Островский а. н. Душевная драма Катерины по пьесе Гроза (Островский А. )

Драма А.Н.Островского «Гроза» была признанной общественной пьесой сразу после своего выхода. И это неудивительно, ведь автор показал новую героиню, противопоставленную купеческому обществу с его домостроевским укладом. Судьба главной героини пьесы Катерины Кабановой в самом деле трогает своей драматичностью. Героиня противопоставила себя невежеству и закоренелости, царящих в обществе, где нет места духовно одаренным натурам. Неравная борьба с человеческой черствостью приводит Катерину к добровольной смерти, завершающей драматическую судьбу героини и сам ход пьесы.

С одной стороны, сюжет пьесы совершенно прост и типичен для того времени: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, разочаровавшаяся в жизни с нелюбимым супругом во враждебной обстановке чужой семьи, полюбила другого человека. Однако ее запретная любовь не дает ей покоя, и, не желая принимать мораль «темного царства» («делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было»), признается в своей измене принародно в церкви. После этого признания жизнь не имеет смысла для Катерины, и она кончает жизнь самоубийством.

Но, несмотря на незатейливый сюжет, образ Катерины является невероятно ярким и выразительным, становясь символом неприятия враждебного консервативного общества, живущего по законам домостроя. Не зря в своей критической статье, посвященной пьесе, Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

Выросшая в вольной обстановке родной семьи, Катерина была чрезвычайно эмоциональной и искренней натурой, отличаясь от представителей «темного царства» глубиной своих чувств, правдивостью и решительностью. Открытая другим людям, Катерина не умела обманывать и лицемерить, поэтому не прижилась в семье мужа, где даже ее ровесница Варвара Кабанова считала главную героину слишком «мудреной», даже чудной. Сама Варвара давно уже приспособилась к правилам купеческой жизни, способностью к лицемерию и лжи все больше напоминая мать.

Катерина отличалась невероятной силой духа: следовало обладать сильным характером, чтобы отвечать пожилой жестокой свекрови на многочисленные оскорбления. Ведь в родной семье Катерина не привыкла к унижению человеческого достоинства, потому что была по-другому воспитана. Автор с чувством глубокой любви и уважения к Катерине рассказывает нам, в какой обстановке, под влиянием чего сложился сильный женский характер главной героини. Недаром Островский несколько раз по ходу пьесы вводит образ птицы, символизирующий саму Катерину. Подобно пойманной птице, она оказалась в железной клетке, доме Кабановых. Как тоскующая по свободе птица рвется к воле, так и Катерина, осознав невыносимый, невозможный для нее образ жизни в чужой семье, решилась на последнюю попытку обрести свободу, найдя ее в любви к Борису.

В чувстве Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Однако в отличие от грозы, любовь должна приносить радость, а Катерину она ведет к пропасти. Ведь Борис, племянник Дикого, по сути своей мало отличается от остальных жителей «темного царства», в том числе мужа Катерины Тихона. Борис не сумел оградить Катерину от ее душевных мук, можно сказать, предал, разменяв свою любовь на почтительное уважение к дядюшке ради получения своей части наследства. В своем безволии Борис также стал причиной гибельного отчаяния Катерины. И все же, несмотря на понимание обреченности своего чувства, Катерина всеми силами души отдается любви к Борису, не испытывая страха перед грядущим. Она не боится, как не боится грозы Кулигин. И потом, на мой взгляд, в самом названии пьесы, в свойствах этого явления природы, есть что-то присущее характеру главной героини, подверженной искренним стихийным порывам своей души.

Таким образом, душевная драма Катерины заключается именно в том, что в силу своего характера главная героиня, не сумев принять убеждений среды, в которую попала, не пожелав притворяться и обманывать, не видит другого пути, кроме самоубийства, добровольного ухода их жизни в лицемерной и ханжеской купеческой среде города N. Есть особая символика в эпизоде покаяния Катерины, во время которого разразилась гроза и пошел дождь. По сути своей дождь, вода являются символами очищения, но в пьесе Островского общество оказывается не столь милосердным, как природа. «Темное царство» не простило героине подобного вызова, не позволив ей выйти за жесткие границы негласных законов ханжеского провинциального общества. Так, окончательный покой нашла измучившаяся душа Катерины в водах Волги, спасаясь от жестокосердия людей. Своей смертью Катерина бросила вызов враждебной ей силе, и как бы ни рассматривал читатель или критики этот поступок, нельзя отказать героине «Грозы» в силе бесстрашного духа, приведшего её к освобождению из «темного царства», став в нем истинным «лучом света»!

