Музыкальная культура испании 20 века. Национальный характер и культура испании. Светская музыкальная традиция в средние века

Испанское искусство. Музыкальная культура. Выдающиеся музыканты-исполнители. Композиторское творчество И. Альбениса, Э. Гранадоса, Ф. Педреля,

Мануэль де Фалья (1876-1946) – выдающийся испанский композитор, представитель импрессионизма. Творческий путь. Вокальный цикл «Семь испанских народных песен». Претворение народных песенно-танцевальных интонаций. Фортепианное и оперное творчество. Музыкально-критическая деятельность.

Значение творчества М. де Фальи.

Музыкальная культура и искусство Венгрии. Музыкальное исполнительство. Новая опереточная школа. Творчество Франца Легара (1870-1948) и Имре Кальмана (1882-1953).

Бела Барток (1881-1945) – выдающийся композитор, пианист, педагог. Многообразие жанров в его творчестве. Обработка народных песен, теоретические работы по фольклористике. Оперное творчество. Импрессионистские и экспрессионистские тенденции. Фортепианные сочинения. Циклы произведений, опирающихся на фольклор. «Микрокосмос».

Чешская и словацкая литература. Исполнительская культура. Музыкальная наука.

Творческий путь Леоша Яначека (1854-1928) .

Творчество Богуслава Мартину (1890-1959) .

§ 15. Американская музыкальная культура конца XIX – первой половины XX века

Литература. Музыка. Творчество исполнителей-композиторов, создателей первых классических джазовых опусов. Луи Армстронг, Бени Гудмен, Дюк Эллингтон. Зарождение жанра «мюзикл». Творчество Джерома Керна, Ричарда Роджерса, Кола Портера.

Фридерик Лоу и его мюзикл «Моя прекрасная леди».

Джордж Гершвин (1898-1937) . Музыкальное наследие. «Рапсодия в стиле блюз», её выдающиеся значение в развитии новых тенденций американской музыки (симфонизация джаза). Жанровое многообразие тематизма (блюз, свинг, регтайм). «Американец в Париже» – блестящая оркестровая сюита. Опера «Порги и Бесс». Своеобразие оперной драматургии. Вокальные симфонические характеристики персонажей.

Леонард Бернстайн (1918-1990) – композитор, дирижер, пианист, музыкальный публицист. Мюзикл «Вестсайдская история». Новая трактовка жанра.

Творчество Самюэла Барбера (1910-1981), Аарона Копленда (1900-1990), Джона Кейджа (1912-1992).

§ 16. Музыкальная культура и искусство Англии, Франции, Италии и Польши конца XIX – начала XX века

Национальные английские композиторы. Э. Элгар, Р.В. Уильямс, С. Скотт, Г. Холст.

Творчество Бенджамена Бриттена (1913-1976). Оперное творчество. Жанровое разнообразие. «Военный реквием». Своеобразие авторского замысла. Грандиозная композиция сочинения. Лейтмотивы, лейтритмы, лейтинтервалика «Реквиема». Традиции и новаторство.

Французское искусство, литература, музыка. Исполнители, композиторы. Французская «Шестерка» и ее представители : Луи Дюрей (1888-1979), Артюр Онеггер (1892-1955), Жермен Тайфер (1892-1983), Дариюс Мийо (1892-1974), Франсис Пуленк (1899-1963), Жан Кокто (1899-1963).

Творчество Ф. Пуленка . Оперное творчество. Монодрама «Человеческий голос». Музыкальная драматургия. Другие сочинения.

Группа «Молодая Франция» и ее представители : Андре Жоливе (1905-1974), Оливье Мессиан (1908-1992).

Развитие искусства, литературы, музыкальной науки в Италии. Исследование песенного и танцевального фольклора. Творчество Отторино Респиги (1879-1936), Ильдебрандо Пицетти (1880-1968), Джан Франческо Малипьеро (1882-1973), Альфредо Казеллы (1883-1974).

Музыкальное искусство. Творческое объединение композиторов «Молодая Польша». Творчество, К. Шимановского, В. Лютословского, М. Карловича.

Кшиштоф Пендерецкий (р. 1933) – яркий представитель польского музыкального авангардизма. Жанровое разнообразие творчества.

«Страсти по Луке» – монументальное ораториальное произведение. Музыкальная драматургия. Серийно-интонационная логика развития музыкальных образов, принцип монтажа контрастных пластов.

Не стоит думать, что в Испании были только специфические направления музыки. Существовали и общие стили, которые не были привязаны к конкретным регионам. Во многих городах страны исполнялись романтические баллады трубадурами. С 15 века стали исполняться героико-эпические сказания (cantares de gesta) под аккомпанемент виуэлы. Это щипковый инструмент с 12 струнами.

Религиозная музыка уходит своими корнями глубоко в древность. Наиболее ранней формой считается хоральная монодия, которая являлась легким распевом, что исполнялась в монастырях уже с 7 века.

В середине 1990-х годов все распевы и унылые псалмы были записаны на диск. И он приобрел популярность. Даже современным меломанам такой альбом пришелся по вкусу.

Вы можете послушать испанскую инструментальную музыку вот в этом видео:

Музыка в эпоху Возрождения

Несмотря на то, что эпоха Возрождения совпала с «золотым веком» Испании, но музыки это мало коснулось. Только несколько композиторов заслужили славу и создали свое имя.

  1. Антонио де Кабесон. Он написал первые произведения для клавишных инструментов, которые и сегодня исполняются. Также он славился пьесами литургического характера (тьенто).
  2. Кристобаль де Моралес. В середине 15 века композитор занимался сочинением исключительно церковных мелодий. Именно он первым получил известность за пределами Испании.
  3. Томаса Луиса де Виктория стал еще одним известным и популярным испанским композитором. Он писал мотеты и мессы.

Барочная музыка в Испании

Испания не может похвастаться великими композиторами. Естественно, в период барокко и классицизма были придворные композиторы, но они не получили мировой известности. Чаще всего испанские правители выписывали себе музыкантов из Италии. Быстро становится понятно, что испанцы предпочитали песни, а не камерные мелодии. Редким примером испанского успеха можно считать каталонского композитора Антонио Солер. Жизнь он вел скромную в монастыре, но при этом постоянно занимался сочинением музыки.

В 19 веке появился баск Хуан Крисостомо Арриага, которого очень часто называют «испанским Моцартом» . Уже в 13 лет он написал оперу «Счастливые невольники» (Los esclavos felices, 1820). Умер талантливый композитор очень рано в 19 лет от туберкулеза.

Прослушать оперу «Счастливые невольники» вы можете в этом видео:

Расцвет классической испанской музыки

«Золотой век» музыки в Испании наступил в 19 – начале 20 века. Композиторы этого периода жили и работали в период позднего романтизма, но под влиянием национального фламенко, преобладал национальный компонент. Композиторы включали в свои произведения национальные мотивы на европейские тенденции.

Исаак Альбенис

Чтобы стать пианистом он убежал в 12 лет из дома. Он добрался до Америки и в через год выступил с концертами. В 1886 году в возрасте 25 лет им была написана «Испанская сюита» (Suite Espanola), но вершиной его творчества стало сочинение «Иберия». Умер композитор в возрасте 48 лет.

