Проект театральной деятельности "театр и мы". Проект по театральной деятельности

ГБОУ д/с 2504 г.Москва

Педагогический проект :

Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»

(Л.С.Выготский )

Актуальность проблемы

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.

При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания

И всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны,

У них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды театрализованной деятельности, способствуют расширению детского опыта.

А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей.

Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.

И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.

Постановка проблемы :

Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают.

Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей,

приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка.

Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Чтобы выявить актуальность данной проблемы для нашего дошкольного учреждения мы провели диагностику среди детей (Приложение №1)

и анкетирование их родителей(Приложение №2), которое показало, что: · у 64% дошкольников к 5-6 годам отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности · у 53 % детей отмечается низкий уровень развития творчества в речевой, двигательной и продуктивной деятельности · 65 % родителей имеют слабое представление о театральном искусстве · 12 % родителей не знают театры нашего города. Цель проекта: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.

Задачи проекта :

1. Побуждать детей к фантазированию, придумывать свой сюжет.

2. Развивать способность предлагать новый замысел игры.

3. Учить детей перевоплощаться в роли, импровизировать.

4. Учить вживаться в художественный образ, творчески подходить к изображению сюжета.

5. Развивать у детей творческую выразительность интонации, мимики, движений.

Задачи педагогической деятельности воспитателя:

1. Использовать театрализованные игры для решения основных задач образовательных областей в соответствии с ФГТ.

2. Через театрализованные игры развивать творческие способности. 3. Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более творческих задач.

4. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказываться по поводу процесса игры

5. Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.

6. Раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные виды деятельности и театрализованные представления

Характеристика базы :

Материалы проекта могут использовать в педагогической деятельности воспитателей с детьми 5 – 6 лет в группах общеразвивающей направленности в дошкольных образовательных учреждениях.

Этапы и сроки проведения проекта

1. Подготовительный (формирующий) - (сентябрь)

2. Основной (практический) - (октябрь-апрель)

3. Заключительный - (май)

Условия реализации проектной леятельности

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Я постаралась создать в группе благоприятные условия для самостоятельной театрализованной деятельности детей.

Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

В группе создан уголок театрализованной деятельности, в котором размещены:

· Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит).

· Атрибуты для различных игровых позиций:

1. «актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит);

2. «режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со сказками - аудиозапись);

3. «зритель» (места для зрителей, афиши, театральная касса, билеты, бинокль, «деньги», реквизит для буфета);

4. «оформитель» (виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, пуговицы, коробки, природный материал).

Следующим шагом стала организация работы с дошкольниками, состоящая из 2 этапов:

· создание эмоционально-благополучной атмосферы;

· обогащение игрового творчества детей; подготовка и проведение театрализованных игр.

Это обеспечило: · комплексный подход к организации образовательного процесса;

· высокий уровень развития театрализованных знаний и умений; · создание условий для развития творческих проявлений детей;

· оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.

Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявлялось в трех направлениях:

· творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

· исполнительское (речевое, двигательное);

· оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др.).

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствовали этюды из прочитанных произведений или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают).

Интересны были этюды, в которых дети двигались под фрагменты музыкальных произведений. Дети активно обсуждали, во что лучше играть, согласовывали свои замыслы и желания.

Игра повторялась несколько раз и у каждого была возможность попробовать себя в понравившейся роли, договаривались о двух-трех составах «артистов».

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организовывалась художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения.

Дети подгруппами, получали задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку.

При этом отпадала необходимость в специальном запоминании текста. Основные направления развития театрализованной игры состояли в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений.

От игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов;

от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Работу с детьми я строила без прямых указаний, и больший акцент перенесла на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использования средств литературы и искусства.

Формы организации образовательного процесса

· Беседы и организованная деятельность;

· Дидактические и театрализованные игры, упражнения;

· Художественно-продуктивная деятельность;

· Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки;

· Поездки в театр и фото-экскурсии; · Проведение театрализованных представлений;

· Спортивные, музыкальные, фольклорные развлечения и праздники

Форма организации детей проводилась в свободной и совместной деятельности во второй половине дня.

Предлагала детям работать сидя и стоя, как им удобно. Дети могли, отходит от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета,

Попросить помощи или предложить свою, либо найти для себя другое занятие. Закончив то или иное задание, никто никого не ждет, наводит порядок и занимается своим делом, не привлекая внимания.

В работе с детьми использовались игровые приемы с включением персонажей типа Незнайки, Буратино, Чебурашки и т.д., которые допускают неточности, делают ошибки, путают.

Дети с удовольствием приходили им на помощь, радовались, чувствовали уверенность в себе, осознавали важность и полезность знания, умения.

Работа строилась исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников, из того, что детям близко, дорого и интересно. Совместную деятельность организовывала в форме игры через сказку.

Например: «В гости осени», «Зимние сказки» т.п. В совместной деятельности царила особая творческая обстановка. Вся деятельность сопровождалась яркими переживаниями, сюрпризными моментами.

Ведь только ребёнок, живущий в окружении ярких образов, фантазий, способен что-либо сотворить. Один раз в месяц организовывался творческий день, где детям предоставить возможность заняться любым видом деятельности. Совместная работа с детьми по продуктивной художественной деятельности организовывалась небольшими подгруппами (по 6-8 детей).

Для детей старшего дошкольного возраста доступны творческие задания, для проведения которых они объединяются по интересам.

Каждой подгруппе предлагалось на выбор творческое задание, которое подгруппа в течение недели делает «в тайне» от других.

В конце недели устраивались выставки, конкурсы, игры и прочие виды деятельности, демонстрировались плоды детского творчества. Должное внимание уделялось занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводимых во всех формах организации продуктивной деятельности и, конечно в любое свободное время в разных режимных моментах.

Для лучшего усвоения и организации усвоения учебного материала применялись следующие приемы и методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический (частично поисковый), диагностика, рефлексивные.

