Студия любови поповой развитие творческих способностей. Как рождается индивидуальный образ и кого можно считать стильным - елена трухина правил, как надо и как не надо носить вещи с национальным характером

К вопросу о том, чем мы тут занимаемся и )) Это интервью попалось нам с Наташей на просторах интернета больше года назад и в свое время очень нас зацепило. Назвать его нашим манифестом будет, пожалуй, слишком громко, тем более, что мопед манифест не наш. Но с очень многими вещами здесь мы очень согласны) Например, с тем, что сложно быть стильным с пустой головой, что над своим стилем можно и нужно работать, что до стиля надо дорасти... По крайней мере с нами так и произошло - мы заинтересовались стилем, работая над кандидатскими диссертациями, а не прогуливая школу, как нам, бывает, пишут) В общем, strongly recommended всем, кто забрел в это сообщество в поисках чего-то, а не ошибся дверью.

А все дело в том, что типовые советы плохо ложатся на вашу неповторимую индивидуальность. Чтобы по книге можно было создать свой стиль, эта книга должна быть написана именно под вас! И написана тем специалистом, который может не только судить поверхностно (после прочтения пары книг по стилю это может почти каждый), а может заглянуть глубже, увидеть вашу истинную суть. И только тогда, соотнеся внутреннее и внешнее, он найдет ключ к вашему стилю, к вашему образу.

О том, как стать таким специалистом, как рождается индивидуальный образ и кого можно считать стильным человеком мы беседуем с удивительным мастером - Любовью Михайловной Поповой. Для многих московских стилистов, имиджмейкеров и дизайнеров - это значимое имя, символ исключительного мастерства в создании стильного образа, а также учитель, который раскрыл их творческие способности и стал проводником в мир искусства.

Итак, дорогие друзья, представляю вам мою собеседницу: Любовь Михайловна Попова - кандидат искусствоведения, автор методики создания стильного образа, руководитель Студии развития творческих способностей.

Osinka: Любовь Михайловна, индивидуальный стиль - категория модная, но достаточно загадочная. Что же это такое - стиль человека?

Любовь Михайловна: Стиль человека - это выражение яркой личности. Нельзя быть стильным, и не быть яркой личностью. Нельзя жить скучной, стандартной жизнью и быть стильным. Люди часто живут точно так же, как их соседи, и почему то пребывают в уверенности, что при такой жизни можно быть стильным. Стиль - естественное, органическое продолжение сути человека, и сути яркой, неповторимой. Поэтому стиль как бы прорастает из человеческого ядра, так же естественно, как прорастает набухшее зерно в добротной земле. Нельзя быть стильным внешне и не стильным внутренне.

Кроме того, индивидуальный стиль во внешнем выражении - это художественный образ. А художественный образ - внутренняя, имманентная черта произведения искусства. То есть стиль - всегда искусство. Поэтому индивидуальный стиль - это обязательное проявление художественных возможностей личности, следовательно, он требует определенных знаний в области искусства. Нужно осознать, что стиль формируется на определённом, достаточно высоком, культурном уровне человека.

Osinka: Приведите, пожалуйста, примеры стильных людей. Что их делает стильными?

Л. М.: Я подобрала для вас фото стильных женщин. Посмотрите, с каким уважением к индивидуальности подано их различие: внешний холод и тайный жар Марлен Дитрих, трепетность Одри Хепберн, естественность, природность Софи Лорен, свободный полёт Майи Плисецкой. Фотографы средствами фотографии сумели сделать их стиль явленным, видимым.

Марлен Дитрих - классический пример трагических поисков стиля: мучилась, пыталась, тратила деньги на одежду, на украшения, меха, и всё зря. Сама себя называла "волосатой картофелиной". В этом столько отчаяния! А ведь страстно любила музыку, сама играла на скрипке, читала стихи, а выразить вот эту себя, внутреннюю, в полноценном визуальном образе не сумела. Почему? Не хватило художественного навыка, художественного вкуса, чувства стиля. И вот встреча с режиссёром Штернбергом, фильм "Голубой ангел". И становится не просто стильной, а символом стиля! Как это произошло? Что и как пришлось изменить Штернбергу в провинциальной актрисе?

Для меня одним из самых ярких примеров стильного человека была и остается Майя Михайловна Плисецкая. В её стиле нет ничего искусственного, наносного, не свойственного ей. Полёт и энергия до сих пор сохранились в её внешности. Но это её своеобразие не проявилось так сразу и так ярко. И это можно было бы сказать о всех наших героях. Посмотрите на их фотографии в молодости (подборка фото - ниже, иллюстрации 5-8). Стиль как бы прорастал в них по мере формирования личности.

Марлен Дитрих, Майя Плисецкая

Одри Хепберн

Что делает людей стильными? Их жизнь, их творческое отношение к жизни, их встречи, их окружение. Это всегда яркие личности. Они разные, и они ценят это своеобразие.

Важно найти себя! В этом - начало рождения стиля человека. Индивидуальный стиль - это всегда проявление личности и проявление творческое, независимо от рода деятельности. Меня часто спрашивают: а могут ли быть стильные люди, например, в бизнесе, в политике, или в науке? Конечно, да! И я их встречала в своей жизни. Многие из них, вероятно, удивились, если их назвали бы стильными. Ведь о стиле они вряд ли думали. Они жили яркой жизнью, и у них доставало культуры проявить себя соответствующе, то есть художественно, внешне.