Задачи и тесты по теме "В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные причины, условия, уступки, цели, следствия) - Сложноподчинённое предложение 9 класс
Сила с неправдою Не уживается... Н. Некрасов Драма А. Н. Островского «Гроза» - одно из самых значительных произведений не только в творчестве писа­теля, но и во всей русской драматургии. Центральный кон­фликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма, чему способствует образ главной героини пьесы - Катерины. Герцен писал о «Грозе»: «В своей драме автор проник в глубочайшие тай­ники... русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины... которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи». Катерина - натура поэтическая, мечтательная, воль­ная. Она воспитывалась в атмосфере любви, радости, сво­боды, поэтому и в доме Кабановых она живет по своим, внутренним законам. Катерина всегда открыта и естествен­на, она не хочет и не умеет фальшивить, врать, кривить душой: «...Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Церковь и религия с детства вошли в жизнь Катерины, когда она слушала рассказы странниц и богомолок, горячо и искренне молилась перед иконами. Религиозность в глав­ной героине искренняя, глубокая, Бог для нее - это лю­бовь и красота, поэтому вполне объяснимо и понятно стрем­ление Катерины жить по божьим заветам, по совести. Во­обще характеру этой девушки присущи эмоциональность, искренность, впечатлительность. Наверное, именно поэто­му Островский так часто сравнивает свою героиню с пти­цей: «Я жила, ни о чем не тужила, точно птица на воле», «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». После этого дом Кабановых, куда Катерина попала после замужества, кажется ей клеткой. В этом доме все дышит лицемерием, ханжеством, наси­лием над личностью, «тюрьмой» и «неволей». Среди людей, ее окружающих, не может найти Катерина поддержки, по­скольку все прекрасные качества, которыми она наделена, не ценятся в этом мире. Темно и душно Катерине в доме Кабанихи, которая ест ее поедом. Властная и деспотичная свекровь не привыкла, да и не считает нужным уважать человеческое достоин­ство в других, ханжество и жестокость она старается спря­тать под маской религиозности и благочестия. Страдания Катерины не находят отклика в сердце мужа, Тихона - недалекого, рабски покорного матери, неспособ­ного к самостоятельным мыслям и поступкам. Искренне, изо всех своих душевных сил хочет Катерина любить и уважать этого слабого человека, но у нее ничего не получа­ется. Чем больше Кабаниха старается подавить личность Катерины, тем тяжелее и нестерпимее делает ее жизнь, тем сильнее и крепче становятся мечты девушки о воле и свободе. Скромная и терпеливая, она не безропотна, по­скольку обладает пылкой и страстной душой: «А уж коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой си­лой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». Трагедия обостряется, когда Катерина встречает чело­века, не похожего на остальных, и влюбляется в него всем сердцем, всей душой, требующей свободы, любви и счастья. Однако это чувство несовместимо с жизнью общества, да и моральные принципы самой Катерины не дают ему право на существование: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой пи делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю». Смятением и ужасом полна душа Катерины, но ради любимого человека она готова даже преступить через священные для нее понятия о грехе и добродетели. Страшная драма разыгрывается в душе героини, поскольку она идет против собственной совести, но не способна ни лгать, ни притворяться перед собой и окружающими. Она не может и не хочет таить своего греха, поскольку натура ее всегда была цельной и гар­моничной, однако разрешить возникший конфликт сама девушка не в состоянии. Приезд мужа, страшная барыня с ее проклятиями, ужас­ная гроза, которая для Катерины символизирует «кару гос­подню», древняя картина с изображением Страшного суда перевешивают чашу внутренних страданий Катерины, и она публично кается перед мужем. Слишком тяжела ноша Катерины, поскольку она не находит защиты даже у любимого Борисе, который хоть и понимает ее, но сам слаб, нерешителен, зависим от богатого дяди Дикого. Даже предчувствуя недоброе, он бросает ее в тяжелую минуту, оставляет одну в страш­ном и недоброжелательном мире, хотя мог бы забрать с собой. Не может и не хочет Катерина возвращаться домой, в немилость и неволю, к упрекам и укорам Кабанихи: «...Что домой, что в могилу». Выход Катерина видит в смерти, которая кажется ей единственным спа­сением от душевных мук. Самоубийство Катерины следует воспринимать не как бессильное поражение, а как нравственную победу над «тем­ным царством», которому она так и не покорилась. Добро­любов увидел в Катерине «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Пьеса "Гроза" написана Островским в 1859 г., незадолго до реформы 1861 г. В этой драме автор ярко вырисовывает социально-бытовой и семейный уклад России того времени. На таком фоне зреет и постепенно достигает трагического накала центральный конфликт пьесы, конфликт вольной души главной героини с "самодурной силой" окружающей среды.