Прослушать композицию «Испанская сюита» вы можете прямо сейчас:

Энрике Гранадос

Композитор способствовал развитию национальной школы музыки. В своих произведениях он оставался патриотом. В основу своих лучших произведений: двух циклов для фортепиано «Гойески» (Goyescas, 1911) положены картины художника Гойи. На этом же материале он сочинил одноименную оперу, но во время возвращения после премьеры талантливый композитор погиб.

Мануэль де Фалья

Светило классической музыки. На творчество де Фальи оказали большое влияние Дебюсси и Равель. Одним из лучших произведений является сюита «Ночи в садах Испании» (Noches en los jardines de Espana, 1915). Но еще большее внимание к его персоне привлекали два балета «Любовь-волшебница» (El amor brujo, 1915) и «Треуголка» (El sombrero de tres picos, 1917).

Балет «Любовь-волшебница» можете прослушать в этом видео:

Хоакин Турина

Он в своих работах также обращался к национальным произведениям, но при этом писал более камерную музыку, чем остальные. Лучшими его работами считались такие произведения, как симфоническая поэма «Шествие, посвященное окроплению святой водой» (La procession del Rocio, 1913), а также «Цыганские танцы» (Danzas Gitanas, 1930), что были написаны для фортепиано.

Хоакин Родриго

В своем творчестве он использовал смесь импрессионизма и национальных традиций. В историю испанской музыки он вошел, как талантливый автор для гитары с оркестром. Его «Аранхуэсский концерт» знают во всем мире.

Композицию Хокиана Родриго вы можете прослушать сейчас:

Как мы экономим на отелях до 25%?

Все очень просто – мы используем специальный поисковик RoomGuru по 70 сервисам бронирования отелей и квартир с наилучшей ценой.

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com , очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации

Курсовая работа

«Национальный характер и культура Испании»


Введение

Глава 1. Общая информация об Испании

1.1 История Испании

1.2 География Испании

Глава 2. Культура Испании

2.1 Литература

2.2 Архитектура и изобразительное искусство

2.3 Музыка

2.5 Образование

2.6 Отдых и спорт

Глава 3. Национальный характер Испании

3.1 Традиции Испании

3.2 Испанцы

3.3 Испанский язык. История испанского языка

3.4 Праздники Испании

3.5 Испанский костюм

3.6 Национальная кухня Испании

3.7 Краткое описание городов, регионов и курортов Испании

3.8 Достопримечательности Испании

3.9 Погода в Испании

Заключение

Список литературы

Введение


Любая нация и ее культура, существуют в течение длительного времени, и закономерно, что на протяжении столь долгого срока ее традиции не могут не меняться. Происходят различные переломы, смены ориентиров, все то, благодаря чему можно говорить о развитии, эволюции или революции национальной культуры. На этом фоне постоянных изменений трудно описать системно какую бы то ни было национальную культуру. Большинство авторов включают в определения такие системообразующие элементы национальной культуры как язык, религию и искусство, но ни один из этих элементов сам по себе не может служить признаком, отличающим одну национальную культуру от другой. Как избежать описательного подхода к национальной культуре, когда вместо теории предлагается либо история культуры, либо историософия (в виде «национальной идеи»)? Постоянные и устойчивые признаки национальной культуры сложно вычленить, и существуют многочисленные подходы к этой проблеме. Мы предлагаем в качестве основных категорий анализа взять такие характеристики, присутствующие в культуре нации на протяжении ее истории, которые, с одной стороны, позволяют сохранять ее устойчивость и идентичность, а с другой – задают специфические способ динамики и характер исторических изменений.

Актуальность темы исследования.Испания занимает в этом контексте особое место. Это страна, находящаяся на периферии крупнейших событий ХХ века, сейчас занимает ведущее место наряду с другими странами Европы. Кроме того, сейчас, когда Европа предпринимает очередную попытку обретения единства, обнажаются существенные различия между ее составляющими. Культурологическое понятие «Западная Европа» при ближайшем, более внимательном рассмотрении, рассыпается, и мало что объясняет в тех случаях, когда необходимо составить представление о конкретной стране, географически относящейся к Европе.

Глава 1. Общая информация об Испании


Испания – это европейское государство, расположенное на Пиренейском полуострове, столицей которого является Мадрид. Глава Испании - король Хуан Карлос. Форма правления - конституционная монархия. Испания граничит с Францией, Португалией, Андоррой и английской колонией Гибралтар, омывается Средиземным морем и Атлантическим океаном.

Стране принадлежат Балеарские, Питиузские и Канарские острова, горы и плоскогорья составляют 90 % ее площади, на территории этого государства находится гора Муласен (самая южная точка Европы, где даже летом сохраняется снег).

Климат: Испания занимает субтропический пояс и на большей части своей территории характеризуется средиземноморским климатом. Природные условия этого государства близки и к Европейским, и к Африканским, но имеют и свои особенности из-за географического положения Пиренейского полуострова.

Население, языки: В Испании проживает 39,6 млн. человек. Государственный язык – испанский, кроме того, здесь говорят на баскском, каталонском и галисийском.

Время: На большей части страны отстает от Москвы на 2 часа, на острове Тенерифе – на 3.

Валюта: Денежная единица страны - Евро (EUR). В крупных городах можно использовать кредитные карты VISA, MASTER CARD, AMERICAN EXPRESS.

Режим работы учреждений: Магазины открыты с 09.00 до 13.30 и с 16.30 до 20.00 часов. Небольшие лавочки в курортных зонах обычно открыты до 22.00 часов. Универмаги работают с 10.00 до 21.00 часа (понедельник - суббота), без перерыва. В отделе сервиса можно оформить талон tax free, предоставляющий скидку иностранцам. Банки работают с 9:00 до 14:00, музеи - с 10:00 до 14:00, кроме центральных. Служащие отдыхают в субботу после обеда и в воскресенье. В летнее время большинство ресторанов и баров ждут своих посетителей в течение всего дня.

Чаевые: В гостиницах, ресторанах и барах чаевые обычно входят в счет, но здесь принято округлять сумму. Чаевые обычно дают швейцарам, билетерам в театрах, служащим помогающим вам в осмотре достопримечательностей. В остальных случаях чаевые обычно составляют 5-10% от суммы счета.

Транспорт: В Испании транспортное наземное сообщение обеспечивается широко развитой сетью автомобильных и железных дорог. Между крупными городами хорошо налажена система воздушных рейсов. Кроме того, материковая часть страны связана с Африканским континентом, Балеарскими и Канарскими островами с помощью пассажирских судов.

В курортных зонах к услугам туристов старше 21 года предоставлен прокат автомобилей. Для заключения договора нужно иметь при себе паспорт, международные водительские права (со стажем не менее года) и залог от 50 до 100 долларов США. Аренда автомобилей типа Opel Corsa или Ford Fiesta обойдется примерно в 40 долларов США в день. В стоимость аренды автомобиля входит страховка, а вот расходы на бензин обычно не учтены в общей сумме, то есть, получив машину с полным баком, клиент должен вернуть ее также полностью заправленной. Один литр бензина в Испании стоит около 0,9 доллара.