Игры, используемые в совместной деятельности и режимных моментах, были объедены в несколько блоков:

ПЕРВЫЙ БЛОК «Знакомство с театром».

Цель этого блока – расширение кругозора детей, воспитание людей любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.

Наш ДОУ в партнерстве работает с выездными театрами (кукольными «Сказки Лукоморья», «Куклы смеются», «Потешки», драматическим «Заводной апельсин», театром «Волшебная магия», которые приезжают в сад, где происходит непосредственное знакомство с «театром», артистами театра.

С родителями и детьми также организовываются поездки в разные театры: «Старый дом», Театр «Музыкальной комедии». Очень занимательна экскурсия в Кукольный театр, где есть музей игрушки.

Здесь происходит знакомство с историей игрушки, как игрушки «играют роли». Также мы знакомим ребят с профессиями людей работающих в театре. Дети с интересом слушают рассказ о различных театрах, рассматривают иллюстрации. Были разработаны дидактические игры и наглядный материал для подготовки детей к театрализованным играм

ВТОРОЙ БЛОК «Волшебный мир театра». Игры и этюды, знакомящие детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Для подведения итога по каждой эмоции проводилась игра с картинками «Эмоции для всех»: даются ситуации, которые ребенок должен, как бы пропустить через себя и дать ответ. Таким образом, корректировалось поведение ребенка, развивалось способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.

ТРЕТИЙ БЛОК «Я маленький актер». Цель: тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания. Сюда входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры, игры на развитие выразительности речи. Одним из видов игр этого блока является ритмопластика. Игры по ритмопластике позволяют достичь:

· раскрепощения ребенка, почувствовать возможности своего тела;

· развития выразительности телодвижений; · развития двигательных способностей;

· мышечной свободы, снять перенапряжение мышц.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая ребенком роль, особенно диалог с другим персонажем, ставила маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Использованные игры и этюды помогали детям ощутить легкость и радость общения со сверстниками и взрослыми, быть готовыми к импровизации и к творчеству.

Во второй половины дня, в совместную деятельность включала игры – инсценировки, подготовку к театрализованным представлениям, кукольный театр.

Игры-инсценировки проводились в форме дословного пересказа в лицах (по ролям) художественного произведения, прочитанного воспитателем, или же свободного пересказа текста детьми – сюжетно-ролевой игры детей.

Дословный пересказ текста выполнялся вместе с детьми, я брала на себя роль ведущего, а детям поручались другие роли. Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходит как сюжетно-ролевая игра.

Как правило, это были сказки, много раз читанные.

Кукольный театр – это вид сюжетной «режиссерской» игры: здесь предлагается детям произносить по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого

Произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезанные картинки и т.д. Кукольный театр использовала как методическое средство, активизирующее речь детей.

Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям

Работа с родителями (Приложение №4) Творчеству детей способствовал тесный контакт педагогов с родителями, где родители становились активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей.

Предлагалось родителям участвовать в создании декораций к детским спектаклям, изготавливать вместе с ребятами костюмы, помогать в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы являлось

привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Родители привлекались и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывалась помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Осенью, предложила родителям изготовить с детьми совместную работу «Театр овощей», куклы на деревянных ложках, из перчаток.

Целенаправленно совместно с детьми родители просматривают видеофильмы, посещают театры, читают произведения.

Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях, для родителей были предложены рекомендации в виде консультаций. «Домашний кукольный театр», «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье», «Куклы перчатки», «Жеваная бумага», «О роли родителей в развитие речи ребенка».

Все это способствовало расширению кругозора, обогащению внутреннего мира, а главное – учило членов семьи взаимопониманию, сблизило их.

Проявление такого общего интереса сплотило семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Форма работы с родителями (приложение №4)

· Тематические консультации, памятки. Цель - заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми. (приложение №5)

· Анкетирование «Любите ли Вы театр?», «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?», цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей. (приложение №2)

· Смотры – конкурсы. «Наши сказки». Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.

Работа с педагогическим коллективом (приложение №8)

Работа по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводилась в тесном контакте со вторым воспитателем, младшим воспитателем, логопедом, музыкальным руководителем.

В подготовке театрализованных представлений принимал участие весь коллектив детского сада: помогали изготовить декорации, афиши, разработать эскизы костюмов.

На занятиях с логопедом дети отрабатывали четкую дикцию, работали над выразительностью речи, правильным речевым дыханием

Вместе с музыкальным руководителем подбирали музыкальные произведения, разучивали их, работали над постановкой танцев.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


1.1 этап подготовительный

1.Диагностика уровня творческих способностей у детей (приложение№1)

2.Изучение методической литературы.

3.Создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада, специальных педагогических условий по развитию творчества детей.

4.Организация предметно-развивающей среды.

5.Составление перспективного плана работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованных игр (приложение №3).

6. Создание интереса у участников проекта

7. Разработка циклограммы совместной деятельности специалистов с включением разнообразных форм работы.

8. Анкетирование родителей.(приложение №2 (1)) сентябрь воспитатели старший воспитатель музыкальный руководитель

2 этап – практический (приложение №3)

1. Развитие речевого творчества, выразительности речи

2. Развитие творчества в двигательной деятельности

3. Продуктивное творчество. Занимательные игры и упражнения, игры-эксперименты с материалами и инструментами, игровые задания. (Проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности, в любое свободное время, в разных режимных моментах).

4.Театрализованные игры.

5. Работа над постановкой театрализованного представления: Выразительное чтение произведения и беседы о прочитанном; право свободного выбора и добровольного участия в спектакле: Работа над ролью.