Академик В.Я. Пропп, филолог, автор знаменитой работы "Морфология сказки", безусловно, стильный человек. Его жизнь, его ярко характерная внешность с острой бородкой, полувоенный планшет вместо портфеля - всё цельное, органичное, несмотря на определённую небрежность, а, возможно, и благодаря ей.

Истинная стильность зреет постепенно, потому что вопрос индивидуального стиля - это вопрос развития!

Osinka: Почему так мало стильных людей?

Л. М.: Причина в том, что в одном человеке не часто соединяются своеобразие личности и знания, более того, практические навыки в области художественного творчества. Отсюда и слепое подражание. Оно слепое именно потому, что у человека не хватает культуры понять, что этот образ, хотя он и модный, и стильный, может быть, сам по себе, но имеет к нему весьма отдалённое отношение. Часто нет желания понять себя. Вот и получается, что платье кричит об одном, лицо дамы шепчет о другом, а сумка поскрипывает о третьем!

Osinka: Любовь Михайловна, приведите, пожалуйста, примеры явных стилевых просчётов?

Л. М.: Часто вижу: девушка на шпильках, "при параде", а рядом с ней молодой человек чуть ли ни в спортивном костюме. Замечу, что современная мода благоприятствует смешению различных стилей, но это требует исключительного навыка. Подобное можно встретить и на светских вечерах. Элегантная внешность дамы нередко диссонирует с внешностью её спутника: мешковатый пиджак, рубашка в голубую полоску.

Пара должна быть в одном стилевом пространстве. Если же есть соответствующие знания, вкус и используются различные стильные образы, то они должны быть вплетены в одну историю: они как бы цепляются друг за друга, как пазл, дополняя друг друга и подчёркивая нечто важное. Джонни Депп и его жена, актриса Ванесса Паради, всегда приятно удивляют. Они не просто органичны рядом друг с другом, а каждый раз это новая увлекательная история, рассказанная с тонким вкусом и полностью соответствующая их индивидуальности.

Посмотрите на фотографии этой пары. Обратите внимание, на Джонни смокинг, но на ногах не туфли, как можно было бы ожидать, а ботинки на толстой подошве, на голове же - фетровая шляпа с достаточно высокой, совсем не классической, тульей. Джонни как бы посмеивается над самим собой, над пафосным смокингом. И Ванесса очень органична рядом с ним: она напоминает взъерошенную птицу с мокрыми перьями. В её образе насмешка Джонни превратилась в тёплую улыбку, и это усиливает трогательность Ванессы. Воспользуйтесь максимальным увеличением этой фотографии на 4-й странице. Это необходимо, чтобы вы смогли уловить то, о чём я говорю. Уловить, значит не только увидеть, но и прочувствовать. Не спешите!

Посмотрите на следующую фотографию. Джонни одет по законам классики, да и Ванесса, казалось бы, просто со вкусом одетая молодая женщина. Но есть что-то в этой паре, заставляющее остановиться взгляду и откликнуться чувству. Что же? И как это получилось?

Вот, представьте, я вижу Ванессу в классическом белом платье, прямом, без деталей, средней длины. Вдруг что-то происходит с Ванессой, что-то изменяется в её состоянии, и платье начинает стекать вниз ярусами воланов. И сразу же Джонни откликается на эту эмоцию, и его коротко подстриженные волосы срочно вырастают, ниспадая небрежным чубом. Трогательно, смешно и чуть грустно. Попробуйте мысленно зачесать чуб: никакого стиля, никакой истории.

В чём секрет четвёртого образа? Классика чёрного жакета Ванессы отражается в круглых очках Джонни, несколько нелепых в своей крайней традиционности. Образы оживают. Такие образы не придумываются. Они видятся в воображении, и видятся уже готовыми.

Osinka: Но тогда, достижим ли стиль для простых людей?

Л. М.: Если понимать под "простыми" людьми людей стандартных, то нет. Если же выявлять и сохранять свою неповторимость, а не быть автоматом, то стиль может быть доступен для всех. Во всяком случае, к этому мы все должны стремиться. Искать свой стиль - это значит искать себя: что ты любишь, где ты хотел бы работать, кого ты хотел бы видеть рядом с собой. И, заметьте, что это не всегда будет совпадать с общепринятыми представлениями.

Osinka: Любовь Михайловна, как же прийти к стилю?

Л. М.: Современный человек хочет иметь всё и сразу. Важно осознать, что истинно стильный человек - не маска, а определённый этап развития человека. Кроме того, надо помнить, что формирование индивидуального стиля - не ремесленный процесс, а процесс творческий: ведь в результате формируется единственный в своём роде, неповторимый образ. Огромную роль в этом процессе играет искусство.

Посмотрите на женские образы разных эпох (см. фото-ряд ниже: илл. 13-20). Искусство учит видеть и ценить разнообразие женственности. У Боттичелли - это образ поэтичной меланхолии. У Тициана - роскошь жизнеутверждающей чувственности. В рокальном образе Фрагонара - кокетливая игривость. Дама с веером на картине Веласкеса - строгость, достоинство и набожность.

В образе Прозерпины - трагическая чувственность с привкусом едва ощущаемой отравы. Ренэ Нотгафт на полотне Кустодиева - воплощение женского интеллекта. Образ графини Карпио на полотне Франциско Гойи, чем-то напоминающий хрупкое насекомое, сохраняет загадочность и недоступность. В роскошной Монне прерафаэлита Габриэля Россетти романтическая традиция перехлестнулась с отголосками, как бы воспоминаниями, барокко: её чувственность агрессивная, а потому и опасная. Они разные. И все прекрасны.

