортепианного искусства. Особое внимание уделяется достижению органичного единства между курсом методики и педагогической практикой студентов.

Музыкальная педагогика является сложной областью современной культуры, где на первый план выдвигается сотворчество , сотрудничество педагога и студентов. Предлагаемые формы и методы организации учебного процесса ориентированы на выявление самостоятельной позиции обучающихся. Акцентируется эффективность мобильных форм контакта педагога и студентов, которые создают потенциальное поле для проявления и развития личностных качеств учащихся. Семинарские занятия выстраиваются с использованием элементов игровых ситуаций, включают предварительные собеседования, дискуссионные обсуждения, контрольные подведения итогов. Той же цели служат системы тестовых вопросов , позволяющих выяснить необходимость и достаточность знаний, полученных студентами в процессе обучения. Полученные теоретические сведения проецируются на конкретное сочинение или на процесс индивидуальных занятий пианистов. Внимание студентов направляется на то, что они должны научиться оперировать современными терминами и понятиями, вводить их в практику исполнительской и педагогической работы.

Действенным средством повышения содержательности учебного процесса является насыщение лекционного курса методики элементами проблемности , проблемными ситуациями, построенными на противоречии, то есть на изучении «противоречия в самой сущности предметов». При этом учитывается тот факт, что студенты не должны быть поставлены перед неразрешимой проблемой. Важно найти способ разрешения противоречия между знанием и незнанием, между индивидуальным опытом студента, который может быть ограниченным, и теорией, которая представляет всеобщий концентрат проверенных практикой знаний, между обыденным и научным знанием. В итоге мысль обучающегося активно включается в работу, от него требуются размышления и рассуждения с помощью имеющихся знаний, чтобы прийти к новому знанию на основе обобщения уже известного материала. В результате у студентов вырабатывается умение самостоятельно усматривать проблемы в теории и практике, быть достаточно подготовленными к их разрешению.

Практически любая тема курса методики может быть представлена в противопоставлении нескольких теоретических положений и взглядов, в столкновении альтернативных мнений выдающихся музыкантов-педагогов. Такая форма подачи материала побуждает обучающихся к поискам оптимального решения, повышает их индивидуальную активность при определении ответа. В этом случае молодые специалисты воспитываются самой формой подачи информации, насыщенностью и неоднозначностью рассматриваемого материала. Будущий педагог не должен бездумно идти по стандартному и трафаретному пути, который может привести к «тупиковой» ситуации. Определяющим в музыкальной педагогике является индивидуальный аспект обучения профессиональному мастерству. Данное утверждение не означает отказа от общих принципов педагогического искусства, но выделяет личностный профиль, персональный подход к развитию обучающихся. Общепринятые и положительно зарекомендовавшие себя педагогические установки должны преломляться сквозь призму индивидуальности, непохожести разных учеников.


Особенностью данного курса является приоритет стилевого аспекта в музыкальном воспитании студентов. Здесь актуализируется положение об определяющем значении исполнительской деятельности, способной плодотворно влиять на эффективность будущей педагогической работы выпускника музыкального вуза. С пониманием стилевых ориентиров и стилевой направленности музыкального искусства качественно изменяются возможности понимания и расшифровки композиционных приёмов музыкального развития, мотивированности и аргументированности в применении выразительных средств исполнения.

Обращая внимание на педагогический процесс воспитания молодых музыкантов, выделяются вопросы понимания и воспроизведения авторского стиля, работы с авторским текстом, исполнительского прочтения нотной записи, сравнительного анализа редакций и интерпретаций, чтобы обучающиеся могли целенаправленно работать над развитием профессионального мастерства, одновременно повышая свою «стилевую образованность» и общий музыкантский уровень. В некоторых случаях одарённые студенты, обладающие художественной интуицией, чувствуют особенности авторского стиля на подсознательном, ментальном уровне. Как правило, это пианисты, обладающие широкой музыкальной эрудицией, хорошо знающие музыку определённого автора, «переигравшие» достаточное количество его сочинений. Но подобное свойство восприятия учеником живой музыки встречается редко. Напротив, чаще возникает недопонимание, когда исполнитель думает, что он играет всё, что написано в тексте, выполняет темповые, динамические, артикуляционные предписания автора или (что чаще) редактора и не понимает, какие могут быть к нему вопросы по поводу стиля композитора или стиля исполнения. Курс методики призван преодолеть это недопонимание и пересилить иждивенческую инертность мышления молодых музыкантов.