В образе Катерины Кабановой - главной героини пьесы, автор запечатлел всю красоту и широкую натуру свободолюбивой русской души, ее тонкую чувствительность, глубокую

Совестливость религиозность. С первых сцен пьесы мы проникаемся к Катерине вниманием и сочуствием. Живя в тяжелой атмосфере

Кабановского дома, она с тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь в родительском доме. Катерина была окружена материнской любовью да лаской, время проводила среди любимых цветов и за вышиванием. С детских лет она привыкла почитать Бога и следовать в жизни его великим заповедям. Религия для Катерины - это и любовь к красоте божьего мира, и глубокая внутренняя совесть, которая не позволяет ей притворяться и обманывать. С чистой и открытой душой, с сердцем, полным любви, Катерина ищет понимания и ответной любви в доме мужа. Она с кротостью терпит сварливые замечания свекрови, не держит обиды на слабого и покорного во всем своей матери Тихона, она искренна в своих

Побуждениях жить по совести и закону нравственному. Но в доме Кабанихи, где давно

Уже уклад жизни строится по принципу: "делай, что хочешь, лишь бы все шито-крыто было", героиня со своей мечтательностью и хрупкой романтической душой становится чужой и одинокой.

Тихон Кабанов - человек недалекий, без характера и воли. Он не умеет и не способен понять внутренние переживания жены, да ему и некогда их заметить: Тихон всегда занят

Поиском возможности выпить. Незнакомый с душевными порывами, томясь под давлением матери, не умея и не желая что-либо менять, скользит младший Кабанов по жизни, потихоньку спиваясь. Выслушать и понять жену ему некогда: он ослеплен счастливой возможностью вырваться из-под вездесущего ока матери. Катерине же остается "терпеть, пока терпится".

Переполняющей сердце и невостребованной мужем. Героиня всегда естественна и

Откровенна, в ней нет ни капли фальши: "обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". Так в первом действии она признается Варваре, что любит Бориса. При этом Катерина полна смятения и ужаса: "...грех у меня на уме. Сколько я, бедная, плакала, что уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха!" Так начинается внутренний конфликт Катерины, затрагивающий ее нравственные устои и религиозные взгляды. Будучи по натуре смелой и реижгелъной (еще в детстве она не боялась одной уплыть

Ночью по Волге), Катерина не может побороть свою богобоязненность: "Мне умереть не

Страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с

Тобой, после этого разговору-то, вот что страшно", - говорит она Варваре. В этом и

Состоит главная тема разлада героини с миром и с самой собой. Душевный конфликт

Катерины, постепенно разрастаясь, определяет трагический накал и всей пьесы в

С помощью Варвары Катерина встает на путь свободной любви, которая, по мнению Добролюбова, выше людских предрассудков. Но такой выбор дается ей не легко. Ведь то, что для человека с убеждениями Добролюбова лишь "предрассудки", для народной героини - нравственный закон, основа патриархальной морали. Нарушить этот закон, преступить свои жизненные принципы Катерине удается ценой тяжелых душевных мук и

Терзаний, ценой непреодолимой борьбы со стыдом и страхом. Жажда жизни и любви

Оказывается сильнее, и выбор сделан – она признается Борису в своем запретном

Чувстве.