Искусство формирует личность, помогает найти себя. И в то же время формирует навык восприятия художественного образа. А ведь стильная внешность - это всегда образ.

Поэтому постигайте искусство. И помните, что знать биографии художников, режиссёров, знать, что такое барокко и рококо, итальянский неореализм, перечислить всех сюрреалистов во французской литературе - важно, но это ещё не знание искусства. Ведь всё это факты художественной культуры. Искусство же - это художественный образ. И знать искусство - это уметь постигать художественный образ. Стиль - это всегда образ, и образ, рождённый в пространстве искусства.

Osinka: С чего бы Вы посоветовали начать свой путь к постижению искусства?

Л. М.: Обратитесь к книгам Бориса Робертовича Виппера ("Введение в изобразительное искусство "), Татьяны Валерьяновны Ильиной ("История искусств. Западноевропейское искусство ", "Отечественное искусство ").

Б.Р.Виппер - признанный классик отечественного искусствознания. Т.В. Ильина - профессор кафедры истории искусства Санкт-Петербургского университета. Её книги содержат основные сведения по истории изобразительного искусства. Кроме того, в них вы найдёте списки дополнительной литературы. Полезны популярные книги Льва Любимова.

И параллельно обязательно знакомьтесь с самими произведениями искусства в музеях, на выставках, в разнообразных поездках. Нужно много видеть! Подбирая иллюстрации (см. фоторяд в конце публикации: илл. 21-52), я стремилась к тому, чтобы вы увидели, как разнообразен мир искусства, как много он может подсказать, разбудить в человеке. Все изображения на последней странице можно увеличить. Воспользуйтесь этим.

А сейчас попробуйте воспринять, например, картину "Ваза с цветами" (илл. 25, фото справа) . Погрузитесь внутрь этого букета. Не спешите. Откликнитесь чувством на каждый цветок. Вглядитесь в отяжелевший пион, бархатистый сумеречный ирис, прохладный тюльпан. Прочувствуйте их. Почему так неравномерно освещён этот букет? Не спешите отвечать! Сначала отзовитесь чувством, а потом ищите ответы.

Может быть, вам захочется увидеть реальные живые цветы, и вы увидите их уже по-другому, при разном освещении и окружении? Ведь у каждого цветка своё любимое освещение и своё пространство: робкое утреннее, сгущающихся сумерек или светлого дня. А какой цветок и какое освещение Ваше? Где Ваше родственное пространство?

Обратите внимание, как описаны произведения в аннотациях к фото: автор, название, год создания, материал, размер, где хранится. Например, илл. 28: Андреа Мантенья. Парнас. 1497. Холст, темпера. 150х192 см. Лувр. Париж. Такое описание произведения не случайно: оно помогает войти в пространство искусства. Обратите внимание, где хранится произведение. Пусть для кого-то это будет началом знакомства с музейными собраниями.

Отметьте, что картины писали не только на холсте, но и на дереве. И писали их не всегда масляными красками, но и темперой, и в технике энкаустики, то есть восковыми красками, когда красящий пигмент разводили в нагретом воске. Спросите себя, влияет ли растворитель (воск в энкаустике, куриный желток в темпере, и масло - это всё растворители) на внутренний смысл художественного образа, и если влияет, то, как и почему?

Искусство помогает видеть разнообразие мира, его богатство, его противоречивость, его красоту. У вас утончается восприятие, развивается воображение, вырабатывается исподволь, незаметно даже для вас самих, чувство стиля.

Важно, чтобы у вас была возможность постоянно просматривать хорошо изданные альбомы по искусству, где иллюстрации адекватны подлиннику. К сожалению, во многих изданиях вместо, например, горчичного цвета подлинника видишь ярко лимонный, а вместо глубокого вишнёвого - грязно-коричневый. Поэтому важно, чтобы приобретаемые вами книги были хорошо изданы: иллюстрации должны быть с четким, а не смазанным изображением, цвет должен соответствовать оригиналу. Поэтому я рекомендую приобретать книги издательств "Taschen/Родник", "АСТ" и "Астрель", которые отличаются высоким качеством полиграфического исполнения.

Не забывайте, что образование должно быть системным: нельзя перескакивать через три ступеньки. Приобретите сначала необходимый минимум, с которым вы позднее сможете прочитать и понять Генриха Вёльфлина, перейти к более сложным вопросам.

* Что такое стиль?
* Чем структура барочного образа отличается от структуры образа рокального?
* И что это такое - структура художественного образа?
* Какой рисунок ткани лучше передаст движение лёгкое, изменчиво- кокетливое, рокальное, а какой резкое и энергичное, барочное?
* Какой колорит, то есть соотношение цветовых пятен, выбрать, если я хочу передать радость несколько наглую, в китчево-барочном духе?
* Какая композиция передаст сложное чувство смешанной тревоги и робкой радости (что, безусловно, чаще встречается в пространстве романтизма), а какая - непоколебимую уверенность и силу (что ближе к романской стилистике)?

Эти вопросы не должны быть для вас terra incognita. Нужно избежать блужданий в потёмках, нужно уметь не изобретать велосипед. Но самое главное: смотрите, трогайте, слушайте, чувствуйте, словом - живите творчески!