В последнее время в специальной литературе выделяется р оль интуитивного начала в исполнительском и педагогическом искусстве. Действительно, личностный аспект в любом виде творческой деятельности является предназначающим. Понимая, что, с одной стороны, особая сила воздействия педагогического мастерства состоит в уникальности процесса, когда присутствующим в классе кажется, что произведение «оживает» у них на глазах без всяких специальных «наукообразных» усилий, неверно было бы думать, что одной художественной эрудиции, эмоциональности, интуиции и темперамента достаточно, чтобы передать содержательный смысл музыкального произведения. Необходимы не только серьёзные и основательные знания в разных областях художественного творчества, но и владение определёнными методами, системой образования и воспитания, позволяющей оптимально решать возникающие в процессе исполнительского или педагогического творчества вопросы.

Музыкальное искусство в силу своей непосредственной эмоциональности и даже иррациональности не допускает приложения к себе строгих словесных эквивалентов. Как справедливо подмечено, «музыка является именно тем “чистым случаем”, который полностью рассчитан, прежде всего, на интуитивное постижение » и «у тех, кто общается с музыкой, вырабатывается специальный “орган”, который не только адекватно реагирует на различные характеристики звучания, не только способен декодировать её язык, но и может понимать сказанное ею, хотя это понимание развивается на основе оперирования внепонятийными элементами » . В этом случае интуиция формируется в области художественно-образного мышления музыканта, питается слуховыми представлениями, состоящими из памяти о традиционных и необычных запомнившихся интерпретациях и общего объёма музыкальных знаний, опирается на результаты собственных творческих поисков, обогащается эмоциональными и психофизиологическими впечатлениями.

Работая над музыкальным произведением, педагог общается с учеником, находясь в совершенно ином культурно-историческом контексте по отношению к автору сочинения. Они сориентированы на другую систему ценностей, у них различное общехудожественное и музыкальное воспитание. Произведение, созданное автором в одну эпоху, но исполняемое в другое время, воспринимается современным музыкантом в ином ассоциативном ореоле. На занятиях по методике вряд ли уместно говорить о тождественности или адекватности композиторских и исполнительских позиций в ощущении художественного образа музыкального сочинения. Задача курса состоит в том, чтобы подготовить и сориентировать будущих педагогов к решению двойной проблемы: передачи координат авторского стиля и формирования индивидуального стиля современного пианиста.

Анализ и становление новых исполнительских традиций это тоже задача курса методики, а значит и современного педагога. Работая над совершенствованием профессионального мастерства своих учеников, педагог направляет и корректирует этот процесс. В определённом смысле он расширяет границы понимания авторского текста, показывает его многогранность, раскрывает всё новые и новые смыслы его существования в современном мире. Одна из кардинальных задач фортепианного класса заключается в том, что молодые музыканты должны привнести в авторский текст особенности образно-смыслового контекста современной культуры и индивидуального своеобразия самой манеры исполнения. В результате этого музыкальное сочинение, созданное в далёком или близком прошлом, становится понятным современному слушателю, обогащается новым слоем информации, обеспечивая себе подлинное художественное бессмертие .

Путь к наиболее глубокому постижению музыкального сочинения лежит через обращение ко всему ценному, что накоплено в истории осмысления музыки: к уртекстам и редакциям, к разным исполнительским прочтениям – «звучащим редакциям». Преобладание одной точки зрения для создания собственной интерпретации или при работе над ней с учеником в классе фортепиано малопродуктивно. Нежелательно и чрезмерно критическое негативное отношение к индивидуальному стремлению выдающихся музыкантов отразить собственное понимание проблематики фортепианного творчества разных композиторов. Возникает реальная необходимость дополнения работы знанием исполнительских и общекультурных традиций разного исторического времени («словесные редакции»).

· приобрести навыки коллективного обсуждения открытых уроков;

· научиться работать со специальной литературой, реферировать, составлять план-конспект, оформлять необходимую документацию;

Формы и виды занятий

Курс методики проводится в форме лекционных и семинарских занятий . Первые из них посвящаются преимущественно рассмотрению теоретических проблем преподавания, вторые – их практическому изучению и решению в процессе обучения. В качестве активных форм обучения используются открытые уроки и дискуссии. Самостоятельные виды занятий: анализ репертуара, реферирование научной и методической литературы, составление документации разных видов, в том числе репертуарных планов в зависимости от уровня развития учеников, «моделирование» процесса занятий, составление плана-конспекта, создание собственных редакций, посещение уроков педагогов кафедры специального фортепиано

Организация текущего, промежуточного и итогового

контроля знаний.

В течение года каждый студент обязан написать курсовой реферат, в котором теоретические знания должны органически сочетаться с собственным исполнительским и педагогическим опытом. В качестве тем для рефератов могут быть рекомендованы: аналитический разбор и рецензирование фортепианно-педагогической литературы, методических трудов, школ и учебных пособий ; исполнительский и методический анализ музыкального произведения; записи уроков в классе по специальности с методическими комментариями и обобщениями. С целью определения прочности знаний студентов, закрепления учебно-методических навыков, проверки умения самостоятельно работать с учебной литературой , проводятся семинары по соответствующим темам. Срок проведения семинаров определяется тематическим учебным планом. По желанию педагога или студента курсовой реферат может быть изложен в виде доклада и прочитан на одном из семинаров.

По окончании первого семестра проводится контрольный урок , где педагогом выставляется «предварительная» оценка на основании активности или пассивности работы студентов за полугодие, что служит ориентиром и стимулом для последующей работы студентов.

Итоги годовой работы студентов подводятся на экзамене. Студенты отвечают по экзаменационному билету, в который включаются два вопроса. Первый посвящён теоретической проблеме курса, второй – теме, связанной с практическим освоением педагогического репертуара и методической литературы. При ответе на второй вопрос студент должен сделать исполнительский и методический анализ одного из произведений педагогического репертуара ДМШ, музыкального училища или вуза, проиллюстрировав сказанное исполнением фрагментов сочинения или целой пьесы.

При выведении итоговой оценки учитывается качество работы и степень активности студента на занятиях в течение года.

Структура тематического плана учебной дисциплины

Наименова

ние разде

лов и тем

студента

Количество аудиторных часов при очной

форме обучения

Самостоя

студента

Семинары

Групп. Занятия

Курс. работы

Методика

обучения

фортепиано

ТЕМАТИЧЕСКИЙ План КУРСА

по порядку

Наименование тем

Количество часов

Семинары

Самостоятельная работа студентов

Введение: фортепианная методика,

история и этапы развития: основные тенденции современной музыкальной педагогики

Музыкальные способности: общие, музыкальные и специальные

(пианистические): психологические свойства личности, необходимые

для пианистической деятельности

Важнейшие проблемы работы

педагога-пианиста в детской

музыкальной школе: первые уроки: трудности и особенности работы

с начинающими: организация игровых движений: и его постановочные принципы

«Индивидуальная фортепианная техника на основе

звукотворческой воли»

(комплекс вундеркинда)

Открытые уроки:

с начинающим пианистом, учениками младших и старших классов ДМШ

Планирование процесса обучения,

составление индивидуальных планов, характеристик: репертуарная политика как важная составляющая

педагогического мастерства:

проведение урока и организация

домашних занятий ученика

Работа над музыкальным

произведением

исполнительское прочтение

Фортепианная техника:

художественное мышление

и двигательная форма пианиста

Классификация видов техники:

гаммы, арпеджио, октавы, аккорды, тремоло и трели, скачки:

ежедневная техническая работа

пианиста

Дискуссия: техника упражнения как процесс работы над достижением исполнительского мастерства

Е. Тимакин «Работа над техникой»

Е. Либерман «Работа над техникой»

Формирование элементов

исполнительского мастерства

в процессе работы над музыкальным произведением:

работа над звуком; орнаментика

Аппликатура

Контрольный урок по пройденному материалу

Педаль: значение и разновидности;

стили и педаль

Ритм, метр, темп, полиритмика,

агогика, сложные ритмы:

основные ритмические трудности

и погрешности, способы устранения

План - конспект

урока специального инструмента – баян

Тема : Формирование навыков меховедения на начальном этапе обучения в классе баяна.