Кроткая и чистая душа Катерины не может смириться со своим грехопадением, она находится в мучительном разладе с совестью. Беспристанно плача, боится она каждого

Звука, йюроха, каждого взгляда в ее сторону. Катерина, не вынося страданий, жаждет

Покояния, стремится облегчить совесть признанием. Тонкая душа ее созвучна природе,

И в тревожном приближении грозы улавливает героиня угрозы и грядущее наказание. Как

Страшное пророчество звучат слова, обращенные прямо к Катерине: "В омутлучше с красотой... Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь!" Не выдерживает Катерина и на коленях принародно признается мужу в своем грехе.

Трагическая развязка конфликта обуславливается тем, что естественное чувство Катерины

Несовместимо с жизнью в обществе Кабановых и Диких, оно не выдерживает давления

Внешних обстоятельств и малодушия. Борис - заурядный обыватель города Калинова с

Мелочной и меркантильной душонкой, недостоин жертвенной любви Катерины. Струсив

В последний момент, он бросает свою возлюбленную, уезжая из города, чтобы сохранить за собой наследство бабушки.

Окруженная злобой Кабанихи, .всеобщим осуждением и презрением, терзаемая собственными душевными муками, Катерина находит единственный выход в смерти. Как о чем-то неизъяснимо желанном, манящем и сулящем избавление, мечтает она о "могилушке" под деревцем. Очистив душу покаянием, Катерина уже не боится смерти, а пламенно желает ее.

В трагическом финале пьесы Добролюбов видит проявление высшей формы протеста, победу героини над царством произвола и деспотизма, торжество света над тьмой, и в

Этом с ним можно согласиться.

Характер состоит в способности действовать по принципам.
А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового молчания. А если и появляется бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно.
“...Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” - спрашивает Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”. Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение от тирании. Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.
В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других “жителей” этого “царства”?
В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы таковыми не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.
Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства.
В доме Катерины всегда было много странниц да богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжелый грех. Но Катерина в религии “поэт”. Она наделена ярким воображением и мечтательностью. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминает народные сказания и песни.
Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной чувствительности повлияли отрицательно на ее характер. Поэтому, когда во время грозы она услышала проклятья полоумной барыни, то стала молиться. Когда же увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.
Но религиозность даже как-то оттеняет такие черты героини, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая и ненавидящая родных Кабаниха никогда не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, неспособным оценить истинную любовь, характер Катерины становится особенно привлекательным. Она не хочет и не может обмануть и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу”.
Любовь к Борису - это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает свой протест, как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса кончается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздавлена внутренним сознанием своего “греха”.
Гибель смелой женщины - это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим ее свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непростительный грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”
Можно оправдать или обвинить Катерину за ее роковое решение, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решительностью. Смерть ее потрясла даже таких забитых людей, как Тихон, который в глаза обвиняет мать в гибели жены.
Значит, поступок Катерины был действительно “страшным вызовом самодурной силе”. Значит, в “темном царстве” способны рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”.

ДУШЕВНАЯ
ДРАМА КАТЕРИНЫ



Пьеса "Гроза"
написана Островским в 1859 г., незадолго до
реформы 1861 г. В этой драме автор ярко
вырисовывает социально-бытовой и семейный
уклад России того времени. На таком фоне
зреет и постепенно достигает трагического
накала центральный конфликт пьесы,
конфликт вольной души главной героини с "самодурной
силой" окружающей среды.


В образе
Катерины Кабановой - главной героини пьесы,
автор запечатлел всю красоту и широкую
натуру свободолюбивой русской души, ее
тонкую чувствительность, глубокую
совестливость религиозность. С первых сцен
пьесы мы проникаемся к Катерине вниманием и
сочуствием. Живя в тяжелой атмосфере
Кабановского


дома, она с
тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь
в родительском доме. Катерина была окружена
материнской любовью да лаской, время
проводила среди любимых цветов и за
вышиванием. С детских лет она привыкла
почитать Бога и следовать в жизни его
великим заповедям. Религия для Катерины -
это и любовь к красоте божьего мира, и
глубокая внутренняя совесть, которая не
позволяет ей притворяться и обманывать. С
чистой и открытой душой, с сердцем, полным
любви, Катерина ищет понимания и ответной
любви в доме мужа. Она с кротостью терпит
сварливые замечания свекрови, не держит
обиды на слабого и покорного во всем своей
матери Тихона, она искренна в своих
побуждениях жить по совести и закону
нравственному. Но в доме Кабанихи, где давно
уже уклад жизни строится по принципу: "делай,
что хочешь, лишь бы все шито-крыто было",
героиня со своей мечтательностью и хрупкой
романтической душой становится чужой и
одинокой.