1.1 История Испании


Находясь на пересечении Европы и Африки, Испания и Иберийский полуостров подвергались нашествиям рас и цивилизаций. Римляне прибыли в Испанию в 3 веке до нашей эры, но им понадобилось два столетия, чтобы покорить полуостров. Постепенно римские законы, язык и традиции были приняты. В 409 году нашей эры римская Испания была захвачена германскими племенами, и к 419 году было учреждено Вестготское королевство. Вестготы правили до 711 года, после чего мусульмане пересекли Гибралтарский пролив и победили Родерика, последнего готского короля.

К 714 году мусульманские армии захватили весь полуостров, за исключением горных районов северной Испании. Захват мусульманами южной Испании (которую испанцы называли Аль-Андалус) продолжался практически 800 лет. В течение этого периода процветали искусства и науки, в сельском хозяйстве были выведены новые культуры и внедрены новые технологии, а также были построены дворцы, мечети, школы, сады и общественные бани. В 722 году в Ковадонге на севере Испании небольшая армия под предводительством вестготского короля Пелайо нанесла первое поражение мусульманам. Этот бой ознаменовал начало Реконкисты - возвращения Испании христианами.

К концу 13 века появились Кастилия и Арагон как два основных центра власти христианской Испании, а в 1469 году они объединились благодаря браку Изабеллы, кастильской принцессы, и Фердинанда, наследника арагонского трона. Называемые католическими монархами, Изабелла и Фернандо объединили всю Испанию и дали начало золотому веку. В 1478 году они учредили известную своей безжалостностью испанскую инквизицию, во время которой были изгнаны и казнены тысячи евреев и других еретиков. В 1478 году они осадили Гранаду, а 10 годами позже им сдался последний мусульманский король, чем был отмечен долгожданный конец отвоевания страны.

Испания превратилась в огромную империю Нового мира после прибытия Колумба в Америку в 1492 году. Когда конкистадоры захватили землю от Кубы до Боливии, золото и серебро потоками потекли в испанскую казну из Мексики и Перу. Испания монополизировала торговлю в этих новых колониях и стала одной из самых могущественных стран на земле. Тем не менее, этот протекционизм препятствовал развитию колоний и привел к ряду дорогостоящих войн с Англией, Францией и Нидерландами.

Когда Людовик XVI был казнен на гильотине в 1793 году, Испания объявила войну новой французской республике, но потерпела поражение. В 1808 году войска Наполеона вступили в Испанию, и испанская корона стала терять свою власть над колониями. Зажженные восстанием в Мадриде, испанцы объединились против французов и сражались в пятилетней воне за независимость. В 1813 году французские силы все же были подавлены, и год спустя Фернандо VII вновь взошел на испанский трон. Последующее двадцатилетнее правление Фернандо было отрицательным образцом монархии. В течение периода его правления была восстановлена инквизиция, велось преследование либералов и конституционалистов, запрещалась свобода слова. В Испании начался серьезный экономический спад, и американские колонии отвоевали свою независимость.

Разрушительная испано-американская война 1898 года отметила конец Испанской империи. Испания была разгромлена США в ряде односторонних военно-морских сражений, в результате чего метрополия потеряла Кубу, Пуэрто-Рико, Гуаму и Филиппины - свои последние заморские владения. Проблемы Испании продолжались и в начале 20 века. В 1923, когда страна была на гране гражданской войны, Мигель Примо де Ривьера объявил себя военным диктатором и правил до 1930 года. В 1931 году Альфонсе XIII сбежал из страны, была провозглашена Вторая республика, но вскоре она пала жертвой внутреннего конфликта. Выборы 1936 года разделили страну на два лагеря: с республиканским правительством и его сторонниками с одной стороны (непростой союз коммунистов, социалистов и анархистов, борющихся за увеличение равноправия в обществе и уменьшение роли церкви) и оппозицией националистов (правосторонний союз армии, церкви, монархии и Фаланг - партии с фашистскими убеждениями) с другой.

Убийство лидера оппозиции Хосе Кальво Сотело республиканскими полицейскими в июле 1936 года послужило поводом для свержения армией правительства. В течение последующей гражданской войны (1936-39) националисты пользовались широкой военной и финансовой поддержкой нацистской Германии и фашистской Италии, тогда как их противники только от России и в меньшей степени от интер-бригад, состоящих из иностранных идеалистов. Несмотря на угрозу фашизма, Англия и Франция отказались поддерживать республиканцев.

К 1939 году националисты во главе с Франко выиграли войну. Больше 350 000 испанцев погибли в борьбе, но на этом кровопролитие не закончилось. По приблизительным оценкам, 100 000 республиканцев были казнены или умерли в тюрьмах после войны. Во время 35-летнего диктаторства Франко Испания была истощена блокадами, исключена из НАТО и ООН и страдала от экономического спада. И только в начале 1950 года страна начала восстанавливаться, когда подъем туризма и союз с США обеспечили ей столь нужную поддержку. К 1970 году в Испании наблюдался самый динамичный рост экономики в Европе.

Франко умер в 1975 году, предварительно назначив своим приемником Хуана Карлоса, внука Альфонсо XIII. С Хуаном Карлосом на троне Испания перешла от диктаторства к демократии. Первые выборы были проведены в 1977 году, новая конституция написана в 1978 году, а неудавшийся военный переворот 1981 года оказался тщетной попыткой повернуть время вспять. В 1982 году Испания окончательно порвала с прошлым, выбрав большинством голосов социалистическое правительство. Единственным серьезным недостатком на внутреннем фронте в то время была террористическая кампания, проводимая сепаратистской военной группой ЕТА, направленной на предоставление независимости родине басков. В течение тридцатилетней террористической деятельности группой ЕТА было убито свыше 800 человек.

В 1986 году Испания вошла в состав ЕС, а в 1992 году она обозначила свое возвращение на мировую арену: в Барселоне прошли Олимпийские игры, в Севилье - "Экспо92", а Мадрид был провозглашен европейской культурной столицей. В 1996 году испанцы проголосовали за консервативную партию под руководством Хосе Мария Азнара, фаната Элтона Джона и бывшего налогового инспектора. В марте 2000 года он был снова избран абсолютным большинством голосов; его успех приписали устойчивому состоянию испанской экономики, уровень которой возрастал на 45% в год в временя правления Азнара.


1.2 География Испании


Испания расположена на юго-западе Европейского континента на Пиренейском полуострове. На западе граничит с Португалией (длина границы 1214 км), на севере - с Францией (623 км) и Андоррой (65 км), на юге - с Гибралтаром (1,2 км). На востоке и юге омывается Средиземным морем, на западе - Атлантическим океаном, на севере - Бискайским заливом. Испании принадлежат Балеарские и Канарские острова, а также пять суверенных зон на побережье Марокко. Общая протяженность границы 1 903,2 км, длина береговой линии 4 964 км. У Испании давний территориальный спор с Великобританией по вопросу Гибралтара.

Испания занимает 85% Пиренейского полуострова. Центральная часть страны занята обширным плато Месета с цепью гор Центральные Кордильеры, которые состоят из Сьерра-де-Гуадаррама, Сьерра-де-Гредос, Сьерра-деТата. На севере расположены Кантабрийские горы. Вдоль границы с Францией протянулись Пиренейские горы (пик Ането, 3 404 м). На востоке лежат Иберийские и Каталонские горы. На юге находятся горы Сьерра-Морена и Андалусские горы. Гора Муласен высотой 3 482 м - самая высокая материковая точка Испании - расположена в Андалусских горах. Гора Пико-де-Тейде (3 710 м) находится на самом крупном из Канарских островов -Тенерифе. Основные реки страны - Тахо, Дуэро, Гвадалквивир, Гвадиана, Эбро.