Сделайте так, чтобы пространство искусства стало для вас родственным, чтобы вас там ждали и любили, чтобы каждое цветовое пятно рассказывало вам свою историю, а характер линии раскрывал скрытые тайны. Вермеер Дельфский научит вас видеть красоту колорита, Боттичелли - отзываться на характер линии, Гойя позволит увидеть рождение романтизма. Искусство откроет истоки творчества самых ярких модельеров 20-го века - Баленсиаги, Ив Сен Лорана, Кристиана Лакруа, Вивьен Вествуд.

Osinka: Любовь Михайловна, большое спасибо за познавательную беседу! Что бы Вы пожелали читательницам Осинки?

Л. М.: Поиски своего стиля - занятие увлекательное. Вы становитесь более зрелыми, более цельными, более деятельными. Жизнь ваша становится более глубокой. Поэтому ищите себя, не отступайте при неудачах.

И ещё. Живите в искусстве.
На этом пути вы найдёте и свой истинный индивидуальный стиль. И это единственно возможный путь.
***

Любовь Михайловна Попова, кандидат искусствоведения,
автор методики развития творческих способностей.

Здравствуйте!

Меня зовут Любовь Михайловна Попова.

Читая учебные курсы по истории изобразительного искусства в высших учебных заведениях, я пыталась найти ответы на важные для меня вопросы: как научить воспринимать искусство, а не ограничиваться готовыми искусствоведческими формулами? как помочь студентам отойти от поверхностных суждений о произведениях искусства и научить откликаться на чувство, эмоцию, мысль, заложенную в произведении художником?

Открывать моим студентам путь к глубокому восприятию искусства доставляло мне истинную радость. В какой-то момент я поняла, что, обучая этому, по существу я обучаю творчеству, ибо вопросы, на которые я пыталась найти ответ, связаны с его внутренней природой. Работая со студентами, я убеждалась, что мои обучающие приёмы не только открывают для них произведения известных художников, но и расширяют их собственные творческие способности, выводят их на новый уровень художественной деятельности. Я пришла к выводу, что творческая деятельность подчиняется определённым закономерностям. Так концептуализировались программа обучения и метод развития творческих способностей, которые и легли в основу учебного процесса моей Студии.

Я родилась в городе Армавире Краснодарского края. В 1979 году закончила кафедру истории искусства исторического факультета Ленинградского университета. Петербург подарил мне не только себя самого, но и встречу с яркими памятниками искусства в его многочисленных музеях, с сокровищами его библиотек.

После окончания университета я работала научным сотрудником-хранителем фондов Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника. Моё внимание привлекла украинская народная икона, в то время мало изученная, но имеющая, я в этом уверена, мировое художественное значение. Итогом моих исследований стала диссертация «Народная икона Левобережной Украины Нового времени», которую я защитила в 1985 году.

В Москве я работала старшим научным сотрудником НИИ художественной промышленности, выезжала в экспедиции в полюбившееся мне Поволжье, где изучала современное бытование народного искусства, пыталась внести посильную лепту в его возрождение и сохранение.

В это же время началась и моя педагогическая деятельность. Я преподавала в Московском педагогическом государственном университете, в Российском университете Дружбы народов, в МГУ, в Московском технологическом институте, в Институте моды, дизайна и технологий. Читала учебные курсы («История европейского изобразительного искусства», «Русское народное искусство», «Структура художественной формы визуального образа», «Художественный образ в моде XX века», «Ведущие Дома моды XX века»), вела семинары («Восприятие изобразительного искусства», «Библейские сюжеты в русском и западноевропейском изобразительном искусстве»).

В 90-х годах сформировалась ещё одна сфера моих интересов: я консультировала ряд ведущих компаний Москвы по вопросам корпоративного стиля и имиджа.

Но главным моим делом стала Студия развития творческих способностей.

Друзья, внимание! Список находится на редакции, пока он не завершен! Просьба не копировать его, пока эта ремарка не исчезнет.