Тихон
Кабанов - человек недалекий, без характера и
воли. Он не умеет и не способен понять
внутренние переживания жены, да ему и
некогда их заметить: Тихон всегда занят
поиском возможности выпить. Незнакомый с
душевными порывами, томясь под давлением
матери, не умея и не желая что-либо менять,
скользит младший Кабанов по жизни,
потихоньку спиваясь. Выслушать и понять
жену ему некогда: он ослеплен счастливой
возможностью вырваться из-под вездесущего
ока матери. Катерине же остается "терпеть,
пока терпится".


уплыть
ночью по Волге), Катерина не может побороть
свою богобоязненность: "Мне умереть не
страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я
явлюсь перед богом такая, какая я здесь с
тобой, после этого разговору-то, вот что
страшно", - говорит она Варваре. В этом и
состоит главная тема разлада героини с
миром и с самой собой. Душевный конфликт
Катерины, постепенно разрастаясь,
определяет трагический накал и всей пьесы в
целом.

С помощью
Варвары Катерина встает на путь свободной
любви, которая, по мнению Добролюбова, выше
людских предрассудков. Но такой выбор
дается ей не легко. Ведь то, что для человека
с убеждениями Добролюбова лишь "предрассудки",
для народной героини - нравственный закон,
основа патриархальной морали. Нарушить
этот закон, преступить свои жизненные
принципы

Катерине
удается ценой тяжелых душевных мук и
терзаний, ценой непреодолимой борьбы со
стыдом и страхом. Жажда жизни и любви
оказывается сильнее, и выбор сделан - она
признается Борису в своем запретном
чувстве.

Кроткая и
чистая душа Катерины не может смириться со
своим грехопадением, она находится в
мучительном разладе с совестью.
Беспристанно плача, боится она каждого
звука, йюроха, каждого взгляда в ее сторону.
Катерина, не вынося страданий, жаждет
покояния, стремится облегчить совесть
признанием. Тонкая душа ее созвучна природе,
и в тревожном приближении грозы улавливает
героиня угрозы и грядущее наказание. Как
страшное пророчество звучат слова,
обращенные прямо к Катерине: "В омут
лучше с красотой... Куда прячешься, глупая?
От Бога-то не уйдешь!" Не выдерживает
Катерина и на коленях принародно
признается мужу в своем грехе.


Трагическая
развязка конфликта обуславливается тем,
что естественное чувство Катерины
несовместимо с жизнью в обществе Кабановых
и Диких, оно не выдерживает давления
внешних обстоятельств и малодушия. Борис -
заурядный обыватель города Калинова с
мелочной и меркантильной душонкой, не
достоин жертвенной любви Катерины. Струсив
в последний момент, он бросает свою
возлюбленную, уезжая из города, чтобы
сохранить за собой наследство бабушки.


Окруженная
злобой Кабанихи, .всеобщим осуждением и
презрением, терзаемая собственными
душевными муками, Катерина находит
единственный выход в смерти. Как о чем-то
неизъяснимо желанном, манящем и сулящем
избавление, мечтает она о "могилушке"
под деревцем. Очистив душу покаянием,
Катерина уже не боится смерти, а пламенно
желает ее.


В
трагическом финале пьесы Добролюбов видит
проявление высшей формы протеста, победу
героини над царством произвола и
деспотизма, торжество света над тьмой, и в
этом с ним можно согласиться.