Глава 2. Культура Испании


Испания владеет удивительным художественным наследием. Столпами золотого века были художники-последователи Толедо: Эль Греко и Диего Веласкес. Франсиско Гойя был самым плодовитым художником Испании 18 века и создал удивительно правдивые портреты королевской семьи. В начале 20 столетия на мир искусства повлияли одиозные испанские художники - Пабло Пикассо, Хуан Грис, Хоан Миро и Сальвадор Дали. Архитектура Испании очень разнообразна: древние памятники на Менорке на Балеарских островах, римские руины в Мериде и Таррагоне, декоративная исламская Альхамбра в Гранаде, постройки мудехар, готические соборы, дворцы и замки, удивительные модернистские монументы и причудливые скульптуры Гауди.

Одним из величайших в мире образцов художественной литературы является роман 17 века "Дон Кихот Ламанческий", написанный испанцем Мигелем Сервантесом. Выдающимися испанскими писателями 20 века являются Мигель де Унамуно, Федерико Гарсия Лорка и Камило Хосе Села, лауреат нобелевской премии 1989 года в области литературы. Среди знаменитых писательниц - Аделаида Гарсия Моралес, Ана Мария Матуте и Монтсеррат Роиг. Испанские фильмы когда-то ассоциировались с работами гения сюрреалиста Луи Бунюэля, прожившего большую часть жизни за границей. В настоящее время они представлены сумасбродными фарсами добившегося огромного успеха на международном уровне Педро Альмодовара.

В 1790 годах в Андалусии была изобретена гитара, путем добавления шестой струны к арабской лютне. Гитара обрела свою современную форму в 1870 годах. Испанские музыканты подняли искусство игры на гитаре до вершин виртуозности: Андрес Сеговиа (1893-1997) сделал классическую гитару отдельным жанром. Фламенко - музыка, тесно связанная с канто ондо цыган Андалусии, в настоящее время возрождается. Пако де Лусия - признанный в мире гитарист, исполняющий фламенко. Его друг Эль Камарон де ла Исла был до своей смерти в 1992 году ведущим музыкантом современного канто ондо. В 1980 году благодаря Пата Негра и Кетама появилось соединение фламенко и рока, а в 1990 году появилось радио "Тарифа", по которому транслировалось очаровательное сочетание фламенко, североафриканских и средневековых мелодий. Компания "Бакалао" - испанский вклад в мир техники, ее главный офис расположен в Валенсии.

Испанцы обожают спорт, особенно футбол; стоит посетить футбольный матч и ощутить напряженность атмосферы. Бои быков также популярны, несмотря на непрерывное давление со стороны международных активистов, борющихся за права животных.

Хотя католицизм пустил глубокие корни во все сферы жизни испанского общества, только около 40% испанцев регулярно посещают церковь. Многие испанцы очень скептически относятся к церкви; в течение гражданской войны церкви были сожжены, а духовные лица расстреляны из-за того, что они были сторонниками репрессий, коррупции и старого порядка.


2.1 Литература


Начало испанской литературы на кастильском языке положил великий памятник испанского героического эпоса Песнь о моем Сиде (ок. 1140) о подвигах героя Реконкисты Родриго Диаса де Бивара, прозванного Сидом. На основе этой и других героических поэм в эпоху Раннего Возрождения формируется испанский романс – самый известный жанр испанской народной поэзии. У истоков испанской поэзии стоял Гонсальво де Берсео (ок. 1180 – ок. 1246), автор религиозных и дидактических сочинений, а основоположником испанской прозы принято считать короля Кастилии и Леона Альфонса Х Мудрого (годы правления 1252–1284), оставившего ряд исторических хроник и трактатов. В жанре художественной прозы его начинания продолжил инфант Хуан Мануэль (1282–1348), автор сборника новелл Граф Луканор (1328–1335). Крупнейшим поэтом начального периода кастильской литературы был Хуан Руис (1283 – ок. 1350), создавший Книгу благой любви (1343). Вершиной средневековой испанской поэзии стало творчество проникновенного лирика Хорхе Манрике (ок. 1440–1479).

Эпоха Раннего Возрождения (начало 16 в.) отмечена итальянским влиянием, проводником которого стал Гарсиласо де ла Вега (1503–1536), и расцветом испанского рыцарского романа. «Золотым веком» испанской литературы принято считать период с середины 16 по конец 17 в., когда творили Лопе де Руэда (между 1500–1510 – ок. 1565), Лопе де Вега (1562–1635), Педро Кальдерон (1600–1681), Тирсо де Молина (1571–1648), Хуан Руис де Аларкон (1581–1639), Франсиско Кеведо (1580–1645), Луис Гонгора (1561–1627) и, наконец, Мигель де Сервантес Сааведра (1547–1616), автор бессмертного Дон Кихота (1605–1615).

На протяжении 18 и большей части 19 в. испанская литература находилась в глубоком упадке и занималась преимущественно подражанием французским, английским и немецким литературным образцам. Романтизм в Испании представляют три крупные фигуры: эссеист Марьяно Хосе де Ларра (1809–1837), поэт Густаво Адольфо Бекер (1836–1870) и прозаик Бенито Перес Гальдос (1843–1920), автор многочисленных исторических романов. Ведущие позиции в литературе 19 в. занимает т.н. костумбризм – изображение быта и нравов с упором на местный колорит. Натуралистические и реалистические тенденции проявились в творчестве романистов Эмилии Пардо Басан (1852–1921) и Висенте Бласко Ибаньеса (1867–1928).

Испанская литература пережила очередной подъем в первой половине 20 в. (т.н. «второй золотой век»). Возрождение национальной литературы начинают писатели «поколения 1898 года», к которым относятся Мигель де Унамуно (1864–1936), Рамон дель Валье Инклан (1869–1936), Пио Бароха (1872–1956), Асорин (1874–1967); лауреат Нобелевской премии (1922) драматург Хасинто Бенавенте (1866–1954); поэты Антонио Мачадо (1875–1939) и лауреат Нобелевской премии по литературе за 1956 Хуан Рамон Хименес (1881–1958). Вслед за ними в литературу вступила блестящая плеяда поэтов т.н. «поколения 1927 года»: Педро Салинас (1892–1951), Хорхе Гильен (р. 1893), Висенте Алейксандре (1898–1984), получивший Нобелевскую премию в 1977, Рафаэль Альберти (р. 1902), Мигель Эрнандес (1910–1942) и Федерико Гарсиа Лорка (1898–1936). Приход к власти франкистов трагически оборвал развитие испанской литературы. Постепенное возрождение национальной литературной традиции начинают в 1950–1960-е годы Камило Хосе Села (1916), лауреат Нобелевской премии за 1989, автор романов Семья Паскуаля Дуарте (1942), Улей (1943) и др.; Анна Мария Матуте (1926), Хуан Гойтисоло (1928), Луис Гойтисоло (1935), Мигель Делибес (1920), драматурги Альфонсо Састре (1926) и Антонио Буэро Вальехо (1916), поэт Блас де Отеро (1916–1979) и др. После смерти Франко наблюдается значительное оживление литературной жизни: на литературную арену вышли новые прозаики (Хорхе Семпрун, Карлос Рохас, Хуан Марсе, Эдуардо Мендоса) и поэты (Антонио Колинас, Франсиско Бринес, Карлос Саагун, Хулио Ламасарес).


2.2 Архитектура и изобразительное искусство


Арабы принесли в испанское искусство развитую культуру орнамента и оставили ряд великолепных памятников архитектуры в мавританском стиле, среди них мечеть в Кордове (8 в.) и дворец Альгамбра в Гранаде (13–15 вв.). В 11–12 вв. на территории Испании развивается романский стиль в архитектуре, замечательным памятником которого является величественный собор в городе Сантьяго-де-Компостела. В 13 – первой половине 15 в. в Испании, как и во всей Западной Европе, формируется готический стиль. Испанская готика нередко заимствует мавританские черты, о чем свидетельствуют величественные соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо (один из крупнейших в Европе). Особое художественное явление представляет собой т.н. стиль «мудехар», сложившийся в результате слияния в архитектуре элементов готики, а позднее Ренессанса с мавританским наследием.

В 16 в. под влиянием итальянского искусства в Испании складывается школа маньеризма: ее видными представителями были скульптор Алонсо Берругете (1490–1561), живописцы Луис де Моралес (ок. 1508–1586) и великий Эль Греко (1541–1614). Основоположниками искусства придворного портрета стали знаменитые живописцы Алонсо Сан чес Коэльо (ок. 1531–1588) и его ученик Хуан Пантоха де ла Крус (1553–1608). В светской архитектуре 16 в. утвердился орнаментальный стиль «платереск», сменившийся в конце столетия холодным стилем «эрререско», образцом которого является монастырь-дворец Эскориал близ Мадрида, построенный в 1563–1584 как резиденция испанских королей.

«Золотым веком» испанской живописи называют 17 в., когда творили великие художники Хусепе Рибера (1588–1652), Бартоломе Эстебан Мурильо (1618–1682), Франсиско Сурбаран (1598–1664) и Дьего де Сильва Веласкес (1599–1660). В архитектуре сдержанный «эрререско» во второй половине 17 в. сменяется избыточно декоративным стилем «чурригуреско».

Период 18–19 вв. в целом охарактеризуется упадком испанского искусства, замкнутого в подражательном классицизме, а позднее в поверхностном костумбризме. На этом фоне особенно ярко выделяется творчество Франсиско Гойи (1746–1828).

Возрождение великой испанской традиции происходит в первой половине 20 в. Новые пути в мировом искусстве проложили оригинальный архитектор Антонио Гауди (1852–1926), которого называли «гением модерна», зачинатель и яркий представитель сюрреализма в живописи Сальвадор Дали (1904–1989), один из основоположников кубизма Хуан Грис (1887–1921), абстракционист Хуан Миро (1893–1983) и Пабло Пикассо (1881–1973), внесший вклад в развитие нескольких направлений современного искусства.

Диего Веласкес . Величайшим художником Испании стал Диего Веласкес (1599-1660), младший современник Эль Греко. Он родился в Севилье, в семье дворянина португальского происхождения и с детства решил посвятить себя живописи. Учился он в мастерской известного севильского художника и ученого Ф. Пачеко, благодаря рекомендации которого смог переехать в Мадрид. В 23 года Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес стал придворным живописцем. К концу жизни Веласкес получил высшую должность при мадридском дворе, стал гофмаршалом, рыцарем и членом ордена Сантьяго. Постоянное и высокое королевское жалование позволяло ему не писать картины для заработка; он рисовал лишь то, что хотел. Веласкес почти не работал с религиозными сюжетами (как остроумно заметил Тео-филь Готье, «если он не писал ангелов, то лишь потому, что они ему не позировали»); мало того, та страстность, которая считается определяющей чертой всего «испанского», в нем почти отсутствует. Холодное наблюдение - вот что прославило Веласкеса. «Для него жить - значит сохранять дистанцию. Это искусство дистанции. Отделив от занятий живописью все, что связано с тяготами ремесла, он сумел удержать на расстоянии и свое искусство, увидеть его очищенным до строгой сути - системы чисто живописных задач, требующих четкого решения... Его фигуры неощутимы, они - чистые видения, а реальность воистину призрачна. Отсюда, наконец, и совершеннейшая неозабоченность зрителем. Его задача - написать картину и освободиться от нее, оставив нас перед плоскостью холста. Это гений безучастности», - говорил о Веласкесе философ X. Ортега-и-Гассет. Большинство полотен Веласкеса - портреты: он писал и придворных карликов, и инфант, и римских кардиналов. В коллекции испанских королей, ныне принадлежащей музею Прадо, сохранились истинные шедевры Веласкеса, прежде всего, «Менины», где изображена маленькая инфанта Маргарита в окружении фрейлин (по-порт. фрейлины). «Теологией живописи» назвал эту картину итальянский художник Лука Джордано.

Испания второй половины XVIII - начала XIX в. была страной противоречий. В то время, как в России Екатерина II переписывалась с Вольтером и закрывала монастыри; в то время, как Франция распевала «Марсельезу» и казнила королей, испанская инквизиция в 1778 г. осудила на восьмилетнее заточение графа Пабло Олавиде, правителя Севильи, строителя дороги через Сьерра-Морену, реформатора и писателя. За что? За устройство публичных балов и неуважительные отзывы о монахах. Франсиско Гойя, выбившийся из бедняков в придворные живописцы, дружил с просветителями - и присутствовал на аутодафе и публичных казнях.


2.3 Музыка


Расцвет испанской музыкальной культуры, особенно в жанре церковной музыки, начался в 16 в. Ведущими композиторами той эпохи были мастер вокальной полифонии Кристобаль де Моралес (1500–1553) и его ученик Томас Луис де Виктория (ок. 1548–1611), прозванный «испанским Палестриной», а также Антонио де Кабесон (1510–1566), прославившийся сочинениями для клавесина и органа. В 19 в. после длительной эпохи застоя инициатором возрождения национальной музыкальной культуры стал Фелипе Педрель (1841–1922), основоположник новой испанской композиторской школы и создатель современного испанского музыковедения. В конце 19 – начале 20 в. испанская музыка получает европейскую известность благодаря таким композиторам, как Энрике Гранадос (1867–1916), Исаак Альбенис (1860–1909) и Мануэль де Фалья (1876–1946). Современная Испания дала таких всемирно известных оперных певцов, как Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Монтсеррат Кабалье.

2.4 Кино


Самый известный из испанских кинорежиссеров Луис Бюнюэль (1900–1983) еще в 1928 вместе с Сальвадором Дали снял свой первый сюрреалистический фильм Андалусский пес. Бюнюэль был вынужден покинуть Испанию после Гражданской войны и поселился в Мехико, где создал знаменитые кинокартины Истребляющий ангел (1962), Дневная красавица (1967), Скромное очарование буржуазии (1973) и Что мешает заветной цели (1977). В послефранкистский период в Испании появилось несколько кинорежиссеров, получивших известность как на родине, так и за рубежом. К ним относятся Карлос Саура, Педро Альмодовар (Женщина на грани нервного срыва, 1988; Кика, 1994) и Фернандо Труэва (Прекрасная эпоха, 1994), которые способствовали упрочению мировой славы испанского кинематографа.


2.5 Образование


Обучение в школе является обязательным и бесплатным в возрасте от 6 до 16 лет, причем около трети учащихся посещают частные школы. В Испании более 40 университетов; самыми крупными являются университеты Мадрида и Барселоны. В 1992 в вузах обучались 1,2 млн. студентов, 96% из них – в государственных университетах. В Испании на образование в 1995 расходовалось 4,3% ВВП.


2.6 Отдых и спорт


По ночам в кафе и барах устраиваются представления испанской музыки и танцев; часто звучат андалусские канте фламенко. В разных районах страны проводятся красочные народные фестивали, ярмарки и религиозные праздники.

В Испании сохраняют свою популярность бои быков – коррида. Излюбленный вид спорта – футбол. Молодежь играет также в пелоту, или баскский мяч. На юге страны большие аудитории собирают петушиные бои.

Глава 3. Национальный характер Испании


3.1 Традиции Испании


Испания – это совершенно особенная страна, непохожая на своих европейских соседок, главным достоянием которой являются, конечно, сами испанцы. Эти шумные, темпераментные люди не скрывают своего отношения к окружающим, напротив, они стремятся выразить его, причем как можно более эмоциональным способом. Естественно, что в такой неугомонной стране особой популярностью пользуются всевозможные гулянья, ярмарки, фестивали и карнавалы. Один из них, посвященный Св. Иосифу, покровителю плотников и краснодеревщиков, проводится в Валенсии. Большие куклы – фальясы, - сделанные из материи и плотного картона, дали имя этому веселому торжеству. Днем их принято носить по улицам города, а вечером, вооружившись петардами и бенгальскими огнями, - сжигать. Всю ночь после этого не смолкает гомон, и гулянья продолжаются до самого утра.

Как и в любой другой стране, Новый год в Испании – один из самых главных и шумных праздников. Здесь его обычно встречают в большой компании на главной улице города – наверное, многим известен мадридский обычай собираться на центральной площади и под бой курантов съедать 12 виноградин, запивая их шампанским. Это настоящий ритуал: испанцы, большие любители винограда, верят что

История Лабиау с 1258 года. Деревянно-земляная крепость. Экономика района была представлена полеводством, животноводством, производством рыбной муки, судостроением. Здания и сооружения немецкой постройки. Ныне - Полесск.

История Переславля-Залесского. Достопримечательности Переславля-Залесского. Горицкий монастырь. Переславская узкоколейка. Никитский монастырь. Синий камень. Музеи Переславля-Залесского. Историко-художественный и архитектурный музей заповедник.

Классификация музеев Астраханской области. Профильные группы. Музеи коллекционного и ансамблевого типа. Разделение на государственные и частные музеи и по административно-территориальному признаку. Музейные материалы, выставочная функция музеев.

Краткая биография и роль зодчего А.П. Зенкова в жизни Алматы. История и этапы строительства Свято-Вознесенского кафедрального собора. Современная панорама архитектурно-градостроительного памятника, его использование в туристско-экскурсионном потенциале.

Памятники архитектуры: Алтайского края, Бурятии, Красноярского края, Иркутской и Кемеровской, Новосибирской и Омской, Томской и Читинской областей. Культура и быт Забайкалья. Музеи под открытым небом, история и красота построек Иркутской области.

Географическое положение острова и особенности климатических условий. Основные этнические группы, населяющие Кипр: греки, турки, марониты и армяне. Национальные киприотские праздники, традиции и обычаи, достопримечательности и исторические памятники.

Астраханский край и города Астрахани. Астраханская область с уникальным набором туристско-рекреационных и санаторно-курортных ресурсов, ее достопримечательности. Дом-Музей В. Хлебникова. Флора и фауна заповедника, грязебальнеологический санаторий.

Возникновение Китай-города. Китайгородская стена. Четыре зоны Китай-города – Ногина, Старой, Новой, Дзержинского (Лубянка), Свердлова (Театральной), Революции. Проблемы и перспективы развития Китай-города.

Краткое описание Республики Индия, ее административно-территориальное даление, экономика, развитие туризма. Терроризм - угроза национальной безопасности Индии. Индия, как член "ядерного клуба". Культура, история, обычаи, традиции и религия Индии.

Географическое положение и население города Архангельска - крупного научного и промышленного центра северо-запада России. Описание основных достопримечательностей города: краеведческие, художественные, исторические музеи, заповедники, монастыри.

Этническая история Крыма. Крым как полиэтническая территория. Вклад этносов и этнических групп в культурное наследие Крыма. История появления белорусов в Крыму. Памятники греческой культуры в Крыму. Здание кенассы в Симферополе как этнографический объект.

Документация, обосновывающая международную охрану и включение в список всемирного культурного наследия памятника истории и культуры, "Санкт-Петербург с окрестностями". Шуваловский парк и усадьба Шуваловых как объект всемирного культурного наследия.

Существующие остатки средневековых городов, замков, монастырей, селений, где имеются искусственные или естественные пещеры. Пещеры как жилища, культовые, погребальные или хозяйственные помещения. Крымские пещерные города Мангуп, Чуфут-Кале, Бахчисарай.

Изучение истории возникновения и этапов развития города Тюкалинска, который находится в Западной Сибири на северо-западе Омской области на трассе Тюмень-Омск. Особенности сочетания оригинальной старинной и современной архитектуры города. Районные музеи.

История города Дмитрова. Удобное расположение Дмитрова на севере Московской области, соседство с богатыми на достопримечательности Сергиевым Посадом и Клином. Усадьбы Подмосковья и их история. Храмы Дмитрова. Борисоглебский и Николо-Пешношский монастыри.

Обзор истории местного края по филиалам областного музея. Коллекции по археологии, палеонтологии, нумизматике, этнографии, природе, истории, экономике и культуре края. Тульский самовар как непременный атрибут семейного покоя в старину.

Описание основных достопримечательностей Краснодара, к которым необходимо отнести, в первую очередь, его архитектуру – недаром в начале ХХ в. город называли Маленьким Парижем. Главные улицы и бульвары, театры, памятники, кафедральные соборы Краснодара.

Климатические условия и природные достопримечательности Аппенинского полуострова. Исторические корни итальянского языка. Антропологическая и религиозная характеристика страны, национальные праздники, традиции, обычаи. Италия как символ эпохи Возрождения.

Долгое время под влиянием церкви находилась музыка Испании, в которой свирепствовала феодально-католическая реакция. Как ни напорист был натиск контрреформации на музыку, все же вернуть целиком прежние позиции папству не удалось. Устанавливающиеся буржуазные отношения диктовали новые порядки.