1. Джорджо Вазари
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. - М.: АЛЬФА-КНИГА, 2008
(Прочитать можно по ссылке: http://www.e-reading.me/book.php?book=1000515)
2. Ильина Татьяна Валериановна
История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. - М.: Юрайт, 2013 г. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/)
История отечественого искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия. - М.: Юрайт, 2013 (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/)
3. Вёльфлин Генрих (обращать внимание на фразы)
Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - М.: В. Шевчук, 2013 (http://yaki-art.ru/files/Wolflin.pdf)
Ренессанс и барокко. - М.: Азбука-классика, 2004 (http://www.alleng.ru/d/art/art162.htm)
Классическое искусство. Введение в итальянское Возрождение. - М.: Айрис-Пресс, 2004 (http://mexalib.com/view/35542)
4. Виппер Борис Робертович
Введение в историческое изучение искусства. - М.: В. Шевчук, 2010 (http://yaki-art.ru/files/Vipper.doc)
5. Толстой Лев Николаевич
Об искусстве. - Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 15 (http://rvb.ru/tolstoy/tocvol_15.htm)
Война и мир. - М.: Эксмо, Око, 2007 (http://ilibrary.ru/text/11/p.1/index.html)
6. Мандельштам Надежда Яковлевна
Воспоминания. - М.: Согласие, 1999 (http://www.2lib.ru/getbook/7302.html)
Вторая книга. - М.: АСТ, Астрель, Олимп, 2001 (http://www.litmir.net/bd/?b=64675)
7. Мандельштам Осип Эмильевич
Полное собрание сочинений и писем. В 3 т. - М.: Прогресс-Плеяда, 2009-2011 (http://www.lib.ru/POEZIQ/MANDELSHTAM/)
8. Библия
9. Винсент Ван Гог
Письма к брату Тео. - М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014 (http://vangogh-world.ru/letters1877.php и просто отличный сайт по Ван Гогу)
10. Стихи Цветаевой (почитать можно, например, вот здесь: http://rupoem.ru/cvetaeva/)
11. Стихи Ахматовой (http://rupoem.ru/axmatova/all.aspx)
12. Книги издательства "Ташен"
13. Иоханнес Иттен
Искусство цвета. - М.: Издательство: Д. Аронов, 2011 (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3742905)
15. Глеб Успенский
Собрание сочинений. В 9 т. Под ред. В. П. Друзина. - М.: Гослитиздат, 1955-1957 (http://az.lib.ru/u/uspenskij_g_i/)
16. Николай Кун
Легенды и мифы Древней Греции. - М.: Издательство: АСТ, Олимп, 2003 г. (http://www.lib.ru/MIFS/greece.txt)
17. Гомер (лучше в переводе Н.Гнедича)
Одиссея (http://www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer02.txt)
Иллиада (http://www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt)
Илиада. Одиссея / Перевод Н. Гнедича; В. Жуковского - М.: Издательство «Художественная литература», 1967
18. Дживелегов
19. Бенвенуто Челлини "Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции"
20. Данте "Божественная комедия"
21. Джон Донн - поэт английского барокко
22. Каталог института костюма в Киото
23. Керам К. "Боги, гробницы и ученые"
24. Пушкин "Египетские ночи", "Повести Белкина"
25. Волошин
26. "Песнь о нибелунгах"
27. "Песнь о Роланде"
28. Средневековая литература: поэзия трубадуров
29. Издательство "Молодая гвардия", серия книг "История повседневности": "Версальский дворец при Людовике 14", "Венеция эпохи Ренессанса"
30. "Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись" (толстый том, перевод с французского)
31. Берковский Н.Я.- лучший специалист по немецкому романтизму
32. Жирмунский (научный руководитель Берковского)
33. Новалис - философ, один из теоретиков романтизма
34. Хрестоматия по литературе для филологов
35. Жорж Санд
36. Оскар Уайлд
37. Зинаида Гиппиус.
38. Ее муж Мережковский Д.
39. Хрестоматия западно-европейской литературы для вузов
40. Романтизм
Англия: Байрон, Шелли - его друг, поэты "Озерной школы"
Германия: братья Гримм
Франция: Гюго, Дюма-отец, Сент-Бёв, Ламартин, де Виньи, Мюссе
США: Эдгар По, Купер, Лонгфелло "Песнь о Гайавате", Готорн, Брайант
Россия: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Жуков, Рылеев, Кюхельбекер, Батюшков, Одоевский, Баратынский, Тютчев
41. Лотман М.Ю. "Воспитание души"
42. Афанасьев А.Н. "Собрание русских народных сказок"
43. Стасов, критик "История русского орнамента", 1860 г.
44. Письмо Шолохова Сталину об ужасах на Дону
45. "Слово о полку Игореве"
46. Достоевский "Идиот"
47. Чехов Антон Павлович
48. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона (общий зал ленинской библиотеки)
49. Мельников-Печерский "В лесах", "На горах"
50. Лесков "Запечатлённый ангел"
51. Читать про Людвига Баварского
52. Муратов П.П. "Образы Италии"
53. Лазарев В.Н. (исследователь древнерусского искусства)
54. Алпатов В.М.
55. П. Флоренский "Иконостас", "Детям моим. Воспоминания"
56. Словарь синонимов (хотя бы 2,3-томник)
57. Князь Трубецкой "3 очерка о русской иконе"
58. Померанцев Н.Н.
59. "Городецкая роспись" (продается в "Озоне")
60. Пармон "Русский национальный костюм" - книга по крою
61. Кириченко Е.И. - лучший автор по архитектуре модерна
62. Лифарь Серж "Дягилев и с Дягилевым"
63. Журнал "Наше наследие"
64. Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ"
65. Знамеровская Т.П.
66. История музыкальной культуры (многотомник)
67. Работы по истории литературы
68. Поэт Арсений Тарковский, отец режиссера
69. Сервантес "Дон Кихот"
70. Князь Феликс Юсупов, мемуары
71. Набоков "Камера Обскура"
72. Фаулз "Коллекционер"
73. Стайрон "Выбор Софи"
74. Лев Дмитриевич Любимов, книги по истории искусства Европы и России (в т. ч. Древней Руси)
Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 3-е изд., 1996
Искусство древнего мира.
Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. М.: Просвещение, 3-е изд., 1996.
75. Дмитриева Нина Александровна.
Изображение и слово. (http://yaki-art.ru/files/dmitrieva.rar)
Краткая история искусств.
В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет. - Издательство: Прогресс-Традиция, 2009 г. Авторский сборник
Дмитриева Нина Александровна, Виноградова Надежда Анатольевна. Искусство Древнего мира
76. Александр Кожановский. Быть испанцем. Традиция. Самосознание. Историческая память. - М: АСТ, Восток-Запад, 2006.
77.Игорь Шайтанов (блистательный литературовед). Хрестоматия по зарубежной литературе, учебники и всё, что встретится.
79. Н.А.Чистякова, Н.В.Вулих. История античной литературы.
80. "Повесть о Гэндзи" - один из величайших литературных памятников Японии
81. Шаляпин. Маска и душа.
82. Иоганн Иоахим Винкельман - немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науке археологии.
История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000.
Избранные произведения и письма. - М.: Ладомир, Academia, 1996.
83. Михаил Чехов. Путь актера (

Всем привет! Сегодня хочу поделиться конспектом лекции Любови Поповой, который я перенесла в Макбук с диктофона, пока готовилась к зачету в студии развития творческих способностей . Это вводная лекция об искусстве. О том, что такое искусство и как научиться его воспринимать. Развивать творческие способности, скажу вам нелегко. Если не сказать, что практически нереально. Все кому интересно, что происходит на лекциях в этом заведении - наслаждайтесь

Что такое искусство, и можно ли научиться его воспринимать?