6.«Творческая мастерская» (совместно с родителями создать необходимые костюмы или элементы костюмов, декорации, и т.д.). октябрь - апрель воспитатели старший воспитатель музыкальный руководитель

3 этап – заключительный

1. Выступление на педсовете с темой «Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»(приложение №8)

2 Драматизация сказки «Красная шапочка на новый лад» (для родителей) 2. Викторина для родителей 3. Выставка творческих работ «Наше творчество» (приложение №9)

4. Создание книжной выставки «Наши сказки» 5. Фотовыставка «Мы актеры» 6. Диагностика уровня творческих способностей у детей (Май) (приложение №1)

5. Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей старшей группы.

6.Анкетирование родителей. (приложение№2 –(2)) апрель апрель в течение года май май воспитатели, музыкальный руководитель воспитатели, музыкальный руководитель старший воспитатель

Ожидаемые результаты

Реализация проекта по развитию творческих способностей детей посредством театрализованных игр в совместной и самостоятельной деятельности поможет:

· развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения,

фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

· обогащению театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

· решению основных задач образовательных областей в соответствии с ФГТ (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают).

· целесообразному включению элементов театрализации в интегрированные занятия:

Полученные результаты

Театрализованная деятельность стала значительным помощником в решении образовательных задач.

И в этом нам помогло активное использование игровой деятельности. В итоге результат получается эффективнее, и знания гораздо прочнее.

Игровой сюжет позволяет заинтересовывать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

Оценка качества реализации проекта

Появилась возможность приобщать детей к активной самостоятельной деятельности.

К работе с детьми были привлечены 90% родителей группы, что помогло налаживанию взаимоотношений между участниками проекта.

Работа над проектом помогла сформировать стремление к выполнению оригинальных творческих работ. В ходе коллективной деятельности дошкольники научились продуктивно взаимодействовать,

слышать друг друга, выражать свои эмоции словами и движениями (мимикой, жестами и т.д.).

Практическая значимость проекта Мой проект направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованных игр.

Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи. Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный, устойчивый характер.

Участники образовательного процесса готовы к дальнейшему творческому развитию. По завершении проекта работа над развитием твореских способностей детей не прекращается.

Обогащается предметно-развивающая среда, развивается сотрудничество с педагогами других групп, родителями.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по театрализованной деятельности в ДОУ

Актуальность: Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Актуальность проекта обусловлена тем, что недостаточное внимание родителей и детей к театру; мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»; недостаточно театральных костюмов и масок в группе.

Цель проекта: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театра инвентарём и реквизитами с помощью родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.

Задачи:

1. Пробудить интерес детей и родителей к театру;

2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловедение);

3. Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома и детьми;

4. Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.

Участники проекта:

Сотрудники ДОУ (воспитатели)

Дети дошкольного возраста

Родители

Сроки реализации : октябрь - март 2016/17 учебного года.

План реализации проекта:

Подготовительный этап

1) Опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»

Срок реализации: октябрь

Ответственные: Воспитатели

Результат: Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех».

2) Исследование детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду».

Срок реализации: октябрь - ноябрь

Ответственные: Воспитатели

Результат: Определение целей и задач.

3) Разработка проекта в группе.

Срок реализации: октябрь

Ответственные: Воспитатели

Результат: Проект «Театр для всех».

4) Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Срок реализации: в теч. года

Ответственные: Воспитатели

Результат: Смотр-конкурс театральных уголков (январь 2017г.)

Основной этап

1) Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный).

Срок реализации: в теч. года

Результат: Схемы, эскизы. Мастер- класс по изготовлению.

2) Просмотры музыкальных кукольных спектаклей (1 раз в квартал).

3) Просмотр спектаклей Ивановского кукольного театра (1 раз в квартал).

Срок реализации: в теч. года

Результат: Побуждение интереса детей к театральной деятельности.

4) Активное использование в совместной деятельности с детьми различных видов театра.

5) Обыгрывание этюдов, потешек, сказок в индивидуальной и коллективной работе.

Срок реализации: Февраль - в теч. года

Ответственные: Воспитатели.

6) Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду.

Срок реализации: в теч. года

Ответственные: Воспитатели, старший педагог.

Результат: Приобретение детьми навыков в использовании театральных атрибутов (билеты, маски, оборудование)

7) Репетиции спектаклей с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале для настоящих зрителей: дети, родители, педагоги.

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели, музыкальный руководитель.

Результат: Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.

8) Проведение экскурсии в Ивановский кукольный театр с посещением гримёрной артиста, сцены, зала, раздевалки, фойе, склада, мастерской, музея и т.д.

Срок реализации: в теч. года

Ответственные: Воспитатели, родители.

Результат: Побуждение интереса детей к театральному искусству путём наглядности и эксперимента.

Заключительный этап

1) Показ спектакля «Заюшкина избушка».

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели.

Результат: Развитие способности к импровизации, речевой активности детей.

3) Обновление предметно-развивающей среды, театрального уголка.

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели, родители.

Результат: Приобретение ширмы, уголка «Русская изба», народных костюмов, разнообразных видов театров и масок.

Ожидаемый результат:

1. Участие в проекте 80% семей группы;

2. Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способов изготовления и обыгрывания;

3. Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования;

4. Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей;

5. Развитие эмоционального фона и речи ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Волшебный мир театра»

Актуальность.

В условиях введения ФГОС ДО, в условиях построения образовательного процесса в ДОУ преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем пяти образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность. Из практики видно, что самыми популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность, имеющая в своей основе игровую этиологию. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, позволяя ребёнку глубже познать окружающий мир, приобщая его к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Увлеченность дошкольников театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребёнка – все это удивляет и привлекает.

Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в современных нормативных документах.

Цель проекта: способствовать формированию необходимых личностных качеств у ребёнка дошкольного возраста посредством приобщения его к театрализованной деятельности.

Задачи:

Расширять представления воспитанников о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;

Создавать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуя сближению всех участников образовательного процесса;

Способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;

Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;

Формировать у воспитанников первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

Способствовать формированию к дошкольников эстетического вкуса;

Способствовать созданию единого образовательного пространства «Детский сад - семья».

Принципы:

Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка индивидуальности, интересов и потребностей воспитанников, развитие их творческих способностей, забота об эмоциональном благополучии;

Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами основной образовательной программы;

Принцип координации деятельности педагогов;

Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается с учетом возраста воспитанников;

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Участники проекта: воспитанники всех возрастных групп, педагоги, родители, социальное окружение.

Тип проекта- творческий

Срок реализации – февраль-март 2015г.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап.

План реализации проекта

  1. Подготовительный этап:

Анкетирование родителей, педагогов;

Проведение педагогической диагностики сформированности навыков театрализованной деятельности;

Планирование основных мероприятий.

2. Основной этап.

Работа с воспитанниками

Мероприятия

Группы

Время проведения

Ответственные

«Театральная азбука»

Беседа о театре, о профессиях работников театра

Чтение сказок, художественных произведений

Рассматривание иллюстраций о театре

средняя

старшая

подготовительная

воспитатели

Беседа с презентацией «Театральный этикет»

средняя

старшая

подготовительная

ст. воспитатель, воспитатели, муз. руководитель

Викторина «Театральные профессии»

старшая

подготовительная

Викторина «Герои сказок»

младшая

средняя

воспитатели

Посещение выставки книг в детской библиотеке

старшая

подготовительная

в течение проекта

ст. воспитатель, воспитатели

«Театральный калейдоскоп»

Совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей и драматизаций

Образовательная деятельность «Смастери сказку» по изготовлению игрушек из бумаги, картона, глины и т.д.

Подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготовка костюмов и декораций (изготовление театральных афиш и билетов).

Индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по развитию интонационной выразительности, пантомимы.

Показ театра каждой группой более младшим воспитанникам

все группы

в течение проекта

Воспитатели, родители

Этюды с настольными куклами «Гуси», «Утром дед», «Козлик», «Заинька»;

Упражнение на внимание и память «Рассмотри и расскажи», «сочини сказку»;

Этюды на выразительность жеста «Баю-бай», «Сорока –сорока», «Мы шагаем по сугробам», «Гости», «Идет коза рогатая»;

Конусный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса»

Комплекс игр для развития речи «Наши уточки с утра…»

Младшая

В течение проекта

Воспитатели

Упражнения на внимание и память: «Проверь себя», «Кто пришел?», «Вспомни игрушку»;

Упражнения на развитие воображения: «Предположим, что…», «Ковер-самолет», «Прогулка в лес»;

Этюды на выразительность жеста: «Самолеты загудели», «Ох, ох, что за гром»;

Кукольные спектакли: театр ложек «Колобок», верховые куклы на гапите «Теремок», «Как собака себе друга искала», «Коза - дереза», «Два жадных медвежонка»

Комплекс народных игр для развития речи «Гуси-гуси…»

средняя

в течение проекта

Воспитатели

Театр марионеток: «Идет петушок», «Наш козел – стрекозел», «Заяц – хваста»;

Театр с «живой рукой»;

Упражнение в управлении куклами;

Упражнения на развитие внимания: «Не будем скучать», «Будь внимателен», «Сочини сказку»;

Упражнение на развитие памяти «Художник»;

Этюды на выражение основных эмоций: «Егорушка-Егор», «Заяц, Заяц, чем ты занят?»

Комплекс игр на развитие правильной речи «Сказочная страна»

старшая

в течение проекта

Воспитатели, учитель-логопед

Этюды с тростевыми куклами: «Ветер дует нам в лицо», «У бабушки козел», «Аленушка и лиса»;

Этюдный тренаж на воображение «Слушаем звуки»;

Этюдный тренаж на мышление: «Друг заболел», «Наш оркестр»;

Спектакли с участием кукол с «живой рукой»: «Кукла Матрешка», «Маша и Паша»

Комплекс игр «Развиваем речь, играя»

подготовительная группа

в течение проекта

Воспитатель, учитель-логопед

Театрализованное представление «Масленица»

Февраль-март

музыкальный руководитель, воспитатели

Конкурс работ «Театральная палитра» (дети, воспитатели и родители)

все

в течение проекта

Воспитатели, ст. воспитатель

«Неделя театра»

Показ театрализованных представлений с участием детей всех возрастных групп и родителей (итоговое мероприятие)

все

Март

Музыкальный руководитель, воспитатели

Работа с педагогами

Мероприятие

Время проведения

Ответственные

Обмен опытом «Народная подвижная игра в познавательном и двигательном развитии дошкольников

октябрь

ст. воспитатель

Тематический контроль «Организация театрализованной деятельности в детском саду»

в теч. проекта

ст. воспитатель, муз. руководитель

Смотр-конкурс театральных уголков

январь

ст. воспитатель, муз, руководитель

Тренинг для педагогов «Искусство взаимопонимания»

апрель

ст. воспитатель

Посещение театра

в течение проекта

Педагоги

Постройка снежных фигур по сказкам

в течение проекта

Педагоги

Работа с родителями

Мероприятия

Группы

Время проведения

Ответственные

Анкетирование «Театр и дети»

октябрь

воспитатели

Групповые родительские собрания

все

в течение проекта

воспитатели

Наглядная информация «Развитие психических процессов у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»

все

в течение проекта

педагог-психолог, муз. руководитель

Конкурс «Театральная палитра»

все

в течение проекта

воспитатели

Размещение материала на сайте ДОУ

все

в течение проекта

ст. воспитатель

Организация фото-галереи «В театр всей семьей»

все

в течение проекта

воспитатели

Наглядная информация «Дети и театр»

все

в течение проекта

воспитатели

3.Заключительный этап.

Подведение итогов

Публикация отчетов о работе на сайте ДОУ


МАДОУ «ЦРР-Д/С №87» г. Сыктывкара

Проект по театральной деятельности в старшей группе

« Театр и мы»

Воспитатель:

Михайлова М.А.

Сыктывкар,2016

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают.

Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка.

Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Мы провели анкетирование родителей, которое показало, что: · у 64% дошкольников к 5-6 годам отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности. Поскольку театр отражает явления окружающей действительности, то отсутствие знаний по такой интересной и захватывающей деятельности вызвало потребность - по подробней поработать как с детьми, так и с их родителями. Итак, мы решили узнать о театре все что можно.

Цель: Формировать развитие творческих способностей посредством театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей.

Задачи:

Тип: Творческий, среднесрочный.

Участники: Воспитатели старшей группы, дети, родители, музыкальный руководитель.

Ожидаемый результат:

Родители и дети знакомятся с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания. Возрастает желание посещать театры вместе с детьми. Укрепляются связи между родителями и воспитателями. Развиваются артистические способности детей.

Этапы реализации:

    Подготовительный этап

Сбор литературы

Беседы с детьми

Консультации с родителями

Составление плана работы

Изготовление атрибутов

Подбор наглядной информации и папки –передвижки

    Основной этап

Воспитатели:

Беседа: «Что такое театр?»

Просмотр слайдов с разными видами театра: оперный, балетный, драматический, кукольный

Изготовление театральных билетов

Просмотр детских выездных спектаклей в ДОУ

Сюжетно-ролевые игры с детьми «Театр», «Семья»

Пальчиковый театр

Подвижные игры с героями

Чтение русских народных сказок

Игры на развитие мимики

Театр Би-Ба-Бо: «Колобок», «Три поросенка», «Теремок»

Просмотр слайдов об истории театра и театрального костюма

Репетиции утренников

Инсценирование сказок

Разучивание стихотворений

Оформление альбома «Театр и мы»

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Упражнения на развитие мелкой моторики(с пластилином, с кольцами, с салфетками, с карандашами)

Показ театрализованных представлений

Изготовление различных типов кукольного театра

Родители:

Посещение театра с ребенком

Подготовка к показу сказки для детей (выбор произведения и сценария, разучивание сценария, репетиции)

Изготовление атрибутов

    Заключительный этап

Показ сказки детей старшего возраста «Лисичка-сестричка и серый волк» младшим дошкольникам

Участие детей в фестивале «Сказочный сундучок»

Создание альбома

Приложение

Анкета для родителей

1.Сколько лет вашему ребенку?

2. В течение какого периода он посещает дошкольное учреждение?

3.В каких формах у ребенка проявляется творчество?

4.Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?

5.Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?

6.Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?

7.Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?

8.Были ли вы со своим ребенком в театре?

9.Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности в нашем саду.

Большое спасибо!

После проведения анкеты мы поставили задачи:

    Пробуждать интерес к театру у детей и родителей;

    Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения) через проигрывание сказок;

    Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение;

    Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми и в группе;

    Привлечь родителей к созданию совместной деятельности;

    Развивать эмоциональную сферу ребенка через театрализованную деятельность (игры, этюды);

    Провести заключительные мероприятия (картотека театрализованных игр, постановка сказки, создание альбома);

Месяц/

показатель

январь

февраль

март

апрель

Дети

Беседа с детьми о настроении, правилах поведения, их соблюдении. Просмотр презентаций

«Театр», « Профессии в театре»

Чтение худ. произведений,

словесные игры, просмотр слайдов об истории театра и театрального костюма.

Чтение худ. произведений

Подготовка к участию детей в фестивале «Сказочный сундучок»

Участие детей в фестивале «Сказочный сундучок»

Показ сказки детей старшего возраста «Лисичка-сестричка и серый волк» младшим дошкольникам

Родители

Консультация для родителей «Театр дома»

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов.

Посещение драмтеатра

Подготовка к показу сказки для детей

Педагоги

Подбор картотеки театрализован

Посещение драмтеатра

Выставка книг «В гостях у сказки»

Оснащение педагогического процесса

Подбор презентаций для обогащения сюжетов и игровых действий.

Изготовление и приобретение дидактического материала к театрализованным играм.

Оформление альбома

Артикуляционная гимнастика

"Окошко"
широко открыть рот - "жарко"
закрыть рот - "холодно"
"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
"Чашечка"
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
"Маляр"
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
"Грибочек"
улыбнуться
поцокать языком, будто едешь на лошадке
прикососать широкий язык к нёбу
"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы
"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая
"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."
"Орешки"
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"
"Качели"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы
"Часики"
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
"Блинчик"
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу
"Вкусное варенье"
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
"Шарик"
надуть щёки
сдуть щёки
"Гармошка"
улыбнуться
сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
"Барабанщик"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."
"Парашютик"
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
"Загнать мяч в ворота"
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
Необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме.

Дыхательные упражнения.

Упражнение 1.

«Хомячок». Ребенок изображает хомячка - надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух.

Упражнение 2 .

«Роза и одуванчик». Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».

Упражнение 3 .

«Ворона». Малыш стоит, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».

Упражнение 4 .

«Курочка». Ребенок садится на стул, опустив руки. Быстрый вдох – руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки). Выдох – руки опускаются, поворачивая ладони вниз.

Упражнение 5 .

«Воздушный шарик». Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает. Упражнение 6. «Волна». Ребенок ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з».

Упражнение 6.

«Часики». Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так». Упражнение 8. «Водолаз». Ребенок должен представить, что он спускается под воду на море. Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.





Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. По утверждению К.С. Станиславского, театр, - это средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование выразительности речи, интеллектуальное, нравственное и художественно - эстетическое воспитание.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы « Театр и дети » Подготовила: Шибаева Виктория Владимировна воспитатель МКДОУ Бутурлиновского детского сада №1

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. По утверждению К.С. Станиславского, театр, - это средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование выразительности речи, интеллектуальное, нравственное и художественно - эстетическое воспитание.

Участники проекта дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель. Вид проекта среднесрочный, творческий, групповой. Срок реализации проекта октябрь-ноябрь

Цель проекта Создание оптимальных условий для развития эмоционально- волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.

Задачи проекта: Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) Поддерживать интерес детей театрализованной игре путем приобретения игровых умений и навыков, способствовать воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей. Развивать эмоциональность и выразительность речи, артистические способности через театрализованную игру. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театрализованную игру. Обогатить уголок театрализованной деятельности. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома детьми.

Основные направления работы с детьми - Театральная игра -Игры на развитие интонационной выразительности - Этюды -Дыхательная гимнастика -Артикуляционная гимнастика -Чтение сказок -Подвижные игры с элементами драматизации

Формы организации театрализованной деятельности Мини-игры на музыкальных занятиях Театрализованная игра на праздниках Театрализованные занятия Мини-игры на других занятиях Совместная деятельность взрослых и детей Театрализованные Игры-спектакли Посещение детьми театров совместно с родителями Самостоятельная театрализовано -художественная деятельность

Предполагаемые умения и навыки Совершенствование исполнительских умений. Развитие чувства партнерства. Совершенствование психических процессов: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др. Приобретение детьми знаний о театре - как увлекательном искусстве. Формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Этапы выполнения проекта Подготовительный этап: Проведение диагностики воспитанников по теме проекта Изучение методической литературы по теме Информирование участников о цели проекта

Содержательный этап: Театрализованное занятие «Путешествие по сказкам». Игры на развитие интонационной выразительности речи/передача настроений, динамики, темпа/ Пластические и музыкально игровые этюды, направленные на передачу различных образов. Дыхательная гимнастика Чтение сказок и анализ действий главных героев Консультации для родителей. Подвижные игры с элементами драматизации

Итоговый этап Игра-викторина Кукольный спектакль для младшей группы А льбом «Иллюстрации к сказкам» Фото альбом «Маленькие артисты » Спектакли: «Репка», «Курочка ряба»

Играем спектакли Цель: дать детям возможность попробовать себя в разных ролях; продемонстрировать актерскую игру сверстникам и гостям «Репка » « Курочка Ряба »

Результат проведенной работы Стали более совершенными детские исполнительские умения, развито чувство партнерства. Сформирована система знаний о театре, как увлекательном искусстве. Разработан цикл консультаций и рекомендаций для родителей. Изготовлены и подобраны атрибуты для театрализованных игр и спектаклей. Родители приняли активное участие в проекте.


Проект организации театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи у старших дошкольников.
Педагогический проект «Театральный четверг».

Планирование театрализованных занятий для старших дошкольников.


Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, музыкальным работникам, родителям с целью приобщения детей и взрослых к театрализованным играм, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: На сегодняшний день концепция дошкольного воспитания направлена на развитие личности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей в психической, эмоциональной и физической сфере. С каждым годом растет количество детей, у которых возникают проблемы с речью, произношением, проговариванием звуков. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей устранения недостатков в развитии речи, укрепления здоровья воспитанников, профилактика заболеваний и увеличение двигательной активности, как сильного фактора интеллектуального и эмоционального развития детей.формирование диалоговой речи у старших дошкольников средствами театрализованной игры.Образовательные:
учить воспитанников диалоговой речи (подготовленной и неподготовленной);
формировать знания о театре, театральной культуре, о театральных профессиях, об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т.д.
Развивающие:
развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;
развивать артистические навыки детей;
развивать познавательные способности детей;
способствовать развитию пластической выразительности и правильной артикуляции, дикции.
Воспитательные:
пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к театральному искусству;
формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать героям.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (9 месяцев).
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека, русские народные и классические детские музыкальные инструменты; книги со сказками, книжки - панорамы, сказочные раскраски; дидактические игры; пазлы - на тему театра и героев сказок, художественные альбомы с иллюстрациями сказок; различные виды театров; маски, костюмы.
Реквизит: костюмы, маски, декорации; фото - галерея «Наши маленькие артисты», книга отзывов, афиши, пригласительные билеты, театральные программки, фото-альбом-архив.

Гипотеза проекта:

в основу исследования было положено предположение о том, что проектирование театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи старших дошкольников может быть эффективным при следующих условиях:
в ДОО, создание коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками;
создание единого центра сотрудничества педагогов и родителей воспитанников на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования диалоговой речи дошкольников посредством театрализованной игры;
организации развивающей предметно-пространственной среды выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности.

Для организации театрализованной деятельности, и оформлении развивающей предметно – пространственной среды со старшими дошкольниками используются следующие принципы:
принцип психологического комфорта, свободы и самостоятельности – создание условий, в которых воспитанники чувствуют себя «как дома», самостоятельный выбор «по душе»;
принцип гибкого зонирования и творчества (креативности)– построение непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями свободно заниматься, не мешая друг другу; приобретение собственного опыта творческой деятельности,
принцип целостного представления о мире – формирование целостной картины мира и личностного отношения воспитанника к полученным знаниям, а также умения их использовать в своей практической деятельности;
принцип вариативности и новизны – развитие у воспитанников вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задач, умение находить выход из трудного положения, преодоление стереотипности и однообразия среды;
принцип учета индивидуальных особенностей воспитанников и обеспечение им продвижения вперед, учет педагогом индивидуальных особенностей каждого воспитанника: их характера, темперамента и т.д.

Ожидаемый результат:

Дети:
развитие диалоговой речи;
развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающей личности;
формирование умений выражать свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре);
воспитание нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);
развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности;
формирование духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
формирование умений придумать сюжет своей истории, уметь рассказать сказку, небылицу; сочинить танец и т.д.
Воспитатели:
организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;
повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;
внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
самообразование и самореализация воспитателей.
Родители:
получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.
Проект реализовывался в несколько этапов (подготовительный, основной, заключительный)

Подготовительный этап:

Сроки: сентябрь
Деятельность педагога:
изучение, анализ и обобщение методической и художественной литературы по теме проекта «Театральный четверг»;
проведение диагностики уровней речевого развития старших дошкольников;
определение содержания деятельности всех участников проекта;
создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе двигательно-игровой совместной деятельности;
подбор литературы для бесед с воспитанниками, и музыки для составления танцевальных композиций;
создание образовательной ситуации и игровой среды;
разработка консультаций и бесед для родителей на тему: «Театральная деятельность – как средство выразительности речи».

Основной этап:

Сроки: октябрь – апрель
Совместная деятельность детей и педагога:

проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала;
участие воспитанников и педагогов в городских театральных конкурсах;
организация и проведение экскурсии в школьный музей «Кукольный театр»;
чтение детям художественной литературы и рассматривание иллюстраций с русскими народными сказками, слушание музыки;
инсценировка сказок «Репка», «Лисичка со скалочкой» детям раннего, младшего и среднего дошкольного возраста;
зимнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Гуляют ребятки в зимние Святки».
фольклорное развлечение: «Зимние спортивные соревнования. Как Зима с Весной силушкой мерялись»;
итоговое развлечение для старшего дошкольного возраста ко Дню защиты детей «В гостях у Хозяйки Медной горы»;
организация тематических выставок, стендов, ширм папок-передвижек, альбомов о различных театрах; подбор музыкального сопровождения;
подготовка детей к итоговому театральному развлечению (заучивание стихов, песен, танцев, своих ролей и т.д.);
изготовление кукол для показа русских народных сказок;
проведение тематических бесед с использованием наглядного материала;
ведение «Дневника достижений» каждого воспитанника;
организация непосредственной образовательной деятельности с использованием театральной атрибутики;
проведение итогового театрально-игрового развлечения.
Совместная деятельность детей и родителей:
совместное участие в районных театральных конкурсах;
совместное изготовление костюмов и атрибутов для создания образов игровых персонажей;
участие родителей и детей в выставке рисунков по русским народным сказкам «В гостях у сказки»;
оказание помощи при декорации зала к проведению игрового занятия;
конкурс на лучшее название проекта;
просмотр различных детских спектаклей;
участие в итоговом театрализованном развлечении.
Самостоятельная деятельность детей:
организация театрализованных игр: театр игрушки, пальчиковый, на гапитах, «Рукавичка», на магнитах, театр деревянных фигур, настольный театр, театр марионеток, театр на конусах и цилиндрах, на ложках и т.д.;
сказки, стихотворения, песни для самостоятельной постановки;
самостоятельный выбор необходимых атрибутов и декораций для будущего спектакля, умение распределить между собой обязанности и роли;
в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, с применением масок, шапочек и т.д.; а так же, лото, мозаика, домино и др., умения самостоятельно организовывать игры, исполнять роль ведущего, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры; самостоятельно решать поставленные задачи.

Заключительный этап:

Сроки: май
«Родительская гостиная» награждение, грамоты, фото-архив;
видеоклип (нарезка интересных моментов выступлений);
проведение итоговой педагогической диагностики по выявлению речевых умений и навыков;
мультимедийная презентация театрализованного развлечения «В гостях у Хозяйки Медной горы», подведение итогов педагогического проекта.

В работе с детьми использовались следующие средства:

Разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен;
владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра;
работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра;
звукозапись, видеоматериалы.

При проектировании предметно - пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, учитывались:
индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
особенности его эмоционально-личностного развития;
индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
возрастные и поло-ролевые особенности.

В своей работе мы опирались на следующие принципы:
единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания ребенка;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
дифференцированный подход к каждой семье;
уважение и доброжелательность друг к другу;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
равноправие и ответственность родителей и педагогов ДОО.
Помимо традиционных форм работы с семьей, активно использовались инновационные формы и методы работы:
«Круглый стол»;
тематические выставки;
анкетирование родителей, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
семейные творческие встречи;
открытые занятия для просмотра родителей;
«Родительская гостиная»;
конкурс «Семейных талантов»;
портфолио «Семейного успеха» и ведение «Дневника достижений» каждого воспитанника;
«День открытых дверей»;
групповая газета «Дошкольник»;
интернет-группа «Солнышко» http://ok.ru/group/54310412156937 ;
сайт ГБОУ Школа № 1238 http://sch1238.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie/obrazovanie/roditel_skij_klub/gruppa_10/ ;
ведение блога

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды для занятий театрализованной деятельностью, мы опирались на следующие принципы:
принцип обеспечения права на игру, основополагающий принцип, который позволил воспитанникам реализовать свое право на театрализованную игру, на выбор темы, сюжета, места и времени театрализованных игр;
принцип систематичности, усвоение материала давалось воспитанникам в определенном порядке, системе;
принцип комплексирования и гибкого зонирования, жизненное пространство группы дало возможность построить непересекающиеся сферы активности, это позволило воспитанникам заниматься театрализованной деятельностью, в соответствии с их желаниями и интересами, не мешая друг другу;
принцип активности, который стимулировал активность и познавательную деятельность детей, позволил им свободу выбора и действий;
принцип свободы и самостоятельности, который позволил воспитанникам самостоятельно определить свое отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;
принцип новизны, который позволил преодолеть стереотипность и однообразие среды;
принцип универсальности, который позволил изменять игровую среду, трансформировать ее, моделировать развитие игры, делать ее насыщенной и мобильной и др.

Для организации и оснащения театрализованного уголка старшей группы понадобилось театрально-игровое оборудование:
большая и малая ширмы, ограждения, простейшие декорации, изготовленные родителями и детьми;
стойка-вешалка для костюмов,
костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки сказок.
В театрализованной деятельности мы использовали различные виды кукольного театра : театр картинок, пальчиковый, перчаточный, настольный, теневой театр фигур и масок, куклы-марионетки и т.д.
Для театрально-игровой деятельности использовались технические средства: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений, интерактивная доска.

В структуру проекта «Театральный четверг» входят следующие разделы:

1. «Культура и техника речи»;
2. «Основы театральной культуры»;
3. «Основы кукловождения»;
4. «Основы актерского мастерства»

Дополнительные разделы:

5. "Проведение тематических театрализованных праздников";
6. "Проведение тематических досугов и развлечений";
7. "Продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, рисование, конструирование"
Педагогический проект «Театральный четверг» завершается постановкой развлечения, посвященного Дню Защиты Детей, под названием «В гостях у Хозяйки Медной горы».
(см. Приложение+фото)

Формы работы:

Театрализованные игры.
Музыкальные занятия.
Рассказы воспитателя о театре.
Организация спектаклей, открытых занятий для просмотра родителями, показ представлений для малышей.
Беседы-диалоги.
Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
Чтение детской литературы.
Оформление альбома о театре.
Формы родительского собрания «Круглый стол», «Семейные творческие встречи», «Родительская гостиная».
Тематические выставки, конкурсы.
Анкетирование, диагностика, тесты, опрос на любые темы.
Портфолио «Семейного успеха».
«День открытых дверей».
Групповая газета «Дошколёнок».

По окончании театрализованного проекта воспитанники старшей дошкольной группы умеют:
взаимодействовать согласованно, включаясь в действие одновременно и последовательно;
запоминать заданные позы;
запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и с разной интонацией и дикцией;
выразительно прочитать диалоговый стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
составлять предложения с заданными словами;
сочинять этюды по сказкам; строить диалог.
Таким образом, мы пришли к выводу, что реализованный проект способствует формированию диалоговой речи воспитанников средствами театрализованной деятельности; способствует совершенствованию взаимоотношений между родителями, воспитателями и детьми; воспитывает интерес у детей к проведению совместной театрально-игровой деятельности, формирует желание совместно участвовать в спектаклях, постановках, театрализованных развлечениях и досугах, укреплению здоровья детей с помощью упражнений и гимнастики; мы добились поставленной цели, с помощью опытно - экспериментальной работы, а именно, педагогическим проектом доказали, что проектирование театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи у старших дошкольников эффективно при:
создании коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками;
объединении педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования диалоговой речи дошкольников посредством театрализованной игры;
организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности воспитанника.

Приложение+фото 1.Раздел «Культура и техника речи»:
Тема 1. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ. Упражнение на произношение гласных «И», «Э», «А», «О».
Тема 2. «Разогревающий массаж. Упражнение на произношение гласных и согласных «У», «Ы», «П», «Б».
Тема 3. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «К», «Г», «Т», «Д».
Тема 4. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «Т», «Д».
Тема 5. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «Л», «Р», «Н», «М».
Тема 6. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «С», «З», «Ш», «Щ».
Тема 7. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Повторение чистоговорок, скороговорок. Речевая игра с движением «Петрушка».
Тема 8. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. «Игра в дирижера».
2. Раздел «Основы театральной культуры»:
Тема 1. «Что такое театр?». Виды театров: настольный, магнитный, театр на гапитах, конусный театр, на цилиндрах, театр «Рукавичка», пальчиковый и т.д.
Тема 2. «Театр – волшебное царство игры». Ознакомление с различными видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография.
Тема 3. «Сказки из бабушкиного сундучка». Понятие театральные профессии: гример, костюмер, актер.
Тема 4. «Тихо! Идет спектакль!». Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете.
Тема 5. «Все о театре». Рассматривание иллюстраций о театре. Изготовление театральных билетов.
3.Раздел «Основы кукловождения»:
Тема 1. «Удивительный мир кукол!». Виды кукол: настольные, куклы с «живой рукой». Показ способов действия с куклами.
Тема 2. «Сказка на столе». Особенности настольного театра. Обучение способам действия.
Тема 3. «Куклы на сцене». Назначение и удобство театральной ширмы. Возможности ширмы.
Тема 4. «Эти веселые зверушки!». Знакомство с элементами актерского мастерства: подражание и имитация движений героев сказки.
Тема 5. «Вот как я умею!». Этюды на развитие мимики и жестов. Артикуляционная гимнастика.
Тема 6. «Театральная разминка». Тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания.
Тема 7. «Юные актеры». Драматизация сказки «Кто сказал: «Мяу?».
4.Раздел «Основы актерского мастерства»:
Тема 1. «Фантазеры». Понятия «жест», «мимика», «интонация», «диалог».
Тема 2. «В зоопарке». Музыкально-образные характеристики животных, птиц, пластичность жестов.
Тема 3. «Путешествие в мир животных». Имитация повадок животных. Образная характеристика.
Тема 4. «Угадай настроение». Знакомство детей с пиктограммами: радость, грусть, обида, страх, злость, удивление и т.д..
Тема 5. «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем!». Понятие: сценический костюм. Интонационная выразительность речи.
Тема 6. «Мини – сценки из знакомой книжки». Понятие: режиссер, декоратор. Обыгрывание небольших по объему сценок.
5.Раздел «Проведение тематических театрализованных праздников»:
«День знаний»;
«Золотая осень»;
«Новогодний фейерверк»;
«8 марта - праздник мам»;
«День Победы».
6.Раздел «Проведение тематических досугов и развлечений»:
«Сказка о Капельке»;
«Праздник деревянной ложки»;
«Дорожная азбука»;
«В гостях у бабушки Настасьи. Святки-Колядки»;
«Профессия - почтальон»;
«Зимние спортивные соревнования. Как Весна с Зимой силушкой мерялись»;
Итоговое театрализованное развлечение «В гостях у Хозяйки Медной горы», посвященное Дню Защиты детей.
7.Раздел «Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование
Оформление художественных выставок: «День знаний»; «Золотая осень», «Зимний фейерверк», «В гостях у сказки» и т.д.
Атрибуты к досугу по ПДД «Дорожная азбука»; «Погружение в сказочную ситуацию», «Рождественские гуляния»; Масленица».
Оформление выставок: «Ата-баты шли солдаты!», «8 марта», «День Смеха», «День Победы».

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...