В Испании признаки Возрождения вполне отчетливо проявились в XVI веке, а предпосылки для этого, по всей видимости, возникли еще раньше. Известно, что уже в XV столетии существовали давние и прочные музыкальные связи между Испанией и Италией, между испанскими капеллами и входившими в них певцами-композиторами - и папской капеллой в Риме, а также капеллами герцога Бургундского и герцога Сфорца в Милане, не говоря о других европейских музыкальных центрах. С конца XV века Испания, как известно, благодаря совокупности исторических условий (окончание реконкисты, открытие Америки, новые династические связи в пределах Европы), обрела очень большую силу в Западной Европе, оставаясь в то же время консервативно-католическим государством и проявляя немалую агрессивность в захвате чужих территорий (что в полной мере испытала затем на себе Италия). Крупнейшие испанские музыканты XVI века, как и ранее, находились на службе церкви. Они не могли тогда не испытать на себе воздействие нидерландской полифонической школы с ее сложившимися традициями. Уже говорилось о том, что выдающиеся представители этой школы не раз бывали в Испании. С другой стороны, испанские мастера, за немногими исключениями, постоянно встречались с итальянскими и нидерландскими композиторами, когда уезжали из Испании и работали в Риме.

Почти все крупные испанские музыканты рано или поздно попадали в папскую капеллу и участвовали в ее деятельности, тем самым еще прочнее осваивая коренную традицию полифонии строгого стиля в ее ортодоксальном выражении. Крупнейший испанский композитор Кристобаль де Моралес (1500 или 1512-1553), прославленный за пределами своей страны, в 1535-1545 годах находился в составе папской капеллы в Риме, после чего возглавлял метризу в Толедо, а затем соборную капеллу в Малаге.

Моралес был крупным полифонистом, автором месс, мотетов, гимнов и других вокальных, по преимуществу хоровых произведений. Направление его творчества сложилось на основе синтеза коренных испанских традиций и полифонического мастерства нидерландцев и итальянцев того времени. В течение многих лет (1565-1594) жил и работал в Риме лучший представитель следующего поколения испанских мастеров Томас Луис де Виктория (ок. 1548-1611), которого по традиции, но не слишком точно относят к палестриновской школе. Композитор, певец, органист, капельмейстер, Виктория создавал мессы, мотеты, псалмы и другие духовные сочинения в строгом стиле полифонии a cappella, более близком Палестрине, чем нидерландцам, но все же не совпадавшем с палестринозским - у испанского мастера было меньше строгой сдержанности и больше экспрессии. К то1му же в поздних произведениях Виктории проступает и стремление нарушить "палестриновскую традицию" в пользу многохорности, концертности, тембровых контрастов и иных новшеств, ведущих свое происхождение скорее от венецианской школы.

Другим испанским композиторам, работавшим главным образом в области духовной музыки, тоже доводилось временно состоять певцами папской капеллы в Риме. В 1513-1523 годах в состав капеллы входил А. де Рибера, с 1536 года там был певцом Б. Эскобедо, в 1507-1539 годах - X. Эскрибано, несколько позднее - М. Робледо. Все они писали полифоническую духовную музыку в строгом стиле. Один лишь Франсиско Гуерреро (1528-1599) всегда жил и работал в Испании. Тем не менее его мессы, мотеты, песни пользовались успехом и за пределами страны, часто привлекая внимание лютнистов и виуэлистов как материал для инструментальных обработок.

Из светских вокальных жанров наиболее распространенным.тогда был в Испании вильянсико-род многоголосной песни, то несколько более полифоничной, то, чаще, тяготевшей к гомофонии, истоками связанный с бытом, но прошедший профессиональную разработку. Однако о сущности этого жанра следует говорить, не отрывая его от инструментальной музыки. Вильянсико XVI века - чаще всего песня под виуэлу или под лютню, создание крупного исполнителя и композитора для избранного им инструмента.

И в бесчисленных вильянсикос, и вообще в бытовой музыке Испании необычайно богат и характерен национальный мелодизм - своеобразный, сохраняющий свои отличия от итальянской, французской и тем более немецкой, мелодики. Эту свою характерность испанская мелодика пронесла сквозь века, привлекая к себе внимание не одних национальных, но и зарубежных композиторов вплоть до нашего времени. Своеобразен не только ее интонационный строй, но глубоко своеобразна ритмика, оригинальна орнаментика и импровизационная манера, очень крепки связи-с движениями танцев. В упомянутом выше обширном труде Франсиско де Салинаса "Семь книг о музыке" (1577) приведено множество кастильских мелодий, которые привлекали внимание ученого музыканта прежде всего с их ритмической стороны. Эти краткие мелодические фрагменты, охватывающие порой всего лишь диапазон терции, удивительно интересны по своим ритмам: частые синкопы в различном контексте, острые перебои ритма, полное отсутствие элементарной моторности, вообще постоянная активность ритмического чувства, никакой его инерции! Эти же качества были восприняты из народной традиции светскими вокальными жанрами, более всего вильянсико и другими разновидностями песни под виуэлу.

Инструментальные Жанры в Испании широко и самостоятельно представлены творчеством композиторов-органистов во главе с крупнейшим из них Антонио де Кабесоном (1510-1566), а также целой плеядой блистательных виуэлистов с несметным количеством их произведений, отчасти связанных с вокальной мелодикой различного происхождения (от народных песен и танцев до духовных сочинений). К ним мы специально вернемся в главе об инструментальной музыке эпохи Ренессанса, чтобы определить их место в общем ее развитии.

К XVI веку относятся и ранние этапы в истории испанского музыкального театра, который зародился еще на исходе предыдущего столетия по инициативе поэта и композитора Хуана дель Энсины и существовал в течение долгого времени как драматический театр с большим участием музыки в особо предназначенных для нее местах действия.

Наконец, заслуживает внимания ученая деятельность испанских музыкантов, из которых уже оценили Рамиса ди Пареху за прогрессивность теоретических воззрений и Франсиско Салинаса за уникальное по тому времени рассмотрение испанского фольклора. Упомянем также несколько испанских теоретиков, посвятивших свои работы вопросам исполнительства на различных инструментах. Композитор, исполнитель (на виолоне - басовой виоле да гамба), капельмейстер Диего Ортис издал в Риме свой "Трактат о глоссах” 1553), в котором подробнейшим образом обосновал правила импровизированною варьирования в ансамбле (виолоне и клавесин). Органист и композитор Томас де Санкта Мария опубликовал в Вальядолиде трактат "Искусство играть фантазию" (1565) - попытка методически обобщить опыт импровизации на органе: Хуан Бермудо, выпустивший в Гренаде свою "Декларацию о музыкальных инструментах" (1555), охватил в ней, помимо сведений об инструментах и игре на них, некоторые вопросы музыкального письма (возражал, в частности, против перегруженности полифонии).

Таким образом, испанское музыкальное искусство в целом (вместе с его теорией), вне сомнений, пережило в XVI веке свой Ренессанс, обнаружив и определенные художественные связи с другими странами на этом этапе, и существенные отличия, обусловленные историческими традициями и социальной современностью самой Испании.

Какой бы ни была многогранной страна с ее различными регионами, традициями, обычаями и языками, музыка всегда будет ее зеркалом. Мрачные монастыри Галисии , разливающееся в сладком воздухе Андалусии пение кантаора, пышные залы дворцов Мадрида – небольшое путешествие по истории испанской музыки откроет нам Испанию с неизвестной прежде стороны.

По монастырям Каталонии и Галисии

Профессиональная музыка Испании, как и других европейских стран, рождалась в монастырях, которые в давние времена были не только оплотом духовной жизни, но и крупными центрами науки и искусства. Санта Мария де Риполь (Вик), Санта Мария дель Мар (Барселона), кафедральный собор Сантьяго де Компостела становятся центрами григорианского пения – одноголосного сопровождения католической службы певчими.

Позже на его основе создаются первые театральные представления, литургические драмы, которые ставились во время службы. Некоторые из них продолжают свое существование и сегодня, например, Песнь Сивиллы можно услышать в кафедральном соборе Майорки в рождественскую ночь с 24 на 25 декабря. В XIII веке начинает развиваться поэзия на национальных языках, а вместе с ней и творчество менестрелей – придворных певцов и бродячих музыкантов.

Их одноголосные песни повествовали о безответной любви к прекрасной даме, рассказывали о военных походах и дружбе. Нередко образ возлюбленной в средневековой поэзии трансформировался в образ Девы Марии, а любовь земная – в любовь небесную. Самый известный памятник испанской средневековой лирики Cantigas de Santa María отражает эту тенденцию: около 420 кантиг (песен), написанных, по преданию, королем Альфонсо Мудрым на галисийско-португальском диалекте, содержат чудесные истории о Святой Деве и молитвы в ее честь.

Сценами из музыкальной жизни средневековой Испании славятся барельефы над порталами соборов, например, El Pórtico de la Gloria над входом в собор Сантьяго де Компостела , где можно увидеть изображения музыкальных инструментов того времени. В XIV веке народные языки проникают в богослужение, разбавляя сухую и непонятную простым людям латынь. Появляются духовные песни на религиозный сюжет, которые исполнялись верующими за пределами церкви. Ценным собранием является Красная книга Монсеррат, или Llibre Vermell, до сих пор хранящаяся в библиотеке монастыря: в нее включены песни на каталанском языке, латыни, которые исполнялись паломниками в честь главной святыни этого места – Черной Девы Марии . Некоторые песни из этой книги сопровождались круговыми танцами.

Арабы оказали большое влияние на культуру Испании: вплоть до 1492 года, падения Гранады, они были полноправными властителями южных территорий государства. В период Кордовского халифата расцветают такие музыкальные жанры, как заджаль и мувашшах – куплетные песни, в которых куплет часто исполнялся солистом, а припев – хором. Особая изысканность мелодий, тонкая орнаментика и импровизационность не только станут отличительными чертами арабской музыки, но и окажут большое влияние на музыкальную культуру христианской Испании.

Позже, в XIX веке, на этих южных землях рождается страстное и притягательное фламенко – синтез танца, гитары и голоса. Вобрав в себя разные элементы андалузской, цыганской, еврейской, арабской культур, этот жанр к концу столетия достиг небывалой популярности. Появились кафе и салоны, в которых выступают такие звезды фламенко, как Ла Макаррона, Ла Куэнка, Рита Ортега, Лампарилья.

В XX веке и по сей день популярность фламенко не угасает: элементы этого танца используются в классическом балете, появляются экспериментальные площадки, объединяющие традиционный андалузский танец с джазом, продолжают появляться новые звезды, такие как Исабель Байлон и другие.

«Золотой век»

Период с середины XVI века до середины XVII-го по праву считается расцветом испанской культуры в живописи , литературе и музыке. Складывается национальная школа композиторов строгого стиля, развиваются национальные жанры многоголосной музыки, на придворной сцене блистает опера , а король инструментов – орган – достигает пика популярности. Большую роль продолжает играть религиозная музыка, своими возвышенными многоголосными сочинениями славятся Кристобаль Моралес, Франсиско Герреро, Томас Луис де Виктория.

С другой стороны, силу набирают светские сочинения, уходящие своими корнями в народные жанры – вильянсико и энсалада. Вильянсико, родившееся из бесхитростной народной песни (не зря его название происходит от слова «villan», крестьянин), в XV–XVI становится важной темой творчества таких композиторов , как Хуан дель Энсина, Педро де Эскобар, Хуан де Анчьета, Хуан де Триана и многих других. Музыка сохранилась в песенниках того времени – cancioneros («кансьонерос»), в частности, Cancionero musical de Palacio, Cancionero de la Colombina, а также Cancionero de Uppsala, где появляются рождественские вильянсико. В XVII веке любовная тематика вильянсико полностью сменяется религиозной.

Энсалада (дословно «салат») – жанр не менее интересный, чем вильянсико. Немного гротескный и саркастичный, он допускал комбинацию разных текстов, стилей и даже языков в рамках одного произведения. Сочинением энсалад прославились композиторы, Матео Флеча (Старший и Младший), Бартоломе Касерес и другие.

Тогда же создается испанская гитара – она утверждается в профессиональной музыке наряду с другими инструментами. Выходит в свет большое количество сочинений Лукаса де Рибайяса, Антонио де Санта Круса, Гаспара Санс. В музыке для органа главенствует жанр тьенто, блестящими авторами которого становятся Хуан Кабанильес и Франсиско Корреа де Арраухо.

На сцене королевского театра в Мадриде при сотрудничестве двух выдающихся фигур эпохи Хуана Идальго и Педро Кальдерона появляется опера: созданная по итальянскому образцу, на испанской сцене она приобретает национальные черты. Такие шедевры, как «Одним лишь взглядом ревность убивает» и «Пурпур розы», славились не только благородством музыки и метафоричностью поэтического языка, но и эффектной театральной машинерией, придуманной и воплощенной придворным архитектором итальянского происхождения Антонио Антоноцци.

От Просвещения к романтизму

В XVIII веке Испания испытывает влияние итальянской музыки. При королевском дворе работают выдающиеся композиторы Доменико Скарлатти, Луиджи Боккерини, Гаэтано Брунетти и другие. Они приносят в испанскую музыку новые жанры: начинает развиваться оратория и кантата.

В это время на арену музыкальной жизни Испании выходит сарсуэла. Она зарождается еще в XVII веке как небольшой эксперимент в сочетании театра, музыки и шутки. Обязательными ее составляющими были комический незамысловатый сюжет и разговорные диалоги, перемежающиеся музыкой. В XVIII веке сарсуэла сближается с итальянской оперой в творчестве Хосе де Небры и Антонио Саморы. Но уже в конце века этот жанр начинает приобретать самостоятельность и национальные черты, уходя от итальянских влияний в сторону испанских сюжетов и героев из повседневной жизни, а также использования жанров испанского фольклора – сегидильи, фанданго.

Серебряный век испанского искусства

В конце XIX – начале XX веков музыка Испании переживает «новое рождение», или Ренасимьенто. Под началом Фелипе Педреля, музыковеда и композитора, организуется национальная композиторская школа . Музыканты все больше обращаются к национальным истокам: старинному фольклору («канте хондо»), музыке фламенко. Появляются поэтические музыкальные зарисовки Испании в творчестве Исаака Альбениса (фортепианная сюита «Иберия»), Энрике Гранадоса («Испанское каприччио», «Испанские танцы» для фортепиано), а в операх и балетах Мануэля де Фальи впервые на классической сцене начинают выступать танцоры фламенко и народные певцы («Любовь – волшебница», «Короткая жизнь»). Влияние романтизма испытывают поэтические миниатюры каталонских композиторов Фредерика Момпоу и Хавьера Монтсальватже, а Хоакин Родриго создает знаменитый «Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...