Для того чтобы разобраться в этом, нам нужно ответить на следующие вопросы.

Что такое искусство?

Что такое художественный образ?

Как научиться воспринимать искусство? Есть ли возможность научиться воспринимать искусство, или это интуитивная способность пяти процентов населения, как говорит статистика? Или все же мы можем научиться воспринимать искусство, как научиться ездить на велосипеде? То есть, я говорю о практическом навыке.

Сразу хочу сказать, что этот навык можно воспитать. Дается он не просто, далеко не просто. Все зависит от того, какую жизнь вы прожили, и какую жизнь прожили ваши родители.

Но всеже, моя практика показывает, что есл ичеловек хочет. Если он пытается. Если он обладает двумя качествами, о которых я сейчас вам расскажу, у него начнет получаться.

Какие это качества?


  1. Вера в себя, свои возможности. Распространенное качество в нашем обществе. Однако, никто не гарантирует вам, что у вас все получится. И я вам не гарантирую, что у вас все получится. Отсюда следует второе качество.

  2. Смирение. Очень странно звучит в нашем обществе. Смирение, когда ты понимаешь, что ты не все можешь. Но ты понимаешь, что ты не все можешь и все равно пытаешься. Для этого нужно мужество, которого часто не хватает современным людям. Мужество, кагда ты понимаешь, что тебя может ожидать провал и ты все равно идешь.

Когда это возможно? Когда есть любовь, бескорыстная любовь к искусству, без выгоды для себя. Это очень важно для человека, который входит в пространство искусства. Тогда искусство откроется перед вами.

Искусство это мир человеческой души. Это не фраза- это реальность. И это не черное и белое. Это противоречиво. Это сложно. Это многосоставно.

Итак, первое что мы должны уяснить, что такое искусство. В нашем обществе существует совершенно неверное представление о том, что такое искусство и что такое знаток искусства.

Часто мы думаем, что знаток искусства это человек, который знает факты об искусстве, читал Вазари, знает, что такое Флоренция 14-15 века, и т.д.

Все то что я сейчас перечислила, это факты культуры или истории. Факты, безусловно важны для восприятия искусства. Для человека, который не владеет фактами искусства, искусство закрыто.

Фактами культуры вы можете овладеть самостоятельно. Список литературы есть у меня в ЖЖ.
Однако, факты культуры - это еще не искусство.

А что же такое искусство?

Искусство - это конкретное произведение, а точнее это много- много разнообразных конкретных произведений. И каждое произведение неповторимо. А если оно не повторимо, значит каждый раз стоя перед конкретным произведением у вас новая задача. Вы не можете сделать также как вчера, перед другим произведением.

Ядро произведения искусства - это художественный образ.

Художественный образ - это идея выраженная в яркой художественной форме.

Идея - это не мысль, это не результат логических размышлений.

Идея в художественном образе - это всегда чувство.

Идея - это не мысль.

На основе мысли строится не искусство, а наука. В основе любой науки логические построения. Итогом логических построения является мысль.

Мысль - это итог науки.

Итог искусства - это воплощенное чувство. Что значит воплощенное?

Чувство нельзя передать другому человеку. Мы не можем понять чувство другого человека. Мы можем только присоединиться к чувствам другого человека. Попытаться присоединиться. И в искусстве чувства воплощаются в художественной форме. Любые человеческие чувства, должны воплотиться в художественной форме.

Художественная форма делает человеское чувство зримым и доступным восприятию. Мы можем его увидеть это чувство в визуальном искусстве. Мы можем это чувство услышать в музыке. Мы можем почувствовать запах этого чувства в парфюмерном искусстве. Мы можем попробовать это чувство на язык в кулинарном искусстве. Это все художественная форма.

Идеи во всех видах искусства черпаются из одного источника - из человеческой души, это человеческие чувства. и поэтому страсть или нежность могут быть воплощены в музыке, в колористической композиции, в цветовых пятнах, но это будут страсть и нежность. Могут быть воплощены в модном образе, а точнее в искусстве великих модельеров, воплощается страсть и воплощается нежность. Воплощается отчаяние и воплощается гордая вера, разнообразные чувства. У Вивьен Вествуд, у Готье, у Гольяно у Ив Сен Лорана, Макуина в основе лежит Чувство. Но чувство не постижимо, значит это чувство нужно научиться воспринимать.

Прежде чем перейти к этой теме я хочу привести вам пример. Мы немножко остановимся на художественной форме.

Итак, еще раз, художественный образ это идея(человеческое чувство) выраженная в художественной форме.

Идеи черпаются из одного источника - человеской души.

А художественная форма специфична для разнообразных видов искусства. То есть у каждого вида искусства своя художественная форма. В музыке это звуки, мелодические ритмы, громкость звучания. Тихая мелодия, или громкая наполняющая все пространство - это определенные чувства. И выбор громкости- это работа над воплощением чувства в музыке. Ритмы размеренные плавные мелодическкие или рваные с ударными инструментами- это разные чувства.