Тип урока : усвоение новых знаний.

Цель урока : формировать навыки ведения меха на начальном этапе обучения игры на баяне с практическим применением их в художественном материале.

Задачи урока :

Научить понимать несложные схемы ведения меха;

Освоить на музыкальном материале основные виды движения меха (ровное движение, ускорение и замедление движения меха);

Развивать слуховой контроль, творческую активность учащегося через различные виды деятельности;

Воспитывать устойчивый интерес и потребность к музыкальному исполнительству.

Вид урока: урок на основеметода системно-деятельностного подхода.

Образовательные технологии:

Личностно – ориентированная;

Технологии развивающего, проблемного обучения;

Игровая технология;

Информационно – коммуникационная технология;

Здоровьесберегающая.

Методы: беседа, образное сравнение, метод диалога, ансамблевый метод, практический показ на инструменте, проблемный, демонстрационно-иллюстративный метод (звуковая и зрительная наглядности).

Средства обучения: интерактивный комплекс; видео-презентация к уроку; учебники: Г.И. Крылова «Азбука маленького баяниста» (1 часть), «Азбука маленького баяниста» (2 часть), А.Ф.Денисов, В.В. Угринович «Баян», репродукция картины Шишкина «Три медведя»).

Структура урока

I . Организационный этап. (2мин)

1. Музыкальное приветствие.

2.Слушание: «Спят усталые игрушки» А. Островского (иллюстрация педагогом).

II (3 мин.)

Беседа, объявление темы урока.

III . Актуализация знаний (5-7мин.)

1.Беседа по пройденному материалу с использованием слайдов.

2.Устное чтение нот с листа

IV . Первичное усвоение новых знаний (20 мин.)

1.Изучение основных схем и видов ведения движения меха.

2.Игра упражнений «Спокойный ветерок», «Маленькая буря», «Спокойное дыхание» с воздушным клапаном.

3.Игра упражнения «Три медведя» на левой клавиатуре.

V . Первичная проверка понимания (5 мин).

Игра песенок:

Детская песенка «Василек»

Р.н.п. «Как под горкой, под горой»;

Слушание: Л. Книппер «Полюшко-поле», краткий сравнительный анализ.

VI .Первичное закрепление (7мин.)

1.Игра «Звуковые картинки».

2.Исполнение музыкальных произведений в ансамбле: Е. Тиличеева «Небо синее», детская песенка «Машенька-Маша».

7. Информация о домашнем задании, инструктаж.(2мин.)

1.Нарисовать графическое изображение звуков на бумаге и звуковые от любой клавиши: «Крепкая веревка», «Толстый тяжелый корабельный канат», «Самолет пролетал».

8. Рефлексия. (1 мин.)

Анализ деятельности на уроке.

Связь знаний, полученных на уроке, с жизнью

Вывод обучающегося о значении урока в его жизни.

Выставление отметки за работу.

Ход урока

I . Организационный этап. (2мин)

1. Музыкальное приветствие

«Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал, заливаясь, на ноте высокой,

Тебя, поздравляю с началом урока!»

И так наш урок по специальному инструменту - баян мы начнём с звучания музыки.

Пожалуйста, присаживайся на свой стул поудобнее. Я предлагаю тебе послушать песенку. Звучит песня А. Островского «Спят усталые игрушки». (Исполняет педагог ). ………………………………. Слайд (1)

II . Мотивация, постановка цели урока. (3 мин.)

Красивая музыка? И, наверное, знакомая? (Да ).

Где же ты мог ее слышать? (Пела мама, по телевизору ).

Прослушав данную песенку, что ты можешь сказать о ее характере? (Спокойный, певучий, мягкий )

Правильно. И передать данный характер этой песни помогает нам движение меха на баяне. А как? Вот мы и должны сейчас с тобой разобраться в этом. В давние времена на Руси жил человек по имени Боян. Он пел песни, рассказывал былины о победах, и поражениях русских воинов, аккомпанировал себе на гуслях. Любимый народом инструмент назвали в память о древнем певце - сказителе его именем - баян. Баян обладает замечательным голосом, способным проникновенно « спеть» задушевную песню. У него глубокий «дышащий» звук и он «дышит» как человек, а без этого дыхания игра на баяне немыслима. Поэтому выразительное произношение музыки во многом определяется развитой техникой ведения меха, который баянисты часто называют легкими инструмента, одушевляя тем самым эту деталь.

И тема нашего урока сегодня будет посвящена меховедению. Мы должны научиться понимать несложные схемы ведения меха и освоить на музыкальном материале основные виды движения и смены меха.

III . Актуализация знаний. (5мин.)

Попробуй отгадай загадку:

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь,

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?

(Гармонь)

Как ты уже знаешь из истории возникновения баяна, что гармонь была его предшественницей.

А теперь возьми резонатор и попробуй извлечь звук, дуя в круглые отверствия, как на губной гармони. Здорово! Молодец!

- Давай сейчас вспомним как называются составные части баяна? (Правый полукорпус, левый полукорпус, мех.). Верно.

Как ты думаешь: какая же составная часть баяна помогает ему «дышать»? (Мех). Правильно.

А благодаря чему появляется звук на баяне? (Звучанию металлического язычка- «голоса»). ………………………………. Слайд (2)

IV . Первичное усвоение новых знаний. (14 мин.)

Перед тем как ты начнешь извлекать звуки, я предлагаю тебе взять в левую руку карандаш и провести в пространстве воображаемую горизонтальную линию, аналогичную траектории движения меха. Сделай это медленно и плавно, то есть без рывков, а направление движения руки должно соответствовать траектории движения меха.

У тебя хорошо все получилось, молодец.

Вот теперь мы попробуем извлечь звук на баяне, где тебе нужно сделать такое же движение, но в более сложных условиях управления мехом инструмента. Эту работу мы начнем с тобой тоже с упражнений. При выполнении этих упражнений на инструменте ты должен ощутить различные режимы (степени) натяжения меха и полученные в зависимости от этого звуковые результаты.

И так первое упражнение - «Дыхание»: ученик нажимает воздушный клапан, затем ведет мех, раскрывая (разжим, обозначается знаком V) и закрывая (сжим, обозначается знаком Г) его. Основное условие его выполнения – медленное и плавное ведение меха после предварительно нажатой клавиши. Динамика звука ровная и тихая движение меха тоже называется ровным.

Сейчас я предлагаю тебе различные способы ведения меха с нажатым воздушным клапаном для передачи характера того или иного упражнения: «Спокойный ветерок», «Маленькая буря», «Спокойное дыхание», «После бега отдохнем».

Как ты считаешь можно изменения динамических уровней звучания ассоциировать с пространственными представлениями? Например: («Самолет улетел»), («Самолет прилетел») и что происходит со звуком? (Можно. Звук то усиливается, то ослабевает). Давай попробуем изобразить эти «самолеты». При выполнении данных упражнений старайся, чтобы твой слух контролировал постепенность изменения громкости звука, соизмеряй ее со степенью натяжения меха, концентрируй внимание на движениях меха (функция пальцев ограничивается нажатием клавиш) и сопоставляй физические ощущения со звуковым результатом. Ускорение и замедление движения меха используется как средство выразительности фразы.

- Давай вспомним с тобой героев сказки «Три медведя» и постараемся каждого героя изобразить звуками на левой клавиатуре. Михаил Потапыч: педагог извлекает два длинных звука – один на разжим, другой на сжим вторым пальцем на клавише соль; Настасья Петровна: третьим пальцем на клавише до; Мишутка: четвертым пальцем на клавише фа. А мы придумаем с тобой этой сказочке свой конец: Машеньке удалось вовремя убежать из избушки, она спряталась за кустиками и передразнивает медведей. У нее получается вот так. Педагог играет пятым пальцем на черной клавише. Далее это упражнение разучивает ученик без счета вслух, при игре контролирует ровность ведения меха, качество звукоизвлечения.

(Схемы графического изображения звуков,…………………..Слайд(3,4), репродукция картины Шишкина «Три медведя»).

V . Первичная проверка понимания (7 мин.)

А теперь давай постараемся полученные навыки движения и смены направления меха на упражнениях, применить при игре песенок.

Детская песенка «Василек»;

Р.н.п. «Как под горкой, под горой». Замечательно! Ты контролировал движение и смену меха, не допускал толчков, рывков меха.

Слушание Л. Книппера «Полюшко-поле». Исполняет учитель.

Сейчас я предложу тебе несколько вариантов исполнения данной пьески. Обрати внимание на ведение меха мной и звучание последней фразы.

Что ты необычного увидел и услышал в моем исполнении? (Толчки меха ).

Подходит ли для моего исполнения такое образное сравнение как «Самолет улетел» (Нет. «Самолет улетел» – звук затихает, а я услышал последнюю фразу на усиление звука).

- Ты правильно заметил неровность движения меха и тонко подметил звучание последней фразы. Молодец! В дальнейшем, когда мы будем с тобой разбирать «Полюшко-поле», ты должен будешь следить за игрой коротко звучащих аккордов. А почему? Да это и приводит к вздрагиванию корпуса баяна и нарушает плавное течение мелодии. …………………………(Слайд 5)

Физминутка. (3)

Наши мышцы напряжены и им нужно дать возможность расслабиться. Сейчас мы проделаем ряд упражнений на расслабление мышц:

Упражнение на освобождение корпуса и рук, расслабление мышц «Шалтай - болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в это время произносятся слова: «шалтай-болтай». Упражнение повторяется 3-4 раза.

-«Солдатик и медвежонок». Выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик!» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок!» расслабить, округлить спину, как у толстенького медвежонка. На выполнение каждой команды дается пять секунд. Упражнение повторяется несколько раз.

-«Лебедушка». Выполняется сидя на стуле. Ученик поднимает руки горизонтально пола и взмахивает ими как крыльями, затем опускает резко вниз, потряхивая ими. Упражнение повторяется несколько раз.

VI .Первичное закрепление (8 мин.)

И так мы отдохнули, расслабили все мышцы, а значит снова можем сесть за инструмент.

Сейчас я тебе предлагаю поиграть в игру «Звуковые картинки». Я буду тебе показывать картинки с изображением предметов, а ты игрой на правой клавиатуре на любой клавише с помощью звука, изменяя громкость его – громко, тихо, усиливая, ослабляя, должен изобразить контуры нарисованных предметов: «Паутинка», «Веревочка», «Корабельный канат», «Широкая труба», «Самолет прилетел», «Самолет улетел».

Ты выполнил все грамотно. - Ну а теперь играем с тобой в ансамбле. Ты знаешь что такое ансамбль? (Это совместное исполнение). Вот сейчас своей игрой ты покажешь как ты усвоил основные направления движения меха. Мы исполним с тобой детскую песенку «Небо синее» Е. Тиличеевой и детскую песенку «Машенька-Маша». Молодчина! Твой мех плыл как «ручеек» – без толчков, плавно, ты не нарушил мелодическую линию, звук был мягким, певучем.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж. (2мин.)

Наш урок подходит к концу и мы должны сформулировать задание на дом:

1.Нарисовать графическое изображение звуков как на бумаге так и звуковые от любой клавиши: «Крепкая веревка», «Толстый тяжелый корабельный канат», «Самолет пролетал».

2.От звуков «ми», «фа» играть упражнения «Самолет прилетел», «Самолет улетел».

3.Закрепить смену меха в песенке «Василек», «Спать пора».

4.Правой рукой играть по слуху песенку «Пошел кот», применяя варианты: игра и пение мелодии со словами, без слов.

8. Рефлексия. (1 мин.)

Скажи, о чём ты узнал на сегодняшнем уроке? (о направлениях ведения меха, о том, что звук при игре на баяне зависит от умения владеть мехом ).

Каким показался тебе материал урока? (понятным, полезным) .

Как ты думаешь, эти знания, навыки могут тебе пригодиться далее в овладении игрой на баяне, в передаче художественного образа в музыкальном произведении, а далее и в жизни? (Да. Я научусь хорошо играть на баяне, играть в ансамбле, буду участвовать в концертах, в конкурсах).

- С каким настроением ты уходишь с урока? (С приподнятым ).

Ты большой умница! Замечательно, активно и с интересом работал на уроке. На этом мы прощаемся. Жду тебя на следующий урок.

Методика обучения игре на детских инструментах зависит от:

  • - принадлежности инструмента к определенной классификационной группе и подгруппе;
  • - принципа звукоизвлечения;
  • - возраста исполнителя и постановленных перед ним задач;
  • - уровня физического, музыкального, эмоционального развития исполнителя;
  • - наличия условий (материальных, временных, организационных) для обучения игре на инструменте.

Методика обучения игре на любом народном музыкальном инструменте должна включать следующие этапы:

  • 1. Знакомство с инструментом - историей создания, конструктивными особенностями, исполнительскими возможностями;
  • 2. Постановка исполнительского аппарата - корпуса, рук, амбушюра и т.д.;
  • 3. Освоение основных приемов звукоизвлечения;
  • 4. Развитие исполнительского мастерства - работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;
  • 5. Работа над музыкальным произведением.

Методика обучения игре на ударных инструментах

Ударные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов оркестра (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем баз особого труда осваивать более сложные ударные инструменты (звонница, дрова и др.), приемы игры (на трех, четырех и большем количестве ложек), а также музыкальные инструменты другой группы оркестра.

В процессе знакомства с ударным инструментом дети:

  • · Узнают об истории его создания;
  • · Изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе и технические) возможности;
  • · Выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента;
  • · Устанавливают принадлежность к подгруппе по звукообразующему элементу:
    • - корпус инструмента - шумовые;
    • - мембрана, перепонка - перепончатые;
    • - пластина - пластинчатые;
    • - наличие нескольких звукообразных элементов - комбинированный тип;
  • · Познают, как образуется звук:
  • - от удара пальцев рук, ладоней, палочек, молоточков, колотушек, инструментов (одноименных и разноименных) или частей инструментов друг о друга;
  • - в результате встряхивания;
  • - трения (скольжения);
  • - других приемов звукообразования, в том числе смешанных;
  • · Познают свойства звука (неопределенная или определенная высота, тембровые характеристики, динамические возможности и др.);
  • · Приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов (создание остинатного ритмического фона, звукоизобразительных эффектов, звукоимитаций; игра соло, в ансамбле, усилие динамических оттенков и т.д.)

Т.к. предлагаемая методика ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста, то она включает игровые приемы. Например, при изучении накр ребенок может «поговорить» с волшебным горшком, который отзывается на голос (вибрация мембраны инструмента). Игровая ситуация позволяет в данном случае в образной форме познакомиться с особенностями звукообразования этого инструмента, относящегося к подгруппе перепончатых ударных.

Изучая звонницу, дети находят в ее конфигурации знакомые образы: грибок, колокольчик, ежик и др. Характеризуя звук звонницы как долгий, звонкий и протяжный, они приходят к выводу о зависимости звучания инструмента от материала, из которого он изготовлен, а также от наличия и величины резонатора, размера инструмента, особенностей звукоизвлечения на нем и др.

При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмичные фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряженны, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Процесс обучения игры следует начинать со специальной пропедевтической разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре использовательский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на курской трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

На ряде инструментов (коробочке, пастушьем барабане, накрах, дровах) музыкант играет двумя предметами (палочками, ложками или молоточками). Порядок чередования рук в этом случае определяется метрическим строением такта (удары правой руки производятся сильнее или относительно сильные доли, удары левой руки - на слабые доли) или удобством аппликатуры при исполнении конкретного произведения.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...