Для чего создан национальный музей в доу. Консультация для воспитателей«Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения

Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников

Описание : данный материал будет интересен педагогам дошкольного образования.

Назначение материала: Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей, такие как:
Познавательное развитие: представлений о социокультурных ценностях нашего народа;
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой;
Одним из средств формирования начал коммуникативной компетентности у старших дошкольников является организация в группе мини-музея. Поэтому в группе был создан мини-музей под названием «В гостях у сказки». Для его создания был разработан проект.
Цель проекта: организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Задачи:
1 Образовательная
–развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через обогащение воспитательно- образовательного процесса новыми формами работы;
- формирование у старших дошкольников представления о музее.
2 Развивающая
– развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
3 Коммуникативная
– развитие связной речи;
умения общаться со сверстниками и взрослыми;
умения вести себя в общественных местах;
4 Нравственная
– воспитание уважения к труду взрослых;
- воспитание осознанно бережного отношения к культурному наследию народов, как к источнику художественно-литературного богатства;

Основные принципы работы в музее:

Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.


Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой.
Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее;
Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям
Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
Разнообразность: экспонаты музея разнообразны.
Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Партнёрство: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Структура музея:

Разделы и экспон аты:

1 раздел: Здесь мы собрали предметы из разных сказок, которые знают дети: "Царевна-лягушка", "Сапоги-скороходы", "Гусли-самогуды", "Игла, в которой таится смерть Кощея бессмертного", "Наливное яблочко на расписном блюдечке", "Клубочек указывающий дорогу", «Волшебная палочка», «Шапка-невидимка», «Скатерть-самобранка», «Волшебный ларец», «Отравленный гребешок», «Горшочек каши», «Золотой ключик», «Волшебное зеркало», «Туфелька Золушки». Есть и зелёный дуб из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане», на его ветвях затаились кот учёный и русалка.
2 раздел: «Сказки в загадках».
В музее используются карточки с загадками. Тексты записаны на карточках - желудях и развешаны на ветвях дуба. Хорошо смотрятся иллюстрации в картинках для самостоятельного сочинения и угадывания сказок, на страницах волшебной книги. Украшают музей интересно оформленные книги с волшебными сказками.
3 раздел: В разделе «Мы - «Сказочники» для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочную тему, пазлы, лото, домино.
4 раздел: «Волшебный театр». Также здесь расположены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизации.
5 раздел: «Портретная галерея». В музее сказок находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома вместе с историей написания сказок и иллюстрациями к ним
6 раздел «Умные сказки» - подобрана детская литература по различным жанрам разных поэтов и писателей. Мини-музей наполнен книгами разного формата, назначения: словари, энциклопедии, учебники, музыкальные, книги-раскраски, книги-игрушки, журналы, комиксы.
7 раздел: Работает в нашем музее и мастерская "Книжкина больница" и «Читательский уголок», где ребята могут обыграть роли работника библиотеки. В процессе изучения экспонатов выставки дети обмениваются мнениями, составляют рассказы об увиденных предметах, играют в «Экскурсовода».

Этапы проекта по созданию музея:

1.Подготовительный:

Обсуждение с родителями на родительском собрании идеи создания мини-музея в группе;
-определение темы и названия музея путём опроса воспитанников группы;
-сбор экспонатов для музея;
-разработка модели и определение места для музея, опираясь на принципы экологичности и безопасности;
-подбор методической литературы по теме музея, подбор настольно-печатных и дидактических игр;
-разработка конспектов экскурсий;
-формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.

2. Этап реализации прое кта:

Создание мини-музея.
- определение темы и содержания экскурсии, составление плана экскурсии
- целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия
- общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы

3.Обобщающий э тап:

4. Деятельностный этап: функционирование мини-му зея.

Важно, что в создании нашего мини-музея принимали участие как сами воспитанники, так и их семьи. Ведь именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении экспозиции. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Схема построения работы в му зее:

Образовательная область « Речевое развитие»: обзорные экскурсии; рассказы детей; мини- экскурсии;
Образовательная Область « Познавательное развитие»: рассматривание объектов; интегрированные занятия; конструирование;
Образовательная Область « Художественно-эстетическое развитие»: занятия по лепке, рисованию, аппликации;
Свободная деятельность детей: рассматривание экспонатов; рассматривание альбомов; самостоятельная продуктивная деятельность;


Взаимодействие с семьями воспитанников: участие в сборе экспонатов; изготовление экспонатов своими руками; изготовление альбомов.
Во время экскурсий по музею я провожу беседы с детьми с опорой на экспонаты того или иного раздела. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Таким образом, реализация проекта по созданию мини-музея является эффективным и действенным средством развития коммуникативной компетентности дошкольников.

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В нашем саду существует мини-музей «По дороге к искусству», куда входят: «Картинная галерея»; «Народная игрушка»; «Декоративно-прикладное искусство».

Мини-музей в детском саду, родился с малого – уголка, затем выставки, посвященной декоративно – прикладному искусству. По мере накопления экспонатов возникла необходимость в оформлении кабинета искусствоведения. Все вопросы, связанные с организацией музея, его ведением, были поставлены на повестку дня на педагогическом совете. К обсуждению приглашался и родительский комитет. План работы музея координируется с годовым планом работы детского сада. В план включаются занятия, праздники, экскурсии. Все эти мини-музеи взаимосвязаны и помогают педагогам успешно решать ряд задач:

  • приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
  • приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозициями художественных музеев;
  • формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства;
  • развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
  • повышать культурный уровень педагогов и родителей.

Идея создания мини-музея возникла по нескольким причинам: наш детский сад находится далеко от центра города, поэтому организовывать экскурсии в музеи, картинные галереи очень сложно. Да и выставки не везде рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста.

Программа «Детский сад 2100», которая действует в нашем саду, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие собственного музея позволяет полнее решить эту задачу. Кроме того в условиях детского сада (7 групп) мини-музей стал центром культурно-эстетического развития ребёнка.
Руководство и педагоги детского сада очень ответственно подошли к дизайну каждого уголка музея, старались сделать интерьер гармоничным и уютным, вложили материальные средства и собственные силы. И в результате музей стал «изюминкой» детского сада. Его посещают наши воспитанники, дети из других детских садов, школьники и жители нашего микрайона. Посещение музея для детей – это особое событие, почти праздник. Наш педколлектив проводит там разнообразную работу, которая позволяет поддерживать интерес у дошкольников на протяжении всего времени их пребывания в детском саду.

Музейные экспонаты собраны по разным принципам, например, такие как:

  • Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.
  • Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.
  • Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).
  • Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
  • Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны, например, в «Картинной галерее» имеются разновидности живописи (пейзажи, натюрморты, портреты, сюжетно-тематические картины, такие как былинно-сказочные, бытовые); «Народная игрушка» – глиняные игрушки (дымка, филимоново, каргополь), льняные, деревянные (матрёшки, богородские), фарфоровые; «Декоративно-прикладное искусство» – посуда, игрушки и разнообразные предметы представляющею хохлому, городец, гжель, жостово, писанки.
  • Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
  • Принцип безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.
  • Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
  • Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Залог успешного и востребованного хорошего мини-музея – его интерактивность в нашем детском саду. Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, посуду, картины – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровыми персонажами: домовенком Кузей, Котом в Сапогах, Бабой Ягой, помогут по-другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно.
В основе инновационной работы нашего коллектива – глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества.

Направления инновационной работы:

  • Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, картинной галереи, детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.
  • Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.
  • Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп. Например, такие как:

Природа родного края. Знакомство с особенностями и достопримечательностями природы, природными условиями, с растительным и животным миром Саратовского края. Обзорная экскурсия по отделу природы. В этот раздел входят:

«Удивительный мир птиц» Рассказ о птицах разных стран и природных зон Саратовской области, их образе жизни, повадках и охране. Беседа с демонстрацией слайдов, чучел птиц, видео- и аудиоматериалов для детей среднего и старшего возраста.
«Живые барометры». О животных и растениях, предсказывающих изменения погоды. Лекция с демонстрацией слайдов и видеофильмов для детей старшего возраста.
«Красная книга». Рассказ о животных и растениях Саратовской области, внесенных в областную Красную книгу. Лекция с демонстрацией чучел животных, слайдов и видеофильмов для детей среднего и старшего возраста.
«Экзотические животные». Знакомство с музейной коллекцией чучел экзотических животных. Беседа с детьми подготовительной группы.
«Лесной театр». Игровая экскурсия в форме представления, в которой разыгрываются сцены из жизни леса, соответствующие 4-м временам года. Для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
«Подземная кладовая Саратовского края». О полезных ископаемых Саратовского края и их использовании в производстве, для детей подготовительной группы.
«В гости к сусликам». Игровая экскурсия с интерактивными элементами об особенностях степных экосистем, для детей подготовительной группы.
«Путешествие в мир насекомых».Экскурсия-беседа о насекомых саратовского края, для детей среднего и старшего возраста.
«Фантастический мир бабочек».О бабочках Саратовской области и обитателях тропических областей земного шара, их образе жизни, повадках и охране. Беседа с демонстрацией иллюстраций на мультимедиа проекторе с детьми старшего возраста.

История саратовского края. Экскурсии, беседы, игровые занятия

«Здравствуй, музей!» Первое знакомство с музеем и некоторыми страницами истории края. Обзорная экскурсия для детей среднего и старшего возраста.
«Как жили древние люди». Об образе жизни и занятиях людей, живших в каменном веке. Игровое занятие с использованием археологических находок для детей подготовительной группы.
«Юрий Гагарин». Экскурсия-игра по выставке «Дорога в космос» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Три, два, один, старт!». О Ю.А.Гагарине и других космонавтах, связанных с саратовским краем. Экскурсия с игровыми элементами по выставке «Дорога в космос» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
«Сказ про Ивана-стрельца, саратовского молодца». Экскурсия с интерактивными элементами в экспозиционном зале «Саратовский край в годы Великой Отечественной войны» для детей старшего возраста.

Культура и быт народов Саратовского края. Беседы, интерактивные занятия

«Из истории игрушки». Знакомство с музейной коллекцией народных игрушек, историей возникновения игрушки. Беседа с детьми среднего и старшего возраста.
«Одежда народов Саратовского Поволжья». Знакомство с традиционным костюмом народов Саратовского края: русских, украинцев, чувашей, мордвы, татар на основе музейной коллекции. Беседа с детьми среднего и старшего возраста.
«Путешествие в историю книги». Знакомство с музейной коллекцией старопечатных книг, учебников, детских книг. Беседа с детьми подготовительной группы.

Фольклорные праздники.Театрализованные экскурсии в музее

«Новый год на старый лад, или как в старину Новый год на Руси встречали». Традиции встречи Нового года на Руси. Новогодний бал в дворянской гостиной, колядование в крестьянской избе, веселье у новогодней елки с детьми старшего возраста.
«Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Знакомство с русскими народными традициями проводов зимы и встречи весны. Игры, песни, загадки, блины. Участие детей среднего и старшего возраста в старинных масленичных обрядах.
«Зеленые святки. Троица». О народных традициях проводов весны и встречи лета на Руси. Игры, гадания, фольклор с детьми подготовительной группы.
«Осенние праздники на Руси»
Знакомство со старинными обрядами, связанными с уборкой урожая, осенние ярмарочные и другие развлечения с детьми среднего и старшего возраста.
Использование новвоведений на занятиях и в организации воспитательно-образовательного процесса, например таких, как: театрализованное занятие, занятие-путешествие, сюжетно-ролевая игра-занятие, консультации, взаимообучения, аукционы, презентации, гостиная, проекты, занятия-фантазии, концерты, игра – «Поле чудес».

Формы работы мини-музея:

Выставки:

  • Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
  • Музейно-исторические. Цель: знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
  • Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
  • Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно- прикладными ремёслами.
  • Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
  • Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой – либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея.
  • Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 мес. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.
Экскурсионная работа с детьми ведётся со 2 младшей группы.

Творческая гостиная

  • Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д
  • Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов микрайона.
  • Семинары и мастер – классы, для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: нетрадиционное рисование, бумагопластика, флористика, тестопластика, поделки из природного и бросового материала.

Студия «Город мастеров»

В музее проводятся нетрадиционные и интегрированные занятия с дошкольниками по ручному труду, кружковая работа с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.
В результате проведённой в мини-музее работы у детей повысился интерес к произведениям живописи, народным игрушкам и декоративно-прикладного искусства, способность к эстетическому восприятию; существенно расширились представления об окружающем мире, о городе, крае. Выпускники занимаются в детской школе искусств, кружках и студиях центра детского творчества. Возросла заинтересованность педагогов и родителей в знакомстве с творческими достижениями земляков. Родители стали активно принимать участия в жизни детского сада и, конечно же, оснащении музея. Наличие нашего мини-музея позволяет активно привлекать детей родителей к подготовке экспонатов, участию в экскурсиях, что способствует укреплению семьи и формированию желания изготавливать поделки и рисовать картины всей семьёй.

1 слайд. Мини-музей в детском саду «Солнышко». «По дороге к искусству». Представляет воспитатель Елена Геннадьевна Минникеева Высшая квалификационная категория.

2 слайд. Особенности мини-музея в детском саду.

– Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
– Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.
– Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

3 слайд. Правила поведения в музее.

  • В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
  • Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  • Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
  • Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

4 слайд. Актуальность: реализация целевых образовательных стандартов.

– Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
– Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

5 слайд. Цели:

  • привлечение внимания родителей к музеям;
  • создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
  • обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
  • использование новых форм работы с детьми и их родителями.

6 слайд. Задачи:

  • формирование у дошкольников представления о музее
  • приобщать дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
  • способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
  • выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;
  • вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.

7 слайд. Принципы построения музейной экспозиции как инновационной технологии:

  • интеграция;
  • деятельность;
  • культуросообразность;
  • гуманизация;
  • разнообразия;
  • экологичность;
  • безопасность;
  • непрерывность;
  • партнёрство.

8 слайд. Педагогические функции музея:

  • Образовательные :
  • Развивающие :
    • активация мышления;
    • развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
    • обогащение словарного запаса;
  • Воспитательные :
    • формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
    • становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
  • Просветительские :
    • формирование умений, навыков;
    • формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

9 слайд. Фотоальбом музея. «Народная игрушка». Деревянная игрушка. Современная Богородская резьба – многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

10 слайд. Глиняная игрушка. «Дымка». Дымковская игрушка близка нам своим художественным содержанием, меткостью характеров, остроумной шуткой, чувством радости жизни. В этом ценность уникального дымковского искусства, неподвластного времени.

11 слайд.

«Каргополь». Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки.
«Филимоновские свистульки». Филимоновская игрушка вдохновляла на творчество поэтов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства.

12 слайд. Декоративно-прикладное искусство. Керамика фарфор. Керамика – изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
«Гжель» Гжельский фарфор сегодня невероятно популярен. С ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

13 слайд. «Жостово». Жо?стовская роспись– народный промысел художественной росписи металлических подносов.
«Русская матрёшка». Матрёшка – важнейшее средство культурной преемственности. Через нее передается и сохраняется культурный и художественный опыт, осуществляется связь между поколениями. В настоящее время возрос интерес к традиционной народной игрушке, так как в ней удивительным образом сочетаются укоренившиеся веками традиции с новейшими элементами художественной культуры.

14 слайд. «Городец». Городецкая роспись в произведениях современных мастеров не только сохранила свои традиции, но и получила дальнейшее их развитие. Радуют богатство и разнообразие ассортимента изделий. Городецкий орнамент, оставаясь в своих основах традиционным, стал еще более красочным, технически совершенным и отвечает духу современности.

15 слайд. «Хохлома». Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома".

16 слайд. Учебная зона.

17 слайд. Картинная галерея. Полотна художников экспонированы в самом светлом зале садика и радуют малышей настроением и доброй памятью.

18 слайд. «Натюрморт». Натюрморт – «мёртвая природа»– изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

19 слайд. «Пейзаж». Изображение природы. «Пейзаж» с французского «вид страны, местности»:

  • морской;
  • лирический;
  • сельский;
  • городской;
  • космический;
  • горный;
  • фантастический.

20 слайд. «Портрет». Изображение индивидуального образа человека, его чувств, настроения и внутреннего мира:

  • парадный;
  • интимный (домашний);
  • групповой;
  • психологический;
  • автопортрет.

21 слайд. 22 слайд. «Сюжетно-тематическая картина».

23 слайд. Формы работы мини-музея:

Выставки:

– Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
– Музейно-исторические. Цель – знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
– Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
– Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно-прикладными ремёслами.
– Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
– Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой-либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея.
– Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

24 слайд. Творческая гостиная.

– Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д
– Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов района.
– Семинары и мастер – классы, для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: нетрадиционное рисование, бумагопластика, флористика, тестопластика, поделки из природного и бросового материала.

Студия «Город мастеров».

В музее проводятся интегрированные и нетрадиционные формы занятий с дошкольниками по ручному труду, кружковая работа с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.

Тема доклада: из опыта работы «Организация мини-музея «Наше наследие» в детском саду.»

Воспитатель: Озернова Ольга Ивановна

МОУ Красносельская СШ дошкольная ступень образования.

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В детском саду решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с культурой и традициями своего народа - организация в детских садах мини-музеев. С сентября 2014 года в нашем детском саду функционирует мини-музей «Наше наследие».

Мини-музей - это особое, специальное организованное пространство детского сада, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям. На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Важная особенность мини - музея — участие в их создании детей и родителей.Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее можно и потрогать. Мини-музей можно посещать каждый день, брать в руки экспонаты и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждая выставка мини-музея — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

Формирование у детей патриотических чувств и развития духовности является одним из направлений работы нашего детского сада. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Поэтому считаем, что приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. С этой целью в детском саду был создан мини-музей «Наше наследие».

Не секрет, что часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников. А наши дети знакомятся со всем этим ещё в детстве. Руками педагогов, родителей, в детском саду созданмини-музей. Обратились с просьбой к родителям и сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда и др.предметы. Так по крупицам стали появляться экспонаты музея. Выделили помещение и стали обставлять.

Значение музея в воспитании ребенка велико. «Диалог» с музеем развивает у детей патриотические, духовно-нравственные качества, формирует представление о предметном мире, развивает речь ребенка. У нас в музее созданы пять экспозиций - «История детского сада», где собраны фотографии сотрудников, мероприятий, поделки педагогов и детей.

Вторая экспозиция - «Русский костюм», здесь подобрана одежда: русские народные сарафаны, кофты, рубахи, головные уборы, лапти.

Третья экспозиция - «Русская изба», где отражён быт, традиции русского народа, подобрано много книг по духовно-нравственному воспитанию, много книг нам подарили сотрудники центра по духовно-нравственному развитию «Пчёлка».

Четвёртая экспозиция о ВОВ. На протяжении двух лет у нас проходит проект «Давным - давно была война», собраны материалы об истории войны, создана Книга памяти об участниках войны, которую помогали создавать родители наших воспитанников. Собраны материалы о боевых наградах и боевой технике, экспонаты военной жизни: фронтовые письма, документы, фляжки, котелки, фотографии (фотоколлажи),также рисунки о войне, выполненные детьми и др.

Помнить, хранить и нести сквозьгода историческую правду и память - вот главные правила для настоящего гражданина России.

Память начинается с детства, поэтому уже сейчас в детском саду воспитатели рассказывают дошкольникам про победы наших прадедов и дедов. Многих уже нет с нами, но их имена увековечены в стихах, книгах, которые малышам читают педагоги, родители. Дети приходят в музей, рассматривают экспонаты, сами рассказывают о своих родных, участниках войны. Дети научились ориентироваться в истории нашей страны, сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.

И пятая экспозиция - «Народные промыслы». Цель экспозиции: Познакомить воспитанников с народным промыслом, пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Это кружевоплетение, лозаплетение, резьба по дереву, роспись по дереву, вышивка, вязание, и др. При этом каждый промысел уникален.

В музее проходят разные мероприятия: экскурсии, занятия, народные игры, чтения. Детям интересно бывать в нашем музее. У нас накоплен определенный опыт музейно-образовательной работы. Он показывает, что создание музея способствует воспитанию у детей патриотических, духовно-нравственных качеств, а также установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной) . Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999) ; социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000) ; оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000) .

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями» . Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев - вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  • Наглядность.
  • Доступность.
  • Динамичность.

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе) .

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей) .

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй) .

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации) .

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

  • заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Результативность реализации технологии музейной педагогики

в условиях ДОУ заключается в следующем:

  • У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
  • Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку» .

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.

Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

  • учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • вызывать уважение к другим культурам;
  • развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

  • родительские собрания
  • консультации
  • индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

  • оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм
  • наличие детской мебели для проведения игр, занятий
  • соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Принципы создания мини-музея

  • Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
  • Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.) .
  • Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
  • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
  • Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок» , «ребенок- ребенок» .
  • Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
  • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
  • Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
  • Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Особенности месторасположения мини-музеев

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок» , спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности.

Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования) . Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • Размещение материала на настенных полочках;
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Использование мобиле;
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

Тематика мини-музеев

Может быть разнообразной:

  • «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
  • «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора» , развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;
  • «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок) , о роли собак в жизни человека;
  • Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
  • «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ) ;
  • «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
  • «Наша родина - Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
  • «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей) , сочинение сценариев, сказок;
  • Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
  • Картинная галерея;
  • Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос) , перья;
  • «Воинской доблести и славы» и др.

При определении содержания необходимо:

  1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.) . В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках» .
  2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены» : что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
  3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
  4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Организация в детском саду мини-музея посвященная определенному предмету объекту природы или явлению способствует использованию системного подхода который активно используется в программах ТРИЗ и РТВ. Данный подход позволяет рассмотреть предмет и ли явление с самых разных сторон. Несмотря на сложную терминологию системный подход вполне доступен дошкольникам.

Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек. Этот объект называется «Система» (1)

  • Любой объект (система) является частью чего-либо или находится в каком-то специальном месте (дерево в лесу, конструктор на полке и т.д.) . Это место называется «Надсистема» (2) .
  • Объект (система) состоит из каких-либо частей, деталей (в платье есть лиф, рукава, юбка, воротник и т.д.) . Ячейка, в которой мы рассматриваем «анатомию» объекта, называется «Подсистема» (3) .

Таким образом, рассмотрев центральный столбец, можно получить некоторые сведения об объекте. Далее необходимо рассмотреть центральную горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.

  • Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлся объект (система) в прошлом. (Чем была елочка до того, как стала елочкой?) . «Прошлое системы» .
  • Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдет с этим объектом? «Будущее системы» .

Таким образом получаем об объекте разнообразную информацию. С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.

  • Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у нее есть и собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть и гнездо с другими яйцами, и «мамин животик» (6 – надсистема системы в прошлом) . А такой предмет, как книга, можно рассматривать с точки зрения происходивших с ней изменений: какой книга была в старину, как создавалась.
  • Любая система в прошлом также имела свои составляющие. То же яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру, использовалась береста.
  • Точно также рассматривается и система в будущем – ее надсистема и подсистема (8, 9) . Кем станет цыпленок? Какой будет книга в будущем?

Эта таблица может быть дополнена еще несколькими позициями:

  • Антисистема – условно говоря, враги нашего объекта.
  • Нейтральная система – то, что никак не реагирует на наш объект, равно как к объекту все равно, существует нейтральная система или нет. Например, слону все равно, есть ли у нас дома шкаф.

Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии) . И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Мини-музей в детском саду.

ЧТО ТАКОЕ МИНИ-МУЗЕЙ?

Что означает слово «музей»?

Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М. : Советская энциклопедия, 1979.).

Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Реализация принципов музейной педагогики при использовании мини-музеев в ДОУ способствует решению следующих задач:

Учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;

Формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;

Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

Вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

Развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Долгие годы наши музеи запрещали свои посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами. Музеи становятся интерактивными. Но если «взрослые» музеи ими только становятся, то детсадовские мини-музеи с начала своего существования были такими. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ МИНИ-МУЗЕЙ В ДОУ

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Начать создание мини-музея целесообразно с названия мини-музея, разработки его модели, выбора места для размещения.

Мини-музеи должны постоянно пополняться новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный этап .

В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

Тематика мини-музеев может быть различной. В настоящее время уже есть немало научных работ и методических рекомендаций в области музейной педагогики.

Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного похода.

«Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

«Наша родина - Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;

Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос, перья;

«Воинской доблести и славы» и др.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п.

Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

2. Практический этап.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.

Воспитателю необходимо составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме.

Возле конкретных экспонатов имеются знаки-правила о взаимодействии с данными предметами.

На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.

3. Подведение итогов.

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

Выявление творческих способностей детей;

Расширение представлений о содержании музейной культуры;

Развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:

Проведение обзорных и тематических экскурсий,

Проведение познавательных бесед и мероприятий,

Организация выставок.

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

1. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один поход можно рассмотреть сразу несколько тем.

2. Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку самому быть экскурсоводом.

3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможно предложить детям подойти к интересующему их делу вместе с родителями.

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе мини-музеев можно организовать кратковременные (часто однодневные) выставки, которые называются «экспресс-выставками».

Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших обо всем рассказывать воспитатели.

Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.

Главное, Мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...