Точно также в парфюмерии, кулинарном искусстве и конечно определенная специфика в визуальных искусствах.

Что такое художественная форма в визуальных искусствах?

Художественная форма состоит из отдельных элеменотов и связей между этими элементами.

Художественная форма имеет отдельные части и связи между этими частями.

Структура - это построение художественной формы: какие части и как они связанны между собой- это есть структура.

Элементы художественной формы, то есть то что мы видим. Какие это элементы?


  1. Это в первую очередь линия. В первую очередь потому, что так развивался глаз человека, сначала мы видили контурную линию. так говорят ученые, и скорей всего так и было. Ведь многие люди видят линии, а оттенки цвета не различают. У зеленого сотни оттенков, но хотябы десяток названий надо знать. А многие люди и не понимают, что это разные цвета.

  2. Цветовое пятно(колорит-соотношение цветовых пятен)

  3. Фактура - характер поверхности. Все предметы в искусстве, в реальном мире имеют какую-то поверхность. Например, в искусстве комстюма фактура ткани меет колоссальное значение для создания образа. Одно дело Санджен. эткань и по цвету очень сложная, она меняется при разном освещении. Фактура ее шероховатая и выделяются даже разные ниточки и эта шуршащая фактура содает определенный образ.

Совсем другое дело сукно. Сукно не отражает цвет, шелк(санджен) отражает цвет. с

совсем другой Атлас, там другое переплетение (через пять ниток). здесь создается совершенно другая фактура, поверхность. И атлас востребован в определенном стиле Барокко. В Чувственном, ярком стиле.

тоже самое в декоративно прикладном искусстве мебели. тоже самое в Архитектуре как обрабатывается камень. Все это создает художественный образ.

Это три основных элемента. Но структура это не только отдельные элементы, но и связи между ними. То есть не просто характер линии, не просто колорит, не просто цветовые пятна, не просто характер фактуры, а связи между ними. Эти элементы не должны существовать отдельно в художественном образе, они связаны и связаны не умом, не в результате размышлений, а в результате прозрений.

Это пока для вас слова, но вы их запоминайте, они вам пригодятся в последствии, потому что Вы будете присутствовать при этих прозрениях.

Характер связи в визуальных искусствах выполняют ритмы.

Ритм- это повтор чего либо. бывают простые ритмы когда идет повторение одной и тоже формы. Где мы можем это встретить? Например в Египте. Колонада состоит из совершенно одинаковых колон - это простой ритм. В искусстве костюма в пятидесятых годах когда красная сумочка сочеталась с красными туфлями. Ничего подобного нет в современном искусстве на смену простому ритму приходит сложный ритм, нюансированный ритм. Когда при повторении происходит изменение этого элемента который повторятся. Часто нюансированное изменение не большое, а подчас и сложное не видимое изменение.

Пример. Возьмем красную сумку, открытого алого цвета. Красный пигмент лежит в основе красного открытого цвета. еслимы к этому красному пигменту добавим синий пигмент, то можем добиться разных градаций от малинового до фиолетового и туфли к этой сумке могут быть малиновыми, а могут быть густого фиолетового цвета. Это нюансированный ритм, он не открытый, не явный. Это второй вид ритма.

Но бывает и другой ритм, скрытый. Это смысловой ритм. Об этом я не буду расказывать сейчас. Но вы сейчас запишите. чтобы вы знали, что в искусстве вообще нет ничего простого. Если вы жили в мире где у вас все черное и белое, забудьте про это. Потому что в мире на самом деле нет черного и белого, это в ваших головках все черное и белое. И в искусстве тоже ничего простого быть не может. Искусство это духовный опыт великих художников, который отражает человеческую душу и все сложное, подчас недоступное для понимания и восприятия.

Обучение любое это всегда упрощение. Нельзя обучить не упростив. Поэтому я стараюсь упростить, но дать вам понять, что я упрощаю. Есть очень много того, что вы не поймете. Это нужно понимать. Я посвятила жизнь искусству, я иду вперед, я пытаюсь понять, то что недоступно сегодня. Я пытаюсь, чтобы мне это было доступно завтра. и этот процесс бесконечный до моей гробовой доски. Если есть чему у меня поучиться это моему пути, когда я никогда не успокаивалась и не говорила ах ты специалист. Я всегда смотрела с удивлением и восторгом и я понимала, что каждый день передо мной открываются новые миры. И эта моя способность позволила мне расти всю мою жизнь.

Вы должны четко представлять, что искусство это огромный котлован, и на наших занятиях мы будем пытаться снимать с него верхний слой, самый доступный. Я выбираю примеры чтобы они были доступны для вас. Но вглубь идут сотни и сотни слоев. И где-то очень глубоко находится Рембрандт, Веласкес, Макуин, в отличие от Шанель, которая на поверхности.

Итак, мы выяснили, что самое главное в произведении искусства - это художественный образ. Художественный образ - это чувство, воплощенное в художественной форме. И не просто в форме, а этот образ всегда имеет структуру. Не просто отдельные элементы художественной формы, а связанные сложными связями друг с другом. Эти связи не рождаются в результате размышлений «я одену эту сумочку такого цвета с туфлями такого цвета». Так не бывает никогда.

Душа художника и есть человеческая душа. Душа есть не у всех людей.

У древних японцев есть блистательные слова, которые многое раскрывают в искусстве: «Когда душа художника наполняется до краев впечатлениями, то что переливается через край души и есть произведение искусства». Но мы живем в обществе людей без души. Система воспитания и образования в нашем обществе, уничтожает чувства. В ребенке до шести лет есть чувства, но к шести годам общество и образование справляются с этой проблемой. Чувства уничтожаются. А с утратой навыка чувствовать утрачивается душа.

Стиль это высота в искусстве. Самый высокий образ в искусстве - это стиль. От куда он явится, если нет души?

Восприятие искусства требует опыта чувств. Если люди принимают решения от ума и не дают себе возможности видеть окружающий мир. Если вы живете в рамках представлений общества потребления, когда ценно только то что дает деньги.

Однажды я поняла, что когда я стою перед разными картинами, мое тело живет своей жизнью. Я поняла, что дышу по разному, что мышцы в разном состоянии. И потом я поняла, что это я откликаюсь на цвет, линию, композицию, масштаб, пропорцию и т.д. Я поняла, что мое тело откликается на эти вещи. Оно живет жизнью того произведения искусства перед которым я стою.

Без живого тела, невозможно восприятие мира и искусства. Нет отклика тела - нет восприятия.

По сути, если вы видите нежный колорит картины, ваше дыхание должно стать более мягким.

Восприятие образа- это отклик на скрытую структуру художественного образа. Этому вообще научить нельзя. потому что структура это очень сложная вещь. Восприятие ее это интуитивный процесс. Любому интуитивному процессу научить нельзя. это плохая новость. А тепереь хорошая - можно научить откликаться и воспринимать отдельные элементы структуры.

Когда у вас накопится опыт личного восприятия отдельных эелементов структуры, то может неожиданно открыться весь образ.

Интуиция это всегда результат опыта. Чем больше опыта тем скорее интуитивные процессы прийдут в движение. А когда опыта нет, стилю не от куда взяться.

Умение откликаться на смыслы в искусстве, раскрывает перед нами миры и не только искусства, а окружающий мир. Мир вашего мужа, ребенка. Часто женщины воспитывают ребенка исходя из своих эгоистических представлений, совершенно не пытаясь воспринимать ребенка. Не пытаясь открыть его душу, ведь это не ваша душа. Он другой.

А разве много жен которые вопринимают своих мужей, понимают их, отказываясь от своих предствалений, какими они должны быть. И любят их, а не свои фантации. Любят реальных людей.

Не женитесь и не выходите замуж если не видите окружающий мир. Это значит обязательно разочарование. Учитесь видеть мир.

Искусство, это духовный опыт. Искусство не развлекает. Искусство не дарит наслаждения. Искусство учит жить. Искусство учит откликаться вашей душой и формировать вашу душу. Искусство учит быть человеком или учит, как стать человеком.

У меня есть совершенно потрясающая подруга - Любовь Михайловна Попова. Конечно, я ее называю Любочкой, но это только между нами, девочками. Для всех остальных она только - Любовь Михайловна, причем, произносится обычно с трепетом и уважением, граничащим с обожанием. Такая любовь у студентов к Любови Михайловне возникла от того, что ее лекции, да и вообще преподавание, находятся на невероятном интеллектуальном уровне. Основанная ею Школа стиля - дитя большой любви и понимания всего того, что вложено в понятие "стиль". Я не училась у Любови Михайловны, но бывала на ее лекциях, где поражалась не только знаниям и логическому следованию за стилем художника, но и артистизму, с которым она читает лекции.
Знаете, бывает, что ты даешь человеку, ничего не получая взамен? У нас с Любой всегда только взаимный контакт: она вдохновляет меня своими рассуждениями, я делюсь своими умозаключениями.
Здесь я выкладываю "для затравочки" кусок прекраснейшего поста Л.М. Поповой, опубликованного в сообществе ее Школы.

"Мастер-класс. Трансформация как путь к стилю

Стилист создаёт Миры. И потому находится где-то там, рядом с Богом.
Понятно, что забраться туда, по своей воле, невозможно.
Вот почему профессиональные навыки стилиста я воспринимаю как ПОДАРОК.
Но подарок, который не даётся каждому. Это подарок за страсть к искусству.

Я решила выкладывать некоторые материалы моих учебных курсов.
Сегодня мы поговорим о трансформации как единственно возможном пути к стильному образу.

Обучение стилиста, в какой бы области он не работал (стильный интерьер, фотография, индивидуальный образ человека) предполагает обязательное постижение (именно постижение, а не просто знание) больших исторических стилей.
Во-первых, это опора в работе профессионала: не надо изобретать велосипед. А во-вторых, в процессе обучения и вырабатывается ЧУВСТВО СТИЛЯ, без которого нет стилиста.
Большие исторические стили - это классика, барокко, рококо, классицизм, романтизм, религиозно-символического стилевое направление. Большими их назвали потому, что они охватывают чаще всего все или наиболее характерные для данного периода виды искусства.

Когда вы знакомитесь с творчеством художников определённых стилевых направлений, то cкладывается впечатление, будто они жили на разных планетах. Так в эпоху барокко мир был богат на природные дары: лавки ломятся от разнообразной живности, а интерьеры утопают в цветах. Размеры многих барочных архитектурных сооружений заставляют предположить, что люди барокко любили проводить время на публике, заполняя эти колоссальные пространства. Женщины отличались телесной пышностью, а мужчины - были хотя и грубоваты, но зато отменно здоровы. Попадая в барочный мир, вы как бы заражаетесь энергией, несколько грубоватой жизнерадостностью: толкаетесь, страстно жмёте в объятьях, прижимаетесь пышной грудью и громко смеётесь.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме