Литературный анализ по рассказу В. Астафьева "Людочка". Конспект урока на тему "Анализ рассказа В.П.Астафьева "Людочка" Проблематика произведения людочка

Разделы: Литература

Цель уроков:

  • продолжить знакомство с писателем, обратившись к его биографии и прочитанным произведениям; формировать интерес к личности и творчеству Астафьева;
  • раскрыть нравственные проблемы, ставшие определяющими в творчестве писателя;
  • формировать активную жизненную позицию у старшеклассников;

Подготовка к урокам:

  • портреты писателя в разные периоды его жизни и иллюстрации к его книгам;
  • телевизионный фильм "Встречи Никиты Михалкова с Астафьевым" (20 минут),
  • выставка прочитанных книг и вопросы предстоящей викторины,
  • рассказ В.Астафьева "Людочка" (предварительно учащиеся прочитали названное произведение);
  • мини-сочинения "Виктор Астафьев в моей жизни";
  • аннотации к произведениям писателя.

Ход урока

I. Встреча с писателем. Беседа с учащимися.

Что известно нам об Астафьеве?

Астафьев в моей жизни (чтение мини-сочинений о писателе).

Назвать прочитанные книги. Кратко сформулировать проблему, изображённую в произведении, раскрыть основную мысль автора.

Слово о писателе.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, неподалёку от Красноярска. Писатель прожил одновременно и долгую, и короткую жизнь (умер в декабре 2001 года), оставив после себя заметный след в литературе как писатель и человек. О своей родине он сообщает так:

"Все, кто ездил или собирается поехать на электростанцию, никак не минуют моего родного села - оно между двумя городами, и ныне в Овсянке есть маленький железнодорожный вокзальчик...".

В настоящее время Овсянка расстроилась, сделалась почти пригородом, стоит на границе заповедника Столбы и является источником любопытства для туристов, потому что многие поклонники таланта Астафьева мечтают побывать на земле, взрастившей Астафьева, его любовь к земле, человеку и самой жизни.

Рано лишившись матери, воспитывался дедушкой и бабушкой, а затем в детском доме. Огромную роль в формировании личности Астафьева сыграли следующие люди, о которых с нежностью и глубокой признательностью пишет в автобиографии писатель. Кто же они?

Василий Иванович Соколов - бывший воспитатель, а затем и директор игарского детского дома (читать отрывок из статьи к книге "Так хочется жить", стр.7-8).

Игнатий Дмитриевич Рождественский - сибирский писатель, бывший учитель Астафьева (там же, стр.9-11)

В автобиографии Виктор Астафьев называет всех своих друзей и благодарит их за всё. Что они сделали для него. А самое главное - были рядом в разные периоды его жизни и помогли не затеряться в лабиринте проблем, которые приходилось решать с раннего возраста (там же, стр.12).

Просмотр телефильма.

Что нового вы узнали об Астафьеве?

Какое впечатление произвёл на вас Астафьев - человек?

Как писатель относится к своему творчеству?

Жизненное кредо Астафьева. На чём оно основано?

Никита Михалков. Астафьев в его жизни.

Вехи жизни писателя.

(Составляются вместе с учащимися на основе полученных знаний при подготовке к уроку и на уроке)

  • 1941 год железнодорожная школа ФЗО на станции "Енисей", составитель поездов в пригороде Красноярска;
  • 1942 год фронт, шофёр, артразведчик, связист, тяжёлое ранение.
  • 1945 год демобилизация. 18 лет прожил на Урале, грузчик, слесарь, литейщик, вечерняя школа.
  • 1951 год первый рассказ "Гражданский человек" в газете "Чусовской рабочий".
  • 1953 год Пермь. Первый сборник рассказов "До будущей весны".
  • 1961 год Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР

Знаменитый писатель, произведения которого переведены на многие языки мира.

Лауреат Государственных премий.

Размышляем вместе с писателем

Какова главная задача писателя как художника слова?

"... каждый человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но мир, и процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни " через себя".

(Главная задача - помочь читателям постичь смысл жизни, познать себя и через это познание, возможно, измениться и определиться в себе и среди окружающих).

Что особенно беспокоит Астафьева?

"Вот долдоним: дети - счастье, дети - радость, дети - свет в окошке! Но дети - это ещё и мука наша! Вечная наша тревога! Дети - это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу - всю наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими - никогда".

(Астафьева особенно волнует подрастающее поколение. Он не может не видеть, что происходит с нашей молодёжью. Поэтому большинство его произведений о размышлениях над жизнью, теми проблемами, которые охватили общество. Писатель утверждает, что за всё в ответе родители, старшее поколение.)

II. Литературная викторина по произведениям Астафьева.

Задание: узнайте произведение Виктора Астафьева и скажите о книге несколько слов, опираясь на полученные знания.

(учащимся предварительно раздаются отрывки из произведений на отдельных карточках; прежде чем отвечать на вопрос, старшеклассники выразительно читают текст для всех)

"Мальчик брёл, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним отлогий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух захватило - так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему казалась почему-то обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперёд, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлёпая по ней руками, окунать в неё лицо..."

("Васюткино озеро", первый рассказ, появившийся на основе ученического сочинения, которое называлось "Жив!").

"Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на всё рукой. Всё равно мне уж теперь! Я мчался с левонтьевскими ребятишками к речке и хвастался:

Я ещё у бабушки калач украду! "

("Конь с розовой гривой". Так назван и рассказ, и пряник, купленный бабушкой внуку.)

"Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя - сибиряк".

("Фотография, на которой меня нет". Почему? - В день, когда в школе фотографировались, Виктор Астафьев болел. О нём не забыли, принесли фотографию домой).

Задание: назовите другие произведения Астафьева, известные вам. (Такое задание получают ребята накануне урока). ("Царь-рыба", "Последний срок", "Затеси", "Прокляты и убиты", "Так хочется жить", "Людочка").

Итоговое слово учителя.

По мнению современных критиков, "Астафьев - музыкант человеческой судьбы". Сам писатель говорил так: "Нет страшнее доли - остаться человеком наедине с собой, заблудиться в потёмках своей души, окаменеть в самом себе". Действительно, в своих книгах он размышляет о жизни, нашей действительности; думает о человеке, относясь к нему бережно, с огромной любовью; наблюдает за окружающей природой, частью которой и является человек. Творчество Астафьева по праву преподносит читателям жизненные уроки и вселяет надежду на то, что "завтра наступит ясное утро". Ведь каждому из нас "так хочется жить", жить достойно и счастливо.

III. Идейно-художественный анализ рассказа Астафьева "Людочка".

Чтение с элементами беседы.

1. Урок начинается с чтения начала произведения учителем.

2. Что за историю поведал писатель в своём произведении?

(В основе произведения лежит трагическая судьба девушки, начавшей в городе самостоятельную жизнь, но так и не нашедшей своего места в ней.)

Читается отрывок, стр. 13, от слов ""В парке она отыскала давно уж запримеченный тополь..." до слов "...Безбрежной и бездонной".

3. О чём заставил задуматься Астафьев?

(Рассказ заставляет ужаснуться, оглянуться и задуматься. Что есть мы? Что есть жизнь? Какова её цена? Кто виноват? Что же делать?)

4. В чём трагедия девушки?

(Трагедия девушки в том, что она оказалась беззащитной перед силами зла, насилия. Её отравила атмосфера цинизма и бездуховности, которая её окружала с детства.)

Особенности композиции рассказа.

(составляется вместе с учащимися план композиции, выделяются эпизоды жизни Людочки, определившие её судьбу).

Перед выбором. (Почему эту смысловую часть рассказа называем так?)

В родном доме. Значение школы в формировании взглядов девушки.

Приезд в город. Знакомство с Гавриловной.

Городской парк и его "достопримечательности".

Людочка и её новые "друзья" (Артёмка-мыло, Стрекач).

Родные и близкие. (Докажите правильность сформулированного тезиса.)

1 .В родном Вычугане. Правда Вычуганихи.

2. Встреча с матерью, воспоминания об отчиме.

3. Диалог с Гавриловной.

4. Воспоминания об умирающем лесорубе.

В жизненном лабиринте. (Объясните лексическое значение названия.

Соответствует ли оно содержанию рассказа?)

1. Решительный и трагический шаг.

2. Похороны Людочки.

3. Вторая смерть.

4. Эпилог.

Беседа с классом. Сообщения учащихся.

1. Людочка за право жить достойно борется с раннего детства. Докажите.

Семья Отец умер от пьянства и болезней, приобретённых в результате разгульного образа жизни; без него жили свободнее, лучше, бодрее;

  • отчим совершенно безразличен к судьбе девушки;
  • мать советует ехать в город, с глаз подальше: Людочка стала для неё обузой.

Школа слабенькая, неспособная, но до сплошных двоек не опускалась; дисциплинированна, старательна, ни друзей, ни подруг.

Работа трудолюбива, смела, предложила себя ученицей к парикмахеру, терпелива, настойчива.

Дом Гавриловны тепло, уют, сочувствие, понимание, но разочарована в крепости человеческих отношений.

2. Кто отнял у неё право жить достойно?

Артёмка-мыло, который превратил её в свою собственность, что поздно поняла

Людочка, поэтому безоглядно доверилась подлецу.

Стрекач, превратившийся в безудержного пахана-самодура, насиловавшего девушек.

Городской парк, который превратился в притон для малолетних преступников, насильников, развратников и убийц.

Право жить отняла та растлевающая, гнетущая обстановка, в которой живут ровесники Людмилы, те духовные и социальные процессы в обществе, которые "хуже правды".

3. Кто виноват в трагедии девушки?

Мать, не сумевшая помочь дочери в трудную минуту жизни, забывшая о ней. Одноклассники, не проявлявшие к девочке никакого внимания, кроме пренебрежения; конечно же, сама Людмила, не нашедшая в себе сил противостоять жестокому, безумному миру зла и насилия, не научившаяся делиться радостью и бедой с близкими людьми, а значит оставшаяся в одиночестве со своими, как ей казалось, неразрешимыми проблемами.

4. Что же делать в сложившейся ситуации?

Учащиеся делятся своими мыслями, пытаются убедить себя и окружающих в том, что жизнь - великая ценность, данная человеку, и никто не имеет право её убивать. Нужно "жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой, надо сделать её полезной". Приводятся примеры из жизни, из литературы, из фильмов, передач.

Астафьев утверждает, что в этом яростном мире выживает сильнейший. Необходимо становиться таковым с раннего детства, сопротивляясь обстоятельствам, уверенно идти к намеченной цели, не бояться трудностей и испытаний, иначе жизнь сомнёт тебя, лишит самого главного... Поэтому свою героиню автор называет Людочкой.

Она вызывает в душе сочувствие и сожаление: героиня с таким красивым и тёплым именем не превратилась в Людмилу, серьёзную и самостоятельную девушку. "Людмила" - "людям милая" - оказалась жертвой бездуховной жизни и собственной беспомощности. Гибель героини - страшное размышление о жизни и смерти.

Примечание: при рассуждениях учащимися включался анализ эпизодов, иллюстрирующих ответ на вопрос; приветствовалось выразительное чтение отдельных отрывков из произведения с последующими комментариями.

В качестве домашнего задания предлагается

  • прочитать произведение Астафьева на выбор, написать отзыв или сочинение-эссе;
  • приготовить реферат, самостоятельно сформулировав проблему и выбрав другое произведение писателя.

Приложения к урокам

  1. В. П. Астафьев. Рассказ "Людочка".
  2. В. П. Астафьев. Затеси. Вступительная статья к книге.
  3. Фильм Никиты Михалкова. Встреча с В. П. Астафьевым.
  4. Слайды, посвящённые личности писателя.
  5. Выставка произведений В. П. Астафьева.
  6. Сочинения учащихся по книге "Затеси".
  7. Реферат "В. П. Астафьев - музыкант человеческой судьбы".

Произведение относится к философской лирической прозе писателя и в качестве основной тематики рассматривает вопрос о падении нравственности и деградации личности, описывая жестокую действительную реальность.

Центральным персонажем рассказа является шестнадцатилетняя девушка по имени Людочка, представленная писателем в образе юной, простой русской женщины, не отличающейся по внешности от обычных людей, но характеризующейся автором в качестве порядочного, доброго, милосердного человека, испытывающего искреннее уважение к окружающим людям.

Сюжетная линия рассказа повествует о сложной судьбе деревенской девушки, оказывающейся в непростой жизненной ситуации, которая заканчивается трагическим финалом в виде самоубийства Людочки.

После окончания девяти классов Людочка оставляет деревню и перебирается в город в надежде достойного устройства собственной жизни. В родной деревне у девушки остается мать с отчимом, жизнь с которыми не приносит Людочке счастья, поскольку близкие отличаются равнодушным отношением к девушке, полностью поглощенные решением собственных проблем.

Городская жизнь неприветливо встречает девушку, которая вынуждена снимать угол в доме местной парикмахерши Гавриловны, занимаясь всеми бытовыми делами, а также убирая помещение парикмахерской за мизерную зарплату. В один из вечеров Людочка подвергается нападению группы молодых людей во главе с недавно освободившимся уголовником Стрекачом, которые принуждают ее к совершению насильственных действий. Физически и морально раздавленная девушка пытается найти поддержку со стороны хозяйски квартиры Гавриловны, а затем и собственной матери, но близкие люди оказываются безразличными к душевному состоянию Людочки, которая, не сумев пережить случившееся, решает покончить с собой.

Идейное содержания рассказа подчеркивается писателем средствами художественной выразительности, применяемыми в виде многочисленных афоризмов, устойчивых оборотов, жаргонного лексикона, передающих экспрессивный, эмоциональный характер произведения. Кроме того, посредством пластичного, емкого художественно выразительного языка, наполненного простыми олицетворениями, сложными метафорами и эпитетами, писатель придает рассказу колоритное, неповторимое, насыщенное мелодичное звучание. Также автор применяет литературный прием контраста, изображающий духовную взаимосвязь природы с человеком, показывая существование светлого начала в человеческой жизни.

Смысловая нагрузка произведения позволяет продемонстрировать авторский замысел, заключающийся в изображении недолгой, трагичной жизни девушки, ставшей беспросветной, серой, однообразной, отличающейся безучастным равнодушием окружающих, а также отсутствием ласки, нежности и заботы. Тем самым писатель обращает внимание читательской аудитории на деградацию современного общества, погрязшего в аморальных пороках, звериных инстинктах, развратных законах.

Анализ 2

Из самого названия рассказа можно сделать вывод о характере главной героини. Это юная хрупкая девушка, наивная, полная надежд и мечтаний.

Действительно, Людочка выросла в деревне в самой обыкновенной семье. Родители всю жизнь работали в колхозе. Со временем старая система начала разрушаться, жить стало тяжелее. Оставшись без работы, отец героини нашел утешение в алкоголе, еще более усложняя жизнь домашним. Маленькая Люда мечтала переехать из опостылевшей деревни в город. Он представлялся ей местом перспектив, неограниченных возможностей и свободы.

К сожалению юной и наивной героине придется столкнуться с реальностью, разрушающей мечты. В городе вроде все начинается неплохо. Девушка сразу находит работу и жилье. Только вот хозяйка сваливает на нее всю работу по дому, а профессия никак не дается. Вскоре суровые реалии жизни в городе проявляются еще больше.

У Астафьева город представляет собой каменные джунгли, где кто сильнее, тот и прав, и каждый сам за себя. Безраздельную власть имеют шпана и хулиганы, вдохновленные бывшими заключенными. Они собираются в парке, олицетворяющем все самые неприглядные стороны жизни. Милиция же предпочитает обходить это место стороной. Отчасти из страха перед властью, имеющейся у преступников. С другой стороны представителям правопорядка это даже удобно. Закрывая глаза на реальные преступления, милиция демонстрирует отличные показатели раскрываемости.

В таком поведении вся суть жизни советского общества тех времен. Это показной идеализм на руинах человеческих жизней. В гниющем заброшенном парке висят красивые плакаты с лозунгами о счастливом будущем. В то же время людские сердца зачерствели и потеряли способность к сочувствию.

Факт надругательства над героиней никого не повергает в шок. Наоборот, окружающие считают, что через это должна пройти каждая женщина. Не найдя отклика среди родных, Людочка пытается найти ответ в себе. Она приходит к выводу, что и сама является черствой и неспособной к сочувствию.

Дабы разбить этот порочный круг она приносит себя в жертву, пытаясь ценой собственной жизни искупить вину человечества. И ее поступок не проходит бесследно. Казалось бы безразличный к ней отчим становится человеком, отомстившим за нее. Однако добиться справедливости в таком мире можно только приняв правила игры, самому одолеть зло.

Несколько интересных сочинений

    Размышляя надо темой сочинения, у меня в голове пронеслось множество мыслей, связанных с верой. Не могу сказать, что я всю ответственность перекладываю на чудо, но все же нельзя опустить тот факт

  • Сочинение Дорант в рассказе Мещанин во дворянстве Мольера образ и характеристика

    Изначально комедия «Мещанин во дворянстве» была написана по заказу Людовика 14. Дело происходило так. Однажды король принимал у себя в гостях турков.

  • При слове Родина каждый начинает думать о чем-то своем. Родина – это не всегда означает только тот город или страну, в который человек живет. Родина – чаще всего это то место, где именно ты родился, начал взрослеть.

  • Образ и характеристика Толстого в рассказе Толстый и тонкий Чехова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является господин по имени Михаил, представленный писателем в образе Толстого.

  • Кто такой интересный человек? - спросите вы. Ответ на этот вопрос будет зависеть от нескольких факторов: возраста человека, пола, профессии и характера.

Сочинение

«Нам незачем наши сердца холодить; И так уж на улице вьюга». (С. Куняев)

Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того
времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают
жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора
Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.
Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение
очень актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет. Небольшое
произведение вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя:
загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и
деградация личности, а также гибель русской деревни. В этом рассказе
Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни.
Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого
названия рассказа («Людочка») видно, что в нём написано о хорошей хрупкой
девушке. Людочка всё своё детство провела в деревне, со своими родителями:
отцом и матерью, а после смерти отца - с отчимом. Её отчим «никак не
относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Людочка в деревне росла «как
вялая примороженная трава». Людочка пытается вырваться из этого чувства.
Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже
одинокие. Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей.
Биография главной героини даётся писателем в самом начале повествования.
«Людочка родилась в небольшой угасающей деревне» «слабенькой, болезненной и
плаксивой».
Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений,
постепенно готовя нас к трагической развязке.
Рисуя образ Людочки, автор изобразил портрет обычной русской девушки.
Людочка с детства не отличалась ни особой красотой, ни умом, но сохранила в
своей душе доброту и порядочность, милосердие и уважение к людям. Девушка
была слабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ее приютила в
городе) свалила на нее всю работу по хозяйству. Но Людочка на нее не
обижалась, а делала все с удовольствием. Жалость и сострадание
почувствовала она и к несчастному парню – лесорубу, который умирал в
больнице исключительно по причине халатности врачей. Людочка чувствовала
глубокую вину перед парнем, потому что она живет, а он, такой молодой,
должен умереть. Астафьев возмущается тем, что люди не способны чувствовать
чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда их
вина. Возможно, Людочка острее других почувствовала сострадание к этому
парню только потому, что сама на себе это перенесла и натолкнулась на
непонимание близких людей. Однако, Людочка тогда не сознавала, что, сделай
она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они
сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем,
выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению».
Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду,
теперь уже она не встретила понимания у других. Девушка была так бесконечно
одинока в своей печали, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о
своей беде. Это чудовищное непонимание подвело девушку к трагическому
исходу.
Цинизм, бездуховность – первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно
состыкован второй пласт – экологическая катастрофа.
Мы видим деревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюся трубу
центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её
«ароматы».
Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидеть многие беды и реальные
опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать
читателя, заставить его оглянуться вокруг.
В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования
доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью,
подтачивающая нравственные устои общества. Но не хватало внимания к
конкретным судьбам.
Кроме Людочки, в рассказе Виктора Астафьева есть и другие герои: мать
Людочки, её отчим, Стрекач, Артёмка-мыло и другие. Когда Людочка уже не
могла переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников, она приехала на время в
свою родную деревню, к своей матери. Мать Людочки, рассказывая ей только о
своей жизни, даже не поинтересовалась жизнью своей дочери. Поэтому Людочка
ей и не рассказала, что ей пришлось пережить в городе, так как посчитала,
что её матери нет никакого дела до неё. Все оставили Людочку «... теперь и
самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, отверженности,
лукавого людского сочувствия...» Об отчиме Людочки никто много и не знает,
даже сам автор. Ему не известна ни его фамилия, ни его имя. Он «никак не
относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Но именно он отомстил Стрекачу
за Людочку. А Стрекач - это такой же обитатель парка ВПВРЗ, как и все
остальные, только его отличие от остальных - это то, что многие обитатели
городского парка считали его своим главарём. Для Стрекача, так же как и для
других ВПВРЗэшников не существовало никаких рамок, в нём полностью
отсутствовало что-либо человеческое. После его смерти «угнетённые,
ограбленные, царапанные... обитатели железнодорожного посёлка вздохнут
теперь освобождено, и будут жить теперь более или менее ладно до пришествия
нового Стрекача, ими же порождённого и взращённого». Когда Стрекач
насиловал Людочку никто даже не отозвался на крики (Людочки) о помощи. Она
оказалась в полнейшем одиночестве. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка
квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в
родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Даже
находящийся в это время рядом Артёмка-мыло ничего не стал предпринимать для
спасения чести Людочки. В образе Стрекача автор собрал все гадкое, что
может только быть в человеке. Нет, не поворачивается язык назвать его
человеком – это какое-то нравственно одичавшее существо. В стычке между
Стрекачом и отчимом Людочки писатель на стороне последнего, хотя тот
совершает самый ужстный грех – убийство. Но с такими, как Стрекач можно
бороться только такими методами.
Она не смогла выдержать – предательства близких ей людей. Но отступничество
проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама
причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не
коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой
которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в
больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.
Сама Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы,
Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Это – искупление невинными
и непонимающими чьих-то грехов.
Трагедия девушки – недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая,
безучастная, без ласки и любви.
Кульминационным эпизодом рассказа является самоубийство (через повешение)
Людочки. Она повесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а из-за
того, от неё все отвернулись, даже её собственная мать. Все её оставили в
одиночестве. Она не была никому нужна. В таких условиях жизни, в таком
одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти
«звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйти из неё путём
самоубийства. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы
общества - это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их
сделало такими общество в котором они жили. Им оставалось только стать
«животными», чтобы продолжать своё существование. Людочка перед смертью
говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня - никому до меня нет дела. А
душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной
плоти ютившаяся душа».
Смерть героини – это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала
необходима матери, Гавриловне, её заметили.
Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам
автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста
Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов
(«золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Это
используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её
индивидуальных качеств.
Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто
говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».
Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной
выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи
героев живость, меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в
голову», «гнуть спину», «работала как конь»).
Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева.
Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте»,
«испустившего резиновый дух крокодила Гену») используется множество
сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину («пьяно
шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце», «серебряные
заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Поэтому произведение
получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.
Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его
рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды,
исходит из сердец тружеников.
Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем,
подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно
ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной
отсталости.
Рассказ «Людочка» очень актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время
деморализованное общество продолжает деградировать. И даже сейчас
существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные
и друзья (в следствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им
остаётся только наложить на себя руки). Всё чаще встречаются такие отбросы
общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.
Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только московского
парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не только в
Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотел показать, что может
произойти с человеком, когда он остаётся один (из людей). Такое может
произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другим
человеком.
«Людочка» Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком произведении
автор сумел поставить перед читателем ряд важнейших проблем и в яркой
художественной форме изобразил картины нашей реальной жизни. Но думаю,
главная задача писателя – показать, в какую пропасть мы идем. И если
вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Автор призывает всех
подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя,
научиться любить и сострадать ближнему. Увидеть красоту мира и попытаться
сохранить ее. Ведь красота спасет мир.

В журнале "Новый мир", в сентябрьском номере за 1989 год, опубликовал свой рассказ Астафьев ("Людочка"). Анализ этого произведения - тема данной статьи. Фото автора представлено ниже.

Проблематика рассказа

Рассказ этот - о молодежи, однако в героях, которых создал Астафьев, молодости нет. Все они - страдающие где-то глубоко в себе и шатающиеся по свету. Эти изношенные тени бросают на души читателей свои мрачные ощущения. В особенности в героях Астафьева поражает одиночество, которое в произведении неизменное и жуткое. Из этого круга стремится вырваться главная героиня рассказа "Людочка" (Астафьев). Проблематика произведения заключается в столкновении между внутренним и внешним миром. Можно заметить, что уже первые строчки рассказа, в которых героиня произведения сравнивается с примороженной вялой травой, наводят на мысль о том, что она, подобно этой траве, к жизни не способна.

Отношение родителей к Людочке

Отношение родителей к Людочке - важный момент, на котором следует остановиться, проводя анализ. Астафьев ("Людочка") рисует взаимоотношения главной героини с родителями далеко не идеальными. Людочка уезжает из дома, в котором прошло ее детство. В нем остаются тоже одинокие, чужие ей люди. Мать девушки уже давно свыклась с устройством собственной жизни. А отчим относился к главной героине равнодушно. Астафьев отмечает, что они просто жили в одном доме, да и только. Девушка ощущала себя чужой среди людей.

Проблема душевного одиночества

Наше общество больно, это ясно сегодня всем. Но чтобы выбрать правильное лечение, нужно поставить верный диагноз. Лучшие умы страны бьются над этим, пытаются провести собственный анализ. Астафьев ("Людочка") поставил очень точный диагноз для одной страшной болезни, которая поразила страну. Писатель увидел главную героиню рассказа в душевном одиночестве. В ее образе отразилась боль множества наших соотечественников. Очень актуален и сегодня рассказ "Людочка" (Астафьев). Проблематика его близка и знакома множеству людей, живущих в наши дни.

Рассказ, созданный Астафьевым, легко вписывается в современный Одна из основных особенностей таланта автора - умение охватить проблемы, которые волнуют многих писателей: распад деревни, падение нравственности, бесхозяйственность, рост преступности. Виктор Петрович показывает нам серую, будничную, обыкновенную жизнь. В круге "дом-работа-дом" живут Гавриловна, женщина, потерявшая в парикмахерской свое здоровье, и ее товарки, принимающие как должное все удары судьбы. И главная героиня должна быть в этом круге, как показывает проведенный нами анализ. Астафьев ("Людочка") изображает ее отнюдь не исключительной героиней, способной изменить этот мир. Она вынуждена существовать в тяжелых условиях и понимать, что выхода нет.

Запутанная судьба Людочки

Когда главная героиня произведения окончила 9 классов и стала девушкой, мать ей сказала, чтобы Людочка отправилась в город устраиваться, поскольку ей нечего делать в деревне. Основная идея рассказа состоит в изображении запутанной судьбы девушки, которая зажата экономическими рамками (для того чтобы хоть как-то выжить в городе, нужно было соглашаться на любую работу), а также неприемлемыми для деревни жестокими нравами города. Писатель мастерски раскрыл характер Людочки, а также нравственные проблемы современного ему поколения, провел их анализ. Астафьев ("Людочка") смог доступно рассказать о многих серьезных вещах, вызвать сострадание и сочувствие к несправедливой судьбе главной героини.

Почему Людочка покончила с собой?

Людочка, приехав домой, не нашла даже у матери должной поддержки, поскольку та была озабочена собственными проблемами. Главная героиня была способной на отчаянный поступок, решительной в себе, как и все Она всегда первая в детстве бросалась в реку. И теперь, с петлей на шее, Людочка, как и в детстве, оттолкнулась ступнями и зажала уши ладонями, словно бросилась в бездонный и безбрежный омут с высоко подмытого берега. С одной стороны, девушка решила таким способом решить все свои проблемы, не мешая никому, но с другой - ее решимости можно позавидовать. Характеристика Людочки Астафьева весьма примечательна. Решимость главной героини не свойственна многим молодым людям современности.

Взаимосвязанность судеб

Писатель стремится дать в рассказе такое изображение, чтобы читатель получил возможность не просто увидеть, но и ощутить в картине, встающей перед ним, живой ток жизни. Проводя анализ рассказа Астафьева "Людочка", необходимо отметить еще один важный момент. Сюжет представляет собой не просто и не только видимую событийную связь, но и нечто большее - сокрытую подтекстовую, которая скрепляет движением авторской мысли все произведение. В нашем случае это мысли о взаимосвязанности судеб, живущих в расколотом, разъединенном, но все же в одном мире, на одной земле. Грехи очень многих приняла на себя Людочка: матери, Стрекоча, Гавриловны, школы, молодежи городка, советской милиции. Это то, с чем еще Достоевский не мог согласиться - искупление непонимающими и невинными чьих-то грехов. Недолгая жизнь, однообразная, беспросветная, безучастная, серая, без любви и ласки - трагедия девушки. Ее смерть - это ее взлет. Лишь после гибели Людочка стала вдруг необходима своей матери, Гавриловне. Ее наконец заметили. Очень трогателен рассказ Астафьева, поскольку читатель может почувствовать, как автор добросердечен и заботлив по отношению к этой девушке.

Трагедия "маленького человека"

Трагедия "маленького человека" раскрывается в этом произведении. Астафьев продолжает в нем одну из самых излюбленных в русской литературе 19 века тем. В произведении описывается судьба одной несчастной деревенской девушки, приехавшей на поиски счастья в город, но наткнувшейся на жестокость и равнодушие людей. Над Людочкой надругались, однако самое страшное - не это: ее не захотели понять люди, которых она любила. Поэтому девушка покончила с собой, не найдя ни в ком из них моральной поддержки.

Образ Людочки Астафьев создал следующий: это обыкновенная русская девушка, каких множество. Главная героиня не отличалась с детства ни умом, ни красотой, однако сохранила в душе своей уважение к людям, милосердие, порядочность и доброту. Девушка эта была слабохарактерной. Именно поэтому Гавриловна, приютившая ее в городе, свалила на Людочку всю работу по хозяйству. Девушка ее делала с удовольствием и не обижалась на нее.

Языковые особенности в рассказе

Мы проводим идейно-художественный анализ рассказа Астафьева "Людочка". Идейную основу произведения мы описали, переходим теперь к художественным особенностям этого рассказа.

Писатель вложил в уста Гавриловны большое число устойчивых оборотов, афоризмов ("касаточка", "ласточка", "голубонька сизокрылая", "золотко мое"). С помощью этих выражений автор дает характеристику хозяйки, ее индивидуальные качества получают эмоциональную оценку. Дух и стиль своего времени наследуют герои Астафьева. Их речь - это не просто говор. Она является выразителем всех нравственных и умственных сил. Можно лишь поаплодировать писателю за прекрасное знание жаргона ("кореши", "рвем когти", "пахан", "отвали"). Русские поговорки, пословицы и другие и словосочетания занимают среди изобразительных средств, используемых писателем, значительное место. И это неслучайно - в них заложены огромные выразительные возможности: экспрессивность, эмоциональность, высокая степень обобщенности. Автор пластичным, емким, художественно выразительным языком передает читателю свое мироощущение. Читая произведение "Людочка" Астафьева, можно заметить, что свойственную народной речи меткость, живость придают речи героев устойчивые обороты ("работала как конь", "гнуть спину", "втемяшилось в голову"). Колоритен, богат, неповторим в мелодичном звучании язык автора. Кроме простых олицетворений (например, "деревня задохнулась в дикоросте") он использует множество сложных, наполненных метафорами и эпитетами, создающих отдельную картину. Поэтому рассказ получился столь ярким, насыщенным и незабываемым.

Прием контраста

Свое внимание не сосредотачивает исключительно на теневых сторонах жизни Виктор Астафьев ("Людочка"). Анализ произведения показывает, что в нем присутствует и светлое начало, скрашивающее многие невзгоды. Оно исходит из сердец многочисленных тружеников, которые на Руси не переводятся. Вспоминается сцена сенокоса, эпизод, когда главная героиня вместе с матерью метали стог, а потом Людочка смывала с себя в родной реке труху и сенную пыль с радостью, ведомой лишь людям, поработавшим всласть. Прием контраста, который удачно применил здесь Астафьев, подчеркивает духовную близость с природой человека, которую в городе, погрязшем в нищете, темноте невежества и полной отсталости, невозможно ощутить.

Чем притягателен рассказ "Людочка" Астафьева?

Рассказ этот притягателен тем, что автор в столь небольшом по объему произведении смог поставить ряд важнейших проблем перед читателем. Писатель изобразил в яркой художественной форме картины реальной жизни многих людей. Однако главная задача Астафьева, вероятно, состояла в том, чтобы показать всем нам, в какую пропасть мы движемся. И если не остановиться вовремя, человечеству грозит полное вырождение. Именно на эту мысль наводит рассказ "Людочка". Астафьев призывает нас подумать об окружающем мире и о собственной душе, попытаться себя изменить, научиться сострадать ближнему и любить людей, увидеть красоту этого мира и постараться ее сохранить. Ведь красота, как известно, спасет мир.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Литература

рассказ астафьева людочка самоубийство

Введение

В данном реферате была рассмотрена актуальность темы, представленной в рассказе В. Астафьева "Людочка".

Люди, мысли, характеры, жизненные ситуации и действия, описанные в рассказе около тридцати лет назад, являются современными и в наше время. Юродивый, безнаказанный мир окружает героев произведения. Сколько бы не прошло лет, а проблемы остаются неизменными. Явления, о которых повествует В. Астафьев не случайны - они непосредственно взяты из нашей жизни.

Садизм, безнаказанность за преступление, несправедливое отношение - всё это Людочка испытала на себе. У неё просто не было сил бороться с обстоятельствами. Кроме того не нашла она и поддержки ни у своей семьи, ни у хозяйки квартиры. Обиход, привычное однообразное течение жизни - здесь нет места переменам! Что могло помочь бедной отчаявшейся девушке? Едва ли она могла самостоятельно выбраться из сложившейся ситуации. Ведь мир так сложен, особенно для подростков. А как хотелось обычного человеческого спокойствия и счастья!

Глава 1. Отзывы и рецензии на рассказ В. Астафьева "Людочка"

"Нравственность есть Правда", - писал Василий Шукшин. Правда и нравственность в литературе неотделимы. Светлая любовь, непримиримость ко всякому злу и доброта, восхищение красотой Земли высказывается в произведениях Виктора Астафьева "от первого лица", со всей прямотой и бесстрашием. "По натуре своей он моралист и певец человечности", в судьбах своих героев "выделяет этические моменты, какие понятны всякому времени, и нынешнему, и завтрашнему"" - отмечает критик А. Макаров, говоря о творчестве Виктора Петровича. В сентябрьском номере журнала "Новый мир" за тысяча девятьсот восемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева "Людочка". Он о молодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей. Особенно поражает в героях Астафьева одиночество. Жуткое и неизменное. Людочка пытается вырваться из этого чувства. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим Людочки никак не относился к ней. "Жил он, жила она в одном доме и только". Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей. Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Над этим бьются лучшие умы страны. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа "Людочка", в образе которой отразились как две капли воды боли подавляющего большинства наших соотечественников, он увидел в душевном одиночестве. Рассказ легко вписывается в литературный процесс современности. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича - умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: бесхозяйственность, падение нравственности, распад деревни, рост преступности. Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом - работа - дом. В этом круге живёт Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, её товарки, как должное принимающие всё горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползёт по этому кругу, и мечта-то у неё самая обыкновенная, как у всех молоденьких девушек: выйти замуж, научиться работать. Речь героев Астафьева убедительным образом иллюстрирует это положение социальной психологии. "Покуль ты ученицей будешь " живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь, " " наставляла Гавриловна девушку. Биография главной героини даётся писателем в самом начале повествования. "Людочка родилась в небольшой угасающей деревне" "слабенькой, болезненной и плаксивой". При помощи эпитетов автор создаёт у читателя соответствующий психологический настрой на развитие основной сюжетной линии. Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя нас к трагической развязке. Цинизм, бездуховность " первый сюжетный ласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт " экологическая катастрофа. Картины природы в произведении " не просто фон, на котором развёртывается действие, они имеют важное значение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность. Мы видим деревню "задыхающуюся в дикоросте", прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её "ароматы".Оба эти символа помогают яснее, без прикрас видеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг. В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко "оперировать" судьбами тысяч людей. Но не хватало внимания к конкретным судьбам. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве. На улице за неё струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать " предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Им, живым, не его боль, не его жизнь, им своё сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться. "Живые не хотели приносить себя в жертву умирающему. Сама Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению". Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Вот что подвело девушку к трагическому исходу. Обращает на себя внимание композиция рассказа. После повествования о случившемся с Людочкой несчастья, автор возвращает нас памятью героини в прошлое, чтобы найти объяснение происшедшему. Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встаёт перед ним. Сюжет " не только и не просто видимая событийная, но чаще и больше сокрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющим движением авторской мысли. В нашем случае " мысли о всеобщей взаимосвязанности судеб, живущих в разъединённом, расколотом, но в одном мире, на одной земле. Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Это то, с чем не мог согласиться ещё Достоевский " искупление невинными и непонимающими чьих-то грехов. Трагедия девушки " недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви. Смерть героини " это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили. Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов ("золотко моё", "голубонька сизокрылая", "ласточка", "касаточка"). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств. Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а "выразитель всех сил умственных и нравственных". "Плохие" выписаны со смаком. Остаётся только поаплодировать писателю за великолепное знание жаргона ("рвём когти", "кореши", "отвали", "пахан"). Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность. Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи ("втемяшилось в голову", "гнуть спину", "работала как конь"). Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева. Помимо простых олицетворений (таких, как "деревня задохнулась в дикоросте", "испустившего резиновый дух крокодила Гену") используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину ("пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце", "серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака"). Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым. Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, кои не переводятся на Руси. Вспоминается сцена сенокоса, когда "Людочка и мать метали стог", а потом девушка "в родной реке смывала с себя сенную пыль и труху" с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим". Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной отсталости. Посмотрите вокруг: раздоры, злость, гордыня мучают и терзают нашу землю. Если не мы, то кто прорвёт этот замкнутый круг" Поэтому особенно актуальны проблемы в свете сегодняшнего дня, поднятые В. Астафьевым. Думая о Людочке, о её судьбе, о той растлевающей, гнетущей обстановке, в которой живут её ровесники и их близкие, невольно хочется воскликнуть: "Это хуже правды".

Глава 2. "Люди в футляре". Люди и их характеры в рассказе "Людочка"

Я всегда видел то, чего другие не видели;

а того, что видели другие, я не видел.

Сальвадор Дали

Людочка - серая, незаметная девушка из такой же неприметной, как и она сама, деревушки, из такой же семьи мало уделяющей ей внимания.

Переехала в город, устроилась не обычную работу. Всё в её жизни было слишком обыкновенно. Сама серая, в серое время, в серой обстановке с серыми людьми.

Все люди в рассказе Астафьева "Людочка" живут по принципу "как бы чего не вышло". Они - люди "в футляре". Вечный страх перед теми, кто выше их или перед теми, кто сильнее. Никто не хочет бороться: парни из парка, Стрекач, Гавриловна, мать и отец Людочки, отчим да и сама Людочка.

Почему же данная тема актуальна и для нашего времени? Оглянитесь вокруг! Что вы видите? Разве вы не замечаете этих самых "людей в футляре"? Они везде, в каждом человеческом обществе, в каждой даже самой маленькой группе.

"Человек в футляре", который боится, ищет самых легчайших путей, пытается прожить свою жизнь как можно незаметнее - в нашем мире это стандарт, обычное дело, которым никого не удивишь.

Выйти же из "футляра", иметь своё мнение, не соглашаться с принятыми стандартами - это уже трагедия! Попробуй сделать хоть что-то малое, отличающееся от действий других, и тебя уже не понимают, говорят: "Какой-то он странный" или просто осуждают. Попробуй сделать что-то уже сильно отличающееся, даже кричащее - и тебя уже ненавидят. Уже шепчут во все углы: "Ай-яй-яй! Как же так! Какой плохой человек".

Быть таким как все - это действительно намного проще. Тебе не нужно выделяться из толпы ни своим поведением, ни мыслями и суждениями, ни одеждой. Все пойдут направо, и ты пойдёшь. Пойдут налево - и ты туда же. Тебе и в голову не придёт повернуть в другую сторону. Пойти с точностью до наоборот. Нет. Ты пойдёшь со всеми и будешь думать как же хорошо быть частью общества. Ты будешь, как и все остальные, списывать сочинения с ГДЗ, качать с интернета готовые рефераты и дрожать перед директором.

Рассказ В. Астафьева написан в 1989 году. В то время за "другие" мысли и высказывания, часто оказывающиеся более верными, чем общепринятое мнение, могли обозвать "фашистом". Сейчас нам намного легче. Свобода письма и слова. За это уже не сажают, но всё равно остаётся эта неприязнь к отличающимся.

Сейчас ли или тридцать лет назад, или сто, двести умирал человек значащий, выделяющийся, его помнили, горевали. Мы вспоминаем и известных поэтов и писателей, и талантливых полководцев. Мы не помним людей незаметных. Обращаясь к тексту, можно понять, что после смерти Людочки ничего не изменилось, мир не перевернулся, жизнь продолжила своё течение. Это говорит о том, что и при жизни на девушки никто должного внимания и не обращал. Мать не обращала внимания на свою собственную дочь. Та была маленькая, мать пыталась исправить пьющего мужа, приспособиться. Муж ушёл, новая задача - найти себе нового мужика. Нашла - теперь и жизнь, семью надо строить. А Людочка? Доченька? Да она уже выросла. Пусть в город едет да и нам не мешает.

Вернулась дочка после случившегося с ней горя домой, а ей говорят: "Иди корову подои". Только и остаётся, что поплакаться старому, ничего не понимающему животному. Что дома? Дома мама любимая плачется, рассказывает о своей жизни. А поинтересоваться о делах доченьки? Да у неё же на лице написано, что что-то её тревожит, что-то случилось! А какая разница матери? Мать со "своим" семью строит, ребёнка рожать собирается.

Рассмотрим ситуацию с Гавриловной. Старая одинокая женщина со своими тараканами в голове, не терпящая возражений и нарушений установленных ею же правил. Почувствовав слабинку в характере девушки, она сразу же села ей на шею: "Людочка варила, мыла, скребла, белила, красила, стирала, гладила и не в тягость ей было содержать в полной чистоте дом, а в удовольствие…".

После же самоубийства девушки, ни у кого ничего не изменилось. Почти ни у кого. Лишь только отчим вырвался из этого порочного "футляра". Наказал виновного, пошёл против правил, пошёл против страха, пошёл против всех. Что касается остальных? Мать Людочки продолжила развивать свою личную жизнь. Недоухажёр Мыло, испугавшись, пошёл учиться, а после женился, у него родился сын. Гавриловна первое время страдала, но, думаю, потом опять нашла себе такую же простушку, как и Людочка, на которую можно было повлиять своими словами и заставить работать по дому.

Возможно, не сама Людочка виновата в своей судьбе. К ней всегда относились, будто её и нет. Как жила серой мышкой, так и умерла серой. Самоубийство - не протест, а единственный выход из сложившейся ситуации. В семье поддержки она не находит, Гавриловна не считает произошедшее какой-то трагедией, отношение "шпаны" из парка стало только хуже. Равиль Алев говорил: "Самоубийство - мольба о помощи, которою никто не услышал".

Не получив поддержки и помощи, Людочка сделала попытку убежать от самой себя. "Самоубийца - человек, погибший при попытке бегства от себя самого", - говорил Веслав Брудзиньский.

Серость, обыкновенность девушки - главная её проблема. У неё не хватает ни сил, ни смелости отбросить стандарты, вылезти из "футляра", бросить вызов правилам. Да и сейчас не каждый сделает такое, испугавшись последствий, а что уж и говорить о том времени!

Единственным выходом, путём к свободе без ограничений и правил, к сожалению, стала смерть.

"Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?" (Антон Павлович Чехов. "Человек в футляре").

Заключение

Обыденность, о которой повествует П. Астафьев в своём рассказе "Людочка, является нормальным явлением не только того времени, но и настоящего. С того времени жизнь изменилась только поверхностно, а внутренне осталась всё той же. Пороки, страхи, безразличие близких и окружающих, жестокость, вседозволенность, безнравственность - всё присутствует и в нашей жизни. Как и тогда попыткой убежать от действительности является самоубийство (но это скорее исключение, чем правило), и возникает подобное явление обычно в подростковой среде, где хрупкая психика буквально только что выросшего ребёнка не даёт смириться с несправедливостью и несовершенством окружающего мира.

В настоящее время каждые сорок секунд посредством суицида погибает один человек. Самоубийство является тринадцатой по счёту причиной смерти по всему миру. У подростков суицид - это четвёртая по счёту причина смерти. Подумать только! Сколько ценных жизней уносятся в небытие скорее по глупости, чем от безысходности. Ведь в каждой ситуации можно найти выход.

В рассказе В. Астафьева Людочка тоже совершила самоубийство, озарённая случайной мыслью, обиженная не только ребятами из парка и матерью, но и самой жизнью. В произведении нет даже мыслей о смерти. Во время приступа отчаяния и безысходности девушка сама себя убедила, что самоубийство - это единственное решение проблем.

Нужно было просто переждать критический момент, быть сильнее если ни кого-то другого, то хотя бы себя!

Литература

1. О. Шелгунова. "Нравственно-философская проблематика творчества В. Астафьева". Интернет ресурс: http://syrrik.narod.ru

2. Рецензии и отзывы. Интернет ресурс: http://www.stavcur.ru

3. Виктор Бараков. "Каким он был, Виктор Астафьев?". Интернет ресурс: http://www.riasamara.ru

4. В. Астафьев "Людочка". Электронная библиотека. Интернет ресурс: http://www.infoliolib.info

5. Всемирная организация здравоохранения.

Интернет ресурс: http://www.who.int/en

6. Цитаты и афоризмы. Интернет ресурсы: http://citaty.info/ , http://aphorism-citation.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Жизненный и творческий путь В. Астафьева. Раскрытие жанра пасторали: авторское определение. Символика в "Пастухе и пастушке". Стиль изображения автором реальной действительности. Трагедия истории Людочки. Система художественных образов и их психология.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Милосердие и сострадание в современной прозе. Нравственные ориентиры. Биография Виктора Петровича Астафьева и его произведение "Людочка". Нравственные устои общества. Композиция рассказа. Приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла.

    дипломная работа , добавлен 10.01.2009

    История рождения музея В. Астафьева. Начало 80-х годов ХХ в., идея создания литературного музея снова поднимается, оживление литературной жизни. Структура и научная деятельность музея. Развитие музея. Пополнение фондов новыми документами, рукописями.

    реферат , добавлен 12.11.2008

    Детство, учеба в школе пехоты и женитьба писателя Виктора Астафьева. Публикация первого рассказа в газете "Гражданский человек". Рассмотрение сложного и важного психологического вопроса в отношении между индивидуумом и обществом в рассказе "Царь-рыба".

    презентация , добавлен 01.04.2012

    Экологические и нравственные проблемы в творчестве Виктора Астафьева. Описание эпизодов единоборства человека с природой в рассказах цикла "Царь-рыба". Нравственно-философский аспект связи между человеком и природой. Поиск путей "возвращения к природе".

    контрольная работа , добавлен 30.06.2014

    Значении природы в жизни каждой личности. В.П. Астафьев и место природы в его творчестве. История изображения природы и человека в литературе. Роман В.П. Астафьева "Царь-рыба": сюжет, главные герои, проблематика, структурное своеобразие произведения.

    реферат , добавлен 05.06.2011

    Знакомство с новыми страницами жизни и творчества Пушкина. Сравнение судеб великих людей и характеров главных героев трагедии "Моцарт и Сальери". Отражение судьбы автора в произведении. Разъяснение главной идеи трагедии и роли художественной детали.

    презентация , добавлен 31.10.2011

    Биография Виктора Петровича Астафьева. Произведение В.П. Астафьева "Царь-рыба": главный герой данного повествования, появление царицы рек, царь-рыбы, борьба жадности и совести. Покорение человека природой, его смирение. Памятник "Царь-рыбе" в Овсянке.

    презентация , добавлен 19.01.2012

    Значение терминов "герой", "персонаж" в литературоведении. Индивидуальное, личностное измерение и характер персонажа, отражение простоты или сложности характеров. Имя как отражение внутреннего мира героя. Построение системы персонажей, их иерархия.

    реферат , добавлен 11.09.2009

    Жанровое своеобразие повествования в рассказах В. Астафьева "Царь-рыба". Стиль и язык произведения, образ автора. Проблема взаимоотношения природы и человека. Резкое осуждение варварского отношения к природе. Символический смыл главы "Царь-рыба".

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...