Сочинение. Душевная драма Катерины.(по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Конфликт, составляющий основу сюжета драмы Островского “Гроза”, выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым - патриархальными принципами, и новым - стремлением к свободе. Этот конфликт очень важен, но не менее значительны противоречия внутренние, между чувствами и принципами человека.
В темном царстве, царстве деспотизма, где “слезы льются за запорами, невидимые и неслышимые”, появилась героиня, отличающаяся своей чистотой, поэтически настроенной натурой. В этой исключительности и своеобразии характера героини заключается причина ее глубокой жизненной драмы.
Образ Катерины характеризуется непосредственностью, наивностью, нежностью, стремлением к свободе. В этом образе Островский отразил моральную чистоту и красоту русской женщины. Природа наградила героиню честностью, искренностью, горячим сердцем и конечно же твердостью характера.
Островский начал пьесу на прекраснейшем берегу Волги, тем самым он стремился ввести зрителей в атмосферу жизни городка, создать тот общественный фон, без которого нельзя понять драму Катерины. На первый взгляд, жизнь города не сливается с трагической судьбой героини, но Островский показывает нам гнетущую силу общественного мнения, которая в конечном счете привела Катерину к обрыву.
Героиня сначала не желает считаться с общественным мнением калиновских обывателей: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” Но ей не удалось вынести тяжесть “людского суда”: “Все и ходят за мной целый день, и смеются мне прямо в глаза...”
Драма Катерины совершается на глазах у города. На людях она призналась в измене мужу, на людях бросилась с обрыва в Волгу.
Характер Катерины, каким он дан в драме, раскрывает перед нами чуткую натуру, способную меняться и бороться. Героиня представлена в самых различных эмоциональных состояниях - в тихой радости и в тоске, в ожидании счастья и в предчувствии беды, в смятении чувств и в порыве страсти, в глубоком отчаянии и в бесстрашной решимости принять смерть.
С самого начала драмы Катерина с удивлением прислушивается к тому, что с ней происходит: “Что-то во мне такое необыкновенное”, “точно я снова жить начинаю”. Это ощущение возникает из-за Бориса (возлюбленного ее).
Поначалу Катерина пытается отогнать от себя даже мысль о нем: “Я его и знать не хочу!” Но уже в следующую минуту она признается: “Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да и не могу никак”. Катерина остается верна себе, и “переломить” себя, то есть изменить своему характеру, она не может. Ей остается только терпеть: “Уж лучше я буду терпеть, пока терпится”.
Ее терпение испытывается уже вскоре, когда ей приходится выслушивать Тихона, говорящего словами Кабановой. Катерина оскорблена тем, что она смеет так бесцеремонно вставать между ней и Тихоном.. В сцене прощания с мужем слышится не только боязнь остаться наедине с искушением, но и предчувствие того неисправимого, что случится после его отъезда. Еще важнее отчаянная, но искренняя попытка обрести близость с Тихоном: “...как.бы я тебя любила...”
В монологе с ключом Катерина пытается сначала отвлечь себя, но она не может, да и не хочет себя обманывать: “Перед кем я притворяюсь-то!” В этом суть: притворяться героиня драмы ни перед кем не будет, и тем более перед собой. Опорная фраза монолога - “А горька неволя, ох, как горька”. Горечь неволи, быть может, и толкнула героиню драмы на шаг, который оказался для нее роковым. Монолог, начавшийся душевным смятением, завершается бесповоротным решением: “Будь что будет, а я Бориса увижу!”
Стоя у калитки, Катерина все еще сомневается, надо ли ей идти на встречу, но потом решает, вопреки всему, последовать велению своего сердца.
В том, что Катерина не побоялась “людского суда”, мы можем убедиться в сцене признания. Для нее невыносимо то положение, в котором она оказалась. Обманывать мужа ей не позволяет чистота души. Недаром она открылась Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. После того как она все рассказала, она все же осталась верна своему чувству к Борису. Катерина сознает преступность своей любви, но она готова пренебречь всем и связать свою жизнь с ним.
Конец пьесы неоднозначен. С одной стороны, он пессимистичен, так как влюбленные разлучены, а главная героиня погибает, но, с другой стороны, смерть Катерины помогла обличить “темное царство”, погубившее ее. Трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада жизни привел ее к обрыву.
Катерина любит не так, как заурядный человек, она готова на все ради любимого, даже преступить священные для нее понятия о грехе и добродетели. Читатели и автор сходятся в своей оценке Катерины. Для нас она не падшая женщина, а та, которая нашла в себе силы бороться со старыми устоями жизни, женщина, полная решимости найти свое счастье, пусть даже таким неправедным путем.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме